Оценка перспектив развития сотрудничества Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики сквозь призму факторов евразийской интеграции
Васякина Елена Владимировна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются правовые основы сотрудничества Китайской Народной Республики и государств-участников Евразийского экономического союза, анализируются факторы евразийской интеграции и делается вывод о возможных перспективах сотрудничества ЕАЭС и Китая. Среди основных факторов евразийской интеграции автор выделяет социально-экономические, политические и правовые. Достижение прогрессивного развития во взаимоотношениях между данными субъектами международного права представляется осуществимым за счет гармонизации и унификации законодательства в основных сферах взаимодействия ЕАЭС и Китая, в том числе в вопросах таможенного, финансового и налогового права. Автором сделан вывод о том, что взаимодействие ЕАЭС и Китая будет осуществляться через призму интеграционных процессов в ЕАЭС, и именно переходом сотрудничества в правовую плоскость можно будет говорить о переходе ЕАЭС на новый уровень макроэкономического развития.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Китайская Народная Республика, факторы, евразийская интеграция, право Евразийского экономического союза.
Процесс интеграции на евразийском пространстве имеет более чем 20-летнюю историю. Попытки сохранить десятилетиями созданные хозяйственно-экономические связи у постсоветских стран начались сразу после распада СССР. На сегодняшний день наиболее успешным примером симбиоза добрососедства и сотрудничества на евразийском пространстве является Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС, Союз). Несмотря на сравнительно недавнее появление (Евразийский экономический союз функционирует с 2015 года), ЕАЭС является довольно успешным в своем развитии региональным экономическим интеграционным объединением.
В Договоре о создании Евразийского экономического союза выделены приоритетные направления объединения и деятельности государств, определена компетенция основных органов и источники права Союза. Несмотря на амбициозность поставленных в Договоре целей, многие из них на сегодняшний день уже реализованы. Так, на евразийском пространстве уже создан единый внутренний рынок товаров, функционирует Единый таможенный тариф, построен единый режим торговли товарами в отношениях с третьими странами, осуществляется единое таможенное регулирование, закладываются основы международного сотрудничества с третьими странами.
Одной из стран, с которыми у государств-членов Союза сложились партнерские отношения, является Китай. Тесное сотрудничество с этим государством обусловлено тем, что три государства-участника Союза (Россия, Казахстан, Киргизия) имеют с Китаем общую границу и, как следствие, длительные дружественные отношения и сильные торгово - экономические связи, сложившиеся еще со времен Шелкового пути [1]. Только за 2019 год товарооборот Союза с Китаем составил более ста миллиардов долларов США [2].
Китай развивает сотрудничество не только с ЕАЭС как с международной организацией. Это государство является одним из основных внешнеэкономических партнеров для каждого участника Союза. Так, сотрудничество входящих в ЕАЭС государств с Китаем обусловлено крупными инвестиционными проектами. Китай является лидером среди азиатских стран по накопленным прямым иностранным инвестициям в регионе. Новые проекты реализуются в рамках программ Экономического пояса Шелкового пути и Цифрового Шелкового пути [3]. Связующим звеном этих программ является Армения, дорожное строитель-
ство в которой осуществляется с привлечением китайских инвестиций. Более пятидесяти инвестиционных проектов на общую сумму свыше двадцати пяти миллиардов долларов реализуются Китаем и Казахстаном в металлургии, переработке нефти и газа, химической промышленности, машиностроении [4]. В Кыргызстане в течение последних лет Китай стал одним из основных кредиторов. По оценкам исследователей, в Киргизии действует около четырёхсот предприятий с участием Китая, причем, сотрудничество между государствами осуществляется в различных отраслях. 23 июня 2016 года на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте Китай, Монголия и Россия подписали Программу создания экономического коридора Китай - Монголия -Россия. В рамках реализации указанного коридора в 2020 году был построен первый автомобильный мост через Амур.
Приведенные примеры активного торгово-экономического сотрудничества стран-участниц ЕАЭС и Китая, главным образом, были основаны на двусторонних договорах Китая с каждым отдельным участником Евразийского экономического союза. Однако, уже 17 мая 2018 года было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, которое стало правовой основой для диалога между Китаем и Евразийским экономическим союзом (далее - Соглашение).
