Научная статья на тему 'Оценка перспектив роста российской экономики на основании данных об экономических настроениях населения'

Оценка перспектив роста российской экономики на основании данных об экономических настроениях населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / ВВП / РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗРАБОТИЦА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ИНФЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубец А.Н.

Показано, что с социальной точки зрения экономическая динамика и изменения макроэкономических показателей определяются настроениями населения и их вариациями во времени. Изложены подходы к моделированию и расчету основных макроэкономических индикаторов на основании экономических настроений. Указывается, что наилучшей основой для прогнозирования динамики макроэкономических показателей является потребительский оптимизм, включая готовность приобретать дорогие предметы длительного пользования. В частности, высокое качество математических зависимостей достигается при использовании в качестве исходных данных стремления потребителей приобретать автомобили ценовой категории выше среднего. Приводятся ряд зависимостей, позволяющих делать прогнозы макроэкономических показателей на основании настроений населения. Сделаны прогнозы развития экономики России на 2019 год и на первую половину 2020 года. Показано, что в 2019-2020 годах рост ВВП в России составит 1,3-1,6%. Реальная зарплата будет расти несколько быстрее на 3,7-4% в годовом исчислении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка перспектив роста российской экономики на основании данных об экономических настроениях населения»

Оценка перспектив роста российской экономики

на основании данных

об экономических настроениях населения

да

о

см

<в О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Зубец Алексей Николаевич,

доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, Директор института социально-экономических исследований (входит в состав Финансового университета при Правительстве Российской Федерации), ANZubets@fa.ru

Показано, что с социальной точки зрения экономическая динамика и изменения макроэкономических показателей определяются настроениями населения и их вариациями во времени. Изложены подходы к моделированию и расчету основных макроэкономических индикаторов на основании экономических настроений. Указывается, что наилучшей основой для прогнозирования динамики макроэкономических показателей является потребительский оптимизм, включая готовность приобретать дорогие предметы длительного пользования. В частности, высокое качество математических зависимостей достигается при использовании в качестве исходных данных стремления потребителей приобретать автомобили ценовой категории выше среднего. Приводятся ряд зависимостей, позволяющих делать прогнозы макроэкономических показателей на основании настроений населения. Сделаны прогнозы развития экономики России на 2019 год и на первую половину 2020 года. Показано, что в 2019-2020 годах рост ВВП в России составит 1,3-1,6%. Реальная зарплата будет расти несколько быстрее - на 3,7-4% в годовом исчислении. Ключевые слова: социологические опросы, экономические настроения, ВВП, реальная заработная плата, реальные доходы, безработица, потребительская инфляция.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в Финансовом университете при Правительстве РФ в рамках государственного задания за счет бюджетных средств по теме «Технологические, структурные и социальные факторы долгосрочного экономического роста»

Сегодня в России, как, впрочем, и по миру в целом, одной из основных проблем экономического характера является недостаток более или менее точных макроэкономических прогнозов, охватывающих среднесрочную и долгосрочную перспективу - от нескольких месяцев и более. Под макроэкономическими прогнозами мы понимаем попытки предвидеть значения основных агрегатных экономических показателей высокого уровня, характеризующих развитие экономики в целом на уровне страны или региона - рост реальных зарплат, потребительскую инфляцию, реальный рост ВВП или валового регионального продукта (ВРП), а также другие подобные индикаторы.

Наличие среднесрочный и долгосрочных макроэкономических прогнозов позволяет существенным образом повысить эффективность российской экономики. Более точное понимание перспектив роста производства товаров и услуг, оценка внешних условий, определяющих экономическое развитие - все это позволило бы более точно нацеливать мероприятия по совершенствованию условий ведения бизнеса, финансовую политику Правительства, Центрального банка и иных органов власти, ответственных за управление денежным обращением. Более точное планирование, опирающееся на осознание реальных возможностей экономики, позволит достигать лучших результатов при более эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Сегодня в деле макроэкономического прогнозирования наиболее распространенными являются подходы, при которых прогнозы одних макроэкономических показателей основаны на прогнозных оценках других показателей. Так, например, Министерство экономического развития при прогнозировании основных макроэкономических показателей использует следующие исходные индикаторы:

• цены на нефть, добыча нефти,

• добыча газа, цены на газ в страх бывшего СССР и в «дальнем зарубежье»,

• курс евро и доллара к рублю (среднегодовой),

• топливный экспорт - экспорт нефти, природного газа, нефтепродуктов,

• потребительская инфляция,

• численность населения, включая численность населения трудоспособного возраста и населения старше трудоспособного возраста.

