России. - М., 2001.
5. Мельниченко Г. А. Заболевания щитовидной железы /Г. А. Мельниченко, П. С. Ветшев. - М., 1996. - 46 с.
6. Особенности артериальной гипертонии при гипотиреозе. В кн. Актуальные проблемы современной эндокринологии /Г. Н. Варварина, Н. Н. Боровков, А. А. Шутова, А. В. Казаков. - СПб., 2000. - С. 278.
7. Пачес А. И. Рак щитовидной железы: 2-е изд. /А. И. Пачес, P. M. Пропп. - М.: Медицина, 1995. - 320 с.
8. Elimination of Iodine Deficiency Disorders in
Central and Eastern Europe, the Commonwealth of Independent States, and the Baltic States /F. Delange, A. Robertson, E. McLoughney et al. // Geneva: WHO, WHO/Euro/NUT, 1998. - P. 1 - 168.
9. Gorlin J. B. Thyroid cancer in childhood /J. B. Gorlin, E. S. Sallan //Endocrinol Metab. Clin. North. Amer. - 1990. - V. 19. - P. 649.
10. Gutekunst R. Goitre epidemiology: Thyroid volume, iodine excretion, thyroglobulin and thyrotropin in Gemany and Sweden /R. Gutekunst, H. Smolarek, U. Hasenpuch //Acta Endocrinol. - 2006. - V. 112. -P. 494 - 501.
Поступила 15.06.10
A. S. Masadykov, T. K. Rakhypbekov, T. A. Adylkhanov, A. M. Musin
SOCIO-SIGNIFICANT COMPLICATIONS ASSOCIATED WITH POSTOPERATIVE HYPOTHYROIDISM AT SEMEY REGION PATIENTS
Goal- to determine the frequency of major complications development associated with a reduction of thyroid status at patients undergoing surgical treatment of thyroid diseases and the need for them in therapy. The study of long-term results and complications at 295 patients, who underwent operative treatment for nodular thyroid pathology was conducted. The high prevalence of arterial hypertension, hypercholesterolemia, coronary heart disease and osteopenic syndrome was revealed. It is concluded that the medical and social significance of postoperative complications of hypothyroidism exceeds significance of surgical thyroid pathology.
д. С. Масадьщов, Т. К. Рахыпбеков, Т. А. ддшханов, А. М. Мусин
СЕМЕЙ 6ЩР1НДЕГ1 НАУКАСТАРДАРЫ ОПЕРАЦИЯДАН КЕЙ1НГ1 ГИПОТИРЕОЗРА БАЙЛАНЫСТЫ дЛЕУМЕТТ1К МАЦЫЗДЫ АСКЫНУЛАР
Макаланыч максаты - калканша без обырына шалдырып, операция жасалран наукастардары тиреоидты статустыч тeмендеуiмен сэйкес келген непзп аскынулар жишНн аныктау жэне оларды емдеудщ кажеттшИ. Калканша бездщ тYЙiндi патологиясы бойынша операция жасалран 295 наукаска алшак нэтижелер мен аскынулары бойынша зерттеу жYргiзiлдi. Артериалды гипертензия, гиперхолестеринемия, жYректiч ишемиялык аурулары жэне остеопениялык белплердщ кеч таралраны аныкталды. Операциядан кейшп гипотиреоз аскынуларыныч медико-элеуметтiк мэнi мен хирургиялык тиреоидты патологияныч тiкелей мачыздылыры туралы корытынды жасалды.
А.Т. Такирова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ПОДРОСТКОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ
Кафедра общей врачебной практики с курсами фтизиатрии, психиатрии, акушерства и гинекологии, дерматовенерологии и инфекционных болезней ФНПР КГМУ (Караганда)
Сахарный диабет (СД) I типа у детей и подростков является важной медико-социальной проблемой клинической медицины как всего мира, так и Казахстана [2, 3, 6]. Актуальность проблемы объясняется высокой распространенностью и растущей заболеваемостью СД I типа в детской популяции, развитием ранней инвалиди-зации из-за возникновения тяжелых, нередко опасных для жизни проявлений болезни: кето-ацидотическая, гипогликемическая комы, сосудистые нарушения, энцефалопатии, микроангиопа-тии, ретинопатии, кардиопатии, нейропатии, нефропатии, гастропатии [3, 6, 8, 12, 15].
