Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности подрядной организации на примере ООО «Экотерм-Сервис»'

Оценка конкурентоспособности подрядной организации на примере ООО «Экотерм-Сервис» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1743
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ненашева Мария Николаевна

Работа посвящена повышению эффективности управления конкурентоспособностью подрядной строительной организации в условиях рыночной экономики и разработке мероприятий по ее повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности подрядной организации на примере ООО «Экотерм-Сервис»»

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭКОТЕРМ-СЕРВИС»

М.Н. Ненашева

(Самарский государственный архитектурно-строительный университет) Научный руководитель - Е.А. Трубчанинова

(Самарский государственный архитектурно-строительный университет)

Работа посвящена повышению эффективности управления конкурентоспособностью подрядной строительной организации в условиях рыночной экономики и разработке мероприятий по ее повышению.

Введение

В условиях рыночных преобразований для дальнейшего успешного развития строительного предприятия, выявления внутренних резервов целесообразно создать необходимые условия для формирования и функционирования механизма конкуренции между строительными предприятиями. Сложное состояние строительной отрасли в России, недостаточная конкурентоспособность российских строительных компаний диктует необходимость поиска новых методов, обеспечивающих заключение договоров подряда и надежное их исполнение при реализации строительных проектов.

Некоторые аспекты проблемы оценки конкурентоспособности строительной компании нашли отражение в работах современных российских экономистов Н.Г. Версти-ной, Ю.Я. Еленевой, Г.Н. Лапина, В.Ф. Протасова, А.Н. Резника, В.В. Бузырев, А.Н. Асаул. Однако, на наш взгляд, в настоящее время, помимо имеющихся теоретических разработок, отсутствует единый подход к обеспечению конкурентоспособности строительных предприятий. Это затрудняет практическое решение вопросов повышения конкурентоспособности строительных предприятий.

В работе рассмотрены различные методики оценки конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики и выбрана наиболее приемлемая из них для комплексного анализа строительной организации, произведена оценка уровня конкурентоспособности для данной организации с учетом специфики строительной отрасли и разработаны следующие мероприятия по его повышению: страхование отдельных видов работ, совершенствование маркетинговой деятельности, изменение кредитной политики. В конце исследования проведена повторная оценка конкурентоспособности предприятия после внедрения мероприятий и сделаны выводы.

Объектом исследования выбрана подрядная строительная организация ООО «Экотерм-Сервис» (г. Самара).

Методики определения конкурентоспособности организации

Конкурентоспособность является необходимым условием выживаемости в условиях рынка.

Показатели конкурентоспособности образуют иерархическую систему, все элементы которой взаимосвязаны между собой. Имидж фирмы, ее репутация как товаропроизводителя зачастую является решающим аргументом при выборе потребителем того или иного товара, а, следовательно, автоматически определяет позицию товара в ряду аналогичных изделий. Конкурентоспособность является лишь внешним проявлением сложных процессов, происходящих в сфере производства, маркетинга и т.д.

Таким образом, сущность конкурентоспособности организации - это совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определенного уровня конкурентоспособности.

Важнейшей проблемой конкурентоспособности товара являются методы оценки его конкурентоспособности, которые должны комплексно оценивать научно-технические, производственные и экономические параметры относительно конкурирующих товаров. Важно отсеять неудачные технические идеи на ранних стадиях научно-производственного процесса, чтобы напрасно не тратить время и средства.

Таким образом, решение проблемы конкурентоспособности организации в рыночных условиях во многом зависит от решения проблемы оценки конкурентоспособности всех потенциалов во всех сферах научно-производственной деятельности организации; оценки конкурентоспособности продукции по всем технико-экономическим параметрам и на всех этапах ее разработки и создания; оценки конкурентоспособности результата работы кадров.

Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер определяет конкурентоспособность предприятия как способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг [1]. М. Портер показывает пять факторов, которые, по его мнению, в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность предприятия:

1. борьба с существующими конкурентами;

2. угрозы со стороны новых конкурентов;

3. возможности проведения торгов с поставщиками;

4. возможности потребителей сделать свой выбор и осуществить торги с ними;

5. угрозы со стороны альтернативных изделий и услуг (продуктов-аналогов).

На данный момент существует несколько методик определения конкурентоспособности организаций.

1. С помощью SWOT-анализа можно оценить сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе [2]. Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности, а отражает только сравнение организации с конкурентами по характеристикам выпускаемого продукта, и, как следствие, здесь затруднительно произвести сравнение других конкурентных преимуществ организаций.