С другой стороны, достаточно очевидно, что экономические отношения - это часть социальной жизни граждан, которые тесно завязаны на социальную динамику [1]. Система социальных экономических отношений представляет собой один из социальных инструментов, направленных на повышение качества жизни людей. Развитие материальной составляющей эконмической инфраструктуры представляет собой следствие тех или иных стратегических решений, вытекающих из мнения граждан о достаточности или недостаточности собственного материального благополучия, а также о мерах, необходимых для исправления к лучшему сложившегося положения. Соответственно, динамика макроэкономических показателей определяется прежде всего изменениями настроений населения -

• мнениями населения о собственном материальном положении (удовлетворенностью или недовольством своим уровнем доходов),

• ожидания в части изменения собственного благополучия, развития мировой, национальной и региональной экономики, динамики безработицы и экономических условий для ведения бизнеса,

• готовностью тратить средства или накапливать сбережения, которая в большой степени определяется ожиданиями населения в части изменения собственного благополучия [2, 3],

• экономической активностью - готовностью создавать собственный бизнес, искать новую высокооплачиваемую работу, перебираться на новое место жительства в поисках лучшей жизни, получать новое образование и т.п.,

• политической активностью в части давления на органы власти для улучшения экономических условий в стране и т.д.

Поведение потребителей, насыщенность потребительского спроса, готовность населения тратить или копить денежные средства - все это определяет емкость рынка и служит сигналом для бизнеса в части развертывания или сворачивания производства, экономии средств или инвестирования в наем персонала и приобретение средств производства [4].

Далее, снижение или повышение инвестиционной активности бизнеса приводит к сокращению или, наоборот, повышению объема средств на руках у населения, что усиливает первоначальный «сигнал», полученный производителями продукции с рынка, что вызывает следующую

волну спада или подъема экономики. Сворачивание или развертывание производств, ориентированных на конечного потребителя, в свою очередь определяет динамику развития бизнеса производителей промышленной продукции, обслуживающих производство конечных потребительских благ (товаров и услуг). Динамика активности в промышленности делает страну более или менее интересной для внешних инвестиций [5]. Так что, по нашему мнению, в основе динамики экономических процессов, а также динамики макроэкономических показателей, лежат, прежде всего, изменения потребительских настроений населения.

Фактически динамика экономической активности населения представляет собой циклы подъема и последующего спада в части приобретения домохозяйствами различных благ (товаров и услуг) [6]. У него есть две составляющие - базовый тренд, определяемый динамикой стандартов качества жизни и их соотнесением с целевым уровнем потребления [7], а также ситуативные спады и подъемы, связанные с колебанием настроений и насыщенностью домохозяйств предметами потребления.

Разумеется, на экономическую динамику могут влиять не только изменения потребительских настроений, связанных с циклами накопления финансовых ресурсов и их дальнейшего расходования на цели потребления товаров и услуг. Большое значение для экономической динамики имеют внешние шоки, связанные, например, с изменением конъюнктуры внешних товарных рынков, включая сюда рынки российских экспортных сырьевых товаров. Применительно к российской экономике внешние шоки могут проявляться, в частности, через изменение курса национальной валюты, удорожание импорта, реальное снижение налоговых поступлений заработной платы в экономике, а также через паузу во внешней инвестиционной активности.

Однако, при этом надо понимать, что основным, наиболее значимым проявлением влияния внешних шоков на внутреннем российском рынке является прежде всего изменение настроения населения, которое может в зависимости от динамики цен на товары и услуги, стоимости импорта, а также размера реальных доходов изменять потребление различных благ. Таким образом, и внешние шоки воздействуют на российскую экономику также в большой степени через изменения потребительских настроений. К тому же внешние шоки, при всем их значении, не могут кардинально влиять на долгосрочную динамику макроэкономических показателей, которая гораздо в большей степени зависит от соотношения самооценки качества жизни населением и стандартов качества жизни, которые для него характерны.

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 6

м о

а>

о

CS

to

Ol

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

Соответственно, предсказание динамики российской экономики, в том числе и с учетом внешних шоков, так или иначе нуждается в понимании настроений населения и их влияния на динамику экономических процессов. В рамках данного подхода исследования в части прогнозирования основных макроэкономических показателей прежде всего основываются на представлениях о взаимовлиянии настроений потребителей и макроэкономических индикаторов.

