ОЦЕНКА КРИЗИСОВ И РИСКОВ В ПОСТСОВЕТСКОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ
Алиев А.Т., Гранцева Т.Г., Суртаева О.С.
АЛИЕВ Адик Тагирович - доктор экономических наук, профессор, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Российская Федерация. E-mail: alievadik@yandex.ru
ГРАНЦЕВА Татьяна Григорьевна - кандидат исторических наук, доцент, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Российская Федерация. E-mail: tgg_01@rambler.ru
СУРТАЕВА Ольга Станиславовна - доцент, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск, Российская Федерация. E-mail: olga-fbk@mail.ru
Аннотация. Цель статьи - дать краткий аналитической обзор основных кризисов и рисков, рассмотреть особенности их проявления на пути развития экономики в постсоветский период современной России. Статья написана на основе использования информационных источников по этой проблеме, представленных в открытой печати и на сайтах Интернета. По результатам аналитического обзора российских кризисов, произошедших в 1998, 2008, 2014 годах и развернувшегося современного кризиса, вызванного пандемией COVID-19, осуществляется оценка причин, факторов, последствий и особенностей каждого из них.
В статье определенное место отводится рискам, нарастание которых сигнализирует об ухудшении ситуации и динамики социально-экономического развития страны как предвестников наступления кризисных событий. Особое внимание уделяется цифровым рискам и их разновидности - киберрискам - в связи с масштабным использованием зарубежных информационных платформ. Предлагаются пути для их ограниченного применения на основе создания научно обоснованных правовых норм с учетом формирующейся цифровой среды на базе накопленного технологического и интеллектуального потенциала отечественных разработок цифровых технологий и собственных информационных платформ.
Ключевые слова: экономические кризисы, пандемия коронавируса, экономические риски, социальные риски, цифровые риски, киберриски.
Для цитирования: АлиевА.Т., Гранцева Т.Г., Суртаева О.С. Оценка кризисов и рисков в постсоветском социально-экономическом развитии России // Экономические системы. 2020. Том 13. № 4 (51). С. 150-160. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-150-160.
Введение
Кризисы и риски являются постоянными спутниками на историческом пути развития мировых стран.
Если окунуться в историю мировых экономических кризисов, начиная с XIX в., то можно насчитать около 20 кризисов. Но основных и запоминающихся было 10 [6], однако не все из них касались российской экономики и социальной сферы.
Причины возникновения наиболее значимых кризисов по глубине падения экономик были самые разные - банкротство американских железнодорожных
компаний и падение рынка акций (1857 г); зависимость стран Европы и США от дешевых товаров из Латинской Америки (1873-1878 гг.); начало первой мировой войны (1914 г.); огромный разрыв между быстрым ростом производства товаров и крайне низким спросом на них в США, так называемая Великая депрессия (1929-1933 гг.); стремление повысить нефтедобывающими странами ОПЕК цены барреля нефти за счет снижения объемов ее добычи («нефтяной кризис» 1973 г.); финансово-экономический кризис, одним из его факторов был ипотечный кризис в США (2008 г.). В настоящее время наступает новая волна мирового кризиса, главная причина которого - пандемия коронавируса.
В условиях экономического кризиса независимо от страны мира вероятность возникновения рисков усиливается и может трансформироваться из потенциальных опасностей в реальные угрозы, что важно учитывать при разработке современной социально-экономической и промышленно-технологической политики государства.
Именно поэтому важно оценить на основе аналитического обзора причины и факторы, которые обусловливают появление экономических кризисов и рисков, произошедших в постсоветской России и наступающих на современном этапе развития нашей страны.
Основная часть
Эволюция кризисов в России. Постсоветская Россия пережила несколько крупномасштабных экономических кризисов. Так, экономический кризис развернулся сразу после распада СССР в 1990-х гг. в результате проводимой политики кардинальных рыночных преобразований. Причины этого кризиса сначала выразились в свободном отпуске (либерализации) цен, вызвавшем гиперинфляцию, что сжало денежную массу до беспрецедентно низкого уровня (15% ВВП) и привело к кризису неплатежей, затем, в 1998 г. - в бесконтрольной эмиссии краткосрочных государственных облигаций и выстроенной из них пирамиды, которая непомерно увеличила государственный долг; потом - в падении мировых цен на энергоносители, что в конечном результате и привело к дефолту [16].
