Научная статья на тему 'Оценка налогового потенциала транспортного налога как доходного источника регионального бюджета'

Оценка налогового потенциала транспортного налога как доходного источника регионального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / РЕГИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПЛАТОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Е. В., Симонова Н. Ю., Ураева А. И.

Статье проводится анализ поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет Омской области. Авторами рассматриваются проблемы налогообложения транспортных средств и основные изменения в законодательстве. Целью исследования является изучение роли транспортного налога в бюджете Омской области и разработка рекомендаций по увеличению его поступлений в соответствующий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. Несмотря на ежегодный прирост поступлений по транспортному налогу в бюджет Омской области, существует потенциал для увеличения его собираемости. В качестве методологической базой исследования авторами были использованы методы сравнительного анализа, графоаналитические методы, а также математические. В ходе исследования было выявлено, что средняя ставка по Сибирскому федеральному округу для легковых автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил выше установленной ставки по Омской области. По результатам анализа было выявлено, что в Омской области существует потенциал увеличения налоговых доходов бюджета Омской области от транспортного налога на 16,8% или на 267 065 тыс. руб. Таким образом, проведя исследование, можно сделать вывод, что доходная часть бюджета в виде налоговых поступлений имеет тенденцию роста с учетом увеличения налоговых поступлений от категории легковых автомобилей до 100 л.с. с повышением ставки, а также с учетом отмены льготы Платон и введением новой льготы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка налогового потенциала транспортного налога как доходного источника регионального бюджета»

УДК 336.22 ББК67.402 © Е.В. Иванова, Н.Ю. Симонова, А.И. Ураева

Е.В. Иванова, Н.Ю. Симонова, А.И. Ураева ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА КАК ДОХОДНОГО ИСТОЧНИКА РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В статье проводится анализ поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет Омской области. Авторами рассматриваются проблемы налогообложения транспортных средств и основные изменения в законодательстве. Целью исследования является изучение роли транспортного налога в бюджете Омской области и разработка рекомендаций по увеличению его поступлений в соответствующий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. Несмотря на ежегодный прирост поступлений по транспортному налогу в бюджет Омской области, существует потенциал для увеличения его собираемости. В качестве методологической базой исследования авторами были использованы методы сравнительного анализа, графоаналитические методы, а также математические. В ходе исследования было выявлено, что средняя ставка по Сибирскому федеральному округу для легковых автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил выше установленной ставки по Омской области. По результатам анализа было выявлено, что в Омской области существует потенциал увеличения налоговых доходов бюджета Омской области от транспортного налога на 16,8% или на 267 065 тыс. руб. Таким образом, проведя исследование, можно сделать вывод, что доходная часть бюджета в виде налоговых поступлений имеет тенденцию роста с учетом увеличения налоговых поступлений от категории легковых автомобилей до 100 л.с. с повышением ставки, а также с учетом отмены льготы Платон и введением новой льготы.

Ключевые слова: транспортный налог, региональное налогообложение, налог, налоговые доходы, Омская область, Платон.

овершенствование рыночных отноше-

Сний в России, «переход экономики страны на инновационный путь развития требует адекватного развития налоговой системы для обеспечения потребностей бюджетов всех уровней» [15, с. 109]. Региональные налоги являются не только источником налогового потенциала бюджета субъекта РФ, но и влияют на финансовое состояние граждан, а также на построение всей налоговой политики государства.

Рост экономики России зависит от развития регионов. Улучшение социального развития региона является основным показателям, выражающим эффективность развития региона. Социально - экономическое положение регионов РФ находится под влиянием географического положения, наличия природных, трудовых ресурсов и отраслевой структуры производства. Также немалую роль играет историческое развитие региона и его демографические показатели. В случае отсутствия или недостатка ресурсов в регионе достойное проживание граждан может обеспечить развитие производства, дотационные отчисления из федерального бюджета и поддержка государством региона в целом.

Источником удовлетворения различных потребностей населения является наращивание темпов производства и экономический рост в регионе. Суще-

ствующая налоговая политика региона во многом определяет масштабы производства материальных благ, развитие предпринимательской и инвестиционной активности, качество жизни населения, уровень доходов и занятости, а также развития социальной сферы субъекта.

Своевременность и полнота уплаты региональных налогов прямым образом способствует социально-экономическому развитию региона, т.е. эффективно перераспределяя данные поступления, осуществляется социальная поддержка определенной категории граждан и реализуется развитие приоритетных направлений экономики.

