Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НЕФОРМАЛЬНОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КОНТРАКТА С ПОЗИЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИЯ)'

ОЦЕНКА НЕФОРМАЛЬНОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КОНТРАКТА С ПОЗИЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИЯ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НЕФОРМАЛЬНЫЙ МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ / ЭТНОПОЛИТИКА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкина Наталья Игоревна, Бедрик Андрей Владимирович, Мамина Дарья Александровна

Общий тренд в сфере межэтнических отношений - наметившаяся деполитизация этничности. Об этом свидетельствует неэффективная практика неформального межэтнического контракта в Республике Карачаево-Черкессия, представленного в виде этнического паритета политического представительства в органах власти, этнического квотирования в системе управления и бюджетной сфере, образовательных и медицинских учреждениях. Политическая элита республики активно утверждает необходимость сохранения межэтнического контракта как основы мира и стабильности в республике. Однако проведенные в 2020 и 2021 гг. социологические исследования (методом фокус-группового интервью, серии глубинных экспертных интервью и контент-анализа блогосферы), позволили сделать вывод, что население республики, особенно молодежь, воспринимает межэтнический контракт как несправедливость, поскольку он ограничивает возможность участия профессиональных кадров в управлении республикой, исключает приток квалифицированной рабочей силы на рынок труда, особенно грамотной молодежи. В этих условиях населением республики допускается возможность отказа от принципа этнического паритета и перехода к меритократическому принципу управления. Признается также необходимость изменения механизма функционирования экономики с целью повышения ее эффективности и поддержка развития языков этнических общностей, их культуры и истории в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чернобровкина Наталья Игоревна, Бедрик Андрей Владимирович, Мамина Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF AN INFORMAL INTERETHNIC CONTRACT FROM THE POSITION OF SOCIAL JUSTICE (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KARACHAYEVO-CHERKESSIA)

The general trend in the field of interethnic relations is the outlined depoliticization of ethnicity. This is evidenced by the ineffective practice of the informal interethnic contract in the Republic of Karachay-Cherkessia, represented in the form of ethnic parity of political representation in government bodies, ethnic quotas in the management system and the budgetary sphere, educational and medical institutions. The political elite of the republic actively asserts the need to preserve the interethnic contract as the basis for peace and stability in the republic. However, held in 2020 and 2021. sociological studies (by the method of focus group interviews, a series of in-depth expert interviews and content analysis of the blogosphere) led to the conclusion that the population of the republic, especially young people, perceives the interethnic contract as an injustice, since it limits the possibility of participation of professional personnel in the administration of the republic, excludes the influx of skilled labor force into the labor market, especially literate youth. Under these conditions, the population of the republic admits the possibility of abandoning the principle of ethnic parity and transitioning to the meritocratic principle of government. It also recognizes the need to change the mechanism of functioning of the economy in order to increase its efficiency and support the development of languages of ethnic communities, their culture and history in educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НЕФОРМАЛЬНОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КОНТРАКТА С ПОЗИЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИЯ)»

Оценка неформального межэтнического контракта с позиций социальной справедливости (на примере Республики Карачаево-Черкессия)

Чернобровкина Наталья Игоревна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры экономической социологии и регионального управления Института социологии и регионоведения Южного федерального университета

E-mail: nichernobrovkina@sfedu.ru

Бедрик Андрей Владимирович,

кандидат социологических наук, директор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета E-mail: abedrik@bk.ru

ки с целью повышения ее эффективности и поддержка развития языков этнических общностей, их культуры и истории в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: социальная справедливость, этническая идентичность, неформальный межэтнический контракт, этнополитика, межэтнические отношения.

