ОЦЕНКА ОСОЗНАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ
Шаповалов Владимир Иванович
Доктор педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
Салимова Эмиля Расим-кызы
Магистрант, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
Коблева Джамиля Асланбековна
Магистрант, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
Мельникова Екатерина Андреевна
Магистрант, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
Рожнова Вероника Валерьевна
Магистрант, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-69-83 Аннотация:
Статья направлена на разработку методического подхода к оценке осознания временной перспективы студентами магистратуры. Благополучное личностное развитие тесно связано с временной компетентностью: близостью субъективной и объективной оценок прошлого, настоящего и будущего, что позволяет человеку быть адекватным задачам жизнедеятельности. Рассогласование в субъективном восприятии времени неизбежно приводит к рассогласованию в объективном восприятии времени, а в целом, к изменениям временной перспективы личности и снижению уровня ее осознания. Субъективное представление (модель) временной перспективы является той системой координат, по отношению к которой человек рассматривает свою реальную жизнь.
Предполагается, что чем выше согласованность субъективной и объективной оценок, тем выше уровень осознания студентами своей временной перспективы. Низкие величины согласованности создают предпосылки для личностного когнитивного конфликта. Личностное психологическое благополучие наступает при согласованности субъективных и объективных оценок, т. е. адекватном их осознании в действительности.
В практическом плане для объективной оценки показателей временной
перспективы: негативное прошлое, позитивное прошлое, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее и будущее использовалась известная методика Ф. Зимбардо. Для получения субъективной картины показателей временной перспективы разработан опросник, оценивающий перечисленные показатели, представленные в обобщенном виде. Расчетным показателем жизненного благополучия выступает индекс осознания временной перспективы (ИОВП), рассчитанный как абсолютные средние величины отклонений субъективных и объективных оценок показателей временной перспективы. Полученная несогласованность субъективных и объективных оценок подтверждает мнение многих исследователей о сущностном аспекте феномена временной перспективы, проявление которого в реальности зависит от многих ситуативных факторов.
Ключевые слова: временная перспектива, студенты магистратуры, осознание, субъективная и объективная оценка, индекс осознания временной перспективы.
ASSESSMENT OF TIME PERSPECTIVE AWARENESS OF MASTER'S DEGREE STUDENTS
Shapovalov Vladimir Ivanovich
Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected]
Salimova Emil Rasim-kyzy
Master s student, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected] Kobleva Jamilya Aslanbekovna
Master s student, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected] Melnikova Ekaterina Andreevna
Master s student, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected] Rozhnova Veronika Valerievna
Master s student, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected] DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-69-83 Abstract:
The article is aimed at developing a methodological approach to assessing the awareness of time perspective of master's degree students. Successful personal development is closely connected with temporal competence: the closeness of subjective and objective assessments of the past, present and future, which allows a person to be adequate to the tasks of life activity. Discrepancy in the subjective perception of time
inevitably leads to discrepancy in the objective perception of time, and, in general, to changes in the temporal perspective of the individual and a decrease in the level of its awareness. The subjective representation (model) of time perspective is the coordinate system in relation to which a person considers his/her real life.
It is assumed that the higher the consistency of subjective and objective assessments, the higher the level of students' awareness of their time perspective. Low values of consistency create prerequisites for personal cognitive conflict. Personal psychological well-being comes with the consistency of subjective and objective assessments, i.e. adequate realization of them in reality.
In practical terms, to objectively assess the indicators of time perspective: negative past, positive past, hedonistic present, fatalistic present and future, the well-known methodology of F. Zimbardo was used. To obtain a subjective picture of time perspective indicators, a questionnaire assessing the listed indicators presented in a generalized form was developed.
In the article, the index of time perspective awareness (IPPA), calculated as the absolute mean values of deviations of subjective and objective assessments of time perspective indicators, serves as a calculated indicator of life well-being. The obtained inconsistency of subjective and objective assessments confirms the opinion of many researchers about the essential aspect of the phenomenon of time perspective, the manifestation of which in reality depends on many situational factors.
Keywords: time perspective, master's students, awareness, subjective and objective assessment, time perspective awareness index.
Введение. Актуальность исследования особенностей временной перспективы в современных условиях обуславливается усложнением социальных и экономических процессов в российском обществе [18]. Ускоренная и часто вероятностно-неопределенная модификация обычного уклада в системе новых экономических отношений требуют от человека для эффективного функционирования в настоящем четких представлений и оценок прошлых и будущих событий [8; 12].