Глубокий кризис в России произошел в 2008 г. сразу же вслед за мировым финансово-экономическим кризисом. Он наступил сначала в США из-за ипотечного кризиса, затем быстро распространился на основные промышленно-развитые экономики мира, а после перекинулся и на нашу страну. С точки зрения интенсивности и расширения этот кризис был самым глубоким и разрушительным со времен «Великой депрессии» 1929-1933 гг. Причем российская экономика на фоне развернувшегося мирового кризиса стала одной из наиболее пострадавших.
Очередной кризис в России произошел в период с 2014 по 2016 г. Спад российской экономики начался в результате снижения мировых цен на нефть и введенных санкций против нашей страны в связи с присоединением Крыма. Затем произошло ослабление валютного курса рубля с последующим инфляционным
ростом потребительских цен, снижением реальных доходов населения, повышением спроса на сбережения в иностранной валюте и бегством капитала из страны (только за 2015 и 2016 г в общей сумме более 700 млрд руб.) [3].
Во всех случаях возникновения кризисных явлений в российской экономике выделялись свои специфические особенности их проявлений, причин, факторов и последствий.
Кризис 2008-2010 гг. отчетливо выразился в падении основных макроэкономических показателей, а кризис 2014-2016 гг. - уже в большей мере отразился на снижении жизненного уровня населения. А если оценивать кризис глубиной падения российской экономики и социальной сферы, то наиболее тяжелая кризисная ситуация в этих аспектах сложилась в 1998 г. по сравнению с последующими кризисами.
Особенности наблюдались и в мерах государственной антикризисной поддержки. В период кризиса 2008-2010 гг. государство в основном поддерживало банковскую систему, а также население за счет собственных источников финансирования; во время кризиса 2014-2016 гг. стимулировало развитие им-портозамещения отраслей реальной экономики по причинам введения внешнеэкономических санкций странами Запада.
После последнего кризиса (2014-2016 гг.) экономика страны по основным макроэкономическим показателям вышла из депрессионного кризисного состояния, продемонстрировав хоть и незначительный, но экономический рост.
Между тем еще до распространения пандемии возникали опасения углубления стагнации и скатывания российской экономики в рецессию. Об этом косвенно сигнализировало падение некоторых опережающих индикаторов развития экономики. Так, к самому концу 2018 г. наблюдалось снижение объема железнодорожных грузоперевозок - одного из ключевых индикаторов экономического развития страны (загрузка вагонов железнодорожного транспорта (по свидетельству известных мировых экономистов - бывшего главы ФРС Алана Гринспена и премьера КНР Ли Кэцян) выступает показателем, помогающим отслеживать активность отраслей промышленности). В связи с этим за рубежом в источниках информации даже распространился так называемый индекс Ли Кэцяна. Здесь же уместно вспомнить, что до наступления финансового кризиса в конце 2008 г. падение этого показателя еще в июне сигнализировало о замедлении экономического развития страны.
Кроме снижения железнодорожного грузооборота в декабре 2018 г. и раньше, в августе этого же года начали падать продажи тяжелых грузовиков, что также выступает индикатором ухудшения положения в экономике. Дело в том, что грузовой автотранспорт можно отнести к инвестиционным товарам, поэтому негативная динамика рынка таких автомобилей - достаточно надежный показатель инвестиционной оценки общего состояния экономики и обрабатывающей промышленности.
Еще раньше, весной 2018 г., сократились объемы перевозок цемента, что также косвенно свидетельствовало о снижении деловой активности в строительстве.
Оправдались пессимистические прогнозы относительно снижения притока прямых иностранных инвестиций в РФ, которые по данным ЦБ, в 2018 г. составили в общей сумме 8,8 млрд долл., в том числе в нефинансовом секторе экономики - 6,5 млрд долл. Это были самые низкие показатели с 1990-х гг. [14].
В то же время в 2019 г. экономика России в целом восстановилась и даже наметилась ее стабилизация. Однако в начале 2020 г. нашу страну, как и весь остальной мир, захлестнула волна пандемии коронавируса, сопровождавшаяся падением мировых цен на нефть, что создало предпосылки для возникновения очередного кризиса.
