Научная статья на тему 'Оценка, отбор и государственное финансирование инвестиционных проектов с учетом эффекта мультипликатора-акселератора в депрессивных регионах'

Оценка, отбор и государственное финансирование инвестиционных проектов с учетом эффекта мультипликатора-акселератора в депрессивных регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка, отбор и государственное финансирование инвестиционных проектов с учетом эффекта мультипликатора-акселератора в депрессивных регионах»

ОЦЕНКА, ОТБОР И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ ЭФФЕКТА МУЛЬТИПЛИКАТОРА-АКСЕЛЕРАТОРА В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ

Инвестиционная политика государства является стратегическим направлением социально-экономического развития, так как инвестиции — это тот рычаг, который позволит придать поступательное движение всей экономике страны путем возникновения совокупных экономических эффектов (прямых и косвенных: чистый дисконтированный доход, коммерческая, бюджетная, экономическая, социальная эффективность).

Впервые концепция мультипликатора была разработана Дж.М. Кейнсом. Он установил зависимость между приростом инвестиций и увеличением дохода. Инвестиционная деятельность, через эффект мультипликатора трансформирует импульс в одной отрасли народнохозяйственного комплекса в последовательное оживление в других смежных отраслях (повышается занятость и доходы работников в инвестируемом секторе и связанных с ним звеньях, затем возросший платежеспособный спрос оказывает активизирующее влияние на производство товаров потребительского рынка с акселеративным эффектом).

Рост производства начинается в крупных промышленных отраслях экономики, затем потребители их продукции (чугуна, стали, пиломатериалов, цемента, кирпичей) изготавливают оборудование и проводят строительные работы.

Следовательно, инвестиции становятся главным инструментом преодоления системного кризиса воспроизводственной системы страны и дальнейшего экономического роста. Государству же необходимо стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов не только созданием благоприятного инвестиционного климата путем выработки соответствующих нормативно-правовых актов и предоставления налоговых льгот, но и с помощью оказания прямой государственной поддержки и финансирования на конкурсной основе.

О.А. Багинова Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

Особенностью Российской Федерации является то, что ее экономическое развитие зависит от экономического развития регионов, так как хозяйствующие субъекты функционируют в местных условиях.

На базе официальных методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации от 31 марта 1994 года разработана и предлагается к рассмотрению «Методика по формированию регионального портфеля инвестиционных проектов и целевых программ» для финансирования проектов из государственного бюджета. Данные разработки являются элементами стратегического планирования инвестиционной деятельности и алгоритмом для принятия эффективных управленческих решений и практических действий региональных органов власти.

Актуальность указанной методики определяется потребностями разработки теории и совершенствования практики эффективного управления инвестиционной деятельностью в регионе через реализацию инвестиционных проектов.

Представленный в методике механизм формирования портфеля инвестиционных проектов и целевых программ должен обеспечивать эффективное использование инвестируемых средств в интересах решения социально-экономических задач региона и обеспечивать их возвратность через реализацию приоритетных инвестиционных проектов на конкурсной основе. Реализация этих задач способствует повышению рейтинга и инвестиционной привлекательности региона для внешних и внутренних инвесторов.

Соискателями инвестиций для осуществления инвестиционных проектов в рамках конкурса могут выступать любые юридические лица, а

также предприниматели без образования юридического лица, которые вне зависимости от организационно-хозяйственной формы и административной подчиненности, представляют полные сведения, раскрывающие финансовое положение и правомочия, гарантирующие реализацию инвестиционного проекта и возврат заемных средств.

Экспертиза инвестиционных заявок должна проводиться рабочей комиссией конкурса с привлечением других специализированных организаций по согласованию с конкурсной комиссией. При этом она должна производиться на основе договоров между экспертами и региональными органами управления в лице председателя конкурсной комиссии, в которых определены условия взаимоотношения сторон, включая сроки проведения экспертизы и порядок вознаграждения, ответственность экспертов за полноту и объективность представленных заключений.