Мамина Дарья Александровна,

аспирант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета E-mail: dasha.mamina.96@mail.ru

Общий тренд в сфере межэтнических отношений - наметившаяся деполити-зация этничности. Об этом свидетельствует неэффективная практика неформального межэтнического контракта в Республике Карачаево-Черкессия, представленного в виде этнического паритета политического представительства в органах власти, этнического квотирования в системе управления и бюджетной сфере, образовательных и медицинских учреждениях. Политическая элита республики активно утверждает необходимость сохранения межэтнического контракта как основы мира и стабильности в республике. Однако проведенные в 2020 и 2021 гг. социологические исследования (методом фокус-группового интервью, серии глубинных экспертных интервью и контент-анализа блогосферы), позволили сделать вывод, что население республики, особенно молодежь, воспринимает межэтнический контракт как несправедливость, поскольку он ограничивает возможность участия профессиональных кадров в управлении республикой, исключает приток квалифицированной рабочей силы на рынок труда, особенно грамотной молодежи.

В этих условиях населением республики допускается возможность отказа от принципа этнического паритета и перехода к мерито-кратическому принципу управления. Признается также необходимость изменения механизма функционирования экономи-

Статья подготовлена в рамках выполнения программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг. по проекту «Социальная справедливость в обеспечении гармонизации межэтнических отношений и укреплении общероссийской идентичности населения на Юге России» (Государственное задание Миноб-рнауки, внутренний номер ГЗ0110/21-04-РГ).

144

Введение

В настоящее время в области межэтнических отношений конкурируют традиционный концепт мобилизации этничности и либеральный, в основе которого признание равенства прав всех представителей этнических общностей как единой российской нации. Согласно традиционному концепту этничности, коллективное право народа признается приоритетным по отношению к гражданским правам личности. Эту позицию транслируют и отстаивают региональные органы власти полиэтничных республик. На уровне федеральной власти утвердился либеральный концепт этничности, основным принципом которого является обеспечение равных условий для реализации прав индивида. Основанием признания доминанты коллективного права народа выступает этническая идентичность, тогда как гражданская идентичность базируется на признании несомненной ценности каждой личности и ее фундаментальных прав.

На практике в Республике Карачаево-Черкессии наблюдается противоречивость этнической и гражданской идентичности как ценностных оснований традиционного и либерального концептов этничности, оцениваемых в категориях справедливости/несправедливости. Это вызвано полярными позициями в отношении суверенизации республики конца 90-х гг. Для разрешения политического кризиса представители «титульных» народов заключили неформальный межэтнический договор о паритетном и иерархическом их представительстве в органах власти [1]. Распределение ролей и функций между представителями этнических общностей в политических элитах республик определялось рядом факторов: численностью этнических групп, исторической памятью, в которой зафиксировались представления о справедливости формирования республиканских органов власти и характере взаимодействия с федеральным центром, экономическими и политическими ресурсами этнических групп. В настоящее время,

когда произошла стабилизация политической системы, очевидна неэффективность межэтнического контракта, особенно в экономической сфере. Она особенно ярко проявилась в ситуации с Covid-19, когда стала очевидна пагубность практики распределения должностей (в частности, в медучреждениях) с учетом этнического представительства. Профессиональная некомпетентность медиков вызвала протестные акции в республике. Они были также связаны с высоким уровнем безработицы, особенно среди молодежи, а также с неразвитой структурой производства даже в таких перспективных отраслях для Карачаево-Черкессии, как туризм и сервис. Непрозрачность выборов и практики манипуляций общественным мнением на выборах, коррумпированность органов власти, при которой трудоустройство на должности в бюджетной сфере контролируется и «продается» с учетом этнической идентичности, оценивается жителями республики как несправедливость. Однако неэффективная экономика при возможности самостоятельного политического управления республикой и дотационных инвестициях со стороны федерального правительства вновь может актуализировать чувство справедливости у населения региона.

Теоретико-методологические и эмпирические основания исследования

Методология исследования предполагает совмещение двух подходов: теории этноса и теории социальной справедливости. С позиций конструктивистского подхода этничность рассматривается как этнокультурная общность, обладающая общей коллективной идентичностью. Последняя определяется как «фоновое знание, воплощенное в людях и встроенное в институциональную рутину и практики, через которые люди воспринимают и опознают предметы, места, лиц, действия и ситуации как этнически окрашенные или значимые» [2]. Триггером конструирования коллективной иден-

145

тичности выступает социальная справедливость. Эта терминальная и инструментальная ценность пронизывает все сферы социальных взаимодействий и является ориентиром для экономических, политических и социокультурных преобразований, способствующих консолидации этничности.

