Научная статья на тему 'Оценка менеджеров организации с применением модели компетенций'

Оценка менеджеров организации с применением модели компетенций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1987
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / АССЕССМЕНТ / АТТЕСТАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ИНТЕРСУБЪЕКТНОСТЬ / EVALUATION / ASSESSMENT / APPRAISAL / COMPETENCES / EFFICIENCY / SUPERVISOR / INTERSUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коргова М.А., Салогуб А.М., Шхагумов Р.Х.

В рамках исследования авторами анализируются основные проблемы в оценке персонала и руководителей современной организации. Эффективная оценка является интегральной функцией системы управления персоналом и отражает качество кадрового менеджмента организации. Идея авторов заключается в том, что предложенный подход к оценке сотрудников сводится к применению модели компетенций. Побочным эффектом от применения данной модели в рамках оценочной системы сотрудников станет необходимость реформы всей системы управления персоналом организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The company managers assesment with the use of competence model

The researches analyse the basic problems of personnel and supervisor assessment in a modern company. The effective assessment is one of the core functions of human resource management and its quality index. The main idea of the article is that the introduced approach to personnel assessment is putting into appraisal practice a competence model. It would have a side effect such as the need to reform the organization human resource management system.

Текст научной работы на тему «Оценка менеджеров организации с применением модели компетенций»

теоретические проблемы управления

М.А. Коргова, А.М. Салогуб, Р.Х. Шхагумов

оценка менеджеров организации

С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНцИй

Деятельность по управлению персоналом является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности современной организации. Важнейшей составляющей системы управления персоналом выступает оценка трудовой деятельности персонала, влияющая на изменение профессионально-квалификационного статуса сотрудников и, в конечном счете, влияющая на эффективность всей системы управления персоналом и эффективность работы организации.

Оценка персонала должна быть научно обоснованной, реалистичной; комплексной (учитывающей различные аспекты кадровых проблем: экономические, политические, нравственные, социально-психологические); прогностической, пригодной для практического применения при корректировке путей функционирования и развития персонала организации.

Для проведения адекватной оценки персонала и особенно руководящего состава организации требуется взвешенный выбор предмета и объекта, критериев и методов оценки, комплекса валидных инструментов оценки.

Как известно, оценка результатов деятельности персонала служит трем целям: административной, информационной и мотивационной [4, с.98]. Административная цель - повышение сотрудника по службе, перевод, прекращение трудового договора. Также оценка результатов деятельности работников нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об уровне их работы. Наконец, мотивационная цель связана с тем, что оценка результатов трудовой деятельности персонала представляет собой важное средство побуждения людей к качественному выполнению своих функциональных обязанностей.

Процесс аттестации, как самого традиционного метода оценки, связан с двумя противоположными аспектами. С одной стороны, необходимо как можно более объективно оценить деятельность менеджеров, с другой - эта оценка производится людьми, то есть в ней всегда присутствует субъективизм. В зависимости от конкретных условий субъективизм может существенным образом влиять на конечные результаты аттестации. В этой связи, на наш взгляд, методики оценки персонала, используемые при аттестации, должны разрабатываться с учетом преобладания критериев, способствующих увеличению объективности полученной информации.

Самой трудноразрешаемой проблемой в кадровой работе является оценка топ-менеджеров, инициатором которой выступает собственник организации, который либо

недоволен результатами бизнеса, либо в преддверии предстоящей ротации ключевых сотрудников нуждается в дополнительной информации.

Сегодня самыми эффективными по точности и наименее «травматичными» для организации методами оценки руководителей являются: «Ассесмент-центр», методика «360 градусов», «Бизнес-интервью» [2, с.32-33].

Ассесмент-центр как наиболее объективный метод оценки менеджеров и персонала, включает испытания по ситуациям, моделирующим производственную деятельность. В практике внедрения ассесмент-центра кадровая служба может столкнуться со следующими ограничениями:

- невозможно создать компактный «тренажер» для топ-менеджмента в силу многоплановости и сложности их целей, функций и задач;

- есть менеджеры, которые хорошо себя показывают во время тренингов, конференций, модельных испытаний, а в реальной работе, в окружении реальных людей, имеющих свои психологические и профессиональные особенности, не могут сделать то же самое;

- требуется не менее трех квалифицированных специалистов, способных дать экспертную оценку, что не всегда выполнимо в силу дефицита профессионалов;

- качественный ассесмент-центр длителен по времени.

