ДК 347.71:001.895
ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИЙ
Н. А. ТИХОНОВ,
аспирант кафедры управления E-mail: dream-87@inbox. ru Королевский институт управления, экономики и социологии, г. Королев Московской области
В статье рассмотрены существующие методики проведения оценки коммерческого потенциала инновационных продуктов. Определено понятие «технологический аудит» как объективная оценка коммерческого потенциала инноваций. Описана структура технологического аудита по методике LIFT и методике TAME, а также приведена процедура проведения каждой из методик.
Ключевые слова: коммерциализация, технологический аудит, методика LIFT, методика ТАМЕ.
В современном мире в условиях глобальной конкуренции на все более интегрирующихся мировых рынках одним из основных факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики является широкое распространение и использование инноваций. Развитые страны, осознавая важность обеспечения инновационного развития экономики, предпринимают широкий комплекс мер по поддержке научно-исследовательских институтов и малых предприятий - основных источников новых технологий и инноваций.
Однако для эффективного функционирования инновационной экономики и конкурентного развития предприятий, разрабатывающих инновационные продукты, необходимо, чтобы все их разработки были направлены на удовлетворение запросов и предпочтений потребителей, т. е. были реализованы на рынке. Успех коммерциализации во многом зависит от первоначального отбора наиболее перспективных инноваций, позволяющего предприятию рационально распределить имеющиеся ресурсы и составить прогноз возможных изменений и сложнос-
тей на потенциальном рынке. В связи с этим особую важность для предприятий приобретает процесс оценки коммерческого потенциала инноваций.
За последние годы оценка коммерческого потенциала инноваций превратилась в самостоятельную сферу экономических отношений. Во многих странах созданы организации, специализирующиеся на оказании услуг по проведению оценки инноваций, подобные услуги начали предоставлять и банки, проводящие оценку для принятия решения о выдаче ссуд предприятиям.
Отметим, что каждая подобная организация (банк) применяет свои собственные уникальные методики и приемы для оценки потенциала инноваций, поэтому в настоящее время существует большое количество разнообразных методов оценки, причем некоторые из этих методов запатентованы и являются товарными знаками. Все существующие методики и приемы оценки получили название «технологический аудит».
Технологический аудит (technology assessment) представляет собой процесс объективной оценки потенциала инновации как объекта коммерциализации [2]. Структуру технологического аудита можно представить следующим образом: сбор информации -анализ - синтез (разработка рекомендаций) - составление отчета. После успешного завершения аудита отчет и содержащиеся в нем рекомендации обсуждаются с руководством предприятия, что ведет к принятию решений - утверждению плана действий - реализации действий [2].
Основу технологического аудита составляет качественный комплексный анализ инновации, по-
42
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
этому все разработанные методики и приемы базируются на следующих основных методах оценки:
— анализ внешней среды, заключающийся в отслеживании любой информации, в том числе и зарубежной, которая может оказать непосредственное влияние на коммерциализу-емость инновации, - опубликованных статей и научных трудов, принятых нормативных актов, патентов, интервью с учеными и экспертами в СМИ, собственное анкетирование;
— функциональный анализ, заключающийся в рассмотрении инновации в качестве системы, состоящей из различных элементов, каждый из которых предназначен для выполнения определенной функции, например определения новизны технологии, значимости, возможности интеграции с другими инновациями и т. д.;
— прогнозирование и другие статистические методы - отслеживание и прогноз потенциальных изменений на рынке инноваций и новых технологий, при этом основным методом является экстраполяция, т. е. проекция прошлого на будущее;
— экспертная оценка - использование разнообразных групповых методов (метода «мозгового штурма», метода «Дельфи» и т. д.) экспертами (в рассматриваемом случае - специалистами по коммерциализации и защите интеллектуальной собственности) для оценки потенциала инновации;
— метод сценариев - составление различных сценариев (альтернативных путей) развития как инновации, так и рынка.
В мировой практике предприятия применяют сразу несколько методик, оценивающих потенциал инноваций, что позволяет проанализировать различные стороны инновационного продукта и компенсировать недостатки каждого из методов.
Одной из основных методик технологического аудита является методика LIFT (Linking Innovation, Finance and Technology). Методика была разработана в рамках Пятой рамочной программы Комиссии Европейского Союза по научным исследованиям и технологическим разработкам (Fifth Framework Programme of the European Community for Research, Technological Development and Demonstration Activities - FP5), проводившейся с 1998 по 2002 г.
В целом технологический аудит по методике LIFT представляет собой экспертный метод отбора проектов коммерциализации инноваций для их
финансирования [3]. Оценка осуществляется по классической схеме: сбор информации (интервью) -анализ - составление отчета.
