Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / ОБЩАЯ МАССА ВЫБРОСОВ / ОКИСЬ УГЛЕРОДА / УГЛЕВОДОРОДЫ / ЛЕГКОВОЙ АВТОТРАНСПОРТ / ГРУЗОВОЙ АВТОТРАНСПОРТ / УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА / ОТХОДЫ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЛАССЫ ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ / ПЛОЩАДКИ ДЛЯ СБОРА ОТХОДОВ / POLLUTANTS / TOTAL MASS OF EMISSIONS / CARBON MONOXIDE / HYDROCARBONS / PASSENGER VEHICLES / TRUCKS / SPECIFIC FUEL CONSUMPTION / TRANSPORT WASTE / WASTE HAZARD CLASSES / WASTE COLLECTION SITES

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Акатьева Татьяна Григорьевна

В данной статье анализируется проблема воздействия производственной деятельности предприятий на качество окружающей среды. Так, при эксплуатации автотранспорта происходит загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания топлива, содержащими различные токсические вещества. Непосредственно в автохозяйствах образуются отходы различных классов опасности. Статья посвящена изучению влияния ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» на качество атмосферного воздуха и оценке деятельности по образованию и движению отходов на предприятии. Результатами исследований установлено, что образование отходов в компании, в основном, связаны с использованием транспортных средств и обслуживанием техники. Производственные и бытовые отходы относятся к различным классам опасности. Наибольшие объемы их составляют малоопасные, IV класс (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, угольные фильтры отработанные, загрязненные нефтепродуктами) и практически неопасные, V класс (резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства) опасности. Для временного хранения отходов на предприятии оборудованы специально отведенные площадки. При работе транспорта происходит загрязнение атмосферного воздуха различными веществами, обладающими, в том числе, и канцерогенными (углеводороды) свойствами. Установлено, что основное количество выбросов в атмосферный воздух происходит от грузовых автомобилей и приходится на окись углерода общей массой 0,609 т/год. На основании данных по удельному количеству выбросов загрязняющих веществ (г/км) для различных типов транспортных средств и среднего расстояния, пройденного автомобилем за год, было установлено, что в перспективе объемы выбросов будут возрастать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Акатьева Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF ENVIRONMENTAL QUALITY WHEN PROVIDING SERVICES BY TRANSPORT ENTERPRISES

This article analyzes the problem of the impact of industrial activities of enterprises on the quality of the environment. Thus, during the operation of vehicles, atmospheric air is polluted by fuel combustion products containing various toxic substances. Directly in motor vehicles, waste of various hazard classes is generated. The article is devoted to studying the influence of Waste Management Company “Phoenix” LLC on the quality of atmospheric air and assessing the activities related to the generation and movement of waste at the enterprise. The results of the research established that the generation of waste in the company is mainly associated with the use of vehicles and maintenance of equipment. Industrial and household waste belong to different hazard classes. The largest volumes of them are low-hazardous, class IV (used pneumatic tires with metal cord, used carbon filters, contaminated with petroleum products) and practically nonhazardous, class V (rubber gloves that have lost their consumer properties, paper and cardboard waste from office activities and office work) hazards . The enterprise has specially designated areas for temporary storage of waste. During the operation of transport, atmospheric air is polluted with various substances, including carcinogenic (hydrocarbons) properties. It has been established that the main amount of emissions into the atmospheric air comes from trucks and accounts for carbon monoxide with a total mass of 0.609 tons/year. Based on data on the specific amount of pollutant emissions (g/km) for various types of vehicles and the average distance traveled by a car per year, it was found that emissions will increase in the future.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ»

АКАТЬЕВА Татьяна Григорьевна

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры экологии и природопользования, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