Нынешний кризис существенно отличается от предыдущих. Во-первых, толчком для скатывания стагнирующей российской экономики в рецессию послужил неэкономический фактор - распространение коронавируса. Во-вторых, неравномерность по продолжительности и цикличность на относительно небольшом (годовом) отрезке времени привели к вспышке заболевания (апрель - май), которая затем сменилась ровным промежутком траектории его течения (с середины июля до середины сентября). А в конце сентября 2020 г вновь произошел всплеск пандемии СОУЮ-19, продолжающийся до настоящего времени. В-третьих, не определены сам вирус, его последствия и время окончания. В-четвертых, наблюдается небывалая глубина падения основных макроэкономических показателей за короткий отрезок времени текущего года.
Пандемия коронавируса качественно изменила структуру потребления. На фоне общего падения потребительского спроса он значительно возрос на отдельные группы товаров: на бытовые товары для дома (велотренажеры, онлайн-игры и т. д.), товары для домашнего офиса (в связи с переводом многих видов деятельности на дистанционную работу - онлайн-платформы, видеоконференции и др.), услуги доставки еды и т. п. Причины подобного кризиса уникальны и не наблюдались за всю историю нашей страны и всего мира.
В ответ на вызовы нового кризиса правительства многих стран принимают программы антикризисных мер по восстановлению своих экономик и поддержке бизнеса и населения.
Россия продемонстрировала относительную устойчивость экономики в условиях пандемии коронавируса, поскольку наша страна обладает необходимыми резервами и технологиями для преодоления кризисов, которые были сформированы еще в прошлые годы. На ближайшую перспективу (два года) общий план действий российского правительства для восстановления и поддержания экономики предусматривает расходы в объеме 6,5 трлн руб. [10].
Хотя программы и направлены на восстановление экономики и поддержку бизнеса и населения, но сложившаяся ситуация в целом не улучшается, а только усугубляется и создает предпосылки для возникновения новых беспрецедентных рисков для многих тысяч предприятий и миллионов граждан в связи с возможностью их закрытия и потери работы.
В рецессию погрузились глобальная экономика и торговля. Мировой товарооборот в середине лета 2020 г. беспрецедентно снизился более чем на 18,5%
по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. А по итогам года, по прогнозам экспертов, за всю историю наблюдений он может упасть почти на 32% [15].
В России, так же как и в других странах, из-за возникшего кризиса в связи с пандемией ухудшилась ситуация в экономике и социальной сфере. Только по итогам двух кварталов 2020 г. увеличилось количество убыточных предприятий до 36%. Предпринимательские доходы упали до 20-летнего минимума. В июне, по данным Росстата, безработица составила 4,6 млн чел., однако Конфедерация труда России определила реальное число безработных - 8 млн чел. [4].
До этого Министерство экономического развития (МЭР) еще в мае опубликовало прогноз социально-экономического развития России на 2020-2023 гг., уточнив ранее представленные основные параметры с учетом влияния пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений. В соответствии с данным прогнозом, экономику России по итогам 2020 г. ожидает падение на 5%. Причем этот прогноз, по данным МЭР, является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому в дальнейшем он будет уточняться в связи с принимаемыми мерами правительства по восстановлению экономики. А еще до начала эпидемии коронавируса в нашей стране, в январе, МЭР прогнозировало рост экономики к концу 2020 г. на 1,9%, в 2021 г. - на 3,1% [13].
По данным Центробанка и Министерства финансов РФ, государственный долг страны превысил ликвидные резервы. До этого государственный долг России был одним из самых низких в мире - 477,2 млрд долл. И он полностью покрывался золотовалютными резервами, которых было более 0,5 трлн долл. Задолженность федерального правительства на 1 июля 2020 г. составила 14,77 трлн руб. при объеме депозита в 13,22 трлн руб. Разница составила 1,55 трлн руб. [7].
Однако несмотря на проблемы федерального бюджета, которые принесли подешевевшая нефть и коронавирус, текущие государственные расходы ненамного отклонились от плановых заданий, и в целом за истекшие полгода ситуация на первый взгляд может показаться уже не такой критичной. Действительно, за прошедшие семь месяцев по утвержденному годовому плану доходной части российского бюджета в сумме 20,6 трлн руб. в бюджет поступило всего 10,4 трлн руб. (50,5%), а предусмотренный план федеральных расходов на год в размере 19,7 трлн руб. использован в сумме около 12 трлн руб. (60,6%) [12].