2. Методика «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по продукту, цене, продвижению на рынке, региону и каналам сбыта [2]. Недостатком данного метода является то, что факторы конкурентоспособности оцениваются экспертами. При оценке могут сказываться их личные симпатии к продукту или услуге, их самочувствие, положение дел на работе и в семье, и т. д.

3. Методика Мак-Кинзи позволяет одновременно оценить конкурентные позиции предприятия и привлекательность рынка [3]. Анализ конкурентоспособности производится на основе «экрана» бизнеса - двухмерной матрицы, построенной для двух факторов: привлекательности рынка и конкурентоспособности анализируемого хозяйствующего субъекта. Достоинством данного метода является возможность одновременной оценки конкурентных позиций предприятия и привлекательности рынка, на котором оно функционирует. Недостаток же данного способа заключается в невозможности количественно измерить некоторые факторы: барьеры для вхождения в рынок, возможности привлечения заемных средств и т. д.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности организации [4]

Остановимся более подробно на комплексном методе оценки конкурентоспособности. В качестве инструментария для анализа финансово-экономического состояния предприятия при данном методе широко используются финансовые коэффициенты -относительные показатели, представляющие собой отношение одних абсолютных фи-

нансовых показателей к другим [5]. Все они, как правило, распределяются по следующим четырем группам:

• показатели ликвидности;

• показатели финансовой устойчивости;

• показатели рентабельности (прибыльности);

• показатели деловой активности (оборачиваемости активов).

Поскольку для группы показателей рентабельности и деловой активности отсутствовали нормативные значения, то они рассчитывались конкретно для данной организации.

Нижний уровень коэффициентов рентабельности активов по чистой прибыли и рентабельности собственного капитала по чистой прибыли может быть принят равным нулю, так как любой положительный (выше нуля) уровень рентабельности по чистой прибыли является положительной позицией, в то время как отрицательный уровень рентабельности (убыточности) свидетельствует о неудовлетворительном значении этих коэффициентов.

Верхний уровень показателей рентабельности рассчитывается на базе исходной информации по сальдированному финансовому результату (прибыли) и рентабельности активов строительной организации, который характеризуется положительными тенденциями:

^ _ П , (1)

К а 7-г

Ба

где Касфр - рентабельность активов, доли единицы; П - сальдированный финансовый результат подрядчика, руб.; Ба - совокупные активы по промышленным предприятиям РФ (валюта бухгалтерского баланса по активам), руб. Тогда нормативный уровень рентабельности активов по чистой прибыли:

Ка _ (1 - О X КГ , (2)

где Снп - ставка налога на прибыль, отн. ед.

Что касается коэффициента рентабельности собственного капитала, то его нижний уровень, как было указано, может быть представлен нулевым значением, а верхний уровень формируется следующими уравнениями: рентабельность активов по чистой прибыли

К _ П (3)

Ка

Ба

коэффициент автономии

К _ П (4)

Ба

Тогда рентабельность собственного капитала по чистой прибыли составит

К П Ка X Б а К. (5)

К' П Ка X Ба Ка'

Формирование нормативных значений коэффициентов оборачиваемости оборотных активов (Кооа) и оборачиваемости собственного капитала (Коск) представляется более сложным процессом, включающим три этапа.

1. На первом этапе определяется величина оборотных активов на основе данных об уровне дебиторской задолженности и структуре оборотных активов.

2. На втором этапе определяются нормативы оборотных активов и коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Для установления нормативов оборотных средств, а следовательно, и нормативных значений коэффициентов деловой активности при условии эквивалентности фактической и нормативной величины производственных запасов, в качестве оптимальной может рассматриваться следующая структура оборотных средств:

• производственные запасы - 70%;

• денежные средства - 10%;

• дебиторская задолженность - 20%.

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 20042006 гг.

1. Объем строительной продукции

2. Фактическая величина оборотных активов

3. Норматив оборотных активов * ПЗ / 0.7 ПЗ / 0.7 ПЗ / 0.7

4. Коэффициент оборачиваемости *, оборотов / год - фактический (нижний уровень) (стр. 1 : стр. 2) - нормативный (верхний уровень) (стр. 1 : стр. З)

Таблица 1. Формирование коэффициентов оборачиваемости оборотных средств, тыс. р.

Таким образом, в соответствии с данными табл. 1 в качестве нормативного ориентира для строительных предприятий рассчитывается коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Кооа) в диапазоне N оборотов в год.

