УДК 796.01:61 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-112-119
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КЛИЕНТОВ ПРЕДЛАГАЕМЫМИ УСЛУГАМИ
Г.Ф. Агеева1, О.А. Данилова2
!ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия
2ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия Аннотация
Цель исследования: оценить уровень конкурентоспособности детского футбольного клуба «Чемпион» и выявить среди клиентов удовлетворенность предлагаемыми физкультурно-спор-тивными услугами.
Методы исследования. В ходе проведенного исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, опрос, статистическая обработка данных, метод индексов.
Результаты исследования и их обсуждение. Конкурентная стратегия каждой физкультур-но-спортивной организации сконцентрирована и направлена на то, чтобы обойти своего конкурента в борьбе за клиента. Если одной из главных целей некоммерческой физкультур-но-спортивной организации является привлечение как можно большего количества детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом, то основной задачей коммерческой организации является получение максимальной прибыли.
Таким образом, проведенное исследование по оценке конкурентоспособности ДФК «Чемпион» и удовлетворенности предлагаемыми услугами выявило его место среди аналогичных футбольных клубов по количеству и перечню предлагаемых услуг. Согласно полученным результатам, руководитель футбольного клуба может разработать стратегию, направленную на дальнейшее развитие его спортивной организации и поиск устойчивого положения на рынке услуг. Заключение. Проведенное исследование показало, что из трех футбольных клубов самым конкурентоспособным является ДФК «Чемпион» и предоставляемые им физкультурно-спортив-ные услуги свидетельствуют о высоком качестве.
Ключевые слова: конкурентоспособность, физкультурно-спортивные услуги, коммерческие организации, детские футбольные клубы, удовлетворенность.
ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF A COMMERCIAL PHYSICAL CULTURE
AND SPORTS ORGANIZATION AND SATISFACTION WITH ITS SERVICES
G.F. Ageeva1, [email protected], ORCID: 0000-0002-5520-9798
O.A. Danilova2, [email protected], ORCID: 0000-0002-0111-884X
iVolga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia
2Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Kazan (Volga Region)
Federal University", Kazan, Russia
Abstract
The purpose of the research is to assess the level of competitiveness of the children's football club «Champion» and to identify customer satisfaction with the offered physical culture and sports services. Research methods. During the research, the following methods were used: analysis of scientific and methodological literature, survey, statistical data processing, index method.
Results and their discussion. The competitive strategy of each physical culture and sports organization is focused on outperforming its competitor in the fight for clients. If one of the main goals of a non-profit physical-culture and sports organization is to attract as many children and adolescents as possible to regular physical education and sports, then the main task of a commercial organization is to maximize profits.
Thus, the research conducted to assess the competitiveness of the CFC «Champion» and satisfaction with the offered services revealed its place among similar football clubs in terms of the number and list of services offered. According to the results obtained, the head of a football club can already develop a strategy aimed at further developing its sports organization and finding a stable position in the service market.
Conclusion. The research showed that out of the three football clubs, the most competitive sports club is the CFC «Champion» and its physical-culture and sports services proved its high quality. Key words: competitiveness, physical-culture and sports services, commercial organizations, children's football clubs, satisfaction.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации осуществляют свою деятельность множество физкультурно-спортивных организаций и спортивных учреждений, предлагающих свои услуги в сфере физической культуры и спорта, тем самым конкурируя между собой, привлекая новых потребителей [2, 8, 11]. Борьбу среди конкурентов можно наблюдать среди тех организаций, которые занимаются одним и тем же видом деятельности и направлены на достижение аналогичных целей.
Конкуренция — это, несомненно, борьба за каждого клиента (реального или потенциального), направленная на удовлетворение его потребностей и получение экономической выгоды [6, 12].
