УДК 629.114.2
ОЦЕНКА, НОРМИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЁЖНОСТИ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
А.П. Строков, профессор, д.т.н., ИМИС НАН Украины, Б.И. Кальченко, профессор, д.т.н., А.С. Полянский, д.т.н., ХНАДУ
Аннотация. Выполнена оценка надёжности отечественных и зарубежных автотракторных двигателей в агропромышленном секторе. Предложена система обеспечения надёжности техники эксплуатационными методами.
Ключевые слова: автотракторные двигатели, надежность, фирменный сервис.
Введение
Начиная с 1990 г., катастрофически уменьшается количество техники в хозяйствах АПК Украины различных форм собственности. Закупка тракторов уменьшилась в 30 раз, автомобилей - в 20 раз, другой техники - в 5-10 раз.
Наблюдается резкое ухудшение состояния подготовки техники к сельскохозяйственным работам. Из-за отсутствия средств на приобретение запасных частей невозможно своевременно восстановить рабочее состояние имеющегося в наличии незначительного количества техники. Если 1 мая 1990 г. коэффициент готовности тракторов в АПК составлял 0,92; в 1993 г. - 0,89; то в 2004 г. он снизился до 0,5 и продолжает снижаться. Аналогичная ситуация по автомобилям, автотракторным двигателям и другим машинам и агрегатам.
Средний срок эксплуатации техники достиг критического. Объективная оценка технического состояния МТП свидетельствует, что износ машин и оборудования составляет 70-80%.
Для обновления МТП необходимо ежегодно покупать техники на сумму 8-9 млрд. грн. Отечественный производитель сегодня не способен удовлетворить такую потребность сельского хозяйства в качественной, надёжной и высокопроизводительной технике.
Но несмотря на резкое удорожание, отечественная сельскохозяйственная техника по многим качественным показателям уступает лучшим зарубежным образцам. Так, тракторы, которые изготавливают в СНГ и используются в Украине, по топливной экономичности уступают зарубежным образцам в 1,2-1,7, а по наработке на отказ - в 2-10 раз. Наработка на отказ, например, комбайнов фирмы «Джон Дир» составила 150 ч, в то время как аналог «Дон 1500» - не более 20 ч. На-
работка на отказ тракторов «Джон Дир» более чем в 4-8 раз превышает показатели машин производства стран СНГ и составляет 1444 м.ч [1].
Анализ публикаций
За последние десять лет на рынке автотракторной техники Украины, наряду с отечественными, предлагаются лучшие зарубежные тракторы ведущих фирм мира, таких как Джон Дир, Кейс Интернешнл, Катерпиллар (США), Массей Фер-гюссон (Канада), Фендт (Германии), Зетор (Чехия) и др. [2, 3].
Это означает, что отечественный товаропроизводитель имеет возможность выбора: либо купить дорогую зарубежную технику с высокой исходной надёжностью и минимальными затратами на техническое обслуживание и ремонт (ТОР), либо отечественную, по качеству изготовления значительно уступающую зарубежным аналогам, при этом для обеспечения требуемого уровня надёжности необходимо проведение большого объёма профилактических ремонтно-обслуживающих воздействий.
Эксплуатация зарубежной техники в условиях Украины показала, что в конкурентной борьбе она не смогла завоевать рынок именно по технико-экономическим критериям. Окупаемость зарубежной техники составила 8-10 лет и на сегодня практически потеряла спрос у реального товаропроизводителя, а рынок уступила российским и белорусским тракторам, которые значительно дешевле тракторов дальнего зарубежья и адаптированы к нашей культуре эксплуатации.
Цель и постановка задачи
Повышение и обеспечение надежности автотракторных двигателей является одной из важнейших предпосылок ее эффективного использования. Несмотря на разнообразие машин и условий их
работы, формирование показателей надежности подчиняется общим законам, единой логике событий. Раскрытие связей между факторами, которые формируют уровень надежности, служит основой для оценки и прогнозирования показателей надежности при проектировании, производстве и эксплуатации этих машин.
Для оценки надежности на стадии проектирования целесобразно использовать априорную информацию о различных испытаниях и наблюдениях в реальной эксплуатации тракторов предшественников, аналогов, их деталях, узлах, агрегатах. Отметим, что особенно важно иметь качественную и количественную характеристики возникающих отказов ресурсоопределяющих деталей в условиях реальной эксплуатации, где сказывается все многообразие факторов и их сочетаний, определяющих кинетику развития повреждений.
