Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности российских лесных углеродных сертификатов, полученных при реализации проектов по управлению лесным хозяйством'

Оценка конкурентоспособности российских лесных углеродных сертификатов, полученных при реализации проектов по управлению лесным хозяйством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузминых Ю. В., Моисеев А. А.

Кузминых Ю.В., Моисеев А.А. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ЛЕСНЫХ УГЛЕРОДНЫХ СЕРТИФИКАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ. Лесной сектор России может найти свою нишу на международном углеродном рынке Киотского протокола и предложить услугу по поглощению и хранению атмосферного углерода лесами, оформленную в виде лесного углеродного сертификата (ЛУСа). В статье предлагается методика определения цены предложения ЛУСов, в основе которых лежат проекты по управлению лесным хозяйством при переходе к несплошным рубкам. Для условий Ленинградской области цена предложения ЛУСов данного типа составит порядка 3-7 долларов США на 1 тонну СО2-эквивалента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузминых Ю. В., Моисеев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kuzminykh J.V., Moiseev A.A. THE ESTIMATION OF THE COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN FOREST CARBON CERTIFICATES RECEIVED DURING A REALIZATION OF THE FOREST MANAGEMENT PROJECTS. The forest sector of Russia can find the place in international carbon market of the Kioto report and offer the service of an absorption and storage of atmospheric carbon by the forest, drawn up as the forest carbon certificate (FCC). In the article the methodology of the definition of offered price of the FCCs in which basis the forest management projects at transition to not clear timber cutting lay is offered. The offered price of the FCC`s of this type will be about 3-7 US dollars on 1 ton of the СО2-equivalent for the conditions of Leningrad Region.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности российских лесных углеродных сертификатов, полученных при реализации проектов по управлению лесным хозяйством»

ЭКОНОМИКА

прогнозирования спроса с помощью логистичес- 2.

кой функции, которая базируется на результатах надежных маркетинговых исследований. 3

Библиографический список

1. Бурдин, Н.А. Лесопромышленный комплекс: Состояние, проблемы, перспективы / Н.А. Бурдин и др. - М.: 4.

МГУЛ. 2001. - 473 с.

Бутко, ГП. Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятий лесного комплекса: монография / ГП. Бутко. - Екатеринбург: УГЛТА, 1999. - 227 с. Бутко, ГП. Стратегия управления конкурентоспособностью предприятий лесопромышленного комплекса региона: монография / Г.П. Бутко. - Екатеринбург: УрО РАН, 2002. - 200 с.

Кныш, М.И. Конкурентные стратегии / М.И. Кныш. - СПб., 2006. - 237 с.

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ЛЕСНЫХ УГЛЕРОДНЫХ СЕРТИФИКАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Ю.В. КУЗМИНЫХ, доц. каф. экономики и управления лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов СПбГЛТА, канд. экон. наук,

А.А. МОИСЕЕВ, ассистент каф. математических методов и моделирования в экономике и управлении СПбГЛТА

В феврале 2005 г. вступил в силу Киотский протокол к Рамочной конвенции об изменении климата, который закрепил количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов. В целом в течение первого зачетного периода (2008-2012) выбросы парниковых газов должны быть сокращены как минимум на 5,2 % по сравнению с базовым годом, в качестве которого выбран 1990 г. [1]. Согласно Протоколу Россия взяла на себя обязательства по стабилизации уровня выбросов углекислого и других парниковых газов на уровне 1990 г.

Положения Протокола предусматривают возможность выполнения обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов не только путем реализации прямых технологических мероприятий по снижению выбросов в атмосферу, но и за счет увеличения поглощения углерода наземными экосистемами, прежде всего лесными.

Согласно международным соглашениям одним из видов деятельности, обеспечивающей сток углерода, который может быть зачтен в счет выполнения обязательств Киотского протокола, является управление лесным хозяйством - «система деятельности по рациональному управлению и пользованию лесами в целях выполнения соответствующих экологических (включая биологическое разнообразие), экономических и социальных функций леса устойчивым образом» [2].

Совершенствование управления существующими лесными ресурсами как «углеродными резервуарами», на наш взгляд, должно включать реализацию таких принципов лесного менедж-

мента и лесной политики, которые позволят увеличить способность лесов к поглощению и хранению углерода. На практике этого можно достичь при осуществлении следующих мероприятий:

- проведение лесохозяйственных работ, направленных на повышение продуктивности древостоев и обеспечение их сохранности на участках лесного фонда;

- изменение организации рубок главного пользования путем перехода от сплошных к постепенным и выборочным рубкам, а также увеличения возраста рубки.

