Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НАДЁЖНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГРЕССИОННОГО И КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА'

ОЦЕНКА НАДЁЖНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГРЕССИОННОГО И КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДА / ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК / ЭЛЕКТРОВОЗ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕМОНТ / РЕГРЕССИЯ / ОТКАЗ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Якубов Миржалил Сагатович, Назирхонов Тулаган Мансурхон Угли, Сагатова Муборак Абдумалик Кизи

Выполнен анализ и проведена оценка надёжности систем асинхронных электроприводов электровозов с трёхфазным асинхронным двигателем с использованием известных методов энерго-ресурсосбережения в режиме высокоскоростной перевозки пассажиров и грузов. Разработаны регрессионные и корреляционные модели расчета показателей надёжности в зависимости от выполнения технического обслуживания, позволяющих дать количественную оценку зависимости в работы системы электропривода электровозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Якубов Миржалил Сагатович, Назирхонов Тулаган Мансурхон Угли, Сагатова Муборак Абдумалик Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIABILITY EVALUATION OF CONTROL SYSTEMS OF ASYNCHRONOUS ELECTRIC DRIVES OF AC ELECTRIC LOCOMOTIVES IN VARIOUS OPERATION MODES USING REGRESSION AND CORRELATION ANALYSIS

The analysis was carried out and the reliability of the evaluation of systems of asynchronous electric drives of electric locomotives with a three-phase asynchronous motor was carried out using methods for studying energy saving in the mode of high-speed transportation of passengers and goods. Regression and correlation calculations of reliability indicators depending on the performance of maintenance have been developed, which make it possible to calculate the numerical dependence in the operation of the electric locomotive electric drive system.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НАДЁЖНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГРЕССИОННОГО И КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА»

• 7universum.com

UNIVERSUM:

^_июнь. 2023 г.

DOI - 10.32743/UniTech.2023.111.6.15649

ОЦЕНКА НАДЁЖНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГРЕССИОННОГО И КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА

Якубов Миржалил Сагатович

профессор

кафедры «Электроснабжение», Ташкентский государственный транспортный университет,

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: Yakubov@mail.ru

Назирхонов Тулаган Мансурхон угли

и.о. доцент

кафедры «Электрический подвижной состав», Ташкентский государственный транспортный университет,

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: tolagan@mail.ru

Сагатова Муборак Абдумалик кизи

Phd докторант кафедры «Электроснабжение», Ташкентский государственный транспортный университет,

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: muborak. sagatova@mail.ru

№ 6 (111)

RELIABILITY EVALUATION OF CONTROL SYSTEMS OF ASYNCHRONOUS ELECTRIC DRIVES OF AC ELECTRIC LOCOMOTIVES IN VARIOUS OPERATION MODES USING REGRESSION AND CORRELATION ANALYSIS

Mirzhalil Yakubov

Professor

Department "Electrical supply", Tashkent State Transport University, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Tulagan Nazirkhonov

Acting assistant professor Department "Electric rolling stock", Tashkent State Transport University, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Muborak Sagatova

PhD doctoral student Department "Electrical supply", Tashkent State Transport University, Republic of Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

Выполнен анализ и проведена оценка надёжности систем асинхронных электроприводов электровозов с трёхфазным асинхронным двигателем с использованием известных методов энерго-ресурсосбережения в режиме высокоскоростной перевозки пассажиров и грузов. Разработаны регрессионные и корреляционные модели расчета показателей надёжности в зависимости от выполнения технического обслуживания, позволяющих дать количественную оценку зависимости в работы системы электропривода электровозов.

Библиографическое описание: Якубов М.С., Назирхонов Т.М., Сагатова М.А. ОЦЕНКА НАДЁЖНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГРЕССИОННОГО И КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2023. 6(111). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/15649

UNIVERSUM:

_J :И_июнь. 2023 г.

ABSTRACT

The analysis was carried out and the reliability of the evaluation of systems of asynchronous electric drives of electric locomotives with a three-phase asynchronous motor was carried out using methods for studying energy saving in the mode of high-speed transportation of passengers and goods. Regression and correlation calculations of reliability indicators depending on the performance of maintenance have been developed, which make it possible to calculate the numerical dependence in the operation of the electric locomotive electric drive system.

Ключевые слова: управление электропривода, переменный ток, электровоз, техническое обслуживание, ремонт, регрессия, отказ.

Keywords: Electric drive control, alternating current, electric locomotive, maintenance, repair, regression, failure.

№ 6 (111)

Введение. Современное эффективное управление любим технологическим процессом вождения электровозов переменного тока невозможно без своевременного получения полной и достоверной информации о техническом состоянии его системы управления. Для получения такой информации используются показатели технического состояния силовых электрических цепей, систем управления и их диагностики. В процессе эксплуатации электрооборудования электровозов неминуемо возникают повреждения и их отказы. В системе электрооборудования электровозов переменнного тока наиболее уязвимыми элементами являются управляемые асинхронные электроприводы, работящие в резко переменных технологических и климатических и режимов движения.

