Научная статья на тему 'Оценка перспективных направлений туристического рынка России'

Оценка перспективных направлений туристического рынка России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1074
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ДИНАМИКА УСЛУГ / ПРОГНОЗ РЫНКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА / TOURISM / COMPETITIVE ADVANTAGE / THE DYNAMICS OF SERVICES / FORECAST OF AN INTERNATIONAL TOURISM MARKET

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Подзоров Николай Григорьевич, Матюшкова Е. В.

В статье рассматриваются проблемы развития конкурентоспособности международного туризма в России, дается оценка и прогноз потенциального уровня данного рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ASSESSMENT OF PROMISING AREAS OF THE TOURISM MARKET IN RUSSIA

The article deals with the problems of international competitiveness of tourism in Russia, provides an assessment and forecast of the potential level of the market.

Текст научной работы на тему «Оценка перспективных направлений туристического рынка России»

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

N. G. Podzorov, E. V. Matyushkova

AN ASSESSMENT OF PROMISING AREAS OF THE TOURISM MARKET

IN RUSSIA

Ключевые слова: туризм, конкурентные преимущества, динамика услуг, прогноз рынка международного туризма.

Key words: tourism, competitive advantage, the dynamics of services, forecast of an international tourism market.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы развития конкурентоспособности международного туризма в России, дается оценка и прогноз потенциального уровня данного рынка.

Abstract

The article deals with the problems of international competitiveness of tourism in Russia, provides an assessment and forecast of the potential level of the market.

Развитие экономики способствует повышению жизненного уровня населения, а это, в свою очередь, стимулирует туристическую подвижность и интенсивность туризма. Значение туризма в мире постоянно увеличивается, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Растущая экономическая значимость туристической деятельности увеличивает интерес к ней предпринимателей и государства, что оказывает влияние на постоянное появление новых туристических фирм и направлений туристической деятельности. Эта эволюция изменяет конкретную картину сектора, выдвигая на первый план вопросы конкурентоспособности национальных туристских продуктов.

Главным достоверным источником количественных параметров прогноза развития туризма в мире является Всемирная туристская организация (ВТО), которая опубликовала прогноз развития туризма до 2020 года. В прогнозе развития туризма на перспективу до 2020 г., разработанном специалистами ВТО, присутствуют и сведения по России. Прогнозируемый рост мирового туризма приведен в табл. 1.

Таблица 1 - Прогноз прибытия международных туристов в мире и по регионам в 2010-2020 годах (млн чел.).___________________________________________________

Регион 1995 2010 2020 2020

Европа 335,0 527,0 717,0 214,0

Тихий океан 80,0 231,0 438,0 547,5

Америка 111,0 195,0 285,0 256,8

Африка 20,0 46,0 75,0 375,0

Средний Восток 14,0 37,0 69,0 492,9

Регион 1995 2010 2020 2020

Южная Азия 4,0 11,0 19,0 475,0

Всего 564,0 1047,0 1602,0 284,0

По данным прогнозов, приезд в нашу страну станет одним из самых популярных туристских направлений, а наши граждане станут более активными путешественниками. Развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже обще-

мировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма - с 399 млн долл. США в 1995 г. до 2 триллионов долл. США в 2020 г., или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долл. США в 1995 г. до 1248 долл. США в 2020 г., или в 1,8 раза. Основные страны, посещаемые туристами, по прогнозам, представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Страны-лиде ры по приему туристов в 2020 году

Страна Прибытие туристов, в млн чел Доля в мировом потоке, в % Среднегодовой рост в 2020 г., в %

1. Китай 137,1 8,6 8,0

2. США 102,4 6,4 3,5

3. Франция 93,3 5,8 1,8

4. Испания 71,0 4,4 2,4

5. Гонконг 59,3 3,7 7,3

6. Италия 52,9 3,3 2,2

7. Великобритания 52,8 3,3 3,0

8. Мексика 48,9 3,1 3,6

9. Россия 47,1 2,9 6,7

10. Чехия 44,1 2,7 4,0

Всего: 708,8 44,2 100

Как видно из табл. 2, Россия по приему туристов, занимая около 3% мировой доли в мировых туристских прибытиях, имеет темпы роста прибытий 6,7%, что эквивалентно наиболее динамично развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Самой посещаемой страной должен стать Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока. Особенно серьезные изменения произойдут в России: в 2020 г. количество въезжающих туристов будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди европейских стран достигнет также Чехия. Прогнозы по выездному туризму отражены в табл. 3.