Изучение роли социальной справедливость в обеспечении гармонизации межэтнических отношений и укрепления общероссийской идентичности населения Юга России осуществлялось в рамках реализации проекта по Программе фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» (2020-2021 гг.). В по-лиэтничной республике - Карачаево-Черкессии было проведено социологическое исследование, включающее сбор эмпирического материала методом фокус-группового интервью (2 группы, сформированные по возрастам) серии глубинных экспертных интервью (10 экспертов). Гайд глубинного интервью предполагал выявление представлений о социальной справедливости как принципа регуляции межэтнических взаимодействий и основы социальной интеграции в пространстве республики. Важной позицией группового интервью и дискуссии было выявление встраивания справедливости в ценностный ряд понимания мироустройства согласно традиционному или либеральному концептам.

Выборка контент-анализа блогосфе-ры включала социальные сети «Вкон-такте», «Однокласники», «^адгат», «^асеЬоок». Основные принципы отбора социальных групп: выраженная связь с КЧР, публичность, наличие достаточного количества подписчиков, активность сообщества, русский язык - язык преимущественного общения. Всего были выбраны 35 социальных групп, из которых: 10 - площадки, ориентированные на взаимодействие всех граждан республики (общественные группы), то есть новостные, городские площадки, группы ориентирован-

ные на обсуждение ситуации в республике; по 5 групп, позиционирующих себя как сообщества представителей отдельных национальностей (черкесов, карачаевцев, абазинов, ногайцев, казачества). Сбор материала был ориентирован на установление современных или исторических событий, которые актуализируют этническую идентичность, обусловливают интерпретацию этих событий в категориях справедливости/несправедливости.

Результаты исследования

Предварительный анализ результатов глубинного интервью экспертов, проведенных фокус-групп и контент-анализа медиасферы в Республике Карачаево-Черкессии позволяет сделать вывод о наличии межэтнического контракта в различных сферах жизнедеятельности региона как барьера деполитизации этничности. Межэтнический контракт -это «юридически не оформленный договор по распределению ролей в политическом представительстве, органах власти между «титульными» и нетитульными этнокультурными группами, в системе управления на предприятиях бюджетной сферы, в вузах и школах, в медицинских организациях» [3].

Респонденты выделяли различные причины формирования межэтнического контракта. Одни отмечали, что он результат исторически сложившегося компромисса: «Распределение политической власти на Кавказе осуществлялось не по принципу численности большинства, а по тому, кто древнее, - полагает один из общественных деятелей. - Кто древнее, тот и руководит республикой. Об этом, правда, постоянно спорят. Черкесы и абазины утверждают, что карачаевцы - тюрки, пришлые монголы, которые теперь правят в республике. Ногайцы считают себя автохтонным народом на основании своей языковой группы».

Другие респонденты считают, что этническое квотирование в Карачаево-Черкессии - это способ разрешения напряженного политического противостояния этнических групп в 90-е

гг. ХХ века: «Распределение власти между представителями разных народов инициировал В.М. Семенов. Когда он стал главой республики в 1999 г., то как политический компромисс заключил договоренность, что он - Президент, Председатель Правительства - черкес, Председатель Народного собрания - русский. В парламенте также действовал принцип этнического представительства. Возможно в то время, это был эффективный способ разрешения этнополитического противостояния». Однако в настоящее время аналогичное этническое квотирование в республиканских органах власти сохраняется. Из 80 этнических групп, проживающих в республике, только пять рассматриваются в качестве политикообразующих, что вызвано их превалирующей численностью среди жителей Карачаево-Черкессии. В соответствии с общей численностью населения по переписи 2010 г. -466 432 человек, 7,8% составляют абазины, 41% - карачаевцы, 3,3% - ногайцы, 31,6% - русские, 11,9% - черкесы. Именно эти группы включены в неформальную систему этнического квотирования мест: карачаевцы, черкесы и русские как большинство имеют представительство в республиканских органах власти, тогда как «за абазинами закреплены должности руководителей Аппарата Главы республики и Правительства КЧР; за ногайцы - руководящие должности в МВД и Прокуратуре» [4].

