УДК 81'37
А.Н. Черемисин
ОЦЕНКА МЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (на примере английских пространственных прилагательных)
Статья посвящена прилагательным пространственной семантики как средствам репрезентации оценки в современном английском языке. На основе когнитивных механизмов интеграции и инференции с позиции оценочной категоризации рассматриваются различные аспекты ментальной деятельности человека. Оценка представляет собой интегрированное знание, полученное в процессе образования ассоциативных линий между двумя исходными областями -характеристиками концепта SPACE и характеристиками ментальной деятельности.
Ключевые слова: оценка, оценочный смысл, ментальная деятельность, пространство, инференция, концептуальная интеграция, ассоциативная линия.
С установлением приоритета когнитивно-дискурсивной парадигмы знания преимущество уделяется отражению процессов познания в языке, систематизации, хранению, а также репрезентации полученных знаний. Внимание смещается в сторону определения роли человеческого фактора, т.к. когнитивная деятельность по восприятию мира несет в себе оценку человеком происходящего вокруг: действий, поступков, ситуаций, явлений, объектов окружающего мира.
Объектом данного исследования является оценочное знание о ментальной деятельности человека, средством репрезентации которого являются английские прилагательные с пространственной семантикой.
Под ментальной деятельностью человека понимается специфическая активность человека по познанию и преобразованию окружающей действительности, связанная с разумом, с умственными способностями, проявляющаяся через речепроизводство, фиксирующая результаты познавательной деятельности в языке [Павленко, Зайцева 2012: 65].
Пространство - одна из реалий бытия, с которой человек сталкивается с первых лет жизни. Оно образуется вокруг человека, человек ощущает себя частью целостного, связного, непрерывного пространства, внутри которого он может свободно перемещаться или перемещать объекты, находящиеся в пространственных отношениях. При помощи пространства у человека «рисуются» картинки и образы предметов, попадающие в поле зрения, проходит механизм локализации относительно различного рода ориентиров или геометрических плоскостей («вверх-вниз», «справа-слева», «спереди-сзади») [Кубрякова 1997: 3-5]. Восприятие любого события, его концептуализа-
ция и представление во многом определяется содержанием его пространственной основы.
Пространственные характеристики могут выступать основой для формирования оценочного знания. Согласно Е.С. Кубряковой, «знак рожденный для именования одной концептуальной структуры, становится «крышей» для новой структуры знания» [Кубрякова 2004: 471]. В этой связи необходимо определить, как указывает Е.С. Кубрякова, «возможности перенесения языка пространства на пространство языка» [Кубрякова 2004: 460]. В виду того, что концептуальные характеристики пространства являются основой для появления оценочных смыслов, обратимся к анализу концепта SPACE. Различные словари дают следующие толкования лексемы space: SPACE:
- a continuous unlimited area or a space which may or may not contain objects;
an interval between one, two or three dimensional points or objects;
- an empty area; room;
- a large unoccupied region [CODCE 1990:
1164];
SPACE:
- the amount of an area, room, container etc that is empty or available to be used;
an empty place between two things, or between two parts of something;
the feeling that a place is large and empty, so you can move around easily [LDCE 2005: 1584]; SPACE:
- the whole area within which everything
exists;
- area between two objects;
- an area that is empty or available;
- an area of any size [CCEDAL 2001: 1491]; SPACE:
- the unlimited three-dimensional expanse in which all material objects are located;
an interval of distance or time between two points, objects, or events;
a blank portion or area; unoccupied area or room [CDO URL: http://dictionary.cambridge.org/dic-tionary/british/space_1 ?q=space].
Проанализировав словарные дефиниции лексемы space, установили, что концепт SPACE содержит следующие концептуальные характеристики:
• протяженность;
• неограниченность;
• вместилище;
• одномерность;
• двухмерность;
• трехмерность;
• размер (параметричность);
• пустота (незаполненность).
Как указывает Н.Н. Болдырев, на основе принципа «концептуальной интеграции» у концептов реального мира (объектов, артефактов и т.д.) образуется оценочный смысл. В результате данного процесса новый смысл оценивается как когнитивная структура, имплицируемая содержанием характеристик и смыслов, лежащих в основе его образования. Важно отметить, что смысл со смешанными характеристиками носит гибридный характер и выступает как самостоятельная структура знания [Болдырев 2011: 73-86].