Таблица 3 - Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 году

Страна Выезд туристов, в млн чел Доля в мировом потоке,в %

1. Германия 163,5 10,2

2. Япония 141,5 8,8

3. США 123,3 7,7

4. Китай 100,0 6,2

5. Великобритания 96,1 6,0

6. Франция 37,6 2,3

7. Нидерланды 35,4 2,2

8. Канада 31,3 2,0

9. Россия 30,5 1,9

10. Италия 29,7 1,9

Всего: 788,9 49,2

Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5-2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы.

Таким образом, планируется, что Россия поставит на международный туристический рынок более 30 млн путешествий и примет более 47 млн туристов, войдя в десять стран-лидеров, где туризм будет развиваться наиболее динамично. Кроме того, в прогнозе развития туризма в России до 2020 г. отмечается изменение его структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,9 % по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

Следует отметить также, что Россия в 1990 г. по доле в мировом туристическом потоке занимала 23-е место, в 1999 г. - переместилась на 15-е место, к 2020 г., по прогнозу ВТО, должна занять 9-е место как по въезду так и по выезду. Общая динамика развития туризма в России и прогноз ВТО представлены на рис. 1.

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

■ 1

□ въезд

□ выезд

1985 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020

Годы

Рисунок 1 - Динамика развития туризма в России

Анализируя диаграмму, можно предположить, что если раньше въезд и выезд были практически на одном уровне, то в дальнейшем российский туризм будет ориентирован больше на прибытия туристов.

На основании изложенного можно предположить следующее: туризм в мире будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик; темпы прироста туристического потока в России прогнозируются выше среднемировых; к прогнозируемому периоду структура въезда-выезда изменится в пользу въезда; сальдо экспортно-импортных операций по строке «туризм» станет положительным; прогнозируется значительное увеличение удельного веса туристической отрасли в общем объеме внутреннего валового продукта; прогнозируется интенсивное развитие внутреннего и социального туризма; туристская отрасль будет стабильным источником занятости населения; развитие индустрии туризма будет стимулировать развитие сопутствующих отраслей национальной экономики. К 2020 году число международных туристических поездок вырастет почти в 3 раза по отношению к 1995 г. с 564 млн в год до 1,6 млрд. Еще значительнее - в 5 раз увеличатся доходы от туризма - с $399 млрд в год до $2 трлн.

К 2020 году кардинально изменится список наиболее популярных туристических направлений. Ожидается, что, стремительно поднявшись из второго рейтинга, самой посещаемой страной мира станет Китай. На 5-е место, потеснив Италию и Великобританию, поднимется Сянган. Прогнозируется, что в десятку самых популярных направлений войдет и Россия с предполагаемым 47,1 млн прибытий иностранных посетителей в 2020 году (9-е место), при этом поток туристов будет преобладать из стран СНГ.

Повышается значимость окружающей среды как базы для туризма. По прогнозу ВТО, интерес общества к вопросам охраны окружающей среды к 2020 году возрастет, т.к. состояние окружающей среды играет важную роль в развитии туриндустрии.

Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий -наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества.

Приведение в соответствие цены и качества, предоставляемых российскими туристическими организациями услуг, требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно, и капиталовложений.

Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы быстрый возврат средств (4 - 8 лет), увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат, увеличение занятости населения, увеличение поступления валюты.

Библиографический список

1. Госкомстат России «Туризм в России»: Статистический сборник.

2. http.//www.vestnikrata.travel.ru - Вестник РАТА (электронный журнал).

3. http.//www.ttg-mssia.m - Туристская деловая газета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.