Научная статья на тему 'Оценка перспектив развития экологических технологий в России'

Оценка перспектив развития экологических технологий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / "ЗЕЛЕНОЕ" СТРОИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / "GREEN" CONSTRUCTION / THE BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENERGY EFFICIENCY / CERTIFICATION / QUALITY OF LIFE AND THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сметанина Татьяна Петровна

Рассматриваются проблемы и тенденции развития российского экологического законодательства, международный опыт и принципы построения систем «зеленой» стандартизации строительства зданий и сооружений, необходимые для России направления экологизации хозяйственной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the prospect for the development of ecological technologies in Russia

The article examines the problems and development trends of the Russian environmental law, the international experience and the principles for the formation of the system of "green" standards in relation to building and facility construction, the above study is required to steer the Russian economy into the application of the best ecological technologies.

Текст научной работы на тему «Оценка перспектив развития экологических технологий в России»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338.3.01 С.С. Сержук

СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Характеризуется правовое поле ценообразования продукции предприятий газовой отрасли, отраслевая специфика формирования цен. Приводится анализ тарифов на природный газ для различных категорий потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ключевые слова: ценообразование, тариф, газодобывающая промышленность.

В настоящее время на российском рынке газа однозначно преобладает регулируемое ценообразование.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:

а) розничные цены на газ, реализуемый населению;

б) оптовые цены на газ;

в) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ);

г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;

д) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

е) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Таким образом, под государственное регулирование попадает как формирование тарифов для оптовых поставок газа, так и розничная продажа газа конечным потребителям.

Государственное регулирование оптовых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам для независимых организаций осуществляется до перехода к государственному регулированию единых для всех поставщиков газа тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации, который поэтапно осуществляется на территории Российской Федерации.

На первом этапе предполагается государственное регулирование оптовых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам для независимых организаций, разработка методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и ее апробация, организация одной или нескольких газотранспортных компаний, осуществляющих транспортировку газа по магистральным газопроводам, а также введение в сфере услуг по транспортировке газа раздельного учета продукции (услуг) и затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).

Например, на 2012 г. Федеральная служба по тарифам определила оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Г азпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению, дифференцированно по субъектам Российской Федерации на уровне от 1934 до 2696 руб/1000 м3 (без НДС) (см. табл. 1).

Данные табл. 1 указывают на то, что наименьший для субъектов РФ уровень цен на газ (1934 руб/1000 м3) установлен в Ямало-Ненецком автономном округе. В то же время другой приказ Федеральной службы по тарифам утвердил, что 1934 руб/1000 м3 - это предельный минимальный уровень оптовой цены на газ в Ямало-Ненецком автономном округе, а предельный максимальный уровень цены на газ на территории данного региона составляет 2127 руб/1000 м3.

На втором этапе подготавливаются обоснования для либерализации цен на газ и ограничения сферы государственного регулирования газовой отрасли за счет установления тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

Таблица 1

Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром», предназначенный для последующей реализации населению (выписка)

Субъекты Российской Федерации Оптовые цены на газ, руб / 1000 м3 (без НДС)

1-й пояс: Республика Башкортостан 2 528

2-й пояс: Республика Калмыкия 2 550

3-й пояс: Республика Карелия 2 624

7-й пояс: Республика Татарстан 2 550

8-й пояс: Удмуртская Республика 2 515

55-й пояс: Ямало-Ненецкий автономный округ 1 934

56-й пояс: Республика Адыгея 2 696

Полномочия по регулированию тарифов на газ распределены между органами государственной власти федерального и регионального уровней.

