Научная статья на тему 'Оценка последствий вступления в ВТО для угольной промышленности Дальнего Востока'

Оценка последствий вступления в ВТО для угольной промышленности Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВТО / ПРИНЦИП ВТО / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГИОНА / БИЗНЕС-СТРУКТУРА / СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонких Анатолий Иванович

В статье дается оценка последствий вступления во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) для угольной промышленности Дальневосточного экономического региона, которые определяются масштабом, отличием социально-экономических условий на Дальнем Востоке (по сравнению с западными регионами России (региональный аспект)), характером последствий для взаимосвязанных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка последствий вступления в ВТО для угольной промышленности Дальнего Востока»

Тонких Анатолий Иванович - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и производственного менеджмента ГОУ ВПО «Дальневосточный Владивостокский государственный технический университет» (г. Владивосток). E-mail: [email protected]

Тел. 8-914-664-36-45

Оценка последствий вступления в ВТО для угольной промышленности Дальнего Востока

В статье дается оценка последствий вступления во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) для угольной промышленности Дальневосточного экономического региона, которые определяются масштабом, отличием социально-экономических условий на Дальнем Востоке (по сравнению с западными регионами России (региональный аспект)), характером последствий для взаимосвязанных отраслей.

Ключевые слова: Россия, Дальний Восток, ВТО, принцип ВТО, угольная промышленность Дальневосточного экономического региона, бизнес-структура, стандарт.

Всемирная торговая организация (ВТО) осуществляет торговую и промышленную деятельность в едином мировом правовом и экономическом пространстве с целью, как утверждается, защиты от любых недобросовестных действий, ухудшающих конкурентоспособность предпринимателей из разных стран, причем, как со стороны суверенных государств, так и частных корпораций.

Главный принцип ВТО заключается в том, что все, что ограничивает конкурентоспособность производителей продукции на внешних и внутренних рынках мира, должно обосновываться в соответствии с принятыми Генеральными соглашениями, договорами и протоколами ВТО. Каждая страна, вступившая в ВТО, поощряет судебную практику иностранных арбитражных судов при торгово-промышленных спорах предпринимателей из стран - членов ВТО. Страна, присоединившаяся к ВТО, делает это добровольно и осознанно в целях глобальной интеграции в мировую экономику, основанную на рыночном регулировании с максимальной свободой перемещения капитала, специалистов, товаров и услуг.

Поскольку Россия стоит на пороге присоединения к ВТО, то построение эффективно работающей рыночной инфраструктуры является сейчас для нее главной проблемой. Считается, что многое зависит от того, как определится российский бизнес со своими базовыми активами, экономикой, инфраструктурой регионов и т. п. На первый план выходит

задача обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику с ожидаемой пользой для национального интереса.

В современных рыночных условиях конкурентоспособность экономики и экономическая безопасность государства, состояние социально-экономической сферы зависят от конкурентоспособности всех государственных институтов и бизнес-структур независимо от их формы собственности и вида деятельности. Конкурентоспособность в современной мировой рыночной среде определяется соответствием органов государственного управления и бизнес-структур существующим международным стандартам системы менеджмента качества (СМК). Международные стандарты (в особенности ISO 9001:2000) распространяются на все сферы деятельности: промышленность и инновации, науку и образование, финансовые и иные услуги, сферу управления, включая госаппарат. Стандартами устанавливаются новые требования к производителям товаров и услуг, к инвестиционным и производственным процессам, содержанию и формам экспертных заключений [1].

В странах с развитой рыночной экономикой соответствие бизнес-структур этим стандартам - забота их владельцев, а в странах с развивающейся рыночной экономикой (например, в Китае) вопросы стандартизации и сертификации являются целенаправленно проводимой государственной политикой. В России эти вопросы даже после договоренности правительства о вступлении в ВТО на государственном уровне не решаются и не формулируются (хотя бы для предприятий реального сектора экономики).

При такой ситуации после вступления России в ВТО произойдут необратимые последствия для экономики, экономической безопасности и населения России. В соответствии с правилами ВТО, бизнес-структуры, не сертифицированные в соответствии с СМК, начнут немедленно вытесняться с внутреннего рынка зарубежными компаниями, не говоря уже о естественной потере зарубежных рынков сбыта. Исключением является экспорт сырьевых ресурсов и продукция первого передела.

