Установлена достоверная прямая связь загрязнения почвы и атмосферного воздуха, а также воды и депонирующих сред. Последнее подтвердило гипотезу о приоритетном вкладе в формирование загрязнения воды в Оренбурге поллютантов, которые аккумулируются в различных средах, загрязняя поверхностные и подземные воды. Накопление металлов-канцерогенов в волосах в большей степени зависит от содержания их в воздухе, чем в воде, что согласуется с ранее проведенными другими авторами исследованиями |2, 10].
Были построены уравнения регрессии:
а) модель переноса металлов-канцерогенов "почва -> воздух"
Су = 0,00001057 • Сх + 0,00026 (р < 0,005), (I)
где Сх — концентрация в почве (в мг/кг), Су — концентрация в атмосферном воздухе (в мг/м3);
б) модель переноса металлов-канцерогенов "снег -> вода"
Су = 0,0423 • С, - 0,0489 (р < 0,01), (2)
где Сх — концентрация в снеге (в мг/л), Су — концентрация в воде (в мг/.п).
Таким образом, существует возможность прогнозировать концентрации металлов-канцерогенов в воздухе и воде с учетом региональных особенностей.
Л итература
1. Александров В. 10., Кузубова Л. //., Яблокова Е. П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. — Новосибирск, 1995.
2. Боев В М. // Гиг. и сан. - 1994. - № 8. - С. 40-42.
3. Боев В. М. И Там же. - 1998. - № 6. - С. 3-8.
4. Большаков А. М., Акимова Е. И. // Социально-гиги-енические аспекты охраны здоровья населения: Материалы науч.-практ. конф. — Рязань, 1997. — С. 64-65.
5. Быстрых В. В. Комплексная гигиеническая оценка факторов риска отдаленных последствий антропогенного воздействия: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Оренбург, 2000.
6. Вредные химические вещества. Углеводороды. Га-логенпроизводные углеводородов / Под ред. В. А. Филова и др. — Л., 1990.
7. Заридзе Д. Г., Зешяная Г. М. // Гиг. и сан. — 1990.
- № 12. - С. 4-7.
8. Зилы)ер Ю. Д. Ц Вредные химические вещества. — Л., 1976. - С. 412-489.
9. Микроэлементозы человека (этиология, классификация, оргаиопатология) / Авцын А. П., Жаворонков А. А., Риш М. А., Строчкова Л. С. — М., 1991.
10. Ревич Б. А. // Гиг. и сан. - 1990. - № 4. - С. 28-33.
11. Тищенко Н. Ф. Охрана атмосферного воздуха. — М., 1991.
12. Худолей В. В // Экспер. онкол. - 1993. — № 2. — С. 3-10.
13. Эпидемиология неинфекционных заболеваний / Под ред. А. М. Вихерта, А. В. Чаклина. — М., 1990.
14. ATSDR. Toxicological Profiles for Toxic Substances. U. S. Public Heallli Service, U. S. Department of Health and Human Services. — Atlanta, 1990—1994.
15. IARC. Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans. - Lyon, 1982-1999.
16. Menzie Ch. A., Potocki В. В., Sandonaio Y. // Environ. Sci. Teclmol. - 1992. - Vol. 26, N 7. - P. 1278-1283.
17. Pershagen G. // IARC Sci. Publ. - 1990. - Vol. 104.
- P. 240-251.
18. RaloffJ. // Sci. News. - 1989. - Vol. 136, N II. -P. 7.
19. Sittig M. Handbook of Toxic and Hazardous Chemicals and Carcinogens. — New Jersey, 1991.
20. U. S. EPA. Integrated Risk Information System (IRIS). Environmental Criteria and Assessment Office, Office of Health and Environmental Assessment, Office of Research and Development. — Cincinnati, 1993.
21. Ward N. I. U Sci. Total Environ. - 1990. - Vol. 93. -P. 393-401.
22. Watson J., Bales R., Kennedy D. Air Pollution: The Automobile and Public Health. — Washington. 1988.
23. Windholz M. The Merck Index. - Railway, 1983.
Поступила 21.12.01
Summary. The paper identifies a risk for cancer for the population of Orenburg. Different environmental objects were found to contain 27 carcinogens. The highest proportion of priority carcinogens was recorded in drinking water, the least one was in the snow cover. There was a significant direct correlation between the pollution of soil and that of the ambient air, as well as water and deposited media.
