Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

УДК-303.02

Галушкина И. В.

МАОУ Гимназия № 2, заместитель директора по НМЭР,

г Новороссийск

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет новые требования к результатам, структуре и условиям организации образовательного процесса, ориентируясь на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника основной школы»). Важнейшие отличия от прежних стандартов заключаются в отведении особого места для личностных и метапредметных результатов. Личностные универсальные учебные действия включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Меня, как учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы работа по формированию личностных универсальных учебных действий велась максимально эффективно. На помощь приходят активные методы обучения, которые помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче. При деятельностном подходе впреподавании обществознания активные формы и методы обучения помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальныевозможности и создают условия для самореализации личности на любом этаперазвития. Применение этих методов позволяет сформировать ключевые компетенции и выполнить основные цели изучения обществознания в школе.

На уроках мы рассматриваем отрывки из различных произведений, где ребятам предлагается оценить жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов, песен с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Ребята задумываются о таких понятиях, как добро, терпение, Родина, природа, семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать позиции другого народа и т.д.

Например: на уроке обществознания в 5 классе, учащимся предлагается прослушать песню «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко. Для полного восприятия ребята имеют текст песни в печатном варианте. После прослушивания песни ведётся работа по её содержанию: анализ каждого куплета отдельно.

Где бы ни были мы, но по-прежнему Неизменно уверены в том, Что нас примет с любовью и нежностью Наша пристань - родительский дом. Родительский дом - начало начал, Ты в жизни моей надежный причал. Родительский дом, пускай добрый свет Горит в твоих окнах много лет!

Ученики делают вывод, почему родительский дом сравнивается с пристанью (как корабль от причала отправляется в дальнее плавание, так и выросшие в родительском доме дети уходят во взрослую жизнь). И пускай наше детство не кончится, Хоть мы взрослыми стали людьми, Потому что родителям хочется,

-( )-

Чтобы мы оставались детьми.

Ребята формулируют мысль о том, что какими бы взрослыми они стали, каких бы высот в своей жизни не добились, для своих родителей они навсегда остаются детьми, которых любят, за которых переживают, которых ждут.

Поклонись до земли своей матери!

И отцу до земли поклонись!

Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Свято помни об этом всю жизнь!

Раскрывается смысл фразы «в долгу неоплаченном» в данном контексте. Разговор об уважительном отношении к родителям, сравнение взаимоотношений родителей и детей сегодня и в прошлом.

На уроке обществознания в 6 классе интересна для анализа восточная притча «Притча о гвоздях».

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Эта притча производит огромное впечатление на ребят. Анализируя своё поведение, они понимают, что каждый из них хоть раз побывал в роли такого вспыльчивого и несдержанного молодого человека, не задумываясь о том, как больно они ранят окружающих. Ценно и то, что в ходе беседы ребята осознают, у кого и почему наибольшее количество шрамов (родители, близкие - они видят наше истинное лицо, перед ними мы предстаём настоящими, не пытаемся казаться лучше, как перед посторонними людьми, знаем, что нас всегда простят и поймут). Многие ребята после таких уроков признаются, что им стыдно за своё поведение и обещают пересмотреть свое отношение к близким.

Оценку ЛУУД на таких уроках производить легко, т.к. многие ребята легко включаются в анализ текста песни или произведения. Однако есть и «молчуны», которых нужно «разговорить», чтобы понять, что стоит за молчанием: отсутствие собственного мнения, неумение выразить свое отношение к проблеме или просто природная скромность, не дающая активно проявиться личности. В таких случаях я прибегаю к следующей оценке уровня сформированности ЛУУД: высокий, средний, низкий.

