ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В АГРАРНЫХ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ
А.Н. СМИН (фото),
доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН, заслуженный экономист РФ, ректор,
Н.В. МАЛЬЦЕВ (фото),
кандидат экономических наук, директор Центра стратегического планирования и управления в АПК, А.В. КУРКИН, соискатель, Уральская ГСХА
Ключевые слова: интеграция, мотивация, управление, организационно-экономический механизм.
Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) - понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. В экономическом смысле интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благопри-
ятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров, что является первичным в её содержании. Управление интеграцией является процессом, под которым мы понимаем выявление объективных экономических преимуществ интеграционного взаимодействия субъектов интеграции, а также создание внешних правовых экономических условий для реализации этих преимуществ в целях повышения экономической эффективно-
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 8 (343) 371-33-63
сти и конкурентоспособности производимой продукции.
В общем плане под интегрированной корпоративной структурой понимается группа юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность на осно-
Integration, motivation, management, the organizational-economic mechanism.
Таблица 1
Основные составляющие концепции мотивационного управления интеграционными процессами в аграрных и агропромышленных _______________формированиях Среднего Урала____________________
Наименование фактора I Фактически I Мотивационное ожидание I Прогноз
Группа 1. Внешние макроэкономические факторы
Уровень продовольственной независимости основных отраслей, % 60-80 Поэтапное сокращение ввоза-замещения продовольственных товаров 90
Размер федеральной и региональной государственной поддержки развития интеграционных процессов, копеек в 1 руб. выручки 5-7 Не менее 20% общей поддержки инвестиционных проектов интегрированных формирований 30-40
Предоставление права региональным государственным органам совершенствовать правовое регулирование интеграционных процессов нет Разработка основ правового регулирования земельных отношений, собственности с учётом региональных особенностей производства да
Группа 2. Региональные макроэкономические факторы: поддержка конкурентоспособности региональной продукции
Уровень продовольственной независимости и безопасности основных региональных отраслей, % 25-50 Поэтапное сокращение ввоза-замещения региональных продовольственных товаров. Разработка программы продовольственной безопасности региона свыше 75
Контроль качества импортируемых продуктов питания по группам продукции, производимой в регионе (наличие регламента) не работает Реализация регламента - повышение конкурентоспособности региональной продукции работает
Степень эффективности работы отраслевых союзов - участие в формировании производственных и социальных программ нет Законодательное закрепление участия отраслевых союзов в формировании отраслевых программ развития АПК есть
Соответствие параметров государственных программ реальным потребностям развития аграрного сектора экономики, % 50 Обеспечение темпов роста государственной поддержки развития ключевых отраслей АПК (не менее 70% товарной продукции) не ниже ожидаемых темпов инфляции 100
Государственная поддержка производства и реализации ключевой продукции сельского хозяйства, % 5 Обеспечение расширенного воспроизводства отраслей, производящих ключевую продукцию сельского хозяйства (на основании текущих рыночных отношений) не менее 30
Выделение сверхнормативного размера государственной поддержки интеграционным формированиям для обеспечения эффекта синергизма, % 0,00 Добавление к обеспечению господдержки в соответствие с региональным законом до 30% стоимости инвестиционных проектов при условии их окупаемости фактическим синергетическим эффектом интеграции 30
Страхование государственных гарантий краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования, субсидирования нет Страхование рисков от невозможности соблюдать государством объявленные гарантии финансирования АПК да
Предоставление приоритета при субсидировании семенам региональных сортов сельскохозяйственных культур нет Поддержка развития пластичного регионального семеноводства да
Предоставление приоритета при субсидировании приобретению животных региональной породы нет Поддержка развития пластичного регионального животноводства да
Научная поддержка производства (оптимизация зональной специализации и концентрации, технологии, селекция, консалтинг) нет Создание и научное сопровождение освоения научно обоснованной системы ведения сельскохозяйственного производства да
Государственная поддержка развития кооперации в регионе нет Государственная поддержка инвестиционных проектов кооперирования в АПК (до 50% стоимости инвестиционных проектов с учётом обоснования окупаемости средств сроком не более 6 лет) 0,50
Степень зависимости доходов от производства продукции основных отраслей от перерабатывающих предприятий (по 10-балльной системе оценки), балл 8 Государственная поддержка перерабатывающих организаций внутри интегрированных формирований в целях обеспечения конкурентоспособности региональной продукции 2
