Научная статья на тему 'Оценка миграционного потенциала стран СНГ для Российской Федерации (индекс миграционного потенциала)'

Оценка миграционного потенциала стран СНГ для Российской Федерации (индекс миграционного потенциала) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубликов В. В.

В исследовании на основе признанных миграционных теорий и актуальных статистических данных разработан и рассчитан индекс миграционного потенциала (ИМП) стран СНГ для РФ. С помощью этого индекса появилась возможность объективной оценки вероятных изменений в направлениях и объёмах миграции населения из государств СНГ в Россию. Предложенный ИМП является универсальным показателем и может использоваться для расчетов миграционного потенциала различных стран и территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimation of migratory potential of CIS for Russian Federation (the index of migratory potential)

In the given research which is based on the recognized laws of migratory and up-to-date statistic data it was worked out and calculated the index of migratory potential (IMP) of the CIS for the Russian Federation. With the help of this index it gives an opportunity for the objective estimation of probable changes in the directions and scale of population migratory from the CIS to Russia. The given IMP is a universal one and it can be used for the purpose of migratory potential calculation in different countries and territories.

Текст научной работы на тему «Оценка миграционного потенциала стран СНГ для Российской Федерации (индекс миграционного потенциала)»

молодежи. Эмпирические данные могут стать основой для разработки программ и пособий для всех структур, занимающихся профессиональной ориентацией, профессиональным образованием и трудоустройством молодежи, а также могут быть использованы в учебных курсах по теоретической и прикладной социологии, социологии труда, социологии образования, социальной политике, социологии молодежи.

Результаты исследования могут иметь практическое применение в общеобразовательных школах на занятиях по профессиональной ориентации. Выводы, полученные нами в ходе эмпирического исследования, могут оказаться полезными специалистам учреждений профессионального образования, служб занятости населения, работодателям, всем тем, кто интересуется социально-профессиональной адаптацией молодежи к рынку труда.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г., № 1756-р; Приказ Минобразования России от 23.07.2002 г., № 2866.

2. Иванова И.Н. Потребление образовательных услуг. / И.Н.Иванова - Саратов: ПМУЦ, 2004.- 244 с.

3. Шевченко Д.А. Социальная самоидентификация лучших выпускников / Д.АШевченко // Социологические исследования. -2004. - № 1. - С.134-137.

4. Козина И., Попова И. «Слабые группы» на рынке труда: гендерная специфика мотивации поведения / И. Козина, И. Попова // Журнал исследований социальной политики. - 2007. - Т. 5. -№ 3. - С.365-386.

5. Родичев Н.Ф. Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка / Н.Ф. Родичев // Всероссийский Интернет-педсовет - 2007 // http://pedsovet.ora/forum/topic1861.html (обращение к ресурсу 28.08.2007).

6. Фокина О. Профессиональные предпочтения и жизненные цели старшеклассников / О.Фокина // Человеческие ресурсы. - 2006. - № 2. - С.35-37.

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

8. Проблемы рынка образовательных услуг и спрос на выпускников учреждений профессионального образования / П.В.Романов, А.Ю.Слепухин, В.А.Карпец; М.Э.Елютина, В.Н.Ярская; Саратов: СГТУ, 2004.- 135 с.

9. Социология молодежи в контексте социальной работы: учебное пособие / В.Н.Ярская, А.Ю.Слепухин. - Саратов: СГТУ, 2004.- 300 с.

10. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) / Н.А.Свиридов // Социологические исследования. — 2002. - № 1. - С. 90-95.

ДЕМЬЯНОВСКАЯ Ольга Сергеевна, аспирант кафедры социальной антропологии и социальной работы.

Статья поступила в редакцию 23.10.07 г.