К региональным налогам относятся транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес [2].

Транспортный налог занимает 1,3% удельного веса в общей структуре налоговых доходов регионального бюджета Омской области в 2018 году. Он отчисляется в консолидированный бюджет области по нормативу 100% в соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ [1].

Поступления по транспортному налогу в консолидированный бюджет Омской области имеют положительную тенденцию к увеличению. В 2017 году прирост составил 11,8%, а в 2018 - 5,5% (рис. 1).

Рис. 1. Поступления по транспортному налогу в консолидированный бюджет Омской области, тыс.руб.

[16]

Данный прирост можно связать с увеличением количества транспортных средств и налогоплательщиков

(рис.2).

Количество налогоплательщиков по транспортному налогу (Омская область), единиц

5 852

5 789 460 924 1 юл

454 649 ■ фл

2016 ТИП

Рис. 2. Количество налогоплательщиков по транспортному налогу в Омской области, единиц [16].

Изменения в количестве налогоплательщиков среди юридических лиц незначительные - увеличение всего на 63 единицы, а количество налогоплательщиков в лице физических лиц увеличилось на 6 275 единицы.

Физические лица составляют 98% от общего количества плательщиков транспортного налога, остальные 2% - организации.

Целесообразно будет анализировать количество наземных транспортных средств (таблица 1), так как они составляют 99,15% от общего количества транспортных средств, учтенных в базе данных налогового органа, тогда как водные и воздушные транспортные средства составляют 0,8% и 0,01% соответственно.

Таблица 1

Количество наземных транспортных средств, учтенных в базе данных налогового органа по Омской области (физические и юридические лица), единиц

Наземные транспортные средства 2016 год 2017 год Прирост, %

Всего 699 986 709 959 1,4

из них автомобили легковые с мощностью двигателя:

до 100 л.с. 324056 320 609 -1,1

от 100 до 150 л.с. 185628 196 423 5,8

от 150 до 200 л.с. 36132 37 941 5,0

от 200 до 250 л.с. 14434 15455 7,1

свыше 250 л.с. 9426 10187 8,1

Наиболее распространенной категорией машин являются транспортные средства до 100 лошадиных сил - они составляют около 45% от общего количе-

ства. В 2017 году их количество сократилось на 3 447 единиц или на 1,1%. Наибольший прирост наблюдается в категории транспортных средств с мощностью

свыше 250 лошадиных сил - на 8,1%. Данная тенденция может быть связана с улучшением уровня жизни в регионе.

Сравнивая поступления по транспортному налогу в разрезе Сибирского федерального округа,

можно сделать вывод, что первое место по собираемости транспортного налога занимает Новосибирская область - 2,3 миллиарда рублей, а Омская область находится на 4 месте - 1,3 миллиард рублей (таблица 2).

Таблица 2

Динамика поступлений по транспортному налогу по Сибирскому Федеральному округу, тыс.руб. [16]

2016 год 2017 год Прирост, % 2018 год Прирост, %

Иркутская область 1 987 218 2 130 651 7,2 2 674 132 25,5

Кемеровская область 1 818 304 1 958 190 7,7 2 237 620 14,3

Новосибирская область 2 076 134 2 377 089 14,5 2 740 371 15,3

Омская область 1 213 514 1 356 357 11,8 1 583 851 16,8

Томская область 542 029 619 256 14,2 854 227 37,9

Наименьшая сумма поступлений наблюдается в Томской области - 619 256 миллионов рублей. Данные суммы поступлений подтверждаются количеством налогоплательщиков. Однако наибольший

прирост в размере 37,9% в 2018 году наблюдается в Томской области.

Наибольшее количество налогоплательщиков по транспортному налогу находится в Новосибирской области и наименьшее в Томской области (рис.3).

Рис. 3. Плательщики по транспортному налогу за 2016-2017 год по Сибирскому Федеральному округу,

единиц

В данном случае следует учитывать и численность населения области, и уровень жизни населения. Например, численность населения Новосибирской области на 2017 год составляла 2 779 555 человек, Омской области - 1 972 682 человек, а Томской -1 078 891 человек.

