Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА'

ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / НЕЙРОТИЗМ / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ / ЗРИТЕЛЬНАЯ И СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / СТУДЕНТЫ / СЕВЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Евгения Николаевна, Колосова Ольга Николаевна

Целью данной работы является исследование свойств внимания и объема кратковременной вербальной памяти в зависимости от психоэмоционального состояния организма, в частности уровня нейротизма (психоэмоциональной устойчивости), ситуативной и личностной тревожности у студентов вуза в условиях Севера. В исследовании принимали участие студенты из числа добровольцев, средний возраст которых составил 19,56±0,21 лет (n=51). Исследование личностно-эмоциональных параметров организма проводилось общепринятыми методами: с помощью опросника Айзенка (EPI) и опросника Спилбергера в модификации Ханина. Исследование объема кратковременной слуховой и зрительной памяти, свойств внимания проводили с помощью автоматизированных методик на АПК «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», Иваново, Россия). Результаты наших исследований показали, что когнитивные процессы зависят от эмоционального состояния человека. Так, большинство студентов с высоким нейротизмом обладают высоким объемом и переключаемостью внимания. Уровень ситуативной и личностной тревожности оказывает большее влияние на переключаемость внимания - повышение психоэмоционального напряжения приводит к увеличению переключаемости внимания. Кроме того, повышение уровня личностной тревожности может привести к снижению объема внимания. Высокий уровень СТ приводит к снижению объема памяти, а высокий уровень ЛТ приводит к повышению объема памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Евгения Николаевна, Колосова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF COGNITIVE FUNCTIONS AND PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE NORTH

The purpose of this work was to study the properties of attention and the volume of short-term verbal memory, depending on the psychoemotional state of the body, in particular the level of neuroticism (psychoemotional stability), situational and personal anxiety, among university students in the North. The research covered students from among volunteers, whose average age was 19.56 ± 0.21 years (n = 51). The study of the personality-emotional parameters of the organism was carried out using generally accepted methods: the Eysenck questionnaire (EPI) and the Spielberger questionnaire modified by Khanin. The study of the volume of short-term auditory and visual memory, the properties of attention was carried out using automated methods at the APK “NS-Psychotest” (LLC “Neurosoft”, Ivanovo, Russia). The results of our research showed that cognitive processes depend on the emotional state of a person. Thus, the majority of students with high neuroticism had a high volume and attentional set-shifting. The level of situational and personal anxiety had a greater impact on the switchability of attention - an increased psycho-emotional stress leads to an increased attentional set-shifting. In addition, an increased level of personal anxiety can lead to a decreased attention span. A high CT level leads to a decreased memory size, and a high LT level leads to an increased memory size.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА»

УДК 612.821.2 DOI 10.25587/SVFU.2021.25.4.003

Е.Н. Николаева, О.Н. Колосова

ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Аннотация. Целью данной работы является исследование свойств внимания и объема кратковременной вербальной памяти в зависимости от психоэмоционального состояния организма, в частности уровня нейротизма (психоэмоциональной устойчивости), ситуативной и личностной тревожности у студентов вуза в условиях Севера. В исследовании принимали участие студенты из числа добровольцев, средний возраст которых составил 19,56±0,21 лет (n=51). Исследование личностно-эмоциональных параметров организма проводилось общепринятыми методами: с помощью опросника Айзенка (EPI) и опросника Спилбергера в модификации Ханина. Исследование объема кратковременной слуховой и зрительной памяти, свойств внимания проводили с помощью автоматизированных методик на АПК «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», Иваново, Россия).

Результаты наших исследований показали, что когнитивные процессы зависят от эмоционального состояния человека. Так, большинство студентов с высоким нейротизмом обладают высоким объемом и пе-реключаемостью внимания. Уровень ситуативной и личностной тревожности оказывает большее влияние на переключаемость внимания - повышение психоэмоционального напряжения приводит к увеличению переключаемости внимания. Кроме того, повышение уровня личностной тревожности может привести к снижению объема внимания. Высокий уровень СТ приводит к снижению объема памяти, а высокий уровень ЛТ приводит к повышению объема памяти.

Ключевые слова: тревожность, нейротизм, свойства внимания, кратковременная память, зрительная и слуховая память, студенты, Север.