Использование потенциальных региональных инвестиционных возможностей частного бизнеса (по 10балльной системе оценки), балл 1 Использование механизмов льготного налогообложения и кредитования частного бизнеса, оказывающего поддержку АПК, в том числе интегрированным формированиям 10
Группа 3. Факторы управления интеграционными процессами внутри интегрированных формирований
Управление затратами производства нет Бюджетирование, использование премиальных форм оплаты труда от экономии материально-денежных затрат да
Использование экономических преимуществ взаимодействия партнёров по интеграции при формировании производственного потенциала (по 10-балльной системе оценки), балл 2 Использование многообразия механизмов взаимодействия партнёров по интеграции при формировании производственного потенциала (премирование за рост и эффективность производственного потенциала) 10
Использование преимуществ углубления специализации производства внутри интегрированных формирований (по 10-балльной системе оценки), балл 1 Оптимизация размещения, специализации и концентрации производства между субъектами интегрированных формирований (премирование за экономию затрат) 10
Использование мотивационных факторов в цепочке производства конечного продукта в интегрированном формировании нет Создание единых фондов конечных результатов производства для коллегиального управления процессами расширенного воспроизводства и потребления (оптимальное использование денежных ресурсов) да
* На основе данных годовых отчётов сельскохозяйственных организаций Свердловской области и анализа результатов анкетирования, проведённого по методике ВИАПИ.
Экономика
ве консолидации активов или договорных (контрактных) отношений для достижения общих целей.
Целью создания интегрированной корпоративной системы является достижение в условиях конкурентных отношений экономических преимуществ за счёт повышения производительности труда, диверсификации производства, углубления его концентрации и специализации, перераспределения денежных потоков, снижения накладных расходов на единицу производимой продукции, а в целом - повышения управляемости бизнесом.
Для успешного управления бизнесом в интегрированном формировании первоначально необходимо иметь представление об его интеграционном потенциале. Интеграционный потенциал аграрных и агропромышленных формирований - это совокупность природно-климатических, организационно-экономических, технико-технологических, правовых, инвестиционных и социально-экономических условий производства, создающих субъектам интегрированных формирований основу для достижения в производственных отношениях значимого синергетический эффекта интеграции. В свою очередь, синергетический эффект интеграции -это размер дополнительно накопленной прибыли, полученной в целом интегрированным формированием в результате осуществления комплекса мероприятий по совместному использованию производственных и ресурсных потенциалов субъектов интеграции. При этом необходимые для этого дополнительные затраты, по расчётам, должны окупиться в сроки, соответствующие нормативам окупаемости инвестиционных кредитов на данный момент времени.
В связи с этим под организационно-экономическим механизмом управления процессами интеграции в АПК мы понимаем систему правовых и организационно-экономических мероприятий, позволяющих обеспечивать развитие преимуществ интеграционных процессов, реализацию в поступательной последовательности мотивационных составляющих управления интеграционными процессами, основным звеном которой является государственная поддержка регулирования управления интеграционными процессами в АПК.
Совершенствование концепции управления интеграционными процессами, основанное на усилении мотивационных процессов, должно состоять, на наш взгляд, из развития следующих групп факторов (табл. 1).
Предлагаемая концепция основана на прогнозировании ожидания общего оживления развития сельскохозяйственного производства, вызванного укреплением развития внутрирегионального рынка аграрной
Экономика
Таблица 2
Оценка эффективности стратегий управления интеграционными процессами в средних и крупных аграрных и агропромышленных формированиях Среднего Урала (на примере молочно-продуктового подкомплекса)
Показатели Основные модели агроформирований Всего
агрохол- динги верти- кального типа агрохол- динги верти- кально- горизон- тального типа агрофирмы индиви- дуальные органи- зации
Современное состояние развития интегрированных формирований*
Количество формирований 15 233 248
Поголовье коров в одном формировании, гол. 637 314 334
Поголовье коров всего, гол. 9555 73162 82717
Средняя продуктивность коров, кг 4863 3937 4044
Объём производства молока, тыс. т 46466 288039 334505
Коммерческая себестоимость молока, руб./т 10500 8122 8452
Полные затраты, тыс. руб. 487893 2339451 2827344
Цена реализации молока без субсидий, руб./т 11230 9312 9578
Выручка без субсидий, тыс. руб. 521813 2682217 3204030
Цена реализации молока с субсидиями, руб./т 13260 11262 11540
Выручка с субсидиями, тыс. руб. 616139 3243893 3860032
Прибыль без субсидий, тыс. руб. 33920,2 342766 376686
Прибыль с субсидиями, тыс. руб. 128246 904442 1032688
Рентабельность без субсидий, % 7 14,7 13,3
Рентабельность с субсидиями, руб./т 26,3 38,7 36,5
Прогноз развития интегрированных формирований в соответствии с существующей концепцией управления интеграционными процессами
Пассивная интеграционная стратегия, 2010-2015 гг.