■ 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

УДК 504.064.2 1.5.15. Экология

DOI 10.35524/2687-0436_2024_02_32

статья поступила 03.04.2024

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

ASSESSMENT OF ENVIRONMENTAL QUALITY WHEN PROVIDING SERVICES BY TRANSPORT ENTERPRISES

В данной статье анализируется проблема воздействия производственной деятельности предприятий на качество окружающей среды. Так, при эксплуатации автотранспорта происходит загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания топлива, содержащими различные токсические вещества. Непосредственно в автохозяйствах образуются отходы различных классов опасности. Статья посвящена изучению влияния ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» на качество атмосферного воздуха и оценке деятельности по образованию и движению отходов на предприятии. Результатами исследований установлено, что образование отходов в компании, в основном, связаны с использованием транспортных средств и обслуживанием техники. Производственные и бытовые отходы относятся к различным классам опасности. Наибольшие объемы их составляют малоопасные, IV класс (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, угольные фильтры отработанные, загрязненные нефтепродуктами) и практически неопасные, V класс (резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства) опасности. Для временного хранения отходов на предприятии оборудованы специально отведенные площадки. При работе транспорта происходит загрязнение атмосферного воздуха различными веществами, обладающими, в том числе, и канцерогенными (углеводороды) свойствами. Установлено, что основное количество выбросов в атмосферный воздух происходит от грузовых автомобилей и приходится на окись углерода общей массой 0,609 т/год. На основании данных по удельному количеству выбросов загрязняющих веществ (г/км) для различных типов транспортных средств и среднего расстояния, пройденного автомобилем за год, было установлено, что в перспективе объемы выбросов будут возрастать.

Ключевые слова: загрязняющие вещества, общая масса выбросов, окись углерода, углеводороды, легковой автотранспорт, грузовой автотранспорт, удельный расход топлива, отходы транспортной деятельности, классы опасности отходов, площадки для сбора отходов

Key words: pollutants, total mass of emissions, carbon monoxide, hydrocarbons, passenger vehicles, trucks, specific fuel consumption, transport waste, waste hazard classes, waste collection sites

Актуальность данной темы заключается в том, что производственная деятельность любого предприятия в той или иной степени связана с негативным воздействием на компоненты окружающей среды, в первую очередь, на качество атмосферного воздуха и необходимость размещения возрастающих объемов отходов. Известно, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы [4]. Степень загрязнения воздуха зависит как от доли городского населения и промышленного развития территории, так и от климатических условий, которые определяют потенциал загрязнения атмосферы. Большой вклад в качество окружающей среды вносят промышленные предприятия и автотранспорт [2].

При эксплуатации транспортных и иных передвижных средств количество загрязняющих, в том числе вредных, веществ в отработанных газах может увеличиваться из-за старения автомобильного парка и превышать установленные технические нормативы выбросов. Наиболее токсичными среди содержащихся в выбросах веществ являются аэрозоли свинца, концентрация которого зависит от количества добавления в бензин этиловой жидкости [6]. Кроме элементов группы тяжелых металлов, в выхлопных газах автомобилей содержатся оксиды углерода и окислы азота. По статистическим данным, выбросы автомобильного транспорта в атмосферу составляют до 85% по окиси углерода и 65% - по окиси азота. Наиболее опасным последствием загрязнения воздуха является ухудшение здоровья человека, проявляющееся в снижении работоспособности, влиянии на генетический аппарат, вызывая бесплодие и врождённые мутации [10, 11].

Не менее существенной проблемой является и образование все возрастающих объемов отходов. Ежегодно во всем мире миллиарды тонн различных отходов поступают в биосферу, нанося непоправимый урон как живой, так и неживой природе [1]. Отходы производства и потребления требуют для размещения не только значительных площадей [3]. Они являются источниками антропогенного загрязнения окружающей природной среды на локальном и глобальном уровне, представляя угрозу для здоровья людей и окружающей среды [9].

Источниками образования отходов в автомобильной отрасли являются как эксплуатация автомобильного парка, так и проведение технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств: ремонт двигателей, устранение неисправностей в агрегатах автомобилей, изготовление и ремонт деталей и узлов автомашин и пр. [8]. На автопредприятиях могут образовываться отходы различных классов опасности, включая высоко опасные и опасные - соответственно II и III классы опасности для окружающей среды.

Объектом исследования в данной работе является ООО «Компания по управлению отходами «Феникс», предметом исследования - выбросы в атмосферный воздух и образующиеся отходы на предприятии.

Цель исследований заключалась в изучении воздействия на компоненты окружающей среды ООО «Компания по управлению отходами «Феникс».