За семь месяцев 2020 г. расходы федерального бюджета превысили его доходную часть более чем на 15%. Вполне вероятно, что по итогам 2020 г. дефицит бюджета будет только нарастать за счет значительного перерасхода государственных средств в связи с принятым правительством планом по восстановлению экономики. В 2021 г. федеральный бюджет планируется с дефицитом в сумме 1,25 трлн руб., что предусмотрено в проекте бюджета на 2021-2023 гг., внесенным Правительством РФ на рассмотрение в Госдуму [1].
Риски социально-экономического развития России. В сложившихся кризисных условиях следует ожидать усиления рисков для отечественной экономики и социальной сферы в связи с неопределенностью окончания пандемии коро-
навируса, волатильностью мировых цен на углеводороды и другое сырье, снижением инвестиционной активности и др.
Потенциал рисков увеличивается из-за возрастающего давления внешних санкций, которые прежде всего снижают приток прямых иностранных инвестиций. Так, только в 2018 г их объем упал в три раза [14]. А ухудшение динамики поступления прямых иностранных инвестиций создает трудности для модернизации экономики и прежде всего для ускоренного развития высокотехнологичного современного промышленного производства, поскольку вместе с ними приходят современные технологии, передовые методы управления бизнесом, облегчается выход на международные рынки и т. д. К тому же повышение рисков снижает инвестиционную привлекательность нашей страны для иностранного капитала. А отечественные компании слабо мотивированы на вложение средств в нашу экономику. Поэтому эта проблема критична, в том числе для решения поставленной президентом задачи повышения уровня инвестиций к 2024 г. до 25-27 процентов ВВП.
Опасения обострения внешних экономических рисков для России обуславливаются замедлением мировой экономики, внешнеторгового оборота и возможным падением в будущем спроса на международных рынках сырья, главным образом на энергоносители. Дело в том, что крупнейшими импортерами российского сырья являются страны ЕС и Китай, на которые приходится соответственно 42 и 15 процентов внешнего товарооборота.
Страны ЕС в целях снижения зависимости от поставок энергоносителей из России реализуют с 2014 г. долгосрочную политику (до 2025-2030 гг.) по сокращению доли России в топливном балансе потребления энергии. Для этого создаются новые и реконструируются действующие трубопроводы, линии электропередач, емкости хранилищ топлива и терминалы сжиженного газа (для будущих поставок из США), увеличивается диверсификация источников в пользу «возобновляемой энергии» за счет сокращения потребления первичной, природной энергии в целях формирования общего европейского энергетического рынка и управления совокупным потреблением странами Европы в связке между собой по единым энергетическим коридорам. И таких совместных проектов насчитывается более 100. Одновременно усиливается санкционное давление на окончание строительства российского магистрального газопровода «Северный поток-2», поэтому его практическая реализация - под большим вопросом.
Проблему усугубляет нарастание социальных рисков. Благодатной почвой для этого является беспрецедентное имущественное расслоение российского общества. В настоящее время только за период апрель - май 2020 г. отечественные миллиардеры увеличили свое богатство из-за пандемии на 62 млрд долл., а количество миллиардеров выросло с 102 до 104 чел. с ростом их общего состояния с 392 до 454 млрд долл. [2].
В то же время реальные располагаемые денежные доходы населения снизились во втором квартале 2020 г. на 8,4% в годовом выражении. Это - рекордный пик падения доходов населения с 1999 г. [5].
Следует отметить, что и до 2020 г. наблюдалась отрицательная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, которые, по данным Рос-стата, снижались с 2014 по 2017 г. подряд. Только в 2018 г. они показали плюс 0,1%, а по итогам 2019 г. выросли на 0,8%. Но в целом из-за падения реальных располагаемых денежных доходов населения в предыдущие годы их рост в 2019 г. оказался даже ниже уровня 2014 г. на 7,5% [9].
Растущее социальное расслоение населения страны сопровождается ухудшением демографической ситуации и одновременно неснижающейся долей бедного слоя населения. Так, только за период с января по октябрь 2019 г. смертность в стране превысила рождаемость, естественная убыль населения РФ составила 259,6 тыс. чел. По итогам 2020 г. можно ожидать еще большую убыль населения страны. Такого не было с 2008 г. - тогда этот показатель превышал нынешний на 362 тыс. чел. И даже прирост населения страны в последние годы за счет жителей присоединенного Крыма (2,3 млн чел.) и миграции (1,1 млн чел.) не перекрыл естественную убыль населения [8].