E.N. Nikolaeva, O.N. Kolosova

THE ASSESSMENT OF cOGNITIVE FUNCTIONS AND PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE NORTH

Abstract. The purpose of this work was to study the properties of attention and the volume of short-term verbal memory, depending on the psychoemotional state of the body, in particular the level of neuroticism (psychoemotional stability), situational and personal anxiety, among university students in the North. The research covered students from among volunteers, whose average age was 19.56 ± 0.21 years (n = 51). The study of the personality-emotional parameters of the organism was carried out using generally accepted methods: the Eysenck questionnaire (EPI) and the Spielberger questionnaire modified by Khanin. The study of the volume of short-term auditory and visual memory, the properties of attention was carried out using automated methods at the APK "NS-Psychotest" (LLC "Neurosoft", Ivanovo, Russia).

НИКОЛАЕВА Евгения Николаевна - канд. биол. наук, доцент кафедры «Нормальная и патологическая физиология» медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Тел.: 8(964)418-73-96, эл. почта: en.nikolaeva@mail.ru

NIKOLAEVA Evgeniya Nikolaevna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Normal and Pathological Physiology, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, tel.: +7(964)418-73-96, e-mail: en.nikolaeva@mail.ru

КОЛОСОВА Ольга Николаевна - доктор биол. наук, главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны СО РАН. Тел.: 8(924)177-29-12, эл.почта: kolosova.olga8@inbox.ru

KOLOSOVA Olga Nikolaevna - Doctor of Biological Sciences, Chief Researcher, Institute of Biological Problems of the Cryolithozone SB RAS, tel.: +7(924)177-29-12, e-mail: kolosova.olga8@inbox.ru

The results of our research showed that cognitive processes depend on the emotional state of a person. Thus, the majority of students with high neuroticism had a high volume and attentional set-shifting. The level of situational and personal anxiety had a greater impact on the switchability of attention - an increased psycho-emotional stress leads to an increased attentional set-shifting. In addition, an increased level of personal anxiety can lead to a decreased attention span. A high CT level leads to a decreased memory size, and a high LT level leads to an increased memory size.

Keywords: anxiety, neuroticism, properties of attention, short-term memory, visual and auditory memory, students, North.

Введение.

Студенчество является одним из ответственных периодов в жизни человека, когда закладывается основа дальнейшей социальной деятельности. Специфика обучения в вузе, со всеми положительными и негативными факторами, требует от организма функционального напряжения, значительных умственных и энергетических затрат. Ведущим типом деятельности любого студента является учебная деятельность. Эта деятельность связана с обработкой и запоминанием большого количества разного рода информации, переключением с одной деятельности на другую. Качество профессиональной деятельности специалистов с высшим образованием обусловлено, прежде всего, успешностью освоения образовательной программы при обучении в вузе [1]. При этом основную роль играют развитие и особенности когнитивных функций - памяти и внимания. Проблема исследования памяти и внимания довольно широко представлена в научной литературе, но в основном в дошкольных и школьных возрастных группах. Свойства когнитивных функций могут изменяться под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Например, факторы, связанные с самим субъектом, его установками, эмоциональными процессами [2]. Обучение в высшей школе зачастую сопровождается значительным интеллектуальным и эмоциональным напряжением студентов. Своеобразие методик и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, дефицит времени, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывает у студентов повышенное эмоциональное напряжение [1]. Известно, что высокое психоэмоциональное напряжение может привести к снижению когнитивных функций, в том числе к снижению объемов памяти и внимания [3]. Исследование закономерностей между когнитивными параметрами и личностно-эмоциональными характеристиками организма актуально тем, что человек, получив сведения о психологических особенностях своего организма, способен, на основе этих данных, улучшить свои возможности для последующего эффективного использования своего времени.

Целью данной работы является исследование объема кратковременной вербальной памяти, свойств внимания и их взаимосвязи с психоэмоциональным состоянием организма студентов вуза в условиях Севера.

Методы исследования. Работа выполнена на базе кафедры патологической и нормальной физиологии человека медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. В исследовании приняли участие студенты 1 - 2 курсов института психологии СВФУ им. М.К. Аммосова из числа добровольцев в возрасте 19,56±0,21 лет (n=51).