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2002 УДК 614.72:622.324:616-053.7
Л. А. Бархатова, И. Л. Карпенко, Л. Р. Салихова, В. Ф. Куксанов
ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ ТОКСИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОЛЛЮТАНТОВ НА НАСЕЛЕНИЕ, ПРОЖИВАЮЩЕЕ В ЗОНЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Оренбургская государственная медицинская академия
Воздействие факторов окружающей среды на состояние здоровья населения приобретает все большую актуальность в связи с изменением социально-экономической обстановки и значительным ослаблением контроля за состоянием окружающей среды [14].
Оренбуржье относится к крупным промышленным центрам Южного Урала с высокоразвитой газодобывающей и газоперерабатывающей индустрией. Освоение, разработка и эксплуатация газоконденсатного месторождения с высоким содержанием сероводорода на протяжении 30 лет ведутся в центральной зоне Оренбургской области, что создает потенциальную опасность для здоровья населения. В этом регионе проживает около 22,634 тыс. населения в 25 сельских населенных пунктах. В связи с этим одной из важнейших гигиенических проблем для данного региона является качественная и количест-
венная характеристика антропогенных и природных геохимических факторов и их влияние на организм человека, при этом анализ состояния здоровья должен быть ориентирован на выявление начальных неблагоприятных изменений, которые еще не являются патологическими, но в дальнейшем могут приводить к заболеванию [15, 18].
Анализ состояния здоровья детей в возрасте от 0 до 15 лет проводился по данным углубленного медицинского осмотра с выкопировкой из индивидуальной карты развития ребенка. Оценка физического развития, психофизиологических реакций, состояния сердечно-сосудистой системы, а также физиометрические исследования проводились у детей в возрасте 8—15 лет.
При изучении состояния здоровья детей в исследуемых населенных пунктах было установлено, что в стру-
ктуре обшей заболеваемости болезни органов дыхания имеют высокий удельный вес. При исследовании функционального состояния органов дыхания у детей было выявлено снижение показателей жизненной емкости легких.
В структуре болезней системы кровообращения веге-то-сосудистая дистония в населенных пунктах исследуемого региона встречается в 1,5—2 раза чаше, чем в контрольном. Анализ показателей артериального давления у детей выявил, что в исследуемом районе среди патологических состояний наиболее часто встречается артериальная гипертензия.
В населенных пунктах, находящихся в районе расположения Оренбургского газохимического комплекса, выявлен высокий процент детей с отклонениями в физическом развитии.
При анализе функционального состояния ЦНС школьников выявлены снижение внимания, собранности, работоспособности в сочетании с быстрой утомляемостью и низким темпом сенсомоторных реакций. Более выраженные отклонения в физическом развитии и психофизиологическом статусе наблюдаются у детей в возрастных группах 12—13 и 14—15 лет, что может являться результатом продолжительной экспозиции на организм детей химических веществ, загрязняющих объекты окружающей среды.
Выявленные отклонения в состоянии здоровья детского населения предположительно вызваны загрязнением окружающей среды специфическими для данного региона поллютантами вследствие длительной эксплуатации Оренбургского газохимического комплекса.
Известно, что загрязнение атмосферного воздуха выбросами нефтегазохимических предприятий оказывают неблагоприятное влияние и на функцию внешнего дыхания, вызывая снижение показателей жизненной емкости легких у детей 11,6, 8|. Ряд поллютантов (сероводород, диоксид серы, двуокись азота) раздражают и вследствие этого повреждают слизистую верхних дыхательных путей и бронхов, что ведет к повышению проницаемости слизистой для антигенов с формированием повышенной чувствительности [17, 19). Повышенные концентрации указанных химических веществ в атмосферном воздухе приводят к снижению уровня физического и нервно-психического развития детей [4, 5, 9), нарушению системы гуморального иммунитета, это создает благоприятные условия для хронизации патологических процессов [4, 12, 13].
Одним из актуапьных направлений эколого-гигиени-ческих исследований является изучение аэротехногенного воздействия химических поллютантов на здоровье населения [2, 16|.
Анализ загрязнения атмосферного воздуха был проведен в 18 сельских населенных пунктах, расположенных в зоне Оренбургского газохимического комплекса. Основными источниками загрязнения окружающей среды вредным веществами на данной территории являются: газовое оборудование, газовая арматура, свечи, факелы, дымовые трубы, амбары для сжигания газа и газового конденсата, оборудование для перекачки газа, газового конденсата и реагентов, емкости для хранения газового конденсата, сжиженного газа и др. [7]. В процессе промысловой подготовки и переработки газа и конденсата образуются серосоединения (сернистый ангидрид, собственно сера и др.). Эти вещества, равно как и сероводород, меркаптаны, сероуглерод, непредельные и ароматические углеводороды и др., в той или иной степени токсичны для организма человека и опасны для биоценоза при выделении в атмосферу, водоемы и выпадении на почву.