Предельные (максимальные) тарифы на газ определяет Федеральная служба по тарифам (ФСТ) в соответствии с федеральным законодательством. На региональном уровне тарифы на газ согласуются с департаментом цен региональной администрации. В итоге размеры тарифов на газ дифференцированы по субъектам РФ. Кроме того, тарифы на газ зависят от вида газа, выделяют сжиженный (баллонный) газ и газ магистральный, поступающий из газопровода.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) регулирует порядок формирования оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа (по магистральным газопроводам, по газораспределительным сетям и по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям); размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют функции по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 №332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства». В Ямало-Ненецком автономном округе формирование тарифов на газ регулируется Региональной энергетической комиссией (РЭК) Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа, действующей на основании Положения, утвержденного постановлением Совета губернаторов от 10 апреля 2000 г. №36.

Несмотря на то что полномочия по регулированию розничных тарифов на газ возложены на органы государственной власти субъектов РФ, они в своей деятельности должны руководствоваться методическими рекомендациями федеральных органов власти, в частности приказом ФСТ от 17 сентября 2008 г. №173-э/5 «Об утверждении Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа».

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает, что при ценообразовании тарифа за снабженческо-сбытовые услуги предприятие должно ориентироваться на уровень цены, обеспечивающий ему:

а) возмещение относимых на себестоимость услуг экономически обоснованных расходов;

б) получение обоснованной нормы прибыли;

в) возможность своевременной уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, относимых к структуре платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Согласно приказу ФСТ от 23 ноября 2004 г. № 194-э/12 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению» государственное регулирова-

ние розничных цен осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из учета следующих факторов:

а) возмещения поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа;

б) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;

в) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы.

Для потребителей газа определение стоимости снабженческо-сбытовых услуг базируется на принципе раздельного учета расходов по регулируемым видам деятельности (согласно законодательству в сфере бухгалтерского учета). Фактические и плановые расходы предприятия, добывающего газ и обеспечивающего им потребителей, подлежат анализу с учетом действующих экономически обоснованных нормативов, фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных индексов-дефляторов на период регулирования.

Аналогично для розничных потребителей цены на газ правомерно дифференцировать по следующим трем направлениям потребления:

- на отопление жилых помещений;

- на обеспечение горячего водоснабжения при отсутствии централизованного ГВС и на приготовление пищи;

- прочие нужды.

В случае если на газ, реализуемый населению, оптовые цены в регионе установлены на уровне оптовых цен на газ для предприятий промышленности, розничные цены определяются дифференцированно по направлениям потребления (а именно, их средние значения на территории субъекта Российской Федерации) по следующей формуле (1):

Цроз.нас. _ (Цопт.нас. + РС х К/) х Кндс, (1)

где Цроз.нас. - оптовая стоимость (цена) газа, реализуемого населению, утвержденная уполномоченным органом государственной власти (ФСТ России) для территории конкретного субъекта Российской Федерации (НДС не учитывается);

РС - общая стоимость транспортировки газа по газораспределительным сетям и расходов на его реализацию (так называемая региональная составляющая), рассчитывается по формуле (2);

К/ - дифференциальный коэффициент по 1-му направлению потребления газа;

Кндс - ставка налога на добавленную стоимость.

РС ^(Ттр.нас.1ХУнас.1 ^ Ттранз.1ХУтранз.нас.1) ^ ^(Tссv.нас.jXVнас. j ^ (2)

У нас ’

где Ттр.нас1 - тариф на транспортировку газа, утвержденный уполномоченным органом государственной власти (ФСТ России), для 1-й газораспределительной организации (далее - ГРО), чьи газораспределительные сети непосредственно эксплуатируются для обеспечения поставки газа населению в границах территории рассматриваемого субъекта Российской Федерации (НДС не учитывается);

Унасл - объем сбыта газа населению через газораспределительные сети 1-й ГРО на территории рассматриваемого субъекта Российской Федерации;

Ттранз.1 - транзитный тариф, утвержденный уполномоченным органом государственной власти (ФСТ России) для 1-й ГРО, чьи газораспределительные сети непосредственно эксплуатируются в транзитном потоке с целью последующей реализации потребителям через сети ГРО, для чьей территории обслуживания непосредственно рассчитываются розничные цены (НДС не учитывается);