Взаимодействие человека со временем является одной из фундаментальных характеристик осознания человеком своей жизни, которая строится на основе как объективной оценки прошлого-настоящего-будущего, так и субъективной психологической оценки, на основе личностных особенностей интегрального (обобщенного) восприятия временных параметров [28; 33]. Причем субъективная оценка прошлого-настоящего-будущего может трансформироваться, то замедляясь, то ускоряясь в зависимости от специфики ситуации, окружающей среды, субъективной значимости событий для человека [10].
С позиции системного подхода временная перспектива является синергетическим эффектом от совместного действия, во-первых, обобщенного видения человеком событий собственной жизни в разные временные периоды жизни; во-вторых, совокупности когнитивного, эмоционального и регулятивного компонентов. Чем выше способность к приданию смысла текущей деятельности,
тем интенсивнее переживается время, ярче ощущение и активность субъективного времени [20].
Таким образом, личностное развитие, тесно связано с временной компетентностью: близостью субъективной и объективной оценок прошлого, настоящего и будущего, что позволяет человеку быть адекватным задачам индивидуальной жизнедеятельности. Рассогласование в субъективном восприятии времени неизбежно приводят к рассогласованию в объективном восприятии времени, а, в целом, к изменениям временной перспективы личности. Именно субъективное представление (модель) временной перспективы является той системой координат, по отношению к которой человек рассматривает свою реальную жизнь [34].
Несмотря на значительное количество работ, связанных с временной перспективой, практически отсутствуют исследования осознанности временной перспективы как степени согласованности (несогласованности) субъективной и объективной оценок временных параметров человеком.
Цель работы - разработка методического подхода к оценке осознания временной перспективы студентами магистратуры.
Материалы и методы. Проблему временной перспективы изучали как отечественные, так и зарубежные исследователи. Е.В. Зыбина представила анализ современных исследований временной перспективы в трудах отечественных авторов [9]. О.Н. Попова рассматривала вопросы сбалансированности временной перспективы личности [15]; О.Г. Квасова - проблему трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации [11], В.В. Пантелеева, С.Н. Куприянов - взаимосвязь временной перспективы с уровнем личностной и ситуативной тревожности [14].
Большое количество работ связано с особенностями временной перспективы молодежи. О.С Дуркина и Н.В. Москаленко рассматривают временную перспективу в картине жизненного пути молодых людей [5]. И.Н. Ефремкина - особенности временной перспективы у лиц студенческого возраста с разным уровнем психологического благополучия [6]. А.Н. Слижевская - особенности формирования отношения ко времени в юношеском возрасте [19]. Н.П. Шилова и А.К. Владыко - временную перспективу как важный аспект жизненных событий в юношестве [22]. Н.П. Шилова - взаимосвязь значимых жизненных событий в юношестве [23] и др.
Вопросами отношения к временной перспективе студентов в условиях цифровизации изучала И.В Абакумова [1]; особенности восприятия времени студентами -Т.В. Улитенко [21] и др.
В зарубежной практике известны следующие работы по рассматриваемому направлению: J.N. Boyd - временная перспектива как фактор здоровья [25].; D. John, F.R Lang - субъективное ускорение восприятия времени в повседневной жизни на протяжении жизни [29]; J. Simons - место мотивации во временной перспективе [31]; K.D. Harber - индивидуальные различия в оценке временной перспективы [28]; P. Cameron and others - временность на протяжении всей жизни
[26]; H.H. Fung, L.L Carstensen, M.A Lutz - влияние времени на социальные предпочтения [27]; D. Shmotkin, N. Eyal - роль психологического времени в жизни человека [32]; I. Boniwell, P.G. Zimbardo - балансирование временной перспективы в поисках оптимального функционирования [24] и др.
Осознание временной перспективы - это способность адекватно понимать и воспроизводить в реальности прошлое, настоящее и будущее [33]; это важный аспект жизни, так как субъективное отношение ко времени и его использование в реальной жизнедеятельности обуславливает самочувствие и качество жизни человека [30].