В настоящее время бюджет России формируется, в основном, за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов. Известно, что около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточены в сфере недропользования, а добывающими и геолого-разведочными отраслями обеспечиваются не менее 33% валового внутреннего продукта и около 70% экспорта страны.

Не одно десятилетие в основе экономики и бюджета СССР (а сегодня и России) лежит использование минерально-сырьевых ресурсов. Россия унаследовала от СССР положение страны - самой обеспеченной минерально-сырьевыми ресурсами. Доля России в мировых запасах нефти составляет 13%, газа - 32%, угля - 11%, свинца, цинка, кобальта, никеля, железа - от 10 до 32% и т. д. Валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет около 30 трлн. долл. [2].

Особо следует отметить роль экспорта в экономике страны. За рубеж Россия вывозит 45% и 33% добываемых в стране нефти и газа, соответственно, 34% - нефтепродуктов, до 90 - 99% - меди, никеля, алюминия (от общего объема производимых в стране этих важнейших видов минерально-сырьевой продукции). Значительная часть продукции экспортируется в сыром виде (товарная руда, концентраты) без высокой переработки ее внутри страны.

Анализируя возможности экономического развития страны, необходимо отметить, что социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе (в настоящее время и в перспективе) в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования.

В связи с присоединением к ВТО необходимо знать и уметь делать все, что знают и умеют конкуренты в этой организации. Успех на рынке зависит: от уровня компетентности персонала; практической ориентации на потребителя; способности предприятий управлять финансовыми и иными рисками; нести ответственность по ним, что подтверждается надлежащим уровнем сертификации и аккредитации. В условиях ВТО не фонды и инвестиции, а кадры, информация и торговля определяют конкурентоспособность страны, ее территорий и предприятий. Следует помнить, что в ВТО человек является функциональным блоком систем менеджмента качества [2].

Последствия вступления России в ВТО для угольной промышленности ДВЭР будут определяться, во-первых, масштабом последствий, характерных для угольной промышленности России в целом (отраслевой аспект), во-вторых, отличием социально-экономических условий на Дальнем Востоке по сравнению с западными регионами России (региональный аспект), в-третьих, характером последствий для взаимосвязанных отраслей: машиностроения (для угольной промышленности), сельского хозяйства, торговли, межотраслевыми эффектами от изменения институциональных условий спроса и предложения (межотраслевой аспект) [1].

Анализ возможных последствий вступления России в ВТО для различных отраслей показывает, что нет ни одной отрасли, ни одного предприятия, на хозяйственной деятельности которых не отразится членство в ВТО. Любое предприятие, даже не являющееся экспортно-ориентированным или конкурирующим с импортом на внутреннем рынке, окажется под воздействием последствий присоединения к ВТО в результате изменения тарифов естественных монополий, цен внутреннего рынка, отмены ряда государственных субсидий, унификации правового пространства страны и др.

Характер последствий вступления России в ВТО для различных отраслей (позитивный или негативный) будет определяться:

■ конкурентоспособностью продукции предприятий отрасли (конкурирующие или не конкурирующие с импортом, экспортируемые или нет);

■ защищенностью предприятий отрасли мерами государственной поддержки, не допускаемыми ВТО (субсидии, льготы и др.);

■ наличием проблем со сбытом продукции отрасли на внешний рынок и их характером (качество, спрос, протекционизм и др.);

■ степенью вовлеченности отрасли во внешнеэкономическую деятельность и местным потенциалом импортозамещения.

Естественно, предприятия, получавшие ранее господдержку, при ее отмене окажутся в проигрыше. Если производитель, экспортирующий продукцию, получал протекционистское содействие со стороны государства, то последствия вступления России в ВТО для него будут негативными.

Угольная промышленность относится к отраслям, большая часть продукции которой в настоящее время конкурирует с импортом на внутреннем и внешнем рынках. Однако тяжелое состояние отрасли требует определенных мер государственной поддержки, которая выражается в льготных механизмах налогообложения, таможенных барьерах для импорта, протекционистских мерах поддержки экспорта и др.

При рассмотрении последствий присоединения России к ВТО для регионального развития необходимо акцентировать внимание на административно-правовых аспектах выполнения требований ВТО и ожидаемых экономических эффектах. Присоединение России к ВТО требует приведения законодательства регионов в соответствие с федеральными нормами, а также обеспечения федеральным центром выполнения регионами обязательств по международным договорам Российской Федерации. Все это приведет к унификации правового пространства РФ [1].

