АКАТЬЕВА Татьяна Григорьевна
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры экологии и природопользования, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень
■ 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
УДК 504.064.2 1.5.15. Экология
DOI 10.35524/2687-0436_2024_02_32
статья поступила 03.04.2024
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
ASSESSMENT OF ENVIRONMENTAL QUALITY WHEN PROVIDING SERVICES BY TRANSPORT ENTERPRISES
В данной статье анализируется проблема воздействия производственной деятельности предприятий на качество окружающей среды. Так, при эксплуатации автотранспорта происходит загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания топлива, содержащими различные токсические вещества. Непосредственно в автохозяйствах образуются отходы различных классов опасности. Статья посвящена изучению влияния ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» на качество атмосферного воздуха и оценке деятельности по образованию и движению отходов на предприятии. Результатами исследований установлено, что образование отходов в компании, в основном, связаны с использованием транспортных средств и обслуживанием техники. Производственные и бытовые отходы относятся к различным классам опасности. Наибольшие объемы их составляют малоопасные, IV класс (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, угольные фильтры отработанные, загрязненные нефтепродуктами) и практически неопасные, V класс (резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства) опасности. Для временного хранения отходов на предприятии оборудованы специально отведенные площадки. При работе транспорта происходит загрязнение атмосферного воздуха различными веществами, обладающими, в том числе, и канцерогенными (углеводороды) свойствами. Установлено, что основное количество выбросов в атмосферный воздух происходит от грузовых автомобилей и приходится на окись углерода общей массой 0,609 т/год. На основании данных по удельному количеству выбросов загрязняющих веществ (г/км) для различных типов транспортных средств и среднего расстояния, пройденного автомобилем за год, было установлено, что в перспективе объемы выбросов будут возрастать.
Ключевые слова: загрязняющие вещества, общая масса выбросов, окись углерода, углеводороды, легковой автотранспорт, грузовой автотранспорт, удельный расход топлива, отходы транспортной деятельности, классы опасности отходов, площадки для сбора отходов
Key words: pollutants, total mass of emissions, carbon monoxide, hydrocarbons, passenger vehicles, trucks, specific fuel consumption, transport waste, waste hazard classes, waste collection sites
Актуальность данной темы заключается в том, что производственная деятельность любого предприятия в той или иной степени связана с негативным воздействием на компоненты окружающей среды, в первую очередь, на качество атмосферного воздуха и необходимость размещения возрастающих объемов отходов. Известно, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы [4]. Степень загрязнения воздуха зависит как от доли городского населения и промышленного развития территории, так и от климатических условий, которые определяют потенциал загрязнения атмосферы. Большой вклад в качество окружающей среды вносят промышленные предприятия и автотранспорт [2].
При эксплуатации транспортных и иных передвижных средств количество загрязняющих, в том числе вредных, веществ в отработанных газах может увеличиваться из-за старения автомобильного парка и превышать установленные технические нормативы выбросов. Наиболее токсичными среди содержащихся в выбросах веществ являются аэрозоли свинца, концентрация которого зависит от количества добавления в бензин этиловой жидкости [6]. Кроме элементов группы тяжелых металлов, в выхлопных газах автомобилей содержатся оксиды углерода и окислы азота. По статистическим данным, выбросы автомобильного транспорта в атмосферу составляют до 85% по окиси углерода и 65% - по окиси азота. Наиболее опасным последствием загрязнения воздуха является ухудшение здоровья человека, проявляющееся в снижении работоспособности, влиянии на генетический аппарат, вызывая бесплодие и врождённые мутации [10, 11].
Не менее существенной проблемой является и образование все возрастающих объемов отходов. Ежегодно во всем мире миллиарды тонн различных отходов поступают в биосферу, нанося непоправимый урон как живой, так и неживой природе [1]. Отходы производства и потребления требуют для размещения не только значительных площадей [3]. Они являются источниками антропогенного загрязнения окружающей природной среды на локальном и глобальном уровне, представляя угрозу для здоровья людей и окружающей среды [9].
Источниками образования отходов в автомобильной отрасли являются как эксплуатация автомобильного парка, так и проведение технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств: ремонт двигателей, устранение неисправностей в агрегатах автомобилей, изготовление и ремонт деталей и узлов автомашин и пр. [8]. На автопредприятиях могут образовываться отходы различных классов опасности, включая высоко опасные и опасные - соответственно II и III классы опасности для окружающей среды.
Объектом исследования в данной работе является ООО «Компания по управлению отходами «Феникс», предметом исследования - выбросы в атмосферный воздух и образующиеся отходы на предприятии.