Выявляя уровень конкурентоспособности физкультурно-спортивной организации, мы можем оценить ее положение в конкурентной среде среди аналогичных по деятельности и предлагаемым услугам организаций, что позволит в дальнейшем сформировать эффективную стратегию, направленную на обеспечение устойчивого положения на рынке [3, 7, 9].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поставленная в работе цель исследования достигалась путем проведения оценки конкурентоспособности организации по методике конкурентоспособности физ-культурно-спортивных услуг, предложенной О.Н. Степановой [4, 10]. Процедура оценки конкурентоспособности проходила поэтапно. На первом этапе выявили коэффициенты значимости ве-
сомости услуг по каждому параметру с использованием следующей формулы:
Ч; = -п->
где ql — коэффициент весомости; п — количество показателей; х — балльная оценка. На втором этапе провели оценку по 5-балльной шкале удовлетворенности выбранных показателей физкультурно-спортивных услуг футбольных клубов. На третьем этапе провели оценку и выбрали «эталон». На четвертом этапе нашли единичные показатели по конкурентоспособности услуг футбольных клубов по формуле:
Р.
где с — единичный показатель конкурентоспособности; Р — степень удовлетворенности (в баллах); Рэ; — величина показателя «эталона» (указывается в баллах). На пятом этапе выявили относительные показатели конкурентоспособности по фор-
где С — относительный показатель конкурентоспособности исследуемой услуги; с — единичный показатель конкурентоспособности конкурента; со^ — единичный показатель конкурентоспособности собственной услуги.
На шестом этапе нашли интегральный индекс по предлагаемым услугам, применяя следующую формулу:
где С — обобщающий интегральный индекс конкурентоспособности; п — количество
показателей, учитываемых при оценке конкурентоспособности; С — относительный показатель конкурентоспособности исследуемой услуги; ql — коэффициент весомости услуги.
На седьмом этапе подводились итоги и осуществлялось оформление выводов по оценке уровня конкурентоспособности. Исследование проводилось в детских футбольных клубах «Чемпион», «Лион», «Чемпионика» г. Казани. В оценке конкурентоспособности приняли участие 97 родителей детей 4-5 лет, занимающихся в этих школах. Была разработана анкета, состоящая их двух частей: 1 — выявление степени удовлетворенности показателями, 2 — выявление степени значимости показателей. Общее количество вопросов по каждой части составило 14. Оценка удовлетворенности предоставляемыми физкультурно-спортивными услугами ДФК «Чемпион» проводилась по концептуальной модели SERVQUAL, которая была разработана А. Парасураманом, В. Зейтхамл и Л. Берри [1, 14]. В исследовании приняли участие родители детей 4-5 лет, занимающихся в этой школе, в количестве 40 человек.
Данная методика включает в себя 22 вопроса, которые были адаптированы под исследуемую организацию. Анкета состояла из двух блоков (ожидание/восприятие) с общим количеством вопросов 11 по каждому разделу. Каждая часть разделялась еще по пяти основным критериям — материальности, надежности, отзывчивости, сочувствию, убежденности.
Единицей измерения качества является коэффициент Q, вычисляемый как разница восприятия и ожидания:
Q = В - О
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Изначально при проведении исследования выявили показатели конкурентоспособности оцениваемых футбольных клубов [5]: 1) доступность предлагаемых услуг - ценовая доступность предлагаемых услуг (цена,
наличие скидок, акционных и льготных программ и т.д.);
2) территориальная доступность спортивной организации (наличие общественного транспорта и подъездных путей к организации, проживание в том же районе, наличие парковки);
3) материально-техническая оснащенность — состояние футбольного поля; разнообразие и качество установленного оборудования, наличие необходимого инвентаря (футбольные мячи, фишки и т.д.);
4) проведение учебно-тренировочных занятий — соответствие применяемых программ и методик уровню подготовленности и физического развития детей, внедрение новых программ тренировок:
- правильность подбора упражнений на тренировочных занятиях;
- уровень и характер физической нагрузки (с учетом физиологических показателей занимающегося, уровней его физической подготовленности и физического развития);
- личный контроль тренера и индивидуальный подход к каждому занимающемуся;
- четкость и доходчивость объяснений тренера, качество демонстрации упражнений;
5) эмоциональный фон занятий (эмоциональный настрой, мотивация);
6) решение проблем, возникающих в процессе тренировочного процесса (медицинская помощь по необходимости во время занятия);
7) качество проведения тренировки (результативность занятий — выполнение нормативов в начале и в конце года, показатели на соревнованиях, выполнение спортивных разрядов);
8) имидж футбольного клуба (успешность, известность, престижность, узнаваемость спортивной организации);
9) уровень обслуживания (наличие сопутствующих услуг) — услуги ремонта, подгонки спортивного инвентаря, качественные клининг-услуги, возможность
Рисунок 1 - Показатели конкурентоспособности предлагаемых услуг детской футбольной академии «Чемпион»
Figure 1 - Indicators of the competitiveness of the services offered by the children's football academy (CFA) "Champion"
использования душевых комнат после занятий, единая спортивная форма с эмблемой клуба.
