УДК 911.3(470.26)
Д. Г. Федоров
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
Суженное воспроизводство трудовых ресурсов области, обусловленное демографической ситуацией, определяет необходимость притока мигрантов, с одной стороны, и требует перехода экономики на инновационный путь развития — с другой.
Limited reproduction of labour supply in the Kaliningrad region, determined by demographic situation, causes the necessity to attract more immigrants and requires innovative development of economics.
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 117—121.
118
Ключевые слова: трудовые ресурсы, демографическая ситуация, Калининградская область.
Обеспеченность кадрами во все большей мере превращается в важнейший фактор развития экономики многих российских регионов. Существующий продолжительное время суженный режим воспроизводства населения области (как и РФ в целом) обусловил то, что прежнее расширенное воспроизводство трудовых ресурсов сменилось переходом в 2007 г. к суженному их воспроизводству. Более того, несмотря на продолжающийся миграционный прирост населения (4,3 тыс. человек), численность населения трудоспособного возраста сократилась в 2008 г. на 2,9 тыс. человек. Прогнозы на 15-летнюю перспективу еще более неутешительны (рис. 1).
Рис. 1. Динамика численности населения в трудоспособном возрасте, на начало года, тыс. человек (2002 —2008 гг. — факт, 2013 —2023 гг. — прогноз без учета смертности и миграций)
На основе данных: [1].
Обусловленное возрастной структурой населения снижение численности лиц трудоспособного возраста может быть компенсировано только увеличением миграционного прироста. В первом приближении оценка уровня сальдо миграции, необходимого для сохранения стабильной численности населения трудоспособного возраста, представлена в таблице. В ближайшем пятилетии для восполнения убыли 28 тыс. человек в трудоспособном возрасте (только вследствие специфики возрастной структуры населения) потребуется сальдо миграции в размере более 41 тыс. человек (при доле лиц трудоспособного возраста в миграционном приросте в размере 68 %, характерном сейчас для области). То есть миграционный прирост должен практически удвоиться и составить 8,2 тыс. человек в год. В принципе, этот уровень нельзя назвать нереальным: в 1994 г. миграционный прирост достигал даже 19,6 тыс. человек, а в целом за период после распада СССР (1992—2007) составил 134 тыс. человек.
Динамика замещения трудоспособного населения по пятилетиям, тыс. человек (без учета смертности и миграций)
Период Число вступающих в трудоспособный возраст Число выбывающих из трудоспособного возраста Превышение (1) над (2)
2007—2012 70,7 55,1 15,6
2008—2013 43,7 71,9 -28,2
2013—2018 40,6 72,4 -31,8
2018—2023 48,4 68,4 -20,0
На основе данных: [1].
В 2000-е гг. численность занятых в развивающейся значительными темпами экономике Калининградской области быстро возрастает (рис. 2). Однако дальнейшие перспективы динамики занятости не вполне определенны.
500 4!»0 § 400
с; ф
* ЗЫI й 30,
X
г
£ 2.'>0 х
2011 I 150
5 100 з
7
Ы1
о
•-1ГЧ»'П^Т1П40Г“»ООСЛО'-''Ч'*>*Т'1Оч£)Г'» №а^(л<п(по1Ш(ло^ооосзсзпсза 0)№0i№№0l№<n0i00000000
1-*»Чг^т*гН*Н1-*гНг^Г\1ГЧГЧГМГЧГЧГЧГЧ
Рис. 2. Динамика численности занятых в экономике, 1991—2007 гг.
На основе данных: [1].
При прогнозе численности занятых необходимо учитывать не только динамику населения трудоспособного возраста, но и занятость лиц пенсионного возраста, а также вовлечение в производство лиц трудоспособного возраста, не занятых в экономике, включая безработных.
В 2007 г. в экономике региона было занято 69 % лиц трудоспособного возраста — 421 тыс. человек; 44 тыс. человек трудоспособного возраста (свыше 7 %) занято на учебе с отрывом от производства. Не занято в экономике менее 24 % лиц трудоспособного возраста (в 2002 г. — 27 %). Из них безработные (по классификации Международной организации труда) составляют 17,8 тыс. человек, или 3 % от общей численности населения трудоспособного возраста. Число зарегистрированных безработных — всего 6,6 тыс. человек (1 %). Быстрый экономический рост в регионе обусловил резкое сокращение численности безработных в 2000-е гг. (рис. 3). Резервы их вовлечения в производство относительно невелики.