Прогнозирование динамики макроэкономических показателей на основании данных о настроениях населения - это современное инновационное направление экономических исследований, которые имеют большое значение для оптимизации экономического развития отечественной экономики. Вообще тема влияния настроений населения на динамику макроэкономических показателей, а также их прогнозирование с учетом настроений населения не является новой. Еще с середины XX века в мире применяются методики замера настроений предпринимателей и населения, которые используются для уточнения макроэкономических прогнозов.

К настоящему времени в мировой практике накоплен достаточно значительный опыт учета настроений населения при прогнозировании макроэкономических показателей [8 - 11]. Имеется опыт учета как настроений потребителей, так и настроений бизнес-сообщества. В части настроений населения для макроэкономического прогнозирования часто используется Индекс потребительского доверия (Consumer confidence index), включающий в себя ряд частных показателей, которые описывают восприятие динамики собственных доходов, инфляции, рынка труда, а также оценки готовности делать крупные покупки и т.п.. В традиционный перечень для оценки Индекса потребительского доверия входят вопросы, касающиеся следующих тем:

• Текущие условия в экономике,

• Условия в экономике на ближайшие полгода,

• Текущие условия на рынке занятости,

• Условия трудоустройства на ближайшие шесть месяцев,

• Общий доход семьи за следующие шесть месяцев.

Однако, как показывает практика, потребители часто дают общие оценки состоянию экономики страны на основании информации, почерпнутой из СМИ, что искажает полученные результаты и отдаляет их от действительности. Также не слишком информативны прогнозные оценки, сделанные населением - как правило, они по большей части отражают прошлый опыт респондентов, спроецированный в будущее. Таким образом, Индекс потребительского доверия имеет ряд недостатков, преодоление которых требует новых

подходов к прогнозированию макроэкономических показателей на основании данных о потребительских настроениях.

Если говорить о прогнозировании ВВП, то в расчетах часто используется показатель PMI, отражающий мнения бизнеса о сегодняшней ситуации на рынке, предприятиях, а также прогнозы на будущее [12 - 15]. Тематика вопросов, задаваемых респондентам при сборе информации для расчета индекса PMI, зависит от отрасли, для которой рассчитывается индекс .

1) Услуги: деловая активность, новые заказы, задержки в работе, цены, занятость, ожидания в отношении деятельности компании;

2) Строительство: общая активность, жилищное, коммерческое, гражданское строительство, новые заказы, занятость, объем закупок, сроки поставок, закупочные цены, привлечение субподрядчиков, перспективы будущей деятельности;

3) Вся экономика: выпуск, новые заказы, новые экспортные заказы, задержки в работе, цены, затраты на персонал, сроки поставки, количество закупок, запасы, занятость, будущий выпуск продукции.

Определенные наработки по этой теме есть и в России2 [16]. Однако, к традиционным методикам расчетов индексов PMI имеется ряд вопросов. Прежде всего, очевидно, что настроения бизнес-сообщества, отраженные в индексе PMI, в большой степени определяются настроениями населения и в значительной степени являются прямой или опосредованной реакцией на них. Поэтому очевидно, что использование Индекса потребительского доверия в качестве основы для прогнозирования макроэкономических показателей представляется более перспективным с точки зрения получения более «длинных» прогнозов.

В нашей стране пока отсутствует полноценная методика макроэкономического прогнозирования, основанная на данных о потребительских настроениях, и дающая перспективные оценки со значительным опережением. Мы считаем, что такая методика необходима в силу того, что она позволит более точно прогнозировать экономический рост и динамику основных макроэкономических индикаторов на основании доступных оперативных данных, которые легко собрать при помощи несложных и недорогих социологических иссле-

1 См. описание Purchasing Managers' Index (PMI) на сайте IHS Markit [Электронный ресурс] https://ihsmarkit.com/products/pmi.html (Дата просмотра 10.06.2019)

2 И.Ю. Варьяш (Москва, НИФИ) А.Н. Зубец (Москва, Финунивер-ситет) Оценка опережающих индикаторов экономической деятельности в Российской Федерации по методологии Организации экономического сотрудничества и развития (Доклад на конференции, Росстат, Москва, 24 июня 2016 года). [Электронный ресурс]

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/conf16/dokl_Variash. pdf (Дата просмотра 10.06.2019)

дований. Собственно, в этом и состоит одно из основных преимуществ предлагаемого подхода к макроэкономическому прогнозированию - социологическая информация о потребительских настроениях населения оперативна, достаточно точно отражает текущие изменения в экономике и может быть собрана с использованием относительно незначительных усилий и небольших материальных затрат. Кроме того, как показали исследования, данные по настроениям населения позволяют делать прогнозы по основным макроэкономическим показателям на достаточно длительную перспективу.