© О. С. Демьяновская

УДК 3147 В. В. БУБЛИКОВ

Белгородский государственный университет

ОЦЕНКА

МИГРАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН СНГ

ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ИНДЕКС МИГРАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА)

В исследовании на основе признанных миграционных теорий и актуальных статистических данных разработан и рассчитан индекс миграционного потенциала (ИМП) стран СНГ для РФ. С помощью этого индекса появилась возможность объективной оценки вероятных изменений в направлениях и объёмах миграции населения из государств СНГ в Россию. Предложенный ИМП является универсальным показателем и может использоваться для расчетов миграционного потенциала различных стран и территорий.

Введение

Опыт европейских стран свидетельствует о том, что наибольшие потоки иммигрантов направляются из бывших колоний в их бывшие метрополии. Согласно теории мировых систем [1], именно бывшие колонии благодаря тесным культурным, лингвистическим, экономическим, транспортным и информационным связям являются главными донорами рабочей силы бывших колониальных держав. Так, например, самые крупные общины во Франции составляют выходцы

из северной Африки; в Великобритании — иммигранты из Индии, Пакистана, Африки и Карибского бассейна; в Испании — из стран Латинской Америки и т.д. На первый взгляд, исключением является Германия, которая в прошлом не имела крупных колониальных владений. Тем не менее и там самая большая диаспора — турецкая — результат тесного и длительного сотрудничества двух стран на протяжении последнего столетия [2].

После распада колониальной системы в 60-х годах основной поток переселенцев в бывшие метрополии

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

Тлблавр I

■ Аои ■<ик|нвтш| првбиини 2001—2006 гг. в РФ

□равСНГ (л шютвивм Турвмгпии> [4|

№ Стра 1 ы Число п рибм ШИ и к, ТЫС. ЧЁПЛЕНШК. Доля иммигранта» от общ а го ч игла, ггрибыхших :гш 10 стра 1-в м, %

1 Казахстан 2А1 2,1 р

2 У краима 17 Л 13£

Л У лба к. игтд] 1 154 1б£

4 Киргизия 72 7£

5 М ОЛДО1Ш я 42 4£

б Армянин 41 4.4

7 Г рул ия 40 4,4

л Еалпрусс ия 2,7

о Т а аж и ииста я 2Д 2,&

10 Лл<:|Ум и ДЖО! 1 32 2

Всего «О 100.0

состоял практически полностью из этнических «колонизаторов» (французов, англичан, португальцев, голландцев и т.д.), которые составляли в бывших владениях административную и экономическую элиту. Так, например, только во Францию из ЮгоВосточной Азии в 1950-е гг. вернулось примерно 200 тыс. этнических французов и ещё около 1 млн человек из Алжира после обретения им независимости [3]. Однако поток таких переселенцев на историческую родину иссяк уже в первое десятилетие после распада колониальной системы. Среди последующих иммигрантов в Европу из стран Азии и Африки доминировали «коренные» жители этих государств. Большинство из которых тем не менее сохранило языковую близость с бывшей метрополией.

После распада СССР схожая ситуация сложилась и в России: 96 % иммигрантов, прибывших в РФ за последние пять лет, составили жители бывшего СССР [4]. До настоящего времени основу этого потока составляли русские и русскоязычные граждане новых независимых государств, которые в силу объективных экономических и гуманитарных причин вынуждены были вернуться на историческую родину — в Россию. С течением времени подобная «этническая» мотивация эмиграции становится всё менее распространённой. Обобщая, можно сказать, что все, кто желали вернуться в Россию, либо уже это сделали, либо у них есть возможность вернуться в ближайшие годы по Программе возвращения соотечественников (рассчитана до 2012 г.) [5]. Так же, как и в западноевропейских странах во второй половине XX века, процесс иммиграции в Россию постепенно трансформируется из вынужденного возвращения этнических русских в иммиграцию «коренного» населения из стран СНГ.

Таким образом, целью данного исследования является оценка возможных масштабов миграции в РФ из стран СНГ после завершения массового возвращения этнических русских в Россию.

Современные масштабы и направления иммиграции в РФ из стран СНГ

После небольшого спада объёма иммиграции в 2003 — 2004 гг. в РФ наблюдается неуклонный рост числа переселенцев. В течение 2001 —2006 гг. 92 % всех легальных иммигрантов прибыло в Россию из

стран СНГ (без Туркмении) [4]. В табл. 1 показана численность и доля иммигрантов из этих стран.