В настоящее время в АО «0'2Ъек!81;оп 1етк уо'Пап» эксплуатируются около 50 электровозов переменного тока следующих серий «0'2Ъек181;оп», «О^У», «ШЕЬ» и «и2ЕЬЯ» изготовленных китайской компанией ЧЖУЧЖО техническое обслуживание и ремонт которых производится в депо «0'2ЪеЫ81;оп». Первая партия этих электровозов была пущена в ход

2003 году. Пробег каждого электровоза в настоящее время в среднем составляет более 1500 млн.км.

Период приработки указанных электровозов по электрическому оборудованию составлял 320370 тыс. км пробега, интенсивность потока отказов которых превышал средний уровень 2-3 раза.

Основная часть. Анализ последних исследований. Основными причинами отказов асинхронного электроприводов электровозов переменного тока являются:

• низкое качество текущего ремонта и технического обслуживания и ремонта системы электропривода;

• нарушение режима управления электровозов машинистами;

• несвоевременная доставка запасных частей (модулей ЮВТ, микропроцессорных систем управления и пр.).

• нарушение воздушного и жидкостного охлаждения;

• резкое переключение режимов работы системы управления электроподвижного состава.

Таблица 1.

Данные отказов и повреждений функциональных звеньев асинхронного привода электровозов

Виды функциональных звеньев асинхронного электропривода Отказы и повреждения, шт. Общее количество эксплуатируемых функциональных звеньев.

Тяговый трансформатор 6 49

Конденсаторный фильтр 15 294

Автономный инвертор напряжений 33 594

Конвертор 4QS 48 564

Система управления 17 98

ТАД 32 294

Ниже приведены гистограмма и диаграмма удельных отказов функциональных звеньев (ФЗ) управляемого асинхронного электропривода.

№ 6 (111)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

июнь, 2023 г.

60 50 40 30 20 10 0

I ■

Тяг.трансф. Конд.фильтр АИН Преоб. 4QS Сис.упр. Заряд.агрег. ТЭД

Виды функциональных звеньев

а)

2,10%

12,60%

ШМШ

■ Тяговый трансформатор

■ Конденсатор

■ Инвертор

■ конвертор

■ система упр.

■ зарядный агрегат

■ тэд

б)

Рисунок 1. Гистограмма а) и диаграмма б) удельных отказов функциональных звеньев систем управления электровозов серии «O'zbeЫston», «OizY», «UzEL» и «UzELR» с асинхронным приводом

При выходе из строя одного из функциональных звеньев (ФЗ) электропривода переменного тока: четырехквадратного преобразователя 4QS, емкостного фильтра (ЕФ), автономного инвертора напряжения (АИН), системы управления и встроенной диагностики а также тягового трехфазного асинхронного двигателя (ТАД) режим работы которых осуществляется микропроцессорной системой управления вщзможны повреждения и отказы [1, 2, 9].

При частичном метрологическом отказе каждого ФЗ система сохраняет свою работоспособность, но это погрешность во многих случаев превышает предельное значение. Диагностирование полных отказов ФЗ осуществляется с помощью встроенных систем диагностирования средств измерения и контроллером машиниста.

В существующей системе диагностирования асинхронного электропривода частичный отказ не предусмотрен, поэтому актуальной задачей является создание системы диагностирования частичных отказов, независящую от типа существующих средств измерения [1,2]. В предлагаемой статье рассмотрены этапы создания регрессионной и корреляционной модели устройства управления электрического привода электровозов.

В настоящее время комплекс техническое обслуживание и ремонт (ТОР) электровозов переменного тока в депо «O'zbekiston» представляют собой определенную систему профилактических и организационных воздействий на узлы и элементы ФЗ с целью обеспечения их работоспособности и назначенного ресурса.

Эксплуатация электровозов как восстанавливаемых объектов сопровождается двумя потоками событий - первое потоком отказов элементов ФЗ и второе потоком восстановления их работоспособности. При этом интенсивность потока восстановления должна быть не менее интенсивности потока отказов [3, 4, 7, 8].

Сущность установленной планово - предупредительной системы каждого этапа ТОР электровозов состоит в выполнении работ в соответствии со структурой цикла. При каждом этапе ТОР электропривода электровозов выполняются работы, предусмотренные нормативами и перечнем операции.

Анализ существующих исследований в сфере систем ТОР электропривода электровозов переменного тока в условиях депо «O'zbekiston» позволил сделать ряд обобщений и определений, необходимых для получения новых научных и практических решений [6]. С этой целью введём обобщенную

№ 6 (111)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

июнь, 2023 г.

