Научная статья на тему 'ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКАХ РОССИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ'

ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКАХ РОССИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО / ОЦЕНКА / ЭЛЕМЕНТЫ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скареднова Оксана Леонидовна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с оценкой методического обеспечения внутренней аудиторской деятельности в банках России, а также пути решения существующих проблем. Обосновывается необходимость данной сферы внутрибанковского контроля, указывается, что исследование качества методических основ внутреннего аудита в коммерческом банке представляется важнейшим элементом управления, который дает возможность суверенно оперировать в процессе принятия управленческих решений результатами аудиторских проверок, рекомендациями внутренних аудиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF INTERNAL AUDIT ACTIVITIES IN RUSSIAN BANKS AND WAYS TO SOLVE EXISTING PROBLEMS

The article deals with issues related to the assessment of the methodological support of internal audit activities in Russian banks, as well as ways to solve existing problems. The necessity of this sphere of intrabank control is substantiated, it is indicated that the study of the quality of the methodological foundations of internal audit in a commercial bank seems to be the most important element of management, which makes it possible to sovereignly operate in the process of making managerial decisions with the results of audits, recommendations of internal auditors.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКАХ РОССИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ»

DOI 10.47576/2712-7559_2023_1_143 УДК 336

Скареднова Оксана Леонидовна,

председатель правления АО «Национальный банк сбережений», соискатель, г. Москва, Россия, e-mail: oskarednova@yandex.ru

ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКАХ РОССИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с оценкой методического обеспечения внутренней аудиторской деятельности в банках России, а также пути решения существующих проблем. Обосновывается необходимость данной сферы внутрибанковского контроля, указывается, что исследование качества методических основ внутреннего аудита в коммерческом банке представляется важнейшим элементом управления, который дает возможность суверенно оперировать в процессе принятия управленческих решений результатами аудиторских проверок, рекомендациями внутренних аудиторов.

Ключевые слова: аудит; методическое обеспечение; качество; оценка; элементы; проблемы.

UDC 336

ASSESSMENT OF THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF INTERNAL AUDIT ACTIVITIES IN RUSSIAN BANKS AND WAYS TO SOLVE EXISTING PROBLEMS

The article deals with issues related to the assessment of the methodological support of internal audit activities in Russian banks, as well as ways to solve existing problems. The necessity of this sphere of intrabank control is substantiated, it is indicated that the study of the quality of the methodological foundations of internal audit in a commercial bank seems to be the most important element of management, which makes it possible to sovereignly operate in the process of making managerial decisions with the results of audits, recommendations of internal auditors.

Keywords: audit; methodological support; quality; grade; elements; Problems.

Skarednova Oksana Leonidovna,

Chairman of the Board of JSC «National Savings Bank», applicant, Moscow, Russia, e-mail: oskarednova@yandex.ru

Развитие Российской Федерации как государства, претендующего на лидерство в политико-экономическом пространстве современного мира, требует реального повышения эффективности банковской деятельности, что возможно только при наличии достоверной информации внутреннего и внешнего характера, позволяющей руководству коммерческого банка принимать оперативные обоснованные управленческие решения. В современных условиях это приобретает особую актуальность, поскольку Россия, находясь в условиях санкционного

давления со стороны западных стран, должна всемерно укреплять финансовую дисциплину, рационально организовывать кредитный процесс и формировать условия для повышения качества управления банковским делом на всех уровнях принятия решений.

Решению этой проблемы подчинена разработка и внедрение в банковскую практику различных форм контроля на основе четких законодательных норм, направленных на регулирование конкретных аспектов банковской деятельности. В настоящее время одним из ключевых элементов банковского контроля яв-

ляется внутренний аудит, благодаря которому появляется возможность результативного контроля финансовых и хозяйственных операций коммерческого банка с целью эффективного использования банковских ресурсов, достижения наилучшего финансового результата и выработки кредитной политики и общей стратегии ведения банковского бизнеса.

В то же время сама система внутреннего банковского аудита является сложной в методическом отношении, что требует соответствующей оценки, поскольку отсутствие понимания относительно качества методического обеспечения является основанием для того, чтобы поставить под сомнение объективность аудиторских заключений. При этом само совершенствование системы оперативного управления банков требует активизации деятельности службы внутреннего аудита с присущими ей функциями, что также актуализирует вопросы оценки методического обеспечения деятельности аудиторских подразделений коммерческого банка.

