УДК 330.111.4:343.9(47)
ОЦЕНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЗИЦИЙ РОССИИ ПО ЛЕГКОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
А.В. Белолипецкая
Представлена оценка легкости ведения бизнеса в ведущих странах мира, ранжированных в соответствии с критериями Всемирного банка. Выделены ключевые аспекты легкости ведения бизнеса, влияющие на привлекательность национальных экономик для иностранных инвесторов и деловых партнеров. Проанализированы международные позиции России по легкости ведения бизнеса и перспективы изменения делового климата страны.
Ключевые слова: легкость ведения бизнеса, открытие бизнеса, деловой климат, Всемирный банк.
Легкость ведения бизнеса - это совокупность экономических, административных, юридических и иных факторов, определяющих деловой климат, а также активность в сфере бизнеса и предпринимательскую деятельность в стране. Для России упрощение процессов ведения предпринимательской деятельности имеет особую актуальность, поскольку в настоящее время наша страна по показателям легкости открытия и ведения бизнеса существенно уступает большинству ведущих национальных экономик. Данные, характеризующие легкость ведения бизнеса в странах мира, ежегодно обобщаются и анализируются экспертами Всемирного банка (ВБ). Высокий рейтинг в данной сфере означает, что показатели нормативно-правовой базы и деловая практика конкретной страны являются благоприятными для организации деятельности и функционирования как местных, так и зарубежных фирм.
В соответствии с методологией ВБ, принято выделять 10 ключевых критериев, позволяющих оценить легкость ведения бизнеса в стране:
1. Возможности открытия бизнеса, т.е. легкость создания предприятий.
2. Получение разрешений на строительство, которое оценивается по срокам, количеству разрешительных процедур и их стоимости.
3. Получение электроэнергии, т.е. легкость подключения к системе энергоснабжения.
4. Возможности регистрации собственности (по срокам, количеству про-цедур и стоимости).
5. Возможности получения кредитов (с точки зрения защиты прав заемщиков и кредиторов, доступности кредитной информации, а также с учетом процента взрослого населения, находящегося на учете в государственном реестре и частных кредитных бюро).
6. Защита инвесторов, под которой в данном контексте понимает-
ся эффективность механизма защиты интересов миноритарных акционеров.
7. Налоговые платежи (подразумевается эффективность налоговой системы с точки зрения стимулирования развития бизнеса).
8. Возможности участия в международной торговле (оценивается количество документов, необходимых для осуществления экспорта и импорта; стоимость экспорта и импорта; время, необходимое для выполнения экспортных и импортных операций).
9. Обеспечение исполнения контрактов (определяется сроками исполнения, судебными издержками и количеством процедур, необходимых для исполнения контракта).
10. Разрешение несостоятельности, т.е. качество принятия решений по вопросам несостоятельности (банкротства) с точки зрения времени, затрат на судебные процедуры и коэффициента взыскания.
На основании этих 10 критериев экспертами ВБ производится ранжирование стран мира, в рамках которого определяется совокупный рейтинг страны по легкости ведения бизнеса. В 2011 г. анализ Всемирного банка охватывал 183 страны, в 2012 г. оценка легкости ведения бизнеса была проведена для 185 стран мира.
В первую десятку стран мира, лидирующих по степени легкости ведения бизнеса, в 2012 году вошли Сингапур, Гонконг (Китай), Новая Зеландия, США, Дания, Норвегия, Великобритания, Республика Корея, Г ру-зия и Австралия. При этом две последние страны в 2012 г. существенно улучшили свои позиции по легкости ведения бизнеса, впервые заняв 9-е и 10-е месте по показателям делового климата.
В 2012 году Россия также несколько повысила свой совокупный рейтинг по легкости ведения бизнеса, переместившись 112-е место в мире по сравнению с 120-м местом в 2011 г., хотя, конечно же, и это трудно считать приемлемой позицией для нашей страны (см. таблицу 1).
