Александр НЕМЦЕВ
ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМ ИНТЕРНЕТ-ОПРОСА
В статье проводится анализ перспектив внедрения оценки деятельности руководителей органов местного самоуправления со стороны населения с использованием инструментов сети Интернет.
In the article the analysis of prospects of Internet-survey in assessment of the work of municipality's heads by population is carried out.
Ключевые слова:
Интернет, муниципалитет, оценка эффективности, население, перспективы; Internet, municipality, efficiency assessment, population, prospects.
Жители российских регионов все чаще называют Интернет в качестве основного источника получения информации. Примером, подтверждающим данный факт, могут служить результаты социологического исследования на тему: «Взаимодейст -вие органов власти и гражданского общества Курской области в ком -муникационном пространстве», проведенного исследовательской социологической лабораторией Курского государственного уни -верситета. Опрос населения в рамках исследования проводился в мае-июне 2012 г. в 53 населенных пунктах Курской обл. Выборочная совокупность исследования формировалась как стратифицирован ная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондентов выборка. Общее число респондентов составило 1 000 чел., прожива -ющих в различных населенных пунктах и районах области (база ре -монта выборки составила 40 интервью). Ошибка выборки по одному контролируемому признаку не превышала 3%. На этапе сбора социо -логической информации использовался метод интервьюирования -формализованного (стандартизированного) интервью.
Результаты исследования показали, что Интернетом как основ -ным источником получения информации пользуются 32,3% опро -шенных респондентов. Возможности Интернета в качестве основ ного источника получения информации для граждан активно «наступают на пятки» телевидению (49,1%) и значительно опере -жают по востребованности печатные СМИ (14,4%) и радио (3,6%). При этом выяснилось, что хотя Интернетом практически не поль зуется каждый пятый опрошенный (20,5%), вместе с тем актив -ными пользователями Интернета (пользуются им каждый день или довольно часто) являются три пятых (59,4%) респондентов.
Для изучения механизмов политической коммуникации в сети Интернет могут использоваться различные технологии организа -ции и проведения сетевых (online) исследований.
Наиболее используемые телекоммуникационные технологии проведения online исследований - рассылка анкет по электронной почте (E-mail-рассылка); размещение текстовых анкет в группах новостей (newsgroups); интернет - форумы, телеконференции (Bulletin Boards); Web - страница (анкета в формате HTML); стандартный Web -опросник; самозагружающийся опросник; online фокус -группы.
Российские власти также стараются активно применять описан ные выше методамы и использовать современные возможности Интернета для совершенствования механизмов коммуникации с населением страны. С 1 января 2013 г. вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффек -
НЕМЦЕВ
Александр
Викторович —
соискатель
кафедры социологии
и политологии
Курского
государственного
университета
тивности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муни -ципальных районов» (в ред. от 13.05.2010 № 579, от 14.10.2012 № 1384)1. Выполнение данного указа регламентируется Правилами оценки населением эффективности дея тельности руководителей органов местного самоуправления, утвержденными поста -новлением Правительства РФ от 17 дека бря 2012 г. № 13172.
Данные правила регулируют пере чень показателей, по которым должна осуществляться оценка населением дея тельности руководителей органов мест ного самоуправления. Процесс оценки должен проводиться с использованием информационно телекоммуникационных сетей и информационных технологий. На официальном сайте субъекта РФ и официальных сайтах муниципальных образований, расположенных в грани цах субъекта РФ, в информационно телекоммуникационной сети Интернет должны размещаться интернет опросы по следующей тематике:
1) удовлетворенность населения орга -низацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании (% от числа опрошенных);
2) удовлетворенность населения каче ством автомобильных дорог в муници -пальном образовании (% от числа опро шенных);
3) удовлетворенность населения жилищно коммунальными услугами: уровнем организации теплоснабжения (снабжения населения топливом), водо снабжения (водоотведения), электроснаб жения, газоснабжения (% от числа опро -шенных).
Однако нельзя не отметить, что дан ная форма исследования общественного мнения имеет и целый ряд значительных недостатков. Так, Д.О. Стребков в работе «Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения» указывает на следующие основные недостатки и ограничения интернет - опросов3: смеще -
1 Документы, подписанные Президентом РФ // http://graph.document.kremlin.ru/page. aspx?1629847
2 Документы Правительства РФ // http:// government.ru/gov/results/22059/
3 Стребков Д.О. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения.
Материалы интернет-конференции «Социология и Интернет: перспективные направления иссле дования» // http://ecsocman.hse.ru/text/16216573/
ние выборки, дезинформация исследова -теля, технические ограничения.
Известныйпсихиатр,изучающийкибер -психологию, С.И. Выгонский в своей книге «Обратная сторона Интернета» пишет, что длительное пребывание в Интернете и работа с ним оказывает зна чительное влияние на человека — уси -ливает виртуализацию сознания. Такой человек в глубине души испытывает труд ности в разграничении субъективного мира и повседневной действительности, не в полной мере ощущает реальность своего существования4.
Вышеописанные случаи ставят под во прос целесообразность использования интернет - опроса населения в целях полу -чения оценки эффективности деятель -ности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Возникает вопрос: кем будут те поль -зователи Интернета, которые будут оце -нивать работу муниципальных руко водителей? На наш взгляд, такие поль -зователи должны обладать активной гражданской позицией, интересоваться общественно политической и социально экономической ситуацией в регионе. Соответственно, такие пользователи явля ются посетителями интернет ресурсов региональных отделений политических партий и общественных организаций. В качестве примера предлагается рассмо треть показатели посещаемости таких ресурсов в Курской обл. Для этих целей возьмем сайты следующих общественных формирований: 1) Федерация профсоюз -ных организаций Курской обл., 2) Курская региональная молодежная обществен -ная организация «СМОРОДИНА»,
3) Курская областная организация обще -российской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), 4) Курское региональное отделе -ние партии «Единая Россия», 5) Курское региональное отделение КПРФ, 6) Курское региональное отделение пар -тии «Справедливая Россия».
