Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА» КАК СПОСОБА ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ'

ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА» КАК СПОСОБА ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1073
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера туризма и гостеприимства / пандемия коронакризиса / концепция устойчивого развития / национальный проект / tourism and hospitality / coronacrisis pandemic / sustainable development concept / national project
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА» КАК СПОСОБА ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ»

Полухина А.Н.

д.э.н., доцент, профессор кафедры сервиса и туризма, Поволжский государственный технологический

университет

Poluhinaan@volgatech.net

ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА» КАК СПОСОБА ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Ключевые слова: сфера туризма и гостеприимства, пандемия коронакризиса, концепция устойчивого развития, национальный проект.

Keywords: tourism and hospitality, coronacrisis pandemic, sustainable development concept, national project.

Концепция устойчивого развития с 1995 г. включает в себя понятие «устойчивый туризм», что подразумевает следующее: создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений, сохранение природных богатств, минимизация негативного воздействия на окружающую среду, повышение качества и уровня жизни местных сообществ. Уточним, что перечисленным выше цели устойчивого развития туризма не ограничиваются1. Но данный контекст позволяет обратить внимание на тот факт, что устойчивое развития туризма должно быть достигнуто, прежде всего, на уровне регионов страны. В 2021 г. в России был окончательно принят и начал реализовываться Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Расходы федерального бюджета на НП «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2022-2024 годы запланированы на уровне 168 миллиардов рублей, говорится в пояснительной записке к проекту закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»2. В частности, в 2022 году порядка 38,785 миллиарда рублей будет направлено на реализацию федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры», 12,488 миллиарда - на «Повышение доступности туристических продуктов» и 1,566 миллиарда - на «Совершенствование управления в сфере туризма». В рамках проекта предусматривается ежегодное выделение пяти миллиардов рублей на программу кешбэка или «оказание государственной поддержки АО «Национальная система платежных карт». Предусмотрена также «поддержка организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Россию иностранных туристов в 2022 году 748,6 миллиона рублей, в 2023 году - 1048,1 миллиона рублей». Предполагается и ежегодно выделять 1,2 миллиарда рублей на субсидирование чартерных рейсов по России.

Внимание к сфере туризма на уровне федеральной власти неслучайно в современной экономике России, т.к. сферу туризма можно определить как одну из наиболее пострадавших в силу ограничений, введенных из-за пандемии коронакризиса. Самый серьезный удар пришелся на туристическую розницу. Так, по экспертным оценкам туроператоров, количество их розничных партнеров - турагентств, прекративших работу после марта 2020 г, составило по итогам 2020 году около 5-6 тыс. по всей стране. Таким образом, в РФ прекратили работу около 30% от общего количества турагентств по сравнению с февралем 2020 г.3

Вспомним некоторые общеизвестные факты. Концепция устойчивого развития как новое направление мирового развития впервые была представлена в 1987 г. (доклад Гру Харлем Брунтланд). 2017 г. ООН объявило Годом устойчивое развития. Понятие «устойчивый туризм» было провозглашено в 1995 г. (конференция в Лансароте). Причем устойчивый туризм одновременно включен в 3 важнейшие ЦУР и собственно включает сам в себя порядка 12 направлений устойчивого развития (с 2005 г. ЮНВТО). ЦУР: ЦУР 8: Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех. ЦУР 12: Обеспечение рациональных моделей потребления и производства. ЦУР 14: Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития4. Назовем несколько приоритетных целей устойчивого развития туризма (2005 г. ЮНВТО): качество занятости - увеличивать количество и качество местных рабочих мест, созданных и поддерживаемых туризмом, включая уровень оплаты труда, условия обслуживания и доступности всем без дискриминации; социальная справедливость, что подразумевает достижение широкого распространения принципа распределения экономических и социальных выгод от туризма всюду в принимающем сообществе; местный контроль -привлекать местные сообщества к планированию и уполномочивать их принимать решения об управлении и будущем

1 Сеселкин А.И. Устойчивое развитие туризма как приоритетное направление деятельности Всемирной туристской организации: постановка проблемы исследования // Вестник РМАТ. 2014. - № 1 (10). - С. 9-14.