Исследование психоэмоционального состояния студентов проводилось общепринятыми методами [4]: уровень нейротизма определяли с помощью опросника Айзенка (EPI), уровень ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности - посредством опросника Спилбергера в модификации Ханина. Объем слуховой и зрительной памяти исследовали с помощью методики определения кратковременной вербальной памяти на АПК «НС-Психотест» (ООО «Нейро-софт», Иваново, Россия). Определяли объем кратковременной слуховой памяти (КВСлП) и объем кратковременной зрительной памяти (КВЗрП). Свойства внимания (объем, распределение и переключаемость) исследовали с помощью методики красно-черных таблиц Шульте-Платоно-ва на АПК «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», Иваново, Россия). Все исследования проводились в первой половине дня во время обычного учебного процесса. Статистическая обработка результатов проводилась с использование пакета статистических программ Excel 7.0 и StatPlus 2007 Professional.

Результаты исследования. Результаты исследования психоэмоционального состояния организма студентов показали, что 62,5 % студентов имеют высокий уровень нейротизма (рис. 1).

Рисунок 1 - Распределение студентов в зависимости от уровня нейротизма и тревожности (в %) (СТ - ситуативная тревожность, ЛТ - личностная тревожность)

Известно, что чем выше уровень нейротизма, тем личность более эмоционально неустойчива, менее уравновешена, более тревожна [5]. На основании данных факторного анализа Левитов Н.Д. сделал вывод, что проявлением эмоциональной неустойчивости может быть такой фактор, как состояние внутреннего напряжения, тревога [4]. Поэтому уровень нейротизма традиционно рассматривается совместно с анализом уровня тревожности. Результаты исследования уровня ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности по Спилбергеру показали, что у более половины студентов отмечается высокий уровень и ситуативной (у 51 %), и личностной (у 67 %) тревожности. Кроме того, только у 8 % студентов отмечается низкий уровень СТ, а лиц с низким уровнем ЛТ не выявлено (рис. 2). Данные результаты указывают, что большинство студентов находятся в состоянии высокого психоэмоционального напряжения, что может быть связано как с учебной деятельностью, так и с социально-экономическими и экстремальными климатическими факторами Севера.

Исследования объема кратковременной вербальной слуховой и зрительной памяти показали, что у студентов более развита зрительная память - у 51 % студентов наблюдается высокий объем КВЗрП, и только у 6 % и 2 % студентов отмечаются низкий и ниже среднего объем КВЗрП. Тогда как слуховая вербальная память более развита только у 16 %, у большинства студентов (30 %) отмечается средний объем КВСлП. Эти результаты соответствуют тому, что зрительная память у человека более развита, чем слуховая, так как основная информация из окружающей среды поступает именно через зрительный анализатор.

Рисунок 2 - Распределение студентов по уровню объема кратковременной вербальной памяти (в %)

Изучение взаимосвязи объема кратковременной вербальной памяти и психоэмоционального состояния выявило, что среди студентов со средним уровнем СТ отмечается наибольшее количество студентов с высоким и выше среднего объемом КВСлП (43 %) и КВЗрП (90 %). Студентов с низким и ниже среднего объемом КВЗрП в данной группе студентов не наблюдается (рис. 3 и 4). Более половины студентов (57 %) с низким уровнем СТ имеют объем КВСлП низкий и ниже среднего, среди студентов с высокой СТ - до 39 %. Также отмечается снижение объема КВЗрП у лиц с низким и высоким уровнем СТ (у 20 % и 12 % студентов соответственно).

Наибольшее количество студентов с высоким и выше среднего объемом кратковременной слуховой и зрительной памяти встречается среди студентов с высоким уровнем ЛТ. Среди студентов со средним уровнем ЛТ наблюдается больше лиц с низким и ниже среднего объемом КВСлП и КВЗрП.

средний

средний

1НН 34 39

43 30 27

29 14 57

38 32 30

1

28 28 44

"Г"

0% 20% 40% 60% 30% 100%

и высокий и выше среднего Передний У низкий и ниже среднего

Рисунок 3 - Распределение студентов по объему кратковременной слуховой памяти (КВСлП) в зависимости от уровня ситуативной и личностной тревожности (в %)

о% 20%

(высокий и выше среднего

высокий Ь средний низкий

_____ 60 28 12

90 10

40 40 20

высокий 1- средний

73 21,5 15,5

64 21 14

40% 60% 30% 100%

(средний и низкий и ниже среднего

Рисунок 4 - Распределение студентов по объему кратковременной зрительной памяти (КВЗрП) в зависимости от уровня ситуативной и личностной тревожности (в %)

Проведение корреляционной связи по Пирсону выявило слабую положительную связь между уровнем ЛТ и слуховой памятью (г=0,32).