Весомый вклад в разработку теоретических и методических основ внутреннего аудита в банковской сфере внесли П. С. Масловских [4], Д. Х. Мирзоева, Д. А. Юнусова [5], М. Ф. Сафонова, А. Ю. Алексеенко [8], О. В. Сыромятникова, Ю. Н. Галицкая [10], О. И. Швырева, Д. А. Коровин [11] и др.

Исследование работ данных авторов показывает, что деятельность по внутреннему аудиту в коммерческом банке должна включать меры по обеспечению и повышению его качества и определению внутренней стратегии развития подразделения, отвечающего за данное направление банковской деятельности.

В то же время в работах зарубежных ученых [12; 13; 17; 18] указано, что неотъемлемой частью этого процесса является периодическая оценка всего спектра практической деятельности, связанной с внутренним аудитом. Данная оценка представляет собой процесс анализа методических основ аудиторской деятельности в коммерческом банке с целью определения качественных характеристик аудиторской деятельности.

Анализ деятельности ведущих коммерческих банков России, таких как Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, показывает, что оценка методического обеспечения системы внутреннего аудита не предусмотрена руководящими документами. Так, например, в Положении «О

Службе внутреннего аудита ПАО Сбербанк» указано, что ответственность за организацию эффективной работы службы несут президент, председатель правления банка и руководитель службы внутреннего аудита, однако при этом не указано, каким образом возможно оценить данную эффективность [7].

В целом следует признать, что наиболее существенной проблемой российских коммерческих банков является отсутствие четко установленной периодичности оценки методического обеспечения аудиторской деятельности, а также стандартного набора критериев, которые могут служить основой для проведения такой оценки. Таким образом, обращение к лучшей мировой практике является вполне обоснованным подходом, корда речь идет о проблеме оценки методического обеспечения внутренней аудиторской деятельности в банках России [9].

В то же время в указанном положении отмечено, что служба применяет лучшие практики в области внутреннего аудита, в том числе международные основы профессиональной практики внутреннего аудита (Основные принципы профессиональной практики внутреннего аудита, Стандарты внутреннего аудита, Определение внутреннего аудита и Кодекс этики), разработанные международным Институтом внутренних аудиторов [7].

Исходя из сказанного, целью данной статьи является изучение возможностей использования зарубежного опыта в процессе оценки методического обеспечения внутренней аудиторской деятельности в банках России.

Зарубежная практика управления банковской деятельностью отводит значительное место вопросам внутреннего аудита. Так, в частности, в руководящих документах Ба-зельского комитета указывается на то, что внутренний аудит представляет собой не ситуативную процедуру или политику, которая осуществляется в определенный момент времени, но постоянно действующую информационную систему оповещения руководства банка относительно текущей ситуации и текущих проблем [16].

Основные цели процесса внутреннего аудита могут быть классифицированы следующим образом:

1. Эффективность и результативность деятельности (цели деятельности).

2. Достоверность, полнота и своевремен-

ность финансовой и управленческой информации (информационные цели).

3. Соблюдение применимых законов и правил (цели комплаенс).

Также указывается на то, что процесс внутреннего аудита направлен на то, чтобы персонал банка трудился для достижения стратегических целей, работал эффективно и добросовестно, рационально используя те ресурсы, которые имеются в распоряжении финансовой организации.

При этом в зарубежных руководствах по проведению внутреннего аудита [14; 15] указывается на необходимость периодической двусторонней (компаративной) оценки качества аудита, что, по нашему мнению, вполне применимо и для оценки качества методического обеспечения системы внутрибанковского аудита.

Сама же процедура такой оценки приводится в работах В. А. Журавлевой [2] и А. М. Покровского [6]. Следует подчеркнуть, что преимущество двусторонней оценки качества методического обеспечения аудиторской деятельности заключается в возможности определить, насколько представления руководства относительно состояния методического обеспечения внутреннего аудита соответствуют представлениям банковских специалистов, пользующихся аудиторской информацией. Такая компаративная оценка позволяет

Элементы системы методического обеспечения аудита, развитые в большей степени, оцениваются четырьмя баллами с учетом того, что шкала оценки начинается с нуля. Эталонный показатель по каждому элементу может достигать 20 баллов, а максимальная общая оценка системы учета - 100 баллов.