Отбор и подготовку проектов для определения победителей конкурса должна осуществлять рабочая комиссия конкурса. Заявитель представляет в рабочую комиссию все материалы проекта (бизнес-план, разрешительную документацию, схему обеспечения возвратности заемных средств, документы, характеризующие заемщика). Проект должен пройти первичную экспертизу в рабочей комиссии конкурса. Прошедшие экспертизу и получившие положительное заключение проекты передаются для рассмотрения в конкурсную окончательную комиссию для определения победителей.

Первичная экспертиза — это первый этап, на котором предприятия и организации — инициаторы проекта оформляют заявку-предложение и представляют ее в рабочую комиссию и отраслевое министерство (ведомство). Вместе с заявкой на соискание инвестиций представляются учредительные документы, бухгалтерский баланс, справки банка, налоговой инспекции, БТИ, бизнес-план проекта, копии документов о праве собственности, лицензии, гарантии возврата средств. В случае, если проект затрагивает проблемы, связанные с антимонопольным регулированием, к экспертизе подключается комитет по регулированию антимонопольной деятельности и поддержке предпринимательства, который дает соответствующее заключение о возможностях рынка и монополии. В зависимости от функционального назначения, особенностей технологии и других вопросов возможно привлечение экспертов по иным направлениям. По этой заявке перечисленными выше структурами региональных органов управления дается первичное заключение.

Комиссия и отраслевое министерство (ведомство) при первом знакомстве с проектом, оце-

нивая размер необходимых капиталовложений, «надежность» самого заемщика, должны обратить внимание на три момента:

• моральную и этическую репутацию заемщика, финансовую устойчивость его бизнеса в прошлом и в настоящее время;

• насколько хорошо подготовлена заявка (для этого часто используется дополнительный стандартный перечень вопросов);

• является ли цель инвестирования приемлемой с позиций региональной политики поддержки бизнеса.

Одновременно с рассмотрением Заявки конкурсной комиссией рассматривается бизнес-план Заявителя. Здесь Заявителю необходимо выполнить обоснование инвестиций по международным и местным стандартам, в валютном и рублевом эквиваленте. Это обусловлено тем, что на базе бизнес-плана и содержащихся в нем сведений конкурсной комиссией и другими органами управления должны приниматься все виды решений без обращения к иным информационным источникам.

В процессе первичного знакомства с бизнес-планом необходимо четко определить:

• отнесение инвестиционного проекта в определенную классификационную группу (реестр);

• соответствие инвестиционного проекта профилю основных направлений экономического развития региона;

• форму государственного финансирования либо участия в проекте со стороны государства (региональных органов власти);

• долю участника проекта и регионального бюджета при совместном финансировании;

• схему осуществления контроля за инвестиционным проектом, в том числе схему банковского сопровождения по кредитам и займам;

• схему гарантирования возврата средств;

• схему возврата вложенных средств и процентов по ним.

Рабочая комиссия ведет первичный отбор инвестиционных предложений на основе анализа потребностей экономического развития приоритетных отраслей и территорий, в соответствии с перспективами развития региона. Формирование списка проектов (реестра), подлежащих поддержке, участию или прямому финансированию из бюджета региона должно осуществляться на основе приоритетности проектов.

Приоритетными проектами в депрессивных регионах являются:

1. Инновационные технологии и научно-технические разработки;

2. Проекты, продукция которых направляется на экспорт;

3. Проекты, направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры;

4. Проекты в сфере малого бизнеса;

5. Проекты, продукция которых замещает импорт;

6. Проекты, продукция которых необходима для жизнеобеспечения населения;

7. Проекты, обеспечивающие экологическую безопасность в регионе;

8. Проекты социальной направленности.

Необходимо также учесть, что предпочтение

должно отдаваться инвестиционным проектам со сроком окупаемости от двух до трех лет. Кроме того, все проекты должны отвечать условиям:

• проект должен иметь чистую дисконтированную стоимость (NPV) больше нуля.

• внутренняя норма доходности (IRR), сопоставляется с альтернативной стоимостью привлекаемого капитала.

