Научная статья на тему 'Оценка онлайн-площадок для подачи интернет-обращений в контексте популярности среди населения'

Оценка онлайн-площадок для подачи интернет-обращений в контексте популярности среди населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПЕТИЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / CHANGE.ORG

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блохина Марина Юрьевна, Попов Дмитрий Анатольевич

В статье приводится сравнение площадок для подачи интернет-обращений, используемых гражданами Российской Федерации, в контексте их популярности среди населения и результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Блохина Марина Юрьевна, Попов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка онлайн-площадок для подачи интернет-обращений в контексте популярности среди населения»

Итоги анализа

Подводя итог проделанной работы, стоит отметить тот факт, что портал «Российской общественной инициативы» создан качество, имеет приятный дизайн. Структура портала проста и понятна. Можно сказать, что не составит большого труда в навигации даже неопытному пользователю ПК. Также стоит отметь тот факт, что на портале присутствует версия для слабовидящих, что является, несомненно, плюсом. Но, тем не менее, есть два предложения по улучшению работы сайта:

1. При сортировке инициатив по одному выбранному критерию (живая лента, популярные, все, последние) добавить описание о принципе сортировки, так как, по крайней мере, при сортировке по «популярным», пользователю совершенно непонятен принцип сортировки.

2. Описание проблемы, при отображении инициативы, выделить раздел заголовком, для более понятного отображение и сохранения логико-структурного отображения инициативы.

В завершение, также хотелось бы отметить, что на сайте «Российской общественной инициативы» присутствует доступ по API что, несомненно, является полезным для различных аналитических центров c целью проведения анализа работы данного портала и вовлеченности граждан.

Литература

1. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»: Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. № 10. Ст. 1019.

2. Портал Российская общественная инициатива. [Электронный ресурс]. URL: https://www.roi.ru/ (дата обращения: 23.05.2016).

Оценка онлайн-площадок для подачи интернет-обращений в контексте популярности среди населения Блохина М. Ю.1, Попов Д. А.2

1Блохина Марина Юрьевна /Blokhina Marina Yuryevna - магистрант; 2Попов Дмитрий Анатольевич /Popov Dmitry Anatolevich - магистрант,

факультет технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье приводится сравнение площадок для подачи интернет-обращений, используемых гражданами Российской Федерации, в контексте их популярности среди населения и результативности.

Ключевые слова: электронное обращение, петиция, Российская общественная инициатива, Change. Org.

Активное развитие ИКТ способствует становлению трех основных понятий: электронное правительство, электронная демократия и электронное участие. В данной работе рассматривается электронное участие граждан в государственном управлении - инструменты, с помощью которых оно осуществляется.

Существуют различные инструменты для реализации такой формы участия граждан, одним из них является интернет-портал «Российская общественная инициатива». Все пользователи, зарегистрированные в ЕСИА, имеют право

разместить свою инициативу на портале, которая должна набрать определенное количество голосов.

На основе проведенного анализа инициатив, было выявлено, что население волнуют различные сферы жизни: здравоохранение, безопасность, транспорт, социальное обеспечение, образование, граждане на первое место ставят инициативы, не связанные с улучшением своего благополучия. В период с 2015 по 2016 год на федеральном уровне наиболее популярными категориями инициатив являются: экономика (10,2% инициатив), потребители и сервис (9%), транспорт и дороги (8,9%), безопасность (8,1%), государственное управление (7,9%), государственная поддержка (7,9%). Наиболее активными регионами, использующими портал, являются два города федерального значения - Москва (18,9%) и Санкт-Петербург (8%). За ними следуют: Московская (7,7%), Волгоградская (5,3%) и Новосибирская (3,3%) области.

Стоит также отметить, что портал не пользуется большой популярностью. Пик динамики распределения активности создания инициатив приходится на апрель 2013 года - дату запуска портала, далее количество поданных инициатив колеблется в диапазоне приблизительно от 100 до 300. Непопулярность ресурса подтверждают и следующие статистические данные. Несмотря на большое количество инициатив (на сегодняшний день подано 7949), в период с 2013 по 2016 год только 12 инициатив достигли нужного количества голосов (100 000 голосов). Лидерами являются такие инициативы, как запрет чиновникам приобретать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 млн рублей; признание любых действий, совершенных в собственном доме для защиты имущества, здоровья и жизни, необходимой обороной и инициатива против введения дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах. Снижение популярности интернет-ресурса РОИ подтверждает и динамика голосов, поданных за петиции за все время, с конца 2016 года происходит постепенное снижение количества проголосовавших.