Исследование оценки конкурентоспособности проводилось в детской футбольной академии «Чемпион», конкурентами которой являются детский футбольный клуб «Лион» и детский футбольный клуб «Чемпионика» г. Казани. Для проведения оценки были выявлены показатели конкурентоспособности, которые представлены на рисунке 1.
На основе выбранных показателей была разработана анкета для родителей занимающихся в ДФА «Чемпион», ДФК «Лион», ДФК «Чемпионика» детей.
Конкурентоспособность футбольной академии оценивали поэтапно:
1) определили коэффициент значимости весомости;
2) оценили показатели предоставляемых услуг по 5-балльной шкале;
3) выбрали «эталон» для сравнения и определения параметров;
4) установили единичные показатели конкурентоспособности услуг;
5) нашли относительные показатели конкурентоспособности;
6) выявили индекс конкурентоспособности по каждой из предлагаемых услуг;
7) оформили заключение о результатах оценки конкурентоспособности услуг
Таблица 1 - Сравнительный анализ индексов конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг ДФА «Чемпион», ДФК «Лион» и «Чемпионика»
Table 1 - Comparative analysis of the competitiveness indices of physical culture and sports services of CFA "Champion", CFC "Lyon" and "Championika"
Параметры услуг Организации
Чемпионика Лион Чемпион
Ценовая доступность предлагаемых услуг 0,0583 0,0650 0,0538
Территориальная доступность спортивной организации, месторасположение 0,0547 0,0535 0.0559
Внешний вид и качество спортивного зала для занятий 0,0535 0,0523 0,0578
Разнообразие, количество и качество спортивного оборудования и инвентаря 0,0484 0,0484 0,0484
Соответствие тренировочной программы занятии уровню подготовленности занимающихся 0,6540 0,6851 0,7007
Правильность подбора упражнений на занятиях 0,0547 0,0586 0,0586
Уровень и характер физической нагрузки 0,0587 0,0629 0.0651
Эмоциональный фон занятий 0,0631 0.0699 0.0715
Решение проблем занимающихся, возникающих в процессе занятия 0,0638 0,0710 0,0718
Внимание тренера и индивидуальный подход к каждому' занимающемуся 0,0496 0,0581 0,0556
Чёткость, доходчивость разъяснений и оценок тренера, качество демонстрации упражнений 0,0662 0,0616 0,0708
Эффективность занятий 0,0673 0,0742 0,0638
Имидж футбольного клуба 0,0552 0,0615 0,0657
Уровень обелуживамия 0,0374 0,0383 0,0417
Общая сумма: 1,3849 1,4605 1,4812
(таблица 1). Результаты сравнительного анализа индексов конкурентоспособности футбольных клубов показали, что на первом месте по уровню конкурентоспособности находится ДФА «Чемпион» (1,4812), на втором месте — ДФК «Лион» (1,4605), на третьем месте — ДФК «Чемпионика» (1,3849).
Вторым этапом работы было проведение оценки предлагаемых услуг исследуемого футбольного клуба по модели SERVQUAL [1,13].
Разработанная анкета включала в себя две части: первая отмечала ожидание потребителей, вторая — потребительское восприятие качества предлагаемой услуги. Каждая из частей анкеты была поделена на блоки, состоящие из критериев качества: «материальность», «надежность», «отзывчивость», «сочувствие», «надежность». В анкетировании приняли участие родители детей, занимающихся в
ДФК «Чемпион», в количестве 20 человек. Исходя из полученных результатов удовлетворенности услугами (таблица 2) вычислили коэффициент (О) по каждому критерию (рисунок 2).