Среди стран, откуда в последние годы наиболее активно прибывали иммигранты, выделяются Казахстан (почти 1/3 от всего потока), Украина и Узбекистан. Однако, на наш взгляд, уже в самое ближайшее время география иммиграции в РФ существенно изменится.

Чтобы оценить количественно, в каких направлениях будут изменяться миграционные потоки в РФ, нами разработан индекс миграционного потенциала (ИМП) для стран СНГ (из-за отсутствия необходимых данных Туркмения не учитывается в исследовании). ИМП рассчитывается на основе трёх наиболее значимых факторов, влияющих на объём иммиграции: численности населения страны и уровня её экономического развития, распространённости русского языка, масштаба диаспоры в России.

Экономические причины

Экономические причины, безусловно, являются важнейшим фактором, влияющим на большинство миграционных процессов. Лишь в некоторых случаях решение об эмиграции принимается под воздействием нематериальных факторов (например, этнического или расового притеснения, военных действий). В настоящее время на территории СНГ случаи миграции под воздействием насильственных факторов встречаются достаточно редко. Следовательно, и иммиграция в Россию из стран СНГ носит, прежде всего, экономический характер, обусловленный более высоким уровнем социально-экономического развития РФ.

Из всех стран бывшего СССР Россия по величине душевого ВВП уступает лишь трём государствам: Эстонии, Латвии и Литве. Поэтому не существует экономических предпосылок для иммиграции из этих стран в Россию, тем более после их вступления в ЕС. Однако наличие крупных русских диаспор в этих странах делает их перспективным направлением в свете привлечения русских репатриантов из этих государств в Россию. Но подобная иммиграция обусловлена причинами не экономического, а гуманитарного характера. Поэтому в данном исследовании прибалтийские государства рассматриваться не будут.

т-Д-гч

|ржт»тш1и1.«ск[1А[1сп||1[1С|аршШ'&1ТТр1>ш|11«КЕ [6|

Страна Нйсуланю, тис. челе ли: к Дуитной ВВП по ППЕС, дрллары США. Отстн па н № от Р Ф по урошпо ВВП, рали ИМП Пкимомн'к^кни)

РОСЕВ! 1£Яв ■1464 — —

Азврба йджа н Й474 Б АД5 1.7 14,7

Армани и Д007 5705 2.1 62

Ьаларугс: и я 9716 9031. М 12,9

Г рулии 4436 ЗЯ2 I. .1,1 13,9

Казахстан 15 ЛСИ ЙД49 1 Л 20,7

К ирги лип 5 2 Ш 2 023 5Я 30.fi

Мплда гш я зазз 2 4Л7 I А,4

Т а аж и к бетон 6640 1 453 аг 54,7

Улбакисман 26540 2 246 53 141,4

У к. ра иыа 46 571 7 630 1В 73,0

Для оценки различий в экономическом развитии РФ и стран СНГ следует обратиться к табл. 2. Самой бедной страной СНГ является Таджикистан (отставание от РФ более чем в 8 раз), немногим больше ВВП Киргизии и Узбекистана. В то же время самые благополучные страны — Белоруссия и Казахстан.

ИМП (экономический) представляет собой соотношение численности населения страны и её экономического развития относительно РФ. Рассчитывается он следующим образом. Например, численность населения Казахстана в 2006 г. составила 15,3 млн человек. В том же году отставание Казахстана от уровня экономического развития РФ (размер ВВП на душу населения) составило 1,4 раза. Умножив численность населения на уровень отставания в экономическом развитии (15,3(1,4), получаем величину 20,7 (приведенные в расчётах данные округлены, поэтому при умножении округлённых чисел сумма не всегда совпадает с той, которая даётся в таблице). Т.е. этот результат соответствует гипотетической численности населения Казахстана, необходимой для производства ВВП этой страны на уровне экономического развития РФ. Следовательно, чем больше (по числу жителей) и беднее страна, тем ИМП (экономический) будет выше и тем больше жителей этой страны будет склонно принять решение об эмиграции.