В ходе фокус-группы эксперты высказывали различные аргументы в пользу признания справедливости/несправедливости этнического квотирования в органах власти. Один из представителей административной элиты высказался в пользу справедливости его сохранения: «Назначение ведь осуществляется не только по национальной принадлежности, но также учитываются и профессиональные качества руководителя. Наличие этнического паритета эти качества не исключает. Кроме того, коллективные права народа выше прав личности». С другой стороны, экс-

перты отмечали, что на отказ от этого принципа полиэтничное население региона может отреагировать неоднозначно: «Вот если бы, например, руководителем республики стал бы русский или черкес, или абазин, или ногаец, то карачаевцы бы возмутились. Малочисленный народ стал главным! Даже если бы все понимали, что он лучше, то не признали бы это действие справедливым».

По мнению остальных экспертов, единственным справедливым условием отказа от принципа этнического квотирования представителей органов власти могут быть демократические выборы: «Мне кажется, только демократические институты могут преодолеть паритет, - отмечает представитель общественной организации. - Если бы были демократические выборы, то голосовали бы не за представителя своей этнической группы, а за компетентного руководителя. Однако демократические процедуры выборов не могут быть только в одной республике, соответствующие изменения должны произойти и на федеральном уровне власти». Понимая, что демократизация политической системы - это дальняя перспектива, некоторые эксперты допустили, что справедливым могло быть признано решение федеральных органов власти об «отмене» этнического квотирования: «Если бы федеральный центр инициировал решение, что главой республики может быть не только карачаевец, и даже, скорее всего, была бы кандидатура русского, то тогда бы эту позицию поддержало и приняло все население. Сейчас ситуация уже изменилась, нет политической напряженности, и есть потребность в профессиональном руководителе».

Контент-анализ блогосферы свидетельствует о критическом отношении жителей республики к этническому квотированию должностей в бюджетной сфере, которое обострилось в ситуации с Covid-19. Основные негативные оценки пользователей социальных сетей касались: непрофессионализма врачей, плохой технической оснащённости уч-

147

реждений, состояния больниц, невозможности попасть на приём, получить адекватное лечения, не обладая «связями», финансовыми ресурсам. Пользователи указывали на коррумпированность органов власти, при которой трудоустройство на должности в бюджетной сфере контролируется и «продается», но с учетом этнической идентичности. В противовес конфликтным информационным поводам стоят сообщения, призывающие к миру и согласию, взаимному уважению. По мнению участника фокус-группы, все произошедшие негативные события сплотили население республики: «Как это не странно звучит для крошечной Карачаево-Черкесии, пандемия и процессы цифровизации привели к тому, что люди стали дружными, а их коммуникации стали более эффективными. Они понимают, что находятся в одной лодке и как сложно стало зарабатывать деньги. У нас уровень гражданской солидарности намного выше, чем наши политические элиты об этом хотят говорить и показывать».

Таким образом, сложившаяся летом-осенью 2020 г. ситуация с Covid-19 в Карачаево-Черкессии стала индикативной для проверки эффективности организации власти по принципу межэтнического паритета, который был реализован после кризиса власти в республике в конце 90-х годов. В результате обнажился тот факт, что под прикрытием принципа паритета утверждалась власть карачаевской «этнопар-тии», распределяющей сколь-нибудь значимые управленческие должности между «своими». Пагубность практики распределения должностей с учетом этнического представительства стала явной особенно в отношении руководства большинства медицинских учреждений, которое оказалось некомпетентным в ситуации контроля Covid-19, а Глава Республики побоялся взять ответственность на себя. Это явление актуализировало обсуждение факта негативного влияния принципа паритета на современное состояние экономики республики.

