Научная статья на тему 'Экономика настроения в ХХI веке: от расцвета до кризиса'

Экономика настроения в ХХI веке: от расцвета до кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА НАСТРОЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMY / ECONOMIC SENTIMENT / INNOVATION / INVESTMENT / ECONOMIC GROWTH / ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильникова Е.Э., Филиппова И.А.

Предмет. На протяжении длительного времени при оценках и прогнозе экономического развития страны использовались такие показатели, как темпы производства в отраслях экономики, приток и отток капитала, объемы инвестиций и пр. Международный опыт не раз доказывал, что кроме всего прочего экономический рост определяется и экономическими настроениями людей. Цели и задачи. Анализ экономических настроений населения и предпринимателей, их влияние на темпы экономического развития и использование в качестве основного источника данных для прогнозирования темпов долгосрочного экономического роста в России. Задачи авторов состояли в выявлении сущности и природы «экономики настроения», анализе влияния ожиданий и опасений бизнесменов и обычного населения, то есть их экономических настроений, на экономическую конъюнктуру. Методология. В работе представлен сравнительный анализ динамики индексов потребительской и предпринимательской уверенности начиная с 2005 г. по настоящее время. Результаты. Главным результатом исследования явилось обоснование необходимости учета экономических настроений населения при формировании политики экономического развития государства. Показано, что стремление к повышению и сохранению уже достигнутого уровня жизни выступает одной из причин экономического роста. «Экономическое поведение» населения, к примеру ажиотаж и паника, стояли у истоков мировых финансовых кризисов. Выводы. Основной вывод заключается в том, что прогноз темпов экономического развития должен включать «настроение» населения и представителей бизнеса. Негативную оценку последних необходимо принимать во внимание при разработке мер, направленных на стабилизацию экономики и достижение сбалансированного экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sentiment-driven economy in the 21st century: From rise to fall

Importance National economic development has been evaluated and forecast with such indicators as production rates in economic sectors, capital inflow and outflow, investment, etc. for a long time. As internationally proved, the economic growth is shaped inter alia with economic sentiment of people. Objectives The research analyzes economic sentiment of the population and businessmen, its impact on economic growth rates and the use of data to forecast rates of long-term growth in Russia as the main source. The research pursues identifying the substance and nature of economic sentiment, analyzing how aspirations and concerns of businessmen and population influence economic conditions. Methods The research constitutes a comparative analysis of trends in consumer and business confidence indexes, starting from 2005 and onwards. Results We proved the need to consider economic sentiment of the population to formulate the national policy for economic development. As the article illustrates, economic growth is spurred, among other factors, with people’s intention to increase and maintain the existing quality of living. Economic behavior of the population, such as rush and panic, tend to be a starting point for global financial crises. Conclusions and Relevance As our main conclusions, we suggest that the forecast of economic development rates should include the sentiment of the public and business. The negative response of the latter would be taken into account when outlining measures to stabilize economy and reach a balanced economic growth.

Текст научной работы на тему «Экономика настроения в ХХI веке: от расцвета до кризиса»

ISSN 2311-875X (Online) Экономическая безопасность

ISSN 2073-2872 (Print)

ЭКОНОМИКА НАСТРОЕНИЯ В ХХ! ВЕКЕ: ОТ РАСЦВЕТА ДО КРИЗИСА Елена Эдуардовна КРАСИЛЬНИКОВАа% Ирина Александровна ФИЛИППОВА"

a аспирантка кафедры экономической теории,

Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация studentulstu@mail.ru

b кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация fia282@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 06.07.2016 Принята в доработанном виде 08.08.2016 Одобрена 30.08.2016

УДК 330.101

JEL: Е29, Е30, F43, J23, 040

Ключевые слова: экономика настроения, инновации, инвестиции, экономический рост, экономический кризис

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Аннотация

Предмет. На протяжении длительного времени при оценках и прогнозе экономического развития страны использовались такие показатели, как темпы производства в отраслях экономики, приток и отток капитала, объемы инвестиций и пр. Международный опыт не раз доказывал, что кроме всего прочего экономический рост определяется и экономическими настроениями людей.

Цели и задачи. Анализ экономических настроений населения и предпринимателей, их влияние на темпы экономического развития и использование в качестве основного источника данных для прогнозирования темпов долгосрочного экономического роста в России. Задачи авторов состояли в выявлении сущности и природы «экономики настроения», анализе влияния ожиданий и опасений бизнесменов и обычного населения, то есть их экономических настроений, на экономическую конъюнктуру.