Использование традиционных методов оценки и прогнозирования долговечности во многих случаях весьма проблематично из-за сложного характера повреждений. В связи с этим создание новых методов расчёта, ориентированных на исследование и моделирование процессов старения механических систем, весьма важно, в т.ч. на основе формирования новых научных направлений [3].
Конечная цель этих работ - создание машин, их агрегатов и систем с требуемым уровнем надёжности. Решение упомянутых задач, безусловно, требует новых научно-методических разработок.
Обеспечение надёжности фирменным сервисом техники
Возрастание энергонасыщенности, усовершенствование и усложнение конструкций машин обуславливают все более высокие требования к их надежности, но при этом растет стоимость изготовления и затраты на эксплуатацию.
При эксплуатации тракторов и автомобилей, как показывают многочисленные исследования, 40-60% операций технического обслуживания и 30-75% отказов приходятся на двигатель.
Проблеме повышения эффективности эксплуатации автотракторной техники посвящены многочисленные работы КБ, НИИ, ВУЗов Украины, которые позволили за последние 15-20 лет существенно повысить технический уровень и надежность отечественных автотракторных двигателей. Однако показатели надежности в условиях реальной эксплуатации по-прежнему низкие и составляют 60-80% нормативных, а для отремонтированных двигателей - они еще ниже на 20-40%.
Главной причиной низкого уровня безотказности двигателей в гарантийный и послегарантийный периоды является уровень их исходной надежности.
Разработке основных принципов обеспечения работоспособности средств транспорта в реаль-
ной эксплуатации на основе исследования их надежности посвящены работы В.Я. Аниловича, М.С. Ждановского, В.В. Косточкина И.А. Мишина, А. В. Николаенко и других авторов, а также прикладные работы по повышению долговечности, безотказности и ремонтопригодности машин, выполненных МАДИ, КАДИ, НАТИ, ГОСНИТИ, другими НИИ и ВУЗами Украины и стран СНГ.
Исследованиями установлено, что основными причинами возникновения отказов в гарантийный период эксплуатации автотракторных двигателей являются: качество изготовления и сборки новых -35-55%, качество ремонта - 50-70%, конструктивное несовершенство - до 10%, нарушение правил эксплуатации - 20-60%.
Наибольшее количество отказов отмечено по системе топливоподачи (27,3%) и по агрегатам: блок цилиндров (18,9%), головка цилиндров (12,7%), а наибольшая интенсивность отказов новых и отремонтированных двигателей приходятся на первые 100-300 ч работы. К часто встречающимся отказам в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации можно отнести дефекты: повышенный износ коренных и шатунных вкладышей (28-32%), дефекты муфты сцепления (до 20%), дефекты турбокомпрессора (7,6%), повышенный износ гильз и поршней (6,75%).
На основе обработки экспериментальных данных о динамике отказов по годам эксплуатаци на протяжении двадцати лет получены зависимости изменения затрат на обеспечение заданного уровня надежности и их окупаемости позволили установить, что трактор типа Т-150К с двигателем СМД-62, во-первых, может работать и давать доход до 20 лет, во-вторых, капитальный ремонт эффективный (то есть окупается), если срок службы машины не превышает 10 лет и, как следствие из второго вывода, -после 10 лет работы машины стратегия обеспечения ее работоспособности должна предусматривать не только работы по техническому обслуживанию существующей системы ППР, но и ежегодные агрегатные ремонты по фактическому техническому состоянию на основе развитой системы диагностирования (встроенная, стационарная или передвижная), упреждающей замены деталей, которые могут отказать в очередном сезоне использования машины. Это приведет к повышению цены каждого ремонта, так как будут изыматься из эксплуатации детали с не полностью использованным ресурсом, но это позволит обеспечить роботу машины без простоев, что значительно выгоднее.
Из приведенного анализа очевидна необходимость создания и развития фирменного сервиса техники как одного из наиболее эффективных способов обеспечения её работоспособности.
На сегодняшний день ещё не накоплен достаточный опыт в организации и проведении фирменного сервиса автотракторной техники, действующие
научные и методические рекомендации по обеспечению надёжности машин недостаточно полно учитывают его (ФС) влияние на повышение надёжности в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации.
Для восполнения этого пробела разработана нормативно-техническая документация типового технического центра по фирменному техническому сервису машин, выполняющего следующие основные функции:
- маркетинг;
- получение техники и комплектующих к ней;
- предпродажная подготовка и реализация;
- техническое обслуживание и ремонт в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации;
- обеспечение запасными частями, комплектующими изделиями, узлами и агрегатами на протяжениии всего срока эксплуатации машин;
- восстановление изношенных деталей;
- изготовление запасных частей, узлов и агрегатов;
- технические консультации по эксплуатации обслуживаемых машин и т.д.