Цель исследований заключалась в изучении воздействия на компоненты окружающей среды ООО «Компания по управлению отходами «Феникс».
Для этого были поставлены следующие задачи:
— изучить видовой состав отходов предприятия от транспортной деятельности;
— охарактеризовать качественный состав образующихся отходов по классам опасности для окружающей среды;
— определить приоритетное загрязняющее вещество атмосферного воздуха;
— рассчитать планируемое количество выбросов в атмосферный воздух.
Материалы и методы исследования. ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» расположена на площадке: Новосибирская область, г. Бердск, ул. О. Кошевого, д. 6. Общая площадь занимаемой территории составляет 700 м2, под санитарное содержание - площадь 100 м2. Площадь зданий, находящихся на
территории предприятия, - 462 м2. Основным видом деятельности ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» является предоставление транспортных услуг физическим и юридическим лицам1. Предприятие укомплектовано автотранспортом в количестве: автомобили - 3 шт., грузовики - 1 шт.
На территории организации имеются административный корпус, помещения для технического обслуживания автотранспорта, а также заправочная станция, отопляемый гараж на 10 автомобилей и автобусная стоянка2.
Определение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта предприятия на перспективу определяли согласно удельному количеству выбросов (г/км пути) и количеству транспортных средств3.
Результаты исследований. Образование отходов в компании в основном связано с транспортной деятельностью и обслуживанием техники. Отходы транспортной деятельности включают производственные отходы, возникающие в технологических и эксплуатационных процессах на протяжении всего жизненного цикла объектов транспорта, а также бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.
В процессе производственной деятельности образуются следующие виды отходов:
— лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства;
— обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);
— отходы минеральных масел моторных;
— отходы минеральных масел трансмиссионных;
— аккумуляторы свинцовые, отработанные в сборе, без электролита;
— отходы термометра ртутные;
— обтирочный материал, загрязненный лакокрасочными материалами (в количестве менее 5%);
— шлак сварочный;
— остатки и огарки стальных сварочных электродов;
— покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные;
— фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные;
— смет с территории предприятия малоопасный;
— мусор и смет производственных помещений малоопасный;
— мусор от офисных и бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный);
— резиновая обувь отработанная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная;
— тара полиэтиленовая, загрязненная поверхностно-активными веществами;
— спецодежда из синтетических и искусственных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная;
1 ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» : Комплан : сайт. - URL: https:// complan.pro/organization/ (дата обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.
2 ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» : Комплан : сайт. - URL: https:// www.prima-inform.ru/cat/cc/kompaniya-po-upravleniu-othodami-feniks (дата обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.
3 Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 ноября 2019 г. № 804. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73240708/ (дата обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.
— резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, незагрязненные;
— песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);
— осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный;
— фильтрующая загрузка из песка, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%);
— нетканые фильтровальные материалы синтетические, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%);
— угольные фильтры отработанные, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%);
— опилки натуральной чистой древесины;
— отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.
К объектам образования отходов относится преимущественно автотранспорт
(табл. 1).
Таблица 1
Объекты образования отходов на предприятии
Автомобиль Количество Средние нормы расхода топлива (л/100 км) Удельный расход топлива V (л/км) Среднее расстояние, год
легковой 3 12 0,12 30 тыс. км
грузовой 1 33 0,33 30 тыс. км
Установлено, что образующиеся отходы относятся к различным классам опасности1. Так, отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) представлены лампами ртутными, ртутно-кварцевыми, люминесцентными, утратившими потребительские свойства, и отходами ртутных термометров.
К высоко опасным (II класс) относятся аккумуляторы свинцовые, отработанные в сборе, без электролита.
Отходы минеральных моторных и трансмиссионных масел, фильтры очистки масла автотранспортных средств отнесены к III классу - умеренно опасных отходов.
Большинство образующихся на предприятии отходов относятся к категории малоопасных - IV класс (шлак сварочный, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные и пр.) и практически неопасных - V класс (остатки и огарки стальных сварочных электродов, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства) для окружающей среды) (рис. 1).
Согласно полученным данным, отходы ЫП классов опасности в совокупности составляют 24% наименований, а на долю IV и V классов приходится 76%. Для временного хранения отходов на предприятии оборудованы специально отведенные площадки. Большинство из этих отходов не подлежат дальнейшей переработке и должны быть утилизированы.
Кроме образования и размещения отходов при эксплуатации автотранспорта, актуальным является и загрязнение атмосферного воздуха различными загрязняющими веществами (табл. 2).
1 Классификатор отходов 2023 : Экологическое проектирование : сайт. - URL: https://ekologicheskoe-proektirovanie.ru/klassifikator-otkhodov-2016-2017 (дата обращения 30.03.2024). - Текст : электронный.