2 На развитие туризма в России власти выделят 168 млрд. руб. // РИА Новости. 2021. - 21 сентября. - https://ria.ru/20210921/ turizm-1751170939.html

3 В АТОР подвели туристические итоги 2020 г. и рассказали о трех сценариях 2021 г. (запись пресс-конференции Майя Ло-мидзе 23 декабря 2020 г.). - https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html

4 http://media.unwto.org/ru/press-release/2015-12-15/organizatsiya-obedinennykh-natsii-provozglashaet-2017-god-mezhdunarodnym-go

развитии туризма; биологическое разнообразие - поддерживать сохранение природных территорий, сред обитания и дикой природы и минимизировать ущерб, наносимый им и т.д.1.

Исследование, которое было проведено нами в ходе подготовки и написания статьи, является комплексным. Уточним, что в современных условиях пандемии коронавируса вопросы устойчивого развития сферы туризма стоят особо остро. По последним данным, потери в данной отрасли с начала кризиса составили 1,2 триллиона долларов и более 10 млн. рабочих мест. ООН в августе 2020 г. опубликовало на официальном сайте «Аналитическую записку: COVID-19 и перестройка сектора туризма», где указаны 5 приоритетных областей, которые будут способствовать возрождению международного туризма в пандемийный и постпандемийный период:

1. Управлять кризисом и смягчать социально-экономические последствия жизни людей, особенно для занятости и экономической безопасности женщин.

2. Повышать конкурентоспособность и потенциал противодействия (в т.ч. развитие туристской инфраструктуры, оказание качественных услуг, диверсификация рынка услуг и т.д.).

3. Продвигать инновации и цифровизацию экосистемы туризма.

4. Содействовать обеспечению устойчивости и инклюзивному «зеленому» росту.

5. Укреплять координацию и партнёрские связи в целях преобразования туризма и достижения ЦУР2.

На рис. 1 схематично отображены сценарии развития международного туризма на период с 2000 г. по 2020 г. Очевидно, что в период пандемии поступления от международного туризма существенно упали. Кратко охарактеризуем новые тренды мирового туризма на основании мнений международных и российских экспертов.

Во-первых, эксклюзивность, качество и дороговизна. Согласно статистике Ultima Collection, которую приводит PRCO, сразу после того, как границы приоткрылись, значительно выросло число бронирований отелей, резиденций и вилл класса ультралюкс, причем 95% гостей этой компании прибывали на отдых на частных самолетах. Представитель крупнейшего американского брокера Denison Yachting Бен Фарнборо отмечает, что, несмотря на ограничения, рынок аренды частных судов в 2020 г. даже вырос в сравнении с 2019 г. и сейчас набирает темп. Популярные направления: Багамы, Карибские острова, Скандинавия, Антарктида (стоит особняком, но все туры распроданы).

tí —

1 600 1400 1 200 1 000 BOO 600 400 200 0

Источник: ЮН НТО.

5 sc

1 478

496 485 506^

Ч

200Э1 ТОРС +50 млрд долл. США 1.4% (в реальном выражении)

2009 г.

( поАялмшн »онпмншчгьий при im: -87 млрд д«лл. США -5.0% (в pvj.ii.HoM выражении)

Сценарий V 910 млрд доп. США, -Ь2\ Сценарии 2: 10Й0 мпрд дичи. США. -73%

Омшм* 3 1170«in., д.,,, США. 79\ Ч

Прицеленные выше цифры не прогноз, а сценарий, подготовленный с учетом возможного шьры!ин национальных границ н oí иены ограничений на передвижение в июне, iriii»fipe н декабре 2020 года соответственно

Í— Ьщ ь! L I-1 L¿ kl kl kl kl Li kl kl [-1 kl —1 Q

о г— сч т Tt 1П -о г-» со с* о 1— см т 1Л чО I-- со £ ° 5

о О о о о о о о о о f— г— I— " см 4

о О о о о о о о о о о о о о о О о о о О г о ?

см гм см гм см см см см см см см см сч см см см см см см см te

Рисунок 1.