3. На третьем этапе определяются нормативный уровень собственного капитала и коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Нормативный уровень величины собственного капитала (П4) может быть найден из выражения

Ка = Цг =0,5-0,7. (6)

Ьа

При этом П4 = 0,5 Ба может быть принят как нижний уровень норматива собственного капитала, а П4 = 0,7 Ба - как верхний. Затем рассчитанные значения показателей заносятся в итоговую таблицу для определения рейтинга предприятия по 5-и балльной оценке, как это представлено в табл. 2.

Таким образом, все подрядные строительные организации можно подразделить на 4 группы:

• «5» - высокий уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами, высокой степенью надежности;

• «4» - достаточно высокий уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами, со степенью надежности выше среднего;

• «3» - средний уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами, со средней степенью надежности;

• «2» - низкий уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами, с низкой степенью надежности.

ате Показатели Нормативные (рекомен- Факти- Оценка Значи- Оцен-

(условные дуемые) значения ческое в бал- мость ка

Группа показ лей обозначения) ) ) о значе- лах группы групп-

(5) (4) | го о ( Неудовле- творительн /-оч ние ко- показа- пы с

о X ? и л т О о В о р о X £ § ль вл §• ^ ди ^ о, эф- фици- ентов телей учетом значимости

Таблица 2. Рейтинговая оценка финансово-экономического состояния предприятия [6]

Следовательно, данная методика позволяет оценить конкурентоспособность организации не только по финансовым факторам, которые характеризуют в большей степени надежность предприятия, но и по факторам, определяемым методом экспертных оценок, т.е. не поддающимся количественному исчислению. При этом главным недостатком данной методики является субъективность оценки нефинансовых показателей экспертами, что заведомо несет в себе погрешность в определении рейтинга организации среди конкурентов.

Оценка конкурентоспособности подрядной строительной организации

ООО «Экотерм-Сервис»

Существует множество методик оценки конкурентоспособности, но применительно к строительным организациям наиболее целесообразной для оценки ее конкурентоспособности является комплексный метод оценки конкурентоспособности организации, поскольку он позволяет учитывать множество факторов, влияющих на конкурентоспособность организации.

Как правило, все показатели этого анализа можно подразделить на две большие группы: финансовые и нефинансовые. На мой взгляд, в данную классификацию показателей для оценки конкурентоспособности, помимо основных четырех групп, необходимо включить показатели, определяемые методом экспертных оценок со следующей разбивкой по баллам:

1. период функционирования предприятия на рынке (ТФ), годы:

а) свыше 10 лет - «5»,

б) 5-10 лет - «4»,

в) 3-5 лет - «3»,

г) менее 3 лет - «2»;

2. наличие разрешительной документации на осуществление работ (лицензии, сертификаты качества, право собственности на землю и т.д.) (РД):

а) наличие разрешительной документации на осуществление СМР (лицензии), документы на отвод земельного участка для выполнения СМР точно в срок - «5»;

б) неполный комплект разрешительной документации на осуществление СМР и длительное по сроку получение документации на отвод участка под выполнение СМР - «2»;

3. квалификация персонала (стаж, разряд) (КВп):

а) 80% рабочих имеют разряд не ниже 6, а средний стаж ИТР - 7 лет - «5»;

б) менее 30% рабочих имеют разряд не ниже 4, а средний стаж ИТР - 3 года - «2»;

4. наличие специального оборудования (виды, собственное, в лизинг) (Оспец):

а) компания использует только свое оборудование, в редких случаях 5% в аренду - «5»;

б) у компании практически нет собственного оборудования - до 20%, в аренду - до 80% спецтехники - «2»;

5. дополнительные услуги (юридическое сопровождение договоров, сотрудничество с кредитными организациями) (ДУ):

а) сотрудничество с банками 1 и 2 классов и полное юридическое, проверка правильности составления документации, правоспособности и дееспособности сторон договора; проверка полномочий лиц, подписавших договор; регистрация сделки, согласования (если есть необходимость) с органами ФАМС (федеральной антимонопольной службы); полное юридическое оформление сделки, начиная с составления, заканчивая подписанием и исполнением - «5»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) сотрудничество с банками 4 классов и практически отсутствует юридическое сопровождение договоров - «2»;

6. сроки выполнения работ (количество выполненных договоров в срок, %):

а) 75-100% договоров оформляются в срок, предусмотренный в договоре - «5»;

б) менее 35% договоров оформляются в срок, предусмотренный в договоре - «2».