Количество формирований 8 14 226 248
Поголовье коров в одном формировании, гол. 1200 500 300 340
Поголовье коров, всего, гол. 9600 7000 67800 84400
Средняя продуктивность коров, кг 8000 6000 3937 4570
Объём производства молока, тыс. т 76800 42000 266929 385729
Коммерческая себестоимость молока, руб./т 14000 10500 9000 10159
Полные затраты, тыс. руб. 1075200 441000 2402357 3918557
Цена реализации молока без субсидий, руб./т 12000 11230 9312 10056
Выручка без субсидий, тыс. руб. 921600 471660 2485639 3878899
Цена реализации молока с субсидиями, руб./т 15000 13260 11262 12224
Выручка с субсидиями, тыс. руб. 1152000 556920 3006150 4715070
Прибыль без субсидий, тыс. руб. -153600 30660 83281,7 -39658
Прибыль с субсидиями, тыс. руб. 76800 115920 603792 796512
Рентабельность без субсидий, % -14,3 7 3,5 -1
Рентабельность с субсидиями, руб./т 7,1 26,3 25,1 20,3
Прогноз развития интегрированных формирований в соответствии с мотивационной концепцией управления интеграционными процессами
Инновационная стратегия, 2010-2015 гг.
Количество формирований 8 216 8 16 248
Поголовье коров в одном формировании, гол. 1200 300 600 300 339
Поголовье коров, всего, гол. 9600 64800 4800 4800 84000
Средняя продуктивность коров, кг 8000 6000 6000 3937 6111
Объём производства молока, тыс. т 76800 388800 28800 18897,6 513298
Коммерческая себестоимость молока, руб./т 14000 8000 10500 9000 9075
Полные затраты, тыс. руб. 1075200 3110400 302400 170078 4658078
Цена реализации молока без субсидий, руб./т 12000 11230 11230 9312 11275
Выручка без субсидий, тыс. руб. 921600 4366224 323424 175974 5787222
Цена реализации молока с субсидиями, руб./т 15000 13260 13260 11262 13447
Выручка с субсидиями, тыс. руб. 1152000 5155488 381888 212825 6902201
Прибыль без субсидий, тыс. руб. -153600 1255824 21024 5896,05 1129144
Прибыль с субсидиями, тыс. руб. 76800 2045088 79488 42746,4 2244122
Рентабельность без субсидий, % -14,3 40,4 7 3,5 24,2
Рентабельность с субсидиями, руб./т 7,1 65,8 26,3 25,1 48,2
* По материалам годовых отчётов организаций Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области за 2006-2008 гг.
продукции, усиления поддержки собственного товаропроизводителя и, по нашему мнению, может обеспечить первоначальные условия для конкурентоспособности региональной продукции, ввозимой в регион.
Практика показывает, что наиболее конкурентоспособными в настоящее время являются организации с поголовьем скота не более 500 голов и продуктивностью коров 3800-4000 кг. Именно при этих параметрах достигается наименьшая себестоимость молока (7000-8000 руб./т), позволяющая осуществлять воспроизводство производственного потенциала отрасли. Таких организаций на Среднем Урале подавляющее большинство. Выравнивание экономических условий хозяйствования позволит возродить партнёрские взаимоотношения и вступить в кооперативные связи по созданию кооперативной сети перерабатывающих организаций.
На наш взгляд, в ближайшей перспективе должны получить развитие интегрированные формирования вертикально-горизонтального типа. Примерная структура такого холдинга: объединение 20-30 сельхозоргани-заций с 3-5 молочными заводами, созданными на кооперативной основе в основном с различной специализацией переработки и фирменной торговлей (или - на первых этапах развития объединения - с единой торговой маркой) (табл. 2).