Согласно статье 1.2 Соглашения, его целью является создание основы для дальнейшего развития экономических отношений. Соглашение оговаривает условия доступа товаров на взаимные рынки путем имеющихся Соглашений ВТО, повышения уровня транспарентности, стимулирования информационного обмена и развития административного сотрудничества между ответственными органами сторон (в формате создания рабочих групп и консультативных комитетов).
Тем не менее, необходимость в более тесном и прогрессивном сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем видится в том, что для каждого государства-участника КНР является одним из самых важных инвестиционных партнеров. Тесное взаимодействие со странами азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений дальнейшего развития согласно одной из инициатив, предложенных Н.А. Назарбаевым, поскольку именно оно будет способствовать раскрытию внутреннего потенциала Евразийского экономического союза, а также выходу на новый макроэкономический уровень [5].
Для того, чтобы оценить перспективы развития сотрудничества ЕАЭС и Китая, представляется верным определить факторы, которые способны влиять на евразийскую интеграцию вообще. Прежде чем перейти к их рассмотрению, следует акцентировать внимание на том, что евразийские интеграционные процессы, как и любая интеграция, объективны [6], и возникают они вследствие определенных факторов, которые этой интеграции способствуют.
К основным факторам евразийской интеграции можно отнести:
1) Социально-экономические факторы, которые выражаются в глубоких устойчивых социально-экономических связей государств и народов Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России, обусловленных общим историческим развитием и географическим положением. Государства ЕАЭС - это страны-соседи с общей историей, родственными корнями, некогда общей экономикой и промышленностью. У стран-участниц есть «стартовая площадка» [7] устоявшегося межгосударственного сотрудничества, которое развивалось на постсоветском пространстве на базе таких организаций, как СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства России и Беларуси.
2) Политические факторы, которые можно выявить в том, что сотрудничество в рамках ЕА-ЭС является одним из внешнеполитических приоритетов всех государств - участников ЕА-ЭС (ориентир на страны ЕАЭС определен в документах, определяющих внешнюю политику государств-членов, в частности в Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года, в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 гг.). Кроме того, интеграции способствует и современная обстановка на международной арене. У стран-участниц ЕАЭС есть различные причины для развития евразийской интеграции. Например, в научной литературе высказываются мнения, что украинский кризис и санкционный режим оказал влияние на приоритеты России, а расширение сфер влияния Китая скорректировало внешнеполитические настроения Казахстана [8]. На сегодняшний день, развитие сотрудничества в Евразии отвечает национальным интересам всех ее государств-членов [9].
3) Правовые факторы, основу которых составляет право Союза, двусторонние договоры входящих в него государств и внутреннее законодательство стран-участниц. Согласно статье 6 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), источниками права Союза являются: Договор, международные договоры, заключаемые в рамках Союза и Союзом с третьими странами, и решения и распоряжения высших органов (Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии), принятые в рамках их полномочий.
Помимо права ЕАЭС, интеграции в этом интеграционном объединении способствуют и двусторонние соглашения государств-членов. Например, р основными договорами, которые закрепляют ос- Д новы сотрудничества между Россией и Казахста- Ч
т
ном, являются: Договор о дружбе, сотрудниче- К стве и взаимной помощи от 25 мая1992 года, До- ё говор о сотрудничестве в охране внешних границ у от 21 октября 1994 года, Договор о добрососедстве А
и союзничестве в XXI веке от 11 ноября 2013 года. 8 декабря 1999 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь был заключен Договор о создании Союзного государства, согласно которому Российская Федерация и Республика Беларусь объединяются с целью создания единого экономического пространства, проведения согласованной внешней политики и политики в области обороны, формирования единой правовой системы демократического государства, проведения согласованной социальной политики и так далее. На основе таких общих положений и принципов о взаимном сотрудничестве, которые закрепляются в двусторонних договорах государств-членов ЕАЭС, заключаются иные соглашения, которые обеспечивают взаимодействие государств во всех сферах.