Критерием здесь будет отношение результата к затратам (В/С). Причем для эффективных проектов должно выполняться условие В/С >1

ÏR(tXl + E)-'

£_ _ jf^i_

С ÏC(0(1 + Е)- '

1=0

где R(t),C(t) — соответственно результаты и затраты, выраженные в текущих ценах в периоде /;

Е — норма дисконтирования. Превратив рассмотренный критерий в отношение эффекта к затратам (2?-С)/С, получим:

(в-с) ЪШ-сШ + еГ' с Ъст + ЕУ

ыо

Для эффективных проектов должно быть выполнено условие (В - С)/С> 0

Проекты, не соответствующие описанным выше критериям не включаются в реестр и возвращаются на доработку Заявителю.

Предлагаемая классификация характерна для начального периода работы с реестром, куда должны включаться инвестиционные проекты, соответствующие названным критериям. В последующем она должна совершенствоваться по мере накопления опыта, новой информации и с учетом потребностей региона.

При формировании реестра инвестиционных проектов рабочая комиссия должна руководствоваться правилом — заявитель имеет чуточку больше прав в споре с экспертом. Данный подход позволит страховать от преждевременного исключения те предложения-проекты, которые недостаточно раскрыты и обоснованы в силу низкого качества исполнения проектного решения и бизнес-плана на первом его этапе.

Следующий этап — ранжирование проектов, вошедших в реестр, с учетом эффекта мульти-

Таблица 1

Оценка эффективности инвестиций по составу текущих затрат и реализации

\ Реализация Затраты \ За пределы Бурятии (или экспорт) Внутри Бурятии

Приводит к импорто-замещению Приводит к жизнеобеспечению населения (легкая, пищевая, перераб. пром. АП1$ Приводит к конкуренции с отечественной продукцией

Используется импортное (завозное) сырье I «Авиазавод» Сборка вертолетов II «Судостроительный завод» Сборка сельхоз-агрегатов для почвообработки и кормозаготовки III « Бурятмясопром» Колбаса и колбасные изделия IV ИЧП «Петрякова» Бытовая химия

Используется отечественное (местное) сырье V «Амта» Кондитерские изделия и др. VI «Вектор» Деревообработка, изготовление мебели VII « Птицефабрика» Мясо птицы и яйцо VIII ИЧП «Лазарева» Газированные напитки

1 А.Ф. Шуплецов. Бизнес-планирование в современных условиях. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. 253 с.

пликатора-акселератора. Необходимо рассчитать совокупные (прямые и косвенные) экономические и социальные эффекты для экономики региона по каждому из представленных проектов с учетом состава текущих затрат проектов (доля местного сырья, доля завозимого сырья) (см. пример в табл.1).

Расчет совокупной экономической эффективности каждого проекта: чистый дисконтированный доход (процент, амортизация, прибыль) + дополнительная валовая добавленная стоимость предприятий-смежников, полученная последними от продукции и услуг, реализованных в рамках отобранных проектов + налоги (табл.2). Полученные результаты указывают на наиболее приоритетные проекты из реестра, исходя из чего каждому из них, согласно критерию наибольшего численного значения показателя совокупной экономической эффективности, присваивается соответствующий ранг.

Для этого необходимо отдельно выделять в каждом проекте текущие затраты, так как от того, местное или завозное (импортное) сырье или оборудование используется при производстве продукции (работ, услуг), зависит большее или меньшее значение совокупного экономического эффекта для экономики региона. Прежде всего, потому что, например, покупка завозного (импортного) сырья или оборудования в действительности не приводит к появлению положительного импульса увеличения совокупных экономических эффектов в экономике региона. Так, например, приобретение лизинговой компанией завозной (импортной) сельхозтехники для инвестирования в сельское хозяйство не приводит к увеличению внутреннего спроса в регионе. Если же лизинговая компания, например, закупит сельхозтехнику, произведенную местным заводом, то это приведет в действие механизм мультипликатора, в результате чего увеличивается спрос на местные товары, те же запчасти — узлы, детали, и другие комплектующие. Чем выше удельный вес расходов, связанных с покупкой местных ресурсов, тем больший экономический эффект для региона, при прочих равных условиях, обеспечит реализация программы инвестиционных проектов.

