газпром на заре
его реформирования
оценка моделей реформирования оао «газпром»
_Аннотация
Основными направлениями реформирования энергетического сектора являются дерегулирование, демонополизация и усиление конкуренции. Автор рассматривает четыре модели реформирования Газпрома и определяет оптимальный вариант, поясняя его целесообразность.
Огнерубова Т.А
аспирантка факультета менеджмента и экономической теории Международного института компьютерных технологий, инженер ОАО «Концерн Энергоатом» филиала НВАЭС-2, [email protected]
Необходимость реформирования российской газовой отрасли обусловлена тремя причинами. Во-первых, гигантские газовые месторождения вступили ныне в фазу падающей добычи, что обусловливает необходимость разработки новых месторождений, большая часть которых расположена в еще более трудных климатических условиях, чем разрабатываемые сегодня. Во-вторых, нарастает износ магистральных и распределительных газовых сетей. Все это требует новых инвестиций, доля которых в издержках производства существенно возрастает [1]. В-третьих, управленческая структура газового холдинга слишком громоздка и требует реструктуризации.
Ситуация в газовой отрасли и в ОАО «Газпром»
Современное положение газовой отрасли имеет следующие особенности. 1. Увеличивается объем экспорта за рубеж, и снижаются объемы внутреннего потребления. Такая ситуация может негативно отразиться на российском обществе вследствие незаконного подключения к газотранспортной системе, приостановки работ по расширению строительства газопроводов в сельской местности.
российскш предпринимательство, 2009, № 3 (1) 112
2. Слияния и поглощения в рамках холдинга позволяют выживать мало- или нерентабельным производствам, сохраняя рабочие места, однако приобретая такие производства, компания привлекает крупные кредиты и займы и увеличивает свою кредиторскую задолженность. С 2000 года ОАО «Газпром» осуществляет диверсификацию производства. За это время холдинг приобрел акции следующих компаний: «Сибнефть», Sakhalin Energy (проект Сахалин-2), «Русиа Петролеум» (Ковыктинское месторождение), «Нортгаз», основные газодобывающие активы ОАО «Итера», «Строй-трансгаз», «Мосэнерго», «СИБУР» и «Салават-нефтеоргсинтез», владеет медиакомпанией, предприятиями электроэнергетики и др. [3; 4].
3. ОАО «Газпром» финансирует организации, преимущественно расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке, не входящие в холдинг, что увеличивает размер дебиторской задолженности, влияющий на финансовую устойчивость компании.
4. Еще одной отличительной чертой компании является приобретение непрофильных активов, которые не оказывают существенного влияния на экономический рост страны («Газпром-медиа»), что приводит к росту долгосрочных обязательств.
5. ОАО «Газпром» производит продукцию, которая относится к общественным благам, то есть является незаменимой для нормального существования каждого человека в государстве. С учетом того, что недра принадлежат обществу, увеличивать внутренние цены на газ до мирового уровня неэтично по отношению к российским гражданам. Однако Газпром повышает внутренние тарифы в целях увеличения рыночной стоимости компании, поддержания имиджа на мировом фондовом рынке, более масштабного финансирования НИОКР и капитальных вложений на разработку новых месторождений.
Модель реформирования Газпрома — его собственная
Первая модель реформирования отрасли предложена самим Газпромом и состоит из трех
Ключевые слова
российская газовая отрасль;
демонополизация; модели
реформирования; выбор поставщиков; рыночная стоимость компании; тарифы;
государственный контроль
производит
продукцию,
которая
относится к общественным благам,
то есть является незаменимой для нормального существования каждого человека в государстве
этапов. Первый этап (2003-2006) направлен на совершенствование на уровне материнской компании структуры управления, регламентных процедур, системы бюджетирования. Основные цели первого этапа:
1) установление цен на природный газ на уровне его себестоимости;
2) осуществление продаж газа на свободном рынке (бирже). На сегодняшний день существуют две площадки по торговле газом: электронная площадка Межрегионгаза и Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса;
3) внедрение практики заключения долгосрочных контрактов на внутреннем рынке. Мероприятия второго этапа реформы Газпрома (2004-2008):
1) выведение непрофильных активов;
2) концентрация и централизация производства, начиная от добычи природного газа и заканчивая сбытом продукции;
3) оптимизация организационной структуры холдинга с помощью разделения как профильных, так и непрофильных видов деятельности: добычи, транспортировки, переработки, подземного хранения газа, сбыта газа и жидких углеводородов, медиа-активов;
4) кроме концентрации вышеперечисленных видов деятельности планируется выделить в отдельные департаменты социальную инфраструктуру, сервисные службы, технологические и коммерческие услуги связи, распределительные сети.
На третьем этапе реформирования (20082010) у потребителей появится возможность выбора различных поставщиков, цена на газ для населения России поднимется, по плану руководства компании, до 50-55 долларов/тыс. м3.