Анализ атмосферного воздуха в исследуемых населенных пунктах с использованием данных стационарных постов наблюдения показал, что концентрации специфических загрязнителей, таких как сероводород, диоксид серы, диоксид азота, не превышают предельно допустимых. На основании данных маршрутных наблюдений
выявлено превышение максимально-разовых доз по сероводороду (в 7,3% случаев) в осенне-зимний период.
Принятая в России практика, предусматривающая в основном оценку соответствия среды обитания установленным нормативам, является не совсем полной для прогнозирования влияния окружающей среды на здоровье населения. В настоящее время ряд публикаций и документов предлагают наряду с гигиеническим нормированием использовать оценку риска неблагоприятного воздействия загрязнения среды на здоровье населения [10, 11|. Многочисленные исследования, проведенные в России и за рубежом, убедительно доказывают наличие у неканцерогенных химических веществ порога действия, ниже которого не наблюдается вредного для здоровья эффекта.
При оценке риска воздействия на здоровье неканцерогенных химических веществ нами был использован такой показатель, как коэффициент опасности (НО), представляющий собой отношение воздействующей концентрации химического вещества к его референтной концентрации (ЯГС) [3]. В качестве референтной концентрации, т. е. максимальной концентрации, не вызывающей токсического эффекта, использована величина для сероводорода Я (С = 0,00094 мг/м\ для диоксида серы ЯГС = 0,08 мг/м\ для диоксида азота ЯГС = 0,04 мг/м\
Величина концентрации целевого риска для неканцерогенных веществ рассчитывается, исходя из условий НО = I, в таком случае риск для здоровья, связанный с воздействием, расценивается как приемлемый. Расчет индексов опасности проводился с учетом данных стационарных и маршрутных постов наблюдения на границе СЗЗ (5 км от ОГПЗ) в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния выбросов Оренбургского газоперерабатывающего завода (ОГПЗ) и Оренбургского газопромыслового управления (ОГПУ).
В результате проведенных нами расчетов установлено, что индекс опасности неканцерогенных эффектов, по данным стационарных постов, превышает допустимый уровень по сероводороду во всех исследуемых зонах и является максимальным на границе СЗЗ (рис. I). По данным маршрутных исследований, индекс опасности превышает 1 по сероводороду и диоксиду азота на всех исследованных территориях, с максимальными показателями в сельских населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ОГПУ (рис. 2).
Поданным валовых выбросов (отчетная форма 2ТП — "Воздух"), приоритетными загрязнителями являются диоксид серы — в зоне влияния ОГПЗ и диоксид азота — в зоне воздействия объектов ОГПУ. Несмотря на то что валовые выбросы сероводорода значительно ниже других исследуемых поллютантов, рассчитанные индексы опас-
Рис. 1. Индексы опасности неканцерогенных эффектов при хроническом воздействии специфических поллютантов, рассчитанные на основании данных стационарных постов наблюдения.
Здссь и на рис. 2: по оси абсцисс: а — 5 км от ОГПЗ (граница СЗЗ), 6 — сельские населенные пункты, расположенные в зоне влияния ОГПЗ, о — сельские населенные пункты, расположенные в зоне влияния ОГПУ; по оси ординат — индекс опасности. I - Н,5, 2- N0,, 3- БО;
Рис. 2. Индексы опасности неканцерогенных эффектов при хроническом воздействии специфических поллю-тантов, рассчитанные на основании данных маршрутных наблюдений.
ности неканцерогенных эффектов подтверждают опасность токсического воздействия на проживающее в данном регионе население. Установленные превышающие допустимый уровень индексы опасности по сероводороду и диоксиду азота свидетельствуют о том, что выявленные отклонения в состоянии дыхательной, сердечно-со-судистой и нервной систем у детей, проживающих в данном регионе, могут быть следствием длительной экспозиции этих веществ.
Таким образом, при воздействии специфических атмосферных загрязнителей, таких как сероводород и диоксид азота, даже в концентрациях, не превышающих ПДК, существует повышенная опасность токсического влияния их на население, что требует проведения дополнительных мероприятий по обеспечению санэпидбла-гополучия.
Л итература
1. Боев В. М., Сетко Н. П. // Физиология человека. — 1990. - Т. 16, № 4. - С. 140-146.