Данный вывод исходит из того, что мультипликатор в регионе действует по тому же принципу, что и в экономике всего государства. К примеру, в стране, импортирующей все инвестиционные ресурсы, мультипликатор инвестиций действует с отрицательным эффектом. А в стране, которая импортирует только часть инвестиционных ресурсов, а остальную часть вкладывает в отечественное производство, совокупный экономический эффект ограничен, как правило, первой инвестиционной составляющей.

Таким образом, инвестиции являются источником возникновения региональных совокупных экономических эффектов, если инвестиционные ресурсы произведены внутри региона.

В официально принятой методике по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования не учитываются интегральные экономические эффекты, связанные с реализацией выбранных проектов. В силу того, что экономика региона характеризуется взаимосвязанностью различных секторов и отраслей народного хозяйства, в ней возникают вторичные, косвенные эффекты. Реализация инвестиционного проекта приводит к изменениям на рынках товаров: росту производства не только на самом предприятии, но и к расширению емкости рынка и, как следствие, увеличению конкурентной среды по данному виду продукции. Таким образом, меняется объем налоговых поступлений в бюджет региона, а также происходит трансформация в развитии отраслей народного хозяйства. Все это увеличивает величину валового регионального продукта. Таким образом, целесообразно учитывать не только первичные эффекты от реализации проекта, обусловленные эффектом мультипликации, но и дополнительные эффекты акселерации (увеличение спроса, создание дополнительных рабочих мест и т.д.). В качестве дополнительных критериев можно рассматривать увеличение фонда оплаты труда и увеличение валовой добавленной стоимости, созданной в ходе реализации данной программы инвестиционных проектов.

Рассмотрим инвестиционные проекты, на примере Республики Бурятия, отличающиеся структурами текущих затрат и реализации, в табл. 1, где указаны восемь основных вариантов инвестиционных проектов. В первой строке указаны проекты, у которых в текущих материальных затратах — импортируемая продукция. Во второй строке отражены проекты, у которых в составе текущих материальных затратах — отечественные товары.

Во втором столбце показаны проекты, продукция которых подлежит реализации за пределы республики, в том числе на экспорт. В третьем столбце отражены проекты, направленные на вытеснение импорта. В четвертом столбце показаны проекты легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности АПК. В пятом — продукция, которая будет конкурировать с товарами отечественных производителей.

По расчетам, представленным в табл. 2, наихудшим среди указанных восьми вариантов, является IV — организация производства в Бурятии бытовой химии на импортном сырье. Во-первых, эта продукция конкурирует с продукцией отечественных предприятий. Это, как правило, приводит к тому, что кто-то из конкурентов вы-

нужден уменьшить объем производства и понести финансовые потери. Кроме того, в результате данного проекта произойдет снижение спроса на отечественное (местное) сырье, используемое для производства готовой продукции. Эти потери более негативно сказываются на экономике республики, чем положительный эффект от обострения конкуренции на внутреннем рынке.

В условиях насыщенного рынка газированных напитков создание предприятия по их производству (вариант VIII) не приведет к росту спроса на отечественные (местные) товары. Это означает, что с позиций экономики республики данный проект также является неэффективным, хотя виден прирост валовой добавленной стоимости у поставщиков местного сырья (18 млн руб.).

Особое внимание необходимо уделить проектам, направленным на производство пищевой, легкой и перерабатывающей промышленности АПК (варианты III и VII), так как эти проекты необходимы для жизнеобеспечения региона, а развитие пищевой промышленности приводит к росту объемов в сельскохозяйственном производстве. Однако из двух рассматриваемых наилучшим является VII вариант — производство мяса птицы и яиц, так как он приведет к некоторому возрастанию валового регионального продукта (ВРП) (например, увеличение объемов растениеводства для корма птицы —31,1 млн. руб.) в отличие от производства колбасы и колбасных изделий, базирующегося на импортном сырье (прироста нет).