Непосредственно оценка проводится на основе функциональной модели с помощью опроса специалистов банка, которые в той

выяснить мнение персонала и руководителей коммерческого банка относительно объекта оценки - методики аудиторской деятельности, получить относительно объективный результат, позволяющий определить, с одной стороны, уровень удовлетворения руководителей качеством аудиторской деятельности, а с другой - проблемные моменты, формирующие состояние аудиторской деятельности на основе изучения мнения специалистов. Сравнивая полученные результаты, появляется возможность с помощью специального математического аппарата установить реальное качество используемого методического подхода и определить его проблемные моменты.

В качестве параметров оценки иностранные исследователи [13; 17] рекомендуют использовать следующие функциональные направления (элементы) для оценки: элемент планирования; элемент организации, элемент использования аудиторского инструментария; элемент информационного обеспечения; элемент учета результатов проведения аудита.

Каждое функциональное направление (элемент аудиторской деятельности) в процессе оценивания имеет пять вариантов оценки. Используемая шкала оценки приведена в табл. 1 и является традиционной, а в методическом плане обоснована в исследователями [1; 3].

или иной степени связаны с аудитом, исполь -зуют его результаты в своей профессиональной деятельности. Другой стороной оценки, как уже было сказано, выступает руководство службы внутреннего аудита коммерческого банка.

Такой подход формирует условия для определения объективного состояния системы методического обеспечения аудита на основании установления разногласий во

Таблица 1 - Шкала оценки качества методического обеспечения системы внутреннего аудита

в коммерческих банках

Оценка в ответах Шкала оценки, балл

Выделенная функция аудита не реализуется 0

Выделенная функция аудита реализуется ситуативно 1

Выделенная функция аудита реализуется постоянно, вне связи с другими элементами аудиторской деятельности 2

Выделенная функция аудита реализуется постоянно, в тесной связи с другими элементами аудиторской деятельности 3

Выделенная функция аудита реализуется постоянно, в тесной связи с другими элементами аудиторской деятельности и постоянно совершенствуется 4

взглядах руководства и специалиста, что мо -жет оказать значительное влияние на конечные результаты экспертизы.

В целях получения объективных данных необходимым условием функциональной оценки качества методического обеспечения является участие в опросе не менее 80 % руководителей и не менее 10 % лиц, которые по своим функциональным обязанностям связаны с аудиторской деятельностью.

Средний балл по каждой из выделенных функций в системе методического обеспечения вычисляется по формуле (составлено автором):

1ср =

1рук + 1спец 2

(1)

где 1ср - ср еднпй б алл по на правлению методики;

1рур - средняя оценка руководителя; 1нпец - средннн оценка специалиста.

Важным элементом анализа является определение коэффициента согласования мнений (Ксм) по отношению к качеству используемой методики, что должно отразить расхождение мнений между руководством и специалистами по качеству определенной функции аудиторской деятельности: 1рур

Кнм = -

1нпец

(2)

Шкала, по которой можно определить степень согласованности мнений, определяется на основании коэффициента максимального расхождения (Ктах) и коэффициента минимального расхождения (Кт1п). Максимальная сумма баллов может быть получена в том

случае, если руководители считают, что все выделенные элементы методики аудиторской деятельности реализуются постоянно, в тесной связи с другими элементами и постоянно совершенствуются, а специалисты -что все выделенные функции управления в системе реализуются ситуативно (Ктах = 4 балла / 1 балл х 25 вопросов = 100 баллов), то есть наблюдается несогласованность мнений.

Критическую несогласованность мнений имеем и в случае, когда возникает ситуация: Ктах = 1 балл / 4 балла х 25 вопросов = 6,25 балла, то есть речь идет о переоценке качества методического обеспечения аудита со стороны руководителей, в то время как качество не удовлетворяет специалистов.

Приведенные результаты позволяют определить четыре зоны, иллюстрирующие расхождения в суждениях экспертов:

1. Критическая зона несогласованности: от 0,0 до 6,25 балла.

2. Зона достаточной согласованности: от 6,26 до 37,5 балла.

3. Зона несогласованности: от 37,6 до 68,5 балла.

4. Зона полной несогласованности: от 68,6 до 100 баллов.

В качестве примера проиллюстрируем возможности данной методики при проведении исследования, касающегося качества методического обеспечения таких коммерческих банков, как ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ, АО Альфа-Банк.

Результаты исследования приведены в таблицах ниже.