Еще три модели реформирования Газпрома
Вторая модель реформирования ОАО «Газпром», предложенная Министерством экономического развития, основана на предпосылке дефицита природного газа. По мнению Министерства, решение проблемы отрасли — в улучшении ее инвестиционной привлекательности. Тарифы на
ссийское предпринимательство, 2009, № 3 (1)
газ должны быть установлены на рыночном уровне. Естественный ограничитель бесконтрольного роста цен — это механизм конкуренции. Данная модель предполагает децентрализацию активов газовой отрасли и создание конкуренции среди более мелких компаний, где потребитель может выбирать поставщика. Планируется создание государственной компании, владеющей естественно-монопольной составляющей (транспортировка природного газа). Третья модель реформирования ОАО «Газпром» принадлежит Союзу независимых производителей газа («Союзгаз»). По мнению «Союзгаза», необходимо вести раздельный учет затрат по добыче, транспортировке и продаже природного газа, создать свободный сектор российского газового рынка в объеме 10-12% и ограничить доступ независимых компаний, не входящих в организационную структуру Газпрома, к экспорту в СНГ и Евросоюз, несмотря на то, что они готовы помогать развитию российской газовой отрасли включением инвестиционной составляющей в тариф на транспортировку природного газа. Четвертая модель реформирования ОАО «Газпром» предложена Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Главная цель — переход к конкурентному рынку торговли газом. В процессе реформирования РСПП планирует использовать механизм двух-секторного рынка. Сущность механизма заключается в постепенном увеличении нерегулируемого государством естественно-монопольного сектора и сокращении регулируемого. По мнению авторов, повышение цен на природный газ или организация конкуренции на газовом рынке будут выгодны Газпрому, однако в целом не решат проблемы отрасли. РСПП предлагает выделить из ОАО «Газпром» дочернюю компанию «Ространсгаз» и передать ей транспортировку и хранение газа, а также функцию диспетчеризации газовых потоков [2].
Оптимальный вариант реформирования
Рассмотрев четыре варианта реформы, сделаем некоторые выводы.
каждая концепция
реформирования
предполагает
увеличение
тарифов
на общественно-
необходимый
продукт
/и а
при увеличении ц ен на газ
потребителей, спрос значительно снизится, что приведет к обострению обстановки в стране
1. ОАО «Газпром» имеет стратегическое значение не только для нашей страны, но и для всей Европы, следовательно, реформирование будет влиять не только на национальную экономику, но и на страны транспортировки природного газа, находящиеся на одном континенте. Чтобы обеспечить расширенное воспроизводство российской нефтегазовой отрасли, необходимо ускоренными темпами развивать новые месторождения.
2. В настоящее время уже проводятся мероприятия по реформированию газовой отрасли: создание нерегулируемого сектора; включение инвестиционной составляющей в транс-порт-ный тариф; организационное разделение видов деятельности внутри компании.
3. Каждая модель преследует свои цели. МЭРТ очет создать конкуренцию на газовом рынке; 3СПП пытается найти баланс интересов потребителей газа и интересов ОАО «Газпром», «Союзгаз» планирует обеспечить свободный доступ к газопроводам, ОАО «Газпром» — улучшить свое финансовое состояние. Реформаторы имеют единое мнение о необходимости внедрения конкуренции с помощью механизма двухсекторного газового рынка и повышения внутренних цен на газ.
4. Каждая концепция реформирования предполагает увеличение тарифов на общественно-необходимый продукт. В то же время рост цен грозит сокращением объемов потребления на внутреннем рынке, увеличением незаконного подключения к газотранспортной системе вследствие низкого уровня жизни и культуры населения, остановкой работ по расширению строительства газопроводов в сельской местности.
5. Степень доступности общественного продукта определяет не только уровень социально-экономического, но и цивилизационного развития. При увеличении цен на газ для внутренних потребителей, спрос значительно снизится, что приведет к обострению обстановки в стране.
Таким образом, целесообразнее проводить государственный контроль и регулирова-
российское предпринимательство, 2009, № 3 (1)
ние газового сектора для того, чтобы снизить напряженность среди населения, чем увеличивать цены на природный газ и разделять материнскую компанию по отдельным видам деятельности.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации. Об энергетической стратегии России на период до 2020 года: от 28.08.2003 №1234-р / Собрание законодательства РФ. — 08.09.2003. — № 36. — Ст. 3531.
2. Гришанков М. Реформа Газпрома должна быть на порядок осторожнее, чем реформа РАО ЕЭС [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://old-opec.hse.ru/comment_doc. asp?d_no=31977. — Загл. с экрана.
3. Миронов В.В. Диверсификация Газпрома в форме покупки непрофильных активов вы-глядит спорной. — М: Веди. — 17.11.2005 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http:// www.vedi.ru/analis/0pEd/dc_Mironov_056_171105. htm. — Загл. с экрана.
4. Ананенков А. Восточная газовая программа. Начало пути / А. Ананенков // VIP-Premier. — 2008. — №11-12. — С. 36-41.
5. Кизилова Л. Не разделять, а развивать // Газовая промышленность. — Апрель, 2003 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: www. gazprom.ru.docs/topics/ 4741.shtml. — Загл. с экрана.
лучше проводить государственный контроль и регулирование газового сектора, чем увеличивать цены на природный газ и разделять материнскую компанию по отдельным видам
деятельности
Ognerubova T.A.
Post-graduate student, faculty of management and economic theory, International Institute of Computer Technology, Engineer of OJSC «Concern Energoatom» Branch NVAES-2
Gazprom at the start of its reform
Evaluation models of reforming OAO «Gazprom»
_Annotation
The main directions of reforming the energy sector is deregulation, demonopolization and increased competition. The author examines four models of reforming Gazprom and determines the optimal variant, explaining its usefulness.