ТЦ может быть самостоятельным юридическим лицом, совместным предприятием с заводом-изготовителем, арендным, малым, кооперативным или частным предприятием, имеющим материально-техническую базу по сбыту, техническому обслуживанию, ремонту и оказанию других услуг. Зона обслуживания ТЦ зависит от его производственных мощностей, спроса на продукцию,
платёжеспособности заказчика и определяется для каждого ТЦ в отдельности путём оптимизации удельных затрат на проведение работ по фирменному сервису.
Важным является организация и развитие фирменного ремонта сложных узлов и агрегатов (двигателей, гидротрансмиссий, топливной и гидравлической аппаратуры, турбокомпрессоров и др.), который может быть организован на базе собственных ремонтных производств, специализированных мастерских или ремонтных заводов агропромышленного комплекса (АПК).
Особенностью разработок является предложенный принципиально новый подход решения проблемы повышения надежности и снижения затрат на эксплуатацию по техническим причинам, которая состоит в трансформации системы планово-предупредительных работ в адаптивную и позволяет проводить ТОР в межцикловый, межсезонный период эксплуатации (рис. 1).
Разработанная система фирменного сервиса была внедрена в трех отрослях: в Министерстве промышленной политики, в агропромышленном комплексе, в Министерстве лесной промышленности. На пяти заводах Украины: ОАО «ХТЗ», «ХЗТД», «Серп и Молот», «ХЗТСШ» и «ЮМЗ», а также на Онежском тракторном заводе (ОТЗ, г. Петрозаводск, Россия) было создано около 200 технических центров более чем в 50 областях Украины, России и других стран СНГ.
Безотказность двигателей и их систем, затараты на эксплуатацию
Рис. 1. Пути повышения безотказности автотракторных двигателей. Агрегаты двигателя: 1 и 2 - головка и блок цилиндров; системы: 3 - топливоподачи, 4 - воздухообеспечения; 5 - смазки, 6 - охлаждения; 7 - пуска; 8 - муфта сцепления. Показатели безотказности (первые показатели без услуг центра): 6,52 и 1,24 - количество отказов на один двигатель за 3000 м.ч; 617 и 1900 м.ч - наработка на отказ двигателя; Сэ/Ц0 = 2,67 и 0,83 - отношение затрат на ТОР за срок службы к первоначальной цене
Получен экономический эффект от внедрения результатов научно-исследовательской работы за счет снижения простоя техники с двигателями семейства СМД - 60 в ремонте в 3 раза; повышение коэффициента технической готовности до 0,95-0,97.
Выводы
Важное значение при обеспечении надёжности отечественной и зарубежной автотракторной техники в АПК является создание сети технических центров фирменного сервиса. Значительный экономический эффект может быть получен без привлечения дополнительных капитальных вложений за счёт ремонтно-обслуживающих воздействий.
Срок службы автотракторной техники, которая отработала амортизационный период, можно повысить в 1,5-2,0 раза при ежегодном ремонте её агрегатов по фактическому техническому состоянию и проведении ТО согласно инструкции по эксплуатации.
Литература
1. Погорелый Л.В., Анилович В.Я. Полянский
А. С. Формирование моделей обеспечения надёжности машинно-тракторного парка по технико-экономическим критериям (на примере тракторов Т-150К) // Техника АПК. -2001. - № 5-6. - С. 13-17.
2. Анилович В.Я., Полянский А.С., Строков А.П.
Модель оптимизации стратегии эксплуатационной надёжности сельскохозяйственной техники (на примере двигателя СМД-62) // Техшко-технолопчш аспекти розвитку та випробування ново! техшки i технологи для сшьського господарства Укра!ни / Зб. наук. праць. - Дослвдницьке, УкрНДН 1ВТ. 1998. -Вип. 1. -С. 192-210.
3. Кухтов В.Г., Полянский А.С. Определение со-
держания и объемов работ при техническом сервисе // Техника АПК. - 2001. - №1-2. -С. 13-18.
Рецензент: А.В. Бажинов, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 15 февраля 2005 г.
УДК 629.114.2
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАКТОРА МЕТОДОМ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ИХ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЕЙ
А.А. Молодан, аспирант, ХНАДУ
Аннотация. Предложена методика оптимального распределения надёжности и затрат между отдельными элементами трактора на стадиях производства и эксплуатации методом уравновешивания чувствительностей системы по его элементам.