Создание дополнительного количества углерода в лесных экосистемах в результате изменения системы управления лесным хозяйством редко принимается в расчет при рассмотрении проблемы увеличения углеродного потенциала лесов. С нашей точки зрения, это направление является более перспективным для России при выходе на международный углеродный рынок, основы которого заложены Киотским протоколом.

Киотский протокол предусматривает использование рыночного подхода для обеспечения наиболее эффективного и менее дорогостоящего варианта достижения установленного уровня квот (обязательств) посредством реализации механизмов международной кооперации. Эти механизмы, получившие название «механизмов гибкости Киотского протокола», которые подразумевают выбор места и средств сокращения и поглощения парниковых газов, включают механизмы:

- совместного осуществления;

- чистого развития;

- торговли квотами.

86

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

ЭКОНОМИКА

Механизм совместного осуществления предполагает сотрудничество развитых стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, в реализации совместных проектов по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу и увеличению стока углерода в наземные экосистемы на территории одной из стран с последующим делением полученного эффекта. Аналогичный механизм, предполагающий реализацию проектов на территории развивающихся стран, носит название механизм чистого развития.

Третьим экономическим механизмом международной кооперации, направленным на сокращение выбросов парниковых газов, является торговля квотами (разрешениями) на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может продать часть квоты другой стране.

Лесной сектор России может принять активное участие в процессах международного сотрудничества по регулированию концентрации углерода в атмосфере и найти свою «нишу» на международном углеродном рынке. Российская сторона может предложить международным партнерам услугу по поглощению и хранению определенного объема атмосферного углерода лесами на протяжении оговоренного периода, оформленную в виде лесного углеродного сертификата (ЛУСа). При этом объем ЛУСа будет определяться количеством произведенных ЛУС-единиц. Одна ЛУС-единица равна метрической тонне диоксида углерода, поглощенного лесами.

ЛУСы могут быть получены через реализацию проектов по управлению лесным хозяйством на базе так называемых «управляемых лесов». Под управляемыми лесами, согласно терминологии, используемой Межправительственной группой экспертов по изменению климата, понимаются леса, подверженные антропогенному воздействию, в первую очередь коммерческого характера, и леса, предназначенные для рекреации или защиты окружающей среды, границы которых определены.

В качестве критерия отнесения лесных участков к управляемым лесам может быть использован уровень интенсивности ведения лесохозяйственной деятельности, рассчитанный через удельные затраты (на единицу лесных земель) в лесном хозяйстве. В качестве затрат могут быть взяты либо ежегодные расходы на ведение лесного хозяйства, либо трудозатраты [3, 4].

Потенциальными продавцами ЛУСов, в основе которых будут лежать проекты по управлению лесными ресурсами, могут выступить хозяйственные субъекты, осуществляющие заготовку лесных ресурсов и их воспроизводство на условиях длительного возмездного пользования участками лесного фонда (арендаторы, концессии). При долгосрочных соглашениях по аренде (концессии) участка лесного фонда лесопользователь получает право хозяйственного управления, и у него будет возможность альтернативы в получении дохода от использования участка лесного фонда: осуществлять заготовку древесины или обеспечить сток и сохранение углерода в течение определенного времени. Арендаторы (концессионеры) будут заинтересованы в сделках с лесными углеродными сертификатами, если чистый доход от их продажи будет не меньше, чем от заготовки древесины.

ЛУСы будут востребованы на международном углеродном рынке, если цена на них будет сопоставима или ниже цен на другие виды товаров (прав на выбросы парниковых газов). Для оценки конкурентоспособности российских ЛУСов нами была рассчитана возможная цена предложения ЛУСов.

Цена предложения ЛУСов должна покрывать затраты на получение и сохранение дополнительного количества углерода на лесных участках в течение определенного времени и обеспечивать определенную норму рентабельности данного вида деятельности. Таким образом, цена предложения ЛУСов будет включать:

- расходы (потери) при переходе к несплошным рубкам;

- затраты на проведение мероприятий, обеспечивающих повышение продуктивности древостоев;

- затраты на охрану и защиту лесных насаждений;

- прибыль от реализации ЛУС-единиц.