Для этого были поставлены следующие задачи:

— изучить видовой состав отходов предприятия от транспортной деятельности;

— охарактеризовать качественный состав образующихся отходов по классам опасности для окружающей среды;

— определить приоритетное загрязняющее вещество атмосферного воздуха;

— рассчитать планируемое количество выбросов в атмосферный воздух.

Материалы и методы исследования. ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» расположена на площадке: Новосибирская область, г. Бердск, ул. О. Кошевого, д. 6. Общая площадь занимаемой территории составляет 700 м2, под санитарное содержание - площадь 100 м2. Площадь зданий, находящихся на

территории предприятия, - 462 м2. Основным видом деятельности ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» является предоставление транспортных услуг физическим и юридическим лицам1. Предприятие укомплектовано автотранспортом в количестве: автомобили - 3 шт., грузовики - 1 шт.

На территории организации имеются административный корпус, помещения для технического обслуживания автотранспорта, а также заправочная станция, отопляемый гараж на 10 автомобилей и автобусная стоянка2.

Определение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта предприятия на перспективу определяли согласно удельному количеству выбросов (г/км пути) и количеству транспортных средств3.

Результаты исследований. Образование отходов в компании в основном связано с транспортной деятельностью и обслуживанием техники. Отходы транспортной деятельности включают производственные отходы, возникающие в технологических и эксплуатационных процессах на протяжении всего жизненного цикла объектов транспорта, а также бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.

В процессе производственной деятельности образуются следующие виды отходов:

— лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства;

— обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

— отходы минеральных масел моторных;

— отходы минеральных масел трансмиссионных;

— аккумуляторы свинцовые, отработанные в сборе, без электролита;

— отходы термометра ртутные;

— обтирочный материал, загрязненный лакокрасочными материалами (в количестве менее 5%);

— шлак сварочный;

— остатки и огарки стальных сварочных электродов;

— покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные;

— фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные;

— смет с территории предприятия малоопасный;

— мусор и смет производственных помещений малоопасный;

— мусор от офисных и бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный);

— резиновая обувь отработанная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная;

— тара полиэтиленовая, загрязненная поверхностно-активными веществами;

— спецодежда из синтетических и искусственных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная;

1 ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» : Комплан : сайт. - URL: https:// complan.pro/organization/ (дата обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.

2 ООО «Компания по управлению отходами «Феникс» : Комплан : сайт. - URL: https:// www.prima-inform.ru/cat/cc/kompaniya-po-upravleniu-othodami-feniks (дата обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.

3 Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 ноября 2019 г. № 804. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73240708/ (дата обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.

— резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, незагрязненные;

— песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

— осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный;

— фильтрующая загрузка из песка, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%);

— нетканые фильтровальные материалы синтетические, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%);

— угольные фильтры отработанные, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%);

— опилки натуральной чистой древесины;

— отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.

К объектам образования отходов относится преимущественно автотранспорт

(табл. 1).

Таблица 1

Объекты образования отходов на предприятии

Автомобиль Количество Средние нормы расхода топлива (л/100 км) Удельный расход топлива V (л/км) Среднее расстояние, год

легковой 3 12 0,12 30 тыс. км

грузовой 1 33 0,33 30 тыс. км

Установлено, что образующиеся отходы относятся к различным классам опасности1. Так, отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) представлены лампами ртутными, ртутно-кварцевыми, люминесцентными, утратившими потребительские свойства, и отходами ртутных термометров.

К высоко опасным (II класс) относятся аккумуляторы свинцовые, отработанные в сборе, без электролита.

Отходы минеральных моторных и трансмиссионных масел, фильтры очистки масла автотранспортных средств отнесены к III классу - умеренно опасных отходов.

Большинство образующихся на предприятии отходов относятся к категории малоопасных - IV класс (шлак сварочный, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные и пр.) и практически неопасных - V класс (остатки и огарки стальных сварочных электродов, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства) для окружающей среды) (рис. 1).

Согласно полученным данным, отходы ЫП классов опасности в совокупности составляют 24% наименований, а на долю IV и V классов приходится 76%. Для временного хранения отходов на предприятии оборудованы специально отведенные площадки. Большинство из этих отходов не подлежат дальнейшей переработке и должны быть утилизированы.