Согласованность (несогласованность) субъективной и объективной оценок временных параметров характеризует способность ориентироваться во времени и может рассматриваться как уровень осознания личностью временной перспективы. Как следствие, высокий уровень согласованности субъективной и объективной оценок характеризует высокий уровень осознания личностью временной перспективы, проявляющейся в способности ориентироваться во времени через адекватное восприятие прошлых событий и их влияния на настоящее и будущее.
Одна из проблем оценки временной перспективы заключается в том, что она, по мнению Ф. Зимбардо, относится к неосознанному отношению личности ко времени [7; 34]; О. Розеншток-Хюсси относит временную перспективу к экзистенциальному аспекту личности [17], В.Н. Дружинин считает, что субъективная модель мира строится на субъективной гипертрофии способности человека строить определенный прогноз и идеальные планы будущего [3].
То есть, все перечисленные авторы считают временную перспективу субъективной характеристикой личности, во многом детерминирующей все аспекты ее реальной жизнедеятельности.
Ф. Зимбардо считает, что временная перспектива, как процесс актуального представления субъекта о своем будущем и прошлом [4], является одним из важных факторов, оказывающих влияние на динамику психологического состояния человека в данный момент времени его жизнедеятельности.
Для изучения временной ориентации человека Ф. Зимбардо разработал опросник, состоящий из ряда утверждений. Утверждения представляют собой экспликацию реальных жизненных событий, которые проживает и ощущает человек, и отражают характер отношения к временным периодам жизни и общую направленность поведения индивида. Оценка субъектом утверждений создает реальную объективную картину временной перспективы по пяти основным временным ориентациям: негативное прошлое, позитивное прошлое, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее, будущее. Однако эта реальная картина будет лишь вероятностной. Ибо, невозможно набрать такое количество утверждений, чтобы, отвечая на них, респондент воспроизвел бы полную картину своей временной перспективы. Таким образом, тест дает приближенную (вероятностную) картину временной перспективы, отличающуюся от ее субъективной модели, «скрывающейся» в многомерной
системе «Я-концепции», которую даже сам индивид не может с 100 % вероятностью отразить при помощи ответов на утверждения теста [12].
Для объективной оценки временной перспективы студентами магистратуры использовалась известная методика Ф. Зимбардо [34], ориентированная на оценку показателей: негативное прошлое (НП), позитивное прошлое (1111), гедонистическое настоящее (ГН), фаталистическое настоящее (ФБ) и будущее (Б).
Для получения субъективной картины показателей временной перспективы разработан опросник, оценивающий те же показатели, представленные в обобщенном виде (таблица 1).
Предполагается, что чем выше согласованность субъективной и объективной оценок, тем выше уровень осознания студентами своей временной перспективы. Низкие величины согласованности субъективных и объективных оценок показателей временной перспективы создают предпосылки для личностного когнитивного конфликта, в основе которого лежит столкновение несовместимых представлений. И, наконец, личностный психологический комфорт наступает при согласованности субъективных и объективных оценок параметров временной перспективы, т. е. адекватное ее осознание в действительности. Адекватная временная перспектива позволяет человеку правильно осознавать и оценивать свое время как одну из главных категорий жизни, а также эффективно и результативно использовать время для достижения поставленных целей [7;13].
Таблица 1.
Опросник оценки показателей временной перспективы
Пожалуйста, прочитайте следующие утверждения и оцените степень Вашего согласия с ними по шкале: 1. Полностью не согласен (-на) 2. Не согласен (-на) 3. Когда как 4. Согласен (-на) 5. Полностью согласен (-на)
Утверждения Ответы
5 4 3 2 1
1. Мое прошлое часто вызывает у меня неприятие, сожаление, боль, разочарование и обиду
2. По отношению к своему прошлому я ощущаю теплые,
сентиментальные чувства. Вижу его в радужном свете
3. В настоящем моменте для меня важно получать только
удовольствие. Последствия не важны
4. Будущее предопределено и не зависит от моих действий
5. Я всегда ориентирован (-на) на достижение поставленных целей
Результаты исследования. Процедура проведения. В инструкции 38-ми студентам магистратуры предлагалось оценить показатели временной перспективы последовательно по двум опросникам. Полученные данные заносятся в сводную таблицу результатов и подвергаются анализу и интерпретации. Результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 2.