Влияние регионального аспекта на последствия вступления России в ВТО для угольной промышленности ДВЭР будет определяться: характером использования региональными органами управления нормативно-правовых мер (субсидии, льготы), административных ограничений на межрегиональные товаропотоки; регулированием местных цен и тарифов, применяемых на территории региона до вступления России в ВТО. То есть, последствия для отрасли будут определяться сложившейся в регионе территориальной и отраслевой структурой производства и потребления, а также региональной системой ее регулирования.

На Дальнем Востоке, согласно проведенным расчетам [3], к 2030 г. добыча угля может возрасти до 106 млн. т, в том числе в Республике Саха (Якутия) - до 48 млн. т, в Амурской области - до 26 млн. т, в Приморском крае - до 15 млн. т, в Сахалинской области - до 10 млн. т.

Присоединение России к ВТО благоприятно скажется на развитии угольной промышленности Дальнего Востока. В настоящее время почти весь коксующийся якутский уголь, в основном, с разреза Нерюнгринский, поставляется в страны Тихоокеанского региона (Японию, Южную Корею и

Тайвань) по долгосрочным контрактам. Кроме того, электроэнергетические компании Японии выразили готовность покупать и якутский энергетический уголь (в объёме около 6 млн. т угля).

Кроме уже разрабатываемых месторождений коксующихся углей в Республике Саха (Якутия), наиболее перспективными месторождениями коксующихся углей являются Денисовское и Эльгинское.

На Денисовском месторождении коксующихся углей запасы коксующихся марок угля составляют 170 млн. т, а извлекаемые запасы месторождения оцениваются в 70 - 85 млн. т. В 2030 г. предполагается добывать 5 млн. т коксующегося угля в год, большая часть которого может поставляться на экспорт - в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Эльгинское месторождение каменного угля - одно из крупнейших в мире и на Дальнем Востоке. Балансовые запасы по качеству соответствуют всем мировым стандартам коксующегося и энергетического угля, пригодны к разработке открытым способом, обеспечат добычу угля сроком более 100 лет. Разработан план освоения Эльгинского месторождения каменных углей, который предполагает: строительство разреза мощностью 30 млн. т; двух обогатительных фабрик, сопутствующей инфраструктуры; строительство Эльгинской ГРЭС, угольного терминала и морского порта.

Из всего объёма добываемого коксующегося и энергетического Эльгинского угля 50 - 60% может поставляться на экспорт через дальневосточные порты в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а остальной объем угля будут использовать внутри страны. Разработка Эльгинского месторождения является стратегически важной задачей как для всего Дальневосточного региона, так и для экспортного потенциала России в целом. Программа освоения Эльгинского месторождения рассчитана на 30 лет, а промышленная эксплуатация Эльгинского месторождения началась в 2009 - 2010 гг.

Литература и источники:

1. Ембулаев, В. Н. Совершенствование управления предприятиями угольной промышленности в целях повышения конкурентоспособности / В. Н. Ембулаев, А. И. Тонких. - Владивосток : Изд-во «Дальнаука», 2010. - 243 с.

2. Козловский, Е. А. Всемирная торговая организация и минерально-сырьевой комплекс России / Е. А. Козловский // Вестник XXI. Горно-металлургическая секция. - С. 151 - 172.

3. Плакиткина, Л. С. Прогнозная оценка потенциальных возможностей территориального развития угольной промышленности России /Л. С. Плакиткина // Уголь. - 2007. - № 11. - С. 18 - 23.

Tonkikh A.I.

FESTU, (sub faculty of EIM), Vladivostok Tel. 8-914-664-36-45

ESTIMATION OF CONSEQUENCES OF ENTERING IN (WTO) FOR COAL INDUSTRY (FEER)

Abstract

Estimation of consequences of entering in WTO is given In article for coal industry of the Far eastern economic region, which are defined, on the base of scale consequence, difference of social-economic conditions on Far East in contrast with west region of the Russia (the regional aspect), nature consequence for interconnected branches of industry.

The Keywords: Russia, FAR EAST, WTO, principle of WTO, coal industry of FEER, business-structure, standard.

The Worldwide trade organization (the WTO) realizes trade and industrial activity in united world legal and economic space for the reason, what becomes firmly established, protection from any careless actions, worsenning competitiveness of the businessmans from different countries moreover both on the part of sovereign states, and on the part of private corporations.