Ключевые слова: надежность, трактор, уравновешивание, чувствительность, резервирование, система, производство, эксплуатация.
Введение
Понятие чувствительности системы раскрыто в работе [1]. Оно означает отношение скорости изменения надежности системы к изменению ее стоимости при условии изменения этих величин только за счет надежности элемента.
Однако с повышением надежности необходимо снижать себестоимость машины, обеспечивая снижение расходов на ее эксплуатацию.
Анализ публикаций
В общем случае указанные задачи могут быть решены: методом перебора, методом неопределенных множителей Лагранжа, методом динамического программирования, методом градиентов и наискорейшего спуска и др [1-3, 5]. В статье рассмотрен метод уравновешивания чувствитель-ностей отдельных элементов системы.
В качестве критерия оптимальности чаще всего используют минимум суммарных затрат в производстве и эксплуатации при условии, что надёжность (наработка на отказ) за установленный период не превышает заданной величины [2].
Цель и постановка задачи
Целью исследования является повышение надежности отдельных элементов трактора методом уравновешивания чувствительностей его систем в производстве и эксплуатации. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу оптимизирования показателей надёжности и затрат между отдельными элементами трактора на стадиях производства и эксплуатации методом уравновешивания чувствительностей системы по этим элементам.
Обоснование метода оптимального распределения надежности между элементами трактора
Трактор является сложной системой, которую можно представить как систему, состоящую из п последовательно соединенных элементов. Надежность такой системы определяется количеством этих элементов и надежностью каждого из них. Поэтому для повышения надежности системы необходимо увеличить надежность каждого элемента путем его резервирования, конструктор-ско-производственным способом или сочетанием двух этих способов.
Произведем расчет на примере трактора Т-150 на стадии проектирования, прогнозируя вероятность безотказной работы способом оптимального резервирования элементов.
Представляет интерес рассмотреть две следующие задачи:
- по критерию минимума затрат на стадии проектирования обеспечить надежность системы до заданного значения Р3.
- получить максимально возможную надежность при заданных затратах С3.
В данной статье будет рассмотрена только первая задача.
Пусть известны функции надежности Р и стоимости С всей системы
Р = Р(Р\, Р2,... ,Рп),
С = с(р1, Р2, ..., Рп),
где Рг - надежность /-го элемента (/ = 1, 2, ..., п). Чувствительность системы по /-му элементу можно записать в виде
I.■ =
йР
йс
дР/
'др,
м дС/
дрг
где дР/йрг - чувствительность надежности Р системы к изменению надежности рг /-го элемента; йС/йрг - чувствительность стоимости С системы к изменению надежности рг /-го элемента.
Оптимальным распределением надежности между отдельными элементами рг является такое распределение, при котором чувствительности системы по этим элементам одинаковы и равны оптимальной чувствительности 1г = 10, соответствующей значению надежности Р3.
В частном случае, когда чувствительности равны, увеличивая надежность всех элементов в одинаковой мере, достигают нового оптимального распределения при новом значении надежности
Р = Рз.
В табл. 1 приведены исходные данные для расчета. Известно [6], что трактор Т-150 состоит из семи основных частей: двигатель, трансмиссия, муфта сцепления, ходовая система, несущая система, гидронавесная система и электрооборудование. По всем системам были собраны статистические данные, такие как наработка на отказ, затраты на производство, затраты на эксплуатацию, суммарные затраты.
В качестве показателя надежности будем принимать вероятность безотказной работы, которая равна [1]
Х = 1.
т
где X - интенсивность отказов, 1/ч; Т - наработка на отказ, ч.
Известно, что
Рог = е ' ,
где р 0/. - вероятность безотказной работы / - го
резервируемого элемента; г - время работы, пусть г = 1000 ч (среднестатистическое время работы трактора за сезон).
Подставляя данные табл. 1, получим: для двигателя рдв = 0,494; для трансмиссии ртр = 0,763 ;
для муфты сцепления рмсц = 0,72; для ходовой системы рход с = 0,862 ; для несущей системы рНес.с = 0,933 ; для гидронавесной системы ргидр.с = = 0,763; для электрооборудования рэл. обор = 0,766.