Методология. В работе представлен сравнительный анализ динамики индексов потребительской и предпринимательской уверенности начиная с 2005 г. по настоящее время. Результаты. Главным результатом исследования явилось обоснование необходимости учета экономических настроений населения при формировании политики экономического развития государства. Показано, что стремление к повышению и сохранению уже достигнутого уровня жизни выступает одной из причин экономического роста. «Экономическое поведение» населения, к примеру ажиотаж и паника, стояли у истоков мировых финансовых кризисов. Выводы. Основной вывод заключается в том, что прогноз темпов экономического развития должен включать «настроение» населения и представителей бизнеса. Негативную оценку последних необходимо принимать во внимание при разработке мер, направленных на стабилизацию экономики и достижение сбалансированного экономического роста.

Экономический рост, если уместно провести такую аналогию, это своего рода «золотая олимпийская медаль» четко выстроенной и, очевидно, эффективно функционирующей системы управления экономикой на государственном уровне. В научной и публицистической литературе данную категорию характеризуют по-разному: как обобщающий показатель функционирования экономики, объект прогнозирования и планирования, ориентир финансовой политики, как основу повышения благосостояния населения, обеспечения экономической безопасности и социально-экономического развития и пр.

С учетом того, что экономический рост является главным показателем прогрессирующей экономики, одним из ключевых аспектов макроэкономической политики становится всесторонний анализ условий его достижения и обеспечения в долгосрочной перспективе [1, 2].

За все время изучения было выработано не менее десятка подходов и концепций к формированию той среды, в которой экономика показывала бы устойчивый рост [3]. Согласно одной из них, фундаментом экономического роста выступают настроения населения и предпринимателей. Иными словами, сама экономика развивается не в программах и вычислительных средствах, а в «головах», то есть в надеждах и опасениях населения [4]. Собственно, подобная психология населения является одной из главных координат в построении прогнозов развития экономики [5].

Разрабатываемые модели экономического роста, как правило, опираются на определенную совокупность агрегированных показателей, характеризующих динамику экономического развития: процентную ставку, инфляцию и безработицу, баланс бюджета и пр. Однако если не решающее, то заметное воздействие на рост производства оказывают потребительские

настроения [6]. Человек как один из активных участников рыночных отношений формирует спрос на продукцию, тем самым задавая импульс ускоренного развития производства [7]. Снижение потребительской активности приводит экономику в состояние полной стагнации, о чем наглядно свидетельствует мировой финансовый кризис 2007-2011 гг. [8]. «Дешевые» кредиты, призванные «запустить» экономику, ожидаемого результата не принесли - предприниматели и население США и Евросоюза ушли в «режим сбережения».

Несмотря на обострившийся кризис, в целом бизнес и население оставались довольны своим экономическим положением: дополнительное финансовое бремя в виде выплат по банковским кредитам, учитывая сложившиеся реалии, могло оказаться избыточным и привести к сокращению располагаемых доходов, снижению ставшего привычным уровня и качества жизни. Таким образом, экспансионистская политика

Центрального банка ЕС и ФРС США, которая должна была оживить экономику, столкнулась с непредвиденным барьером: экономическими настроениями населения и бизнеса. Определение природы экономического роста требует осмысления и внедрения новых подходов, основанных на оценке экономических настроений населения [9].

Настроения населения формируются под воздействием их потребностей, а если точнее -возможности удовлетворения этих потребностей [10]. Потребности человека, как известно, не имеют границ: как только происходит удовлетворение одной, появляется уже другая, причем на порядок выше - меняется структура потребления. Стремление людей обеспечить себе максимально комфортную жизнь обусловливают экономический рост. Переход на новый уровень потребления «подталкивает» экономику развиваться интенсивнее.

Устремления населения удовлетворять «растущие аппетиты» стимулируют производителей не только увеличивать объемы производства необходимых благ, но и повышать их функциональность [11].

Товары и услуги, чтобы быть востребованными, должны соответствовать двум основным критериям: ценовому и качественному. Производимые блага должны не только быть «доступны» населению, но и приносить пользу [12]. Величина спроса на них определяется тем, в какой степени продукт может удовлетворить запросы потребителей со сложившимся уровнем потребления. Чем больший прирост в качестве

http://fin-izdat.r

жизни товары дают, тем больше усилий будет затрачивать общество за возможность ими обладать. Это предопределяет не только необходимость внедрения инноваций

производителями и рождения новой «инновационной» экономики [13], но и положительно влияет на уровень занятости -увеличивается численность экономически активного населения, одновременно активизируется интеграция в инновационные отрасли производства [14]. Сценарий экономического развития, как правило, в таком случае сводится к достижению экономического роста [15]. Уровень потребления переходит на качественно новый уровень, спрос на продукцию растет, производители увеличивают интенсивность производства. Таким образом, удовлетворение непрерывно растущих потребностей человеком выступает одним из «двигателей» экономики [16]. И это только один аспект прямого влияния настроений населения на экономику.

