Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ'

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / СТУДЕНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОЦЕНКА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Анастасия Викторовна, Литвинова Екатерина Сергеевна

В статье рассмотрены особенности дистанционного обучения и оценка студентов педиатрического факультета организации образовательного процесса на кафедре патологической анатомии Курского государственного медицинского университета. Методом исследования использовали анкетирование как доступный и бесконтактный в условиях пандемии. По результатам анализа ответов выяснилось, что больший процент студентов доволен процессом обучения в рамках дистанционного образования, мотивация к обучению не изменилась и высоко оценили работу профессорско-преподавательского состава. Более половины отметили, что проведение онлайн занятий вполне удобно, однако имеются проблемы с Интернет-соединением, недостаточным владением компьютерных технологий и огромным объемом заданий, на ответы которых не хватает времени. Проведение анкетирования позволило выявить замечания и недоработки в организации и проведении занятий с использованием приложения Zoom и платформы Moodle, отсутствие «обратной связи» с преподавателем, непонимание к возникающим проблемам с интернетом и неудобным получением лекционного материала. В ходе анализа выяснилось, что приблизительно более трети не желают продолжить дистанционное обучение в будущем, меньшая часть затрудняется ответить на данный вопрос в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Анастасия Викторовна, Литвинова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF DISTANCE EDUCATION ORGANIZATION BY STUDENTS

The article discusses the features of distance learning and the assessment of students of the pediatric faculty of organizing the educational process at the Department of Pathological Anatomy of Kursk State Medical University. The research method used the questionnaire as an accessible and non-contact in a pandemic. According to the results of the analysis of the answers, it turned out that a larger percentage of students are satisfied with the learning process within the framework of distance education, the motivation for learning has not changed and they highly appreciated the work of the teaching staff. More than half said that conducting online classes is quite convenient, but there are problems with the Internet connection, insufficient knowledge of computer technologies and a huge volume of tasks, for which there is not enough time to answer. The survey made it possible to identify comments and shortcomings in the organization and conduct of classes using the Zoom application and the Moodle platform, the lack of feedback from the teacher, lack of understanding of emerging problems with the Internet and inconvenient receipt of lecture material. In the course of the analysis, it turned out that approximately more than a third do not want to continue distance learning in the future, while the smaller part find it difficult to answer this question at the present time.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология. Харченко Анастасия Викторовна и другие

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ...

УДК 378.147:004 |@ ® ® Ж^'ш^^ссеи^й"иЖ^^ё^-^1?.^license

DOI* 10 26140/anip-2021-1002-0076 1ййЯЗШ^ИШр5://сгеайуесоптюш.о^/Нсеше5/Ьу-пс/4.0/)

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ

© Автор(ы) 2021 Author ID: 726869 SPIN: 7628-8442

ХАРЧЕНКО Анастасия Викторовна, ассистент кафедры «Патологическая анатомия»

Author ID: 769003 SPIN: 1381-4270

ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: kat_roma@mail.ru) Аннотация. В статье рассмотрены особенности дистанционного обучения и оценка студентов педиатрического факультета организации образовательного процесса на кафедре патологической анатомии Курского государственного медицинского университета. Методом исследования использовали анкетирование как доступный и бесконтактный в условиях пандемии. По результатам анализа ответов выяснилось, что больший процент студентов доволен процессом обучения в рамках дистанционного образования, мотивация к обучению не изменилась и высоко оценили работу профессорско-преподавательского состава. Более половины отметили, что проведение онлайн занятий вполне удобно, однако имеются проблемы с Интернет-соединением, недостаточным владением компьютерных технологий и огромным объемом заданий, на ответы которых не хватает времени. Проведение анкетирования позволило выявить замечания и недоработки в организации и проведении занятий с использованием приложения Zoom и платформы Moodle, отсутствие «обратной связи» с преподавателем, непонимание к возникающим проблемам с интернетом и неудобным получением лекционного материала. В ходе анализа выяснилось, что приблизительно более трети не желают продолжить дистанционное обучение в будущем, меньшая часть затрудняется ответить на данный вопрос в настоящее время.

Ключевые слова: кафедра, студенты, анкетирование, дистанционное образование, обучение, оценка, дистанционные образовательные технологии, Интернет-технологии, трудности обучения, мотивация, обратная связь.