Таблица 1 Исходные данные по надёжности и затратам трактора Т-150 в производстве и эксплуатации
Наименование агрегата Интенсивность отказов, 1/ч Наработка на отказ, ч Исх. вер. безотказ. работы, Р 0, Затраты на пр-во, (Спр), грн Затраты на экспл., (Сэ), грн Суммарн. затраты, (СЕ),грн
Двигатель 0,000706 1416 0,494 51224 62834 114058
Трансмиссия 0,00027 3704 0,763 55730 64260 119990
Муфта сцепления 0,000329 3040 0,72 4730 5264 9994
Ходовая система 0,000149 6711 0,862 16216 21903 38119
Несущая система 0,0000696 14368 0,933 11667 13781 25448
Гидронавесная система 0,00027 3704 0,763 7059 8100 15159
Электрооборудование 0,000266 3759 0,766 7870 8778 16648
По трактору 0,0020996 476 0,127 154496 184920 339466
Надежность Р системы п последовательно соединенных элементов равна [3] произведению их надежностей р,
Р2,-, Рп ) = П pi .
(1)
Определим частные производные из (1) и (5)
дР
2 Р 1
Р
дР, Р1 Р,
(6)
Для нашего случая исходная вероятность безотказной работы будет равна
Рисх = П Ры = 0,494 • 0,763 • 0,72 • 0,862 х
1=1
х0,933 • 0,763 • 0,766 = 0,127.
Зададимся, что необходимо повысить надежность системы от исходной р исх до заданного уровня р 3 = 0,5 .
Надежность р, /-го элемента при (т , - 1)-кратном его резервировании определяется из выражением
Р , = 1 - (1 - Р0,Г', (2)
где (т. - 1) - кратность резервирования.
Стоимость элемента с новой надежностью р, равна произведению т, на стоимость резервируемого элемента с надежностью р0,
С = тс0,, (3)
где с0/ - стоимость /-го резервируемого элемента.
Из (2) и (3) находим выражение для с ,
с , = с„ ,
1п(1 - Р,,) 1п(1 - Р0,).
(4)
Стоимость С системы равна сумме стоимостей отдельных элементов
п п
1п(1 - Р,)
с = 2 С,, = 2 с0, - .
/=1 ,=1 1п(1 - р0,)
дС дР,
1п-
1 - Р0,
(7)
(1 - Р1)
Чувствительность системы по ,-му элементу будет равна
/ = —\
Обозначим [2]
1п-
1
1 - Р0,
р3(1 - Р1)
С0 Р
(8)
1 - Р, Р1
Р31п
= х ,;
1 - Ры
= Ь,.
(9)
(10)
Получим
0,5 • 1п -
Ь дв =-
1 •0 494 -3
1 0,494 = 6,64-10 3.
51,224
По аналогии произведем расчеты для других систем. Результаты расчетов в первом приближении сведены в табл. 2.
Тогда выражение (8) для чувствительности системы по различным элементам будет иметь вид
ЬХ = /.
(11)
Необходимо выровнять различные чувствительности /, до оптимальной чувствительности /0, при
С
1
С
1
Таблица 2 Результаты расчетов уравновешивания чувствительностей систем по элементам
Наименование агрегата bt Вероятность безотказной рабо-
Xi при 10 ты P. при 10
Двигатель 6,64-10-3 0,536 0,651
Трансмиссия 1,30-10-2 0,275 0,784
Муфта сцепления 1,34-10-2 0,026 0,974
Ходовая система 6,10-10-2 0,058 0,945
Несущая система 11,60-10-2 0,031 0,97
Гидронавесная система 10,20-10-2 0,035 0,966
Электрооборудование 9,20-10-2 0,039 0,963
По трактору - - 0,424
которой П P¡ = Р3 или, учитывая (9)
1
П,
1=1 1 + X,
=д.
(12)
Получаем систему п + 1 уравнений с п + 1 неизвестными. Из них п линейных уравнений
biXi — lo' b2X2 — l0
(13)
Вгхг = ¡0 ЬпХп ¡0
и одно уравнение (12) - нелинейное. Выразив из (13) хг и подставив его в (12), получим уравнение п-й степени относительно неизвестного ¡0
П
1
= Рз.
i 7 " 3 •
'1 + Ь-
(14)
При п > 4 решить уравнение (14) (без применения вычислительных машин) очень трудно. Из выражения (14) находим
= 1/Рз -1
" n 1 •
Z -
i=1 ь,
(15)
По формуле (15) определяется ¡ю — первое приближение к ¡о. Находят величины хи (11), ри (9),
п
соответствующие ¡0, и р =П Ри < Р3. В зависи-
г=1
мости от разности (Р3 — Р1) уменьшают ¡10 до тех пор, пока не станет выполняться равенство
п
П Р1 ~ Рз и т.д.