Таблица 2 - Оценка качества методического обеспечения системы внутреннего аудита коммерческого банка ПАО Сбербанк

Элемент Оценка, балл 1ср Ксм

Руководители Специалисты

Сумма по элементу планирования 16,8 13,18 14,97 6,45

Сумма по элементу организации 13,5 6,64 10,07 14,88

Сумма по элементу использования аудиторского инструментария 15,0 6,91 10,95 11,31

Сумма по элементу информационного обеспечения 15,3 11,45 13,35 7,18

Сумма по элементу учета результатов аудита 12,0 7,55 9,77 9,24

Общая сумма 72,5 45,73 59,11 -

Таблиц 3 - Оценка качества методического обеспечения системы внутреннего аудита

коммерческого банка ПАО ВТБ

Элемент Средняя оценка, балл 1 ср К см

Руководители Специалисты

Сумма по элементу планирования 17,3 11,27 14,26 8,17

Сумма по элементу организации 15,3 8,18 11,72 10,29

Сумма по элементу использования методического инструментария 9,18 12,84 9,18 6,03

Сумма по элементу информационного обеспечения 14,3 10,64 12,44 7,01

Сумма по элементу учета результатов аудита 13,3 12,55 12,90 6,0

Общая сумма 76,5 51,82 64,16 -

Таблица 4 - Оценка качества методического обеспечения системы внутреннего аудита

коммерческого банка АО Альфа-Банк

Элемент Средняя оценка, балл 1ср Ксм

Руководители Специалисты

Сумма по элементу планирования 13 10 11,5 6,59

Сумма по элементу организации 14,75 7,09 10,92 13,37

Сумма по элементу использования методического инструментария 15,5 5,91 10,7 13,73

Сумма по элементу информационного обеспечения 16 11,36 13,68 8,05

Сумма по элементу учета результатов аудита 13,25 8,73 10,99 10,25

Общая сумма 72,5 43,1 57,8 -

Если же обратиться к анализу показателя Ксм, то сможем вычленить зоны расхождения мнений экспертов, добавив результаты, полученные по каждой из выделенных функций, и определив среднее значение показателя в соответствии с количеством исследуемых учреждений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Планирование: (6,45 + 8,17 + 6,59) : 3 = 7,07 балла.

- Организация: (14,88 + 10,29 + 13,37) : 3 = 12,8 балла.

- Инструментарий: (11,31 + 6,03 + 13,73) : 3 = 10,3 балла.

- Информационное обеспечение: (7,18 + 7,01 + 8,05) : 3 = 7,4 балла.

- Учет результатов: (9,24 + 6,0 + 10,25) : 3 = 8,4 балла.

Полученные результаты позволяют составить относительно объективное мнение по поводу качества внутреннего аудита в ведущих банках России, выяснить проблемные моменты и определить направления совершенствования.

При этом, по нашему мнению, периодическими оценками должен быть охвачен весь спектр деятельности по внутреннему аудиту в государственном органе, в частности:

- организационно-правовые основы функционирования подразделения (статус и независимость подразделения; соблюдение

требований Кодекса этики работников подразделения внутреннего аудита; организационно-правовое взаимодействие руководителя подразделения с руководителем органа и т. д.);

- кадровая политика подразделения внутреннего аудита (численность работников подразделения и состояние его укомплектования; соответствие персонала определенным требованиям; организационные вопросы расстановки кадров; организация работы по повышению квалификации работников подразделения; эффективность управления деятельностью подразделения внутреннего аудита и т. д.);

- внутренние документы по вопросам внутреннего аудита (соответствие положения о подразделении, его структурных подразделениях и должностных инструкциях работников требованиям законодательства; соответствие утвержденных внутренних регламентов по планированию, организации, проведению, документированию внутренних аудитов, реализации их результатов требованиям нормативно-правовых актов в сфере внутреннего аудита);

- планирование деятельности по внутреннему аудиту (соблюдение порядка формирования и утверждения планов, внесения изменений в них; соблюдение подходов к

определению и оценке рисков, формирование планов на основании оценки рисков; состояние выполнения планов и внеплановых поручений и т. д.);

- организационные аспекты проведения внутренних аудитов (обеспечение подготовки к проведению внутреннего аудита и планирование аудиторской задачи; соблюдение установленных требований при организации внутренних аудитов; распределение трудовых ресурсов и вопросов аудита и т. д.);

- документирование хода и результатов внутреннего аудита (качество и полнота проведенных исследований, аудиторских отчетов, оформление рабочих и официальных документов);