Сборка в Бурятии сельхозагрегатов к машинам для почвообработки и кормозаготовки из импортных комплектующих (вариант II) позволит частично вытеснить импортную продукцию и приведет к определенному росту ВРП. Деревообработка и производство мебели (вариант VI) способствуют уменьшению объемов реализации аналогичной импортной продукции и даст положительный импульс к росту экономики, так как будет способствовать росту объемов лесозаготовки в республике (20 млн руб.).

Экономика региона получит положительный импульс к развитию, организовав сборку вертолетов из зарубежных деталей для последующего экспорта (вариант I). Наилучшие же результаты для экономики Бурятии достигаются при реализации проектов, в которых в качестве сырья и полуфабрикатов используется в основном местная продукция (вариант V) — 127,7 млн руб. совокупного экономического эффекта. Этот проект также способствует освоению высокотехнологичных видов производства, что является приоритетным направлением не только для экономики республики, но и для страны в целом.

Таким образом, во всех вариантах, кроме вариантов III, IV и VIII, возникают положительные

эффекты мультипликатора-акселератора. В варианте IV реализация проекта приводит к негативному действию механизма мультипликатора.

Данный подход может использоваться и при конкурсном размещении государственных заказов.

Расчеты в табл. 2 показывают, что сопоставимые по реализации проекты в первой и во второй строках табл. 1 приносят экономике региона разные результаты. Проекты во второй строке являются наиболее приоритетными для экономики региона, так как при производстве продукции используется местное сырье и соответственно функционирует местная смежная промышленность, поставляющая это сырье, что в итоге увеличивает ВРП. Проекты в первой строке, где для производства используется импортное или завозное сырье, приводят к отрицательному эффекту мультипликатора-акселератора и меньшему значению совокупного экономического эффекта, поэтому они менее приоритетны для экономики региона.

Присвоив ранг каждому проекту по критерию наибольшего значения показателя совокупной экономической эффективности, проводят комплексную окончательную экспертизу. В состав комиссии входят рабочая комиссия конкурса, Экспертный совет, специалисты по профилю проектов.

При этом рабочая комиссия во взаимодействии с финансово-экономическими подразделениями региональных органов управления проводят работу с проектами, уже включенными в реестр и прошедшими процедуру предварительного согласования.

В первую очередь, рассматривается технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, проводится техническая, технологическая, экологическая, архитектурная, санитарно-эпидемиологическая и другие виды экспертизы. Если выявляются риски и негативные последствия для регионального бюджета, то предусматривается возможность выставления со стороны Заявителя дополнительных гарантий.

Бизнес-план инвестиционного проекта должен пройти внешнюю, независимую экспертизу и быть оценен специализированным органом. Таковым является Экспертный совет, который при необходимости привлекает независимых экспертов (специалистов), либо передает материалы на рассмотрение в специализированные организации. Задача экспертизы состоит в том, чтобы она дала развернутую, объективную информацию об уровне достоверности представленных решений, об их экономической, финансовой, социальной значимости с точки зрения глобальных интересов региона. Независимость — это важное условие разрешения противоречий между текущими и перспективными интересами. Комплексный подход к проблеме оценки целесообразности поддержки тех или иных про-

ектов, обоснованный с помощью экспертов, позволит региональным органам управления эффективно управлять ситуацией, не являясь при этом их (проектов) собственником, и способствовать эффективному использованию финансовых ресурсов для решения поставленных задач.

Экспертный совет строит свою работу в соответствии с Положением об Экспертном совете. В рабочую группу совета поступают только те проекты, которые прошли первичную проверку и отбор,

отвечают принципам прямого либо косвенного участия региональных органов управления в их осуществлении, ориентированы на достижение целевых установок (критериев) с точки зрения задействования эффекта мультипликатора-акселератора на уровне, необходимом для достижения намеченных темпов экономического роста в регионе.

Экспертный совет должен провести комплексную финансово-экономическую экспертизу проекта.