Несмотря на социальную значимость проблемы СД у детей, закономерности формирования инвалидности у данного контингента недостаточно изучены. Практически отсутствуют исследования по изучению качества жизни детей-инвалидов и подростков. Не разработаны адекватные реабилитационные программы по профилактике ранних осложнений, способствующих замедлению прогрессирования процесса на их доклинических стадиях [1, 4, 5, 8]. В настоящее время в мире все больше внимания уделяется изучению качества жизни (КЖ), о чем свидетельствует ежегодное увеличение числа подобных исследований [7, 9, 10, 11, 13, 14]. Разработка критерия КЖ сделала возможным учет субъективного мнения человека о своем благополучии (физическом, психическом, эмоциональном и пр.), что следует отнести к знаменательным научным событиям ХХ века [16, 17, 18]. Многие специалисты из разных стран едины во мнении, что показатель КЖ является достоверным критерием оценки здоровья ребенка и эффективности применяемых медицинских технологий. Основываясь на субъективном восприятии самого ребенка и его родителей, оценка КЖ является весьма чувствительным и информативным
методом, чего не позволяют сделать чисто клинические методы.
Цель исследования - оценка качества жизни у детей-инвалидов и подростков с сахарным диабетом I типа в процессе реабилитации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Объектом исследования явились 109 детей -инвалидов вследствие СД I типа, находящихся на диспансерном учете в условиях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Дети-инвалиды проходили освидетельствование в педиатрическом отделе медико-социальной экспертизы Департамента Министерства труда и социальной защиты населения по Карагандинской области. По состоянию здоровья детей распределили на группы здоровья. К III группе относились дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. К IV группе относились дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма. К V группе относились больные дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма (Приказ МЗ РК №794 от 26.11.2009 г. «Об утверждении Правил оказания первичной медико-санитарной помощи и прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи»). В процессе динамического наблюдения детей-инвалидов и подростков осматривали в следующие сроки: 6 мес., 1 г., 3 г. Заполнялась индивидуальная карта в процессе реабилитации. Качество жизни оценивали с использованием специальных опросников PedsQL 4.0. и MOS-SF-36.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Изучены возможности использования КЖ как критерия комплексной оценки состояния здоровья детей. С этой целью было проведено сравнение результатов оценки КЖ детей различных групп здоровья - I, II группы - здоровые дети (n=65), III группа - дети с СД I типа в стадии компенсации (n=1), IV группа - дети с СД I типа в стадии субкомпенсации (n=15) и V группа -
дети с СД I типа в стадии декомпенсации (n=39). Исследование показало, что КЖ детей I и II групп здоровья не имело отличий ни по одному из компонентов (р>0,05). Детей с наличием СД I типа в стадии декомпенсации (V группа здоровья) от здоровых детей отличал лишь более низкий уровень физического функционирования (р<0,05). При СД I типа с осложнениями происходило выраженное снижение всех аспектов КЖ не только по сравнению со здоровыми детьми, но и детьми с хронической патологией в периоде ремиссии (р<0,01) (табл. 1).
В то же время нами было установлено, что V группа здоровья неоднородна по параметрам КЖ: ряд морфофункциональных отклонений не оказывал существенного влияния на этот показатель, в то время как другие значимо снижали уровень всех аспектов КЖ детей. Учитывая полученные результаты, было осуществлено сравнение КЖ детей V группы здоровья, имеющих отклонения, с параметрами КЖ детей III группы здоровья, имеющих СД I типа, стадию компенсации. Сравнение показало, что уровень КЖ первых оказался достоверно ниже, чем вторых по всем компонентам (р<0,05), в первую очередь, значениям эмоционального и школьного видов функционирования. Таким образом, исследование показало, что КЖ детей с СД I типа в стадии компенсации может быть лучше, чем детей с осложнениями СД I типа в стадиях субкомпенсации и декомпенсации. Это свидетельствует о необходимости пересмотра методики комплексной оценки состояния здоровья детей и включении в нее показателя КЖ как одного из критериев.