Следовательно, экономика прогрессирует в случае, если создаваемые блага повышают качество жизни людей, и регрессирует - когда произведенный продукт не приводит к повышению уровня и качества потребления [17]. Обеспечить переход к принципиально новому уровню жизни путем производства более полезных и совершенных товаров могут только инновации [18]. В их внедрении, несмотря на риск и дороговизну, производители заинтересованы в наибольшей степени.

В результате активизации инновационных процессов, в перспективе обещающих производителям высокий доход, формируются новые науко- и материалоемкие производства [19], требующие высококвалифицированных работников. На стадии запуска уникальной инновационной технологии возрастает

потребность в редких специалистах, их привлечение и удержание обеспечивает высокий уровень оплаты труда [20]. В инновационных отраслях производства закладывается так называемый «средний класс» - основной потребитель на рынке, устойчивые доходы которого обеспечивают удовлетворение широкого спектра потребностей [21]. Эта социальная группа, находясь между богатыми и бедными, определяет достижимый большей частью населения уровень потребления. Средний класс задает новые стандарты жизни и выступает «раздражителем» для остальной части населения.

63

Стремление соответствовать сформировавшемуся эталону стимулирует освоение новых знаний и навыков встраивания в новую экономику [22]. Распределение среднего дохода со временем становится более равномерным, средний класс «затягивает» все больше людей, увеличивается его численность - совокупный уровень потребления продолжает расти, как и качество жизни. Целесообразно отметить, что социальное расслоение выступает еще одним стимулом для экономики развиваться эффективнее

и демонстрировать в долгосрочной перспективе устойчивый рост [23, 24].

Очевидно, что влияние настроений населения на экономику «невооруженным глазом» проследить затруднительно. Особенно, когда в фазах пика и роста экономического цикла производство увеличивается, благосостояние людей заметно повышается и, на первый взгляд, население лишь «снимает сливки» с процветающей экономики [25, 26]. Опираясь на историю мировых финансово-экономических кризисов, можно сделать вывод, что главными инициаторами резких подъемов и обвалов рынков являлись ожидания, опасения и недоверие населения

и предпринимателей [27]. Так, экономист С.Дж. Лойд, рассматривая природу экономических колебаний, в основу резких переходов от одной фазы цикла к другой положил не показатели притока и оттока капитала, объемы инвестиций и кредитов, а человеческие настроения (и потребителей, и производителей): «спокойствие, улучшение, возрастание доверия, благополучие, возбуждение, спекуляция, потрясение, паника, застой, угнетение и опять спокойствие» (цит. по [28]).

Длительное время изучению экономических настроений населения не уделяли необходимого внимания. Подобный анализ, как правило, строился исходя из наблюдений экспертов, статистических данных и международного опыта [29]. В настоящее время при построении прогнозов развития экономики применяется индекс экономических настроений (ИЭН).

ИЭН представляет собой обобщенные результаты анализа деловой активности российских предприятий и организаций, а также потребительских ожиданий, проводимого Росстатом. Выборка при обследовании составляет свыше 20 тыс. предприятий и 5 тыс. респондентов среди взрослого населения России - так называемый «костяк» экономики, вклад в ВВП которых составляет свыше 60%.

Согласно информационно-аналитическому

материалу, опубликованному Высшей школой экономики, показатель ИЭН за I кв. 2015 г. свидетельствует о нарастающем кризисе потребления в России. Например, в I кв. 2015 г. ИЭН потерял 9 п.п., составив 84,1% (более негативные значения были зафиксированы в 2009 г.). Наибольшее падение продемонстрировали его потребительские компоненты, в особенности индекс потребительской уверенности,

«просевший» на 14 п.п. - до 32%, что указывает на обострение социального напряжения в обществе и неудовлетворенность уровнем и качеством жизни населения (более низкие значения были зафиксированы в 1999 г.).

Положительное изменение индекса

потребительской уверенности свидетельствует о преобладании положительных оценок потребителей относительно личного

материального положения, сложившейся экономической ситуации и перспективах ее развития. В свою очередь, отрицательное изменение индекса показывает неудовлетворенность потребителей произошедшими изменениями и неуверенностью в будущем (табл. 1, 2).

На протяжении 10 лет, начиная с 2005 г., за исключением двух-трех лет, отчетливо наблюдается нарастание потребительской неуверенности населения России. Особенно заметный спад зафиксирован в IV кв. 2016 г. Для понимания причины неудовлетворенности населения сложившейся экономической картиной необходимо отметить факторы, оказавшие значительное влияние на негативную потребительскую оценку.