Необходимо отметить, что для расчёта ИМП среди показателей социально-экономического развития, кроме душевого ВВП, можно было бы использовать и другие данные, например, уровень безработицы и среднюю заработную плату в стране. Однако, ввиду отсутствия сопоставимых статистических данных по всем странам СНГ, сделать это в настоящее время не представляется возможным.

Влияние распространения русского языка на ИМП стран СНГ

Кроме экономической привлекательности страны для иммигрантов, важнейшее влияние на масштабы миграции оказывает фактор знания языка страны, в которую направляется иммигрант. Ведь любая материальная целесообразность иммиграции может быть сведена к нулю, если иммигрант в недостаточной степени владеет языком страны, в которую он прибывает. Следовательно, при расчете ИМП для стран СНГ необходимо учитывать и знание русского языка

населением этих стран.

Последними точными и единовременными сведениями о распространении русского языка в республиках СССР являются данные переписи населения 1989 г. Однако прошедшие с момента её проведения время и события не позволяют использовать эти данные. Поэтому для расчёта ИМП мы обратились к оценочным цифрам численности владеющих русским языком в странах СНГ, представленным в исследовании МИД РФ.

Для учёта влияния фактора распространения русского языка на ИМП необходимо ввести соответствующий коэффициент. Исходя из предположения, что осуществить эмиграцию в Россию может лишь житель СНГ, знающий хотя бы в минимальном объёме русский язык, нами исключена из ИМП (экономического) доля, соответствующая доле населения, не владеющего русским языком. Т.е., например, в Казахстане 18 % населения не знают русского языка, соответственно, и ИМП этой страны необходимо уменьшить на 18 % (20,7 — 3,8=16,9).

Коэффициент диаспоры для ИМП

При принятии решения об эмиграции кроме экономической целесообразности и знания языка большое значение имеет наличие или отсутствие диаспоры в стране въезда иммигранта. Согласно теории социальных сетей [1], диаспора через родственнодружеские либо земляческие связи существенно сокращает иммигранту издержки, возникающие в процессе его переезда и адаптации. Таким образом, оценивая возможные изменения в направлениях миграционных потоков, необходимо учитывать и фактор размера той или иной диаспоры.

Поскольку достоверные количественные оценки числа иммигрантов (а тем более их национальная принадлежность) из стран СНГ в РФ отсутствуют, при расчёте ИМП в этом исследовании использованы данные о национальном составе, полученные при проведении Всероссийской переписи населения 2002 года (табл. 4).

Благодаря широким культурным и историческим связям между Россией и странами СНГ, значение диаспор для миграционных потоков ещё не приняло того масштаба, который они имеют в западных странах (например, в США, где благодаря большим

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008

»*г. р]

Страна Об ща я ■1 ислош юсп. ШС ОЛЯМИ я, мл. и челанБК Ч иглам югти №ладнкзц:и:х русским илыком, МЛН ЧОЛОПаК Ч и слан на: ти на плоден а щ и х русским или ком, млн чалапак Доля насаланин, № иладенощан русским яликам, % Казффи циедгг рас прехгтра нан ин русскот языка для ИМ П

А знрба йджа и Й.2 515 2,7 ЗА —1,й5

Арменты 3,2 2.2 10 31 -1 ,т

Ьолорусс и я 10,2 Юр 02 2 -0,25

Грудин 4,5 2,7 1Д 40 -5,Ж

К а зэ хеттом 15,1 12,3 2Д 1й -3,А4

К иргиз нм 50 3,5 1,5 Ю -53,23

Малда пи и ■М 2.0 0,5 15 Я2.71

Т а дж ик иг та и 6,3 3.0 3,3 52 -2ЙД5

Узбекистан 25,0 15р 10,0 40 -56,57

У к ра и на 4В,0 40р &Р 17 -12,16

1 СНГ,

[км.зигс щ

НациаллинсЕГти Ч И СЛОН110£"11., тыс. чолопак Д' 'АН ОТ общейй числанюсти 10 народов, % Кпзффи цин гг л нас го ры для ИМП