В рамках исследований, проводимых в Финансовом университете по этой теме, для прогнозирования используются такие показатели, как

• самооценка уровня дохода,

• удовлетворенность собственной жизнью,

• уверенность в завтрашнем дне,

• уверенность в завтрашнем дне предприятия, где работает человек (для респондентов, занятых в экономике,

• готовность приобретать товары длительного пользования - дорогую бытовую технику, дома, квартиры, автомобили разных ценовых групп и др.,

• оценка состояния рынка труда - наличие возможности для того, чтобы найти желаемую работу,

• готовность к миграции в поисках лучшей жизни, а также ряд других показателей.

В рамках данного проекта для сбора данных применяются массовые социологические опросы с использованием телефонных интервью по методике САТ1. Опросы проводились в 2018 - первой половине 2019 года в тридцати шести городах с населением более 500 тыс. чел., а также в Грозном и в Севастополе по репрезентативной выборке, отражающей социально-

демографический состав населения городов. Общее число респондентов, опрошенных по городам исследования, составило 19 965 человек. Полученные в этих городах данные использовались для прогнозирования макроэкономических индикаторов по стране в целом.

В ходе исследований была создана модель, в рамках которой происходит построение регрессионных зависимостей, связывающих макроэкономические индикаторы и оценки экономического положения, сделанные потребителями. Как показали исследования, важными индикаторами, наиболее точно предсказывающими динамику многих макроэкономических индикаторов, является готовность населения покупать товары длительного пользования - дома, квартиры, автомобили ценовой категории выше среднего (от 2 до 5 млн. рублей), а также дорогую бытовую технику.

В качестве примера на Рисунке 1 приводятся данные по ожидаемому росту реальной заработ-

ной платы на ближайший год в зависимости от прироста за последний год числа потребителей, намеренных приобрести автомобиль ценовой категории выше среднего (от 2 до 7 млн. рублей). Как видно из рисунка, динамика числа потенциальных покупателей автомобилей достаточно хорошо предсказывает динамику реальной зарплаты по России в целом на год вперед - особенно если прирост числа потенциальных покупателей новых автомобилей превышает 30%.

Соотношение роста реальном заработной платы к готовности населения приобретать автомобили в цновон категории выше срелнего

II II

II ¡1 I

и

I

К

• •

8.0 6.0

• • •

• * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в Ф 40 ш • Л)'" ¡и • • •

• < ► * *

-20"«ф -10*» О1 н ¿а6* •>■>"• ^о». мж 60*.

Прирост числа тех. по готов приобретать автомобили ценовоП категории выше среднего

Рисунок 1. Прогноз годового роста реальной зарплаты на ближайший год в зависимости от прироста за прошедший год числа тех, кто готов приобретать автомобили ценовой категории выше среднего

Рисунок 2. Прогноз годового роста реальных доходов населения на ближайший год в зависимости от прироста за прошедший год числа тех, кто готов приобретать автомобили ценовой категории выше среднего

На рисунке 2 приведена аналогичная зависимость, отображающая соотношение прогнозного значения роста реальных доходов от прироста численности потребителей, намеренных приобрести автомобили той же ценовой категории. Эта зависимость дает возможность делать ориентировочные, оценочные прогнозы факта роста или падения реальных располагаемых доходов с довольно высокой точностью на интервале ближайшего года.

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 6

м о

да

о

см

<в О!

О Ш

т х

<

т о х

X

«Физический смысл» этих зависимостей достаточно легко объяснить. Предприниматели и наемные работники, занятые в экономике, достаточно хорошо представляют перспективы развития своих организаций и предприятий. Исходя из этого они рассчитывают на получение дополнительных доходов, или, наоборот, опасаются падения уровня собственного благополучия. Эти настроения выражаются в подъеме или спаде потребительской активности - готовности рассматривать приобретение тех или иных благ, или, наоборот, экономить на крупных покупках, направляя имеющиеся средства на сбережения. Таким образом, настроения потребителей в части готовности приобретать дорогие товары длительного пользования опираются на скрытые от государственной статистики оценки будущего развития предприятий и экономики в целом. Поэтому анализ потребительских настроений позволяет получать опережающую информацию, которая найдет отражение в экономических фактах и отчетности через некоторое время - часто через год или более того.