Таблица 1
Показатели легкости ведения бизнеса в России в 2011-2012 гг. [2]
Наименование показателя Место в 2011 году Место в 2012 году
Легкость ведения бизнеса 120 112
Открытие бизнеса 111 101
Разрешение на строительство 178 178
Получение электроэнергии 183 184
Регистрация собственности 45 46
Получение кредитов 98 104
Защита инвесторов 111 117
Налоговые платежи 105 64
Международная торговля 160 162
Исполнение контрактов 13 11
Решения о несостоятельности 60 53
Среди показателей, определяющих деловой климат страны, в 2012 году у России лучше всего обстояли дела в сфере исполнения контрактов (11-е место в мире в 2012 г. по сравнению с 13-м местом в 2011 г.). По данному показателю Россия обошла даже ряд стран, лидирующих в «общем зачете» по легкости ведения бизнеса. Например, Дания, занимающая общее 5-е место в сфере делового климата, по легкости исполнения контрактов находится на 34-й ступени в рейтинге ВБ, Великобритания - на 21-й, Грузия - на 30-й.
Относительно благоприятное положение Россия занимает и по такому показателю, как легкость регистрации собственности (46-е место в 2012 г., 45-е в 2011 г.). При этом, например, Гонконг, который находится на 2-м месте в «общем зачете», по данному критерию находится лишь на 60-й позиции, Великобритания - на 73-й, Республика Корея - на 75-й. Можно говорить о том, что в нашей стране была проделана достаточно эффективная работа по части упрощения законодательных процедур регистрации собственности.
И, кроме того, приемлемыми можно считать позиции России в такой области, как принятие и исполнение решений о несостоятельности (банкротстве). По данному показателю наша страна в 2012 году занимала 53-ю ступень среди рассмотренных государств (в 2011 г. - 60-ю). В данной сфере Россия обходит, например, Грузию (81-е место по решениям о несостоятельности), которая по общему рейтингу легкости ведения бизнеса в 2012 году вышла на 9-е место в мире.
Что же касается наиболее проблемных позиций, то наихудшие показатели Россия в 2012 г. имела в таких сферах, определяющих возможности открытия и ведения бизнеса, как:
- легкость получения электроэнергии;
- легкость получения разрешений на строительство;
- участие в международной торговле.
Трудности с доступом к электроэнергии в нашей стране вызваны исключительно высокой степенью монополизации внутреннего рынка электроэнергии и большим числом бюрократических процедур. По оценкам экспертов Всемирного банка, для получения всех необходимых разрешений по доступу к электроэнергии в России и в 2011, и в 2012 году требовалось затратить 281 день и около 5 680 000 руб.
Что касается получения разрешений на строительство, то в 2011 г. в России на это требовалось 423 дня, а в 2012 г. - 344 дня, однако некоторое уменьшение данного периода времени пока что не сказалось на общем месте в рейтинге.
Действие же фактора недостаточной легкости участия в международной торговле может быть отчасти преодолено в ближайшем будущем за счет вступления России в ВТО. Предполагается, что благодаря этому в России существенно упростятся внешнеторговые процедуры. В 2011 году на осуществление экспортных и импортных процедур, согласно оценкам
экспертов Всемирного банка, в России требовалось по 72 дня (тогда как, например, в Сингапуре на экспортные процедуры требовалось 10 дней, на импортные процедуры - 8 дней). В 2012 г. сроки осуществления экспортных процедур сократились до 42 дней, однако сроки осуществления процедур, связанных с импортом, остались без изменений (72 дня), что на фоне общемировой тенденции упрощения процедур внешней торговли привело к тому, что Россия по данному показателю переместилась на две строки вниз в рейтинге Всемирного банка.
Однако с точки зрения оценки инвестиционного климата страны особенно удручающе выглядит 117-я позиция в мире по такому показателю, как защита прав инвесторов (по сравнению со 111-й в 2011 г.). Это связано с тем, что в нашей стране до настоящего времени не создано эффективного механизма защиты интересов миноритарных акционеров с точки зрения прозрачности операций, ответственности директоров за проведение операций и возможностей подачи исков акционерами.
Рассмотрим также, какое место занимает Россия по состоянию делового климата среди различных групп стран мира (см. таблицу 2).