Согласно рассматриваемой методике на предприятие приглашается команда экспертов из трех человек для проведения интервью (длительность интервью - приблизительно два часа). Предварительно предприятие получает анкету по проекту коммерциализации (одна анкета на один проект), которую необходимо заполнить в течение трех рабочих дней с момента получения и переслать обратно экспертам. Далее экспертами проводится тщательный анализ данных анкеты и на основании полученных результатов готовится набор вопросов для интервью.
Также предприятию необходимо подготовить перечень документов для интервью, который включает [3]:
— бизнес-план проекта;
— отзывы потенциальных покупателей на инновационный продукт, производимый по проекту коммерциализации технологии;
— документы, характеризующие рынок продукта;
— техническое описание используемого оборудования;
— резюме основных исполнителей проекта;
— копии патентов, отчетов о патентных исследованиях и т. п.;
— все документы, касающиеся взаимоотношений предприятия-разработчика и производителя продукта (если предприятие не планирует производить инновационный продукт самостоятельно). Эти документы исследуют при их наличии, но
не ограничиваются ими. Вся полученная информация фиксируется и оценивается экспертами (в баллах по шкале от 1 до 5) по утвержденным индикаторам, характеризующим проект. Индикаторы подразделяются на две категории - индикаторы привлекательности проекта и индикаторы риска. Категория привлекательности проекта обычно включает 10 индикаторов: объем рынка, динамику развития рынка, рентабельность, срок вывода продукта на рынок и т. д. Категория рисков предусматривает около 20 индикаторов: патентную чистоту, стадию разработки, наличие стратегии маркетинга, финансовую обеспеченность, обеспеченность персоналом, квалификацию персонала и т. д. Баллы присваиваются коллективно всеми экспертами и определяются с помощью карты оценки проекта, в которой описаны критерии оценки проекта по каждому индикатору на тот или иной балл [3]. Чем выше
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя it ЪР^тжгсх*
43
балл каждого индикатора, тем приоритетней проект. В случае с индикаторами риска высокий балл означает, что проект является нерискованным.
В конце все баллы суммируются. Если индикатор риска имеет значение 3 и выше, то к сумме, полученной по категории индикаторов привлекательности проекта, прибавляется 0, если же индикатор риска имеет значение 1 или 2, то из суммы вычитаются 3 балла или 1 балл соответственно. Если в результате проект набирает, например, максимальные 50 баллов (10 индикаторов по 5 баллов) по категории индикаторов привлекательности, а по категории индикаторов риска получает по 2 балла за каждый индикатор из 20, то итоговая сумма будет равна 30 баллам.
Затем эксперты пишут заключение и все полученные результаты аудита передают предприятию. Если итоговая сумма баллов равна 40 и более, то проект является приоритетным - его реализация может быть начата уже сейчас. Если итоговая сумма баллов колеблется между 25 и 40, то проект является
Основные разделы оценки
перспективным - над ним еще нужно работать. Если итоговая сумма баллов меньше 25, то проект является проблемным - у него гораздо больше слабых мест, чем преимуществ [3].
Основные разделы методики LIFT, в соответствии с которыми проводится экспертная оценка различных сторон проекта коммерциализации инновационных продуктов, представлены в табл. 1.
Второй методикой технологического аудита, о которой пойдет речь в этом исследовании, является методика ТАМЕ (Technology And Market Evaluation), которая была разработана компанией Lambic Innovation Ltd. Отличие методики ТАМЕ от методики LIFT заключается в том, что здесь основное внимание уделяется оценке потенциальных рынков сбыта инновационного продукта.
Технологический аудит по методике TAME основывается на системном подходе к оценке инновационных продуктов и их коммерческого потенциала и включает пять разделов оценки [3]:
Таблица 1
юекта по методике LIFT [1]
Наименование раздела Вопросы/сведения раздела
1. Общие сведения о проекте коммерциализации технологии и организации -держателе проекта 1. Общие сведения о проекте коммерциализации технологии. 2. Оценка завершенности этапов жизненного цикла проектов (дается автором проекта). 3. Общие сведения об организации, представляющей проект (если проект подается организацией)
2. Стадия развития проекта коммерциализации технологии 1. Каково состояние проекта? Реализуем ли он технически? На какой стадии находится разработка (лабораторный макет, экспериментальный образец, серийный образец и т. п.)? 2. Как глубоко изучен рынок будущего продукта? Имеется ли или реализуется ли стратегия маркетинга? 3. Обоснована и достаточна ли сумма необходимых вложений и насколько проработаны схемы финансирования и возврата вложенных средств? Как они реализуются? 4. Как согласуются техническая, рыночная и финансовая стадии развития проекта? 5. Каков рыночный потенциал проекта, т. е. каковы перспективы рынка будущего продукта и обоснованность прогнозов продаж?