Поступления (экспорт) от международного туризма 2000-2020 гг. (данные ЮНВТО ООН)

Во-вторых, экологичность размещения (глэмпинги, глэмперваны, лоджи, экологичные отели). По оценке PRCO, в 2019 г. в стране работало 60 глэмпингов, а в 2020 г. их количество удвоилось. Популярны и вылазки на природу с проживанием в палатках, например, в России, особенно в Карелии, Мурманской области и на Алтае. Появление такой тенденции обусловлено желанием клиентов получить качественный и дорогой отдых при соблюдении всех мер противодействия коронавирусу, при этом находясь ближе к природе.

В-третьих, совмещение работы и отдыха (work и vacation), данное новое направление туризма удобно для тех клиентов, кто может работать удаленно из дома. Многие страны даже успели ввести специальные визы для «цифровых кочевников» (digital nomad - человек, постоянно работающий на удаленке и живущий в разных странах). Так поступили, например, карибские государства, Хорватия, Дубай, Грузия, а также Чехия, Эстония, Германия и др.

1 Сеселкин А.И. Устойчивое развитие туризма как приоритетное направление деятельности Всемирной туристской органи-

зации: постановка проблемы исследования // Вестник РМАТ. 2014. - № 1 (10). - С. 9-14

2

Аналитическая записка: COVID-19 и перестройка policy_brief_covid-19_and_transforming_tourism_russian.pdf

2 Аналитическая записка: СОУГО-19 и перестройка сектора туризма // Сайт ООН. - https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/

В-четвертых, проведение краткосрочного отдыха в том же регионе, где проживает турист (stay и vacation): из дома переехать в отель в том же городе или на природу рядом с городом, чтобы ненадолго сменить обстановку и отдохнуть от привычного образа жизни. Например, отель Figueroa в Лос-Анджелесе предлагает калифорнийцам 25%-ную скидку на размещение на выходных, а Pendry San Diego дает скидку на номера гостям, живущим в радиусе 500 км от отеля1.

Обратимся к тенденциям туризма в России. На основании данных исследования розничного тревел-рынка России, проведенного компанией СберТрэвел, можно показать основные современные тенденции сферы туризма в России.

Рост популярности внутренних направлений

51аусайоп

(краткосрочные поездки в пределах своего региона/города с ночёвкой в отеле)

Рост популярности лоукостеров

Спонтанное бронирование (низкая глубина продаж)

\ХЛэгка1юп

(удалённая работа вне места проживания) ■ бронирование СР на долгий срок

Автопутешествия

Краткосрочные поездки на короткие расстояния

В1е15иге

(продление командировки в качестве физлица, вывоз семьи с собой в командировку)

Экотуризм, оздоровительный отдых

Тесты на СО\/Ю-19 и прочие медицинские расходы

(страховка, маски и т. д.) могут составлять до 20% от общего бюджета поездки, особенно в случае путешествия с семьей

Уход от массовости

Потребность в безопасности

Эффект отложенного спроса

(туристы, которые не путешествовали в 2020 г., активно планируют отдых в 2021 г)

Уход продаж в онлайн

Рост популярности индивидуальных средств размещения

Планирование длительных поездок (поездок за рубеж) на более длительный срок (15—20 дней)

Рисунок 2.

Тенденции сферы туризма в России 2020-2021 гг. (по итогам исследования компании

СберТрэвел 31 мая 2021 г.)

Заметен важный тренд - это переориентация россиян на внутренний туризм. В числе самых популярных регионов оказались Владимирская и Калининградская области, Карелия, Краснодарский край и Дагестан. По сути, внутренний туризм успешно заменил выездной. Причём траты на авиабилеты и покупку туров упали, хоть и ненамного, а вот расходы на размещение выросли2.

Проанализируем НП «Туризм и индустрия гостеприимства». В качестве отправных точек в проекте указаны статистические данные периода до начала пандемии, потому что современная ситуация в сфере туризма не является показательной, ее можно назвать форс-мажорной.