■ I ■ II иШ ■ IV яУ
Рис. 1. Классификация образующихся отходов по классам опасности (% от общего количества)
Таблица 2
Выбросы загрязняющих веществ (г/км) для различных типов транспортных средств1
Типы транспортных средств Выбросы, г/км
CO NO no2 бензин ке-р°- син взвешенные частицы (мелкодисперсная пыль) SO2 CH2O C2OH12 CH4
легковые автомобили 0,9 0,043 0,264 0,26 - 0,55-10-2 0,6610-2 1,5010-3 0,1810-6 0,04
автофургоны и микроавтобусы, до 3,5 т 4,6 0,234 1,44 0,70 - 3,70-10-2 1,4010-2 2,5010-3 0,2010-6 0,03
грузовые автомобили, от 3,5 до 12 т 5,3 0,832 5,12 - 1,5 0,37 2,6010-2 0,710-2 0,6010-6 0,07
грузовые автомобили, свыше 12 т 5,6 0,975 6,0 - 2,0 0,44 3,910-2 0,810-2 0,7310-6 0,14
автобусы, свыше 3,5 т 3,9 0,767 4,72 - 0,5 0,25 2,2010-2 0,2210-2 0,2010-6 0,11
В соответствии со среднестатистическими данными, выбросы загрязняющих веществ (г/км) для различных типов транспортных средств различны.
По данным таблицы, основная масса выбросов в атмосферный воздух поступает от грузового автотранспорта и автобусов. Так, учитывая то, что максимальное
1 Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмос-
ферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения
атмосферного воздуха. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27
ноября 2019 г. N° 804. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73240708/ (дата
обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.
количество загрязняющих веществ составляют оксиды углерода, соединения азота и метан, получаем, что грузовики и автобусы на каждый километр пути образуют 11,32-12,715 и 9,5 г/км, соответственно, или 58 и 23% от общего количества выбросов.
Анализируя состав образуемых выбросов от всех видов транспорта, отметим, что основную массу выбросов составляют окись углерода (СО) - 20,3 г/км пути и двуокись азота (N0^ - 17,5 г/км пути.
С учетом среднего расстояния, пройденного автомобилем за год, 30000 км, сумма выбросов составляет 609000 г, или 0,609 т/год. Максимальное количество этого вещества, % от общей массы, в атмосферный воздух поступает от грузовых автомобилей (рис. 2).
■ легковые автомобили ■ автофургоны
■ грузовые автомобили, до 3 т ■ грузовые автомобили, свыше 3 т
■ автобусы
Рис. 2. Масса выбросов СО от различных типов автомобилей, % от общего количества
Известно, что отработанные газы автомобилей мигрируют преимущественно в нижние слои атмосферы и находятся в зоне органов дыхания человека, негативно воздействуя на его здоровье. Так, окислы азота и угарный газ, которые выделяются из глушителя автомобиля, являются причиной усталости, головной боли, утомления, низкой трудоспособности и немотивированного раздражения, а сернистый газ воздействует на генетический аппарат и приводит к врожденным уродствам, бесплодию [5].
Учитывая нормативные параметры, можно рассчитать ожидаемые выбросы вредных веществ на предприятии в течение года для предварительной оценки (табл. 3).
Таблица 3
Расчет ожидаемых выбросов (г) предприятия на перспективу
Объект СО N0 №Э2 Бензин Ке-р°- син взвешенные частицы ^2 СН2О С2ОН12 СН4
легковые 81 3,870 23,76 23, 4 - 4,95 0,594 0,135 0,16 •ю-4 3,6
грузовые автомобили, до 12 т 159 24,96 153,6 - 45 11,1 0.78 2.1 0,0000018 2.1
итого 240 28,83 177 23,4 45 16,05 1,374 2.235 0,0000034 5,7
Как видим, в сравнении с количеством выбросов в настоящий период, ожидаемые выбросы возрастут. Для снижения объемов поступающих в атмосферный воздух загрязняющих веществ необходимо предпринимать срочные меры. В мировой практике, в том числе в России, одним из распространенных способов снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на состояние окружающей среды является ужесточение экологических стандартов [7]. Так, в РФ в 2005 г. был принят технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»1.
Заключение. Таким образом, результатами исследований установлено, что в процессе деятельности предприятия образуются отходы различных классов опасности, преимущественно мало- и практически неопасные. Отходы транспортной деятельности включают производственные отходы, возникающие в технологических и эксплуатационных процессах на протяжении всего жизненного цикла объектов транспорта. Для временного хранения отходов на предприятии оборудованы специально отведенные площадки.