В Новосибирской области количество автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. и от 100 до

150 л.с. преобладают в равных долях (41%), а доля автомобилей с мощностью двигателя от 150 до 200 л.с. в Новосибирской области превышает долю по Омской области на 5%. Количество дорогостоящих машин (более 250 л.с.) в Новосибирской области больше на 10 923 единицы, чем в Омской области (рис. 4).

Рис. 4. Количество легковых автомобилей, по которым предъявлен налог к уплате, единиц

Законодательством утверждены максимальные ставки транспортного налога по России, но Налоговым кодексом установлено, что конкретный размер ставки налога определяется соответствующим законом субъекта.

В Омской области ставки по транспортному налогу были установлены законом Омской области от 18 ноября 2002 года № 407 - ОЗ «О транспортном налоге» (с изменениями на: 23.03.2016) [12].

По данным таблицы 3 самые высокие ставки преобладают в Кемеровской области, а также в этой области присутствует ставка для транспортных средств с мощностью двигателя до 80 л.с.

Ставки по транспортному налогу по *Составлено авторами по данным источников 5.

В Новосибирской и Иркутской областях ставки более дифференцированы. Например, согласно закону от 16.10.2003 № 142-ОЗ (ред. от 25.12.2018) в Новосибирске размер ставки зависит от количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля: до 5 лет, от 5 до 10 лет и более 10 лет, а в Иркутской области согласно закону от 04.07.2007 № 53-ОЗ (в ред. от 21.11.2014) размеры ставок установлены для легковых автомобилей с года, следующего за годом выпуска которых, по состоянию на 1 января прошло менее или более 7 лет.

Таблица 3

Сибирскому федеральному округу за 2019 год

, 6, 7, 8, 9

Мощность двигателя до 80 л.с. до 100 л.с. от 100 до 150 л.с. от 150 до 200 л.с. от 200 до 250 л.с. более 250 л.с.

Омская обл. 7 15 30 45 90

Новосибирская обл. 6 10 30 60 150

Кемеровская обл. 5, 5 8 14 45 68 135

Иркутская обл. 10,5 14,5 35 52,5 105

Томская обл. 8 14 28 47 110

На территории Омской области предусмотрено 6 социальных и стимулирующих льгот по транспортному налогу. Стоит отметить, что с 1 января 2019 года была отменена льгота для физических лиц (с 1 января 2015) и преференция для налогоплательщиков - организаций (с 1 января 2016) владельцев грузовых автомобилей с допустимой массой свыше 12 тонн (далее большегрузы), зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы

«Платон». Данная льгота позволяла налогоплательщикам получить полное освобождение от уплаты транспортного налога или налоговый вычет. С 2019 года владельцы большегрузов будут платить за проезд по федеральным трассам, а также транспортный налог на общих основаниях.

Рассмотрим влияние этой льготы на доходы бюджета Омской области (таблица 4).

Таблица 4

Динамика доходов, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот за 2016 - 2017 гг.

2016 2017 Изменения, %

Тыс. руб. Тыс. руб.

Всего 22 596 24 226 + 7,2

-по юридическим лицам 15 959 17 689 +10,8

-по физическим лицам 6 637 6 537 -1,5

Наибольший удельный вес имеет сумма, не поступившая в бюджет от юридических лиц - около 73% в 2017 году, прирост которой составил почти 11%. Данная ситуация сложилась в силу того, что

большая часть льгот предназначена именно для юридических лиц.

Задолженность по транспортному налогу в 2018 году сократилось на 51% за счет мер взыскания (рис.5).

Динамика задолженности по транспортному налогу ] Омской области.

.руб.

1 363 987

984 607 гч/О ■V ■■ О

663 007

2016

2017

2018 (01.12.)

Рис.5. Динамика задолженности по транспортному налогу в Омской области, тыс.руб.

Наибольшая доля налоговых доходов по транспортному налогу в Омской области поступает от легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил, так как их количество превалирует. Анализируя налоговую базу и налогоплательщиков

транспортного налога с погрешностью ~15%, можно сказать о том, что в Омской области преобладают легковые автомобили, с момента выпуска которых прошло более 10 лет (рис.6).

Рис. 6. Количество легковых автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 10 лет и менее 10

лет в Омской области

В структуре автомобилей, с года выпуска которых прошло более 10 лет 4,8% занимают автомобили, срок службы которых составляет от 81 до 39 лет и 77,7% автомобили от 38 до 10 лет. Структура автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 10 лет выглядит следующим образом: 14% - от 9 до 5 лет и 3,5% - от 4 лет до 3 месяцев.