3. Научно-технологический потенциал проекта 1. Могут ли научные результаты, лежащие в основе инновационного проекта, дать конкурентные преимущества новому товару на мировом или российском рынках? 2. Могут ли технологии производства товара или технологии, закладываемые в новый товар, дать ему конкурентные преимущества на мировом или российском рынках? 3. Имеются ли объекты интеллектуальной собственности, позволит ли стратегия ее использования усилить преимущества нового товара на мировом или российском рынках?
4. Правовая оценка интеллектуальной собственности и стратегии ее использования 1. Надежна ли правовая защита проекта? 2. Обеспечивает ли правовая защита интеллектуальной собственности конкурентоспособность объекта по проекту на мировом и российском рынках? 3. Каковы планы использования интеллектуальной собственности?
5. Кадровый потенциал коллектива проекта (организации) 1. Как коллектив использовал и использует ресурсы, имеющиеся в его распоряжении? 2. Насколько стабилен коллектив? Какие факторы обеспечивают стабильность? 3. Какие общие ценности объединяют коллектив? 4. Какова динамика развития коллектива? 5. Есть ли примеры успешной истории коллектива (научной, производственной, социальной)?
6. Соответствие международным стандартам Какова степень соответствия проекта требованиям международного стандарта ISO (ИСО) 9001 Системы менеджмента качества?
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
Окончание табл. 1
Наименование раздела Вопросы/сведения раздела
7. Уровень взаимодействия организации-разработчика научно-технической продукции и промышленного партнера 1. Сведения об организациях. 2. Целесообразность реализации проекта на соответствующем предприятии. 3. Организационно-правовая структура взаимодействия партнеров. 4. Правовая готовность партнеров к реализации проекта. 5. Уровень совместной проработки проекта
8. Уровень менеджмента организации (коллектива), коммерческая зрелость проекта 1. Хорошо ли приспособлена организация (коллектив проекта) к решению сложной задачи выведения технологического продукта на рынок? 2. Готовы ли высшее руководство, менеджмент и персонал организации (коллектив проекта) к работе и взаимодействию с клиентами (покупателями, заказчиками), промышленными партнерами, властью в инновационной сфере? 3. Может ли организация стать существенным элементом региональной инновационной системы, например, ядром научно-технологического кластера?
9. Ожидаемый эффект от реализации инновационного проекта Ожидаемый эффект от реализации инновационного проекта определяется на основе информации, полученной в предыдущих разделах. Выбор определяемых эффектов и характеристик эффективности зависит от цели анализа и требований заказчика
— сильные стороны и обширность рыночных применений инновационного продукта;
— сущность новой технологии, используемой в продукте;
— существующие проблемы коммерциализации инновационного продукта;
— существующие проблемы содействия процессу коммерциализации инновационного продукта;
— другие коммерческие вопросы.
Оценка каждого раздела осуществляется на основе вопросников, специально разработанных для этой методики. Все ответы на вопросы оцениваются по пятибалльной шкале, но в отличие от методики LIFT, где баллы присваивались только разделам (индикаторам) оценки на основе всех
Основные разделы оценки ин
ответов на вопросы в разделе, в методике TAME в баллах оценивается каждый вопрос раздела. Максимальное количество баллов, которое может получить инновационный продукт по этой методике, составляет 200, минимальное - 40. При этом если потенциальный рынок инновационного продукта состоит из нескольких сегментов, то необходимо провести несколько системных оценок для разных условий. Все разделы оценки инновационного продукта и основные вопросы (сведения) каждого из них представлены в табл. 2.
По окончании оценки эксперты составляют исполнительное резюме, включающее сумму баллов по каждому из разделов и итоговую сумму баллов. Чем ближе сумма баллов к 200, тем перспективнее
Таблица 2
)вации по методике TAME [1]
Наименование раздела Вопросы/сведения раздела
1. Оценка интеллектуальной собственности 1. Наличие отчета о патентной экспертизе. 2. Срок действия патента с момента экспертизы. 3. Другие внешние оценки интеллектуальной собственности при проведении внешней экспертизы патента или другого объекта интеллектуальной собственности. 4. Сущность изобретения. 5. Объем исключительных прав на объект интеллектуальной собственности. 6. Возможность конфликтов с ранее созданными изобретениями. 7. Набор видов охраны интеллектуальной собственности (один вид или несколько). 8. Возможность усилить охрану интеллектуальной собственности или создать портфель объектов интеллектуальной собственности, т. е. наличие других объектов интеллектуальной собственности, которые могут увеличить ценность оцениваемой. 9. Потенциал усиления интеллектуальной собственности за счет дополнительных НИОКР. 10. Свободна ли интеллектуальная собственность от обязательств, конфликтов?