Затем оценивается конкурентоспособность ООО «Экотерм-Сервис» по вышеприведенной методике. Все полученные данные заносятся в итоговую таблицу (табл. 3), и определяется рейтинг предприятия. Полученное значение можно сравнивать с показателями конкурентов или рейтингом предприятия за прошлые годы.

На основе разработанной методики оценивается рейтинг предприятия по пяти группам показателей с учетом значимости каждой группы. Таким образом, среднее значение по группе умножается на значимость группы, и получаем итоговую оценку по группе. Затем итоговые оценки складываются, и получаем рейтинг предприятия по 5-балльной шкале. В нашем случае предприятие имеет следующие оценки:

1. показатели ликвидности - 0,75,

2. показатели финансовой устойчивости - 0,45,

3. показатели рентабельности - 1,2,

4. показатели деловой активности - 0,53,

5. показатели определяемые методом экспертных оценок - 0,6.

Общий рейтинг предприятия составит: 3,53 балла.

Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности

ООО «Экотерм-Сервис»

Порядок проведения оценки и разработки мероприятий можно представить в виде схемы, представленной на рис. 1. Исходя из результатов проведенного анализа, предлагается провести следующие мероприятия, чтобы повысить рейтинг организации: страхование отдельных видов деятельности организации, увеличение объемов работ путем совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Экотерм-Сервис», изменение кредитной политики ООО «Экотерм-Сервис».

Страхование строительной деятельности

Поскольку рынок страхования строительно-монтажных работ недостаточно развит, то и тарифные ставки на страхование такого рода услуг на сегодняшний момент достаточно низкие и составляют порядка 0,1-0,7% от плановой сметной стоимости объекта строительства. Таким образом, страховые организации заинтересованы в заключении договоров со строительными организациями на страхование отдельных видов строительно-монтажных работ на долгосрочной основе, что будет выгодно всем участникам страхования. В нашем случае сумма страхового взноса будет составлять для ООО «Экотерм-Сервис» примерно 58878,76 руб./год. (0,2% от полной сметной стоимости объекта). Данный вид расхода можно позволить за счет увеличения ликвидности дебиторской задолженности, которая составляет в 2006 г. 6871 тыс. руб., за счет сокращения норм расхода сырья и материалов, а также за счет снижения затрат на управленческие расходы.

Таким образом, за счет изменения статьей затрат, которое составило 2312 тыс. руб., организация может направить часть средств на страхование СМР, тем самым, позволив страховой компании повысить качество оказываемых услуг путем участия в приемке этапов выполнения строительно-монтажных работ.

Ликвидность дебиторской задолженности можно увеличить путем осуществления СМР «в долг» только для заказчиков, с которыми компания сотрудничает длительное время.

Рис. 1. Блок-схема оценки конкурентоспособности строительной организации

Совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Экотерм-Сервис»

На основании полученных данных разрабатываются мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности, а, следовательно, и по повышению рейтинга организации в соответствии со схемой (рис. 2). Главные критерии при выборе форм и методов рекламы - стоимость, частота размещения, степень охвата аудитории. В соответствии с этими критериями может быть осуществлен выбор средств массовой информации или других средств рекламы.

Рис. 2. Схема проведения мероприятий по повышению конкурентоспособности

ООО «Экотерм-Сервис»

Многие считают, что оценить результат от затрат на рекламу практически невозможно. Однако общую картину можно составить, если проанализировать следующие показатели: затраты на привлечение тысячи целевых потребителей с помощью данного

средства рекламы; процент аудитории, заметившей, посмотревшей или прочитавшей большую часть рекламного обращения; мнение клиентов о содержании и эффективности рекламы; число заказов, сделанное под влиянием рекламного обращения. Чтобы провести мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности, нам необходимо 107 240 руб. Чтобы получить эти деньги, мы решили сменить кредитную политику предприятия и провести факторинг, так как у данного предприятия имеется большая сумма дебиторской и кредиторской задолженности. Эти действия позволят не только высвободить денежные средства для проведения дальнейших мероприятий, но и погасить часть кредиторской задолженности. По предварительной оценке в результате проведенных исследований сумма общей прибыли составит 2 044 548 руб.

Изменение кредитной политики ООО «Экотерм-Сервис»

Учитывая финансовое состояние ООО «Экотерм-Сервис», целесообразно выбрать умеренный тип кредитной политики.