Таблица 2

Расчет совокупных экономических эффектов в Республике Бурятии (РБ)

Предприятия Показатели «Авиазавод» сборка вертолетов «Амта» кондит. изделия «Судо-строит. завод» с/х агрегаты «Вектор» мебель «Бурят-мясопром» колбаса «Птицефабрика» яйцо, мясо ИЧП «Петряко-ва» бытовая химия ИЧП «Лазарева» газ. напитки

1. Валовая добавленная стоимость (ВДС) за вычетом налогов (зар. плата, амортизация, арендная плата, проценты, прибыль) 100,1 60,7 78,9 87,5 42,3 62,1 35,6 30,8

2. Налоги 23,0 13,0 19,6 18,3 7,7 8,7 7,6 7,9

-НДС 9,8 6,2 8,2 7,8 2,2 4,0 3,2 3,4

-налог на прибыль 10,5 6,0 9,7 8,5 2,9 3,7 3,7 3,9

-подоходный налог 1,8 0,5 1,2 1,2 1,4 0,6 0,3 0,.2

-отчисления на социальные нужды 0,9 0,3 0,5 0,8 1,2 0,4 0,4 0,4

Показатели работы смежных предприятий (поставщиков сырья)

3. Увеличение производства продукции у смежных предприятий в случае реализации проекта Нет, т.к. сырье импортное Кедровый орех сухое молоко Нет, т.к. сырье импортное Лесозаготовка Нет, т.к. сырье импортное Растениеводство Нет, т.к. сырье импортное Ароматизаторы, лимонная кислота

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дополнительная ВДС, полученная при реализации продукции для производства в рамках данного проекта (за вычетом налогов) 45,5 15,3 25,5 15,3

5. Налоги с дополнительной ВДС _ 8,5 _ 4,7 _ 5,6 _ 2,7

-НДС - зд - 1,2 - 1,7 - 1,0

-налог на прибыль - 4,2 - 1,8 - 2,0 - 1,2

-подоходный налог - 1,1 - 1,3 - 1,2 - 0,3

-отчисления на социальные нужды _ 0,1 _ 0,4 _ 0,7 _ 0,2

6. Итого эффект у смежных предприятий _ 54,0 _ 20,0 _ 31,1 18,0

7. Итого совокупных экономических эффектов от проекта для экономики РБ 123,1 127,7 98,5 125,8 50,0 101,9 43,2 56,7

Основные показатели, обобщающие финансовое состояние, — ликвидность, привлечение заемных средств, оборачиваемость капитала, прибыльность.

Конкретный набор локальных показателей может варьироваться, но наиболее важными являются:

• показатели ликвидности оборотных активов (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент промежуточной ликвидности и коэффициент покрытия);

• показатели привлечения заемных средств (коэффициент соотношения заемных и собственных средств и коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств);

• показатели оборачиваемости (деловой активности) (коэффициент общей оборачиваемости капитала, коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов и коэффициент оборачиваемости собственного капитала);

• показатели прибыльности (рентабельность продукции по валовой прибыли, по чистой прибыли; рентабельность капитала по чистой прибыли, рентабельность собственного капитала).

Анализ эффективности и рентабельности проекта осуществляется по трем направлениям: анализ рентабельности (прогноз прибылей и убытков), анализ текущей устойчивости (прогноз денежных потоков), анализ долгосрочной устойчивости (прогноз баланса проекта).

Результатом прогноза прибылей и убытков является анализ существующих показателей:

• текущей рентабельности проекта (рентабельности продаж);

• точка безубыточности (кромка безопасности) — характеризует тот объем продаж, при котором предприятие будет иметь нулевую прибыль, это тот минимальный объем производства, который может себе позволить предприятие для успешного ведения дела);

• чувствительность проекта — оценка зависимости конечных показателей (чистой прибыли) от различных факторов (цена, заработная плата, стоимость сырья);

• дисконтированная рентабельность инвестиций — отношение чистой прибыли за весь срок проекта к объему начальных инвестиций (начальные инвестиции = основные средства + оборотный капитал). Норма дисконта должна быть выбрана на основе индекса инфляции, банковских ставок, нормы прибыли на активы пред-

приятия или отрасли, в ней должен быть учтен фактор риска, присущий этому бизнесу или проекту.

Кроме этого, необходимо просчитать показатели по материалам бизнес-плана согласно представленным в табл. 3 алгоритмам.'