Стоит также отметить структуру мощности легковых автомобилей до 100 л.с. в Омской области: до 80 л.с. - 60%, а свыше 80 л.с. - 40% от всех автомобилей.

Преобладающее количество владельцев легковых автомобилей до 100 л.с. занимает работающее население, из них 55,2% в возрасте от 59 до 40 лет и 44,8% в возрасте от 39 до 18 лет (рис. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36% ■ Пенсионеры

Работающее население

64%

Рис.7. Структура владельцев легковых автомобилей до 100 л.с. в Омской области

Несмотря на ежегодный прирост налоговых доходов от транспортного налога, в Омской области есть потенциал увеличения его собираемости. Налоговая ставка является одним из ключевых рычагов, способствующих увеличению налоговых доходов бюджета любого уровня.

Ставки транспортного налога в разрезе

Согласно Закону Омской области от 18.11.2002 № 407-ОЗ «О транспортном налоге» (ред. от 23.03.2016 №1860-ОЗ), ставки по транспортному налогу не менялись с 2010 года. На март 2019 года ставка для легковых автомобилей до 100 л.с. составляет 7 рублей, а средняя по Сибирскому Федеральному округу - 8 рублей (таблица 5).

Таблица 5

ибирского Федерального округа на 2019 год*

До 100 л.с. От 100 до 150 л.с От 150 до 200 л.с. От 200 до 250 л.с. свыше 250 л.с.

Республика Алтай 10 14 20 45 120

Республика Бурятия 10,3 19,5 27,8 41,7 83,4

Республика Тыва 7,7 12 29,7 50,6 107,8

Республика Хакасия 6 15 29 50 104

Алтайский край 10 20 25 60 120

Красноярский край 5 14,5 29 51 102

Иркутская область 10,5 14,5 45 68 135

Кемеровская область 8 14 45 68 135

Новосибирская область 6 10 30 60 150

Омская область 7 15 30 45 90

Томская область 8 14 28 47 110

Забайкальский край 7 10 20 33 65

Средняя ставка по Сибирскому Федеральному округу 8 14 30 52 110

*Составлено авторами по данным источников 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14

Сравнивая ставки в разрезе Сибирского Федерального округа можно отметить, что самая высокая ставка для легковых автомобилей до 100 лошадиных сил установлена в Иркутской области, а самая низкая в Красноярской области. В Омской области ставка для налогообложения легковых машин до 100 л.с. установлена ниже средней.

Расчеты размеров поступлений от транспортного

Исчисление суммы, подлежащей уплате в бюджет, происходит по следующей формуле:

Сумма налога = Налоговая база х Налоговая ставка (1) Рассчитаем прирост налоговых поступлений по транспортному налогу в случае увеличения налоговой ставки на 1 рубль (таблица 6, рис.8).

Таблица 6

Мощность автомобиля Количество, шт. Сумма при ставке 7 руб. за 1 л.с., руб. Сумма при ставке 8 руб. за 1 л.с., руб.

до 60 л.с. 11 266 3 936 395,96 4 498 738,24

от 60 л.с. до 80 л.с. 114 923 59 070 188,43 70 508 786,76

от 80 л.с. до 100 л.с. 187 939 110 004 431,56 70 508 786,76

Итого 314 128 173 011 015,95 197 726 875,32

Эффект от увеличения ставки на 1 рубль составит около 24,7 миллионов рублей (с поправкой на официальные данные с отчетности 5-тн за 2017

год) или на 14,3%, без учета налогоплательщиков -юридических лиц.

Рис.8. Увеличение размера поступлений от транспортного налога при увеличении налоговой ставки на 1

руб.

Такое повышение ставки не будет являться высокой нагрузкой для населения, так как заработная плата в регионе постепенно увеличивается.

Транспортный налог довольно прост в начислении, так как налоговая база определяется четко, объекты - конкретны, а ставки фиксированы, но, несмотря на простоту налогообложения, в процессе администрирования налога существуют некоторые недоработки, которые в свою очередь препятствуют его полной собираемости. Чаще всего такие недоработки касаются обмена информацией о наличии транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе и т.д. между органами, которые вовлечены в процесс администрирования транспортного налога.