2. Оценка технологии 1. Альтернативные/конкурирующие технологии. 2. Полнота технологии. 3. Новизна технологии (в целом, не только для специфической области применения). 4. Альтернативные решения, которые могут заменить технологию. 5. Стандарты, которым должна соответствовать технология
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
45
Окончание табл. 2
Наименование раздела Вопросы/сведения раздела
3. Оценка коммерциализации технологии 1. Объем дополнительных работ, которые должно выполнить лицо, приобретающее патент/ лицензию. 2. Техническое содействие, необходимое или имеющееся после осуществления трансфера технологии. 3. Техническое содействие, необходимое в процессе трансфера технологии. 4. Лицензионные ограничения. 5. Правовые ограничения. 6. Свобода использования технологии. 7. Насколько легко обеспечить охрану технологии и предотвратить нарушения патентного права?
4. Оценка технического содействия 1. Имеющийся уровень технической поддержки. 2. Опыт оказания технической поддержки изобретателями. 3. Опыт изобретателей в части коммерциализации разработок. 4. Личность изобретателей/разработчиков. 5. Репутация изобретателя/научного коллектива
5. Оценка возможностей рыночного применения и коммерциализации технологии 1. Местонахождение технологии. 2. Области применения технологии. 3. Возможности географического сегментирования рынка. 4. Общий размер рынка. 5. Прогноз завоевания доли рынка. 6. Оценка размеров роялти. 7. Сущность сектора рынка, на котором будет применяться технология. 8. Структура рынка. 9. Профиль конечных потребителей. 10. Инерция потребительского рынка - насколько быстро восприимчив он к технологическим инновациям. 11. Имеются ли прямые конкуренты, использующие похожие технологии? 12. Имеются ли косвенные конкуренты (например, альтернативные решения, использующие другие подходы для удовлетворения той же потребности)? 13. Уровень технологии - прорывная технология или технология, усовершенствующая имеющиеся технологии
6. Оценка рынка (в случае, если рынок делится на несколько сегментов) 1. Перспективы роста рынка. 2. Прогнозируемый потенциал развития рынка. 3. Потребности рынка. 4. Профиль конечного потребителя. 5. Уровень технологии - прорывная технология или технология, усовершенствующая имеющиеся технологии. 6. Конкуренция. 7. Период возврата инвестиций. 8. Ожидаемый срок жизни продукции или услуг. 9. Какую часть конечной продукции создает технология, защищенная правами на интеллектуальную собственность? 10. Зависит ли успех продаж продукции/услуг от этой интеллектуальной собственности?
является инновация и тем выше ее коммерческий потенциал. В резюме также проводится сравнительный анализ оценок по всем разделам, делаются обобщающие выводы, затем составляются рекомендации, что позволяет предприятию выявить основные недостатки инновационного продукта и обозначить направления по их устранению.
Таким образом, технологический аудит играет значительную роль в процессе коммерциализации инноваций, предоставляя предприятию возмож-
ность на ранних стадиях выявить коммерческий потенциал или коммерческую бесперспективность инновационного продукта. Успешное выведение инноваций на рынок станет возможным только при условии, что предприятия будут уделять особое внимание оценке их коммерческого потенциала, так как индивидуальность инновационных продуктов требует от каждого предприятия разработки собственного подхода к процессу коммерциализации инноваций. Предприятие, которое может не
46
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ
только разработать инновацию, но и правильно ее реализовать, способно сохранить свою конкурентоспособность и повысить эффективность своей деятельности.
Список литературы
1. Квашнин А. Как провести экспертизу коммерциализации технологий // Сер. «Практическое руководство для центров коммерциализации технологий»: методические материалы. 2006. URL:
http://www. sci-innov. ru/comtech/materials/?page=3 (дата обращения 29.03.2012).
2. Пильное Г., Тарасова О., Яновский А. Как проводить технологический аудит //Сер. «Практическое руководство для центров коммерциализации технологий»: методические материалы. 2006. URL: http://www. sci-innov. ru/comtech/materials/?page=3 (дата обращения 29.03.2012).
3. Савченко О. В., Сотников А. А., Шкуратов С. Е. Управление малым инновационным предприятием: учеб. пособие. Обнинск: Артифекс, 2007.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя -и ЪР*?жг(Ъ4
47