Интерпретация полученных результатов удовлетворенности услугами осуществляется следующим образом:
— если полученный коэффициент качества равен «0», то это означает, что «ожидание» совпадает с «восприятием», т.е. что клиенты ожидали, то и получили;
— если коэффициент качества имеет негативные или положительные значения, то это свидетельствует о том, что уровни ожидания и восприятия не совпадают. Отрицательное значение свидетельствует о том, что потребители ожидали большего, чем получили. Положительное значение говорит о высоком качестве предоставляемых услуг [1, 14].
Таблица 2 - Результаты удовлетворенности потребителей ДФА «Чемпион» предлагаемыми услугами Table 2 - The results of consumer satisfaction of CFA "Champion" with the services offered
Критерии качества Номер вопроса Ожидание Восприятие
материальность 01, В1 100 97
02, В2 100 99
надежность оз,вз 100 97
04, В4 100 9S
отзывчивость 05, В5 100 100
06, Вб 100 100
07, В7 100 99
убежденность 08, BS 100 100
09, В9 100 95
ою.вю 100 100
Сочувствие ою.вю 100 93
□ материальность 0 надежность И отзывчивость 0 убежденность □сочувствие
Рисунок 2 - Сравнительный анализ критериев удовлетворенности качеством услуг ДФА «Чемпион» Figure 2 - Comparative analysis of the criteria for satisfaction with the quality of services of CFA "Champion"
Таким образом, коэффициент качества удовлетворенности по исследуемым показателям составил «-0,52» балла, что говорит о достаточно высоком качестве предоставляемых физкультурно-спортив-ных услуг в исследуемой коммерческой физкультурно-спортивной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенной оценки конкурентоспособности показали, что самой конкурентоспособной физкультурно-спортивной организацией из числа ис-
следуемых является детская футбольная академия «Чемпион», а уровень удовлетворенности предоставляемыми ею физкультурно-спортивными услугами свидетельствует об их высоком качестве. Полученные результаты исследования позволят детскому футбольному клубу пересмотреть стратегию и внести в нее коррективы. Оставшимся двум исследуемым клубам («Чемпионика» и «Лион») необходимо рассмотреть и проанализировать выявленные недочеты с последующим их устранением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме: учебное пособие / А. П. Дурович. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.
2. Исаев, А. А. Конкурентоспособность предприятия: проблемы теории / А. А. Исаев // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2009. - № 4. - С. 165-172.
3. Конкурентные стратегии фитнес-клубов и специфики их реализации / А. А. Хайдарова, Г. Ф. Агеева // Актуальные вопросы современной науки и образования : материалы международной научно-практической конференции. Московский финансово-юридический университет МФЮА, Кировский филиал. - 2016. - С. 10241027.
4. Конкуренция физкультурно-спортивных организаций / И. Н. Гришина, Г. Ф. Агеева // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; под редакцией Г. Н. Голубевой. - 2016. - С. 111-114.
5. Оценка конкурентоспособности коммерческой физкультурно-спортивной организации / Я. В. Борозна // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием. В 3 томах. Под общей редакцией Ф.Р. Зотовой. - 2019. - С. 140-142.
6. Портер М. Конкуренция: пер. с англ./ М. Портер. -М. : Издательский дом «Вильяме», 2000. - 495 с.
7. Степанова, О. Н. Конкуренция на рынке физкуль-турно-спортивных услуг: виды, особенности, стратегии / О. Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 51-53.
8. Степанова, О. Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в деятельности физкультурно-спортивных организаций: учебное пособие. В 2 ч., Ч I / О. Н. Степанова. - М. : МПГУ, 2012. - 224 с.
9. Степанова, О. Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в деятельности физкультурно-спортивных организаций : учебное пособие : в 2 ч. / О. Н. Степанова. - М. : Прометей, 2013. -Ч. II. - 267 с. - ISBN 978-5-7042-2462-4 : Текст : электронный // URL: http://biblioclub.ru/index.ph p?page=book&id=240482(11.09.2020). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Степанова, О. Н. Методика оценки конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг / О. Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 11. - С. 63.
11. Херцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. М^нер, Б. Снидерман Блох; пер. с англ. - М. : Вершина, 2007. - 240 с.