Л згрба Йджа н 1 ри £522 0,14 001

Армнма 1 130 16,62 ЦВБ

Бы-лорус ы йоа 11 ,йй 1,10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грузи ни 1.ЭД 2 *31 0,20

Казахи 654 0461 0£36

Киргизы; .12 0,47 ОД5

Молда 1ка № 172 2Д1 025

Таджики 120 1,77 0,1 й

Узбеки 123 хм ОДА

Украинцы 2 043 4.1,26 4Д1

Всего 6№ 100 ДО 10.00

диаспорам иммигрантам зачастую нет необходимости владеть английским языком и интегрироваться в американское общество). Поэтому в этом исследовании предложено ввести коэффициент диаспоры для ИМП, равный в суммарном размере 10 единицам. Т.е. численность каждой из десяти диаспор (национальностей), представленных в таблице 4, пересчитана в долю от их общего количества, и затем, для вычисления коэффициента диаспоры, полученное число разделено на 10. Например, в 2002 г. в РФ проживало 654 тыс. казахов, что составило 9,6 % от общего числа десяти народов, рассматревыемых в исследовании. Разделив 9,6 на 10, получаем 0,96. Соответственно, коэффициент диаспоры для Казахстана приближённо равен 1.

Суммарный ИМП для стран СНГ

Итоговые результаты суммарного ИМП (на основе трёх факторов) представлены в табл. 5.

Анализируя и сопоставляя итоговые данные ИМП и реальную картину направлений миграционных потоков (представленную в таблице 1), можно сделать следующие выводы:

1. Исходя из ИМП, в ближайшие годы следует ожидать существенного увеличения доли иммигран-

тов, прибывающих в РФ из Узбекистана и Таджикистана. Немного возрастёт доля иммигрантов из Украины, Киргизии, Молдавии, Белоруссии и Азербайджана.

2. Поскольку самое существенное увеличение иммиграции произойдет из Узбекистана и Таджикистана (стран с наименьшими в СНГ долями русских и русскоязычных), то и в РФ доля соответствующих этнических групп — узбеков и таджиков, будет расти наибольшими темпами.

3. Наибольшее сокращение иммиграции в Россию должно произойти в миграционном обмене с Казахстаном (с 31 % до 7 % всех иммигрантов, прибывающих из стран СНГ), значительно сократится также доля иммигрантов из Армении и Грузии.

В исследовании миграционного потенциала стран СНГ для РФ использовались данные актуальной статистики. С течением времени и изменением соответствующих коэффициентов ИМП (численности населения, уровня экономического развития, распространения русского языка и изменением в соотношении диаспор в России) будет меняться и сам ИМП. Намеченные на 2009 — 2011 гг. переписи населения в большинстве стран постсоветского пространства (включая и Россию — 2010 г.), дадут новые данные о распространении русского языка и изменении в числен-

Ицудитиршн..... арии илл ддд РФ

№ Страт ИМП |з ка 14зми1 к*: кий) КЬэффвдюнг р*11 11 ] 1 1 1 ] 1 гтидттто р^ССХЕГП 4 'II 4 К! 1 К.оз^и|р«тгг дрволгры ИМП Дулу ИМ П,

1 Улбеккгшы 141,4 -га*н; 02 вдо .11,4

2 У к. рай 1-н 7ДЛ -12,2 +-1 551 241

3 Таджикистан 54,7 -2^7 □2 2Ц2 !!,7

4 Киргизия: ЗОД -Р2 Ор 21,Б ас

5 Ка.м иста н 20,7 1Р 17,а (5*5

6 Мочдопия 1 Д,4 -2.7 ОД ЩО

1 Гкалорусг ми 12# -0-1 12 1ДЛ 5,1

Л АэсзрЁаа Иджа и 14,7 ор ща 4Л>

□ Г рулил 13# -Гф 03 л*; -12

10 Армсзыи я В.2 -1 р 1.7 22

жз -вам 1*# яи Н#

ности диаспор. Соответственно, и коэффициенты ИМП, пересчитанные на основе новых данных, существенно изменятся.