Кроме образования и размещения отходов при эксплуатации автотранспорта, актуальным является и загрязнение атмосферного воздуха различными загрязняющими веществами (табл. 2).

1 Классификатор отходов 2023 : Экологическое проектирование : сайт. - URL: https://ekologicheskoe-proektirovanie.ru/klassifikator-otkhodov-2016-2017 (дата обращения 30.03.2024). - Текст : электронный.

■ I ■ II иШ ■ IV яУ

Рис. 1. Классификация образующихся отходов по классам опасности (% от общего количества)

Таблица 2

Выбросы загрязняющих веществ (г/км) для различных типов транспортных средств1

Типы транспортных средств Выбросы, г/км

CO NO no2 бензин ке-р°- син взвешенные частицы (мелкодисперсная пыль) SO2 CH2O C2OH12 CH4

легковые автомобили 0,9 0,043 0,264 0,26 - 0,55-10-2 0,6610-2 1,5010-3 0,1810-6 0,04

автофургоны и микроавтобусы, до 3,5 т 4,6 0,234 1,44 0,70 - 3,70-10-2 1,4010-2 2,5010-3 0,2010-6 0,03

грузовые автомобили, от 3,5 до 12 т 5,3 0,832 5,12 - 1,5 0,37 2,6010-2 0,710-2 0,6010-6 0,07

грузовые автомобили, свыше 12 т 5,6 0,975 6,0 - 2,0 0,44 3,910-2 0,810-2 0,7310-6 0,14

автобусы, свыше 3,5 т 3,9 0,767 4,72 - 0,5 0,25 2,2010-2 0,2210-2 0,2010-6 0,11

В соответствии со среднестатистическими данными, выбросы загрязняющих веществ (г/км) для различных типов транспортных средств различны.

По данным таблицы, основная масса выбросов в атмосферный воздух поступает от грузового автотранспорта и автобусов. Так, учитывая то, что максимальное

1 Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмос-

ферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения

атмосферного воздуха. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27

ноября 2019 г. N° 804. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73240708/ (дата

обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.

количество загрязняющих веществ составляют оксиды углерода, соединения азота и метан, получаем, что грузовики и автобусы на каждый километр пути образуют 11,32-12,715 и 9,5 г/км, соответственно, или 58 и 23% от общего количества выбросов.

Анализируя состав образуемых выбросов от всех видов транспорта, отметим, что основную массу выбросов составляют окись углерода (СО) - 20,3 г/км пути и двуокись азота (N0^ - 17,5 г/км пути.

С учетом среднего расстояния, пройденного автомобилем за год, 30000 км, сумма выбросов составляет 609000 г, или 0,609 т/год. Максимальное количество этого вещества, % от общей массы, в атмосферный воздух поступает от грузовых автомобилей (рис. 2).

■ легковые автомобили ■ автофургоны

■ грузовые автомобили, до 3 т ■ грузовые автомобили, свыше 3 т

■ автобусы

Рис. 2. Масса выбросов СО от различных типов автомобилей, % от общего количества

Известно, что отработанные газы автомобилей мигрируют преимущественно в нижние слои атмосферы и находятся в зоне органов дыхания человека, негативно воздействуя на его здоровье. Так, окислы азота и угарный газ, которые выделяются из глушителя автомобиля, являются причиной усталости, головной боли, утомления, низкой трудоспособности и немотивированного раздражения, а сернистый газ воздействует на генетический аппарат и приводит к врожденным уродствам, бесплодию [5].

Учитывая нормативные параметры, можно рассчитать ожидаемые выбросы вредных веществ на предприятии в течение года для предварительной оценки (табл. 3).