Повышение налоговой ставки по транспортному налогу может увеличить налоговую нагрузку для многодетных семей. В Послании Президента Российской Федерации 2019 года была озвучена льгота для многодетных семей, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей. В Омской области, согласно Министерству труда Омской области, проживают 26 865 многодетных семей с 88 973 детей. Среди налогоплательщиков транспортного налога такие семьи занимают только 3%.

Прогнозируя величину поступлений в бюджет по транспортному налогу в Омской области, следует учесть все изменения. Во-первых, с 01.01.2019 года отменена была отменена льгота для физических лиц (с 1 января 2015) и преференция для налогоплательщиков - организаций (с 1 января 2016) владельцев грузовых автомобилей с допустимой массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы «Платон».

Из общего количества юридических лиц, использующих льготы, около 71,5% пользовались преференцией «Платон», а из общего количества физических лиц - 94%. На 01.01.2018 г. сумма доходов, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам - юридическим лицам налоговой преференции «Платон» составила 12 653 тыс. руб., а на 01.01.2019 г. - 12 667 тыс. руб., среднее значение составляет 12 660 тыс. руб. По физическим лицам сумма доходов, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот, составила на 01.01.2018 г. - 6 139 тыс.руб. и в 2018 году данное значение не поменялось. Следовательно, увеличив прогнозную сумму на среднюю величину поступлений, транспортный налог = 1 810 341 + 12 660 + 6 139 = 1 838 140 тыс. руб.

Во-вторых, увеличение налоговой ставки для легковых автомобилей с мощностью до 100 л.с. с 7 до 8 рублей за 1 лошадиную силу. Прогнозная сумма увеличится на 1 838 140 + 24 716 = 1 862 856 тыс. руб.

Ссылаясь на послание Президента РФ и введение новой льготы для многодетных семей, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей, следует отметить, что собираемость налога в Омской области снизится на размер суммы, составляющей 3% от доходов, не поступивших в консолидированный бюджет Омской области за счет применения налоговых льгот (без льготы «Платон»).

Тогда сумма транспортного налога составит: 1 862 856 - (6 537 - 6 139) х0,03= 1 850 916 тыс. руб.

Таким образом, прогнозируем увеличение поступления от транспортного налога в консолидированный бюджет Омской области на 16,8%.

Библиографический список

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 2 от 5 августа 2000 №117 - ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

3. Закон Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (ред. от 05.10.2018 №67-ЗС) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

4. Закон Забайкальского края от 20.11.2008 № 73-ЗЗК «О транспортном налоге» (ред. от 28.09.2018 № 1643-ЗЗК) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

5. Закон Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге» (ред. от 28.11.2018 №108-ОЗ) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

6. Закон Новосибирской области от 16.10.2003 №142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» (ред. от 31.10.2014 №475-ОЗ) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

7. Закон Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-ОЗ «О транспортном налоге» (ред. от 24.12.2018 №116-ОЗ) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

8. Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» (ред. от 19.04.2018 № 51555) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

9. Закон Омской области от 18.11.2002 № 407-ОЗ «О транспортном налоге» (ред. от 23.03.2016 №1860-ОЗ) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

10. Закон о транспортном налоге на территории Республики Алтай от 27.11.2002 №7-12 (ред. от 24.12.2018 №86-РЗ) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

11. Закон Республики Бурятия от 26.11.2002 № 145-Ш «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской федерации» (ред. от 20.12.2017) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

12. Закон Республики Тыва от 28.11.2002 № 92 ВХ-1 «О транспортном налоге» (ред. от 28.11.2017 № 328- 3РТ) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

13. Закон Республики Хакасия от 25.11.2002 № 66 «О транспортном налоге» (ред. от 17.12.2018 №76-3РХ) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

14. Закон Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге» (ред. от 04.10.2018 №105-ОЗ) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

15. Иванова, Е.В., Методика оцени эффективности налогового администрирования [Текст] / Е. В. Иванова // Финансовый журнал. - 2011. - №4 (10). - С. 109-118.

16. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.nalog.ru, свободный.

Сведения об авторах:

Иванова Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и учет» Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, г., (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6); доцент АНОО ВО Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (644116, Российская Федерация, г. Омск 24 Северная, 196/1), e-mail: [email protected].

Симонова Наталья Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и учет» Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, г., (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6); доцент АНОО ВО Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (644116, Российская Федерация, г. Омск 24 Северная, 196/1), e-mail: [email protected].

Ураева Алена Игоревна - магистрант Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 23.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.