ASSESSMENT OF DISTANCE EDUCATION ORGANIZATION BY STUDENTS

© The Author(s) 2021

CHARCHENKO Anastasia Viktorovna, assistant of the department "Pathological Anatomy" LITVINOVA Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: kat_roma@mail.ru) Abstract. The article discusses the features of distance learning and the assessment of students of the pediatric faculty of organizing the educational process at the Department of Pathological Anatomy of Kursk State Medical University. The research method used the questionnaire as an accessible and non-contact in a pandemic. According to the results of the analysis of the answers, it turned out that a larger percentage of students are satisfied with the learning process within the framework of distance education, the motivation for learning has not changed and they highly appreciated the work of the teaching staff. More than half said that conducting online classes is quite convenient, but there are problems with the Internet connection, insufficient knowledge of computer technologies and a huge volume of tasks, for which there is not enough time to answer. The survey made it possible to identify comments and shortcomings in the organization and conduct of classes using the Zoom application and the Moodle platform, the lack of feedback from the teacher, lack of understanding of emerging problems with the Internet and inconvenient receipt of lecture material. In the course of the analysis, it turned out that approximately more than a third do not want to continue distance learning in the future, while the smaller part find it difficult to answer this question at the present time.

Keywords: department, students, questionnaires, distance education, training, assessment, distance educational technologies, Internet technologies, learning difficulties, motivation, feedback

ВВЕДЕНИЕ ность проводить занятия с помощью видеотрансляций,

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- использования электронных баз данных, непосредственными научными и практическими задачами. Дальнейшее ного общения обучающихся и преподавателей в сложив-развитие медицины невозможно представить без подго- шихся условиях пандемии [3].

товки и организации образования будущих специали- Подобная система обучения с одной стороны спо-стов. Именно от уровня подготовки студентов Высших собствует развитию цифровой трансформации образо-медицинских учреждений можно судить об эффектив- вательного процесса, повышению доступности инфор-ности российской системы образования в целом [1]. мации, необходимого материала и получения знаний в На протяжении длительного времени происходят условиях дистанционного режима. Но с другой стороны, изменения концепции образования. В настоящее время роль учителя или преподавателя уходит на второй план требуются кардинальные преобразования организации и его труд становится менее востребованным [4-11]. Тем преподавания дисциплины, её содержания, формы и по- не менее, обучающиеся по-прежнему нуждаются в раздачи. Так, например, одним из основных направлений боре и понимании большого объёма предоставляемой оптимизации образовательного процесса стало разви- информации, в помощи сориентироваться в стремитель-тие цифровых технологий и активное их использование но изменяющихся условиях современного получения при подготовке и проведению как практических занятий образования [12].

дисциплины, так и лекций [2]. Для решения подобной проблемы студенты и пре-

Сегодня почти все кафедры университета включены подаватели Курского государственного медицинского

в работу по созданию нового образовательного контен- университета (КГМУ) используют платформу Moodle

та в связи с цифровизацией, развитием компьютерных и приложение Zoom. Данные дистанционные образо-

технологий, интернет-коммуникаций, дающих возмож- вательные технологии (ДОТ) позволяют напрямую об-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 307

CHARCHENKO Anastasia Viktorovna and others ASSESSMENT OF DISTANCE EDUCATION ...

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

щаться с помощью микрофона и видеокамеры, а также наглядно показывать и пояснять материал для подготовки и выполнения заданий по практической части занятия [13-17].

Однако, не смотря на проводимые мероприятия и модернизацию образовательного процесса, возникает необходимость построения «обратной связи» между преподавателем и студентом с целью оценки удовлетворенности организации образовательного процесса на кафедре и выявления замечаний, недостатков и недоработок существующей системы дистанционного образования.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования является анализ особенностей организации образовательного процесса на кафедре патологической анатомии КГМУ со студентами педиатрического факультета.

Задачи исследования: выявить достоинства и недостатки образовательного процесса на кафедре патологической анатомии по результатам опроса студентов педиатрического факультета.

