УДК 612.311
Косолапова И.В.
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии Воронежский государственный медицинский университет
им. Н.Н. Бурденко (г. Воронеж, Россия)
ОЦЕНКА ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ МУСКУЛАТУРЫ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ИНТЕНСИВА «PROЛИЦО»
Аннотация: в работе представлена оценка осведомленности студентов о функциональном состоянии жевательной мускулатуры в рамках проведения медицинского интенсива «ProЛицо»: проведено тестирование до и после каждого мероприятия. Положительная динамика свидетельствует об увеличении осведомленности студентов, принявших участие в проекте.
Ключевые слова: функциональное состояние жевательной мускулатуры, медицинский интенсив.
Жевательная мускулатура играет ключевую роль в обеспечении нормальной функции челюстно-лицевой области и пищеварительной системы [1]. Однако, мало кто задумывается о важности ее состояния и возможных проблемах, связанных с жевательной функцией [2]. Освещение данной проблемы и проведение медицинских интенсивов может помочь улучшить информированность студентов и повысить их понимание важности здоровой жевательной функции для общего благополучия организма.
В рамках реализации гранта Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц, договор № 091-11-2022-1374 «Медицинский интенсив ProЛицо» нами были проведены медицинские интенсивы для обучения
242
самообследованию и поддержания здорового тонуса мышц челюстно-лицевой области студентов Воронежской области. Для оценки изменения осведомленности студентов о функциональном состоянии жевательной мускулатуры проведено тестирование, состоящее из 8-ми вопросов, 74 участников до и после каждого мероприятия. Статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v. 2.5.6 (разработчик - ООО "Статтех", Россия). Сравнение бинарных показателей, характеризующих две связанные совокупности, выполнялось с помощью теста МакНемара [3, 4] .
В процессе анализа ответа на вопрос №3 "Какие погрешности могут возникнуть во время протезирования зубов и способствовать нарушению функционирования жевательной мускулатуры?" отмечались статистически значимые изменения ф = 0,003): 45,5% участников дали верный ответ до мероприятия и 75% студентов дали верный ответ после него, что свидетельствует об увеличении осведомленности функциональном состоянии жевательной мускулатуры в рамках интенсива (рисунок 1).
Рис. 1. Анализ динамики ответа на вопрос №3
При ответе на вопрос №4 "В каком случае можно избежать нарушений в период постоянного прикуса?" 59,1% участников дали верный ответ до проведения интенсива и 68,2% студентов дали верный ответ после него ф = 0,041), что также свидетельствует о положительной динамике (рисунок 2).
100,0
# 75,0
к ч
0
1 50,0
н Ж и Я" О
0,0 - - -
4 До 4 После
Рис. 2. Анализ динамики ответа на вопрос №4
Проведенный анализ показал, что при ответе на вопрос №5 "Какой метод исследования используется для оценки мышечной силы?" отмечались статистически значимые изменения ф = 0,039): 63,6% участников дали верный ответ до мероприятия и 84,1% студентов дали верный ответ после него. При ответе на вопрос №6 «Какой механизм возникает при возникновении слабости мышц?» отмечались статистически значимые изменения ф = 0,003): 43,2% участников дали верный ответ до мероприятия и 52,3% студентов дали верный ответ после него. При ответе на вопрос №7 «Какие признаки гипертонуса мышцы могут указывать на ее перегрузку?» отмечались статистически значимые изменения ф = 0,005): 56,8% участников дали верный ответ до мероприятия и 86,4% студентов дали верный ответ после него. При ответе на вопрос №28 «Какие мероприятия должны быть проведены для лечения патологии мышц?» отмечались статистически значимые изменения ф = 0,007): 27,3% участников дали верный ответ до мероприятия и 91,1% студентов дали верный ответ после него.
В процессе анализа динамики изменения ответа на вопросы № 1, 2 не удалось выявить статистически значимых изменений ф = 0,549, p = 0,819, соответственно).
Таким образом, положительная динамика свидетельствует об увеличении осведомленности студентов, принявших участие в проекте.
и Неверно Верно
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Игнатьева Л.А. Показатели электромиографии при патологии окклюзии в вертикальной плоскости у лиц в возрасте 7-12 лет. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». Москва; 2020: 88-91.
2. Митин Н.Е, Васильева Т.А, Васильев Е.В, Санферова М.И. Клиническое исследование жевательной эффективности с применением компьютерного анализа окклюзиограмм. Российский стоматологический журнал. 2015;19(5):25-27.
3. Персин Л.С, Шаров М.Н. Стоматология. Нейростоматология. Дисфункции зубочелюстной системы: учеб. пособие ГЭОТАР-Медиа. Москва; 2013. 360 с. ISBN 978-5-9704-2728-6.
4. Косолапова И.В, Дорохов Е.В, Коваленко М.Э, Ипполитов Ю.А. Характеристика биоэлектрических параметров собственно жевательных и надподъязычных мышц у детей с физиологической и дистальной окклюзией. Прикладные информационные аспекты медицины. 2022;25(3):4-13.
Kosolapova I.V.
Voronezh State Medical University (Voronezh, Russia)
ASSESSMENT OF STUDENTS' AWARENESS OF FUNCTIONAL STATE OF MASTICATORY MUSCLES WITHIN FRAMEWORK OF MEDICAL "PRO FACE" PROGRAM
Abstract: the paper presents an assessment of students' awareness of the functional state of the masticatory muscles within the framework of the medical course "PRO FACE": testing was conducted before and after each event. Positive dynamics indicates an increase in the awareness of students who participated in the project.
Keywords: functional state of masticatory musculature, medical intensive.