Возможны 2 варианта решения поставленной проблемы: дополнение традиционных медицинских групп здоровья группами здоровья по критерию КЖ или корректировка групп здоровья с учетом оценки КЖ. В последнем случае, возможно, необходимо разделение групп на подгруппы: например, ребенок со значениями уровня HbAlc - 7,6 ммоль/л будет относиться к IV группе, если ребенок, имеющий повышенный показатель уровня HbAlc (от 7,7 до 8,0 ммоль/л) по сравнению с первой, может быть отнесен к подгруппе
Таблица 1.
Сравнение параметров качества жизни школьников в зависимости от группы здоровья (по ответам детей)
Аспекты качества жизни Группа здоровья (М±а)
III IV V
Физическое функционирование (ФФ) 84,7±12,7 78,0±16,5* 68,6±17,3**
Эмоциональное функционирование (ЭФ) 74,1± 16,5 72,1±18,4 62,5±18,4**
Социальное функционирование (СФ) 87,2±13,8 86,2±14,4 74,2±12,0**
Школьное функционирование (ШФ) 73,5± 13,7 73,1±17,4 57,3±18,2**
Психосоциальное здоровье (ПСЗ) 78,3±14,7 77,1±16,7 64,7±19,5
Общий балл (ОБ) 79,6±11,0 77,5±13,5 66,2±15,3**
а-коэффициент Кронбаха (общий) 0,94 0,88 0,9
* р<0,05 между IV группой и III; ** р<0,01 между V группой и остальными
^а, и если уровень НЬА1с достигает от 8,1 до 9,0 ммоль/л, то он будет соотнесен к подгруппе ^б, что требует более пристального наблюдения, углубленного обследования. Кроме того, необходимо детальное изучение КЖ при различных мор-фофункциональных отклонениях и хронических заболеваниях с целью их дифференцировки по степени влияния на этот показатель.
Преимущества медицинской реабилитации детей с СД I типа в условиях дневного стационара было показано на основе оценки критерия КЖ. Проведенное сравнение результатов анкетирования больных до и после лечения в стационарах разного вида показало, что при поступлении уровень параметров КЖ не отличался (р>0,05). Через месяц после реабилитационных мероприятий и клинического улучшения у детей, пролеченных в условиях дневного стационара, отмечалось достоверное улучшение всех аспектов КЖ, особенно эмоционального и школьного (р<0,01). У детей, получивших лечение в круглосуточном стационаре, положительная динамика не была столь отчетливой (р>0,05), а уровень эмоционального функционирования даже имел тенденцию к снижению. В результате сравнительного анализа было установлено, что на момент повторного исследования общий уровень КЖ детей группы сравнения был достоверно ниже, чем детей, пролеченных с использованием стациона-розамещающих технологий, в основном, за счет таких видов функционирования, как эмоциональное, социальное и школьное (р<0,01).
Кроме того, была оценена эффективность реабилитационных мероприятий, включенных в программу реабилитации детей с СД I типа. Была проанализирована динамика КЖ 50 больных после курса основных мероприятий в условиях детской поликлиники, которая оказалась положительной по всем компонентам, особенно отчетливой по эмоциональному и школьному аспектам (р<0,05).
Таким образом, проведенное исследование позволило систематизировать методологические подходы к оценке КЖ у детей, определить возрастно-половые показатели этого критерия, выявить факторы, влияющие на КЖ, изучить особенности КЖ отдельных медико-социальных групп, представить возможности показателя для
применения в педиатрической науке и практике.