На основании взаимного наложения макроэкономической статистики и данных о различных настроениях населения можно выделить пары, включающие макроэкономические показатели, а также данные о настроениях населения, в которых данные о настроениях представляют собой опережающие показатели по отношению к макроэкономическим индикаторам с определенным временным лагом. Далее формируется «облако» регрессионных моделей, привязывающих прогнозные значения макроэкономических показателей к данным о динамике потребительских экономических настроений. Они являются основой для построения набора прогнозов макроэкономических показателей для России на 2019 годи первую половину 2020 года. Пример прогноза динамики реальной заработной платы в России на 209 годи первую половину 2020 года приведен на Рисунке 3, реальных доходов населения - на Рисунке 4, ВВП - на Рисунке 5.

Рисунок 3. Фактические (по данным Росстата) и прогнозные (по данным расчетов Финансового университета) значения прироста реальной заработной платы в 2019 - первой половине 2020 года

Рисунок 5. Фактические (по данным Росстата) и прогнозные (по данным расчетов Финансового университета) значения прироста ВВП в 2019 - первой половине 2020 года

Собранные таким образом данные, а также результаты математического моделирования позволяют сделать оценку перспективных значений ряда важных показателей состояния экономики России (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Оценка ряда макроэкономических показателей в 2019 и первой половине 2020 года

■фш «» — — 11|м': кг 1

Рисунок 4. Фактические (по данным Росстата) и прогнозные (по данным расчетов Финансового университета) значения прироста реальных доходов населения в 2019 - первой половине 2020 года

Показатели 2019 год 1 половина 2020 года

Рост реальной заработной платы, % 4,0 3,7

Рост реальных доходов населения, % -1,0 -2,0

Индекс потребительских цен, % 3,9 4,3

Рост безработицы,% -5,2 -5,7

Реальный рост ВВП, % 1,6 1,3

Таким образом, из проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

1. Если рассматривать экономику с социальной точки зрения, в основе экономической динамики лежат потребительские настроения населения, оценки собственного экономического положения и экономические ожидания граждан. Помимо прямого влияния на рынок потребительских благ, они косвенно определяют динамику рынка инвестиционных товаров, а также внутреннюю и внешнюю инвестиционную активность.

2. Замеры экономических настроений, в частности - готовности приобретать те или иные товары услуги, особенно - дорогие товары длительного пользования, позволяют построить ряд математических моделей, описывающих развитие экономики и прогнозировать основные макроэкономические показатели.

3. Прогнозы макроэкономических показателей, сделанные в Финансовом университете за последнее время, показывают, что в 2019-2020 гг. реальный ВВП России будет расти невысокими темпами в 1,3-1,6%. Реальная зарплата будет расти несколько быстрее - на 3,7-4% в годовом исчислении.

Литература

1. А. Н. Зубец. Социальные аспекты экономического роста. Экономика. Налоги. Право. №6, 2014 г. С. 15-19.

2. Jason Bram and Sydney Ludvigson. Does Consumer Confidence Forecast Household Expenditure? A Sentiment Index Horse Race Federal Reserve Bank of New York FRBNY Economic Policy Review / June 1998

3. Sergii Drobot. Consumer confidence and household deposits. Kyiv School of Economics, 2015.

4. Roberto Golinelli, Giuseppe Parigi. Consumer Sentiment and Economic Activity: A Cross Country Comparison. Journal of Business Cycle Measurement and Analysis - Vol. 1, No. 2 - ISSN 1729-3618 - OECD 2004

5. John J. Heim. The Impact of Consumer Confidence on Consumption and In-vestment Spending. Rensselaer Polytechnic Institute. Journal of Applied Business and Economics vol. 11(2) 2011.

6. Bob Мс№ЬЬ and Karl Taylor. Business cycles and the role of confidence: Evidence from Europe. Cardiff Business School, University of Leicester, 2001.

7. Зубец А.Н. Знаковые блага и экономический рост. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 4 (20)/2015. С.28-36.

8. Consumer Confidence Continues To Improve. The Conference Board, July 2014.

9. Marija Kuzmanovic and Peter Sanfey. Can consumer confidence data predict real variables? Evidence from Croatia. EBRD, 2012

10.Jin Cong Wang and Laura Berger-Thomson. Consumer Sentiment Surveys. Re-serve Bank of Australia, Dec. 2015.

11.Abel, A., Bernanke, B and Croushore, D. Macroeconomics. 6ed. New York: Pearson Addison Wesley. 2008.