Однако, особенностью права ЕАЭС является то, что наряду с источниками, которые поощряют интеграцию и закрепляют принципы сотрудничества, оно содержит нормы, которые совершенно безболезненно позволяют это сотрудничество приостановить. Например, согласно статье 29 Договора о ЕАЭС, государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения функционирования внутреннего рынка товаров. Также страна-участник ЕАЭС может вводить на внутреннем рынке санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры при необходимости и ограничивать оборот отдельных категорий товаров. Кроме того, на сегодняшний день не все цели сотрудничества, обозначенные в Договоре о ЕАЭС, могут быть реализованы по причине отсутствия в праве ЕАЭС соответствующих предписаний. Например, нормы права ЕА-ЭС не регулируют всех проблемных аспектов таможенного оформления, финансового контроля, трудовой миграции, защиты интеллектуальной собственности, ответственности за неисполнение решений органов Союза. На практике, открытыми остаются вопросы о безоговорочном применении внутригосударственными судами права Союза, что затрудняет прогрессивное развитие интеграции в данном объединении.
Двусторонние договоры, заключенные между государствами-членами ЕАЭС и между ЕАЭС и третьими странами, принимаются в контексте сотрудничества и зачастую не содержат конкретных положений. В частности, Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны от 17 мая 2018 года не предусматривает введения каких-либо конкретных мер (например, автоматического снижения торговых барьеров [10] или принятия обязательств, связанных с созданием единых правил 5= перемещения товаров, услуг, капиталов через ^ границы государств). Поэтому, правовая база со-^ трудничества ЕАЭС и КНР нейтральна: с одной стороны, у этих субъектов есть общие догово-Ц ренности по развитию диалога, с другой стороны,
нет таких жестких обязательств, которые приняты между Китаем и отдельными участниками Союза.
Принимая во внимание рассмотренные факторы евразийской интеграции и особенности сотрудничества ЕАЭС с Китаем, можно сделать вывод, что несмотря на наличие социально-экономических, политических и правовых основ для развития плодотворного сотрудничества между КНР и Союзом, отношения государств-участников ЕАЭС, а также Союза с третьими странами во многом зависят от желания государств идти навстречу друг другу. Если право не регулирует весь спектр межгосударственных отношений, то эти отношения начинает определять политика. Поэтому, чтобы евразийская интеграция вышла на новый макроэкономический уровень и стала стремительно наращивать обороты в азиатско-тихоокеанском регионе, представляется важным сближать право Союза и права КНР:
1) снизить торговые барьеры;
2) принять договоры об унификации норм права ЕАЭС и Китая, регулирующих передвижение товаров, лиц, услуг, капиталов;
3) начать гармонизацию в валютно-финансовой, миграционной, налоговой сферах.
Именно в развитии и сближении права ЕАЭС и Китая видится возможность сотрудничества, которая будет способствовать глобальному макроэкономическому развитию Союза и последовательному расширению этого интеграционного объединения на объективных началах.
Литература
1. Скриба А.С. Сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути: интересы участников и вызовы реализации // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 3. С. 68.
2. Отчёт о внешней торговле между Россией и Китаем в 2019 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика (подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на основе данных Федеральной таможенной службы России) Электронный ресурс. Режим доступа: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2019-g/. Дата доступа: 09.09.2020.
3. Цветкова Н.Н. Проекты региональной интеграции и новые технологии: цифровой Шелковый путь // Восточная аналитика. 2019. № 1. С. 49.
4. Парамонов В., Строков А. Китайское присутствие в нефтегазовой отрасли Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2015.Том 18. Выпуск 2. С. 93.
5. Назарбаев Н.А. Четыре инициативы по развитию ЕАЭС // Обзорно-аналитический портал Strategy 2050. 29 мая 2019 года Электронный ресурс. Режим доступа: https://strategy2050.kz/ ru/news/53212/. Дата доступа: 09.09.2020.
6. Интеграционное право: учебник / В.В. Блаже-ев, С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко и др.; отв.
ред. С.Ю. Кашкин. Москва: Проспект, 2017. С. 26.