В итоге все это не минимизирует социальные риски, не выравнивает разрыв социального расслоения российского общества, а следовательно, не снижает потенциал внутриполитической социальной напряженности в стране.
На современном этапе трансформации экономики на основе развития и использования цифровых технологий наметились предпосылки возникновения цифровых рисков. Причем диапазон этих рисков все более расширяется во всех сферах жизни российского общества. Данные риски прежде всего касаются соблюдения прав человека, проявились они в цифровой среде в виде оскорблений, травли, мошенничества и т. д., распространившись в интернет-пространстве. Через интернет среди молодежи насаждается насилие, звучат призывы перед камерами к самоубийству. Несмотря на действие Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», личная информация российских граждан используется и передается безо всяких ограничений коммерческим организациям.
Одновременно набирают размах киберпреступность и соответствующие ки-берриски. Наша страна активно интегрируется в мировые технологические тренды и использует для защиты своих данных лучшие мировые разработки. Проникновение зарубежных цифровых технологий значительно ограничивает суверенитет страны, создает реальные опасности для национальной, в том числе экономической безопасности, что повышает еще большую уязвимость России от технологически развитых стран.
Сегодня бизнес во всем мире, в том числе в России, сильно зависит от распределенных вычислений и облачных центров обработки данных, которые систематически подвергаются хакерским кибератакам. В нашей стране они входят в модель угроз у компаний, активно использующих облачные сервисы. Но в условиях отсутствия организаций, страхующих от подобных киберрисков, такая глобальная атака может нанести ущерб, сравнимый с потерями от ураганов, исчисляемый десятками миллиардов долларов.
Суверенитет и независимость России в открытом глобальном экономическом пространстве и ведущиеся против нее информационные и санкционные войны, а также использование зарубежных информационных платформ несут серьезные риски и угрозы для нашей страны и становятся трудно разрешаемой проблемой. Поэтому противодействовать им может только прорывной технологический скачок - развитие собственных, надежно защищенных от внешнего воздействия цифровых технологий и отечественных информационных платформ, основанных на иных базовых принципах, отличных от иностранных. А повсеместное распространение и применение иностранных цифровых и информационных технологий враждебно настроенного Запада и одновременное обеспечение эффективной защиты национальной безопасности страны - это крайне противоречивая и малоразрешимая задача.
Один из основных путей нейтрализации цифровых, в том числе киберрисков -создание научно обоснованных правовых норм для формирующейся цифровой среды на базе накопленного технологического и интеллектуального потенциала. Дело в том, что цифровизация требует не только автоматизации и роботизации, но и разработки «правил игры» в цифровом пространстве. Она должна находиться в правовом поле, именно этого сейчас у нас не хватает. Необходимо разработать соответствующие законы, создать процедуры юридической экспертизы и разрешения цифровых споров, определить правоприменительную практику и ответственность за действия искусственного интеллекта и роботов, сформировать нормы противодействия киберпреступности и многое другое.
И такая работа уже осуществляется. В Госдуме образованы профильные рабочие группы, которые разворачивают свою деятельность по подготовке нормативно-правовых документов в области цифровых технологий. Уточняются такие понятия, как цифровая подпись, заключение сделок с помощью цифровых договоров и др. В денежно-кредитной и финансовой сфере разрабатываются нормы по четкому определению токенов, криптовалют, майнинга и проч. И все это должно быть отражено в нормативных актах. К этой работе активно подключается Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, который разворачивает работу по созданию «Цифрового кодекса». Остается надеяться, что принятые институтами власти меры с опорой на правовые основы при поддержке гражданского общества позволят снизить указанные риски и преодолеть кризисную ситуацию, сложившуюся из-за развернувшегося коронавируса, обеспечить в перспективе устойчивость национальной экономики и социально-политической сферы к внутренним и внешним вызовам и угрозам.
Заключение
По итогам аналитического обзора кризисов и рисков можно сделать следующие выводы. Раньше до появления рыночной системы хозяйствования кризисы возникали в связи с воздействием факторов неэкономического характера
(засухи, наводнений, войн и т. д.). С появлением рыночной экономики кризисы стали приобретать экономический характер и преимущественно в результате экономической цикличности.