В условиях постоянных неплатежей и инфляции особую актуальность приобретают применение гибкой системы скидок за оплату в срок. Именно скидки на оплату в срок способствуют сокращению дебиторской задолженности, так как являются своего рода стимулятором для более быстрых расчетов. В мировой практике такая система приобрела название «спонтанное финансирование». Смысл «спонтанного финансирования» сводится к применению специальных скидок с цены, если оплата товара происходит до истечения определенного срока. После этого срока оплата производится в полном объеме до даты, установленной в договоре купли-продажи.

Система скидок ООО «Экотерм-Сервис» включает следующее.

1. При полной оплате стоимости работ в течение 7-ми дней скидка составляет 7%.

2. При полном погашении стоимости приобретенной квартиры в течение 30 дней - 6%.

3. Срок оплаты 30-60 дней - 5%.

4. Срок оплаты 60-90 дней - 4%.

На мой взгляд, данная система скидок позволит сократить сроки погашения дебиторской задолженности в среднем на 3 месяца. Эффект от применения скидок приведен в табл. 3.

10% инфляции 11% инфляции 12% инфляции 13% инфляции

Результат скидки 4% при разных уровнях инфляции -133 -140 -147 -154

Результат скидки 5% при разных уровнях инфляции -118 -125 -132 -139

Результат скидки 6% при разных уровнях инфляции -107 -114 -121 -128

Результат скидки 7% при разных уровнях инфляции -89 -96 -113 -120

Таблица 3. Эффект от применения скидок на 1000 руб.

Применение рассрочек позволит ООО «Экотерм-Сервис» получить дополнительную прибыль в размере: Э = 6070 тыс. руб. х7% + 7420 тыс. руб. х11% = 1241,1 тыс. руб.

Заключение

В ходе исследования была проведена оценка конкурентоспособности предприятия с учетом пятой группы показателей, которые оцениваются методом экспертных оценок, включенной автором в существующую методику оценки конкурентоспособности. Мы оценили конкурентоспособность ООО «Экотерм-Сервис» с помощью обобщающего показателя, который составил 3,53. Данный показатель показывает, что подрядчик обладает средним уровнем конкурентоспособности.

Исходя из полученных результатов комплексного анализа, мы разработали комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности ООО «Экотерм-Сервис»: совершенствование маркетинговой политики предприятия, страхование отдельных видов работ организации, изменение кредитной политики ООО «Экотерм-Сервис». Таким образом, в результате внедренных мероприятий рейтинг предприятия повысился до 3,83.

Опираясь на результаты расчета, можно сделать вывод о том, что ООО «Экотерм-Сервис» после проведения предложенных мероприятий повысит конкурентоспособность и перейдет в высокую категорию конкурентоспособности и надежности. Следовательно, предложенные нами мероприятия положительно отразятся на деятельности предприятия в целом (увеличится его рентабельность, коэффициент покрытия) и на его конкурентоспособности, в частности (доля рынка вырастет с 2% до 3,5%, расширится ассортимент оказываемых услуг).

Литература

1. На вопросы редактора журнала «Сертификация» отвечает Джим Пайл, директор Лондонского центра качества //Сертификация - 1995. - № 3. - С.14. - Электрон. Дан. - М.: 1995. - Режим доступа: http://www.5ballov.ru/referats/preview/70756/14 свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

2. Симионов Р.Ю. Экономический анализ деятельности строительного предприятия: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб и доп. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 173 с.

3. Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе: Гармоническая система качества -основа эффективного менеджмента. Электрон. дан. - М., 2003. - Режим доступа: http://www.wiseowl.ru/works/DIP000840.doc, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 512 с. - (Высшее образование).

5. Библиотека [Электронный ресурс] / GAAP.RU Интернет-издание; Бондарь Н. Комплексный анализ и оценка эффективности финансовой деятельности организации; менеджер проекта Кискина А.; ред. Курников А. - М.: GAAP.RU, 2003. - Режим доступа: http://www.gaap.ru/biblio/corpfin/analyst/048.asp, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

6. Библиотека [Электронный ресурс] / GAAP.RU Интернет-издание; Графова Г.Ф. Нормативная база рейтинговой оценки финансово-экономического состояния предприятия //Аудитор - 2005. - №6; менеджер проекта Кискина А.; ред. Курников А. -М.: GAAP.RU, 2003 - Режим доступа: http://www.gaap.ru/biblio/audit/auditor/0605_1.asp, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.