Индекс потребительской уверенности в целом отражает изменение уровня реальных денежных доходов. Среднемесячный фактический доход, по самооценкам населения, отмечен существенным спадом. Наиболее заметное снижение наблюдается, если говорить о современной экономической картине, с июня 2014 г., при этом на пессимистичную оценку значительно повлиял рост потребительских цен. По информации Росстата, индекс потребительских цен в январе 2015 г. вырос по сравнению с предыдущим месяцем на 4,2%, в том числе - на продовольственные товары на 6,1%, непродовольственные товары - на 4,3%. Следовательно, негативная динамика индекса потребительской уверенности объясняется сокращением реальных доходов населения

и покупательской активности соответственно, а также ростом цен.

Как агрегированный макроэкономический показатель, индекс потребительской уверенности не только «распознает» экономическую ситуацию, но и оперативно «отзывается» на изменения. Международный опыт изучения данного индекса свидетельствует о том, что через довольно короткий промежуток времени, не более 3-4 месяцев после резкого изменения показателя, следует ожидать заметных преобразований в общественно-политической и социально-экономической жизни региона и страны.

Таким образом, индекс потребительской уверенности определенно представляет интерес как один из инструментов прогнозирования развития экономики в масштабах региона и страны. Следовательно, крайне необходима разработка и внедрение системы действенных мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, достижение роста материального благосостояния, стимулирование потребительской активности и расширения потребительского спроса.

В кризисных для экономики России условиях, в том числе, характеризующихся значительным сокращением бюджетных трат, считаем целесообразным развивать систему

потребительского кредитования банков. Несмотря на популярность среди российских пользователей кредитных услуг, российские банки до сих пор не рассматривают потребительское кредитование как приоритетное направление своей деятельности. Между тем на индивидуальном уровне, как показывают социологические исследования, для большинства россиян приоритетным, особенно в период экономического спада, является поиск дополнительного источника дохода. Стремясь сохранить уже достигнутый уровень жизни и потребления, они готовы прибегнуть к кредитованию. Несмотря на недостатки предлагающихся кредитных программ, население воспринимает банковский кредит как возможность реализации потребительских предпочтений, и потребительское кредитование, что важно, способствует сглаживанию нарастающего социально-экономического неравенства. На фоне сокращения реальных денежных доходов, по нашему мнению, важнейшим, но

недооцениваемым источником привлечения дополнительных финансовых ресурсов для россиян является потребительское кредитование, а именно внедрение на рынок новых видов

целевых «связанных» займов по аналогии с автокредитованием. Причем, в данном контексте ведущее место отводится формированию устойчивой фокус-группы - сегмента, на который будет рассчитан новый банковский продукт.

Отдельно необходимо остановиться на роли государства, которая в переломные для экономики рубежи только усиливается, и в первую очередь это касается вопросов обеспечения социальной защиты населения. Комплекс антикризисных мер должен быть сфокусирован в том числе и на сохранении достигнутого уровня потребления, поддержании покупательской способности валюты и чутком реагировании на изменения на рынке труда.

Очевидно, что система социальной поддержки населения в России не до конца проработана и носит скорее точечный характер. По нашему мнению, экономический кризис 2008 г. объективно показал необходимость кардинального пересмотра социальной политики государства, которая должна заключаться в переходе от помощи отдельным категориям граждан к социальной помощи всему населению в целом.

Анализируя факторы, спровоцировавшие падение индекса потребительской уверенности, следует подчеркнуть, что одним из определяющих на фоне постоянных «волнений» экономики является неудовлетворенность собственным качеством жизни. Население идентифицирует экономические спады, условно выражаясь, через собственный кошелек - негативные оценки складываются из снижения покупательной способности людей, а значит, урезании того набора материальных благ, который ранее являлся привычным и необходимым. Чтобы не обострять нарастающее социальное противоречие, государству надлежит особое внимание и ресурсы направить на развитие системы поддержки населения, причем не только в самой социальной сфере, но и в производстве.

Анализируя успешный международный опыт социальной политики, считаем необходимым предложить наиболее действенные меры поддержки граждан.

1. Поддержание покупательной способности национальной валюты. Девальвация рубля затрагивает не только реальный сектор экономики, но и существенно сказывается на материальном благосостоянии граждан.

2. Стимулирование платежеспособного спроса посредством обеспечения занятости населения:

оказание помощи в поиске работы, организация мест обучения, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройство выпускников.

3. Обеспечение финансовых гарантий. Повышение минимального прожиточного минимума, пособия по безработице, социальных пособий и пенсий.