Суммарное значение КЖ детей и подростков с СД I типа (по результатам тестирования по шкале PedsQL Generic Core Scales) было приблизительно одинаковым и составило в среднем 73,043±1,24 балла. В возрастной группе 5-7 лет наиболее высокие показатели были получены по шкале «Здоровье и уровень активности» (81,25 балла), причем этот параметр получил максимальную оценку по сравнению с таковым в других группах. Во второй возрастной группе (8-12 лет) выше других аспектов КЖ было оценено социальное функционирование (85 баллов). Важно отметить, что и дети младшего возраста, и подростки также дали высокую оценку указанному аспекту (75 и 90 баллов соответственно), что свидетельствует о нормальном уровне общения детей со своими сверстниками. Однако при достаточно высоких цифрах социального функционирования жизнь в школе детьми 8-12 лет и подростками в подавляющем большинстве была оценена низко (59,25±5,029 балла). У 32 чел. (59%) это связано с частыми пропусками школьных занятий из-за плохого самочувствия или необходимости посетить врача/больницу, у 15 человек (28%) - с невнимательностью на уроках и/или ухудшением памяти. При сравнении результатов анкетирования детей и родителей были выявлены явные различия в оценках («proxy-problem» феномен): мамы подростков склонны к переоценке физического и эмоционального функционирования своих сыновей, тогда как большинство родителей оценили КЖ своих детей ниже, чем сами дети.
Также изучалась динамика показателей КЖ в процессе реабилитации. В табл. 2 представлены данные динамики различных показателей КЖ до реабилитации, в процессе реабилитации и через 3 г. после окончания курса реабилитации, полученные в результате опроса несовершеннолетних. Из табл. 2 видно, показатели всех шкал улучшались со временем на фоне реабилитационных мероприятий.
Как видно из табл. 2, получали ряд достоверных различий. Так, ФФ несовершеннолетних с ограниченными возможностями через три года после реабилитации было достоверно лучше (59,3±2,4), чем до реабилитации (р=0,039) и в процессе реабилитации (р=0,042). ЭФ через три
Таблица 2.
Средние показатели шкал в процессе реабилитации (по ответам несовершеннолетних)
Показатели качества жизни До реабилитации (n=109) В процессе реабилитации (n=109) Через 3 г. после реабилитации (n=109)
Физическое функционирование (ФФ) 52,2±2,5 55,7±2,3 59,3±2,4
Эмоциональное функционирование (ЭФ) 55,1±2,1 61,6± 1,9 69,5±1,8
Социальное функционирование (СФ) 48,8±1,9 54,3±1,7 59,9±1,7
Жизнь в школе (ЖШ) 49,7±1,7 52,3± 1,6 57,2±1,8
Психосоциальное функционирование (ПСФ) 51,2±1,7 56,1± 1,6 62,2±1,6
Суммарная шкала (СШ) 51,6±1,9 55,9±1,7 61,2±1,8
года после реабилитации (69,5±1,8) было достоверно лучше, чем до реабилитации (р<0,001) и достоверно лучше, чем в процессе проводимой реабилитации (р<0,001), при этом ЭФ также достоверно улучшалось уже сразу после окончания курса медицинской реабилитации (р=0,005). Анализ показал достоверное улучшение СФ через три года после окончания курса МР по сравнению с состоянием до начало курса (р<0,001) и состоянием сразу после окончания курса (р<0,001). Различие между СФ несовершеннолетних в первой и второй точках также было достоверным (р=0,016). ЖШ несовершеннолетних достоверно улучшалась к 3 г. после окончания курса МР по сравнению с показателями перед началом курса (р<0,001) и сразу после окончания его (р<0,001). Психосоциальное функционирование достоверно улучшалось сразу после окончания курса МР (р=0,008) и к 3 г. после окончания курса МР в сравнении с состоянием перед началом курса МР, а также и на момент его окончания (р<0,001 и р<0,001 соответственно).
Таким образом, согласно данным шкалы СШ, по оценкам самих несовершеннолетних их КЖ улучшалось со временем на фоне прохождения курса МР. После окончания курса МР КЖ несовершеннолетних было достоверно лучше, чем до курса МР (р=0,046). Через три года после окончания курса МР показатели КЖ несовершеннолетних были достоверно лучше исходных (р<0,001) и показателей сразу после окончания курса МР (р<0,001) .