7. Мишальченко Ю.В., А.В. Изотов. Основные факторы формирования отношения Европейского союза к процессам евразийской интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. № 2 (16) 2014. С. 27.
8. Кофнер Ю.Ю. Политические предпосылки евразийской интеграции Электронный ресурс. Режим доступа: http://eurasian-movement.ru/ archives/7498. Дата доступа: 09.10.2020.
9. Максименко Е.И. Правовые основы евразийской интеграции // «Евразийский перекресток». Сборник материалов научно-практических мероприятий. Выпуск первый. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. С. 23.
10. Соглашение ЕАЭС и КНР - реалии и перспективы на пути к экономическому лидерству. Официальный сайт Евразийской организации экономического сотрудничества Электронный ресурс. Режим доступа: https://eurasianeconomic. org/. Дата доступа: 09.10.2020.
ASSESSMENT OF PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF COOPERATION BETWEEN THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND THE REPUBLIC OF CHINA THROUGH THE PRISM OF EURASIAN INTEGRATION FACTORS
Vasyakina E.V.
Orenburg Institute (Branch) of Moscow State Law University named after O.E. Kutafin
The article examines the legal basis for cooperation between the Republic of China and the member States of the Eurasian economic Union, analyzes the factors of Eurasian integration, and concludes about the possible prospects for cooperation between the EAEU and China. Among the main factors of Eurasian integration, the author highlights socio-economic, political and legal. Achieving progressive development in relations between these subjects of international law seems feasible due to the harmonization and unification of legislation in the main areas of interaction between the EAEU and China, including in matters of customs, financial and tax law. The
author concludes that the interaction between the EAEU and China will be carried out through the prism of integration processes in the EAEU, and it is the transition of cooperation to the legal plane that will make it possible to talk about the transition of the EAEU to a new level of macroeconomic development.
Keywords: Eurasian economic Union, the Republic of China, factors, Eurasian integration, law of the Eurasian economic Union.
References
1. Skriba A.S. Conjugation of the EAEU and the silk road Economic belt: interests of participants and challenges of implementation // Bulletin of international organizations: education, science, new economy. 2016. Vol. 11. No. 3. P. 68.
2. Report on foreign trade between Russia and China in 2019: trade turnover, export, import, structure, goods, dynamics (prepared by the website Foreign Trade of Russia based on data from the Federal customs service of Russia) Electronic resource. Mode of access: https://russian-trade.com/reports-and-re-views/2020-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2019-g/. Date of access: 09.09.2020.
3. Tsvetkova N. N. regional integration Projects and new technologies: digital silk road // Eastern Analytics. 2019. No. 1. P. 49.
4. Paramonov V., Strokov A. Chinese presence in the oil and gas industry of Kazakhstan / / Central Asia and the Caucasus. 2015. Volume 18. Issue 2. P. 93.
5. Nazarbayev N.A. Four initiatives for the development of the EAEU // Review and analytical portal Strategy 2050. may 29, 2019 Electronic resource. Mode of access: https://strategy2050. kz/ru/news/53212/. Access date: 09.09.2020.
6. Integration law: textbook / V.V. Blazheev, S. Yu. Kashkin, P.A. Kalinichenko, etc.; ed. Moscow: Prospect, 2017. P. 26.
7. Mishalchenko Yu. V., A.V. Izotov. The main factors of formation of the European Union's attitude to the processes of Eurasian integration / / Eurasian integration: Economics, law, politics. No. 2 (16) 2014. P. 27.
8. Kofner Y.Y. Thank the Political background of the Eurasian integration Electronic resource. Mode of access: http://eurasian-movement.ru/archives/7498. Date of access: 09.10.2020.
9. Maksimenko E.I. Legal foundations of Eurasian integration / / "Eurasian crossroads". Collection of materials of scientific and practical events. Issue one. Orenburg: LLC IPK "University", 2015. P. 23
10. Agreement between the EAEU and China - realities and prospects on the way to economic leadership. Official website of the Eurasian economic cooperation organization Electronic resource. Mode of access: https://eurasianeconomic.org/. Date of access: 09.10.2020.