Наиболее быстрый результат в виде дополнительно накопленного углерода, по нашему мнению, даст переход от сплошных рубок к несплошным. С нашей точки зрения, ЛУСы, полученные в результате изменения системы организации рубок главного пользования, будут наиболее перспективными в первый бюджетный период действия Киотского протокола. Поэтому методика определения цены предложения ЛУСов разработана нами для данного направления.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

87

ЭКОНОМИКА

Методика определения цены предложения на ЛУСы при переходе к несплошным рубкам в управляемых «углеродных» лесах разработана при определенных условиях:

- Основными исполнителями проектов по управлению лесным хозяйством будут хозяйствующие субъекты, осуществляющие лесопользование и ведение лесного хозяйства на условиях долгосрочной аренды.

- В течение первого зачетного периода Киотского протокола преобладающим способом производства ЛУС-единиц при реализации проектов по управлению лесным хозяйством может стать использование постепенных и выборочных рубок при осуществлении рубок главного пользования взамен сплошнолесосечных рубок. Переход на несплошные виды рубок обеспечит постоянное функционирование лесных экосистем как «углеродного» хранилища и позволит сохранить и увеличить объем углерода на лесном участке по сравнению с обезлесением территории при проведении сплошных рубок.

- Включение в планы лесопользователей целевых проектов по управлению лесным хозяйством как основы производства ЛУСов (использование несплошных рубок главного пользования) не должно ухудшать их экономического положения.

- Независимо от видов лесопользования хозяйствующие субъекты (лесопользователи) должны полностью использовать имеющиеся у них технические средства, кадровый потенциал и ресурсы арендованного лесного участка.

- Реализация целевых проектов по управлению лесным хозяйством должна обеспечить за-

интересованность лесопользователя (арендатора лесного участка) в ведении лесохозяйственной деятельности на всем участке.

Указанные условия формирования предложения на ЛУСы данного типа выступают в качестве ограничений при определении минимальной цены предложения.

Основными методическими подходами, позволяющими решить задачу по определению цены предложения ЛУСов, являются:

1. Равенство общей прибыли хозяйствующего субъекта от двух видов деятельности: лесозаготовительного производства и «углеродной» деятельности, т.е. уровень суммарной прибыли не снижается при переходе к несплошным рубкам (рис. 1).

2. Равенство маржинальной рентабельности двух видов деятельности (рис. 2). Под маржинальной рентабельностью понимается норма доходности от дополнительной единицы затрат на осуществление каждого вида лесопользования [9].

В основе цены предложения на ЛУСы, получаемые при переходе к несплошным рубкам в управляемых «углеродных» лесах, будут лежать:

- изменение затрат на лесозаготовку при замене сплошнолесосечных рубок на несплошные виды рубок;

- изменение товарности заготавливаемых круглых лесоматериалов при замене сплошнолесосечных рубок на несплошные виды рубок.

На рис.3 представлена гипотеза изменения товарности круглых лесоматериалов в зависимости от процента выборки запаса при разных стратегиях назначения в рубку деревьев в первый прием несплошных рубок.

1 Производство ЛУСов при использовании несплошных видов

рубок («углеродная» 2 деятельность)

3

4 Лесозаготовительное производство

Прибыль (чистый доход)

Рис. 1. Варианты формирования прибыли лесопользователей, осуществляющих лесозаготовку и ведение лесного хозяйства: 1 - сплошная рубка; 2, 3 - несплошные рубки при разных процентах выборки запаса; 4 - отказ от рубок главного пользования

88

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

ЭКОНОМИКА

о4

Заготовка древесины

«Углеродная» деятельность

Рис. 2. Графическая иллюстрация положения о равенстве маржинальной рентабельности видов деятельности

% выборки

Рис. 3. Изменение товарности круглых лесоматериалов: 1-3 - стратегии назначения деревьев в первый прием несплошных рубок: 1 - выбираются наиболее крупномерные деревья; 2 - равномерно выбираются деревья в соответствии со структурой древостоя; 3 - выбираются маломерные и низкотоварные деревья

Задача по определению цены индивидуального предложения ЛУСов может быть решена на основании расчета следующей модели р 2 (z' -с') S' / S-(z - c) p/100

(1 - p/100 + Д)

S = f (p); c = f (p); z = f (p), где Рпр2 - цена индивидуального предложения ЛУСов 2 типа;

с' - затраты на заготовку 1 м3 при проведении сплошных рубок;

z' - цена обезличенного м3 при проведении сплошных рубок;

с - затраты на заготовку 1 м3 при проведении несплошных рубок;

z - цена обезличенного м3 при проведении несплошных рубок;

S' - площадь сплошных рубок, заготовка древесины на которой обеспечивает заданный (запланированный) объем круглых лесоматериалов;

S - площадь несплошных рубок, заготовка древесины на которой обеспечивает заданный (запланированный) объем круглых лесоматериалов; p - процент выборки древостоя;

А - доля прироста древостоя за период между приемами несплошной рубки в общем эксплуатационном запасе на 1 га.

