Научная статья на тему 'Оценка конъюнктуры рынка металлопродукции'

Оценка конъюнктуры рынка металлопродукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
металлургические предприятия / стратегия / конкурентоспособность / metallurgical industry / strategy / competitiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. В. Краснова, Е. С. Михеенко

В статье рассмотрены проблемы стратегического развития и конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке металлопродукции. Предложено научно-теоретическое определение подходов к оценке стратегических альтернатив конкурентоспособности крупных металлургических предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of the state of affairs of metall production market

This article is devoted to problems of strategic development and competitiveness of domestic enterprises are considered in the world market. Proposed scientific theoretical definition of approaches to evaluation of strategic alternatives to the competitiveness of large metallurgical enterprises.

Текст научной работы на тему «Оценка конъюнктуры рынка металлопродукции»

--Маркетинг -

УДК 334.716:477

В. В. Краснова,

доктор экономических наук, Е. С. Михеенко,

кандидат экономических наук Донецкий национальный университет

ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ

Актуальность темы. Тенденции изменений во внешней среде требуют постоянного отслеживания и реагирования со стороны предприятия, что выражается в принятии соответствующих управленческих решений. И в этой связи из важных направлений стратегии предприятия может быть управление адаптацией предприятия к изменениям в рыночной среде, как одного из важных внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия. В условиях постоянно присутствующей нестабильности экономики в стране, необходимости выживания и достижения устойчивого конкурентного преимущества перед современным предприятием особую активность обретают вопросы связанные с его эффективным управлением, что наиболее оптимально может быть реализовано в стратегической ориентации предприятия.

Цель исследования. Научно-теоретическое определение подходов к оценке стратегических альтернатив конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке металлопродукции.

Необходимость адаптации предприятия к изменчивости условиям хозяйствования, что обусловлено необходимостью и нестабильностью поведения потребителей, поставщиков, конкурентов, организаций — смежников, органов государственной власти и местного самоуправления, считаются наиболее характерной особенностью его функционирования в рыночных условиях.

Необходимо отметить, что проблемы управления адаптацией промышленных предприятий Украины к рыночным условиям хозяйствования связаны как с интенсификацией динамики развития глобальных процессов в экономике, так и с особенностями трансформации ко -мандно-административной системы, неопределенностью и непрозрачностью изменений в отношениях собственности, чрезмерной либерализацией внешнеэкономических связей в условиях устаревших технологий и продукции, отсутствием опыта у централизованного управления, неразвитостью организационно-экономического механизма регуляции взаимодействия участников социально-экономических процессов. Совокупность влияния перечисленных факторов привела к значительному падению объемов производства, снижению уровня жизни большинства населения и негативных явлений в формировании рыночной среды предприятия. Подобные тенденции прежде всего наблюдались в базовых отраслях, таких, как черная металлургия, машиностроение, угольная промышленность.

Анализируя влияние внешней среды, предприятие,

адаптируясь, должно принимать меры по устранению ее препятствий и находить механизмы воздействия на эту среду. Одной из главных составляющих влияния внешней среды на предприятие является рыночная. Рыночная среда формируется, прежде всего, как цепочка, связывающая в единый цикл поставщиков, предприятие и потребителей, и характеризуется следующими чертами:

— процесс производства продукции (услуг) начинающийся от исходного сырья до конечного продукта, предназначенного потребителю;

— последовательные стадии экономических и коммерческих отношений;

— организационные структуры, обеспечивающие производство.

С целью адаптации к внешней отраслевой среде предприятие ставит перед собой задачу стратегической диагностики:

— выявляет существующих и потенциальных партнеров с целью будущего выбора;

— оценивает их положение с точки зрения предприятия;

— анализирует развитие их стратегии в будущем с целью выявления возникающих препятствий и угроз для реализации стратегии.

Таким образом, предприятие выявляет свое положение на рынке производства идентичных товаров или услуг и прогнозирует ситуацию в будущем.

Следующим этапом диагностики предприятия является анализ взаимоотношений с клиентами, что выражается в следующем:

— в определении потребностей как в настоящий период, так и в прогнозируемый;

— в расширении сегмента рынка путем выявления потребностей клиента, улучшения качества продукта (услуг), увеличение мощностей, использование маркетинговых технологий.

Усиливают стратегическую ориентацию предприятия к внешним условиям инвестиционная и инновационная составляющая такой стратегии.