На данных сайтах установлены счетчики посещаемости, по ним можно проследить уровень среднесуточной посещаемости данных сайтов в период с января по май 2013 года (см. табл. 1).
4 Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. - М. : Феникс, 2012, с. 313.
Таблица 1
Ресурс Среднесуточная посещаемость ресурса, число пользователей в сутки
Федерация профсоюзных организаций Курской области // http://www.prof.kursk.ru/ 20 http://top.mail.ru/
Курская ^региональная молодежная общественная организация «СМОРОДИНА» // http://smorodina- centr.ru/ 9 http://top.mail.ru/
Курская областная организация общероссийской обществен ной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) // Ы1р://уоь kursk.ru/ 18 http://rating.openstat.ru
Курское региональное отделение партии «Единая Россия» // http://kursk.er.ru/ 86 http://rating.openstat.ru
Курское региональное отделение КПРФ // Ы^/Дрг^ kursk.ru/ 13 http://top100.rambler.ru
Курское региональное отделение партии «Справедливая Россия» // http://kursk.spravedlivo.ru/ 5 http://top.mail.ru
Таблица 2
Ресурс Среднесуточная посещаемость ресурса, число пользователей в сутки
Информационное агентство КурскСити // http://kurskcity.ru/ 1256 http://top.mail.ru/
Сайт газеты «Друг для друга» // http://dddkursk.ru/ 2355 http://top100.rambler.ru
Сайт газеты «Курская правда» // http://kpravda.ru/ 1086 http://rating.openstat.ru
Сайт газеты «Городские известия» (Курск) // Ы^:/^- kursk.ru/ 1024 http://rating.openstat.ru
Информационное агентство КурскВеб // http://kurskweb.ru/ 560 http://top.mail.ru/
По результатам анализа посещаемости интернет - ресурсовведущих обществен -ных организаций и политических партий Курской обл. в течение 2013 г. можно сде -лать вывод об их невысокой популярности среди пользователей сети Интернет.
Вместе с тем стоит отметить, что довольно востребованными и посещае мыми являются сайты информационных агентств и интернет - представительств тра -диционных СМИ. Такое положение вещей объясняется широким охватом аудитории СМИ за счет разнообразия размещенной в них информации.
В ходе мониторинга посещаемости этих ресурсов (через анализ счетчиков), прово -дившегося в период с января по май 2013 г., удалось выявить следующие результаты (см. табл. 2).
Анализируя данные цифры, стоит отме -тить тот факт, что указанные новостные ресурсы в подавляющем большинстве слу -
чаев ориентированы на жителей г. Курска — столицы региона. В муниципальных образованиях самыми популярными являются сайты районных газет. В ходе мониторинга посещаемости этих ресурсов (через анализ счетчиков), проводивше гося в период с января по май 2013 г., уда лось выяснить, что они также не обладают высокой посещаемостью (см. табл. 3).
Как видим, число потенциальных поль зователей сети Интернет, которые могут быть заинтересованы в оценке муници пальных руководителей, крайне невелико.
Кроме этого, стоит отметить, что оценка деятельности руководителя муниципали -тета через интернет - опрос может подвер -гаться сознательной политической мани пуляции со стороны оппозиционных ему сил. Например, в год предстоящих выбо -ров оппозиционные силы могут активи -зировать свои людские ресурсы (без при -вязки к месту жительства) и целенаправ
Таблица 3
Ресурс Среднесуточная посещаемость ресурса, число пользователей в сутки
Сайт газеты Фатежского района «Фатежские будни» // Ы^^/фатежские- будни.рф/ 26 Счетчик Яндекс.Метрика
Сайт газеты Курчатовского района «Слово» // Мф^/слово - курчатов.рф/ 15 Счетчик Яндекс.Метрика
Сайт газеты Обоянского района «Обоянская газета» // http://обоянская- газета.рф/ 29 Счетчик Яндекс.Метрика
ленно «накрутить» негативную оценку, для того чтобы в последствии исполь зовать ее против действующего главы. Возможна и противоположная ситуация, когда глава муниципального образования может дать неформальную команду своим сотрудникам сознательно «накручивать» результаты данного опроса.
На основе проведенного анализа существующих практик интернет ком муникации между властью и населе нием, результатов проведения опросов по общественно политической ситуации можно сделать следующие утверждения.
1. Интернет опросы в силу существен ного смещения выборки и незащищенно -сти от манипуляторных действий неспо собны предоставить полную репрезента тивную картину уровня удовлетворенно -сти населения деятельностью руководите лей муниципальных образований.
2. Наилучшим механизмом оценки удо влетворенности населения деятельностью руководителей муниципальных образова ний являются комплексные независимые социологические исследования (исполь -
зование инструментов поля + интернет -опросы + качественные исследования). Сочетание разных методов социологиче ского исследования будет способствовать формированию наиболее полной картины оценки муниципальных руководителей населением.
Чтобы избежать формализма в испол -нении Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», пра вительству РФ необходимо пересмотреть правила оценки населением эффектив ности деятельности руководителей орга -нов местного самоуправления с целью совмещения различных методик прове дения социологического исследования по выявлению удовлетворенности насе ления работой муниципальных руково дителей. Использование же лишь одного механизма интернет - опросов в данном случае не позволит в полной мере учесть мнение населения муниципального обра -зования.