The Main principle of WTO is concluded in that that all that limits competitiveness of the producers to product on external and home markets of the world, must be motivated in accordance with General agreements, agreements and protocols taken by WTO. Each country entered in WTO, encourages the judicial practice of the foreign courts of arbitration under trade-industrial dispute of the businessmans from countries - a members WTO. The Country joined to WTO, does this of own accord and consciously in purpose of the global integration in world economy, founded on market regulation with maximum liberty of the moving of the capital, specialist, goods and services.

Since Russia stands on threshold of the joining to WTO, that building effectively working market infrastructure is presently main problem for it. It is considered, that a great deal depends on that, as Russian business is determined with their own base asset, economy, infrastructure of region and soon. On the first plan leaves the problem of the provision to equal integration of Russia in world economy with expected profit for national interest.

In modern market term competitiveness economy and economic safety of state, condition of social-economic sphere hang from competitiveness all state institutes and business-structures regardless of their property category and type to activity. Competitiveness in modern world market ambience is defined by correspondence of organs of state

management and business-structures to existing international standard of the system of management quality (SMQ). The International standards (especially ISO 9001:2000) spread on all spheres of activity: industry and innovation, science and education, financial and other facilities, sphere of management, including state organs. The new requirements to producer goods and services, to investment and production process, contents and the forms of the expert conclusions are fixed by standarts [1].

In country with developed market economies correspondence to business-structures to this standard is a care of their owners, but in country with developing market economies (for instance, in China) questions to standardizations and sertification are goal-directed conducted state policy. In Russia these questions even after agreement of government about entering in WTO on state level do not dare and are not formulated for enterprise of the real sector of the economy at least.

Under such situations after entering the Russia in WTO will occur the inconvertible consequences for economy, economic safety and populations in Russia. In accordance with rules of WTO business-structures, that haven't sertification in accordance with SMQ, are immediately displaced with home market by foreign companies, to say nothing of natural loss foreign sales market. The exception is an export of raw materials resource and product of the first redistribution.

At present budget of Russia is formed at expense of the export mineral-raw materials resource basically. It known that beside 40 % of fund industrial enterprise and 13 % of balance cost of the main fund of the economy in Russia concentrated in sphere of using the bowels of the earth, but gaining and geology-exploratory branches are provided not less 33 % of cost of gross inner product and beside 70 % of cost of export of the country.

Not one decennial event in base of the economy and budget USSR, but today and Russia, lies using mineral-raw materials resources. Russia has inherited from USSR position of the country, the most well-off mineral-raw materials resource. The share of Russia in world spare of the oils forms 13 %, gas 32 %, coal 11 %, lead, zinc, cobalt, nickel, ferric - from 10 to 32 % and so on. Gross value reconnoitred and beforehand evaluated spare forms nearly $30 bill. [2].

Specifically follows to note the role of the export in economy of the country. Russia exported 45 % and 33 % of the oils and gas gained in the country accordingly, 34 % products of oil industry, nearly 90-99 % of honeys, nickel, aluminum from the total volume these the most important type mineral-raw materials product. Produced in the country. The much of product is exported in cheese type (goods ore, concoctions) without its high conversion in the country.

Analysing possibility of the economic development of the country, necessary to note that social-economic development, geopolitical position

and role of Russia in world community at present and in prospect in significant measure are defined its mineral-raw materials potential and state strategy of using this potential.

In connection with joining to WTO necessary to know how to do all that know and do the rivals in this organizations. The success on the market depends on level competence of personnel; the practical orientation on consumer; the abilities of enterprise to control financial and other risk; have responsibility to it, as evidenced by behoove level sertification and accreditation. In term WTO not funds and investments, but personnel, information and trade define competitiveness of the country, its territories and enterprise. Follows to remember that in WTO the person is a functional block of the systems of management quality [2].

The consequences of the entering Russia in WTO for coal industry FEER will be defined, first, scale consequence typical for coal industry of the Russia as a whole (the branch aspect), secondly, difference of social-economic terms on Far East in contrast with west region of the Russia (the regional aspect), in-third, nature consequence for interconnected branches: machine building for coal industry, agriculture, trade, interindustry effect of changing terms of the supply and demand (the interindustry aspect) [1].