По каждому из проектов, с которым работал Экспертный совет, принимается развернутое решение с мотивированным обоснованием выводов в одном из трех вариантов:

1. Проект соответствует основным установкам и Положению о реестре инвестиционных проектов региона, может быть включен в инвестиционную программу, но нуждается в доработке с участием Заявителя.

2. Проект соответствует основным положениям инвестиционной программы региона, но даже после его доработки региональные органы управления не смогут взять на себя те обязательства, которые вытекают из него.

3. Проект не отвечает прямым интересам программы развития региона. Но его следует передать в реестр заявок на общее инвестирование либо поддержать любым иным способом.

Создаваемый подобным образом реестр инвестиционных проектов постоянно пополняется новыми предложениями. При составлении очередного инвестиционного плана-прогноза на год (или более длительный интервал) из реестра-портфеля выбираются те проекты, которые отвечают интересам региона и Российской Федерации с учетом параметров экономической безопасности. Если проект переходит в разряд неэффективных (проблематичных), его следует либо отправить на доработку Заявителю, либо отвергнуть.

На основании информации о проделанной выше работе в соответствии с региональной государственной программой экономического развития региональные органы власти готовят предложение об инвестиционной политике (проект инвестиционной программы) на очередной год. Затем составляется оптимальный финансовый план поддержки бизнеса согласно принятым инвестиционным проектам.

Разработанный финансовый план становится составной частью ежегодного бюджета региона. В его доходной части отражаются денежные потоки, которые возникли в связи с прежней деятельностью, а также поступления в связи с возвратом кредитов. В расходной части прописаны платежи в связи с пролонгацией финансирования уже осуществляемых проектов, перешедших из прошлой

' Стахова Л.В. Управление инвестициями. Рабочий учебник. М.: СГУ, 2000 с.56

Таблица 3

Расчет Алгоритмы

Расчет денежного потока ДП=Р-(3-А)-Пр-Нуп. Р — выручка от реализации 3 — совокупные затраты А — амортизация Пр- выплаты процентов Нуп,- уплаченные налоги 1. Определение выручки от реализации 2. Определение совокупных затрат 3. Определение амортизации 4. Определение выплат процентов 5. Определение уплаченных налогов 6. Расчет денежного потока по формуле

Расчет коэффициента дисконтирования ■>,- 1 , Е — норма дисконта /-шаг расчета 1. Определение нормы дисконта 2. Определение шага расчета 3. Расчет коэффициента дисконтирования по формуле

Расчет дисконтированной стоимости К = К, х г/, К — стоимость капитала на /-м шаге расчета й— коэффициент дисконтирования / — шаг расчета 1. Определение стоимости капитала на /-м шаге расчета 2. Расчет коэффициента дисконтирования 3. Расчет дисконтированной стоимости по формуле

Расчет будущей стоимости капитала на основании текущей К, = К: К — текущая стоимость капитала й1 — коэффициент дисконтирования X — шаг расчета 1. Определение текущей стоимости капитала 2. Расчет коэффициента дисконтирования 3. Определение шага расчета 4. Расчет будущей стоимости капитала по формуле

Расчет периода окупаемости Ток. = К: Р К — инвестиционные затраты Р- совокупные результаты 1. Определение инвестиционных затрат 2. Определение совокупных результатов 3. Расчет периода окупаемости по формуле

Расчет чистого дисконтированного дохода ЧДЦ = £(Р,-3,)/(1 + £)' Р, — результаты на /-м шаге расчета 3 — затраты на /-м шаге расчета Е — норма дисконта / — шаг расчета Т- горизонт расчета 1. Определение результатов на (-м шаге расчета 2. Определение затрат на /-м шаге расчета 3. Определение нормы дисконта 4. Определение шага расчета 5. Определение горизонта расчета 6. Расчет ЧДЦ по формуле

Расчет внутренней нормы доходности |(Р,-3,)/(1 + £вн)' = |^/(1 + £вн)' Е — ВНД, К( — инвестиционные затраты Р, — интегральные результаты, 3, — интегральные затраты, Е — норма дисконта Критерий эффективности, представляющий постоянное положительное значение нормы дисконта, при которой ЧДЦ проекта равен О.Если первая величина больше второй или равна ей, инвестиции в данный проект оправданы. Если ЧДЦ и ВНД дают противоположные результаты, предпочтение следует отдать расчету ЧДЦ

