Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности наукоемкого продукта по цене'

Оценка конкурентоспособности наукоемкого продукта по цене Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надобников Евгений Владимирович

Проведен анализ категорий «конкуренция», «конкурентоспособность». Предложены их определения и методика оценки конкурентоспособности инновационного продукта по цене

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the categories of «competition», «competitiveness», offered their own definitions of these categories. The method of assessing the competitiveness of innovative product at a price based on the consideration of scientific literature

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности наукоемкого продукта по цене»

УДК 338.001.36

Е.В. Надобников

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАУКОЕМКОГО ПРОДУКТА ПО ЦЕНЕ

В условиях растущей глобализации важнейшим фактором развития как отдельного предприятия, так и страны в целом является достижение конкурентных преимуществ. В последнее время проблема конкурентоспособности для России обрела особую актуальность в связи с углублением международной интеграции и усилением конкуренции на внутренних и мировых рынках между промышленными предприятиями и странами. Причины этого следующие.

1. Появление новых инновационных факторов производства как условие возникновения конкурентной борьбы за первенство их достижения.

Среди новейших факторов производства в научной литературе принято выделять информацию, знания и интеллектуальные активы. Данные факторы являются основной отличительной чертой, характеризующей информационную экономику.

2. Разработка и использование новейших эффективных маркетинговых, информационных и когнитивных технологий с привлечением средств массовой информации, цель которых - влияние на сознание и потребности потребителя.

В центре внимания находятся инновационные технологии, позволяющие наиболее полно и качественно удовлетворять потребности потребителей и решать их проблемы. Именно данная способность предприятия определяет уровень его конкурентоспособности в условиях формирования технологического уклада информационной экономики нашей страны. В данном случае следует уделять особое внимание технологиям, наделяющим данной способностью продукцию предприятия, так как удовлетворение потребностей потребителей и решение их проблем происходит через непосредственное потребление самого продукта.

3. Возрастающая потребность в наукоемкой продукции и в постоянном и эффективном научно-техническом и инновационном процессах.

Интеллектуальные активы являются основой создания наукоемкой продукции. Роль наукоемкой продукции объясняется высокой степенью технологичности и качественности удовлетворения потребностей потребителей и решения их перспективных и текущих проблем. Кроме того, наукоемкая продукция - это та продукция, большая часть себестоимости которой состоит из затрат на НИОКР, а следовательно, преобладание такой продукции в общей структуре производства на предприятии говорит о его высо-котехнологичности, экономической состоятельности и высокой конкурентоспособности. В связи с этим у современных промышленных предприятий возникает необходимость в формировании и дальнейшем развитии конкурентного технологического потенциала [1].

4. Увеличение темпов экономического роста национальных экономик.

Высокие темпы экономического роста иностранных государств обусловлены инновационными приоритетами, заложенными в государственные программы развития экономик и в стратегические цели компаний. Расходы на НИОКР в России за последние 18 лет сократились более чем в пять раз. США на сегодняшний день тратит на НИОКР в 17 раз больше, чем Россия, Япония - в 7 раз больше. По мнению экспертов наша страна по уровню развития высоких технологий отстает от лидеров на 15-20 лет.

В Российской Федерации проекты инновационного развития создаются сравнительно недавно и по планам правительства к 2025 г. наша страна должна войти в число самых развитых стран.

Таким образом, в современном динамично меняющемся мире предприятию чтобы быть конкурентоспособным недостаточно иметь просто качественный продукт или услугу, необходимо иметь высокий и конкурентный технический и технологический уровень производства и управления ресурсами предприятия, высокий имидж предприятия, высокую конкурентоспособность товара, способного удовлетворять потребности потребителя и решать его проблемы. Поэтому актуальная стратегическая цель развития каждого национального предприятия - технологическое перевооружение и разработка новых технологических платформ.

В связи с этим, исследования в области конкурентоспособности промышленных предприятий и их продукции являются важнейшей задачей национального сообщества.

Рассмотрим и сравним определения категории «конкуренция» разных авторов (табл. 1).

Как видно из табл. 1, в научной литературе существует множество определений конкуренции, каждый автор трактует данное понятие по-своему. Определения конкуренции даются с разных позиций, но все они не противоречат, а скорее дополняют друг друга.

Так, В.Д. Адрианов дает лишь общее описание данному процессу на рынке, которое не отражает всей сущности данного понятия. Ю.Т. Бубнов, Е.Т. Грибнев, А.Г. Грязнова и А.Ю. Юданов в основу своих определений закладывают только борьбу за ограниченные ресурсы и спрос.

Но в современном мире понимание конкуренции имеет значительное отличие от неоклассического, главным образом, в переходе от статического сравнения к анализу ее в динамике окружающей среды на всех этапах жизненного цикла хозяйствующего субъекта.