В дальнейшем был проведен сравнительный анализ оценок КЖ, данных несовершеннолетними, с оценками, которые дали их родители. Показатели КЖ сравнивались на каждой точке исследования. Перед началом курса МР средние показатели КЖ по всем шкалам, выставленные родителями, превышали средние показатели, предложенные самими несовершеннолетними. В ходе исследования ФФ были обнаружены достоверные различия между показателями детей и их родителей (р=0,032), ЭФ (р=0,03), СФ (р=0,014),
ПСФ (р=0,017). Показатели шкалы ЖШ родителей также превышали данные этой шкалы несовершеннолетних, однако это различие достоверным не было. Таким образом, на основании данных шкалы СШ было продемонстрировано, что до начала курса МР родители несовершеннолетних с ограниченными возможностями оценивают КЖ своих детей достоверно выше, чем сами несовершеннолетние (р=0,015).
Сразу после окончания курса МР показатели КЖ несовершеннолетних по различным шкалам, предложенные их родителями, также были выше, чем показатели, выставленные самими несовершеннолетними. И на данном этапе анализ выявил достоверное различие для всех шкал: ФФ (р=0,04), ЭФ (р=0,005), СФ (р=0,023), ЖШ (р=0,016), ПСФ (р=0,005). В итоге сразу после окончания курса МСР родители оценивают КЖ своих детей достоверно выше, чем сами несовершеннолетние (р=0,009).
Через 3 г. после окончания курса МСР соотношение показателей КЖ несовершеннолетних, выставленных их родителями и самими детьми, в целом оставалось прежним, за исключением показателя ЭФ, который, по мнению несовершеннолетних, был выше (69,5±1,8) по сравнению с оценкой родителей (67,7±1,3). Также был выявлен ряд достоверных различий: ЭФ (р=0,007), СФ (р=0,018), ЖШ (р=0,029), ПСФ (р=0,009). Показатели ФФ, данные родителями, были выше, чем средние показатели, выставленные самими несовершеннолетними, но это различие достоверным не было. Таким образом, через три года после окончания курса МСР родители оценивали КЖ своих детей достоверно выше, чем сами несовершеннолетние (р=0,015).
По данным исследования, динамика показателей качества жизни по опроснику SF-36 у больных детей, страдающих СД I типа (п=55), в возрасте от 0-14 лет выглядит следующим образом: различия между величинами до лечения и через 6 мес. после лечения были достоверно статистически значимы (р<0,01). Через 12 мес., 3
Таблица 3.
Динамика показателей качества жизни согласно ответам детей по опроснику SF-36
Шкала Среднее арифметическое значение (стандартное отклонение)
до лечения через 6 мес. через 12 мес. через 3 года
Физическое функционирование 47,22±5,05 49,09±8,67 56,06± 2,13** 79,16±5,12*
Ролевое физическое функционирование 26,62±3,21 38,40±0,46* 63,94±3,35* 84,38±1,38*
Интенсивность боли 58,16±5,68 64,42±7,65 69,82± 7,04* 73,56±6,64*
Общее состояние здоровья 42,20±5,06 47,56±4,01 60,08±9,41 73,40±9,11*
Жизненная активность 39,91±5,85 52,20±1,80** 73,45±5,25** 79,25±6,46**
Социальное функционирование 47,08±6,64 49,68±1,76** 62,78±1,19** 75,66±5,25**
Ролевое эмоциональноефункционирование 43,12±7,18 55,07±3,29** 69,86±0,06** 81,06±2,28**
Психическое здоровье 32,5±4,22 57,98±1,45** 68,19±1,23** 88,12±3,15**
* р<0,01, ** р<0,001 до лечения и после реабилитации
г. после реабилитационных мероприятий, значения данного индекса увеличились по шкалам как физического, так и психологического компонента здоровья. Динамика показателей качества жизни по ответам детей опросника SF-36 представлена в табл. 3.