г =1
l о = "
0,5
— 1
1 111111
_ +-+-+-+-+-+ _
0,00664 0,013 0,134 0,061 0,116 0,102 0,092 1
281,035
= 3,56 -10.
Определяем xt из (11)
10 .
Xi = —. bi
3,56 -10-
x дв
0,00664 Определяем Pi из (9)
= 0,536.
Pi =■
1
X
+1
1
= 0,651.
P дв 0,536 +1 Результаты расчетов сведены в табл. 2.
Из (1) определяем вероятность безотказной работы всей системы Р
Р = Пpt = 0,424 <0,5.
i=1 '
Так как получаемое значение Р < Р3, необходимо
варьировать значением 10, чтобы выполнялось
соотношение 10 = 10. Это возможно только при наличии современных вычислительных машин и программного обеспечения.
Итак, 10= 10 = 2,795 -10-3.
Пересчитаем значения Xi и pt по (11) и (9), результаты расчетов занесены в табл. 3.
Из выражения (2) и (3) находим
m¡ -
ln1 - P¡
ln1 - Poi
После округления получим Р = 0,528 > 0,5 = р3.
Подсчитаем стоимость системы после повышения вероятности безотказной работы из (3) и (5)
i=1
3
1
Таблица 3 Прогнозируемые надежность и затраты трактора Т-150
Наименование агрегата xi при 10 Вероятность безотказной работы при 10 Наработка на отказ, ч mt после округления с = c0i ■ m грн
Двигатель 0,421 0,704 2846 2 102448
Трансмиссия 0,216 0,822 5110 1 55730
Муфта сцепления 0,021 0,98 48600 3 14190
Ходовая система 0,046 0,956 22310 2 32432
Несущая система 0,024 0,976 41890 2 23334
Гидронавесная система 0,027 0,973 37030 3 21177
Электрооборудование 0,03 0,971 33550 3 23610
По трактору - 0,528 1566 - 272921
С = 2 с о,- • т1 = 272,921 тыс. грн.
1=1
Стоимость обеспечения надежности в процессе производства и эксплуатации включает затраты на:
- применение новых высоконадежных элементов;
- специальный отбор комплектующих деталей;
- резервирование отдельных элементов, узлов и устройств;
- разработку более надежных функциональных
схем;
- частичное содержание служб и лабораторий надежности и т. п.
В свою очередь, задачи оптимизации с ограничениями имеют две постановки:
- обеспечение требуемой эффективности при минимальных затратах;
- обеспечение максимальной эффективности при заданных допустимых затратах.
При повышении наработки на отказ трактора Т-150 в три раза по методике уравновешивания чувствительностей системы по отдельным элементам на нашем примере позволило минимизировать стоимость трактора, при этом увеличение стоимости трактора составило всего 1,77 раза.
Минимизация затрат на производство и эксплуатацию машины только за счёт оптимального распределения её по системам позволяет в 1,5 раза повысить надёжность машины.
Выводы
Предложена методика оптимального распределения надёжности и затрат между отдельными элементами трактора на стадиях производства и эксплуатации методом уравновешивания чувстви-тельностей системы по этим элементам.
Исходя из условия минимума затрат в производстве и эксплуатации, достигнут результат повышения надежности до заданного уровня.
Литература
1. Breipol M. A Unite Allocation of Required Com-
ponent Reliability // Proc. & -th. Nat. Symposium on Reliability and Quality Control in Electronics. - 1961. Vol. 1.
2. Анилович В.Я., Полянский А.С. Технико- эко-
номическая оптимизация при обеспечении надёжности техники // Тракторная энергетика в растениеводстве / Сб. науч. тр. ХГТУСХ. - 2001. - С. 10-20.
3. Кулаков Н.Н., Загоруйко А.С. Методы оценки
повышения надежности технических изделий по технико-экономическим показателям. - М., 1968. - 142 с.
4. Надежность машин: Учеб. пособие / Д.Н. Ре-
шетов, А.С. Иванов, В.З. Фадеев / Под ред. Д.Н. Решетова. - М.: Высш. шк., 1988. -238 с.
5. Кузьмин Ф. И. Задачи и методы оптимизации
показателей надежности. - М.: Советское радио, 1972. - 224 с.
6. ОСТ 70.2.8 - 82. Испытания сельскохозяйст-
венной техники. Надежность. Сбор и обработка информации. - Введ. 1.07.83 - 122с.
Рецензент: А.В. Бажинов, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 15 февраля 2005 г.