120
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Ч исл енность безработных (по классификации МОТ),тыс. человек
Численность зарегистрированных безработных, тыс. человек
Рис. 3. Динамика численности безработных, тыс. человек На основе данных: [7].
Видимо, имеются и возможности вовлечения в экономику некоторой части незанятого населения трудоспособного возраста, не относящегося к категории безработных. Однако их трудно оценить и, вероятно, они не слишком значительны. Более того, наметившийся рост рождаемости может увеличить число женщин, не занятых в экономике по причине отпуска по уходу за ребенком.
Есть определенные возможности пополнения численности занятых в экономике за счет работающих пенсионеров. По нашим оценкам, с учетом возрастной структуры населения старших трудоспособных и первой (после достижения пенсионного возраста) пятилетней группы пенсионных возрастов, в ближайшем первом пятилетии численность работающих пенсионеров может возрасти ориентировочно на 10 тыс. человек. С учетом некоторого увеличения занятости в экономике лиц трудоспособного возраста даже при современном уровне миграционного прироста в ближайшие пять лет возможно сохранение нынешней численности занятых в экономике.
Вероятное в ближайшем будущем увеличение установленного законом возраста выхода на пенсию, на наш взгляд, не может существенно сказаться на росте числа занятых в экономике области. Речь идет о том, что в большинстве экономически развитых стран мира установленный законом нормативный возраст выхода на пенсию составляет 65 лет как для мужчин, так и для женщин (хотя минимальный возраст, дающий право на получение части пенсии, в ряде стран может быть меньше). Вопросы повышения пенсионного возраста в России рассматриваются с середины 1990-х гг., но низкая средняя продолжительность жизни населения делала такое решение крайне непопулярными, и правительство пока не решилось на его принятие.
Тем не менее повышение пенсионного возраста представляется неизбежным, тем более что ожидаемая продолжительность жизни в 2007 г. в России возросла до 61,4 лет у мужчин, 73,9 лет у женщин (в Калининградской области — до 59,9 и 72,3 лет соответственно), тогда как
еще в 2004 г. она составляла в РФ 58,9 лет у мужчин и 72,4 года у женщин (в Калининградской области — 55,2 и 68,7 лет) [1; 2]. Но дело в том, что в Калининградской области уже сейчас 54 тыс. человек старше трудоспособного возраста продолжают работать. (Отметим, что в области на начало 2008 г. насчитывалось 70,6 тыс. мужчин в возрасте 60—64 года и женщин в возрасте 55 — 64 года). Так что возможное увеличение пенсионного возраста не позволяет ожидать сколько-либо заметного увеличения численности занятых в экономике.
Так или иначе, внутренние демографические ресурсы региона недостаточны для полного обеспечения кадрами экономики региона в том случае, если будет продолжаться ее развитие на экстенсивной основе, т. е. за счет создания новых рабочих мест, как предполагается в действующей Стратегии и Программе регионального развития [5; 6]. Поэтому прогнозируется привлечение в больших объемах рабочей силы извне. Планируемая численность переселенцев к 2012 г. — 300 тыс. человек, в том числе участников Государственной программы переселения — 85,7 тыс. человек [4]. Это крайне сложная задача [3], особенно в условиях резкого подорожания стоимости жилья и неясных перспектив с развитием ипотечного кредитования в условиях обостряющегося финансового кризиса. Пока неясно и то, какими окажутся последствия кризиса для перспектив реализации инвестиционных проектов в регионе. Представляется, что наряду с принятием мер для реализации утвержденных стратегических документов, определяющих перспективы социально-экономического развития области, требуется более подробно проработать и другие сценарии, в том числе основанные на реструктуризации региональной экономики в пользу менее трудоемких отраслей, а также обратить большее внимание на инновационный путь экономического развития.
Список литературы
1. Демографический ежегодник: 2007 / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Калининградской области. Калининград, 2008.
2. Калининградская область в цифрах: 2007 / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Калининградской области. Калининград, 2008.
3. Миграционные процессы в юго-восточной части региона Балтийского моря / под ред. Л. Л. Емельяновой, Г. М. Федорова. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.
4. Программа Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. URL: http://www2.gov39.ru/
5. Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007 — 2016 годы. URL: http://www2.gov39.ru/
6. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу. URL: http://www2.gov39.ru/
7. Труд и занятость в Калининградской области / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Калининградской области. Калининград, 2008.
Об авторе
121
Д. Г. Федоров — консультант Калининградской областной думы.