Таким образом, более значительное улучшение показателей физического и психологического компонентов здоровья отмечены в ответах родителей, дети которых страдают сахарным диабетом I типа по сравнению с ответами самих детей и педиатров, лечивших этих детей.
Таким образом, оценка составляющих качества жизни в различных фазах заболевания -эффективный способ контроля болезни, может служить основанием для коррекции программы реабилитации и позволяет добиться преемственности в ведении больного на различных этапах оказания медицинской помощи. Изучение параметров качества жизни у детей-инвалидов и подростков при сахарном диабете I типа помогает улучшить организацию профилактики и лечения, добиваясь нормализации всех сторон жизнедеятельности больного и вследствие этого достичь максимальной удовлетворенности от лечения. ЛИТЕРАТУРА
1. Альбицкий В. Ю. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей //Рос. пед. журн. - 2007. -№5. - С. 54 - 56.
2. Балаболкин М. И. Диабетология. - М., 2000. - 672 с.
3. Базарбекова Р. Б. Консенсус по лечению и профилактике сахарного диабета /Р. Б. Базарбе-кова, М. Е. Зельцер. - Алматы, 2010. - 15 с.
4. Байтурина А. Т. Влияние медико-биологических и социально-гигиенических факторов на качество жизни детей//Справочник педиатра. -2008. - №11. - С. 61 - 62.
5. Валиуллина С. А. Перспективные направления изучения качества жизни как критерия здоровья /С. А. Валиуллина, И. В. Винярская, В. В. Черников //Школа здоровья. - М., 2005. - Т. 4. -С. 20 - 29.
6. Дедов И. И. Сахарный диабет у детей и подростков. - М., 2002. - 291 с.
7. Добряков И. В. Психология семьи и больной
ребенок /И. В. Добряков, О. В. Защиринская. -СПб., 2007. - 400 с.
8. Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков /Под ред. Н. П. Ша-балова. - М., 2003. - 544 с.
9. Дедов И. И. Эпидемиология сахарного диабета /И. И. Дедов, Т. Е. Чазова, Ю. И. Сунцов. - М., 2003. - 68 с.
10. Лукьянова Е. М. Оценка качества жизни в педиатрии //Качественная клиническая практика. - 2002. - №4. - С. 34 - 42.
11. Новик А. А. Концепция исследования качества жизни в педиатрии /А. А. Новик, Т. И. Ионо-ва, Т. П. Никитина //Педиатрия. ■- 2002. - №6. -С. 83 - 88.
12. Новик А. А. Исследование качества жизни в медицине /А. А. Новик, Т. И. Ионова. - М: ГЭОТАР-МЕД., 2004. - 304 с.
13. Сунцов Ю. И. Скрининг осложнений сахарного диабета как метод оценки качества лечебной помощи больным /Ю. И Сунцов, И. И. Дедов, М. В Шестакова. - М., 2008. - 80 с.
14. Тимофеева А. Г. Исследование качества жизни у детей с хроническими заболеваниями /А. Г. Тимофеева, И. В. Винярская //Вопр. соврем. Педиатрии. - 2008. - Т. 7. - №6. - С. 28 - 29.
15. Цыбульская И. С. Медико-биологическая и социальная адаптация в популяции детей в современных условиях /И. С. Цыбульская, Е. В. Ба-хадова. - М., 2006. - 52 с.
16. Varni J. W. The PedsQL 4.0. Reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory Version 4.0 Generic Core Scales in healthy and patient populations /J. Varni, M. Seid, P. Kurtin //Medical Care. - 2001. - №39. - Р. 800 - 812.
17. Varni J. W. The PedsQL™ Family impact model: Preliminary reliability and validity /J. W. Varni, S. A. Sherman, T. M. Burwinkle et al. //Health Qual Life Outcomes. - 2004. - №2. - Р. 55.
18. Varni J. W. The PedsQL™ 4.0 Generic Core Scales: Sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision-making /J. W. Varni, M. Seid, T. S. Knight et al. //J. Behav. Med. - 2002. - №25. - Р. 175 -193.