Таблица 2
Позиции России по совокупному рейтингу легкости ведения бизнеса
среди стран отдельных групп [2]
Страны и группы стран Рейтинг в 2011 г. Рейтинг в 2012 г.
Россия 120 112
Прочие страны «группы 8»:
США 4 4
Великобритания 7 7
Канада 13 17
Г ермания 19 20
Япония 20 24
Франция 29 34
Италия 87 73
Прочие страны БШС8:
ЮАР 35 39
Китай 91 91
Бразилия 126 130
Индия 132 132
Прочие страны ЕврАзЭС:
Белоруссия 69 58
Казахстан 47 49
Киргизия 70 70
Таджикистан 147 141
Среди стран «Большой восьмерки» Россия, к сожалению, занимает последнее место по легкости ведения бизнеса. Даже Италия, которая в настоящее время столкнулась с серьезными экономическими проблемами, значительно опережает Россию в данной сфере, а в 2012 г. сумела даже укрепить своим позиции по сравнению с 2011 г.
Несколько лучше выглядит ситуации относительно стран группы БРИКС. Здесь Россия в 2012 году занимала промежуточное положение между ЮАР (39 место) и Китаем (91 место), находящимися на более высоких позициях, и Бразилией (130 место) и Индией (132 место), несколько уступающими России. При этом 91-е место Китая по рейтингу легкости ведения бизнеса ясно свидетельствует о том, что анализ ВБ охватывает далеко не все сферы экономической деятельности, поскольку общеизвестны успехи данной страны в сфере международной торговли и привлечения прямых иностранных инвестиций.
Среди постсоветских республик, входящих в состав ЕврАзЭС, позиции России по легкости ведения бизнеса также не выглядят впечатляющими. Здесь в 2012 году только Таджикистан имел более низкий, чем у России, рейтинг (141 место). Все прочие страны данной группировки занимают более высокие места по показателям делового климата по сравнению с Россией. Среди других стран с переходной экономикой в 2012 г. более низкий рейтинг по легкости ведения бизнеса в сравнении с Россией имели только Украина и Узбекистан. Безусловно, нужно учитывать, что многие государства с переходной экономикой, опережающие Россию, успели довольно основательно продвинуться по пути развития рыночных институтов, и некоторые даже стали участниками ЕС (например, Латвия, Литва, Эстония, Словения, Словакия, Венгрия, Польша, Чехия). Но вместе с тем, Россию опережают по показателям легкости ведения бизнеса и явные «середняки» группы постсоциалисти-ческих стран, такие, как Грузия, Армения, Черногория, Белоруссия, Киргизия, Румыния, Хорватия, Молдова, Албания и Сербия.
Необходимо также рассмотреть, как эксперты Всемирного банка оценивали тенденции изменения отдельных показателей, влияющих на деловой климат России, в течение периода 2004-2012 гг. За этот интервал времени экспертами ВБ проводился анализ показателей легкости ведения бизнеса (изначально, в 2004 г., он охватывал 133 страны), хотя ряд критериев был включен в общий перечень не сразу. Следует также учитывать, что на середину этого периода пришлось развитие глобального экономического кризиса, когда в большинстве стран мира происходило изменение экономической политики с либеральной на более жесткую, ориентированную прежде всего на поддержку национальных хозяйствующих субъектов на внутреннем рынке.
Если оценивать общие тенденции развития делового климата России за последние 9 лет, можно отметить некоторые положительные тенденции. Так, например, несколько сократилось общее число процедур, необходимых для открытия бизнеса в России (с 9 до 8). Время, необходимое для получения разре-
шений на строительство, сократилось с 642 дней до 344 дней, хотя и такой срок трудно считать приемлемым. Время, необходимое для регистрации собственности, за рассмотренный период увеличилось: с 37 дней в 2004 г. до 44 дней в 2012 г.; однако с учетом того, что в 2005-2008 гг. оно составляло 52 дня, можно говорить об определенных положительных сдвигах в данной сфере.