12.Antonello D'Agostino and Bernd Schnatz. Survey-based nowcasting of US growth . A real-time forecast comparison over more than 40 years. European Cen-tral Bank, Working papers series N 1455 / August 2012

13.Gajewski, Pawet. Nowcasting quarterly GDP dynamics in the euro area: The role of sentiment indicators. Comparative Economic Research. Provided in Cooperation with: Institute of Economics, University of Lodz. 2012

14.Meghana M.R., Karuna Devi Mishra and Dr.Ravi Kulkarni. PMI Index as an industrial health indicating factor. A case study of effect of new policies on study of effect jdf new policies on manufacturing industries in Mysore. International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET) Volume 9, Issue 1, January 2018, pp. 445451.

15.YiLi Chien, Paul Morris. PMI and GDP: Do They Correlate for the United States? For China? Federal Reserve Bank of St. Louis. 2016.

16.О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования Февраль 2019 № 1

Assessment of the growth prospects of the Russian economy

based on economic sentiments of the population Zubets A.N.

Financial University under the Government of Russia From the social point of view, the economic dynamics and changes in macro-economic indicators are determined by the mood of the population and their varia-tions over time, it is shown. Approaches to modeling and calculation of basic mac-roeconomic indicators on the basis of economic sentiment are presented. The best basis for forecasting the dynamics of macroeconomic indicators is consumer opti-mism, including the willingness to purchase expensive durable goods. The high quality of mathematical functions is achieved by using the desire of consumers to purchase cars of higher-than-average price category. Functions, allowing to make forecasts of macroeconomic indicators on the basis of public sentiment are present-ed. Forecasts of development of economy of Russia for 2019 and for the first half of 2020 are made. The forecasts of economic development of Russia for 2019 and the first half of 2020 are made. It is shown that in 2019-2020 GDP growth in Rus-sia will be 1.3-1.6%. Real wages will grow not-much faster - by 3.7-4% year-on-year. Keywords: sociological polls, economic moods, GDP, real wage, real income, unemployment, consumer inflation.

References

1. A. N. Zubets. Social aspects of economic growth. Economy.

Taxes Right. No. 6, 2014, pp. 15-19.

2. Jason Bram and Sydney Ludvigson. Does Consumer Confidence Forecast Household Expenditure? FRBNY Business Policy Review / June 1998

3. Sergii Drobot. Consumer confidence and household deposits.

Kyiv School of Economics, 2015.

4. Roberto Golinelli, Giuseppe Parigi. Consumer Sentiment and

Economic Activity: A Cross Country Comparison. Journal of Business Cycle Measurement and Analysis - Vol. 1, No. 2 -ISSN 1729-3618 - OECD 2004

5. John J. Heim. The Impact of Consumer Confidence Spending.

Rensselaer Polytechnic Institute. Journal of Applied Business and Economics vol. 11 (2) 2011.

X X О го А С.

X

го m

о

ю 6

м о

to

6. Bob McNabb and Karl Taylor. Business cycles: Evi-dence from

Europe. Cardiff Business School, University of Leicester, 2001.

7. Zubets A.N. Signed benefits and economic growth. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. № 4 (20) / 2015. P.28-36.

8. Consumer Confidence Continues To Improve. The Conference

Board, July 2014.

9. Marija Kuzmanovic and Peter Sanfey. Can consumer confidence data predict real variables? Evidence from Croatia. EBRD, 2012

10. Jin Cong Wang and Laura Berger-Thomson. Consumer Sentiment Surveys. Re-serve Bank of Australia, Dec. 2015

11. Abel, A., Bernanke, B and Croushore, D. Macroeconomics. 6ed. New York: Pearson Addison Wesley. 2008

12. Antonello D'Agostino and Bernd Schnatz. Survey-based nowcasting of US growth. A real-time forecast comparison over more than 40 years. European Centaral Bank, Working series N 1455 / August 2012

13. Gajewski, Pawet. Nowcasting quarterly GDP: Comparative Economic Research. Provided in Cooperation with: Institute of Economics, University of odz. 2012

14. Meghana M.R., Karuna Devi Mishra and Dr.Ravi Kulkarni. PMI Index as an in-dustrial health indicating factor. A study of the effect of the new policy on the manufacturing industry in Mysore. International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET) Volume 9, Issue 1, January 2018, pp. 445-451.

15. YiLi Chien, Paul Morris. PMI and GDP: Do They Correlate for the United States? For China? Federal Reserve Bank of St. Louis 2016

16. What are the trends? Macroeconomics and Markets Department of Research and Forecasting Bulletin February 2019 No. 1

a>

o

CN

to

Ol

O HI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.