Процесс формирования стратегии развития металлургической промышленности, благодаря которому растет производительность и экономика создает более эффективные рабочие места, обеспечивается рядом инструментов, которые также служат промежуточными показателями конкурентоспособности. Благодаря экспорту государство может развивать свою наиболее эффективную деятельность до уровня, выходящего за пределы

Таблица 1

Динамика рынка металлопроката в Украине, млн. т.

По казател ь/ годы 2009 г. 2009/2008 2008 г. 2008/2007

потребление 5,33 -32,5% 7,9 -16,4%

импорт 0,8 -55% 1,77 -6,6%

спроса местного рынка. За счет импорта страна получает доступ к товарам, которые ей не удается продуктивно производить, к иностранным технологиям, встроенным в средства производства, и усиливает соперничество на внутренних рынках.

Внутренние инвестиции чрезвычайно важны для повышения уровня производительности компаний и инфраструктуры. Поступающие прямые иностранные инвестиции приносят дополнительные капиталы, а также технологии, навыки, менеджмент, доступ к рынкам и конкурентное давление. Инвестирование за рубеж способствует росту местных компаний на международном уровне одновременно с изучением внешних возможностей. Инновационные продукты способствуют росту производительности.

Однако в Украине частые кризисные явления в эко -номике не позволяют перейти от оперативного и тактического реагирования на проблемы металлургической отрасли к стратегическому развитию.

Украинская металлургическая промышленность сохраняет ориентацию на использование устаревших технологий и производство дешевых полуфабрикатов.

Рост производства металлопродукции сопровождается ухудшением структуры сбыта: существенно снизились отгрузки проката на внутренний рынок, а в экспортных поставках доминируют более дешевые полуфабрикаты. Восстановление и развитие внутреннего рынка возможно лишь при стимулировании государством метал-лопотребляющих отраслей (машиностроение, строительство и др.).

В 2009 г. потребление металлопроката в Украине снизилось на 32,5% по сравнению с 2008 г. — до 5,33 млн. т, импорт — на 55%, до 797,828 тыс. т.

По данным [1; 3], в 2009 г. емкость внутреннего рынка Украины потребления металлопродукции сократилась на 37% по сравнению с 2008 г. — до 5,8 млн. т. А также в 2009 г. потребление металла на человека в Украине, по предварительным данным, оценивается на уровне 130 кг, в то время как в 2008 г. — 181 кг.

Пока же основные поставки отечественной металлопродукции идут на экспорт. При этом доля полуфабрикатов в этом сегменте за пять месяцев 2009 г. увеличилась почти на 10%. Это произошло за счет минимального падения объемов продаж квадратной заготовки и роста продаж круглой заготовки. Одновременно изменилась географическая структура украинского экспорта. Так, существенно снизились поставки в страны-потребители плоского проката: ЕС, Россию, Турцию, Южную и Центральную Америку. Практически прекратились отгрузки украинского проката в США. Зато выросли поставки в страны Ближнего Востока и Северной Африки, где реа-

лизуются госпрограммы по развитию инфраструктурных проектов.

Постепенно восстанавливается спрос на трубопроводную и судостроительную сталь. Также следует отметить, что наметилось и восстановление выпуска готовой продукции. В августе 2009 г. объемы прокатного производства в целом по отрасли достигли 93,5% от показателя за аналогичный период 2008 г., тогда как по выплавке чугуна и стали — 85,6% и 83,3% соответственно.

Некоторые предприятия возобновили работу над реализацией ранее запланированных долгосрочных инвестиционных программ. В частности, Енакиевский металлургический завод сообщил о планах на 1,5 млн. тонн уменьшить выброс в атмосферу двуокиси углерода до 2012 г. Алчевский металлургический комбинат заявил о намерении в 2010 г. завершить переход на пылеугольное топливо вместо природного газа в доменном производстве, а также возобновить достройку новой доменной печи, степень готовности которой в третьем квартале 2009 г. составляет 30%.

При этом не изменяется по сравнению с докризисным периодом соотношение заемных и собственных средств предприятий, используемых для финансирования инвестиционных программ: 70/30 [2].

Вместе с тем, несмотря на конкурентные преимущества, полученные от девальвации гривны, металлурги понесли и ощутимые потери от курсовой разницы, возникшей при оплате валютных контрактов на покупку оборудования и сырьевых составляющих. В этих условиях ряд предприятий, среди которых Алчевский металлургический комбинат и Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, предпочли отказаться от импорта железной руды из Бразилии и перейти на более выгодные в сегодняшних условиях договоры с донецким «Метинвестом».