4. Гарантии установленного уровня доходов и контроль за соблюдением достойных условий труда и прав трудящихся.

5. Гарантия свободы конкуренции и предпринимательства.

6. Охрана права частной собственности.

7. Стимулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства. На современном этапе развития российской экономики наиболее актуальной задачей является формирование среднего класса, костяк которого в наиболее развитых странах составляет малое и среднее предпринимательство. В условиях кризиса и падения покупательского спроса поддержка должна выражаться в предоставлении целевых грантов на реализацию экономически обоснованных бизнес-проектов, разработке льготных программ кредитования и налоговых послаблениях. Полагаем, что формирование среднего класса в России создаст предпосылки для разрешения проблемы социального неравенства, что, в свою очередь, отразится и на экономических настроениях людей.

Таким образом, взвешенная банковская политика, ориентирующаяся на потребности клиентов и реалии экономики, эффективная социальная поддержка, особенно в период экономической депрессии, призваны стать своего рода «адсорбентом», поглощающим и нивелирующим негативные проявления кризиса в общественной среде. Предложенные меры вкупе с государственной политикой по привлечению инвестиций, стимулирования инновационной активности предприятий позволят запустить

процесс коренной перестройки экономики, развития малого и среднего предпринимательства в стране, укрепят фундамент для наращивания темпов производства, усилит инновационные процессы.

Подводя итог, принципиально важно отметить значимость учета экономических настроений населения при оперативном и стратегическом процессах государственного регулирования экономики. Для наиболее полной и объективной оценки был разработан и внедрен ряд показателей, в том числе индекс потребительской уверенности. Сегодня он признается мировым сообществом как один из наиболее значимых макроэкономических показателей. В первую очередь данный показатель дает государству возможность объективно оценить эффективность реализуемой политики и оперативно устранить ее промахи.

Как показал анализ, на протяжении ряда лет индекс потребительской уверенности в России имеет отрицательное значение, что говорит о недовольстве населения собственным уровнем, качеством жизни и неуверенности в перспективах. Подобный «экономический пессимизм» [30] неизбежно ведет к снижению объемов потребительского спроса, а в моменты кризиса люди обращаются к сберегательной модели поведения, что оборачивается стагнацией производства и усугублением депрессии [31]. Государству надлежит наиболее тщательно подойти к вопросу обеспечения социальных гарантий и поддержки населения, причем не только отдельных категорий граждан (безработных, малоимущих и т.п.), но и всех граждан без исключения [32]. Одним из результатов реализации указанных мер станет сглаживание социального неравенства и закрепление стандарта качества жизни людей [33]. В контексте поднятой в настоящей статье проблемы это положительно повлияет на социально-экономическое самочувствие населения [34], что в итоге будет способствовать оживлению экономики.

Таблица 1

Динамика индекса потребительской уверенности (IV кв.), %

Table 1

Trends in Consumer Confidence Index, Q4, percentage points

Значение индекса По гендерному признаку По возрасту

Год Мужчины Женщины До 30 лет 30-49 лет 50 лет и старше

2005 -7 -5 -9 -2 -6 -12

2006 -3 -1 -5 4 -2 -9

2007 -5 -2 -7 3 -3 -12

2008 -20 -17 -22 -15 -20 -24

2009 -20 -20 -20 -15 -22 -21

2010 -10 -8 -11 -0,4 -10 -15

2011 -7 -6 -7 -0,5 -7 -10

2012 -8 -7 -9 -2 -7 -13

2013 -11 -11 -11 -5 -10 -15

2014 -18 -17 -18 -14 -17 -20

2015 -26 -26 -27 -21 -27 -28

2016 (I кв.) -30 -30 -31 -22 -31 -34

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat Таблица 2

Динамика индекса предпринимательской уверенности, % Table 2

Trends in Business Confidence Index, percentage points

Год Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2005 -5 -4 -3 -2 -2 -2 -2 -1 -2 -3 -5 -6

2006 -2 0 0 0 0 2 3 3 3 2 1 0

2007 1 4 4 4 4 6 7 5 5 2 1 -1

2008 2 4 5 4 4 5 5 4 2 -1 -11 -20

2009 -20 -17 -16 -16 -16 -14 -14 -14 -13 -13 -15 -15

2010 -11 -8 -6 -6 -5 -3 -2 -2 -2 -3 -4 -6

2011 -4 -1 0 -1 -1 0 0 -1 -1 -2 -4 -6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 -3 -2 0 1 0 1 2 1 1 -1 -3 -5

2013 -2 0 0 -1 0 -1 -1 -1 -3 -5 -6 -8

2014 -6 -4 -2 -3 -2 -3 -3 -4 -6 -6 -8 -10

2015 -9 -6 -6 -5 -6 -6 -6 -6 -7 -8 -9 -11

2016 -7 -5 -5 -4 -4 -4

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat

Список литературы

1. Аббассаде М.Т. Основные направления подхода к экономическому росту в аспекте национального и глобального экономических процессов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5. С. 156-159.