Расчет индекса доходности ИД = -^х1(Р,-3,)/(1 + £)' К — инвестиционные затраты Р, — результаты на /-м шаге расчета 1.Определение инвестиционных затрат 2. Определение результатов на /-м шаге расчета 3. Определение затрат на (-м шаге расчета 4. Определение нормы дисконта 5. Определение шага расчета 6. Определение горизонта расчета

3( — затраты на /-м шаге расчета Е — норма дисконта t — шаг расчета Т — горизонт расчета 7. Расчет индекса доходности по формуле

Расчет потока реальных денег ДП=Дпо.+Дпинв.=(П-0)оп.+(П-0)инв. ДП — поток реальных денег (денежный поток) Дпоп. — денежный поток от операционной деятельности ДПинв — денежный поток от инвестиционной деятельности (П—0)оп., — разность притоков и оттоков денежных средств по операционной деятельности. (П—0)инв. — разность притоков и оттоков денежных средств от инвестиционной деятельности 1. Определение притоков денежных средств от операционной деятельности 2. Определение оттоков денежных средств от операционной деятельности 3. Определение притоков денежных средств от инвестиционной деятельности 4. Определение оттоков денежных средств от инвестиционной деятельности 5. Расчет потока реальных денег по формуле

Расчет сальдо денежного потока Сдп =ДПоп. + ДПинв. + ДПфин. = (П — 0)инв.+ +(П — 0)оп.+(П — 0)фин. ДПоп. — денежный поток от операционной деятельности ДПинв — денежный поток от инвестиционной деятельности Дпфин. — денежный поток от финансовой деятельности 1. Расчет денежного потока от операционной деятельности 2. Расчет денежного потока от инвестиционной деятельности 3. Расчет денежного потока от финансовой деятельности 4. Расчет сальдо денежного потока по формуле

Расчет интегрального бюджетного эффекта — бюджетной эффективности проекта т Бингэ= I Б,/(1 + Е)' /=0 Б, — бюджетный эффект на /-м шаге расчета Е — норма дисконта ? — шаг расчета Т — горизонт расчета 1. Расчет бюджетного эффекта на /-м шаге расчета 2. Определение нормы дисконта 3. Определение шага расчета 4. Определение горизонта расчета 5. Расчет бюджетной эффективности по формуле

деятельности и все еще нуждающихся в финансировании. Далее рассматривается финансирование вновь включаемых проектов и расходов по ним, а также оплата расходов будущих периодов, убытки от невыполнения взятых на себя обязательств партнерами по проектам.

Мониторинг за осуществлением проекта может включать в себя оценку утвержденных показателей реализации проекта, согласованных на этапе контракта на финансирование и выраженных в натуральной и денежной форме или их комбинацией. Необходимо проверить, согласно ли первоначальному плану расходуются средства и насколько своевременно выполняются те или иные этапы работы. Отклонения от запланированных показателей могут сигнализировать о необходимости дополнительной проверки. Эффективная организация мониторинга снижает потребность в следующей стадии инвестиционного процесса — инвестиционном контроле по завер-

шении проекта. Он, как правило, направлен на улучшение будущих инвестиционных решений. Этот этап обеспечивает подведение итогов проекта. Успех проекта предпочтительнее оценивать по тем же критериям, которые использовались для его отбора. Особое внимание обращается на выделение тех параметров капиталовложений, которые были признаны решающими для успеха предпринимательской идеи.

Важно соблюсти баланс между затратами, которых требует контроль на этом этапе, и результатами, которые он может дать. Он начинается после того как инвестиционный проект в процессе его реализации достиг стадии осуществления, характеризуемой генерируемыми им платежами. Все это позволяет убедиться в том, что затраты и технические характеристики проекта удовлетворяют первоначальному плану, либо откорректировать ресурсы и этапы, необходимые для успешного выполнения проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.