Однако некоторые изменения этого индекса в будущем можно спрогнозировать уже сейчас. В связи с тем, что единственными странами СНГ, где продолжается устойчивый рост населения, являются Узбекистан, Таджикистан и Киргизия (в Узбекистане численность населения возрастёт с 26,6 млн. человек в 2005 г. до 34,0 млн в 2025 г.; в Таджикистане соответственно с 6,6 млн. человек до 8,9 млн; в Киргизии — с 5,2 млн до 6,2 млн человек [8]), то и миграционный потенциал этих стран будет возрастать.

Бурное развитие государств с большими запасами углеводородного сырья (Азербайджана, Казахстана и Туркмении) повышает благосостояние и занятость населения этих стран. Следовательно, ИМП этих стран для РФ будет ослабевать. Более того, уже в ближайшем будущем, благодаря более высоким темпам экономического роста, эти страны могут превзойти РФ по уровню экономического развития (например, рост ВВП Азербайджана в 2006 г. составил 34,5 %, Казахстана — 10,6 %, в то время как экономика России выросла в том же году на 6,7 % [9]). В таком случае, экономическая целесообразность в эмиграции в Россию у населения этих стран исчезнет.

Устойчивый и более глубокий, нежели в России, демографический кризис в Украине (численность населения которой сократится с 46,9 млн человек в 2005 г. до 39,9 млн в 2025 г. [8]), а также устойчивые темпы экономического развития, по всей видимости, будут сокращать миграционную привлекательность России для жителей этой страны. Кроме того, миграционные установки украинцев во многом ориентированы на страны Европейского Союза (в той же мере это относится и к жителям Белоруссии и Молдавии — странам, расположенным в географической близости от ЕС).

Заключение

Главным итогом проведённого исследования по анализу миграционного потенциала стран СНГ стало подтверждение тезиса о том, что в ближайшее время география иммиграции в РФ претерпит существенные (если не сказать кардинальные) изменения. На наш взгляд, Россия имеет все предпосылки для того, чтобы повторить миграционную историю Западной

Европы в смысле трансформации иммиграционного потока в страну. Такая трансформация означает сокращение доли русского и русскоязычного населения, прибывающего в РФ, в пользу «титульных» народов стран СНГ. Базовым элементом среди иммигрантов в ближайшие годы станут «коренные» жители наиболее бедных стран СНГ с быстрорастущим населением — Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

В заключение необходимо также отметить, что предложенный автором ИМП — универсальный показатель, применимый для расчёта потенциальной иммиграции не только в Россию, но и в другие страны. При расчёте ИМП для других стран и регионов мира (а также, возможно, и регионов внутри одного государства) необходимо лишь корректировать алгоритм расчётов в соответствии с конкретными объектами исследования. В некоторых случаях возможно и добавление новых коэффициентов (к уже предложенному коэффициенту распространения языка страны-реципиента и коэффициенту диаспоры) для ИМП.

Библиографический список

1. Юдина Т.Н. Социология миграции: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2006. — 272 с.

2. Сапего Г. Иммигранты в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — № 9. — С. 50 — 58.

3. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. — М.: Академический проект, 2007. — 472 с.

4. Данные Росстата: http://www.gks.ru.

5. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года, Москва, № 637 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Российская газета. — 2006. — № 137. - С. 19-20.

6. Данные Всемирного банка: http://www.worldbank.org.

7. Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения. Вып. 3. — М.: Центр социального прогнозирования, 2005.

8. Данные ООН: http://www.un.org/esa/population.

9. Данные ЦРУ: http://www.cia.gov.

БУБЛИКОВ Василий Валерьевич, аспирант кафедры отечественной истории и политологии.

Статья поступила в редакцию 21.12.07 г.

© В. В. Бубликов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.