Научная статья на тему 'Оценка погрешности радиодальномерной посадочной аппаратуры'

Оценка погрешности радиодальномерной посадочной аппаратуры Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
226
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Сафонов С. В., Мусонов В. М.

Приводится оценка погрешностей разностно-дальномерной системы посадки на основе двух дальномерных радиомаяков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка погрешности радиодальномерной посадочной аппаратуры»

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »

• независимое возбуждение от бортовой сети постоянного тока;

• с возбуждением от специального возбудителя, находящегося на одном валу с основным генератором.

Принципиальная схема возбуждения генератора переменного тока при питании обмотки возбуждения от сети (рис. 1) содержит: якорь генератора (Г) - 1, обмотку возбуждения (ОВ) -2 и сопротивление регулятора напряжения - 3.

К недостаткам такой системы относятся: необходимость в постоянном источнике постоянного тока; большие затраты энергии на регулирование выходной мощности; большой вес регулятора, т. к. регулировке подлежат значительные токи возбуждения. Поэтому такая система возбуждения предназначена для генераторов относительно небольшой мощности 7,5...30 кВ*А. Для генераторов с мощностью более 30 кВ*А в основном применяют специальные возбудители.

Рис. 1. Принципиальная схема генератора с питанием обмотки возбуждения от бортовой сети 1 - якорь генератора (Г); 2 - обмотка возбуждения (ОВ); 3 - сопротивление регулятора напряжения

Принципиальная схема возбуждения генератора переменного тока при питании обмотки возбуждения от возбудителя имеет следующий вид (рис. 2).

Рис. 2. Принципиальная схема генератора переменного тока при питании обмотки возбуждения от возбудителя 1 - якорь генератора (Г); 2 - обмотка возбуждения (ОВ);

3 - возбудитель (В); 4 - обмотка возбуждения возбудителя (ОВВ); 5 - сопротивление регулятора напряжения

Преимуществом такой системы возбуждения является независимость от других источников [2]. Для этих целей возбудитель выполняют по схеме с независимым (параллельным) возбуждением. Недостаток системы - увеличение массы и габаритов.

Можно заметить, что в электрических машинах надежность и срок службы определяются в основном тремя факторами: качеством электрической изоляции; качеством подшипников; надежностью щеточно-контактных устройств. Первые два фактора зависят от уровня развития отраслей смежных с машиностроением. Третий фактор может быть исключен путем разработки бесконтактных генераторов.

Библиографические ссылки

1. Майоров А. В., Мусин С. М., Янковский Б. Ф. Выявление причин отказов авиационного оборудования : справочник. М. : Транспорт, 1996. 256 с.

2. Электрооборудование воздушных судов / С. А. Ре-шетов, С. П. Кононов, Н. В. Максимов и др. / под ред. С. А. Решетова. М. : Транспорт, 1991. 319 с.

© Савина М. Г., 2012

УДК 621.396.932.1

С. В. Сафонов Научный руководитель - В. М. Мусонов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТИ РАДИОДАЛЬНОМЕРНОЙ ПОСАДОЧНОЙ АППАРАТУРЫ

Приводится оценка погрешностей разностно-дальномерной системы посадки на основе двух дальномерных радиомаяков.

Введение и постановка задачи. В состав аппаратуры посадки ILS стандарта ICAO входят [1] курсовой, глис-садный и маркерный радиомаяки (РМ). Высокая стоимость установки и эксплуатации аппаратуры затрудняют ее использование в аэропортах с малой интенсивностью движения воздушных судов (ВС). Альтернативные варианты, основанные на использовании дифференциальных спутниковых систем в настоящее время в России не получили необходимого практического развития. В ближней радионавигации ВС наиболее распространенной является угломерно-дальномерная система VOR/DME, однако более точным является

дальномерный метод местоопределения по двум ра-диодальномерным маякам БМБ, или БМБ/Р. К сожалению, использование данных РМ в режиме посадки не представляется возможным в связи с низкой точностью определения дальности. В настоящей работе дана оценка погрешности дальномерных РМ [2; 3] в случае их использования в режиме посадки ВС.

На рисунке приводится один из вариантов размещения радиомаячной системы симметрично относительно осевой линии ВПП с расстоянием между излучающими антеннами (базой) В и расстоянием между точкой пересечения базы с осевой линией и началом ВПП - Ь.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

Исходя из геометрического построения, можно получить следующее выражение для отклонения е ВС от продолжения осевой линии ВПП

(1)

ЖВДЩ); *--н-

(2)

После подстановки (3) во (2) получим

(3)

Ле--д-■

(4)

где А, Б2 - дальность от ВС до первого и второго РМ.

Значение отклонения е от осевой линии ВПП определяется косвенным путем по результатам измерений дальности Б1 и Б2. Погрешность установки базы В радиомаяков РМ-1 и РМ-2 носит систематический характер и может быть учтена внесением соответствующей поправки. Результирующая погрешность будет складываться из погрешностей определения дальности Б1 и Б2. Абсолютная погрешность

Полагая для самого неблагоприятного случая Д1 = -Д2 = Д, получим

(5)

Для заданного значения Де можно оценить значение допустимой погрешности измерения времени задержки сигнала «запрос-ответ»

ДеВ

Д£ =

2 £?-с

(6)

Полученное выражение показывает, что погрешность Де зависит от дальности и и обратно пропорционально от базы В. Для случая ^ АВ2 и вблизи продолжения осевой линии, когда &г значение погрешности Де стремится к нулю.

Дальности ¡)] и ¡)2 определяются на основе выражений — &5с(1] — и £?г — — О, где /1 и /2 - время распространения сигнала «запрос-ответ», 4з1 и 4з2 время аппаратурной задержки радиомаяков РМ-1 и РМ-2.

Полагая время аппаратурной задержки постоянным, непрерывно контролируемым с помощью контрольного радиомаяка КРМ-1, погрешность измерения дальности линейно связана с погрешностью измерения временных интервалов ^ и ^

Для РМ, расположенных симметрично относительно опорной точки, полагая 2Б ~ В, погрешность Д ~ Де/с. Например, для Де = 7,5 м (вторая категория системы посадки) получим Д/ = 25 нс. Исходя из этого, можно сформулировать требования к выбору рабочей частоты и длительности зондирующих импульсов.

Библиографические ссылки

1. Авиационная радионавигация : справочник / А. А. Сосновский, И. А. Хаймович, Э. А. Лутин, И. Б. Максимов ; под ред. А. А. Сосновского. М. : Транспорт, 1990.

2. Кондрашов Я. В., Фгалкта Т. С., Хоменко Д. С. Мобильные многопозиционные дальномерные и разно-стно-дальномерные радиосистемы посадки летательных аппаратов. Електронгка та системи управлшня. 2008. № 2(16). С. 77-84.

3. Сафонов С. В. Цифровой посадочный радиодальномер //Актуальные проблемы авиации и космонавтики : материалы V Научно-практической конференции творческой молодежи.

© Сафонов С. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.