Научная статья на тему 'Оценка ключевых социально-экономических последствий миграции человеческого ресурса'

Оценка ключевых социально-экономических последствий миграции человеческого ресурса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / миграционные процессы / миграционный прирост / человеческий ресурс / отрицательные последствия миграции / социальные риски миграции / migration / migration processes / migration increase / human resource / negative consequences of migration / social risks of migration

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталья Валентиновна Моджина, Урал Рамазанович Мусин, Динара Дамировна Еникеева

В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные последствия миграции человеческого ресурса. Использование статистического метода исследования позволяет дать оценку последствий миграции в российской экономике. Определяются основные социальные риски миграции, обусловленные политическими и социально-экономическими причинами. Оценка последствий социальных рисков миграции позволяет сделать вывод о необходимости реализации миграционной политики, связанной с нивелированием отрицательных последствий и усилением положительных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Наталья Валентиновна Моджина, Урал Рамазанович Мусин, Динара Дамировна Еникеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the key socio-economic effects of human resource migration

This article discusses the positive and negative effects of the migration of a human resource. The use of a statistical research method makes it possible to assess the consequences of migration in the Russian economy. The main social risks of migration are determined by political and socio-economic reasons. Evaluation of the consequences of social risks of migration leads to the conclusion about the need to implement migration policies related to leveling negative effects and strengthening positive ones.

Текст научной работы на тему «Оценка ключевых социально-экономических последствий миграции человеческого ресурса»

Оценка ключевых социально-экономических последствий миграции человеческого

ресурса

Assessing the key socio-economic effects of human resource migration

Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ VI ЖУРНАЛ

УДК 314.728 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15058

Статья представляет результаты исследования по проекту № 17-02-00425-ОГН,

получившего поддержку РФФИ Наталья Валентиновна Моджина, кандидат философских наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Башкирского государственного университета

Урал Рамазанович Мусин, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Башкирского государственного университета

Динара Дамировна Еникеева, младший научный сотрудник Института стратегических исследований Республики Башкортостан

Natalya V. Modzhina,

candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Project Management and Marketing, Bashkir State University Ural R. Musin,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of project management and marketing of the Bashkir state university

Dinara D. Enikeeva, junior Researcher, Institute of Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan Аннотация. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные последствия миграции человеческого ресурса. Использование статистического метода исследования позволяет дать оценку последствий миграции в российской экономике. Определяются основные социальные риски миграции, обусловленные политическими и

социально-экономическими причинами. Оценка последствий социальных рисков миграции позволяет сделать вывод о необходимости реализации миграционной политики, связанной с нивелированием отрицательных последствий и усилением положительных. Summary. This article discusses the positive and negative effects of the migration of a human resource. The use of a statistical research method makes it possible to assess the consequences of migration in the Russian economy. The main social risks of migration are determined by political and socio-economic reasons. Evaluation of the consequences of social risks of migration leads to the conclusion about the need to implement migration policies related to leveling negative effects and strengthening positive ones.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, миграционный прирост, человеческий ресурс, отрицательные последствия миграции, социальные риски миграции. Key words: migration, migration processes, migration increase, human resource, negative consequences of migration, social risks of migration.

В современных условиях миграционная ситуация в Российской Федерации носит признаки стабилизации, что подтверждается коэффициентом миграционного прироста на 10 тысяч человек населения, которая в последние три года варьируется на незначительную величину. При рассмотрении на более длительный период (2011-2017гг.) сохраняется тенденция сокращения данного коэффициента на 4,53 пункта, что в абсолютном выражении составляет 58094 человека. Однако в большинстве регионах России наблюдается противоположная ситуация, например, в Республике Башкортостан -миграционный прирост характеризуется отрицательной величиной с динамикой на увеличение миграционного оттока с 2013 года.

30

22 39

' 21 2С,62

20 10 0 -10 -20 -30

_ LS-73 16.76 17.В6

I I. I I I

I 1 " I "I "I

-14,56 ™

-1Е,1

■ Российская Федерация, всего Республика Башкортостан

■ Республика Башкортостан

Рисунок 1 - Коэффициенты миграционного прироста (убыли) в Российской Федерации и Республики Башкортостан за2011-201б года Источник: рисунок сделан автором на основе [2] и [9].

Стабилизация миграционных процессов в стране может быть подвержена внутренним и внешним угрозам, в том числе и социальным рискам. В результате этого необходим постоянный мониторинг данных угроз и рисков.

Основными причинами возникновения социальных рисков являются:

- политические, связанные с военными действиями в стране, что приводит к росту потоков беженцев и вынужденных переселенцев;

- социально-экономические, характеризуемые ухудшением экономической ситуации в стране, падением доходов населения, которые приводят к увеличению числа желающих покинуть свои страны.