Наиболее точный способ оценки руководителей - это бизнес-интервью, т.е. изучение деловой биографии кандидата на соответствие поставленным задачам, проводимое в форме переговоров, собственно интервью [5, с.64]. Оно включает изучение методов и результатов деятельности, кейсы, стрессовый блок, мотивационный блок и «бизнес-блок».

Бизнес-кейсы - наиболее эффективный и объективный инструмент оценки профессиональных компетенций руководителя. Стресс-блок позволяет погрузить испытуемого в конфликтогенную ситуацию и выявить способность работать в напряженных условиях. Мотивационный блок выявляет основные мотивы руководителя к профессиональной деятельности. Длительность интервью для топ-сотрудников - 2-4 часа. Само интервью можно дополнить «сбором обратной связи» - провести интервью с непосредственным руководителем объекта оценки и руководителями по предыдущим местам работы.

Наибольший интерес со стороны теоретиков и практиков управления персоналом вызывает метод оценки руководителей - «360 градусная аттестация», сущность которого во всесторонней оценке объекта оценки. Несмотря на очевидные преимущества метода, он имеет и ограничения. При оценке руководителей внутренними или внешними ресурсами остаются проблемы точности, однозначности понимания формулировок, квалификации и мотивации самих экспертов оценки.

Конечно, эффективно организовать процедуру оценки руководителей не под силу рядовому сотруднику кадровой службы, здесь требуется опыт успешного бизнеса, для независимой оценки топ-специалистов нужны профессионалы.

Надо признать, что в настоящее время не сложилось эффективной системы оценки руководителей, удовлетворяющей современным требованиям, что подтверждается следующим:

1) оценка персонала в организациях проводится нерегулярно, без учета особенностей различных категорий персонала;

2) формальное отношение к оценке персонала в силу неопределенности предмета оценки сотрудника, сложности и трудоемкости самой процедуры, что создает благоприятную почву для конфликтных ситуаций;

3) сильное влияние субъективного фактора на оценку персонала;

4) отсутствие достаточно надежного инструментария самой оценки и профессиональных кадров в данной области, в том числе и по причине нехватки материальных ресурсов;

5) преобладание неформализованного описательного подхода к оценке персонала, при котором достоверность оценки в большинстве своем ограничена формальными показателями (уровень образования, общий стаж работы, стаж работы по специальности, сведения о повышении квалификации и др.);

6) оценка редко приводит к административным и мотивационным последствиям, в основном она выполняет информационную функцию;

7) кадровая служба наделена минимальным набором полномочий в реализации функции оценки персонала и тем более руководящего состава организации и часто кадровый менеджер не обладает профессиональными и личностными компетенциями и не способен объективно организовать оценку персонала.

Эффективная оценка топ-сотрудников играет огромную роль в реализации системы управления персоналом, являясь основой множества процедур: приема на работу (здесь она позволяет снизить текучесть кадров), внутренних перемещений, увольнений, зачислений в состав резерва на выдвижение, материального и морального стимулирования, переподготовки и повышения квалификации, контроля персонала, совершенствования организации управленческого труда, улучшения структуры аппарата и т.п. Оценка персонала отражает качество деятельности всей организации. Отсутствие надежных оценочных процедур может привести к тому, что организация потеряет способных менеджеров и приобретет неэффективных [6].

Целью оценки персонала, мы считаем, должны выступать:

- улучшение качества персонала, которое достигается путём периодического и систематического оценивания;

- улучшение результативности работы персонала, помощь в реализации и использовании его потенциала, в снабжении сотрудников и руководителей информацией, необходимой для принятия решений;

- единство действий в управлении, так как единая система оценки позволяет ожидать, что действия по управлению будут соответствовать результатам оценки и будут более эффективными;

- формирование и поддержание здорового морально-психологического климата в коллективе.