12. Druker P.F. Managing the Non-profit Organization. New York: Harper Collins, 1990. - 292 p.
13. Lipponen K. Marketing of a sport event: applications of augmented service offering model // European Journal for Sport Management. - 1994. -№ 2. - Pp. 41-51.
M^i^ml VA, Bi^r М.1., G^mter D.D. Services marketing: integrating customer focus across the firm. Boston: McGrаw-Hill/Irwin, 2009. 708 p.
REFERENCES
1. Durovich, A. P. Marketing research in tourism: a textbook / A. P. Durovich. - St. Petersburg : Peter, 2008. - 384 p.
2. Isaev, A. A. Competitiveness of the enterprise: prob-
lems of theory / A. A. Isaev // Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. - 2009. - № 4. - P. 165-172.
3. Competitive strategies of fitness clubs and the spe-
cifics of their implementation / A. A. Khaidarova, G. F. Ageeva // Topical issues of modern science and education Proceedings of the international scientific and practical conference. Moscow Financial and Law University MFLA, Kirov branch. - 2016. -P. 1024-1027.
4. Competition of physical culture and sports organiza-
tions / I. N. Grishina, G. F. Ageeva // Problems and innovations of sports management, recreation and sports and health tourism. Materials of the Il-nd All-Russian scientific-practical conference. Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism; Edited by G. N. Golubev. - 2016. - P. 111-114.
5. Assessment of the competitiveness of a commer-
cial sports organization / Ya. V. Borozna // Current problems of theory and practice of physical culture, sports and tourism. Materials of the VII All-
Russia n scientific-practical conference of young scientists, graduate students, undergraduates and students with international participation. In 3 volumes. Under the general editorship of F. R. Zotova. - 2019. - P. 140-142.
6. Porter M. Competition: translated from English / M. Por-
ter. - M. : Williams Publishing House, 2000. - 495 p.
7. Stepanova, O. N. Competition in the market of phys-
ical culture and sports services: types, features, strategies / O. N. Stepanova // Theory and practice of physical culture. - 2007. - № 3. - P. 51-53.
8. Stepanova, O. N. Marketing and marketing commu-
nications in the activities of physical culture and sports organizations: a textbook. In 2 volumes. Part I / O. N. Stepanova. - M. : MPGU, 2012. -224 p.
9. Stepanova, O. N. Marketing and marketing communications in the activities of physical culture and sports organizations: a textbook: in 2 volumes / O. N. Stepanova. - Moscow : Prometheus, 2013. - Part II. - 267 p. - ISBN 9785-7042-2462-4: Text: electronic // URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240482 (09/11/2020). - Access mode: for authorized users.
10. Stepanova, O. N. Methodology for assessing the competitiveness of physical culture and sports
services / O. N. Stepanova // Theory and practice of physical culture. - 2004. - № 11. - P. 63.
11. Herzberg F. Motivation to work / F. Herzberg, B. Mosner, B. Snyderman Bloch; translated from English. - M. : Vershina, 2007. - 240 p.
12. Druker P.F. Managing the Non-profit Organization. New York: Harper Collins, 1990. - 292 p.
13. Lipponen K. Marketing of a sport event: applications of augmented service offering model // European Journal for Sport Management. - 1994. -№ 2. - Pp. 41-51.
14. Zeithaml V.A., Bitner M.J., Gremler D.D. Services marketing: integrating customer focus across the firm. Boston: McGraw-Hill/Irwin, 2009. 708 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Агеева [ульназ Фаритовна (Ageeva Gulnaz Faritovna) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления в спорте; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5520-9798 Данилова Ольга Александровна (Danilova Olga Alexandrovna) - старший преподаватель кафедры иностранных языков; Казанский федеральный университет; 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-0111-884X
Поступила в редакцию 3 декабря 2021 г. Принята к публикации 14 февраля 2022 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Агеева, Г.Ф. Оценка конкурентоспособности коммерческой физкультурно-спортивной организации и удовлетворенности клиентов предлагаемыми услугами / Г.Ф. Агеева, О.А. Данилова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 112-119. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-112-119
FOR CITATION
Ageeva G. F., Danilova O. A. Assessment of competitiveness of a commercial physical culture and sports organization and satisfaction with its services. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 112-119 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-202210-1-112-119