Для регулирования миграционных потоков страны вводят законодательные ограничения, препятствуя миграционным процессам. Однако большинство стран находят понимание в политики наименьшего сопротивления миграционным процессам -адекватная интеграция. В понятие «адекватная» нами понимается, когда государство, применяя «закон лояльности» сохраняет свою идентичность, формирует значительную культурную дистанцию между иммигрантами и принимающим обществом.

Как и любое социальное явление, миграция имеет как отрицательные, так и положительные последствия для страны. Положительные последствия связаны с улучшением показателей миграционной активности и экономическим эффектом притока трудовых ресурсов в страну: снижение издержек для работодателей, отсутствие необходимости обеспечивать иностранных граждан пенсиями и пособиями и т. д. Но, на наш взгляд, эти преимущества краткосрочного характера перерастают в будущем в структурные социальные проблемы. Наиболее серьезными для общества и государства являются отрицательные последствия, выражающиеся в превращении уже в риск миграционных процессов [10]. Социальные риски от миграционных потоков необходимо разделить на следующие группы:

1) Культурно-этнический риск или риск потери идентичности, связан с изменением этнической картины территории. Изменение этнической структуры населения страны, вызванное массовой иммиграцией, порождает глубокую и продолжительную социальную трансформацию. Страна постепенно теряет свою идентичность. Происходят ассимиляционные процессы, сопровождающиеся сменой культурных, ценностных и иных цивилизационных компонентов общества. В России происходит замещение коренного славянского населения мигрантами [10, С.49-54]. Данный процесс имеет демографический перекос, сопровождающийся ростом исламского радикализма среди мигрантов и ее распространение на принимающей территории. Данные социальные риски внутренний

характер и являются самыми существенными и поражающими (деморализующими) государственность изнутри.

Рассмотрим динамику изменения численности русского населения страны за период 1970-2010 гг. (таблица 1) [13].

Таблица 1 - Численность населения, распределение по национальности согласно переписи населения

Показатели 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 т.

Всего население, млн. чел. 130 13" 4 147.0 145.2 142,86

В том числе русских, млн. чел. 107.7 113,5 119.9 115.9 111,02

В том числе русских. % от общего населения 82,8 82.6 81,5 79,8 80,9

Снижение доли русского населения связано с более низкой рождаемостью среди этнических русских по сравнению с большинством других народов России. В регионах России по данным переписи 2010 года доля русских среди детей до 5 лет была на 1,6 % ниже, чем доля русских среди всех возрастных групп — 79,3 % против 80,9 %. При сохранении подобной ситуации доля русских в общей структуре в России будет последовательно снижаться [13].

В связи с этим необходимо рассмотреть динамику международных миграционных потоков в РФ (рисунок 2). Наибольшее число мигрантов приходится на страны СНГ (89% общего числа мигрантов). Данная ситуация с одной стороны демонстрирует тесные связи между нациями, когда-то находящимися в одной стране. С другой стороны, приток мигрантов со стран СНГ могут нести в себе значительные риски для РФ.

500000 500000 400000 300000 200000

О I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2007 2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014 201Б 2016 2017 /з СНГ из стран лаль-его зарубежья

Рисунок 2 - Динамика миграционного потока в РФ Источник: рисунок составлен автором на основе [2].

Необходимо отметить, что влияние миграции на трансформацию этнографической структуры страны может быть значительной из-за роста доли неофициальных мигрантов. Одним из факторов культурной дерусификации является радикальная трансформация рынка продуктов и услуг в сфере общественного питания [4]. Так, по мере увеличения доли иммигрантов в российском обществе и роста их присутствия в сфере торговли и общественного питания происходит, с одной стороны, изменение ассортимента, с другой - формирование нетипичной для России продовольственной инфраструктуры и пищевых практик. Во многих российских городах традиционные блюда вытесняются восточными «аналогами». На Дальнем Востоке России ситуация характеризуется значительным перекосом ассортимента сферы питания в пользу китайской и японской кухни. К сожалению, кулинарное разнообразие, появившееся в результате массовой иммиграции, не дополняет, а скорее замещает традиционную отечественную кулинарную культуру. До нашего времени сохранилась лишь половина традиционных рецептов. Что требует возрождения собственной кухни и ее популяризации.

Фактически за годы интенсивной иммиграции некоторые сферы российской экономики, включая торговлю, приобрели подчеркнуто миграционный характер. Общеизвестно, что оптовая и розничная торговля относится к числу наиболее привычных и привлекательных для мигрантов сфер применения труда. Причем уже многие годы объекты торговли, связанные с реализацией продуктов питания, привлекают мигрантов не только в качестве наемного персонала, но также в качестве собственников бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли. С одной стороны расширения ареала заселения

пустующих или малоразвитый территорий страны приезжими мигрантами, желающими создать свой бизнес, способствует созданию новых рабочих мест, что положительно скажется для местного рынка труда.