Для создания высокотехнологичной оценки руководителей и менеджеров мы предлагаем внедрить в практику управления персоналом метод «360 градусной аттестации» с применением модели компетенций.

При разработке модели компетенций используются два подхода:

- адаптация под требования компании готовых моделей, созданных в результате изучения управленческого опыта лидирующих организаций (как правило, иностранных);

- создание модели компетенций «с нуля» с помощью внешних консультантов или самостоятельно [9, 78-80].

Самый оптимальный, на наш взгляд: симбиозный вариант; в качестве базы следует ориентироваться на верифицируемые зарубежные модели, адаптируемые под конкретную задачу организации. Такой подход встретит поддержку у субъектов и объектов оценки и не вызовет отторжения к «импортному» продукту. Кроме того, совместная работа всех субъектов управления в разработке модели компетенций привнесет в процесс дополнительные преимущества:

- руководители более четко структурируют требования к конкретным должностям;

- первые лица компании могут видеть, как представители среднего менеджмента транслируют стратегические планы и задачи сотрудникам;

- результаты оценки «спокойно» воспринимаются персоналом» [9, с.79].

Оценка персонала с применением модели компетенций позволит:

- выяснить, соответствует ли квалификация аттестуемого занимаемой должности;

- принять обоснованные и взвешенные решения по установлению системы мотивации и стимулирования для каждого сотрудника;

- подготовить планы развития для ключевых специалистов и менеджеров компании;

- мотивировать сотрудников и руководителей к организационным и профессиональным изменениям, повышению эффективности деятельности.

Корректировка окладов - самая «очевидная», но отнюдь не главная цель оценки ключевых сотрудников. С помощью этой процедуры производится «инвентаризация» человеческих ресурсов компании. Это важно как в условиях расширения деятельности и роста числа сотрудников, так и в сложные времена, когда нужно «сделать паузу» и понять, соответствует ли стратегическим планам уровень профессионализма и возможности сотрудников и менеджеров.

Процедура оценки позволяет организации оценить профессиональные, деловые и личностные компетенции ключевых сотрудников и менеджеров на предмет соответствия занимаемой должности ожиданиям собственников и топ - менеджмента бизнеса и определить траекторию их роста. Изменение окладов - логическое следствие оценки и форма сообщения компании об уровне этого соответствия.

Для реализации оценки руководителей мы предлагаем использовать базовую модель компетенций, наиболее полно отражающую самые необходимые компетенции руководителя и менеджеров [1, 124-125].

Предложенная модель оценки компетенций стала результатом многолетней практики ведущих тренеров, экспертизы и консалтинга организаций и предприятий региона Северо-Кавказского Федерального округа.

Ценность предложенной модели компетенций руководителя заключается в том, что она поддается любой трансформации и модификации с учетом кадровой политики и потребностей конкретного бизнеса [1, 124-125].

Таблица 1.

Базовая модель компетенций руководителей

Блоки компетенций Описание компетенций Уровень владения компетенцией

Личностные компетенции - Коммуникации и навыки межличностного и группового общения; - самоконтроль, контроль над личными эмоциями и стрессами; - умение противостоять манипуляциям; - управление личным обучением и развитием; - способность конструктивно реагировать на критику. пороговый сред ний высо кий

Лидерские компетенции - Способность ответственно создавать и поддерживать отношения, деловые контакты и связи с другими людьми, развитие чувства социальной ответственности и солидарности; - эффективное управление конфликтами; - способность направлять подчиненных в определенное русло, оказывать им необходимую поддержку; - способность работать с разнородным коллективом и формировать в организации чувство сплоченности.

Уп равленче-ские компетенции - Профессионализм, предпринимательские способности; - развитие навыков планирования и постановки целей; - прогнозирование результатов своей деятельности в соответствии с анализом внутренней и внешней среды; - использование ситуационного стиля руководства (в зависимости от целей и потребностей организации); - организация процесса деятельности в соответствии с функциями менеджмента; - способность принимать решения; - способность эффективно делегировать полномочия.

Инновационные компетенции - Способность инициировать перспективные процессы изменений и внедрения инноваций; - способность создать благоприятный климат для появления новых идей и осуществлять совместную работу над внедрением этих идей.