При эксплуатации автотранспорта в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества. Основное количество выбросов приходится на окись углерода
- 20,3 г/км пути, что с учетом среднего расстояния, 30000 км, пройденного автомобилем за год, сумма выбросов составляет 0,609 т/год. Максимальное количество СО в атмосферный воздух поступает от грузовых автомобилей - 53,7% от общей массы. Согласно расчетам, в сравнении с количеством выбросов в настоящий период, в перспективе масса выбросов загрязняющих веществ возрастет.
Библиографический список
1. Акатьева, Т. Г. Изучение перечня и объемов образующихся отходов на АО «ГМС Нефтемаш» г. Тюмени / Т. Г. Акатьева. - Текст : непосредственный // Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса. Материалы 2-й национальной научно-практ. конф., Тюмень, 18 октября 2019 года. Том 2. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2019. - С. 219-226.
2. Акатьева, Т. Г. Оценка воздействия производственного участка ООО «КВС Интернэшнл» г. Ноябрьска на качество атмосферного воздуха / Т. Г. Акатьева.
- Текст : непосредственный // Актуальные проблемы экологии и природопользования. Материалы IV всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Курган, 21 апреля 2020 года. - Курган : Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева, 2020. - С. 8-11.
3. Баженова, А. А. Анализ деятельности по обращению с отходами на предприятии ООО «ЭСАБ Тюмень» / А. А. Баженова, Н. Г. Малышкин. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы науки и хозяйства : новые вызовы и решения. Материалы LII международной студенческой научно-практической конференции, Тюмень, 15 марта 2018 года. Том 1. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2018. - С. 7-11.
4. Бакирова, О. В. Об организации контроля качества атмосферного воздуха населённых мест в Тверской области / О. В. Бакирова. - Текст : непосредственный
1 Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N° 609 (с изменениями от 27 ноября 2006 г., 26 ноября 2009 г.). - URL: https://gosgroup.ru/ (дата обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.
// Здоровье - основа человеческого потенциала : проблемы и пути их решения. -2022. - Т. 17. - № 1. - С. 71-76.
5. Дроздов, Г. Д. Воздействие на человека вредных выбросов автомобильного транспорта / Г. Д. Дроздов, В. Г. Сергеева. - Текст : непосредственный // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). - 2013. - № 3. - С. 8-11.
6. Жечев, А. И. Влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду / А. И. Жечев, А. О. Москалев, А. А. Фирсов, А. С. Бутко. - Текст : непосредственный // Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сборник материалов XV международной конференции аспирантов и обучающихся, Донецк, 13-15 апреля 2021 г. - Донецк : Донецкий национальный технический университет, 2021. - С. 331-333.
7. Иосифов, В. В. Регулирование негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду с помощью стандартов моторного топлива (на примере Краснодарского края) / В. В. Иосифов, С. С. Диброва, И. И. Подворок. - Текст : непосредственный // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. -2015. - Т. 11. - № 39 (324). - С. 48-60.
8. Маврин, Г. В. Обращение с отходами на предприятиях автосервиса : учебное пособие / Г. В. Маврин, В. Г. Маврин, И. А. Насыров. - Набережные Челны : НЧИ КФУ, 2018 - 93 с.
9. Санникова, Н. В. Обращение с отходами на территории юга Тюменской области / Н. В. Санникова, О. В. Шулепова. - Текст : непосредственный // АПК : инновационные технологии. - 2023. - № 1 (60). - С. 30-41. - DOI 10.35524/2687-0436_2023_01_30.
10. Сарсембаев, Б. К. Влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду / Б. К. Сарсембаев, С. М. Каримова. - Текст : непосредственный // International Scientific and Practical Conference World science. - 2018. - Т. 7. - № 3 (31). - С. 18-21.
11. Шатова, Ю. С. Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду / Ю. С. Шатова. - Текст : непосредственный // Международная научно-техническая конференция молодых ученых, Белгород, 25-27 мая 2020 года. - Белгород : Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова, 2020. - С. 3025-3029.
12. Тоцкий, А. Л. Определение объёмов образования отходов с учетом технологий сервисных работ / А. Л. Тоцкий, Е. В. Пухов, В. К. Астанин, В. И. Игнатов. - Текст : непосредственный // Технический сервис машин. - 2018. - Т. 133. - С. 70-74.
References
1. Akat'eva, T. G. Izuchenie perechnya i ob"emov obrazuyushchihsya othodov na AO «GMS Neftemash» g. Tyumeni / T. G. Akat'eva. - Tekst : neposredstvennyj // Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa. Materialy 2-j nacional'noj nauchno-prakt. konf., Tyumen', 18 oktyabrya 2019 goda. Tom 2. - Tyumen' : Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2019. - S. 219-226.