Распределение экономических ресурсов между представителями этнических групп в настоящее время признается населением республики как несправедливое. По мнению экспертов, этнический паритет в 90-х гг. обеспечил политическую стабильность и возможность достижения определенного уровня благосостояния. «На момент выделения Карачаево-Черкессии из состава Ставрополья, она не имела своего бюджета, - полагает один из участников фокус-группы. - Тогда система такая была: мы все отдавали в край, а он затем нас датировал. Поэтому наше экономическое развитие зависело от края, а край, в свою очередь, зависел от Центра. На сегодняшний день, если судить по официальным источникам, мы из высокодотационного региона стали дотационным. Это говорит о том, что идет позитивная динамика, ситуация улучшается». Однако эта позиция не нашла поддержки среди других участников. Эксперты в ходе глубинного интервью отмечали, что сегодня в сравнении с соседними Ставропольем и Кубанью очевидна неэффективность ведения сельского хозяйства; более высокие тарифы на электроэнергию, водоснабжение; существенное отставание в уровне заработной платы бюджетников; отставание республиканской системы здравоохранения; высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи.

Низкий уровень и качество жизни населения Карачаево-Черкессии вызывает чувство несправедливости. В качестве основной причины экономической стагнации в регионе эксперты выделяют сохранение принципа этнического квотирования при трудоустройстве и распределение экономических ресурсов между представителями этнических групп.

В ходе контент-анализа блогосфе-ры были зафиксированы сообщения, где основной проблемой являлось трудоустройство, зависящее от этнического квотирования и привилегированного положения основных этнических групп, которое большинством в социальных сетях оценивалось как несправедли-

148

вое: «Со мной 3 парня карачаевца учились которые писать без ошибок не могли но они работают на данный момент в органах власти, а 2 парня - один черкес, другой абазин, которые были круглыми отличниками получили красный диплом, не смогли найти тут работу и уехали оба в Москву. Таких случаев, к сожалению, очень много». Отток молодежи из республики стал стихийным, причем, уезжают преимущественно грамотные молодые люди, находя поддержку этого действия у своих родителей, что ранее было не характерно для этнических общностей: «Уезжают преимущественно в Москву, потому что здесь невозможно найти работу. Я, например, почти никого из своих одноклассников здесь больше не встречаю, они все выехали, потому что здесь они себя реализовать уже не могут».

Распределение экономических ресурсов между представителями этнических групп в настоящее время признается населением республики как несправедливое. В центре внимания посетителей различных социальных сетей находится проблема коррупции и кланов. При этом клан интерпретируется как союз, преимущественно основанный на семейных, дружеских и взаимовыгодных связях, имеющих этническое основание. Несправедливым признаются действия кланов доминирующих этнических общностей, которые используют свой властный ресурс в целях экономического обогащения ближайшего круга лиц соответствующей этнической принадлежности. В частности, критикуются действия «клана главы республики», публично осуществляющего дорогие подарки «нужным людям» и родственникам, использующего своего привилегированного положения в целях продвижения по властной вертикали.

Таким образом, неформальный межэтнического контракт, включающий принципы этнического квотирования в органах власти и бюджетной сфере, а также кланового распределения экономических ресурсов, по мнению экспертов, общественных деятелей и жителей республики, признается неэф-

фективным, поскольку ограничивает возможности участия профессиональных кадров в управлении республики, исключает приток квалифицированной рабочей силы на рынок труда, особенно грамотной молодежи.