- реализация результатов внутренних аудитов, мониторинг учета рекомендаций и результатов их внедрения (результативные показатели внутренних аудитов; качество предоставленных аудиторских рекомендаций и полнота их внедрения; информирование руководителя учреждения о результатах аудитов и принятие им соответствующих решений; осуществление мониторинга внедрения аудиторских рекомендаций и т. д.);

- отчетность о деятельности подразделения внутреннего аудита (достоверность отчетных данных; обеспечение и качество отчетности руководителя подразделения высшему руководству о результатах деятельности подразделения; полнота и своевременность представления отчетности о результатах деятельности);

- взаимодействие подразделения внутреннего аудита с другими структурными подразделениями банка;

- мероприятия по обеспечению и повышению качества внутреннего аудита (проведение внутренних оценок качества; состояние выполнения программы обеспечения и повышения качества внутреннего аудита; отчетность руководителю органа о результатах внутренних оценок качества внутреннего аудита и о состоянии реализации программы обеспечения и повышения качества внутреннего аудита и т. д.).

При этом данные элементы методики вполне возможно оценивать на основе описанного выше подхода, получая объективные данные относительно качества методического обеспечения внутреннего аудита в коммерческих банках.

Проведенный анализ позволяет нам утверждать, что оценивание методических основ внутреннего аудита в коммерческом банке является важнейшим элементом корпоративного управления, позволяющим в процессе управления с достаточной долей уверенности опираться на результаты внутренних аудиторских проверок, принимая во внимание достаточный уровень качества методического обеспечения данного процесса.

По нашему мнению, именно оценивание методического обеспечения формирует необходимый уровень уверенности в полноте и объективности аудиторских заключений и данных внутренних аудиторских проверок.

Что касается конкретных результатов проведенного исследования, то полученные данные позволяют констатировать, что распределение мнений экспертов находится в пределах зоны достаточной согласованности и, соответственно, правомерно заключение экспертов относительно того, что довольно часто методика аудита требует совершенствования, в частности, существенного внимания руководства банков и аудиторских служб (в части их совершенствования) требуют такие элементы методики, как планирование и информационное обеспечение проведения аудита; также руководству коммерческих банков следует больше полагаться на результаты внутренних аудиторских проверок при планировании деятельности банка.

Данные фундаментальные основания аудиторской деятельности необходимо совершенствовать, изучив не только лучший российский опыт методического обеспечения аудиторской деятельности, но и обращаясь к лучшим мировым практикам. Именно в дан -ном направлении планируется вести дальнейшие исследования.

Список литературы

1. Гуцыкова С. В. Метод экспертных оценок: теория и практика. М. : Институт психологии РАН, 2011. 144 с.

2. Журавлева В. А. Экспертное оценивание в реше -нии когнитивных задач обществ знаний: теоретико-методологические принципы : дис. ... канд. наук. М., 2013. 170 с.

3. Зерчанинова Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов. М. : ЛОГОС, 2013. 304 с.

4. Масловских П. С. Совершенствование методики аудита внутреннего контроля в коммерческом банке :

дис. ... канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2012. 245 с.

5. Мирзоева Д. Х., Юнусова Д. А. Организация и ме -тодика внутреннего аудита экономических субъектов // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2021. Т. 36. Вып. 4. С. 46-55.

6. Покровский А. М. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов на основе экспертно-аналитических технологий информационного обеспечения : дис. ... канд. экон. наук. М. : ГОУ ДПО ГАСИС, 2007. 154 с.

7. Положение «О Службе внутреннего аудита ПАО Сбербанк». Утверждено Наблюдательным советом ПАО Сбербанк Протокол от 04.10.2019 № 26. Москва, 2019. 13 с.

8. Сафонова М. Ф., Алексеенко А. Ю. Статистические методы исследования при планировании заданий во внутреннем аудите и подборе аналитических процедур // Учет. Анализ. Аудит. 2021. № 8(4). С. 51-68.

9. Скареднова О. Л., Скареднов И. С. Основы организации и методики внутреннего аудита в банковских учреждениях // Индустриальная экономика 2022. № 5, т. 2. С. 223-228.

10. Сыромятникова О. В., Галицкая Ю. Н. Подходы и методы, используемые при проведении аналитических процедур // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1. С. 229-231.

11. Швырева О. И., Коровин Д. А. Аудит в банковской сфере: особенности, актуальные проблемы и перспективы развития // Вестник Академии знаний. 2021. № 46. С. 356-363.