2. Шабунова А.А., Гужавина Т.А., Кожина Т.П. Доверие и общественное развитие в России // Проблемы развития территории. 2015. № 2. С. 7-19.

3. Улюкаев А.В., Мау В. От экономического кризиса к экономическому росту, или как не дать кризису превратиться в стагнацию // Вопросы экономики. 2015. № 4. С. 5-19.

4. Зубец А.Н. Настроения экономики. Итоги ноября 2012 года // Финансы. 2012. № 12. С. 65-66.

5. Глазьев С.Ю. Мирохозяйственные уклады в глобальном экономическом развитии // Экономика и математические методы. 2016. Т. 52. № 2. С. 3-29.

6. Дмитриев М.Э. Россия 2020: демографические вызовы экономическому росту // Экономическая политика. 2007. № 2. С. 123-134.

7. Анимица П.Е. Особенности финансового поведения домашних хозяйств в условиях геополитической нестабильности // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 4. С. 43-51.

8. Батраков А.А. Мировой финансовый кризис как катализатор процесса перехода к качественному экономическому росту // Журнал экономической теории. 2009. № 2. С. 3.

9. Исаева Т.Н. Структурная политика в условиях перехода к инновационному экономическому росту // Бизнес в законе. 2011. № 3. С. 229-231.

10. Истратов В.А. Агенто-ориентированная модель поведения человека: не в деньгах счастье? // Экономика и математические методы. 2009. Т. 45. № 1. С. 129-140.

11. Милевская М.А. Этические принципы деятельности предприятий и инвесторов: значение и прогнозы // Экономика и управление. 2014. № 4. С. 91-98.

12. Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. Проблемы устойчивого развития России // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 5. С. 23-30.

13. Замулин О.А., Платонов К.Е. Протекционизм как противоциклическая политика // Экономика и математические методы. 2015. Т. 51. № 3. С. 3-18.

14. Захаров В.Я., Захаров И.В. Роль государства в экономическом росте // Проблемы теории и практики управления. 2014.№ 4. С. 12-19.

15. Дасковский В.Б., Киселёв В.Б. Об управлении экономическим ростом и развитием // Инвестиции в России. 2014. № 2. С. 3-14.

16. Мастраков А.В. Двухступенчатый подход к определению взаимосвязи между оптимальной величиной государства и экономическим ростом // Политика и общество. 2014. № 10. С. 1184-1191.

17. Попова Л.А. Демографические вызовы XXI века // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 1. С. 39-44.

18. Полтерович В.М., Попов В.В., Тонис А.С. Концентрация доходов, нестабильность демократии и экономический рост // Экономика и математические методы. 2009. Т. 45. № 1. С. 15-29.

19. Татаркин А., Андреева Е. Формирование постиндустриального социального государства: вектор развития человеческого потенциала // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 7. С. 24-31.

20. Мухина Ю. Экономическая политика государства при переходе от кризиса к экономическому росту // Экономические науки. 2008. № 43. С. 126-128.

21. Claveria O., Monte E., Torra S. A Self-Organizing Map Analysis of Survey-Based Agents' Expectations Before Impending Shocks for Model Selection: The Case of the 2008 Financial Crisis // International Economics. 2016. Vol. 146. P. 40-58.

22. Pérez-Moreno S., Blanco-AranaM.C., Bárcena-Martín E. Economic Cycles and Child Mortality: A Cross-National Study of the Least Developed Countries // Economics & Human Biology. 2016. Vol. 22. P. 14-23.

23. Sochirca E., Afonso О., Silva S., Neves P. Effects of Political Rivalry on Public Investments in Education and Income Inequality // Journal of Policy Modeling. 2016. Vol. 38. Iss. 2. P. 372-396.

24. Dissou Y, Didic S., Yakautsava T. Government Spending on Education, Human Capital Accumulation, and Growth // Economic Modelling. 2016. Vol. 58. P. 9-21.

25. Brada J., Frensch R., Gundlach E. Introduction: Openness, Institutions, and Long-Run Socio-Economic Development // Economic Systems. 2016. Vol. 40. Iss. 2. P. 195-197.

26. Haga M. On Central Bank Independence and Political Cycles // Journal of Applied Economics. 2015. Vol. 18. Iss. 2. P. 267-295.