Современный кризис, вызванный коронавирусом (т. е. неэкономическим фактором), несмотря на пессимистические прогнозы многих экспертов о глубине спада российской экономики, по своим масштабам оказался несколько преувеличенным, и к концу первого полугодия 2020 г наблюдались признаки оживления. Между тем на пике первой волны пандемии (к началу апреля) произошло затухание роста российской экономики, сокращение потребительских продаж, особенно в сфере услуг (за исключением расширения онлайн-торговли), увеличение числа убыточных предприятий и безработицы. Риски второй волны кризиса (конец сентября), вызванные ухудшением медицинской ситуации, привели к необходимости ужесточения карантина по регионам во всей стране, что дало негативный импульс к новому замедлению экономики, производства, занятости, потребительского спроса и т. д.
В связи с продолжающимся течением заболеваемости коронавирусом, неопределенностью со сроком окончания пандемии и ее последствиями для общества сохраняются существенные риски для дальнейшего социально-экономического развития страны.
Источники
1. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов: Проект Федерального закона № 1027743-7. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64894.html (дата обращения: 16.11.2020).
2. ЛяликоваА. Российские миллиардеры разбогатели за время пандемии 26.05.2020. URL: https://www.forbes.ru/milliardery/401395-rossiyskie-milliardery-razbogateli-za-vremya-pandemii-na-62-mlrd (дата обращения: 28.10.2020).
3. Катасонов В. Бегство капитала из России - новые тенденции. URL: https://www.fondsk. ru/news/2018/12/19/begstvo-kapitala-iz-rossii-novye-tendencii-47319.htm (дата обращения: 29.10.2020).
4. Проценко А. Предпринимательские расходы упали в России до 20-летнего минимума. URL: https://rg.ru/2020/08/03/predprinimatelskie-dohody-v-rossii-upali-do-20-letnego-minimuma. html (дата обращения: 01.11.2020).
5. Старостина Ю. Реальные располагаемые доходы россиян продолжили падение. URL: https://www.rbc.ru/economics/20/10/2020/5f8ef8669a79473d7d2044b5 (дата обращения: 29.10.2020).
6. ЩербаковГ.А. Генезис и механизмы преодоления системных экономических кризисов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 2 (44). С. 48-60.
7. Государственный внутренний долг Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ ru/perfomance/public_debt/internal (дата обращения: 16.11.2020).
8. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/2019/demo/edn07-19.htm (дата обращения: 16.11.2020).
9. Информация о социально-экономическом положении России, январь - сентябрь 2019. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/oper-09-2019.pdf (дата обращения: 29.10.2020).
10. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. URL: http://docs. cntd.ru/document/565876227 (дата обращения: 16.11.2020).
11. План преодоления экономических последствий COVID-19. URL: http://government.ru/ support_measures (дата обращения: 28.10.2020).
12. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь - июнь 2020 года. URL: https://minfin.gov.ru/ru (дата обращения: 16.11.2020).
13. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/956cde638e96c25da7d978fe3424ad87/Prognoz.pdf (дата обращения: 16.11.2020).
14. Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2018 году упали втрое. URL: https:// www.finam.ru/analysis/newsitem/pryamye-inostrannye-investicii-v-rossiyu-v-2018-godu-upali-vtroe-20190513-195237 (дата обращения: 02.11.2020).
15. SeaNews: Информационно-аналитическое агентство. URL: https://seanews. ru/2020/04/09/ru-obemy-mirovoj-torgovli-upadut-na-13-32-vto (дата обращения: 02.11.2020).
16. Экономическая теория. Политическая экономия.: Учебник. 3-е изд. / И.К. Ларионов [и др.]; под ред. И.К. Ларионова, Н.Н. Пилипенко, В.Н. Щербакова. М., 2010.
ASSESSMENT OF CRISES AND RISKS IN THE POST-SOVIET SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA
Aliev A.T., Grantseva T.G., Surtaeva O.S.