Утранз.насл - объем транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям 1-й ГРО, чьи газораспределительные сети непосредственно эксплуатируются в транзитном потоке с

целью последующей реализации потребителям через сети ГРО, для чьей территории обслуживания непосредственно рассчитываются розничные цены (НДС не учитывается);

Тссу.насо - стоимость платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее - ПССУ), утвержденная уполномоченным органом государственной власти (ФСТ России), для _)-го поставщика газа, действующего на территории рассматриваемого субъекта Российской Федерации (НДС не учитывается);

Унас0 - объем сбыта газа населению _)-м поставщиком газа на территории рассматриваемого субъекта Российской Федерации;

Унас. - общий объем сбыта газа населению на территории рассматриваемого субъекта Российской Федерации.

Стоимость поставки газа конечным потребителям рассчитывается дифференцированно в зависимости от средних объемов потребления ими газа (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь стоимости тарифа на поставку газа с объемами потребления его конечными потребителями

Г руппы конечных потребителей Объемные диапазоны групп конечных потребителей Коэффициенты удельной сложности тарифа на поставку газа

1 -я группа Свыше 500 млн. м3 в год 0,1 - 0,2

2-я группа От 100 млн. м3 до 500 млн. м3 в год включительно 0,3 - 0,4

3-я группа От 10 до 100 млн. м3 в год включительно 0,8

4-я группа От 1 до 10 млн. м3 в год включительно 1,1

5-я группа От 0,1 до 1 млн. м3 в год включительно 1,3

6-я группа От 0,01 до 0,1 млн. м3 в год включительно 1,8

7-я группа До 0,01 млн. м3 в год включительно 2,5

8-я группа Население, т.е. физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищноэксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья Расчетно

Для населения, которое, согласно методике расчета, отнесено к 8-й группе конечных потребителей, коэффициент определяется как средневзвешенное значение соответствующих коэффициентов удельной сложности для конкретных направлений применения газа через расчет объемов потребления газа по каждому направлению.

Так, в частности, для пищеприготовления коэффициенты удельной сложности поставки газа устанавливаются в диапазоне от 5 до 7; для пищеприготовления совместно с подогревом воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения коэффициент устанавливается на уровне 3,55; в случае использования газа для отопления и для других целей с объемом потребления газа до 0,01 млн. м3 в год коэффициент устанавливается на уровне 2,5; для аналогичных целей при годовом объеме потребления свыше 0,01 млн. м3 - 1,8.

В целях дифференциации тарифа на поставку газа отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, согласно табл. 2, производится исходя из двух показателей:

- годового объема поставки газа согласно договору поставки, заключенному с данным потребителем, с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений к договору;

- фактического объема поставки газа в предшествующем году (в случаях, когда договор поставки заключен на неполный год) либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.

Классификация всех конечных потребителей (кроме населения) по группам осуществляется на основе данных об объеме потребления газа за год отдельно для точек подключения сетей конечных потребителей к газотранспортным и газораспределительным сетям.

На начало 2012 г. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа были установлены следующие тарифы на сжиженный газ, предназначенный для реализации населению для бытовых нужд (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств):

- с 01.01.2012 - 10,83 руб./кг (включая НДС);

- с 01.07.2012 - 12,44 руб./кг (включая НДС).

На природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд на территории Ямало-Ненецкого автономного округа дифференцированно по территориям обслуживания отдельных поставщиков газа были установлены с 1 января 2012 г. тарифы на уровне 2657 - 3087 руб./1000 м3 (включая НДС).

Поступила в редакцию 21.09.12

S.S. Serzhuk

Specific character of pricing at gas industrial enterprises

The article covers the character of the legal framework of pricing for the production of gas industrial enterprises and the specific pricing character in this branch. The analysis of tariffs for natural gas for various categories of consumers is provided in the Yamalo-Nenets autonomous district.

Keywords: pricing, tariff, gas industry.

Сержук Сергей Сергеевич, соискатель Serzhuk S.S., postgraduate

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.