The analysis of possible consequence of entering Russia in WTO for different branches shows that no neither one branches, nor one enterprises, on economic activity which is not reflected membership in WTO. Any enterprise not even being export-oriented or rival with import on home markets, will turn out to be under influence consequence of joinings to WTO as a result of changing of tariff of natural monopolies, the prices of the home market, cancelling the state subsidies, unifications legal space in the country and others. Nature of consequences of entering Russia in WTO for different branches (positive or negative) will be defined by:

- competitiveness of products of enterprisies in branches (rival or not rival with import and export);

- the scale of defence of enterprise in branches measure of state support, not allowed WTO (the subsidies, privelegies and others);

- presence of the problems with marketing of the product of branches on foreign market and their nature (the quality, demand, protectionism and others);

- degree of involving of branches in foreign economic activity and local potential of substitution of import.

Naturally, enterprises, that earlier got support of the state after its cancelling will come off a loser. If producer, exporting product, got the protectionism assistance from the part of state, that consequences of the entering Russia in WTO for it will be negative.

Coal industry pertains to branch, big part of product of which at present competites with import on internal and foreign markets. However heavy condition in branches requires the certain measures of state support,

which is expressed in favourable mechanism of the taxation, customs barrier for import, protectionism measures of supports of the export and others. At consequence of the joining Russia to WTO for regional development necessary to accent attention on administrative-legal aspect of the performing the requirements of WTO and expected economic effect. The Joining Russia to WTO requires the adductions of legislation in regions in accordance with federal rate, as well as provision by federal centre of the execution region obligations on international agreements of the Russian Federation. All this will bring to unifications of legal space of RF [1].

The Influence of the regional aspect on consequences of the entering Russia in WTO for coal industry FEER will be defined by nature of the use regional management body normative-legal measures (the subsidies, priveleges), administrative restrictions on regional goods, regulations of the local prices and tariff applicable on territory of the region before entering the Russia in WTO. That is to say consequences for branch will be defined territorial and branch structure production and consumptions established in region and regional system of its regulation.

On Far East according to called on calculation [3], to 2030 year coal mining can go up to 106 млн t coal, including in Republic of Saha (YAkutiya) - nearly 48 млн t, in Amurskaya area - nearly 26 млн t, in Primorskiy area - nearly 15 млн t, in Sahalinskaya area - nearly 10 млн t. Joining Russia to WTO favourable will tell on development of coal industry of the Far East. At present nearly whole coking yakut coal, with cut Neryungrinskiy section, basically, is delivered on export - in countries of the Pacific region (Japan, South Korea and Taiwan) on long-term contract. Besides, electrical and energical companies of Japan have expressed readiness to buy yakut energy coal (in volume nearly 6 mln. t coal).

Except already under development coalfields of coking coal in Republic of Saha (YAkutiya) the most perspective coalfield of coking coal are Denisovskoe and Eliginskoe.

In Denisovskoe coalfield of coking углей, spares of the coking marks of coal form 170 mln t, but extracted spares of coalfield is valued in 70-85 mln t. In 2030 year is expected gain 5 mln t coking coal per annum, which big part can be delivered on export - in country of Asiatic-Pacific region.

Eliginskoe coalfield is one of the most largest in the world and on Far East. The balance spares, on quality correspond to all world standard coking and energy coal available with development by opened way, will provide the coal mining by period more than 100 years. The designed plan of the mastering Eliginskoe coalfield of, which expects the construction of the coal cut, power to 30 mln. t, two preparation factories, accompanying infrastructures, build Elginskaya water electric power station, coal terminal and seaport.

In current whole of volume of gained coking and energy coal from Elginskoe coalfield 50-60 % can be delivered on export through far eastern

ports, to country of Asiatic-Pacific region (APR), but rest volume of coal will use inwardly in the country. The development Eliginskoe coalfield is a strategic important problem both for whole Far eastern region, and for export potential of the Russia as a whole. The Program of the mastering of Eliginskoe coalfield is calculated for 30 years. Operation and maintenance phase of Eliginskoe coalfield began in 2009-2010 gg.

Bibliographic list

1. Embulaev V.N., Tonkikh A.I. Improvement of control enterprise of coal industry in purpose of increasing competition. - Vladivostok: Publishing house "Dalinauka", 2010. - 243 p.

2. Kozlovskiy E.A. The Worldwide trade organization and mineral-raw materials complex of Russia. // Herald XXI mining. -Metallurgical section. 151-172 p.

3. Plakitkina L.S. Prognoz estimation of the potential possibilities of the territorial development of coal industry of Russia // Coal. - 2007. - № 11. 18-23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.