12. Abbott L. J., Parker S., Peters G. F., Rama D. V. Corporate Governance, Audit Quality, and the Sarbanes-Oxley Act: Evidence from Internal Audit Outsourcing // The Accounting Review. 2007. No. 82. P. 803-835.

13. Colbert J. How to Monitor Internal Controls // The Journal of Corporate Accounting & Finance. 2008. No. 19. P. 41-45.

14. Guidance for Internal Audit under the Advanced Approaches Rule Background. URL: https://www. federalreserve.gov/bankinforeg/basel/files/bcc1306.pdf (дата обращения: 01.12.2022).

15. Internal audit function. URL: https://www.btn.co.id/-/ media/User-Defined/ACGS/Part-E/E316.pdf?la=id (дата обращения: 01.12.2022).

16. Internal control systems in banking organisations. Basle Committee on Banking Supervision. URL: https:// www.bis.org/publ/bcbs40.pdf (дата обращения: 01.12.2022).

17. Jin H. P. Analysis of the Internal Control Audit Model of Commercial Banks from the Perspective of Comprehensive Risk Management // Internal Auditing in China. 2016. No. 11. P. 15-19.

18. Li F. Internal Control of Commercial Banks - Based on Case Study of Shanghai Pudong Development Bank // Modern Economy. 2020. No. 11. P. 230-238.

References

1. Gutsykova S. V. Method of expert assessments: theory and practice. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2011. 144 p.

2. Zhuravleva V. A. Expert assessment in solving cognitive problems of knowledge societies: theoretical and methodological principles: dis. ... candidate of Sciences. Moscow, 2013. 170 p.

3. Zerchaninova T. E. The study of socio-economic and political processes. Moscow: LOGOS, 2013. 304 p.

4. Maslovskikh P. S. Improvement of the internal control audit methodology in a commercial bank: dis. ... candidate of economics. sciences'. Yekaterinburg, 2012. 245 p.

5. Mirzoeva D. H., Yunusova D. A. Organization and methodology of internal audit of economic entities. Bulletin of Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. 2021. Vol. 36. Issue 4. Pp. 46-55.

6. Pokrovsky A.M. Methods of evaluating the effectiveness of investment projects based on expert-analytical technologies of information support : dis. ... candidate of economic sciences. Moscow: GO DPO GASIS, 2007. 154 p.

7. Regulation "On the Internal Audit Service of Sberbank PJSC". Approved by the Supervisory Board of Sberbank PJSC Protocol No. 26 dated 04.10.2019. Moscow, 2019. 13 p.

8. Safonova M. F., Alekseenko A. Yu. Statistical methods of research when planning tasks in internal audit and selection of analytical procedures. Accounting. Analysis. Audit. 2021. No. 8(4). Pp. 51-68.

9. Skarednova O. L., Skarednov I. S. Fundamentals of the organization and methods of internal audit in banking institutions. Industrial Economy. 2022. No. 5, vol. 2. Pp. 223-228.

10. Syromyatnikova O. V., Galitskaya Yu. N. Approaches and methods used in conducting analytical procedures. Economics and Business: theory and practice. 2021. No. 1. Pp. 229-231.

11. Shvyreva O. I., Korovin D. A. Audit in the banking sector: features, current problems and development prospects. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 46. Pp. 356-363.

12. Abbott L. J., Parker S., Peters G. F., Rama D. V. Corporate governance, audit quality and the Sarbanes-Oxley Law: Evidence of internal audit outsourcing. Accounting Review. 2007. No. 82. Pp. 803-835.

13. Colbert J. How to control the internal control system. Journal of Corporate Accounting and Finance. 2008. No. 19. Pp. 41-45.

14. Internal Audit Guidelines in accordance with the rules of extended approaches. URL: https://www. federalreserve.gov/bankinforeg/basel/files/bcc1306.pdf (accessed: 01.12.2022).

15. Internal audit function. URL: https://www.btn.co.id/-/ media/User-Defined/ACGS/Part-E/E316.pdf?la=id (date of application: 01.12.2022).

16. Internal control systems in banking organizations. Basel Committee on Banking Supervision. URL: https:// www.bis.org/publ/bcbs40.pdf (accessed: 01.12.2022).

17. Jin H. P. Analysis of the internal control audit model of commercial banks from the point of view of integrated risk management. Internal audit in China. 2016. No. 11. Pp. 15-19.

18. Li F. Internal control of commercial banks - on the example of Shanghai Pudong Development Bank. Modern economy. 2020. No. 11. Pp. 230-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.