Согласно Н.Н. Болдыреву, оценочный смысл обладает рядом свойств, которые определяются во взаимосвязи с разграничением собственно оценочных категорий и категорий оценочных слов. Оценочные категории характеризуются внеязыковой направленностью, структурной и содержательной релятивностью, концептуальной интегративностью формирования, многообразием принципов организации, определенной уровневой принадлежностью.
Категория оценочных слов обладает внутриязыковой направленностью, многофокусной структурой, инвариантно-вариантным принципом выражения оценки, референтной соотнесенностью [Болдырев 2012: 101-121].
При этом оценка по своему типу может быть рациональной, которая характеризуется объективностью, дескриптивностью, градуальностью, как правило, имеет количественное основание и отражает степень приближенности объектов оценки к существующей норме или стандарту, а также эмоциональной, будучи субъективно за-
висимой от особенностей восприятия конкретных явлений и предметов человеком.
По утверждению Л.А. Фурс, «обращение к анализу прилагательных с пространственной семантикой, которые могут употребляться в оценочной функции, свидетельствует, что характеристики, связанные с онтологией пространства, являются той константой, на основе которой осуществляется субъективно-эмоциональная интерпретация событий и явлений окружающего мира» [Фурс 2012: 242].
Проанализируем, какие характеристики концепта SPACE являются основой для появления оценочных смыслов в отношении ментальной деятельности человека.
Характеристика «протяженность» активизирует знание о расстоянии в пространстве между объектами, а также об удаленности объектов друг от друга по принципу «далеко - близко».
В преломлении к такому виду ментальной деятельности, как изучение, исследование проецируются на этой основе следующие ассоциативные линии: «близкое расстояние - возможность всесторонне и досконально изучить», «далекое расстояние - невозможность сконцентрироваться, тщательно рассмотреть и изучить», что подтверждается словарной дефиницией прилагательного close -inspection or observation of something is careful and thorough [CCEDAL 2001: 273]. Выводное значение создается на основе причинно-следственной связи. В качестве когнитивного механизма задействована инференция. Инференция является когнитивной операцией человеческого мышления, направленной на получение выводных данных в процессе обработки информации и/или языка, а также само выводное значение. В ходе этой операции человек, опираясь на непосредственно содержащиеся в тексте сведения, выходит за пределы данного и получает новую информацию [КСКТ 1996: 33-34].
1) In a larger sense, the general public also seemed reluctant to accept a close examination of a fascinating day of history [BNC].
В данном случае указывается на нежелание проводить внимательный, подробный анализ.
Внимание как направленность ментальной деятельности также выступает объектом оценки. Вниманию присущи такие качества, как объем, распределение, устойчивость и переклю-чаемость [КФЭ 1994: 72].
Оценочное знание формируется за счет взаимодействия пространственной характеристики «протяженность» и характеристики «устой-
чивость», относящейся к когнитивной области «внимание». Создается ассоциативная линия «близкое расстояние - возможность сконцентрироваться»:
2) You could have improved your answers by closer attention to detail [LDCE 2005: 81].
Обращение к контексту позволяет уточнить значимость для субъекта оценки тщательного рассмотрения деталей (closer attention to detail). В данном случае важным для субъекта оценки является тщательное изучение объекта, предполагающее концентрацию на деталях.
Взятый за основу критерий «далеко - близко» в отношении такой формы ментальной деятельности, как надежда, ожидание является значимым для формирования оценки за счет создания ассоциативной линии «отдаленность - продолжительность усилий по достижению цели» (distant - very far away [CCEDAL 2001: 444]):
3) Peace is a distant hope in Guatemala [BNC].
Так, после 36-летней гражданской войны и продолжительной серии вооруженных конфликтов надежда жителей Гватемалы на стабильность мирной ситуации мала, она представляется им в виде удаленной от реальности надежды.