Россия находится на 6 месте в мире по объему выездного туризма, причем из 36 млрд. долл., которые россияне ежегодно тратят в ходе зарубежных поездок, 34,8 млрд. долл. приходится на страны дальнего зарубежья. 5% составлял ежегодный прирост выездного туризма до пандемии. По объему въездного туризма - 35 место в мире занимает Россия. При объеме международного рынка туризма в 2019 г. - 1478 млрд. долл.: доля рынка США - 14%, доля рынка РФ - 1%. 7 млрд. долл. - ежегодные доходы России от международных туристов. Россияне также мало путешествуют

1 Разинков А. Коронавирус сформировал новые тренды в туризме // Ведомости. 2021. - 5 декабря. - https://www.vedomosti. ruЛifestyle/articles/2021/05/12/869463-koronavirus-turizme

2 Россия - лидер по темпам восстановления внутреннего туризма // Сбер Про/Медиа. 2021. - 3 августа. - https://sber.pro/pub lication/turisticheskie-trendy-kuda-i-kak-my-budem-puteshestvovat-zavtra

по своей стране: 0,4 поездки в год приходится на 1 жителя РФ, 7,0 - на одного жителя США, 4,0 - на одного жителя Китая. 8 млрд. долл. составляют ежегодные траты россиян на отели внутри страны1.

Таким образом, в НП определены основные проблемы отрасли туризма и гостеприимства, которые можно назвать стратегическими и угрожающими экономической безопасности страны:

1. Потенциал внутреннего туризма недостаточно востребован;

2. Вклад сферы туризма в ВВП страны крайне низок: 10-11% от вклада стран-лидеров (3,9% - в ВВП РФ составляет вклад сферы туризма, 14,3% - вклад ВВП страны от сферы туризма в Испании, 11,3% - в Китае, 8,5% - во Франции);

3. Низкий уровень экспорта туристских услуг: 11,0 млрд. долл. - Россия, 214,1 млрд. долл. - США, 79,7 млрд. долл. - Испания, 63,8 млрд. долл. - Франция;

4. Практически отсутствуют инвестиции в развитие внутреннего туризма в России;

5. Низкий уровень занятости в сфере туризма граждан России: 3,5% от уровня занятости в России приходится на сферу туризма, в Испании - 14,6%, в Китае 10,3%, в Индии - 8,0%.

При этом Россия обладает значительным туристским потенциалом, а главное, может с помощью сферы туризма укрепить экономическую стабильность российской экономики. Перечислим основные показатели: мультипликативный эффект оказывает воздействие на более чем 50 других отраслей экономики; способствует развитию несырьевого экспорта; оказывает влияние на диверсификацию доходов регионов; увеличивает приток инвестиций, в т.ч. иностранных; способствует интеграции регионов; их инфраструктурному развитию; создает новые рабочие места и развивает предпринимательскую активность; способствует повышению уровня благосостояния населения, росту доходов и занятости и т.д.

МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ-ЛИДЕРАМИ МИРОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ -БОЛЬШОЙ РАЗРЫВ ПО ВСЕМ АСПЕКТАМ

ДЛЯ ЛЮДЕЙ

N44

д ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

РОССИЯНЕ КРАЙНЕ МАЛО ПУТЕШЕСТВУЮТ ПО СВОЕЙ СТРАНЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МИНИМАЛЬНО ДЛЯ НАРАЩИВАНИЯ ВВП СТРАНЫ

ОТСУТСТВУЮТ ИНВЕСТИЦИИ В СЕГМЕНТ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА РОССИИ

РОССИЯ УПУСКАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА НЕ РАСКРЫТ СЕКТОР ТУРИЗМА СОСТАВЛЕТ 10-11% ОТ ВВП Кол-во внутренних туристических поездок У СТРАН ЛИДЕРОВ с ночевкой на 1 жителя страны в год, шт. Совокупный вклад туризма в ВВП, %

ДОЛЯ СТРАНЫ—МЕНЕЕ 1% ОБЪЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспорт туристических услуг, млрд долл. США

СТРАНА ОТСТАЕТ ОТ СТРАН ЛИДЕРОВ В 3-5 РАЗ Общий вклад туризма в занятость населения, %

США Испания 1 США Испания

Китай Китай Испания Китай

^ Вхадят

Франция Франция Франция 8 топ 5 в ""Р* Индия

РОССИЯ 0,4 Россия 3,9 Россия 11,0 Россия 3,5

Рисунок 3.