2) Риск повышения национальной и расовой нетерпимости, который сформировался как отрицательное отношение к мигрантам. Состояние нетолерантности к мигрантам является благоприятной почвой для «вызревания» националистических движений и волнений, которые наблюдаются на территории соседнего государства.

Для светского, плюралистичного и многоконфессионного государства как Россия, данный риск на территории страны очень высок, так как появление одной (или нескольких) этноанклав, формируют свое мировоззрение в чужой среде. В связи с этим возникает риск «невключенности», т.е. не ассимиляции мигрантов в российское общество.

По причине сегрегации и социальной оторванности сами того не замечая мигранты могут быть втянутыми в террористические организации и стать «мишенью» для экстремистских деятелей и локальных групп, разжигающих национальную и религиозную вражду. Это особо касается мигрантов из стран СНГ, групп так называемого «южного направления», а также Центральной и Восточной Азии, где религиозный экстремизм вырос с 1990 годов за последние 20 лет в несколько раз. Так, в России в три раза выросло число осужденных по антиэкстремистской статье УК 282, с 137 человек в 2011 году до 414 - в 2015-м [3].

3) Криминогенные и виктимологические риски, характеризуются повышением преступности в приграничных территориях и в крупных городах России. Вместе с въезжающими мигрантами, появляются не только новые традиции, нормы поведения, этикета, но и новые «модели хозяйствования», основанные на националистических, этнических законах, которые имеют потенциал анклавизации, с созданием независимых, самодостаточных, теневых и коррупционированных социальных систем создающих криминогенную обстановку с вовлечением местного населения в свою «буферную» среду [1].

Выделяются следующие виктимологические риски, связанные с миграцией:

- прием нелегальных мигрантов порой приводит, например, к преступлениям на почве трудовых и межличностных отношений мигрантов и их наемников, преступлением против граждан из корыстных побуждений;

- связанные с преступлениями нелегальных мигрантов, против иностранных граждан и лиц без гражданства;

- угрожающие жизненным интересам или собственности нелегальных мигрантов» [1,С.57-62].

Последствия данных рисков от миграционных процессов накладывают на население целых регионов России этническую полярность, обостряя межнациональную и межэтническую напряженность.

Криминогенные риски имеют двойную направленность, с одной стороны в России отмечается рост не только преступлений, совершенных мигрантами, но и в отношении их самих (+17,5%, 2456, всего - 16 476) [6].

С другой, по оценке МВД РФ за период с января по сентябрь 2018 года «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 30,4 тыс. преступлений, что на 3,9% меньше, чем за январь -сентябрь 2017 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ - 27,1 тыс. преступлений (-3,2%), их удельный вес составил 89,1%. [8;12].

Таким образом, в России наблюдается снижение общее количество совершенных преступлений иностранными мигрантами, но растет число преступлений террористического характера и экстремисткой направленности.

4) Риск обострения эпидемиологической ситуации. Данной проблеме пока уделяется недостаточно внимания со стороны государства, отсутствие соответствующей системы тест-проверки въезжающих на предмет инфекционных и иных редких заболевания. Необходимо отметить, что иммиграционные потоки исходят из стран с тяжелой санитарной и социально-экономической обстановкой, которая увеличивает риск появления различных заболеваний у местного населения. Исходя из показателей заболеваемости выявлены более высокие цифры среди иностранных граждан по сравнению с местным населением страны в отношении туберкулеза и более низкие при ВИЧ-инфекции [5;4; 11]. Подобная картина показателей заболеваемости среди иностранцев имеет место и в РБ [14].

5) Риск денежного оттока из России, представленные данные по переводу денежных средств на рисунке 3 характеризуют значимость данного фактора. Значительная часть вывозимых денежных средств мигрантами покидают Россию неофициальным путем, что увеличивает криминогенность в данной сфере. И многие мигранты перевозят их лично либо передают через третьих лиц [4, С.28].

Рисунок 3 - Сумма трансграничных переводов физических лиц из РФ в

Китай. Грузию и страны СНГ Источник: рисунок составлен автором на основе [15].

6) Риск увеличения нагрузки на консолидированный бюджет РФ. Данный вид риска проявляется в нескольких направлениях:

- в сфере образования;

- в сфере здравоохранения;

- в сфере социального обеспечения.

Из указанных направлений социальных расходов бюджета мигранты проявляют интерес к получению социальных пособий, пенсий.