Чтобы оценить качество, организацию, проведение образовательного процесса и работу кафедры в дистанционном режиме мы провели опрос студентов в форме анкетирования. Анализ результатов анкетирования позволяет объективно дать такую оценку.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сотрудниками кафедры патологической анатомии было проведено анкетирование 47 студентов педиатрического факультета, в исходе анализа которого было установлено, что 59,6% (28 человек) вполне удобно обучаться в дистанционном режиме, 34% (16 студентов) - также удобно, но очень сложно и 6,4% (3 человека) ответили, что получать образование в таком режиме очень трудно и не удобно.

Трудности, с которыми сталкиваются студенты педиатрического факультета в процессе дистанционного обучения распределяются следующим образом: первое место занимает плохое качество Интернет-соединения (24 человека (51,1%)), второе место принадлежит сложности выполнения практических заданий (9 человек (19,1%)), а также студентов не устраивает длительность выполнения таких заданий (5 человек (10,6%)). Третье место занимает недостаточное количество дистанционного материала (3 человека (6,4%)). Некоторые (2 человека (4,3%)) считают, что выполняют неоправданно большой объём заданий, и также 2 человека (4,3%) имеют трудности, связанные с недостаточным владением компьютерными технологиями. Для 1 человека (2,1%) сложно связаться с преподавателем.

Оценка работы кафедры и адаптация студентов к новым изменяющимся условиям распределились на определенные группы, представленные на рисунке.

Рисунок 1 - Адаптация студентов и их оценка работы деканата/университета/кафедры и преподавательского состава в рамках дистанционного обучения.

По данным диаграммы видно, что более половины всех опрошенных студентов хорошо оценили работу преподавательского состава и адаптировались к новым условиям дистанционного обучения (53,2% и 51,1% соответственно), причем никто из них в этих категориях не дал оценку «плохо».

Приблизительно треть опрошенных (31,9%, 40,4%) оценили адаптацию к новым условиям и работу преподавателей на «отлично».

Хорошую оценку работы деканата/университета/кафедры дали большинство студентов (61,7%), которые смогли дозвониться и получить ответы на интересующие вопросы.

Однако, некоторые из опрошенных (6,4%) всё-таки не могли связаться, либо ответы на их вопросы были некорректны, либо получали их по электронной почте с большой задержкой и соответственно дали ответ «плохо».

Организация дистанционного обучения требует проведения занятий с использованием разных Интернет-возможностей.

По результатам нашего опроса выяснилось, что 100% онлайн-занятий преподаватель проводит на платформе Zoom.

Никто из обучаемых не отметил, что высылаются только электронные версии учебных материалов и занятия вообще не проводятся.

Оценка оперативности «обратной связи» с преподавателем распределилась следующим образом: достаточная оперативность составила 57,4% (27 человек), максимально быстрый ответ на выполненные задания получали 27,7% (13 студентов), недостаточно оперативны преподаватели были в 14,9% случаев, когда 7 студентам пришлось долго ждать ответ.

Уровень мотивации к обучению в рамках дистанционного режима увеличился лишь у 12,8% (6 человек), уменьшился у 19,1% (9 человек) и более чем у половины практически не изменился (59,6% - 28 человек). Однако, 8,5% (4 человека) затруднились ответить.

При ответе на вопрос о выборе варианта обучения, 34% обучающихся (16 человек) обозначили, что больше нравится обучение не только на основе дистанционных образовательных технологий (ДОТ), но и с посещением университета. 27,7% (13 человек) нравится ежедневно посещать университет, тогда как 21,3% (10 студентов) выбрали вариант без посещения университета, а только на основе ДОТ.

Меньшему количеству студентов (17% - 8 человек) нравится посещать университет, но не ежедневно и с небольшим количеством ДОТ.

В целом, удовлетворенность процессом обучения в дистанционном режиме распределилась следующим образом: 68,1% (32 человека) остались удовлетворены, неудовлетворенными оказались 14,9% (7 человек), остальные 17% (8 человек) затруднились дать ответ. При этом 38,3% (18 человек) среди опрошенных не хотели бы продолжить обучение в КГМУ в дистанционном режиме в ближайшее время, 31,9% (15 человек) желали бы обучаться в таком режиме и 29,8% (14 человек) затруднились ответить.