Результаты субъективной и объективной оценок временной перспективы
Показатели временной перспективы Субъек.оценка Объек. оценка А
Негативное прошлое 1,84 3,10 1,26
Позитивное прошлое 3,69 3,36 0,33
Гедонистическое настоящее 2,63 3,44 0,81
Фаталистическое настоящее 2,41 3,13 0,72
Будущее 3,97 3,53 0,44
Средняя сумма отклонений 0,71
3,36 3,44
2,63
Негативное прошлое
Позит. Прошлое
Гедонистич. настоящее
Фаталист. настоящее
□ Суб. оценка ШОбъек. оценка
Будущее
Рисунок 1 - Результаты субъективной и объективной оценок временной перспективы студентами магистратуры
Из таблицы 2 и рисунка 1 следует, что субъективные и объективные оценки испытуемых имеют различающиеся величины. Субъективное значения трех показателей временной перспективы - НП, ГН, и ФН на значимом уровне ниже объективных, а двух - 1111 и Б выше объективных (таблица 3).
5
3,97
4
3,69
3,53
3,13
3,10
3
2,41
1,84
2
0
Таблица 3.
Различия средних значений субъективных и объективных оценок показателей временной перспективы по критерию Манна-Уитни
№ Показатели акцентуации Результат: иЭмп = UKp Полученное эмпирическое значение Шмп:
p<0,01 p<0,05
1 Негативное прошлое 63 338 389 значимы
2 Позитивное прошлое 157 338 389 не значимы
3 Гедонистическое настоящее 235,5 338 389 значимы
4 Фаталистическое настоящее 224 338 389 значимы
5 Будущее 54 338 389 не значимы
В целом несогласованность субъективных и объективных оценок подтверждает мнение многих исследователей о личностном экзистенциальном аспекте феномена временной перспективы, проявление которого в реальности зависит от многих ситуативных факторов.
Обсуждение и заключение.
Негативное прошлое. Субъективная оценка значимо ниже объективной. Т. е. незначительная в субъективном плане степень неприятия собственного прошлого (1,84), в реальности приобретает более существенное проявление (3,10), что может в действительности приводить к депрессии, тревожности, низкой самооценке, ограниченности межличностных взаимодействий и к ситуативной агрессии. В целом студенты с завышенным уровнем негативного прошлого слабо мотивированы учиться в настоящем, так как не видят надежд на перспективное будущее.
Позитивное прошлое. Здесь наблюдается обратная картина - субъективная оценка выше объективной. Т. е. в субъективном плане показатель принятия собственного прошлого выше среднего (3,69), в реальности приобретает менее существенное проявление (3,36), что означает изменение субъективного теплого, радостного отношения к жизни на менее радужное в реальности.
Результаты исследования обнаружили связь в динамике изменений субъективных и объективных оценок НП и ПП. Субъективное переживание НП в настоящем усиливается, т. е. негативные события прошлого, которые в субъективном осмыслении для человека относительно не значимы, в реальной ситуации, как бы просвечиваясь через лупу событий настоящего, увеличиваются и приобретают новый негативный смысл. Этот феномен сродни известному в психологии понятию трансформации сознания, которое в данном случае происходит при переходе от субъективного восприятия НП к его реальному восприятию.
В классике психологии иногда этот переход происходит вниз и тогда испытуемый видит НП в лучшем свете; иногда (как это имеет место в нашем эксперименте), он происходит вверх и тогда для испытуемого ухудшается
картина прошлого [2]. В нашем случае получен эффект усиления ощущения НП в реальной ситуации, возможно за счет снижения в реальности ПП.
Действительно, субъективная оценка студентами негативного прошлого (1,84) относительно ниже оценки позитивного прошлого (3,69). В реальности за счет снижения оценки позитивного прошлого (3,36), увеличивается негативное отношение к прошлому (3,10). В нашем случае трансформация сознания - это переход субъективного восприятия временной перспективы на новый реальный уровень. В статье не обсуждаются причины трансформации субъективных и объективных показателей временной перспективы в сознания личности.
Будущее. Достаточно высокую субъективную оценку ориентации на будущее (3,97), выражающуюся в наличии целей и планов на будущее студенты в настоящем занижают (3,53). Т. е., внутренняя высокая мотивация и готовность к достижению личностного будущего своими руками, в действительности оказывается только не реализуемыми проектами. Как результат, возможно появление ощущения неудовлетворенности жизнью, низкая способность предвидеть и взвешивать будущие последствия, также низкий уровень осмысленности действительности.