Однако улучшение ситуации в отрасли возможно при условии продления действия моратория на повышение цен и тарифов на электроэнергию, природный газ, железнодорожные перевозки для предприятий ГМК.

Таким образом, внутренний рынок продолжает оставаться наиболее уязвимым для украинского ГМК с точки зрения сбыта готовой продукции. А возникающая при этом чрезмерная экспортная ориентация делает перспективы отрасли слишком зависимыми от внешних факторов.

Несмотря на позитивные сдвиги в восстановлении конъюнктуры рынка стали, реальной стабилизации эко -номики не стоит ожидать раньше 2011 г. При этом полагая, что мировые цены на металл начнут рост уже во второй половине 2010 г.

Эксперты прогнозируют, что объем выплавки стали за 2009 г. в стране достигнет 27 млн. тонн, что составляет 74% от показателей 2008 г. На таком же уровне находи-

лось производство стали в 1999 году, когда украинский ГМК только начал выходить из кризиса в результате начала действия отраслевого экономического эксперимента.

Доля поставок на внутренний рынок с начала 2009 г. составила всего лишь 15%, что вдвое меньше , чем в конце 2007 г. Потребление металлопроката на внутреннем рынке снизится до 40% и составит 5,5 млн. тонн, т.е. внутренний рынок металлопроката сократился вдвое — с 4 до 2 млн. тонн. При этом программы, которые обеспечили бы увеличение потребления металлопроката, на сегодняшний день не работают.

В этой ситуации металлургические компании ждут от государства взвешенных шагов по развитию внутреннего металлорынка, а также инвестиций в крупные инфраструктурные проекты. Вместе с тем и сами украинские металлурги уделяют недостаточно внимания украинским поставщикам металлоемкого машиностроительного оборудования. Внутренний рынок потребляет только 40% продукции машиностроительных предприятий при том, что украинские машиностроители могут на 90% удовлетворить потребности предприятий ГМК в оборудовании [3].

Украинским металлургам по силам сохранить свои позиции на мировом рынке стали и проката, по необходимо активизировать работы по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий, завершить начатые программы модернизации производственных мощностей. Аналитики говорят, что скорее всего будут наблюдаться разнонаправленные колебания в пределах $20 — 50 за 1 т, что не приведет к появлению долгосрочных тенденций роста.

Таким образом, проанализировав причины ситуации, сложившейся в отрасли, отметим некоторые факторы спада производства в отрасли.

1) На мировом рынке металла каждый год со второй половины июля и, как правило, до сентября наблюдается период спада активности, который частично объясняется сезонным снижением спроса в странах ЕС, Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Масштабы этого явления каждый год отличаются. Но в 2008 г. это сезонно-цикличное явление совпало по времени с развертыванием мирового финансово-экономического кризиса и с общим падением мировой экономики.

2) Серьезным конкурентом на рынках металлопродукции для украинских и других производителей и экспортеров стал Китай. Так, за десять месяцев 2008 г. рост инвестиций в экономику этой страны составил 27,3% к предыдущему году; значительная их часть была направлена именно в металлургический сектор. Однако в Китае не существует проблемы избыточных металлургических мощностей, но существует проблема стимулирования потребления стали, которая может быть решена в том числе путем перераспределения инвестиций от металлургов в интересах потребителей металла.

3) В результате превышения предложения над спросом существенно снизился уровень цен на основные виды металлургической продукции.

4) Произошло значительное сокращение возможностей кредитования производственной деятельности в ведущих странах мира и в Украине, обусловленное мировым экономическим кризисом. Спад экономических

показателей в странах ЕС, в Японии и США также негативно повлиял на мировой рынок металлопродукции. Наблюдается спад в мировом строительстве, автомобилестроении, а также снижение ликвидности поставщиков металлопродукции, что приводит к снижению уровня цен. В свою очередь, уменьшение уровня цен на все основные виды металлопродукции снижает активность потребителей, которые не спешат выходить на рынок, поскольку ожидают дальнейшего падения цен. Этот своего рода замкнутый круг характерен как для внешнего, так и для внутреннего украинского рынков.