Идея или представление как продукт ментальной деятельности человека получают оценочную интерпретацию на основе ассоциативной линии «далекое расстояние - невозможность четко представить объект» (remote - faint because far away [CODCE 1990: 1016], в свою очередь faint -barely perceptible [CODCE 1990: 420]:
4) Barbara had not the remotest idea as to what her mother was referring: she could only hang her head in silence [Barke 2001: 312].
В данном примере подчеркивается невозможность понимания действий и поступков со стороны субъекта представленной ситуации. Степень проявления данного свойства подчеркивается формой превосходной степени прилагательного.
Характеристика «вместилище» тесно коррелирует с характеристикой «пустота/ незаполненность». Пространство, описываемое как вместилище, подчиняется принципу некоего контейнера. Вслед за Е.С. Кубряковой под контейнером понимается схематизированное, упрощенное представление об объекте, позволяющее моделировать один из принципов человеческого познания, при котором пространственное осмысление мира связано с представлением любого объекта как вместилища для другого объекта» [Кубрякова 2004: 475-491]. Контейнер состоит из структур-
ных элементов: внутренней части, где можно находиться, в нее можно войти или выйти из нее, и внешней части, границ. Другими словами, контейнер может быть заполненным определенным содержанием или оставаться пустым. Данная характеристика обладает большим оценочным потенциалом.
Объектом оценки часто выступает понимание. На основе характеристики «вместилище» можно вывести следующие линии «наполненный контейнер - высокая степень понимания проблемы», «пустой контейнер - низкая степень понимания проблемы» (if something is full, it contains as much of a substance or as many objects as it can; emphasize the completeness, intensity, or extent of something [CCEDAL 2001: 636]):
5) A full understanding of current unemployment and the role it plays in the working of the labour market requires an explanation of the persistence of long duration unemployment [BNC].
Ассоциативный перенос с уровня заполненности контейнера на уровень понимания проблемы является основной для формирования положительной или отрицательной оценки. Чем полнее понимание, тем выше положительное отношение к объекту. В приведенном примере проецируется полное понимание сложившейся ситуации, что оценивается позитивно.
Мыслительные процессы также могут стать объектом оценки. Ментальная деятельность, характеризующаяся отсутствием мыслей, формирует образ несостоятельного человека. Семантика пустоты передает оценку бесполезности явления. В преломлении к пустому контейнеру на основе ассоциаций образуются новые структуры знания -«пустота - отсутствие мыслей», (empty - not being used by anyone [LDCE 2005: 513]):
6) The minister would not be expected to approach the matter with an empty mind, but his mind should, in the words, of the court, at least be ajar [BNC].
В данном случае важной является способность политика продумывать свои решения, т.к. к ошибкам часто приводят необдуманные поступки.
Характеристики «одномерность», «двух-мерность», «трехмерность» объединены общей идеей мерности в структурировании пространства. Стадией развития одномерного пространства является линия, как рядоположенность нескольких точек. Двухмерные пространства - это переход от одномерия к двухмерию, двухмерность моделирует пространство с позиции длины и ши-
рины, следовательно, положение объекта в пространстве такого типа будет зависеть от их совокупности. Трехмерное пространство образуется из двухмерного, когда плоскости приписывается дополнительное измерение - высота. При этом плоскость наполняется объемом.
Вертикальное положение как изначальное свойство пространства оценивается человеком с позиции существования области «верх - низ». Преобладание вертикальной оси над горизонтальной объясняется антропоцентричностью человеческого сознания. При нахождения на вертикальной пространственной оси важное место занимает точка отсчета. Точка отсчета в данном случае релевантна такой характеристике оценки, как «норма». Нормированность заключается в стереотипном представлении о существовании математических знаков «+/-» и их расположении на шкале. Положению над точкой отсчета традиционно приписывается знак «+», а расположение ниже точки отсчета получает описание знаком «-». Рассмотрим ментальную деятельность человека согласно принципу «верх - низ».