Гедонистическое настоящее. В субъективной оценке (2,63) студенты занижают реальное беззаботное гедонистическое отношение ко времени и жизни (3,44). В реальности студенты, как правило, не готовы в настоящем понести какие-либо временные или финансовые потери, чтобы получить вознаграждение в будущем.
Фаталистическое настоящее. Субъективную ориентацию на себя, веру в свои силы при преодолении возникших сложностей в жизни (2,41) студенты занижают. В действительности они показывают достаточно высокую тенденцию к проявлению фатализма, когда будущее видится неподвластным воле личности, изначально предопределенным и не зависимым от действий самого человека (3,13). Такие люди, как правило, верят в судьбу и не желают ничего предпринимать, чтобы ее изменить.
Выводы. Подводя итог анализа полученных результатов, отметим, что, по мнению Ф. Зимбардо, для ощущения психологического благополучия идеальным вариантом является, во-первых, сбалансированная картина субъективного времени, во вторых согласованность субъективных и объективных оценок параметров временной перспективы, т. е. адекватное ее осознание в действительности [16].
В данной работе в качестве психологического благополучия человека рассматривается индекс согласованности субъективных и объективных оценок показателей временной перспективы. А расчетным индексом благополучия может выступать индекс осознания временной перспективы (ИОВП), рассчитанный как средняя величина абсолютных отклонений субъективных и объективных оценок показателей временной перспективы:
ИОВП = (ABS(АНП) + ABS(АВП) + ABS(АГД) + ABS(АФН) + ABS(АБ))/5
ИОВП изменяется в диапазоне: от «0» - полная согласованность,
максимальное осознание временной перспективы; до «4» - полная несогласованность, минимальное осознание временной перспективы. Для нашего случая ИОВП = 0,71.
Заключение. В работе адекватное осознание временной перспективы студентами магистратуры рассматривается в качестве психологического благополучия человека, определяемого индексом согласованности субъективных и объективных оценок показателей временной перспективы, который имеет определенное математическое выражение. Полученная несогласованность субъективных и объективных оценок подтверждает мнение многих исследователей о личностном сущностном аспекте феномена временной перспективы, проявление которого в реальности зависит от многих ситуативных факторов.
За рамками исследования остается вопрос об определении связи ИОВП с другими характеристиками личности: удовлетворенностью жизнью, активностью, тревожностью, целенаправленностью, стрессоустойчивостью и др.
Литература
1. Абакумова И.В. Азарко Е.М., Комерова Н.Е., Пахомова В.Г. Отношение к временной перспективе и особенности ценностно-смысловой сферы студентов в условиях цифровизации // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т.10. № 4. URL: https://mirnauki.com/PDF/05PSMN422.pdf (дата обращения 23.11.2023).
2. Бергер П.Л. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. Москва: Моск. филос. фонд, 1995. 323 с.
3. Власенко А.И. Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности // Молодой ученый. 2014. № 8(67). С. 921-924.
4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2008. 267 с.
5. Дуркина О.С., Москаленко Н.В. Временная перспектива в картине жизненного пути молодых людей с разным уровнем благополучия в период ранней взрослости // Актуальные проблемы педагогики и психологи. 2023. Т.4. № 7. С. 27-36.
6. Ефремкина И.Н. Особенности временной перспективы у лиц студенческого возраста с разным уровнем психологического благополучия в условиях социальной нестабильности // Человеческий капитал. 2023. № 7(175). С. 221-228.
7. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. Спб.: Речь. 2010. 352 с.
8. Змиевская А.А. Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии // Вестник ВолГУ Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 2. С. 116-122.
9. Зыбина Е.В. Современные исследования временной перспективы
подростков в трудах отечественных авторов // Молодой ученый. 2022. № 16(411). С. 425-428.
10. Карабущенко Н.Б., Шурупова Е.Ю. Особенности временной перспективы личности на этапе поздней взрослости // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2019. Выпуск 1(46). С. 33-45.
11. Квасова О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2013. 34 с.
12. Кошельская Т.В. Содержание понятия «временная перспектива личности» // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 256-257.
13. Купчигина И.М., Недбаева К.М. Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях // Молодой ученый. 2017. № 48(182). С. 156-158.
14. Пантелеева В.В., Куприянов С.Н. Взаимосвязь временной перспективы с уровнем личностной и ситуативной тревожности личности // Научный вектор Балкан. 2019. № 1(3). С. 63-65.