27. Meltzer A., Richard S. A Positive Theory of Economic Growth and the Distribution of Income // Research in Economics. 2015. Vol. 69. Iss. 1. P. 265-290.

28. Conti M. The Introduction of the Euro and Economic Growth: Some Panel Data Evidence // Journal of Applied Economics. 2014. Vol. 17. Iss. 2. P. 199-211.

29. Matutinovic I., Salthe S., Ulanowicz R. The Mature Stage of Capitalist Development: Models, Signs And Policy Implications // Structural Change and Economic Dynamics. 2016. Vol. 39. P. 17-30.

30. Ohki K. Analysis of Transition Dynamics Caused by Technological Breakthroughs: Cause of Productivity Slowdown and Drop in Existing Firms' Stock Prices // Structural Change and Economic Dynamics. 2015. Vol. 35. P. 12-25.

31. Higgins S., Lustig N. Can a Poverty-Reducing and Progressive Tax and Transfer System Hurt the Poor? // Journal of Development Economics. 2016. Vol. 122. P. 63-75.

32. Lee J., Lee H. Human Capital in the Long Run // Journal of Development Economics. 2016. Vol. 122.

33. Kerr W. Income Inequality and Social Preferences for Redistribution and Compensation Differentials // Journal of Monetary Economics. 2014. Vol. 66. P. 62-78.

34. Tagkalakis A. The Effects of Fiscal Policy on Consumption in Recessions and Expansions // Journal of Public Economics. 2008. Vol. 92. P. 1486-1508.

P. 147-169.

ISSN 2311-875X (Online) Economic Security

ISSN 2073-2872 (Print)

SENTIMENT-DRIVEN ECONOMY IN THE 21ST CENTURY: FROM RISE TO FALL Elena E. KRASIL'NIKOVAa,% Irina A. FILIPPOVAb

a Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russian Federation studentulstu@mail.ru

b Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russian Federation fia282@mail.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 6 July 2016 Received in revised form 8 August 2016 Accepted 30 August 2016

JEL classification: E29, E30, F43. J23, 040

Keywords: economy, economic sentiment, innovation, investment, economic growth, economic crisis

Abstract

Importance National economic development has been evaluated and forecast with such indicators as production rates in economic sectors, capital inflow and outflow, investment, etc. for a long time. As internationally proved, the economic growth is shaped inter alia with economic sentiment of people.

Objectives The research analyzes economic sentiment of the population and businessmen, its impact on economic growth rates and the use of data to forecast rates of long-term growth in Russia as the main source. The research pursues identifying the substance and nature of economic sentiment, analyzing how aspirations and concerns of businessmen and population influence economic conditions.

Methods The research constitutes a comparative analysis of trends in consumer and business confidence indexes, starting from 2005 and onwards.

Results We proved the need to consider economic sentiment of the population to formulate the national policy for economic development. As the article illustrates, economic growth is spurred, among other factors, with people's intention to increase and maintain the existing quality of living. Economic behavior of the population, such as rush and panic, tend to be a starting point for global financial crises.

Conclusions and Relevance As our main conclusions, we suggest that the forecast of economic development rates should include the sentiment of the public and business. The negative response of the latter would be taken into account when outlining measures to stabilize economy and reach a balanced economic growth.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Abbaszade M.T. [Key aspects of the approach to economic growth through national and global economic processes]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2016, no. 5, pp. 156-159. (In Russ.)

2. Shabunova A.A., Guzhavina T.A., Kozhina T.P. [Confidence and social development in Russia]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2015, no. 2, pp. 7-19. (In Russ.)

3. Ulyukaev A.V., Mau V. [From economic crisis to economic growth, or how to prevent the crisis from turning into stagnation?]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 4, pp. 5-19. (In Russ.)

4. Zubets A.N., Romashkina I.N. [Economic sentiment. Results for November 2012]. Finansy = Finance, 2012, no. 12, pp. 65-66. (In Russ.)

5. Glaz'ev S.Yu. [Global economic models as part of global economic development]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 2016, vol. 52, no. 2, pp. 3-29. (In Russ.)

6. Dmitriev M.E. [Russia-2020: demographic challenges to economic growth]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2007, no. 2, pp. 123-134. (In Russ.)

7. Animitsa P.E. [Specifics of households' financial behavior during geopolitical instability]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Journal of Ural State University of Economics, 2015, no. 4, pp. 43-51. (In Russ.)

8. Batrakov A.A. [Global financial crisis as a catalyst for transition to qualitative growth], Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Russian Journal of Economic Theory, 2009, no. 2, p. 3. (In Russ.)

9. Isaeva T.N. [Structural policy during the transition to innovative economic growth]. Biznes v zakone = Business in Law, 2011, no. 3, pp. 229-231. (In Russ.)