Сложная ситуация в плане осуществления международной торговли была связана не только со сложностями оформления экспорта и импорта, но и с ростом стоимости ввоза и вывоза товаров. Так, стоимость экспорта, исчисленная в долл. США за контейнер, увеличилась за анализируемый период с 1725 до 2820, стоимость импорта - с 1825 до 2920. В России остается очень высокой транспортная составляющая в цене внешнеторговой продукции, что негативно сказывается на развитии и экспорта, и импорта страны.
Зато, как уже упоминалось, неплохая ситуация наблюдается в сфере реализации процедур банкротства (коэффициент взыскания при несостоятельности в центах на доллар увеличился с 40 до 43,4). Безусловно, это будет способствовать общему снижению экономических рисков при ведении бизнеса в Росси и, в частности, уменьшению инвестиционных рисков и улучшению инвестиционного климата в стране.
В целом же, для повышения легкости ведения бизнеса и улучшения делового климата России требуется:
1. борьба с коррупцией и бюрократизацией экономики;
2. укрепление независимости судебной системы;
3. развитие правоприменительной практики в сфере защиты прав инвесторов;
4. повышение степени информационной прозрачности российских предприятий для инвесторов и кредиторов.
В настоящее время уже имеются отдельные субъекты Российской Федерации, достигшие заметных успехов в обеспечении легкости ведения бизнеса, такие, как Ульяновская область, Республика Мордовия, Ростовская область, Республика Татарстан, Калужская область. Эти регионы выходят на лидирующие позиции в России как по темпам экономического развития, так и по динамике внешнеэкономических связей, в том числе - по привлечению иностранных инвестиций. Но лишь при условии комплексной реализации перечисленных мер на общенациональном уровне удастся существенно улучшить деловой и инвестиционный климат в стране, повысить привлекательность России в качестве стратегического экономического партнера.
В 2012 году президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ принять меры, направленные на существенное улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности в стране, и прежде всего -по тем направлениям, которые определяют состояние делового климата. Ожидается, что эти меры должны привести к повышению места России в рейтинге Всемирного банка по легкости ве-дения бизнеса до 50-го в 2015 г. и до 20-го -в 2018 г. Задача эта, безусловно, является весьма непростой, однако решение
её лежит в поле экономических возможностей России, и существует немало примеров, когда национальные государства, обладавшие значительно меньшим хозяйственным потенциалом по сравнению с нашей страной, успешно продвигались по пути создания благоприятных условий для ведения бизнеса, что обеспечивало им стабильный и долговременный экономический рост.
Список литературы
1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г., 19 июля, 16 ноября, 6 декабря 2011 г.)
2. Рейтинг Всемирного банка по ведению бизнеса (WB Doing Business) http://www.doingbusiness.org/rankings
3. Архипов И.К., Бабанов В.Н., Воронкина Д.В., Фролов С.М. Полезность и конкурентоспособность результатов хозяйственной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 1 1. С. 237-245.
4. Белолипецкая А.В. Пути улучшения инвестиционного климата России // Известия Тульского филиала РГТЭУ. Вып. 1. Тула: Типография ООО «Эконом», 2012. С. 203-214.
5. Белолипецкая А.В. Сравнительная оценка показателей делового климата в России и за рубежом // XI Румянцевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, государство и общество в XXI веке». -М.: Изд-во РГТЭУ, 2013. С. 28-35.
6. Егорушкина Т.Н. Анализ и оценка экономической эффективности инвестиционных проектов для разработки механизма финансового обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы региона // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2. С. 268-275.
Белолипецкая Алла Вячеславовна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова
ASSESSMENT OF THE INTERNATIONAL POSITIONS OF RUSSIA ON THE EASE
OF DOING BUSINESS
A.V. Belolipetskaya
Presents an assessment of the ease of doing business in the leading countries of the world ranked according to the criteria of the World Bank. Highlights the key aspects of the ease of doing business, influencing the attractiveness of national economy for foreign investors and business partners. Analyzed the international positions of Russia on the ease of doing business and prospects for changes in the business climate of the country.
Key words: ease of doing business, starting a business, business climate, The World Bank
Belolipetskaya Alla Vjacheslavovna, candidate of economic sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula branch of Plekhanov Russian University of Economics