Проведение и анализ результатов анкетирования позволяет установить предложения по организации дистанционного обучения в КГМУ на кафедре патологической анатомии, а также замечания и предложения в работе профессорско-преподавательского состава. Хотя большинство участников опроса (72,7% - 34 человека) отметили, что их всё устраивает и не желают ничего изменять, есть некоторые аспекты, требующие доработки.

Предложения и замечания по организации дистанционного обучения представлены в таблице.

Помимо данных критериев, некоторые студенты отметили, что предпочтительно было бы увеличить время проведения пар в зуме, за час трудно объяснить тему и опросить достаточно объемно студентов и ещё хотелось

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Харченко Анастасия Викторовна и другие ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ...

бы, чтобы пары в зуме были чаще.

Таблица 1 - Предложения по организации дистанционного обучения в КГМУ, замечания и предложения по работе профессорско-преподавательского состава

№ п/п Критерии % от общего количества студентов

1 Относиться с пониманием к имеющимся неполадкам с интернетом, либо университет должен сам предоставлять доступ к сети. 2,1%

2 Оповещать о возможных изменениях заранее. 2,1%

3 Выйти на очное обучение! 2,1%

4 Было бы неплохо убрать задания, если мы отвечаем в зуме, потому что на них уходит очень много времени. При этом оставить тесты, потому что они помогают закрепить материал. 2,1%

5 Дистанционное обучение в медицинском университете — это, конечно, ни о чем) тут согласятся Все. 2,1%

6 Чтобы преподаватель разрешал отправить задания на Moodle после пары в zoom, в связи с тем, что задания могут вызвать трудности и было бы неплохо вместе с преподавателем его разобрать. 2,1%

7 Не все преподаватели отвечают на сообщения, не могу договориться об отработке 2,1%

8 Нормализуйте работоспособность Moodle. 4,2%

9 Установить хороший сервер для отсутствия проблем подключения к системе Moodle. 2,1%

10 Хотелось бы больше адекватности от преподавателей, большое недоверие, даже к тем студентам, которые и всегда старались учиться. 2,1%

11 Было бы удобно, если все кафедры выставляли лекции на study.kurskmed в форме файла параллельно с их чтением в zoom. Так во время лекции можно лучше погрузиться в материал, имея все слайды перед глазами, и после лекции так было бы удобнее повторять материал перед занятиями. 2,1%

12 Затрудняюсь ответить. 2,1%

Это необходимо, чтобы приблизиться к атмосфере занятий очных (видеть лица, разговаривать, обсуждать, задавать вопросы, получать обратную связь) и так же это стимулирует студентов выходить из деструктивной среды, которую так или иначе создаёт дистанционное обучение (медики не могут учиться дома или лёжа в кровати), ведь если преподаватель не требует выхода в зум, все сведётся к тому, что студент будет все меньше и меньше учить, потому что мотивация к обучению снижается в условиях деструктивной среды (проще говорят студент находится в зоне комфорта).

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Отдельно взятая образовательная программа может иметь различные последствия в пределах одной кафедры, одного университета или одной страны, если учесть ее влияние на студенческие слои и сообщества [18-20]. В настоящее время существующая система дистанционных образовательных программ имеет свои определенные преимущества в сложившейся эпидемиологической ситуации [21]. Как показали результаты нашего анкетирования, большинство обучающихся довольны такой системой образования, им это вполне удобно и их это устраивает. Таким образом, статус преподавателя может меняться в зависимости от того, где и каким образом дистанционно или очно он передает свои знания. В одном случае он помогает сориентироваться в изменяющихся условиях, развить и укрепить знания с использованием компьютерных технологий, а в другом его статус изменился и обесценился [22].

Организация образовательного процесса в дистанционном режиме требует комплексного подхода с учетом

всей полноты и контекста технических и научно-образовательных возможностей для поиска оптимального пути решения выявленных трудностей и проблем, и определения направления дальнейших путей развития [23].

В качестве обобщения оценки результатов проведенного нами анкетирования можно сделать следующий вывод: необходимо усилить «обратную связь» взаимоотношений между студентом и преподавателем, определять пути развития Интернет-возможностей для проведения консультаций и более длительного онлайн-обще-ния, чтобы снять нагрузку с обучающихся на рутинные выполнения заданий, требующие огромных затрат времени. Таким образом, важно учитывать интересы и мотивы тех, для кого существует система дистанционного образования

Оценка организации, работы профессорско-преподавательского состава и, соответственно качества образования необходима, так как выполняет особую роль и является своего рода стимулом к развитию и обновлению существующей системы дистанционного образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Плотникова, И. Е. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки врачей в условиях перехода на образовательные стандарты третьего поколения / И. Е. Плотникова // Культура физическая и здоровье. 2013. №4. С. 99 -101.