Основанием неформального межэтнического контракта может выступать историческая память, атрибутом которой являются репрессии в отношении этнических групп, проживающих в Карачаево-Черкессии. Так, важным фактором для карачаевцев выступало осмысление несправедливости депортации 1943 г., утрат Карачаевской автономии. Черкесы в этом же направлении отстаивали свое право на воссоединение с другими ветвями адыгов в единую Черкессию. Однако, как показывают результаты глубинных интервью и фокус-группы, это проблема в настоящее время уже не настолько актуальна, чтобы ее разрешение могло привести к межэтническому противостоянию. Большинство экспертов считают, что процесс реабилитации завершён или близок к завершению: был принят соответствующий закон о реабилитации репрессированных народов, им возвращены все их конституционные права и осуществлены компенсирующие выплаты. Возможно, острота проблемы снижена еще и потому, что многие народы Северного Кавказа пострадали от репрессий, включая казачество, и эта ситуация не столь уникальна для этой территории, чтобы мобилизовать этнические группы на политические действия. С одной стороны, действия федеральной власти в отношении реабилитации прав, компенсации имущества народов республики оцениваются как справедливые, но это не исключает сохранение моральной травмы: «Если мы говорим о возвращении конституционных прав, земельных территорий, то, конечно, здесь реабилитация завершена, хотя многие жители республики так и не дождались реабилитации или возвращения их заслуг. Однако наименования сельских поселений не возвращены и даже денежные выплаты не возместили все потери. А как возме-

стить моральные потери? Как это оценить?»

Контент-анализа блогосферы позволил выявить в качестве ключевых проблем, касающихся исторической справедливости, следующие: кавказская война и признание выселения черкесов геноцидом, а также защита своего восприятия истории и «исконных территорий». Однако в общественном пространстве затрагиваются вопросы последствий депортации, такие как потери людей, разрушение этнической и культурной составляющей, «похищение» названий населенных пунктов, истории. Следовательно, можно наблюдать корреляцию с результатами глубинных интервью и фокус- группы, где историческая травма имеет преимущественно моральный характер, поскольку несправедливыми воспринимаются сами репрессии, а не способы их реабилитации.

Проблемы, связанные с родным языком этнический общностей, рассматриваются в отрыве от политических репрессий. Контент-анализ бло-госферы показывает, что ключевыми аспектами являются вопросы межэтнического общения, межэтнических браков, пути выстраивания диалога культур. В глубинных интервью эксперты подчеркивали зависимость сохранения этнической культуры и языка от его изучения в школах: «В советское время вплоть до старших классов все предметы в школе были на абазинском языке, включая математику. В 90-х годах, когда мы учились, абазинский язык преподавался 5 часов в неделю. Сейчас количество часов на язык сократился до 3 и хотят сократить до 2 часов в неделю. Учителя преподают его факультативно и мало или вообще ничего за это не получают». Подобная ситуация признается несправедливой преимущественно абазинами и ногайцами - «численным меньшинством» жителей республики. Участвующие в фокус группе карачаевцы, отмечали, что изучение родного языка 3-4 часа в неделю может компенсироваться воспитательной работой в отношении родного края и знания его

истории, которая сопровождается мероприятиями и конкурсами, где дети сами непосредственно участвуют. Представитель черкесской общественной организации поддержал эту позицию в отношении родного языка, истории и культуры: «Если ребенку интересно, он это будет изучать - историю своего народа, историю своего края в рамках дополнительных занятий, нежели как обязательный предмет».

Таким образом, в настоящее время историческая память о репрессиях этнических общностей, проживающих в Карачаево-Черкессии, не является основанием для сохранения неформального межэтнического контракта. Действия федеральной власти в отношении реабилитации прав, компенсации имущества народам республики оцениваются как справедливые, хотя это не исключает сохранение моральной травмы. Однако в настоящее время эта травма не способствует политизации этничности в республике и в большей степени касается вопросов сохранения культурной идентичности, проживающих здесь этнических групп. Об этом свидетельствуют проблемы, связанные с родным языком этнический общностей, которые рассматриваются в отрыве от политических репрессий. Сохранения этнической культуры, языка и истории ставится в зависимость от образовательных учреждений и воспитательных мероприятий.