10. Istratov V.A. [Agent-based model of human behavior: can't you buy happiness for money?]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 2009, vol. 45, no. 1, pp. 129-140. (In Russ.)

11. Milevskaya M.A. [Ethical principles of businesses and investors: significance and forecasts]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2014, no. 4, pp. 91-98. (In Russ.)

12. Mudretsov A.F., Tulupov A.S. [Issues of Russia's sustainable development]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2016, no. 5, pp. 23-30. (In Russ.)

13. Zamulin O.A., Platonov K.E. [Protectionism as counter-cyclical policy]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 2015, vol. 51, no. 3, pp. 3-18. (In Russ.)

14. Zakharov V.Ya., Zakharov I.V. [A State's role in economic growth]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2014, no. 4, pp. 12-19. (In Russ.)

15. Daskovskii V.B., Kiselev V.B. [On control over economic growth and development]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2014, no. 2, pp. 3-14. (In Russ.)

16. Mastrakov A.V. [Double-stage approach to defining the relation between the optimum size of the State and economic growth]. Politika i obshchestvo = Politics and Society, 2014, no. 10, pp. 1184-1191. (In Russ.)

17. Popova L.A. [Demographic challenges of the 21st century]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2015, no. 1, pp. 39-44. (In Russ.)

18. Polterovich V.M., Popov V.V., Tonis A.S. [Concentration of income, unstable democracy and economic growth]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 2009, vol. 45, no. 1, pp. 15-29. (In Russ.)

19. Tatarkin A., Andreeva E. [The origination of the post-industrial social State: a human potential development vector]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2014, no. 7, pp. 24-31. (In Russ.)

20. Mukhina Yu. [Economic policy of the State during the transition from crisis to economic growth]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2008, no. 43, pp. 126-128. (In Russ.)

21. Claveria O., Monte E., Torra S. A Self-Organizing Map Analysis of Survey-Based Agents' Expectations Before Impending Shocks for Model Selection: The Case of the 2008 Financial Crisis. International Economics, 2016, vol. 146, pp. 40-58.

22. Pérez-Moreno S., Blanco-Arana M.C., Bárcena-Martín E. Economic Cycles and Child Mortality: A Cross-National Study of the Least Developed Countries. Economics & Human Biology, 2016, vol. 22, pp. 14-23.

23. Sochirca E., Afonso O., Silva S., Neves P. Effects of Political Rivalry on Public Investments in Education and Income Inequality. Journal of Policy Modeling, 2016, vol. 38, iss. 2, pp. 372-396.

24. Dissou Y., Didic S., Yakautsava T. Government Spending on Education, Human Capital Accumulation, and Growth. Economic Modelling, 2016, vol. 58, pp. 9-21.

25. Brada J., Frensch R., Gundlach E. Introduction: Openness, Institutions, and Long-Run Socio-Economic Development. Economic Systems, 2016, vol. 40, iss. 2, pp. 195-197.

26. Haga M. On Central Bank Independence and Political Cycles. Journal of Applied Economics, 2015, vol. 18, iss. 2, pp. 267-295.

27. Meltzer A., Richard S. A Positive Theory of Economic Growth and the Distribution of Income. Research in Economics, 2015, vol. 69, iss. 3, pp. 265-290.

28. Conti M. The Introduction of the Euro and Economic Growth: Some Panel Data Evidence. Journal of Applied Economics, 2014, vol. 17, iss. 2, pp. 199-211.

29. Matutinovic I., Salthe S., Ulanowicz R. The Mature Stage of Capitalist Development: Models, Signs and Policy Implications. Structural Change and Economic Dynamics, 2016, vol. 39, pp. 17-30.

30. Ohki K. Analysis of Transition Dynamics Caused by Technological Breakthroughs: Cause of Productivity Slowdown and Drop in Existing Firms' Stock Prices. Structural Change and Economic Dynamics, 2015, vol. 35, pp. 12-25.

31. Higgins S., Lustig N. Can a Poverty-Reducing and Progressive Tax and Transfer System Hurt the Poor?

Journal of Development Economics, 2016, vol. 122, pp. 63-75.

32. Lee J., Lee H. Human Capital in the Long Run. Journal of Development Economics, 2016, vol. 122, pp.147-169.

33. Kerr W. Income Inequality and Social Preferences for Redistribution and Compensation Differentials.

Journal of Monetary Economics, 2014, vol. 66, pp. 62-78.

34. Tagkalakis A. The Effects of Fiscal Policy on Consumption in Recessions and Expansions. Journal of Public Economics, 2008, vol. 92, iss. 5-6, pp. 1486-1508.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.