Уровень сформированности ЛУУД

Высокий (ценностно-смысловые установки личности понятны, ученик легко идентифицирует себя, проявляет активность и формулирует свои мысли без помощи учителя) Средний (ценностно-смысловые установки личности понятны, ученик испытывает сложности с идентификацией, активность не проявляет, формулирует свои мысли при помощи учителя) Низкий (ценностно-смысловые установки личности не понятны, ученик даже при помощи учителя затрудняется выразить своё отношение к проблеме)

Проектная деятельность - ещё одна возможность формирования личностных УУД. Так, в 6 классе, изучая человека, его потребности и интересы, характер и темперамент, поступки и поведение, ребята, несомненно, познавали и самих себя. Предлагаемые проектные задания после изучения раздела «Деятельность человека» призваны помочь ученикам «познакомиться» с самим собой, чтобы узнать свои сильные и слабые стороны, выработать механизмы самоконтроля и т.д., определить принципы

{ "« }

выстраивания отношений с другими людьми, уберечь себя от зла и сохранить для добрых дел.Темы проектов предлагаются на выбор, нет ограничений и в форме представления готового проекта. Предлагаемая тематика проектов:

1. Составьте для себя правила общения, которых вы будете придерживаться, общаясь: 1) с родителями; 2) с друзьями; 3) с домашними животными; 4) с иностранцами.

2. «Мой идеал». Выполняя этот проект, нужно составить идеальный обобщенный образ человека, которому бы хотел подражать ученик. Выбор качеств идеальной личности широк: внешность, характер, стиль общения, поступки, интересы, какие потребности являются доминирующими, способности, моральные качества.

3. План создания благотворительной организации (групповой проект).

Оценка ЛУУД производится при защите проекта. Учащимся предлагается провести самооценку результатов проектной деятельности по определенным критериям (их ребята получают в начале работы над проектом):

- аргументированность выбора темы;

- значимость выполненной работы;

- выполнение принятых этапов проектирования;

- законченность работы;

- уровень сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- возможность практического применения.

Учитель, слушая самооценку учащегося, заполняет оценочную карту, содержащую такие же критерии. Каждый критерий оценивается в 1 балл. Уровень сформированности ЛУУД определяется суммой баллов (6 б. - высокий, 4-5 б.- средний, 3 и ниже - низкий).

ФИО Критерии оценки ЛУУД

Аргументированность выбора темы Значимость выполненной работы Выполнение принятых этапов проектирования Законченность работы Уровень сотрудничества с взрослыми и сверстниками Возможность практическог о применения Уровень сфомиро ванности (высокий , низкий, средний)

1.

Сравнение - приём, позволяющий увидеть личностное отношение учащегося к определенной теме.

Сравнение - способ получения нового знания путём выявления сходств и различий между объектами. На уроке сравнение редко выступает как самоцель, чаще всего оно позволяет нам увидеть, какую сторону принимает ученик, какая точка зрения ему ближе. Например, при изучении темы «Во что мы верим» в 6 классе ученикам предлагается следующее задание:

Познакомьтесь с двумя оценками веры. Сравните их. Какая вам ближе и почему?

а) Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (Александр Сергеевич Грибоедов);

б) Человек, обладающий верой, приближается к совершенству, именно вера и совершенствует его (Морис Дрюон).

Такие приемы работы с различными точками зрения или текстами, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Прежде необходимо вычитать, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста, высказывания. Задавая вопросы автору и самому себе во время чтения, ученик учится видеть многообразие взглядов на одни и те же явления, оценивать поступкис точки зрения нравственных норм и правил, оценивать ситуации и характеры людей. Конечный результат - понимание себя, собственного отношения к событию, явлению.

Оцениваемыми параметрами уровня сформированности ЛУУД в данных заданиях являются морально-этическая ориентация (знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости), самоопределение (сформированность внутренней позиции обучающегося).

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

выделяет моральное содержание ситуации, при осуществлении морального выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников, ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы выделяет моральное содержание ситуации, ориентируясь на чувства и эмоции ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) не выделяет моральное содержание ситуации, при оценке морального выбора участниками ситуации отсутствует ориентация на нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи)

Результаты диагностики уровня сформированности ЛУУД дают возможность учителю:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося;

- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие, динамику УУД у каждого обучающегося.

Информация по данным результатам неперсофиницированна, не передается посторонним, не может оглашаться на публичных выступлениях с использованием конкретных данных детей. Не должно быть доступа к ней кроме учителя, родителя и администрации. Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение, 2011.

2. Обществознание: введение в обществознание: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/О.Б.Соболева, О.В. Иванов; под общ.ред. Г.А. Бордовского.- М.: Вентана-Граф, 2013. -144 с.

3. Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.В. Баранов,И.П. Насонова; под общ.ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2014. -192 с.

4. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Б.Соболева, В.Н. Чайка; под общ.ред. Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 224 с.

© Галушкина И. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.