Возвышенность чувств и желаний формирует положительное восприятие ситуации. Следовательно, человек, обладающий такими чувствами, представляется как благородный, с глубоким содержанием мысли и высоким содержанием интеллектуальных способностей. Ассоциативные линии, выводимые на основе дефиницонного анализа лексемы high - strong approval of someone or something, or an expression of strong approval [LDCE 2005: 766], способствуют формированию оценочного смысла «расположение наверху - высокая степень проявления признака, все позитивное», «расположение внизу - низкая степень проявления признака, все негативное»:
7) Anyway your colleagues have a high opinion of your skills [BNC].
8) This man in my mind may have a low opinion of me, but I can have a low opinion of him, too, if I so choose. I can have a low opinion of his low opinion of me as well [Eisenberg 2010: 156].
В примере 7 мнение коллег рассматривается как позитивное. В примере 8 представлена негативная оценка, связанная с выражением неблагоприятной точки зрения о человеке (low - not favourable [OALD 1995: 700]).
Восприятие события, будучи процессом ментальной деятельности, может быть представлено в виде выстраивания будущей перспективы или оценки шансов ее воплощения. Дефиницион-ный анализ лексемы high (if you aim high, you try
to obtain or to achieve the best that you can [CCED-AL 2001: 738]) выступает основной для выводного знания: «выше точки отсчета - большая вероятность осуществления, достижения цели»:
9) As I understand it, we won't know anything until she wakes up. But the surgeon says he has high hopes that she'll survive, barring unforeseen complications [Larsson 2009: 30].
Данный пример иллюстрирует, что шансы на достижение поставленной цели высоки.
Мечтания и желания как формы ментальной деятельности могут рассматриваться на основе выводного знания «расположение вверху - наличие высоких моральных качеств, возвышенность идей и представлений» (lofty - showing high standards or high moral qualities; use this to show approval [LDCE 2005: 953]:
10) When one is alone and hungry and the night is deep, who can stop the lofty dream in one's heart [Yabes 2009: 686].
В примере 10 значимой является оценка мечтаний и желаний с точки зрения морали. Одобрение вызывает их возвышенный характер.
С опорой на концептуальную характеристику «размер/ параметричность» также формируется оценочное знание. Незначительность размера (small - not large in size or amount [LDCE 2005: 1559]) в примере 11 подразумевает размытость представления, низкую степень проявления признака. Продукт ментальной деятельности (idea) оценивается негативно за счет создания ассоциативной линии «маленький размер - небольшая степень проявления признака»:
11) Phillis agreed that she had a small idea of 'a rum fellow ' [BNC].
Продукт ментальной деятельности (idea) может быть объектом позитивной оценки. В этом случае характеристика «размер» является основой для формирования оценки по ассоциативной линии «значительный размер - высокая степень проявления признака»:
12) He works huge ideas about reason and feeling into a witty pastiche of Restoration comedy, and Croydon Warehouse's production is excellent [BNC].
Пространственное прилагательное huge -extremely large in size, amount, or degree [LDCE 2005: 795] фокусирует внимание на большой вероятности реализации задуманных планов и разнообразии предлагаемых идей.
Мнение, точка зрения как продукт ментальной деятельности также является объектом оценки. Параметризация пространства с точки зрения
его узости проецируется на ментальную деятельность человека. В результате создается ассоциативная линия «узость пространства - узость кругозора»:
13) You've got a very narrow view of life [BNC].
Ограниченность во взглядах, узкая направленность мыслей характеризует человека как недальновидного. Формируется отрицательная оценка, что подтверждается словарной дефиницией narrow - a narrow attitude or way of looking at a situation is too limited and does not consider enough possibilities [LDCE 2005: 1092].
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что употребление прилагательных с пространственной семантикой для выражения оценки сопровождается формированием интегрированного знания как результата взаимодействия двух исходных пространств. Первое пространство представлено непосредственно самой ментальной деятельностью в одном из ее аспектов. Это могут быть направленность ментальной деятельности (attention), продукты (idea, hope, view of life, dream), мыслительные процессы (mind, examination), результат (understanding, opinion). Второе пространство представлено концептуальными характеристиками концепта SPACE. Новая гибридная оценочно маркированная сущность является результатом концептуальной интеграции. Основными когнитивными механизмами появления оценочных смыслов являются инференция и концептуальная интеграция. Как показал проведенный анализ, значимыми для субъекта оценки являются различные аспекты ментальной деятельности. Все характеристики концепта SPACE кроме характеристики «неограниченность» задействованы в процессах формирования оценочного знания. При этом выражается как положительная (close examination, full understanding, high opinion, high hopes, lofty dream, huge ideas), так и отрицательная оценка (distant hope, the remotest idea, empty mind, low opinion, small idea, narrow view). Таким образом, прилагательные пространственной семантики служат средством репрезентации оценки ментальной деятельности человека, способствуя максимальному когнитивному эффекту при минимальных затратах со стороны говорящего.