15. Попова О.Н. Проблема сбалансированности временной перспективы личности // Сибирский психологический журнал. 2017. № 66. С. 18-31.
16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 412 с. Текст : электронный. URL: https://urait.ru/bcode/510533 (дата обращения: 24.01.2024).
17. Розеншток-Хюсси О. Временной спектр. Избранное: Язык рода человеческого. М. : Центр гуманитарных инициатив. 2008. 608 с.
18. Савлакова Н.М. Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы // Философия и социальные науки. 2010. № 3. С. 18-24.
19. Слижевская А.Н., Гудименко О.В., Лоткин И.В. Временная перспектива и особенности формирования отношения ко времени в юношеском возрасте // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8(134). URL: https://research-journal.Org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.2 (дата обращения: 24.01.2024).
20. Титаренко Т.М. Пространственно-временные измерения жизненного мира личности в онтогенетической плоскости. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 17-19.
21. Улитенко Т.В. Особенности восприятия времени студентами Дальневосточного региона // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (7). С. 289-293.
22. Шилова Н.П., Владыко А.К. Временная перспектива и важность жизненных событийв юношестве // Вестник университета. 2023. № 3. 218226. URL:https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-3-218-226 (дата обращения: 20.01.2024).
23. Шилова Н.П. Взаимосвязь значимых жизненных событий и переживаний в юношестве // Российский психологический журнал. 2021. № 18(3). 70-85 с.
24. Boniwell I., Zimbardo P.G. Balancing Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning. Positive Psychology in Practice / Eds. Alex Linley, Stephan Joseph. Hoboken: John Wiley & Sons, 2012. Pp. 165-178.
25.Boyd J.N., Zimbardo P.G. Time perspective, heath, and risk taking. Understanding Behavior in the Context of Time / A. Strathman, J. Joireman (eds.). Mahwah, 2005. Pp. 85-108.
26. Cameron P., Desai K.G., Bahador D., Dremel G. Temporality across the life-span. International J. of Aging and Human Development. 1977-1978. no. 8. Pp. 229-259.
27. Fung H.H., Carstensen L.L., Lutz M.A. Influence of time on social preferences: Implications for life-span development. Psychology and Aging, 1999. no. 14. Pp. 595-604.
28. Harber K.D. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Participant self-selection biases as a function of individual differences in time perspective. Basic And Applied Social Psychology. 2003. Vol. 25(3). Pp. 255-264.
29. John D., Lang F.R. Subjective acceleration of time experience in everyday life across adulthood. Developmental Psychology. 2015. Vol. 51(12). Pp. 1824-1839.
30. Kooij T.A.M., Kanfer R., Betts M., Rudolph C.W. Future time perspective: A systematic review and meta-analysis. Journal of Applied Psychology. 2018. Vol. 103(8). Pp. 867-893.
31. Placing motivation and future time perspective theory in a temporal perspective / J. Simons [et al.]. Educational Psychology Review. 2004. Vol. 16. no. 2. Pp. 121-139.
32. Shmotkin D., Eyal N. Psychological time in later life: Implications for counseling. J. of Counseling and Development. 2003. no. 81. Pp. 259-267.
33. Time Perspective Theory; Review, Research and Application / Ed. by M. Stolarski, N. Fieulaine, W. van Beek. Springer Cham, 2015. 545 p.
34. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual differences metric. J. of Personality and Social Psychology, 1999. no. 77. Pp. 1271-1288.
References
1. Abakumova I.V. Azarko E.M., Komerova N.E., Pahomova V.G. Otnoshenie k vremennoj perspektive i osobennosti cennostno-smyslovoj sfery studentov v uslovi-yah cifrovizacii [Attitude to the time perspective and features of the value-semantic sphere of students in the context of digitalization]. Mir nauki. Pedagogika i psihologi-ya. 2022. vol.10. no. 4. URL: https://mirnauki.com/PDF/05PSMN422.pdf (accessed 23.11.2023).
2. Berger P.L. Social'noe konstruirovanie real'nosti: Traktat po sociologii znani-ya [The Social Construction of Reality: A Treatise on the Sociology of Knowledge]. Moscow, Mosk. filos. Fond Publ., 1995. 323 p.
3. Vlasenko A.I. Vremennaya perspektiva kak podstruktura samosoznaniya de-privirovannoj lichnosti [Time perspective as a substructure of self-awareness of a deprived personality]. Molodoj uchenyj. 2014. no. 8(67). pp. 921-924.