Показатели экономической безопасности сферы туризма РФ (на основании данных презентации НП

«Туризм и индустрия гостеприимства»)

Укажем, какие критерии эффективности выполнения НП «Туризм и индустрия гостеприимства» запланированы. НП должен реализовываться посредством выполнения 3 Федеральных Программ: ФП-1 «Развитие туристской инфраструктуры», ФП-2 «Повышение доступности туристских услуг», ФП-3 «Совершенствование управления в сфере туризма». По итогам реализации НП запланированы 4 основных показателя: рост внутренних поездок по сравнению с 2019 г. в 2030 г. должен увеличиться с 65 млн. до 140 млн.; количество рабочих мест в отрасли - с 2,5 млн. до 4,7 млн.; рост экспорта туристских услуг - с 11 млрд. долл. до 22,5 млрд. долл.; частные инвестиции должны увеличиться (по сравнению с государственным финансированием НП) в 4 раза. Обратим внимание на ключевые задачи, которые выделены в НП как основные направления для решения проблем сферы туризма и гостеприимства в РФ (рис. 4).

1 Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». - tourism.gov.ru

1225

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ

О СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ О ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ

О СИСТЕМНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ НА ВНУТРЕННЕМ И МИРОВЫХ РЫНКАХ О ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ РОССИЙСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ

о ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ о СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

О РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ о о ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ТУРИЗМЕ 2021, Федеральное агентство по туризму

Рисунок 4.

Ключевые задачи НП «Туризм и индустрия гостеприимства» (на основании данных презентации НП

«Туризм и индустрия гостеприимства»)

В завершении данного раздела обратимся к кратким итогам исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ. В России завершились три этапа государственной программы субсидирования поездок по стране - программы туристического кешбэка, по которой часть средств за оплату путевок по России возвращается на карту. Четвертый этап закончился в конце 2021 года. Но Правительство РФ объявило о продолжении программы до марта 2022 г. Аналитический центр НАФИ1 изучил отношение россиян к этой мере поддержки внутреннего туризма. Каждый второй житель России (54%) знает о программе туристического кешбэка, и большинство туристов хотело бы продления этой программы на 2022 год. Чаще всего это были люди в возрасте 25-34 лет, женщины, квалифицированные специа-

листы2.

Примененная в этом году мера поддержки, указывал эксперт О.Т. Безродный, президент Ассоциации по защите прав и интересов владельцев продуктов таймшер и участников таймшер-индустрии «РУСТАЙМ», в виде возвратного кэшбэка привела к значительному росту продаж туров по России. Рост спроса на основные морские курорты, включая Калининград, в пиковые летние даты стал рекордным. Объявление старта программы Ростуризма спровоцировало взрывной рост продаж: количество бронирований в Сочи выросло в 10 раз и, если сравнивать с тем же периодом 2019 года, продажи туров в Крым подскочили в 5 раз, и более, в Геленджик и Анапу - выросли на 714% и 439% соответственно. Ростуризм подводил промежуточные итоги для Forbes в июле 2021 года: с начала реализации программы ею воспользовались около 2 млн. человек, которые купили туры и проживание в отелях на 34 млрд. рублей, из них на 27 млрд. рублей - в 2021 году (К. Михеева, коммерческий директор компании Bnovo)3.

Предложения и выводы

На основании комплексного исследования, проведенного в ходе подготовки данной работы, можно сформулировать ряд предложений по повышению устойчивости развития российских регионов по направлению внутреннего туризма.

Во-первых, ситуация пандемии коронавируса обострила ряд проблем функционирования сферы туризма и гостеприимства, при этом сложившаяся ситуация в сфере туризма в России способствовала возникновению новых возможностей развития, которые могут оказать позитивное воздействие на повышение устойчивости развития как отдельной отрасли, так и страны в целом.

Во-вторых, принятый в 2021 г. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» нацелен на формирование устойчивой сферы туризма в России, заявленные в нем задачи, в случае их успешной реализации, будут содействовать развитию устойчивого туризма в нашей стране.

1 Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июле-августе 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта.