Основными характеристиками сельскохозяйственных организаций, входящих в такие холдинги, по нашему мнению, должны стать: размер поголовья коров, как правило, не более 400 гол.; продуктивность коров до 6000 кг, достижение которой не требует дорогих высокоэнергетичных кормов; содержание скота в модернизированных коровниках отечественного производства с балансовой стоимостью не выше 30-50 млн руб. с качественным микроклиматом; высокоэффективная кормовая база при сборе кормовых единиц не менее 20-25 ц/га. Это позволит обеспечить себестоимость молока не более 8000 руб./т. С учётом существующего уровня субсидирования молочной продукции рентабельность молока в таких организациях составит не менее 65%, что создаст основу расширенного воспроизводства производственного потенциала как растениеводства, так и животноводства ещё на стадии производства сырья для молочных заводов.
Инновационная стратегия, сформированная на мотивационной концепции управления интеграционными процессами, позволит уже по окончании 2015 г. увеличить производство молока в 1,5 раза в сравнении с фактическим производством и в 1,3 раза в сравнении с существующей концепцией управления интеграцион-
ными процессами; кроме того, рентабельность молока в целом по отрасли возрастёт до 48,2%; хозяйствами будет получено дополнительно 1,2 млрд руб. прибыли, которые позволят создать резерв для повы-
шения конкурентоспособности региональной продукции.
Механизмы достижения концептуальных мер, определённых в настоящей концепции, должны устанавливаться в соответствующих норма-
Экономика
Блок формирования аграрной политики региона
Формирование программы продовольственной независимости и продовольственной безопасности региона
Формирование регионального государственного заказа
Разработка технической, технологической политики
Разработка зональных экономических нормативов (критериев) развития интеграционных процессов и отраслевых параметров развития АПК
Блок правового регулирования интеграционных процессов в АПК
Разработка региональных законов о кооперации и интеграции в АПК
Разработка законов о региональных отраслевых профессиональных союзах в АПК
Разработка законов о демонополизации в сфере переработки и реализации продукции АПК
Разработка законов об ответственности и страховых гарантиях при формировании государственной поддержки выполнения регионального государственного заказа
Блок организационно-координационный
Создание межотраслевых профессиональных союзов
Совершенствование функций отраслевых союзов
Блок финансовый
Разработка механизмов финансирования синергетического эффекта интегра-циионного взаимодействия
Разработка механизма финансирования выравнивания экономических условий хозяйствования потенциальных субъектов интеграции
Блок информационноконсультационный
Оптимизация размещения специализации, концентрации производства в интегрированных формированиях
Совершенствование механизма внутри интеграционных и межинтегра-ционных взаимоотношений
Совершенствование инновационно-технологического
развития интегрированных формирований
Блок мониторинга
Координация спроса-предложения продукции, услуг
Координация
ценообразования
Антимонопольный
мониторинг
Блок господдержки Блок контрольно-рееизионныи
механизма реализации Щ управления Ц] III процессами III интеграции в АПК региона
Государственная поддержка частичной компенсации издержек производства
Разработка механизма оценки государственной поддержки интеграционных процессов
Государственная поддержка капиталовложений интегрированных формирований
Корректировка программы государственной поддержки интеграционных процессов
Государственная поддержка синергетического эффекта интеграции
тивных и правовых актах и обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация мотивационной концепции управления интеграционными процессами в АПК региона станет возможным только при сбалансированном организационно-экономическом механизме (ОЭМУИП) (рис.). Предлагаемый нами ОЭМУИП состоит из двух основных систем: организационно-правовые основы управления интеграционными процессами и основы механизма реализации управления процессами интеграции в АПК региона.
Общее содержание механизма может иметь следующую структуру:
■ цели и задачи управления интеграционными процессами в аграрных и агропромышленных формированиях;
■ основные виды интеграционных формирований в аграрных и агропромышленных формированиях;
■ основные приоритетные направления государственной поддержки аграрного производства;
■ процедуры и расчет объёмов государственной поддержки интеграционного развития в аграрных и агропромышленных формированиях;
■ оценка эффективности и анализ использования бюджетных средств на развитие интеграционных процессов;
■ контроль использования бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку сельского хозяйства в интегрированных формированиях;
■ правовое регулирование интеграционных процессов.
Литература
1. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2006. 960 с.
2. Методы экономических исследований в агропромышленном производстве / под ред. акад. РАСХН В. Р Боева. М. : Россельхозакадемия, 1999. 260 с.
3. Мазлоев В. З., Сёмин А. Н., Боровских Н. В. Конкурентные стратегии аграрных организаций. М. : Колос, 2009. 466 с.