4. Golovaha E.I., Kronik A.A. Psihologicheskoe vremya lichnosti [Psychologi-
cal time of the personality]. Moscow, Smysl Publ., 2008. 267 p.
5. Durkina O.S., Moskalenko N.V. Vremennaya perspektiva v kartine zhiznenno-go puti molodyh lyudej s raznym urovnem blagopoluchiya v period rannej vzroslosti [A time perspective in the picture of the life path of young people with different levels of well-being during early adulthood]. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologi. 2023. vol. 4. no. 7. pp. 27-36.
6. Efremkina I.N. Osobennosti vremennoj perspektivy u lic studencheskogo vozrasta s raznym urovnem psihologicheskogo blagopoluchiya v usloviyah social'noj nestabil'nosti [Features of the time perspective for students with different levels of psychological well-being in conditions of social instability]. CHelovecheskij kapital. 2023. no. 7(175). pp. 221-228.
7. Zimbardo F., Bojd Dzh. Paradoks vremeni. Novaya psihologiya vremeni, ko-toraya uluchshit vashu zhizn' [The paradox of time. A new psychology of time that will improve your life]. Saint-Petersburg, Rech' Publ., 2010. 352 p.
8. Zmievskaya A.A. Sovremennye issledovaniya sub"ektivnoj kartiny zhiznen-nogo puti v otechestvennoj psihologii [Modern studies of the subjective picture of the life path in Russian psychology]. Vestnik VolGU. Seriya 7. Filosofiya. Sociologiya i social'nye tekhnologii. 2015. no. 2. pp. 116-122.
9. Zybina E.V. Sovremennye issledovaniya vremennoj perspektivy podrostkov v trudah otechestvennyh avtorov [Modern studies of the time perspective of adolescents in the works of Russian authors]. Molodoj uchenyj. 2022. no. 16(411). pp. 425-428.
10. Karabushchenko N.B., SHurupova E.YU. Osobennosti vremennoj perspektivy lichnosti na etape pozdnej vzroslosti [Features of the personality's time perspective at the stage of late adulthood]. Vestnik TvGU. Seriya "Pedagogika i psihologiya". 2019. no. 1(46). pp. 33-45.
11. Kvasova O.G. Transformaciya vremennoj perspektivy lichnosti v eks-tremal'noj situacii . Avtoref. diss. kand. psihol. nauk. [Transformation of a person's time perspective in an extreme situation. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk]. Moscow, 2013. 34 p.
12. Koshel'skaya T.V. Soderzhanie ponyatiya «vremennaya perspektiva lichnosti» [The content of the concept of "temporary perspective of personality"]. Innova-cionnaya nauka. 2016. no. 1. pp. 256-257.
13. Kupchigina I.M., Nedbaeva K.M. Teoreticheskie podhody k izucheniyu struktury vremennoj perspektivy v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah [Theoretical approaches to the study of the structure of time perspective in psychological and pedagogical research]. Molodoj uchenyj. 2017. no. 48(182). pp. 156-158.
14. Panteleeva V.V., Kupriyanov S.N. Vzaimosvyaz' vremennoj perspektivy s urovnem lichnostnoj i situativnoj trevozhnosti lichnosti [The relationship of the time perspective with the level of personal and situational anxiety of the individual]. Nauchnyj vektor Balkan. 2019. no. 1(3). pp. 63-65.
15. Popova O.N. Problema sbalansirovannosti vremennoj perspektivy lichnosti [The problem of balancing the time perspective of a person]. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2017. no. 66. pp. 18-31.
16. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psihologa [A practical psychologist's handbook]: V 2 ch. CHast' 1. Sistema raboty psihologa s det'mi razno-go vozrasta [The system of work of a psychologist with children of different ages]: prakticheskoe posobie. Moscow, YUrajt Publ., 2023. 412 p. Tekst: elektronnyj. URL: https://urait.ru/bcode/510533 (accessed 24.01.2024).
17. Rozenshtok-Hyussi O. Vremennoj spektr. Izbrannoe: YAzyk roda chelovecheskogo [The time spectrum. Favorites: The language of the human race]. Moscow, Centr gumanitarnyh iniciativ Publ., 2008. 608 p.