Подводя итог, можно сделать вывод, что портал РОИ является отличным началом становления демократического общества, однако требуется приложить еще немало усилий, чтобы данный инструмент был востребованным среди интернет-пользователей.

В качестве альтернативного инструмента электронного участия была рассмотрена онлайн-платформа для размещения петиций, под управлением американской корпорации Change.org.Inc. Миссия Change.org - «дать людям возможность воплощать в жизнь изменения, которые им необходимы» [1]. В России платформа существует 4 года, за это время число активных пользователей из России выросло до 6 млн. Высокий уровень популярности данной платформы и низкий уровень популярности РОИ на территории России обуславливает актуальность исследования альтернативной площадки.

Создатели Change.org, говоря о причинах востребованности платформы, называют результативность кампаний, которые проводятся. Т.е. пользователи видят, что инициативы, в которых они принимали участие, успешны и приносят результат. Необходимо обратить внимание на существенные различия между платформами Change.org и «Российская общественная инициатива». Наиважнейшим различием является тот факт, что онлайн-платформа Change.org не имеет юридической силы. Фактически адресат вправе проигнорировать петицию, поскольку не имеет достоверной информации о голосах, так как регистрация на сайте происходит через электронную почту или аккаунт в Facebook, что позволяет «накручивать» голоса. В то время как РОИ имеет юридическую силу, а регистрация на портале проходит через ЕСИА, что предотвращает возможность создания подставных аккаунтов. Более того, в случае если обращение наберет 100 000 голосов, то экспертная рабочая группа федерального, регионального или муниципального органа обязана его рассмотреть и вынести решение. Количество зарегистрированных жителей России в ЕСИА на конец 2015 года составляет всего 22,5 млн россиян [2], отсюда столь невысокая

13

популярность РОИ в России. Стоит также отметить в целом недоверие в России к результатам онлайн-исследований и онлайн-обращениям, что является препятствием в развитии диалога между государством и населением в среде Интернет.

Возвращаясь к разговору о популярности Change.org в России, следует обратить внимание на то, что в диалоге с населением принимают участие активные адресаты посредством платформы. Например, такие как: МТС, страховые компании «Альянс» и «Ингострах». Такие компании используют онлайн-платформу для коммуникации со своими потребителями. Наиболее популярными темами среди опубликованных петиций на Change.org являются: права животных, здоровье и здравоохранение, права человека, окружающая среда, образование.

В качестве примера успешной инициативы можно назвать петицию «Сохраните уникальную Петербуржскую больницу №31!». Автор - студент московского университета опубликовал петицию и направил ее губернатору Санкт-Петербурга и в управление делами Президента РФ. Публикация быстро получила отклик, получила большой резонанс, была услышана Президентом и, в итоге, губернатором было объявлено, что больница будет сохранена. Еще одна «победная» петиция -предотвращён промышленный забой тюленей. Автором была создана петиция, которая привлекла внимание к данной проблеме, путем распространения в социальных сетях и СМИ, было собрано 250 тыс. подписей. В итоге, общественное внимание к проблеме все-таки побудило госорганы отреагировать и Росрыболовство объявило промышленную добычу тюленей невозможной. Таких примеров резонансных петиций достаточное количество, отсюда возникает вопрос: что имеет большее влияние - подписанные петиции или распространение их среди населения различными способами?

Литература

1. Политика соблюдения конфиденциальности. [Электронный ресурс]: Change.org. URL: https://www.change.org/policies/privacy/ (дата обращения: 24.05.2016).

2. Минкомсвязь России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsvyaz.ru/ru/event s/34565/ (дата обращения: 24.05.2016).

Анализ качества и продолжительности сна пользователей приложения Sleep Cycle в различных странах Блохина М. Ю.1, Попов Д. А.2, Крушиневский Е. А.3, Матлаш А. Н.4

1Блохина Марина Юрьевна /Blokhina Marina Yuryevna - магистрант; 2Попов Дмитрий Анатольевич /Popov Dmitry Anatolevich - магистрант,

факультет технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; 3Крушиневский Евгений Александрович /Krushinevskiy Evgeniy Aleksandrovich - магистрант; 4Матлаш Александр Николаевич /Matlash Alexandr Nikolaevich - магистрант, факультет прикладной математики - процессов управления, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются данные о качестве и количестве сна в разных странах на основе информации, собранной экспертами мобильного приложения Sleep Cycle о времени засыпания и пробуждения, продолжительности сна и настроении при пробуждении пользователей приложения. Ключевые слова: sleep cycle, умный будильник, качество сна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.