характеристику состояния напряженности работы электропривода электровозов в маршруте - способностей и возможностей выполнять многоплановые функции в каждом ФЗ в пределах допускаемых отклонений по его соответствующему ресурсу. Ресурс электропривода электровоза - это есть функция его обобщенной характеристики, т.е. способностей и многокритериальных возможностей функционировать в условиях интенсивной выработки технического ресурса электрических соединений и электронных блоков регулировки.

Постановка задачи. Оценка наибольших потерь ресурсов системы управления при рабочих процессах в период пассажиро-грузонапряженных движений при аварийном выходе из строя электровоза и необходимости вывода его из установленного графика. Ресурсные возможности установок электроприводов электровозов, участвующих в процессе движения зависят от разнообразия, сложности и напряженности графика движения, что требует непременного применения методов и средств оптимизации периодичности системы ТОР с учётом результатов диагностирования [3,4].

Изложение основного материала исследований.

Для оценки линейной регрессионной зависимости материала экспериментальных исследований рассмотрим данные из семи признаков, указанных в таблице №1. Соответствующих разным видам ФЗ. Анализ данных показывает, что наиболее результативными признаки являются по конденсаторному фильтру, АИН, конвертору 4QS и система существующего правления и диагностики. На основе этих данных составим общее линейное уравнение [5]:

Х1,2,3,4,5 = Ьг + Ь2%2 + Ь3Х3 + Ъ4%4 + Ь5%5, (1)

Случайные величины х^ пронормируем в виде:

J Si

(2)

где )=1,5

В результате получим уравнение регрессии в стандартном масштабе:

£1.2.3.4.5 = $2*2 + ^3 + $4*4 + №5, (3)

где ßj = bj — j = 2, 5

bt=ßA j = 2,5

(4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(5)

Приведем (3) к виду:

Ь1=х1- Ъ2%2 + Ь3х3 + ЬАхА + ЬБхв (6)

Для дальнейших расчетов составим корелляцион-ную матрицу, используя Есхе1 [8]:

- 1 0.56 0.48 0.58 0.25

0.56 1 0.46 0.14 0.10

0.48 0.46 1 0.15 0.04

0.58 0.14 0.15 1 0.30

-0.25 0.10 0.04 0.30 1 -

(7)

Для коэффициентов корреляции ^ = 2)5 определим наблюдаемые значения критерия на основе [5]:

гц^й-2

IинаблI

(8)

\1-ri

к -

Учитывая (7) получим для каждого тгсоответ ственно результаты наблюдений №набл | [5]:

r1j 0.56 0.48 0.58 0.25

ItHa6nI 3.50 2.82 3.87 1.39

(9)

Табличное значение 1 - критерия Стьюдента на уровне значимости а = 0,05 и числа степеней свободы п-2=30-2=28 считаем равным 2,05. Следовательно коэффициенты корреляции г12 = 0.56; г13 = 0.48; г14 = 0.58 значимы на уровне а = 0,05. А коэффициенты корреляции г05 = 0.25 значимы на уровне 0.20.

Уравнение регрессии в стандартизированном масштабе учитывая (3), (4), (5) можно представить в виде:

1,2,3,4,5

= 0,41t2 + 0.25t3 + 0.52t4 + 0.07t5 (10)

или в виде:

X1,23A,5 X1

Si

0,41(x1 — x2) x3 — x3

1-- + 0.25 3 _ 3 +

Sa S5

(11)

Коэффициент множественной детерминации: ^1.23.4.5 = Р2Г12 + Р3Г13 + Р4Г14 + Р5Г15 (12)

Оказался равным Я^>2,3,4,5 = 0,67. Это означает, что 67% колеблемости результативного признака (трудозатраты на техническое обслуживание и ремонт) объясняется за счет вариации линейной комбинации отказов в работе систем управления электроприводов, при данных значениях коэффициентов регрессии р^,] = 2, 5.

Известно [5], что величина (1-^2,2,3,4,5)=1-0.67=0.33 определяет долю результативного признака, связанную с изменением неучтённых факторов. Необходимо указать, что вклад каждого учтенного фактора Хр при ] = 2, 5 в общую величину признака х1 определяется в виде произведения Р]г1]-выраженного в процентах. Составим видоизменённую таблицу, на основе выше приведённой корреляционной матрицы взаимовлияния с учётом (9):

ßj ri

ßi-ri

Х2 0.41 0.56 0.23

Х3 Х4 Х5

0.25 0.52 0.07

0.48 0.58 0.25

0.12 0.30 0.02

Из последних данных следует, что 23% изменение трудозатрат на ТОР связано с изменяемостью,

3

1

№ 6 (111)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

июнь, 2023 г.