2. Боев В. М. // Гиг. и сан. - 1994. - № 8. - С. 40-42.
3. Большаков А. М., Крутько В. И., Пуцилло Е. В. Оценка и управление рисками влияния окружающей среды на здоровье населения. — М., 1999.
4. Галиев М. А., Думкина Г. 3., Сулейманов Р. А., Кузнецов И. Е. // Экология детства: социальные и медицинские проблемы: Материалы Всероссийской науч. конф. - СПб, 1994. - С. 52-53.
5. Галиев М. А., Нигматулин И. М., Сулейманов Р. А. // Эколого-гигиенические проблемы Уральского реги-
она: Материалы докл. II Российской науч.-практ. конф. - Уфа, 1997. - С. 242-245.
6. Дмитриев Д. А. // Гиг. и сан. — 1994. - №7. -С. 7-9.
7. Куцын П. В., Гендель Г. Л., Бабиев Г. Н. Охрана труда при разработке серосодержащих месторождений природных газов. — М., 1986.
8. Кучма В. Р., Миннибаев Т. Ш., Дьяконова О. М. и др. // Гиг. и сан. - 1993. - № 11. - С. 38-41.
9. Кучма В. Р., Минибаев Т. Ш., Башкирией М. А. и др. // Там же. - 1994. - № 2. - С. 37-40.
10. Окружающая среда. Оценка риска для здоровья / Ава-лиани С. Л., Андрианова М. М., Печенникова Е. В., Пономарева О. В. - М., 1996.
11. Пинигин М. А. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 3-8.
12. Попков К. В., Боев В. Л/., Фролов Б. А. // Там же. — 1992. - № 11-12. - С. 67-68.
13. Сетко Н. П. // Там же. - 1998. - С. 17-18.
14. Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н. // Там же. — 1994. — № 8. - С. 3-5.
15. Сидоренко Г. И., Кутепов Е. //. // Там же. — С. 33— 36.
16. Сидоренко Г. И., Новиков С. М. // Там же. - 1999. — № 5. - С. 3-5.
17. Соколов С. Л/., Юшкова J1. А., Луговский В. К. // Там же. - 1987. - № П. - С. 92-93.
18. Филиппов В. Л., Астафьев О. М., Богомолова Л. Д. и др. // Экология детства: социальные и медицинские проблемы: Материалы Всероссийской науч. конф. - СПб, 1994. - С. 194-195.
19. Guminska М. // Folia Med. - 1986. - Vol. 27, N 3-4. - P. 281-292.
Поступила 21.12.01
Summary. Health anomalies in children are induced by environmental contamination with pollutants specific for this region due to the long-term running of the Orenburg gas-chemical complex. On assessing the health hazard of exposure to non-carcinogenic chemicals, the authors used such variable as the hazard coefficient. Estimations indicated that the hazard coefficient of non-carcinogenic effects was greater than the allowable level with reference to hydrogen sulfide in all areas under study, as shown by the data of stationary posts. According to the data of route studies, the hazard coefficient exceeded 1 with reference to hydrogen sulfide and nitrogen dioxide. Thus, upon exposure to specific air pollutants, such hydrogen sulfide and nitrogen dioxide, even at the concentrations below the maximum allowable concentration there is an increased hazard of their toxic effect on the population.
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2002 УДК 614.72:622.314
С. М. Мозгов, А. Н. Ермолаев, Н. Н. Верещагин, Л. Р. Салихова, М. И. Еремин, И. Л. Карпенко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ ВЫБРОСОВ ОРЕНБУРГСКОГО ГАЗОПРОМЫСЛОВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Оренбургская государственная медицинская академия. Центр Госсанэпиднадзора п Оренбургском районе
В гигиенических исследованиях последних лет установлены характер и степень воздействия факторов окружающей среды на здоровье различных групп населения, предложены различные критерии и методы количественной оценки неблагоприятного воздействия антропогенных факторов на здоровье [3, 4, 9, 11, 14).
Промышленное освоение с 1974 г. газоконденсатного месторождения с высоким содержанием сероводорода 1,3—4,7 мг/м3 [5] оказало существенное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения Цен-
трального региона Оренбургской области. Добыча и переработка природного газа Оренбургского месторождения не исключают возможности воздействия токсических компонентов не только на работников газового комплекса, но и на жителей населенных пунктов, которые расположены на данной территории. Ведущими компонентами, загрязняющими атмосферный воздух в районе влияния выбросов Оренбургского газопромыслового управления (ОГПУ), являются: диоксид азота, диоксид се-