Технические компетенции - специальные знания, умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения руководителями своих должностных обязанностей (необходимы руководителю для решения вопросов, составляющих непосредственное содержание процессов и функций, за которые он ответственен).

Базовая модель компетенций менеджеров будет являться:

- моделью рациональной практики, опираясь на которую организация и руководители смогут повысить собственную производительность и эффективность работы;

- эталоном, целью совершенствования менеджмента, что позволит организации четко формулировать требования к руководителям;

- шаблоном, относительно которого организация может оценивать существующий менеджмент, формировать программы его развития и проводить усовершенствования [3, с.112].

Оценку руководителей с применением модели компетенций будут проводить эксперты (вышестоящее руководство, коллеги, подчиненные и партнеры) в соответствии с алгоритмом «методики 360 градусная аттестация». Здесь важно обеспечить объективность мнений экспертов: одни склонны их завышать, другие - занижать. Кроме того, на оценку могут влиять межличностные отношения субъектов и объектов. Для «снятия» социальной напряженности руководителю бизнеса следует согласовать интересы и мотивы всех партнеров, выражаясь современной риторикой, обеспечить интресубъ-ектность.

Заключительный этап оценки руководителей с применением модели компетенций состоит в следующем:

- анализ результатов оценки руководителем бизнеса совместно с кадровой службой, что обеспечивает соблюдение процедурных аспектов;

- подготовка субъектом управления кадровых решений по каждому конкретному кандидату;

- обсуждение результатов оценки с испытуемыми и утверждение кадровых решений [9, 81-82].

Предложенный подход к оценке результатов деятельности персонала и менеджеров организации не претендует на уникальность, однако новизна данного подхода состоит в самостоятельной разработке набора компетенций - параметров измерения, которые можно «собирать» и комбинировать в зависимости от должности (низовой, средний или топ-уровень) для обеспечения объективности и комплексности.

Однако внедрение предложенной процедуры оценки повлечёт за собой ряд кадровых решений, а именно: проблему связи оценки руководителя с системой мотивации и стимулирования (например, внедрение грейдной шкалы окладов), подготовкой проектов профессионального развития, что, возможно, не впишется в орбиту интереса руководителя бизнеса. Следующим шагом должна стать автоматизация процесса оценки руководителей и обработка ее результатов, то есть научное сопровождение всех этапов аттестации. Резонным представляется вопрос о готовности организации к таким рефор-

мам.

В одном из главных зарубежных бестселлеров «Война за таланты» авторы отмечают, что отсутствие оценок работы - одна из причин, из-за которых талантливые люди разочаровываются в своей карьере [7, с.46]. Только 35% сотрудников считают, что компания честно сообщает им об их результативности [8, с.47].

Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод в рамках данной статьи о том, что эффективная оценка персонала и менеджеров организаций отражает качество деятельности самой организации. Если организация разрабатывает и внедряет передовые методы оценки ключевых сотрудников, а значит, и самой организации, то эффективная оценка деятельности менеджеров становится основой построения и совершенствования эффективной системы управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы управления персоналом в современных организациях (на примере организаций Северо-Кавказского федерального округа): коллективная монография / Под общей ред. М.А. Корговой. Москва - Пятигорск: РАО - ПГЛУ, 2013. 641 с.

2. Беленко П. Как оценить топ-кандидата // Управление персоналом. 2008. № 19. С. 32-33.

3. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Под общ. ред. С.Р. Филоновича. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 412 с.

4. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 2000. - 168 с.

5. Демина Н.В. Сущность и содержание отбора персонала как функции кадрового менеджмента // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. №12. С. 60-72.

6. Коргова М.А. Формирование команд - субъектов управленческой деятельности. - Москва-Пятигорск, 2000.

7. Майклз Э. Война за таланты. - 2 -е изд., испр., пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 216 с.

8. Салогуб А.М. Креативное управление в системе социального развития российского общества. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. - 248 с.

9. Сосновый А., Гун А. Оценка персонала с применением модели компетенций // Справочник по управлению персоналом. 2009. № 5. С. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.