Основное уравнение модели определяет зависимость цены предложения ЛУСа от условий лесопользования. Важнейшим параметром модели является процент выборки древостоя.

В основе данной модели лежит изложенный выше принцип равенства суммарной прибыли от двух видов деятельности: лесозаготовительной и «углеродной». Двухцелевое лесопользование не должно ухудшать эффективность использования ресурсов. Иными словами, доход и прибыль лесопользователя от двух видов деятельности не должны быть меньше, чем при

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

89

ЭКОНОМИКА

осуществлении только лесозаготовок сплошными рубками.

Для определения уровня цены предложения ЛУСов были проведены макетные расчеты для условий Ленинградской области с использованием соответствующей основной модели, предложенной выше. Основные параметры макета:

1. Годовой объем лесозаготовок -100 тыс. м3 при проведении сплошных рубок.

2. Эксплуатационный запас на 1 га - 200 м3.

3. Среднегодовой прирост на 1 га после проведения несплошных рубок - 3 м3.

4. Период времени между первым и вторым приемами рубки - 20 лет.

5. Система машин, выполняющих лесосечные работы - «Харвестер» + «Форвардер».

6. Рыночные цены на круглые лесоматериалы - франко-верхний склад.

Расчет цены предложения ЛУСов выполнен по трем вариантам:

1 - равенство суммарного дохода;

2 - равенство прибыли от двух видов деятельности (лесозаготовительной и «углеродной») при постоянной цене обезличенного м3 заготовленной древесины (независимо от вида рубки);

3 - равенство прибыли от двух видов деятельности (лесозаготовительной и «углеродной») при стратегии уменьшения цены обезличенного м3 заготовленной древесины при переходе к несплошным рубкам (при уменьшении процента выборки древостоя происходит снижение цены за 1 м3).

Результаты расчета цены индивидуального предложения ЛУСов по указанным выше вариантам приведены в табл. 1.

На основании произведенных макетных расчетов цены предложения ЛУСов можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Уровень цены индивидуального предложения ЛУСов колеблется в интервале 93-199 руб. на 1 т СО2-эквивалента или порядка 3-7 долл. США на 1 т СО2-эквивалента.

Таблица 1

Цена предложения ЛУСов для условий Ленинградской области

Процент выборки запаса Цена, р./т СО2-эквивалента

Вариант макетных расчетов

1 2 3

100 0 0 0

50 120 120 199

35 123 150 189

20 93 139 139

2. Важнейшими факторами, влияющими на цену индивидуального предложения, являются:

- уровень рыночных цен на круглые лесоматериалы (рост цен на круглые лесоматериалы будет приводить к увеличению цены на ЛУСы);

- стратегия изъятия древостоя по структуре (заготовка крупной, средней и мелкой древесины);

- уровень индивидуальных издержек при переходе на несплошные рубки.

Учитывая «мягкий» характер обязательств России по ограничению выбросов парниковых газов в первый зачетный период (2008-2012), наиболее вероятными потенциальными покупателями российских ЛУСов могут стать представители развитых стран, ратифицировавшие Киотский протокол и приступившие к выполнению своих обязательств, предусмотренных Протоколом.

В странах Европейского Союза, Канаде, Японии и других развитых странах собственный потенциал повышения энергоэффективности экономики практически исчерпан. Расходы по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в развитых странах находятся на высоком уровне (табл. 2). Поэтому развитые страны будут стремиться выполнить свои обязательства наиболее экономически целесообразным путем посредством использования механизмов гибкости Киотского протокола, в том числе путем приобретения российских ЛУСов.

Выполнение «углеродных» обязательств развитыми странами путем приобретения ЛУСов может стать экономически привлекательным для потенциальных покупателей. В период 1996-2004 гг. при реализации пилотных сделок на формирующемся углеродном рынке цена прав на выбросы парниковых газов колебалась в пределах 0,6-40 долл. США за 1 т СО2-эквивалента [7, 8]. По оценкам экспертов с вступлением в силу обязательств Киотского протокола цена спроса на рынке прав на выбросы парниковых газов поднимется и будет находиться в пределах 5-50 долл. США за т СО2-эквивалента [5-8].

Т а б л и ц а 2

Стоимость мероприятий по сокращению выбросов углекислого газа [5, 6]

Страна Стоимость, долл. США/т СО2

Страны ЕС 80-270

Япония 125-600

США, Канада 25-190

90

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.