18. Savlakova N.M. Vremennaya perspektiva lichnosti: teoreticheskij analiz problemy [The temporal perspective of personality: a theoretical analysis of the problem]. Filosofiya i social'nye nauki. 2010. no. 3. pp. 18-24.
19. Slizhevskaya A.N., Gudimenko O.V., Lotkin I.V. Vremennaya perspektiva i osobennosti formirovaniya otnosheniya ko vremeni v yunosheskom vozraste [The time perspective and features of the formation of attitudes to time in adolescence]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2023. no. 8(134). URL: https:// research-journal.org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.2 (accessed 24.01.2024).
20. Titarenko T.M. Prostranstvenno-vremennye izmereniya zhiznennogo mira lichnosti v ontogeneticheskoj ploskosti [Spatial and temporal dimensions of a person's life world in the ontogenetic plane]. CHernovcy, CHGU Publ., 1991. pp. 17-19.
21. Ulitenko T.V. Osobennosti vospriyatiya vremeni studentami Dal'nevostoch-nogo regiona [Peculiarities of time perception by students of the Far Eastern region]. Vektor nauki TGU. 2011. no. 4 (7). pp. 289-293.
22. SHilova N.P., Vladyko A.K. Vremennaya perspektiva i vazhnost' zhiznennyh sobytij v yunoshestve [Time perspective and the importance of life events in youth]. Vestnik universiteta. 2023. no. 3. pp. 218-226. URL:https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-3-218-226 (accessed 20.01.2024).
23. SHilova N.P. Vzaimosvyaz' znachimyh zhiznennyh sobytij i perezhivanij v yunoshestve [The relationship of significant life events and experiences in youth]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2021. no. 18(3). pp. 70-85.
24. Boniwell I., Zimbardo P.G. Balancing Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning. Positive Psychology in Practice / Eds. Alex Linley, Stephan Joseph. Hoboken: John Wiley & Sons, 2012. Pp. 165-178.
25. Boyd J.N., Zimbardo P.G. Time perspective, heath, and risk taking. Understanding Behavior in the Context of Time / A. Strathman, J. Joireman (eds.). Mahwah, 2005. Pp. 85-108.
26. Cameron P., Desai K.G., Bahador D., Dremel G. Temporality across the life-span. International J. of Aging and Human Development. 1977-1978. no. 8. Pp. 229-259.
27. Fung H.H., Carstensen L.L., Lutz M.A. Influence of time on social preferences: Implications for life-span development. Psychology and Aging, 1999. no. 14. Pp. 595-604.
28. Harber K.D. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Participant self-selection biases as a
function of individual differences in time perspective. Basic And Applied Social Psychology. 2003. Vol. 25(3). Рр. 255-264.
29. John D., Lang F.R. Subjective acceleration of time experience in everyday life across adulthood. Developmental Psychology. 2015. Vol. 51(12). Pp. 1824-1839.
30. Kooij T.A.M., Kanfer R., Betts M., Rudolph C.W. Future time perspective: A systematic review and meta-analysis. Journal of Applied Psychology. 2018. Vol. 103(8). Pp. 867-893.
31. Placing motivation and future time perspective theory in a temporal perspective / J. Simons [et al.]. Educational Psychology Review. 2004. Vol. 16. no. 2. Pp. 121-139.
32. Shmotkin D., Eyal N. Psychological time in later life: Implications for counseling. J. of Counseling and Development. 2003. no. 81. Pp. 259-267.
33. Time Perspective Theory; Review, Research and Application / Ed. by M. Stolarski, N. Fieulaine, W. van Beek. Springer Cham, 2015. 545 p.
34. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual differences metric. J. of Personality and Social Psychology, 1999. no. 77. Pp. 1271-1288.
АССОЦИАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА КАК ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
Лагусева Надежда Николаевна,
Доктор педагогических наук, профессор, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: [email protected]
Лоншакова Надежда Анатольевна,
Доктор педагогических наук, профессор, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: [email protected]
Жидких Владимир Александрович
Доктор политических наук, проректор, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-83-91 Аннотация:
В статье исследуется проблема создания Ассоциации выпускников вузов, изучаются примеры зарубежного и отечественного опыта работы Ассоциаций выпускников вузов. Исследуются феномен Ассоциации выпускников как добровольного объединения и ее роли в развитии образовательной, воспитательной, коммерциализационной, паблисцитной деятельности вуза,