2 Дома тоже хорошо: россияне за продление туристического кэшбэка на поездки внутри страны / Исследование НАФИ, июль-август 2021 г. - https://nafi.ru/analytics/doma-tozhe-khorosho-rossiyane-za-prodlenie-programmy-turisticheskogo-keshbeka-na-poezdki-vnutri-stra/

3 Каким будет турпоток внутри России в 2022 году? Актуальные прогнозы экспертов // Welcome times: журнал о гостиничном бизнесе. 2021. - 20 августа. - https://welcometimes.ru/opinions/kakim-budet-turpotok-vnutri-rossii-v-2022-godu-aktualnye-prognozy-ekspertov

В-третьих, на основании ряда исследований следует констатировать, что предпринятые Правительством меры, особенно, программы кэшбэка, помогли отрасли туризма частично компенсировать кризисную ситуацию в сфере выездного и въездного туризма в РФ.

В-четвертых, Ростуризм продолжит реализацию механизма льготного кредитования инвесторов, которые инвестируют средства в туристическую инфраструктуру. За счет субсидирования части процентной ставки по кредитам должны быть построены или реконструированы отели, санатории (в том числе объекты санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), многофункциональные комплексы. Также ведомство будет поддерживать региональные программы субъектов РФ по проектированию туристского кода центров городов, созданию кемпингов и автокемпингов. До четвертого квартала 2022 года Минстрой России, Ростуризм и АО «Корпорация Туризм.РФ» будут заниматься поддержкой и софинансированием инвестпроектов с длительным сроком окупаемости1.

В-пятых, до 2024 года запланирована грантовая ежегодная поддержка общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. До четвертого квартала 2024 года Ростуризм должен представить в правительство РФ программу поддержки и продвижения событийных мероприятий (не менее 12 событий в год), а также комплекс мер, направленных на популяризацию внутреннего туризма (рекламные кампании, формирование трендов) и развитие портала Russia.Travel.

В-шестых, МИД РФ к третьему кварталу 2024 года должен реализовать комплекс мер по облегчению визового режима для иностранных туристов и упростить выдачу электронной визы.

В-седьмых, обеспечение повышения защиты интересов туристов и прозрачности туристской индустрии путем запуска в эксплуатацию Единой информационной системы «Электронная путевка». Срок реализации этой задачи -четвертый квартал 2024 года.

Безусловно, НП «Туризм и индустрия гостеприимства» и Стратегия развития туризма в РФ на период до 2035 г. не ограничены данные мерами, в статье акцент сделан на наиболее значимые на данном первом этапе реализации. Тем не менее, можно констатировать, что ситуация с пандемией коронавируса в России способствовала тому, что государство предприняло попытку детально проанализировать уровень устойчивости сферы туризма и предложило модель по укреплению устойчивости функционирования данной отрасли. Это, вероятно, может послужить существенным фактором развития сферы туризма и гостеприимства в России.

Заключение

Подведем итоги работы. В 2021 г. в России началась реализация Национального проекта «Туризм и Индустрия гостеприимства». Расходы федерального бюджета на НП «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2022-2024 годы запланированы на уровне 168 миллиардов рублей. Принятие данного проекта готовилось в течение ряда лет среди жарких дискуссий представителей турбизнеса, экспертов, практиков и теоретиков отрасли. Итоговый документ содержит много важных положений, определяет ключевые задачи развития сферы туризма. В целом, данный документ может быть охарактеризован как способ укрепления устойчивого развития сферы туризма и гостеприимства в регионах России.

Концепция устойчивого развития туризма подразумевает эффективное использование туристского потенциала территорий, экономическую устойчивость отрасли и отдельных организаций, безопасность оказываемых услуг, анализ и предотвращение рисков, постоянный уровень рабочей силы, сохранение природной и культурной среды. Ситуация пандемии коронавируса нанесла существенный удар по стабильности функционирования отрасли. Полагаем, что принятие НП «Туризм и индустрия гостеприимства» и его успешная реализация позволит нивелировать негативные последствия (хотя бы частично).

Мировые тренды туризма сегодня таковы, что турист выбирает качественный, безопасный, предсказуемый турмаршрут, порой не считаясь с расходами. С другой стороны, массовый туризм (при более низкой стоимости услуг) также требует со стороны организаторов турмаршрута, безопасности и качества. Следовательно, общим задачей туризма является достижение устойчивого развития уже в ближайшей перспективе.

1 Опубликован план мер правительством в рамках первого этапа стратегии развития туризма в РФ // Интерфакс. 2021. -

3 сентября. - https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/81626/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.