Исследование объема кратковременной вербальной памяти и психоэмоционального состояния студентов позволяют предположить, что низкий и высокий уровень СТ снижают объем кратковременной вербальной памяти. Средний уровень СТ способствует увеличению объема

кратковременной памяти. И наоборот, высокий уровень ЛТ способствует повышению объема кратковременной как слуховой, так и зрительной памяти.

Результаты изучения свойств внимания у студентов выявили, что у большинства студентов отмечается средний объем внимания (у 74,5 %), средний уровень распределения внимания (у 78 %) и высокий и выше среднего уровень переключаемости внимания (у 53 %) (рис. 5).

объем Енимания распределение переклгачаемость

енимания внимания

Ннизкий Передний У высокий

Рисунок 5 - Распределение студентов по свойствам внимания (в %)

Результаты исследования психоэмоционального состояния показали, что уровень психоэмоциональной устойчивости оказывает влияние в основном на объем и переключаемость внимания. Так, большинство студентов с высоким уровнем нейротизма обладают высоким объемом и высокой переключаемостью внимания (71 % и 67 % студентов соответственно). Тогда как у лиц с низким и средним уровнем нейротизма количество студентов с разным объемом и пере-ключаемостью внимания практически не отличается.

Исследование свойств внимания в группах с различным уровнем ситуативной тревожности показало, что среди студентов независимо от уровня СТ преобладают лица со средним уровнем объема и распределения внимания (рис. 6). Распределение и объем внимания не имеют достоверных различий у студентов с разным уровнем СТ. Большее количество студентов с высоким уровнем переключаемости внимания отмечается среди студентов со средним и высоким уровнем СТ (61 % и 50 % соответственно). В группе с низким уровнем СТ количество лиц с высоким уровнем переключаемости внимания снижается в 2 раза по сравнению с группой с высоким уровнем СТ. Проведение корреляционной связи между уровнем СТ и свойствами внимания обнаружило слабое влияние СТ на переключаемость внимания (г=0,2). Взаимосвязь СТ с объемом и распределением внимания не обнаружена.

По результатам распределения свойств внимания в зависимости от уровня ЛТ, в группе студентов со средним уровнем ЛТ наблюдается наибольшее количество лиц с высоким объемом внимания (76 %) (рис. 7), а в группе с высоким уровнем ЛТ количество лиц с высоким объемом внимания снижается более чем в 2 раза (до 27 %). Результаты распределения внимания показали, что в обеих группах преобладают лица со средним уровнем распределения внимания. При этом лица с высоким уровнем распределения внимания практически не встречаются. Высокий уровень переключаемости внимания отмечается группе с высоким уровнем ЛТ (50 %). Проведение корреляции между ЛТ и свойствами внимания обнаружило умеренную положительную связь с переключаемостью внимания (г=0,31).

Полученные результаты указывают на то, что уровень ЛТ оказывает влияние на объем и переключаемость внимания.

Еысокая СТ

средняя СТ

высокая СТ средняя СТ низкая СТ высокая СТ средняя СТ

1 1 1 1 1 1

_ 34 15

50

1 1 1 1 1

Á 1П

29 10

25 ж ^^яШ

_81_ j i 19

\

с | 19

J

75 j 25

23 77

23 71

25 75

1 1 1 1 1

0% 20% 40% 60%

Н высокий, выше среднего Нсредний

переключаемость внимания

распределение внимания

объем внимания

во% 100%

низкий, ниже среднего

Рисунок 6 - Распределение свойств внимания в группах с различным уровнем ситуативной тревожности (в %)