Поступила 15.06.10
A. T. Takirova
LIFE QUALITY ESTIMATION OF CHILDREN-INVALIDS AND TEENAGERS WITH DIABETES MELLITUS OF THE I TYPE IN PROCESS OF REHABILITATION
High prevalence and rising morbidity of diabetes mellitus of the 1st type in children population, development of early invalidization because of arising of hard, sometimes dangerous manifestation of diseases for life is actual problem. Practically the investigations on life quality study of children-invalids and teenagers with diabetes mellitus of the 1st type are absent. The estimation of life quality components in different phrases of disease is effective method of disease control can serve as base for rehabilitation program correction and allows to achieve succession in patient's treatment at different stages of rendering medical aid. Life quality parameters study at children-invalids and teenagers with diabetes mellitus of the 1st type helps to improve preventive organization and treatment achieving normalization of all sides of patient's life activity and there for to get maximal satisfaction from treatment.
А.Т. Такирова
КАЙТА КАЛПЫНА КЕЛТ1РУ ПРОЦЕС1НДЕ 1 ТИПТЕГ1 КАНТ ДИАБЕТ1МЕН АУЫРАТЫН МУГЕДЕК БАЛАЛАР Ж6НЕ ЖАС0СП1Р1МДЕР 0М1Р1НЩ САПАЛЫ БАРАСЫ
Балалар популяциясындары 1 типтегi кант диабетiмен ауырудыч всуi мен тез тараушылыры, ауыр, кеп кездесе бермейтiн аурулардыч тууына байланысты ерте мYгедектiктiч дамуы казiргi кездегi взектi мэселе. 1 типтеп кант диабетiмен ауыратын мYгедек балалар жэне жасвспiрiмдер вмiрiнiк сапалы барасы тэжiрибе жYЗiнде зерттелмеген. Аурудыч эртYрлi фазасындары сапалы вмiрдi курайтын барасы ауруды бакылаудыч тиiмдi эдiсi наукаска аурудыч эртYрлi кезечдершде медициналык квмек кврсе-^ енгiзу мен кайта калпына келтiру бардарламасын тYзетудiч негiзi болып кызмет аткарады. 1 типтегi кант диабе™ен ауыратын мYгедек балалар жэне жасеспiрiмдер вмiрiнiк сапалы барасыныч кврсетюштер^ талкылау аурудыч алдын-алу жэне емдеу уйымдарыныч жумысын жаксартып, сонымен катар наукастыч вмiрге деген куштарлырын калыпка келтiре отырып, сочында емдеуден жорары канараттандырарлык нэтиже алура жардай жасайды.
Н. Шiдерхан, Г. Д. Буланбаева, А. Б. Квлдiбаева, Ж. Б. Мухажанова
КОРАМДА ПСИХИКАЛЫК СЫРКАТТАРРА ДЕГЕН Д¥РЫС К0ЗКАРАСТЫ КАЛ Ы ПТАСТЫ РУ
К.ММУ психология, психиатрия жэне наркология кафедрасы, ОПНД ММ (Караганды), Психоневро-логиялык диспансерi ММ (Жезказран)
Психикалык бузылыстардыч казiргi кезде кеч ерк алуы тачкаларлык жардай емес. Оран мы-сал, ауруханада жумыс жасаран соч кабылдаура келген адам саныныч жыл санап артуынанак бай-каура болады. Психикалык сыркаттарра, психиат-риялык ауруханара деген квзкарас казiргi кезде бiртектi емес. Шырыс жазбалары бойынша, ежел-ден психикалык сыркаттарра бойында касиет бар деп сыйлай караран, ал Еуропада оларды бойында жындары бар деп ауыр шара колданып, тiптi вртеуге де барран. Ал кейшнен психикалык сыркаттарра ауру ретшде карап, оны арнайы емдеу шаралары колра алынды. 6сiресе психофармоко-препараттар шыкканан бастап бул салада психикалык квмек кврсету сапасы жаксара тYCтi. К,азiрп кездегi психикалык сыркаттарра заманауи талап-ка сай квмек кврсету тэс^не психотерапияны жаткызура болады. Жалпы журт Yшiн психикалык сыркаттар бiр жабайы ач немесе нэпаге куштар-лыры арткан жан иес ретiнде кабылдануы мYмкiн. Ттт медициналык жорарры оку орынында окитын студенттердiч арасында-ак психикалык ауруларра деген квзка-растыч баскаша екендiгiн байкаура болады: ол немен керiнедi? Жиi психикалык сыр-каттарды шолура студенттердi алып барран кезде олар бiрiншiден белiмшеге кiруге коркады, кiре салысымен жан-жарына кауiппен карап, катер кYтiп турады.