Эти факторы, начавшие действовать почти одновременно, привели к дестабилизации сначала рынка сбыта продукции, а затем и всей системы производства в мировой металлургии в целом и в горно-металлургическом комплексе Украины в частности.

Таким образом, необходимо сформировать общегосударственную стратегию экономического развития, которая бы определила цели, направления развития и установила приоритеты реализации программных установок.

В настоящее время нет ясности в отношении общего направления экономической политики и нет четкой методологии взаимоувязки конкурирующих целей и способов их достижения. В результате правительство принимает политические решения, которые конфликтуют друг с другом, а предприятия, не зная будущего направления развития в Украине, вынуждены реагировать крайне осторожно даже на благоприятные для них правительственные инициативы.

Национальная экономическая стратегия призвана определить место страны в мировой экономике. В ней определяются преимущества, которые могут быть обеспечены национальным предприятиям, имеющим право на поддержку, темпы роста, которые должны быть достигнуты, и роль правительства на различных уровнях.

Без дальнейшего улучшения бизнес-среды украинские предприятия не смогут конкурировать на международных рынках иначе как по низкостоимостным позициям, и реструктуризация может быть будет проведена лишь в ограниченном масштабе. Хотя есть много аспектов инфраструктуры предпринимательской деятельности, которым нужно уделить внимание, первоочередные задачи сводятся к следующему:

— обеспечение реальной конкуренции,

— упрощение и модернизация административных функций правительства,

— ликвидация слабых и узких мест в производительных силах,

— преобразование имеющихся ресурсов в области образования и науки в стабильно развивающиеся конкурентоспособные активы.

Общим макроэкономическим эквивалентом этих сдвигов должен стать рост ВВП и обеспечение на этой основе ощутимого повышения уровня жизни народа.

Для этого необходимо проводить работу по следующим направлениям:

— содействие опережающему развитию наукоемких отраслей и научно-технологическому обновлению производства;

— повышение конкурентоспособности отечествен-

ной продукции и расширение рынков сбыта, увеличение в ней доли изделий высокой степени промышленно-тех-нологической переработки;

— ускоренная модернизация национальной инфраструктуры, реформирование природных монополий, повышение качества их работы до европейского уровня;

—всестороннее развитие рыночной инфраструктуры;

— финансовое обеспечение экономического роста, качественное улучшение инвестиционного климата в Украине;

— качественное обновление интеллектуальных, а в целом — трудовых ресурсов, кадровая революция в сферах государственного и корпоративного управления.

Таким образом, адаптационные действия стратегии предприятия формируются в двух направлениях: приспособление к существующей среде, что может быть расценено как пассивная адаптация, и поиск форм, методов, механизмов, способствующих активному взаимодействию предприятия с создавшейся внешней средой.

Литература

1. Промышленные новости. — Режим доступа : http://newspromm.ru/category-one/ 2. Режим доступа : http://www.advis.ru/metallyrgiya/chemaya/ 3. Режим доступа : http://ukrrudprom.com/digest/ Proizvodstvo_stali_ upadet_na_chetvert.html

Краснова В. В., Мiхeeнко К. С. Оцшка кон'юнкту-ри ринку мегалопродукци

У статп розглянул проблеми стратепчного розвит-

ку й конкурентоспроможносл вичизняних шдприемств на свгговому ринку металопродукцп. Запропоновано на-уково-теоретичне визначення пiдходiв до оцiнки страте-пчних альтернатив конкурентоспроможностi великих ме-талургшних щдприемств.

Ключовi слова: металургiйнi шдприемства, страте-гiя, конкурентоспроможнiсть.

Краснова В. В., Михеенко Е. С. Оценка конъюнктуры рынка металлопродукции

В статье рассмотрены проблемы стратегического развития и конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке металлопродукции. Предложено научно-теоретическое определение подходов к оценке стратегических альтернатив конкурентоспособности крупных металлургических предприятий.

Ключевые слова: металлургические предприятия, стратегия, конкурентоспособность.

Krasnovа V. V., Mikheenko К. S. Estimation of the state of affairs of metall production market

This article is devoted to problems of strategic development and competitiveness of domestic enterprises are considered in the world market. Proposed scientific theoretical definition of approaches to evaluation of strategic alternatives to the competitiveness of large metallurgical enterprises.

Key words: metallurgical industry, strategy, competitiveness.

Стаття надшшла до редакци 10.03.2010

Прийнято до друку 27.08.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.