высокая ЛТ

средняя ЛТ

Еысокая ЛТ

средняя ЛТ (I

еысокая ЛТ

средняя ЛТ

50 32 12

12 29 59

3 j L i 1S

j 24

27 73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

76 А л

1 1 1 1

переключаемость

распределение внимания

объем

20 40 60

высокий, выше среднего ■ средний

00 100 В низкий, ниже среднего

Рисунок 7 - Распределение свойств внимания в группах с различным уровнем личностной тревожности (в %)

Заключение.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что психоэмоциональное состояние оказывает большее влияние на переключаемость внимания и на объем памяти. Повышение психоэмоционального напряжения приводит к увеличению переключаемости внимания. Как известно, переключаемость внимания зависит от подвижности нервных процессов и лабильности нервной системы. Возможно, при психоэмоциональном напряжении, сопровождающемся повышенной тревожностью, происходит увеличение подвижности нервных процессов, которая и приводит к повышению переключаемости внимания. Влияние психоэмоционального напряжения на объем памяти неоднозначно. Высокий уровень СТ приводит к снижению объема памяти, а высокий уровень ЛТ приводит к повышению объема памяти. Известно, что при любом

физическом и эмоциональном стрессе функциональная активность головного мозга усиливается [S]. И высокий уровень ЛТ, наблюдаемый у студентов, возможно оказывает мобилизиру-ющее активирующее влияние на ЦНС, способствуя более быстрому и качественному образованию новых нейронных связей. Повышение уровня СТ тормозит активность головного мозга снижая емкость оперативной кратковременной памяти.

Литература

1. Николаева, E.H. Психофизиологические особенности адаптации студентов нри обучении в вузе в условиях Севера : дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / E.H. Николаева. - Якутск, 2006. - 112 с.

2. Долганина, O.A. Влияние уровня тревожности на характеристики памяти, внимания и восприятия / O.A. Долганина // II Региональная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Гуманитарные науки в современном обществе: педагогика, психология и социология» : сборник материалов [Электронный ресурс]. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2011. - Режим доступа: http://elib. sfu-kras.ru/handle/2311/20701

3. Муравьева, И.В. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у российских и иностранных студентов нри адаптации к условиям обучения в вузе : дисс.. канд. биол. наук / И.В. Муравьева. - Астрахань, 2014. - 17S с.

4. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство но психологической диагностике / А.В. Батаршев. - Санкт-Петербург : Речь, 200S. - С. 44-49.

5. Фомина, Е.В. Влияние стресса на когнитивные способности здорового челоаека: нейрофизиологические аспекты / Е.В. Фомина, Е.С. Оленко, А.И. Кодочигова, Д.Ю. Филиппов // Психосоматические и интегративные исследования. - 2019. - Т. S, № 4.

References

1. Nikolaeva, E.N. Psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii studentov pri obuchenii v vuze v usloviyah Severa : Dis. ... kand. biol. nauk : 03.00.13 / E.N. Nikolaeva. - YAkutsk, 2006. - 112 s.

2. Dolganina, O.A. Vliyanie urovnya trevozhnosti na harakteristiki pamyati, vnimaniya i vospriyatiya / O.A. Dolganina // II Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya studentov i molodyh uchenyh «Gumanitarnye nauki v sovremennom obshchestve: pedagogika, psihologiya i sociologiya» : sbornik materialov [Elektronnyj resurs]. - Krasnoyarsk : Sibirskij federal'nyj un-t, 2011. - Rezhim dostupa: http://elib.sfu-kras.ru/ handle/2311/20701

3. Murav'eva, I.V. Osobennosti funkcional'nogo sostoyaniya central'noj nervnoj sistemy u rossijskih i inostrannyh studentov pri adaptacii k usloviyam obucheniya v vuze : diss.. kand. biol. nauk / I.V. Murav'eva. -Astrahan', 2014. - 17S s.

4. Batarshev, A.V. Bazovye psihologicheskie svojstva i samoopredelenie lichnosti: Prakticheskoe rukovodstvo po psihologicheskoj diagnostike / A.V. Batarshev. - Sankt-Peterburg : Rech', 200S. - S.44-49.

5. Fomina, E.V. Vliyanie stressa na kognitivnye sposobnosti zdorovogo cheloaeka: nejrofiziologicheskie aspekty / E.V. Fomina, E.S. Olenko, A.I. Kodochigova, D.YU. Filippov // Psihosomaticheskie i integrativnye issledovaniya. - 2019. - T. S, № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.