На наш взгляд, наиболее полное определение конкуренции дает Р.А. Фатхудинов,

Таблица 1

Определения понятия «конкуренция»

Авторы Определение

Неоклассики Конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке

Адрианов В.Д. Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу, создающая для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг

Бубнов Ю.Т. Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их совместные действия эффективно ограничивают возможности каждого воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю

Гребнев Е.Т. Конкуренция - это борьба между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, т. е. за одну из экономических форм развития производительных сил в условиях товарного производства, или как коммерческое соперничество с целью продать больше, чем кто-то другой

Грязнова А.Г. Конкуренция - это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка

Фатхудинов Р.А. Конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение своих объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо естественных условиях

Юданов А.Ю. Конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей

который раскрывает сущность данной категории через управление хозяйствующим субъектом своими конкурентными преимуществами.

Целесообразно предположить, что данная категория раскрывается через процессы создания и управления конкурентными преимуществами предприятия за счет эффективного использования своих ресурсов. Поэтому, на наш взгляд, под конкуренцией следует понимать стремление хозяйствующих субъектов, протекающее в состязательной форме занять наибольшую долю рынка в определенном сегменте на основе эффективного управления конкурентным технологическим потенциалом, своими ресурсами и дальнейшем формировании уникальных и новейших конкурентных преимуществ.

Таким образом, конкуренция играет важнейшую роль в современной экономике, а именно:

- влияет на формирование технических и экономических параметров на всех стадиях жизненного цикла продукции;

- определяет издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий к условиям внешней среды, удовлетворение потребностей рынка;

- влияет на стиль хозяйствования предприятия;

- является основой формирования конкурентоспособности продукции.

Между конкурентоспособностью и конкуренцией существует тесная взаимосвязь, которая диктует предприятиям условия выпуска конкурентоспособного товара при существующем уровне конкуренции на рынке.

Значительный вклад в развитие данной категории внесли такие иностранные ученые, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршал, А. Кур-но, Ф. Эджуорта, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, М. Портер, и наши соотечественники - Р.А. Фат-хутдинов, Х.А. Фасхиев, В.Л. Белоусов, Ю.Ю. Донец, Г.Я. Киперман и др.

Определения данных ученых показывают нам широту взглядов на категорию «конкурентоспособность». Недостатком некоторых определений можно назвать отсутствие разграничений между конкурентоспособностью продукции, предприятия, отрасли и страны в целом

(Л.М. Калашникова, Л.В. Баумгартен и др.). На наш взгляд, это недопустимо, потому что на разных уровнях соперничества необходимо выделять свои уникальные особенности конкурентной борьбы. Кроме того, по мере развития экономических отношений и появления новых факторов производства становится необходимым уточнять и дополнять классические определения категории «конкурентоспособность».

Можно предложить использовать следующие определения данной категории:

Конкурентоспособность предприятия - это комплексная способность хозяйствующего субъекта к эффективному управлению процессами на нем, в том числе к эффективному управлению конкурентным технологическим потенциалом предприятия, достижение удовлетворения потребностей покупателей и решение их проблем.

Между конкурентоспособностью предприятия и его продукцией прослеживается тесная взаимосвязь, а именно - определение конкурентоспособности через товар и решение проблем потребителя. Непременным условием этого является наделение продукта новыми наукоемкими свойствами и качествами, которые позволяют не только повышать его конкурентоспособность, но и решать перспективные и текущие проблемы потребителя.

Под конкурентоспособностью продукции (услуги) следует понимать способность продукции (услуги) быть наиболее привлекательной для потребителя по сравнению с конкурентными аналогами, способной удовлетворить соответствующие потребности покупателей и решить их проблемы.

Одним из решающих факторов при принятии решения и приобретении товара потребителем является цена. Именно поэтому актуальным представляется оценивать конкурентоспособность продукта по цене, которая начинается с сопоставления основных показателей-характеристик наукоемкого продукта с существующими показателями изделий-аналогов. Большая часть сравниваемых параметров определяется самим продуктом, его назначением и областью применения, но одним из обязательных параметров, характеризующих продукт, является цена [2].

Спрогнозировать уровень цены на наукоемкий продукт предлагается посредством балльного метода, т. е. проведением интегральной оценки его качества. Для оценки необходимо сформировать экспертную группу. Экспертиза проводится по методу «Дельфи», который предполагает проведение многотурового опроса.

Оценить важность анализируемых параметров предлагается с помощью метода парных сравнений: эксперты сравнивают параметры попарно и формируют экспертное заключение в виде отношений сравнения, которым придают определенные весовые значения. В ходе проведения сравнения между параметрами им присваиваются определенные весовые значения, исходя из следующих условий:

- если параметр 1 больше параметра 2, то принимается весовой коэффициент, равный 1,5;

- если параметр 1 равен параметру 2, то принимается весовой коэффициент, равный 1;

- если параметр 1 меньше параметра 2, то принимается весовой коэффициент, равный 0,5 [3].