Шын мэнiсiнде бвлiмшедегi наукастардыч басым квпшiлiгi тиесiлi дэрiлерi тарайындалып, тынышталран соч бакылау палатасынан шырары-лып, калыпты тыныш бвлмеге ауыстырылады, ал олардыч арасынан эдеттен тыс ерекше кимыл кврсете™, адамра накты кауiп тендiретiндерi болмайды. Оларра такалып, ауру тарихын сурас-тырранда ештечеден жасканбай наукасты вз аяча алып, бейiмдей бту керек. Егер наукас свйлесу-
ден бас тартып жатса немесе ештечеге жауап бере алмайтын жардайда болса онда оны ^штеу-дiч кажет жок, оны ретi келiп жардайы очал-ранда, немесе жакын-жуыктарын шакыртып, ауру тарихын жинаура болады. Психикалык ауыткуы бар наукастарра тек психоз жардайында болса, ярни есiн толык игере алмайтын жардайда болса рана сактыкпен карау керек, негiзiнен соматика-лык жардайы бiркалыпты болса психоз Yстiнде наукасты артык мазалаудыч кажет жок. Ал кал-ран уакытта баска терапиялык профильдiч сала-сындарыдай наукаска такалып, оныч адамдык ка-сиетi мен ерекшелiгiн ескере отырып дурыс тiл табысса, взiче кажетт акпаратты жинау ешкан-дай киындык турызбайды. Бул аталрандарды баска профильдерде жумыс iстейтiн бiздiч дэр^ер интерндерiмiз де каперлерiне алраны жен, себебi олар психиклык ауыткуы бар наукасты байкаран бетте, жасканып, свйлеспестен бiрден психиатр-ларды кеческе шакырады, ал кейбiр жардайларда ол непзаз болып жатады. Жолдамамен келген наукастыч жолдаушы каразында кажеттi акпар келемi мен диагноздыч дурыс барыты кент канараттанарлыктай дечгейде болмай жатады. Психикалык наукастардыч арасында психоз жардайында болмаса ^пеген iс-эрекетке баратын-дар вте сирек кездеседг Жалпы статистикалык мэлiметтер бойынша психикалык ауыткуы бар наукастар мен сау болып саналатын туррындар-дыч арасындары кылмыстык к жасарандар ара катынасында аса кеп айырмашылык жок. Сон-дыктан кейде мынандай сурактар туындап жатады: «Неге аздер психикалык ауруы барларды ауруханадан шырарасыздар?». Бул да бiр психикалык ауруларра деген терк квзкарастыч бел-гiсi. Психикалык сыркаттардыч да тYр-тYрi болады, олардыч арасында вмiрi адамра зияны жок жандар жеталк"п, сондыктан оларды психикалык аурумен ауырды екен деп камап коюра ешкандай кукымыз жок. Бул туралы арнайы зачдар кабыл-данып, онда психиатриялык ауруханара тускен наукастардыч кукыктары мен мiндеттерi, ауруханара жаткызудыч негiздерiнен бастап толык керсеттген [1.2].
6сiресе казакы менталитетке тэн нэрсе, туран-туыстары психикалык аурумен сыркат бол-ран жардайда оны медициналык мекемелерде емдетудi кейiнге калдыра берт, квбiнесе халык