Список литературы
Болдырев Н.Н. Два типа оценочных категорий в системе модусной категоризации в языке // От значения к форме, от формы к значению:
сборник статей в честь 80-летия А.В. Бондарко. М., 2011. С. 73-86.
Болдырев Н.Н. Категориальная система языка // Когнитивные исследования языка. Вып. X. Категоризация мира в языке: коллективная монография. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 17-120.
КСКТ - Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Пан-крац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общей ред. Е.С. Кубряковой М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.
Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время (вступительное слово) // Категоризация мира: пространство и время: материалы научной конференции / отв. ред. проф. Е.С. Кубрякова, проф. О.В. Александрова. М.: Филол. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. С. 3-14.
Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Ин-т языкознания РАН. М.: Языки славянской культуры, 2004.
КФЭ - Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994.
Павленко В.Г., Зайцева О.Л. Интегральные и дифференциальные параметры языковой ментальной деятельности // Университетские чтения -2012. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. С. 64-68.
Фурс Л.А. Принцип релевантности в конструировании смысла // Социально-экономические процессы и явления. № 10 (044). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 241-243.
Barke J. The Land of the Leal. Canongate Books, 2010.
BNC - British National Corpus. URL: http: //www .natcorp.ox.ac.uk/
CCEDAL - Collins Cobuild English Dictionary. Harper Collins Publishers Ltd., 2001.
CDO - Cambridge Dictionaries Online. URL: http://dictionary.cambridge.org/
CODCE - The Concise Oxford Dictionary of Current English / ed. by R.E. Allen. Oxford: Clarendon Press, 1990.
Eisenberg D. The Collected Stories of Deborah Eisenberg: Stories. Macmillan, 2010.
Larsson S. The Girl Who Kicked the Hornets' Nest. London: Maclehouse press, 2010.
LDCE - Longman Dictionary of Contemporary English. Longman, Pearson Education Limited, 2005.
OALDCE - Oxford Advanced Leaner's Dic- Yabes L.Y. Philippine Short Stories, 1941-
tionary of Current English / A.S. Hornby. Oxford 1955: 1950-1955. UP Press, 2009. University Press, 1995.
A.N. Cheremisin
EVALUATION OF HUMAN MENTAL ACTIVITY (on the basis of English spatial adjectives)
The article deals with the problem of evaluation representation in Modern English. The representation of evaluation meaning concerns the topical issues of evaluation conceptualization and categorization theory as of a separate branch of cognitive linguistics.
English spatial adjectives and their ability to form new evaluation sense are in the focus of the author's attention. The analysis of the English spatial adjectives allowed us to establish the following conceptual characteristics of SPACE: distance, unboundedness, capacity, number of dimensions (one, two, three), size, emptiness.
The principal analysis focuses on the interaction between two cognitive domains - the manifested conceptual characteristics represented by spatial adjectives (close, full, high, lofty, huge, distant, remote, empty, low, small, narrow) and different aspects of human mental activity (attention, idea, hope, view of life, dream, mind, examination, understanding, opinion).
It is proved that their interaction is possible with the help of such cognitive mechanisms as integration and inference. The result of the interaction is considered as a form of the integrated hybrid knowledge which does not merely possess the features of both initial domains but also has its own nature represented in the association lines that show the direction of evaluation representation.
The idea that English spatial adjectives are productive means of evaluation representation of human mental activity having a definite cognitive effect and demanding interpretative efforts from the speaker could be used in widening the main regulations stated in evaluation conceptualization and categorization theory.
Key words: evaluation, evaluation meaning, mental activity, space, inference, conceptual integration, association line.