После этого составляется матрица парных сравнений каждым из экспертов с учетом весовых значений сравниваемых факторов. В результате проведенных действий будет получена оценка важности каждого из выбранных параметров. Параметр с наименьшей величиной суммы рангов по всем экспертам будет иметь наибольшую важность.

После проведения нескольких туров экспертизы получают оценки параметров. Для определения степени согласованности мнений экспертов необходимо рассчитать коэффициент кон-кордации.

Уровень прогнозируемой цены на наукоемкий продукт определяется по уровню минимальной цены аналога, тем самым обеспечивая создание конкурентного преимущества по цене. Прогнозируемая цена определяется по формуле [3]

P =■

P X (NV) i = 1_

X (NV) '

где Ро - цена аналога; N¡0 - балльная оценка ¿-го параметра аналога; N¡1 - балльная оценка ¡-го параметра нового изделия; V - весомость ¡-го

параметра; Pi - прогнозируемая цена на новое изделие.

Рассмотрим данный подход к оценке конкурентоспособности наукоемкого продукта по цене на примере роторно-лопастного двигателя с внешним подводом тепла на основе цикла Стирлинга.

Сначала необходимо выбрать аналогичные конкурентные товары - дизельный двигатель «Scania» и двигатель внешнего сгорания цикла Стирлинга (PHILIPS), а также систему параметров, по которым будет проведена интегральная оценка качества. Среди таких параметров выделены моторесурс, удельная масса, КПД общий, КПД цикла, уровень шума, экологичность, сложность применяемого оборудования для изготовления, уровень цены.

Далее осуществляется сравнение данных параметров методом парных сравнений, рассчитываются весовые значения и определяется коэффициент конкордации. Экспертиза проводится экспертной комиссией, состоящей из специалистов разных областей науки, в количестве 12 человек.

Коэффициент конкордации, рассчитанный по итогам второго тура, составил 0,83, т. е. мнения экспертов можно считать согласованными. Результаты данных расчетов сводятся в таблицу (табл. 2).

Далее проводится расчет цены наукоемкого продукта. Цена двигателя марки «Scania» составляет 0,7 млн р., стоимость двигателя марки «Philips» - 5 млн р. Так как стоимость двигателя марки «Philips» слишком высока, то расчеты производятся в сравнении с двигателям марки «Scania».

Верхний предел цены на роторно-лопастной двигатель составит примерно 1,7 млн р.

Таким образом, предложенный подход к оценке конкурентоспособности наукоемкой продукции по цене позволяет спрогнозировать верхний уровень цены на него. Данный подход позволяет оценить конкурентоспособность продукта по цене, которая будет обоснованной с точки зрения соотношения цена - качество по нескольким рассматриваемым продуктам. В то же время прогнозируемый нижний уровень цены будет зависеть от затрат, связанных с производством нового продукта. В зависимости

i = 1

Таблица 2

Оценка параметров двигателей

Важность (значимость) параметра для потребителей Оценка параметров в баллах

№ п/п Параметры двигателя РЛД с внешним подводом тепла Дизельный двигатель «Scania» Двигатель внешнего сгорания цикла Стирлинга (PHILIPS)

1 Моторесурс 0,125 5 2 2

2 Удельная масса (кг/кВт) 0,113 5 3 1

3 КПД общий 0,173 5 3 4

4 КПД цикла 0,144 5 3 5

5 Уровень шума 0,112 5 2 5

6 Экологичность 0,333 5 1 5

от желаемого уровня рентабельности цена на изделие может принимать различные значения из этого интервала.

Возможности предприятия конкурировать на отдельных сегментах рынка зависят не только от конкурентоспособности товара, но и от совокупности социально-экономических и организационных факторов, методов управления предприятием и иных факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности предприятия.

Из проведенного исследования вытекает следующее:

- предложенные определения категорий «конкуренция», «конкурентоспособность предприятия», «конкурентоспособность продукции», на наш взгляд, являются наиболее полными и отражающими всю их сущность в условиях формирования технологического уклада информационной экономики;

- предложенный подход к определению конкурентоспособности наукоемкой продукции по цене как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности продукции позволяет варьировать уровнем цены в зависимости от желаемого уровня рентабельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Надобников, Е.В. Принципы формирования и последовательность оценки конкурентного технологического потенциала предприятия [Текст] / Е.В. Надобников // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2011. - № 2. - С. 290.

2. Портер, М.Э. Конкурентное преимущество [Текст] / М.Э. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 715 с.

3. Попков, В.П. Ценообразование [Текст] / В.П. Попков. - СПб.: СПБГИЭА, 2007. - 61 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.