7) Риск урбанизации. Основными причинами данного процесса являются низкие доходы сельского населения, непривлекательные уровни заработных плат в сельском хозяйстве, сокращения социальных объектов в сельской местности. На рисунке 4 отражена динамика миграционного прироста и убыли городского и сельского населения, которая характеризует неблагоприятную тенденцию для сельских территорий. Коренные изменения в данном направлении связаны с принятой стратегией пространственного развития России и при полноценной её реализации.

600000 500000 400000 300000 200000 100000 о

-100000 -200000 -300000

1

1

1 13 1 14 4)15 2016 4)17

I Сельская местность ■ Городская местность

Рисунок 4 - Динамика миграционного прироста (убыли) в РФ за 20132017 гг.

Источник: рисунок составлен автором на основе [2].

Таким образом, миграционные процессы носят противоречивый характер, и связанные с ним социальные риски усиливаются.

Среди положительных последствий миграции необходимо выделить следующие аспекты:

1) решают проблему нехватки трудовых ресурсов на территории страны, в особенности высококвалифицированных специалистов;

2) бережливость, неприхотливость к условиям и трудолюбие мигрантов низкоквалифицированных категорий, что позволяет сокращать дефицит рабочей силы на местах;

3) привносят в нашу культуру позитивные ценности, традиции, обычаи, новые идеи, новые модели поведения мигранты, что дополняет нашу культуры элементами новых компонентов из своих этносов;

4) улучшают демографическую ситуацию в стране.

В тоже время необходимо учитывать опыт зарубежных стран в области регулирования миграционных процессов. Пример миграционного кризиса в Европейском союзе показывает, что и отрицательные последствия данного социального явления очень высоки. В этой связи Российской Федерации необходимо более взвешенно принимать решения в области миграционной политики. Необходимо актуализировать миграционное регулирование мероприятиями в области снижения социальных рисков, учитывая и усиливая положительные последствия миграционных процессов.

Московский экономический журнал №5(2) 2018 Список литературы

1. Бормотова Т.М. Виктимологические риски нелегальной миграции: социальные факторы // Социальная политика и социология. Изд. РГСУ., М.: Т. 16. № 5(124). 2017. С.57-62. https://elibrary.ru/item.asp?id=32336564

2. Демографический ежегодник России.2017: Стат. сб/Росстат.- М., 2017. - 263 с.

3. Доклад Экспертов Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) «Борьба с экстремизмом в современной России: правоприменительная практика» // https://www.gazeta.ru/politics/2016/05/04_a_8211929.shtml (Дата обращения 23.11.2018).

4. Доклад Института национальной стратегии «Социальные риски иммиграции - Режим доступа: https://www.instrategy.ru/pdf/246.pdf (Дата обращения 04.12.2018)

5. Здоровье население и деятельность медицинских организаций Республики Башкортостан в 2016 году. Изд. ГБУЗ РБ «Медицинский информационно-аналитический центр» // http://miac-гЬ.т^Ь0гшЫ/Сборник%20МИАЦ%200сновные%20показатели%202016^^Дата обращения 24.11.2018)

6. Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 год. М., 2015.

7. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70088244/#ixzz5WeYQEmRn (Дата обращения 25.10.2018).

8. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь -сентябрь 2018 года //https://мвд.рф/reports/item/14696015/ (Дата обращения 23.11.2018).

9. Миграция населения в Республике Башкортостан: статистический сборник. В 2 ч. Ч. 1 /Башкортостанстат. - Уфа. 2017. - 189 с.

10. Моджина Н.В. Иммиграция в Россию как долговременный вызов и социальные риски // Человек. Общество. Образование: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, БГМУ, 16 мая 2018 г.) / отв. ред. К.В. Храмова. - Уфа: НИЦ «НИКА», 2018. - С.49-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Нечаева О.Б., Казанец И.Э., Сергеев Б.И. Влияние миграционных процессов на эпидемическую ситуацию по туберкулезу и ВИЧ-инфекции в России// Туберкулез, Издательство: Нью Терра, М.; № 8, 2015. С.4-10.

12. Оценка ГУВМ МВД России (ФМС России): https://гувм.мвд.рф/upload/site1/document_file/Itogovyy_doklad_na_19.02.16.pdf

13. Сколько русских в России или почему молчит Росстат? http://newsland.com/user/4296736182/content/skolko-msskikh-v-rossii-ili-pochemu-molchit-rosstat/4213121(Дата обращения 24.11.2018)

14. Социально значимые заболевания населения России в 2017 году (Статистические материалы) Министерство здравоохранения Российской Федерации Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России // https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsюnnye-materialy/statisticheskiy-sbomik-2017-god (Дата обращения 24.11.2018)

15. Трансграничные переводы физических лиц: статистические данные - Режим доступа: www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (Дата обращения 04.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.