2. Akat'eva, T. G. Ocenka vozdejstviya proizvodstvennogo uchastka OOO «KVS Interneshnl» g. Noyabr'ska na kachestvo atmosfernogo vozduha / T. G. Akat'eva. - Tekst : neposredstvennyj // Aktual'nye problemy ekologii i prirodopol'zovaniya. Materialy IV vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii, Kurgan, 21 aprelya 2020 goda. - Kurgan : Kurganskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya imeni T. S. Mal'ceva, 2020. - S. 8-11.
3. Bazhenova, A. A. Analiz deyatel'nosti po obrashcheniyu s othodami na predpriyatii OOO «ESAB Tyumen'» / A. A. Bazhenova, N. G. Malyshkin. - Tekst :
neposredstvennyj // Aktual'nye voprosy nauki i hozyajstva : novye vyzovy i resheniya. Materialy LII mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tyumen', 15 marta 2018 goda. Tom 1. - Tyumen' : Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2018. - S. 7-11.
4. Bakirova, O. V. Ob organizacii kontrolya kachestva atmosfernogo vozduha naselyonnyh mest v Tverskoj oblasti / O. V. Bakirova. - Tekst : neposredstvennyj // Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala : problemy i puti ih resheniya. - 2022.
- T. 17. - № 1. - S. 71-76.
5. Drozdov, G. D. Vozdejstvie na cheloveka vrednyh vybrosov avtomobil'nogo transporta / G. D. Drozdov, V. G. Sergeeva. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Rossijskoj akademii estestvennyh nauk (Sankt-Peterburg). - 2013. - № 3. - S. 8-11.
6. Zhechev, A. I. Vliyanie vybrosov avtotransporta na okruzhayushchuyu sredu / A. I. Zhechev, A. O. Moskalev, A. A. Firsov, A. S. Butko. - Tekst : neposredstvennyj // Ohrana okruzhayushchej sredy i racional'noe ispol'zovanie prirodnyh resursov. Sbornik materialov HV mezhdunarodnoj konferencii aspirantov i obuchayushchihsya, Doneck, 13-15 aprelya 2021 g. - Doneck : Doneckij nacional'nyj tekhnicheskij universitet, 2021. - S. 331-333.
7. Iosifov, V. V. Regulirovanie negativnogo vozdejstviya avtotransporta na okruzhayushchuyu sredu s pomoshch'yu standartov motornogo topliva (na primere Krasnodarskogo kraya) / V. V. Iosifov, S. S. Dibrova, I. I. Podvorok. - Tekst : neposredstvennyj // Nacional'nye interesy : prioritety i bezopasnost'. - 2015. - T. 11.
- № 39 (324). - S. 48-60.
8. Mavrin, G. V. Obrashchenie s othodami na predpriyatiyah avtoservisa : uchebnoe posobie / G. V. Mavrin, V. G. Mavrin, I. A. Nasyrov. - Naberezhnye Chelny : NCHI KFU, 2018 - 93 s.
9. Sannikova, N. V. Obrashchenie s othodami na territorii yuga Tyumenskoj oblasti / N. V. Sannikova, O. V. Shulepova. - Tekst : neposredstvennyj // APK : innovacionnye tekhnologii. - 2023. - № 1 (60). - S. 30-41. - DOI 10.35524/2687-0436_2023_01_30.
10. Sarsembaev, B. K. Vliyanie vybrosov avtotransporta na okruzhayushchuyu sredu / B. K. Sarsembaev, S. M. Karimova. - Tekst : neposredstvennyj // International Scientific and Practical Conference World science. - 2018. - T. 7. - № 3 (31). - S. 18-21.
11. Shatova, Yu. S. Negativnoe vliyanie avtotransporta na okruzhayushchuyu sredu / Yu. S. Shatova. - Tekst : neposredstvennyj // Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya molodyh uchenyh, Belgorod, 25-27 maya 2020 goda.
- Belgorod : Belgorodskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet imeni V. G. SHuhova, 2020. - S. 3025-3029.
12. Tockij, A. L. Opredelenie ob"yomov obrazovaniya othodov s uchetom tekhnologij servisnyh rabot / A. L. Tockij, E. V. Puhov, V. K. Astanin, V. I. Ignatov. -Tekst : neposredstvennyj // Tekhnicheskij servis mashin. - 2018. - T. 133. - S. 70-74.
AKATYEVA Tatyana Grigorievna
Associate Professor of the Department of Ecology and Environmental Management, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: akatevatg@gausz.ru