2. Трансформация управленческих систем под воздействием циф-ровизации экономики: монография / Ю.В. Вертакова, Т. О. Толстых, Е. В. Шкарупета, Е.В. Дмитриева. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2017. С. 52—54. — ISBN 978-5-7681-0000-0.

3. Набиуллина С.Г. Федорова Е.Ф. Проблемы современного дистанционного образования в высшей школе // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15, №1. С. 208-212.

4. Формирование электронной информационно-образовательной среды непрерывного медицинского образования / В.М. Леванов, И.А. Камаев, С.Н. Цыбусов, А.Ю. Никонов. — Н. Новгород: Нижегородская государственная медицинская академия, 2016. 312 с. — ISBN 978-57032-1079-6.

5. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle / А.М. Анисимов: учебное пособие. — 2-е изд., испр. и дополн. Харьков, ХНАГХ, 2013. 292 с.

6. Пугачев А. С. Дистанционное обучение — способ получения образования /А.С. Пугачев //Молодой ученый. 2013. №8. С. 367-369.

7. Татаринов К.А. Проблемы и возможности дистанционного обучения студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 285-288.

8. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.

9. Невраева Н.Ю., Быстрай Е.Б., Кабанов А.М., Савельева Н.Х., Сорокина Н.И. Методика организации учебных занятий у аспирантов для сдачи экзамена по английскому языку //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 38-42.

10. Васин Л.А. Базовая организация электронной информационной образовательной среды университета на основе облачных технологий //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. № 2 (46). С. 31-36.

11. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

12. Павлов В. Н., Цыглин А.А. Модернизация высшего образования посредством внедрения современных инновационных технологий //Медицинское образование и вузовская наука. 2015. №1. С. 83 — 86.

13. Никифорова Е.И. От портала дистанционного образования к электронной системе дистанционной поддержки обучения //Novainfo. ru. 2015. Т1 №39. С. 250-253.

14. Свиридов А.П., Слесарева Н.А. Планы контроля качества образования для систем дистанционного образования // Труды ФГУП «НПЦАП». Системы и приборы управления. 2010. № 4. С. 67-73.

15. Маммаев С.Н., Ахмедов Д.Р.Роль дистанционного образования и профессиональных медицинских обществ в непрерывном образовании врачей //В сборнике: Современные траектории образовательного процесса в медицинском вузе. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 192-195.

16. Юрина К.В. Дистанционное образование как неотъемлемый компонент современного образования // инновационные механизмы решения проблем научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 168-171.

17. Пирайнен Е.В., Царева С.И. Дистанционное образование как инновационная форма высшего образования // Информация— Коммуникация—Общество. 2016. Т. 1. С. 133-136.

18. Голованова Ю.В. Проблемы и области решения дистанционно-модульного образования в системе высшей школы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 3 (32). С. 298-302.

19. Хонин Г.А. Использование информационных технологий обуче-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

309

CHARCHENKO Anastasia Viktorovna and others

ASSESSMENT OF DISTANCE EDUCATION ..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ния в учебном процессе аграрного вуза /Г.А. Хонин, В.В. Семченко, Г.Г. Левкин и др. // Профессиональное образование в современном мире. 2014. №3 (14). - С. 148-156.

20. Беспалова В. В. Индивидуальный план изучения учебной дисциплины как средство совместного проектирования образовательного процесса в вузе //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 1 (14). С. 275—278.

21. Коряковцев С.П., Давыдов А.В. Дистанционные технологии в современной системе профессионального образования: индивидуальный образовательный маршрут // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием). под науч. ред. М. В. Новикова. - 2016. С. 150-154.

22. Кузняк, Н. Б., Гаген, Е. Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. 2017. №11. С. 466-469.

23. Гагарин А. В. Психология и педагогика высшей школы. М.: Изд-во МЭИ, 2010. 240 с.

Статья поступила в редакцию 16.12.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.