ALIEV Adik Tagirovich - doctor of economic sciences, professor, Academy of Social Management, Moscow, Russia. E-mail: alievadik@yandex.ru
GRANTSEVA Tatyana Grigorievna - Ph.D. in historical sciences, associate professor, Academy of Social Management, Moscow, Russia. E-mail: tgg_01@rambler.ru
SURTAEVA Olga Stanislavovna - associate professor, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Siberian Federal University», Krasnoyarsk, Russia. E-mail: olga-fbk@mail.ru
Abstract. The purpose of the article is to give a brief analytical review of the main crises and risks, to consider the features of their manifestation on the path of economic development in the post-Soviet period of modern Russia. The article was written based on the use of information sources on this problem presented in the open press and on the Internet. Based on the results of an analytical review of the Russian crises that occurred in 1998, 2008, 2014 and the unfolding modern crisis caused by the COVID-19 pandemic, an assessment of the causes, factors, consequences and characteristics of each of them is carried out.
The article devotes a certain place to risks, the growth of which signals a worsening of the situation and the dynamics of the country's socio-economic development as harbingers of the onset of crisis events. Particular attention is paid to digital risks and their varieties - cyber risks due to the large-scale use of foreign information platforms. Ways are proposed for their limited application based on the creation of scientifically based legal norms, taking into account the emerging digital environment on the basis of the accumulated technological and intellectual potential of domestic developments of digital technologies and proprietary information platforms.
Keywords: economic crises, coronavirus pandemic, economic risks, social risks, digital risks, cyber risks.
For citation: Aliev A.T., Grantseva T.G., Surtaeva O.S. Assessment of crises and risks in the postSoviet socio-economic development of Russia. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 4 (51). P. 150-160. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-150-160.
References
1. On the Federal budget for 2021 and for the planning period in 2022 and 2023 years: The Draft Federal law № 1027743-7. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64894.html (accessed: 16.11.2020).
2. Lyalikova A. Russian billionaires got rich during the pandemic 26.05.2020. URL: https://www. forbes.ru/milliardery/401395-rossiyskie-milliardery-razbogateli-za-vremya-pandemii-na-62-mlrd (accessed: 28.10.2020).
3. Katasonov V. Capital flight from Russia-new trends. URL: https://www.fondsk.ru/ news/2018/12/19/begstvo-kapitala-iz-rossii-novye-tendencii-47319.htm (accessed: 29.10.2020).
4. Protsenko A. Business spending has fallen to a 20-year low in Russia. URL: https:// rg.ru/2020/08/03/predprinimatelskie-dohody-v-rossii-upali-do-20-letnego-minimuma.html (accessed: 01.11.2020).
5. Starostina Yu. Real disposable incomes of Russians continued to fall. URL: https://www.rbc. ru/economics/20/10/2020/5f8ef8669a79473d7d2044b5 (accessed: 29.10.2020).
6. Shcherbakov G.A. Genesis and mechanisms of overcoming systemic economic crises. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2016. No. 2 (44). P. 48-60.
7. State internal debt of the Russian Federation. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ public_debt/internal (accessed: 16.11.2020).
8. Natural population movement in the context of the subjects of the Russian Federation. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/2019/demo/edn07-19.htm (accessed: 16.11.2020).
9. Information on the socio-economic situation of Russia, January - September 2019. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/oper-09-2019.pdf (accessed: 29.10.2020).
10. National action plan for the restoration of employment and incomes, economic growth and long-term structural changes. URL: http://docs.cntd.ru/document/565876227 (accessed: 16.11.2020).
11. Plan to overcome the economic consequences COVID-19. URL: http://government.ru/ support_measures (accessed: 28.10.2020).
12. Preliminary assessment of the Federal budget execution for January-June 2020. URL: https:// minfin.gov.ru/ru (accessed: 16.11.2020).
13. medium-Term forecast of socio-economic development of the country. URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/956cde638e96c25da7d978fe3424ad87/Prognoz.pdf (accessed: 16.11.2020).
14. Foreign Direct investment in Russia tripled in 2018. URL: https://www.finam.ru/analysis/ newsitem/pryamye-inostrannye-investicii-v-rossiyu-v-2018-godu-upali-vtroe-20190513-195237 (accessed: 02.11.2020).
15. SeaNews: Information and Analytical Agency. URL: https://seanews.ru/2020/04/09/ru-obemy-mirovoj-torgovli-upadut-na-13-32-vto (accessed: 02.11.2020).
16. Economic theory. Political economy: Textbook. 3rd ed. / I.K. Larionov [et al.]; ed. by I.K. Larionov, N.N. Pilipenko, V.N. Shcherbakov. M., 2010.