Заключение

В настоящее время сохранение принципа этнического паритета в исполнительной и законодательной ветвях власти Карачаево-Черкессии, этнического квотирования в системе управления, бюджетной сфере, образовательных и медицинских учреждениях как основных принципов неформального межэтнического контракта представляется неэффективным. В реальности такая представленность лишь номинальна и не соответствует интересам этнических общностей, проживающих в республике. Власть организована по технологии поддержки «своих» и не допустить в «коридоры вла-

150

сти» активистов и профессиональных управленцев. В этом контексте большая часть экспертов допускает возможность отказа от принципа паритета и перехода к меритократическому принципу. Важная роль отводится также необходимости изменения механизма функционирования экономики с целью повышения ее эффективности, поддержки развития национальных языков, культуры и истории в образовательных учреждениях.

Перспективы развития представленной тематики связаны с осуществленным репрезентативным опросом населения республики, направленным на верификацию гипотезы об источниках и факторах восприятия социальной ситуации в контексте теории справедливости и ее интерпретации в контексте деполитизации этничности. Другим аспектом разработки представленной темы является проведение сравнительного анализа степени социальной и эт-нополитической напряженности по основным этническим общностям Калмыкии, наличия/отсутствия их групповой мобилизации.

Литература

1. Адиев А.З., Аккиева С.И., Астваца-турова М.А., Курбанов Р.Ш., Щербина Е.А. Неформальное этническое квотирование в полиэтничных республиках Северного Кавказа. Аналитический доклад. Махачкала. 2017. -53 с.

2. Брубейкер Р. Этничность без групп. Пер. с англ. И. Борисовой. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики. 2012-408 с.

3. Денисова Г.С. Социальная справедливость в межэтнических отношениях // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sfk-mn.ru/ PDFZ27SCSK420.pdf

4. Щербина Е.А. Проблема этнического представительства во власти в Карачаево-Черкесской республике в оценках и мнениях региональных экспертов // Власть. 2017. № 4. С. 270-274.

EVALUATION OF AN INFORMAL INTERETHNIC CONTRACT FROM THE POSITION OF SOCIAL JUSTICE (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KARACHAYEVO-CHERKESSIA)

Chernobrovkina N.I., Bedrik A.V., Mamina D.A.

Southern Federal University

The general trend in the field of interethnic relations is the outlined depoliticization of ethnicity. This is evidenced by the ineffective practice of the informal interethnic contract in the Republic of Karachay-Cherkessia, represented in the form of ethnic parity of political representation in government bodies, ethnic quotas in the management system and the budgetary sphere, educational and medical institutions. The political elite of the republic actively asserts the need to preserve the interethnic contract as the basis for peace and stability in the republic. However, held in 2020 and 2021. sociological studies (by the method of focus group interviews, a series of in-depth expert interviews and content analysis of the blogosphere) led to the conclusion that the population of the republic, especially young people, perceives the interethnic contract as an injustice, since it limits the possibility of participation of professional personnel in the administration of the republic, excludes the influx of skilled labor force into the labor market, especially literate youth. Under these conditions, the population of the republic admits the possibility of abandoning the principle of ethnic parity and transitioning to the meritocratic principle of government. It also recognizes the need to change the mechanism of functioning of the economy in order to increase its efficiency and support the development of languages of ethnic communities, their culture and history in educational institutions.

Keywords: social justice, ethnic identity, informal interethnic contract, ethnopolitics, intereth-nic relations.

References

1. Adiev A.Z., Akkieva S.I., Astvatsaturo-va M.A., Kurbanov R. Sh., Shcherbi-na E.A. Informal ethnic quotas in the multiethnic republics of the North Caucasus. Analytical report. Makhachkala. 2017.-53 p.

2. Brubaker R. Ethnicity without groups. Per. from English I. Borisova. Moscow: Ed. House of the Higher School of Economics. 2012-408 p.

151

3. Denisova G.S. Social justice in interethnic relations // World of Science. Sociology, philology, cultural studies. 2020. No. 4 [Electronic resource]. Access mode: https://sfk-mn.ru/PDF/27SCSK420.pdf

4. Shcherbina E.A. The problem of ethnic representation in power in the Karachay-Cherkess Republic in the assessments and opinions of regional experts // Power. 2017. № 4. P. 270-274.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.