т.е., величин отказов в работе асинхронного электропривода электровоза:

• 12 % с вариацией отказов автономного инвертора напряжения;

• 30% - с вариацией отказов в работе TAD;

• 2% - с вариацией отказов в работе 4QS. Коэффициент скорректированной множественной

корреляции составляет [5]:

я2

= /1- (1-^,2,3,4,5)^-7=0,82 (13)

Подставляя исходное данные в (13) получим:

^1,2,3,4,5 _ j

5 = /1 - (1 - 0.822 )

30-1

30-4-1

=0.79 (14)

Далее определим обобщенный ресурс системы управляемого асинхронного электропривода с ТАD:

^набл

(l-*2,2,3,4,5> (1-0,792)-4

= 6,36 (15)

Определим теперь роль коэффициентов в стандартизированном уравнении регрессии (10). Допустим что х2 = х. + 52, х3 = х3; х4 = = х5.

Учитывая исходные данные и подставляя их в (10) получим:

= + = + 0.41 • 25 = х + 10.48 (16)

Анализ (16) показывает, что при увеличении среднего числа отказов в работе системе электропривода на величину х2 = 1.67 среднее значение трудозатрат на ТОР - 2 возрастает на 10,48 с учётом того, что значения остальных факторов будет зафиксированы на средних уровнях.

Рассмотрим теперь линейное уравнение (11) множественной регрессии и выясним роль коэффициентов = 2.5 в уравнении.

В уравнении (11) значения фактора увеличим на Ах2 = 1, а значения остальных факторов оставляя их без изменения, получим:

; Х3; Х4; х5) = 33.11 + +6.28(Х2 + АХ2) = 4.32х3 + 12.31х4 + 1.74х5 (17)

Разработанные регрессионные и корреляционные модели расчета позволяют дать количественную оценку зависимости объемов ТОР отказов в работе систем электропривода с ТАД и могут быть использоваться для разработки оптимальной системы ТОР в условиях текущей эксплуатации электровозов.

Выводы

Эксплуатация современных электровозов таких как «O'zbekiston», «O'z Y», «O'zEl» и «O'zELR» на железнодорожных линиях «O'zbekiston Temir Yo'llari» неоднозначны и весьма специфичны.

Работа с перевозками пассажирскими и тяжеловесных грузов производится на различных по своим характеристикам (длине, продольном и поперечным уклонам, радиусом кривых в плане и профиле, состоянию покрытия полотна пути, маршрутов, высоких динамических нагрузок на электровозы. Эти характеристики приводят к ухудшению их технического состояния и значительно отличаются от условий эксплуатации, предписанных заводом изготовителем. Анализ регрессионных и корреляционных показателей дает основание считать, что в сложных и тяжёлых условиях эксплуатации электровозов в системе «O'zbekiston temir yo'llari» показатели изменения коэффициентов использования электровозов, вводимых в работу, характеризуется тремя этапами. На первом этапе (1-1,2 года) происходит значительное снижение коэффициента использования на втором этапе (2-5 года) коэффициент использования стабилизируется, на третьем он вновь снижается до уровня, когда на дальнейшая эксплуатация электровоза без капитальных ремонтов.

На основании вышеуказанных расчетов можно утверждать, что работоспособность электровозов в значительной мере определяется системой технического обслуживания и ремонта. При регламентированных сроках службы электровозов (20-30 лет) продление их работоспособности в значительной мере определяется применением современных систем мониторинга и технического обслуживания, включающим модифицированные встроенные устройства и математические и алгоритмические методы диагностирования, что и является приоритетной задачей этого направления.

Список литературы:

1. Плакс Д.В. Системы управления электрическим подвижным составом. - М.: Маршрут, 2005 - 360 с.

2. Магистральные электровозы. Электрические аппараты, полупроводниковые преобразователи, системы управления/ Под ред. В.И. Бачарова, Б.А. Тушканова - М.: Электроатомиздат, 1994. - 384 с.

3. Литовченко В.В. 4Q-S четырехквадратный преобразователь электровозов переменного тока. Известия вузов. Электромеханика. №3. 2000 с. 64-73.

4. Браславский И.Я., Ишматов З.Ш., Барац Е.И. Адаптивная система прямого управления моментом асинхронного двигателя// Электротехника. №11. 2008 с. 35-39.

5. Емец С.В., Морозов А.А. Корреляционный и регрессионный анализ в задачаз диагностирования метрологических отказов. - Уфа. Сборник трудов IX Всеросс. Н.-Т. Конференции. Том 2. С. 150-155.

6. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту электровозов переменного тока. - Ташкент, 2013. с. 191.

7. Control system for a frequency synchronized asynchronous electric drive., academia. Edu/66647235/Cont.

8. Jianlin Zhu Jianlin Zhu Keyou Liu Yu Tu Yi Yuan. A Research for AC Drive System of Electric Locomotive. A Research for AC Drive System of Electric Locomotive (researchgate.net)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.