Таблица 3

Расчет ожидаемых выбросов (г) предприятия на перспективу

Объект СО N0 №Э2 Бензин Ке-р°- син взвешенные частицы ^2 СН2О С2ОН12 СН4

легковые 81 3,870 23,76 23, 4 - 4,95 0,594 0,135 0,16 •ю-4 3,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

грузовые автомобили, до 12 т 159 24,96 153,6 - 45 11,1 0.78 2.1 0,0000018 2.1

итого 240 28,83 177 23,4 45 16,05 1,374 2.235 0,0000034 5,7

Как видим, в сравнении с количеством выбросов в настоящий период, ожидаемые выбросы возрастут. Для снижения объемов поступающих в атмосферный воздух загрязняющих веществ необходимо предпринимать срочные меры. В мировой практике, в том числе в России, одним из распространенных способов снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на состояние окружающей среды является ужесточение экологических стандартов [7]. Так, в РФ в 2005 г. был принят технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»1.

Заключение. Таким образом, результатами исследований установлено, что в процессе деятельности предприятия образуются отходы различных классов опасности, преимущественно мало- и практически неопасные. Отходы транспортной деятельности включают производственные отходы, возникающие в технологических и эксплуатационных процессах на протяжении всего жизненного цикла объектов транспорта. Для временного хранения отходов на предприятии оборудованы специально отведенные площадки.

При эксплуатации автотранспорта в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества. Основное количество выбросов приходится на окись углерода

- 20,3 г/км пути, что с учетом среднего расстояния, 30000 км, пройденного автомобилем за год, сумма выбросов составляет 0,609 т/год. Максимальное количество СО в атмосферный воздух поступает от грузовых автомобилей - 53,7% от общей массы. Согласно расчетам, в сравнении с количеством выбросов в настоящий период, в перспективе масса выбросов загрязняющих веществ возрастет.

Библиографический список

1. Акатьева, Т. Г. Изучение перечня и объемов образующихся отходов на АО «ГМС Нефтемаш» г. Тюмени / Т. Г. Акатьева. - Текст : непосредственный // Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса. Материалы 2-й национальной научно-практ. конф., Тюмень, 18 октября 2019 года. Том 2. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2019. - С. 219-226.

2. Акатьева, Т. Г. Оценка воздействия производственного участка ООО «КВС Интернэшнл» г. Ноябрьска на качество атмосферного воздуха / Т. Г. Акатьева.

- Текст : непосредственный // Актуальные проблемы экологии и природопользования. Материалы IV всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Курган, 21 апреля 2020 года. - Курган : Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева, 2020. - С. 8-11.

3. Баженова, А. А. Анализ деятельности по обращению с отходами на предприятии ООО «ЭСАБ Тюмень» / А. А. Баженова, Н. Г. Малышкин. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы науки и хозяйства : новые вызовы и решения. Материалы LII международной студенческой научно-практической конференции, Тюмень, 15 марта 2018 года. Том 1. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2018. - С. 7-11.

4. Бакирова, О. В. Об организации контроля качества атмосферного воздуха населённых мест в Тверской области / О. В. Бакирова. - Текст : непосредственный

1 Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N° 609 (с изменениями от 27 ноября 2006 г., 26 ноября 2009 г.). - URL: https://gosgroup.ru/ (дата обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.

// Здоровье - основа человеческого потенциала : проблемы и пути их решения. -2022. - Т. 17. - № 1. - С. 71-76.

5. Дроздов, Г. Д. Воздействие на человека вредных выбросов автомобильного транспорта / Г. Д. Дроздов, В. Г. Сергеева. - Текст : непосредственный // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). - 2013. - № 3. - С. 8-11.

6. Жечев, А. И. Влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду / А. И. Жечев, А. О. Москалев, А. А. Фирсов, А. С. Бутко. - Текст : непосредственный // Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сборник материалов XV международной конференции аспирантов и обучающихся, Донецк, 13-15 апреля 2021 г. - Донецк : Донецкий национальный технический университет, 2021. - С. 331-333.

7. Иосифов, В. В. Регулирование негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду с помощью стандартов моторного топлива (на примере Краснодарского края) / В. В. Иосифов, С. С. Диброва, И. И. Подворок. - Текст : непосредственный // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. -2015. - Т. 11. - № 39 (324). - С. 48-60.

8. Маврин, Г. В. Обращение с отходами на предприятиях автосервиса : учебное пособие / Г. В. Маврин, В. Г. Маврин, И. А. Насыров. - Набережные Челны : НЧИ КФУ, 2018 - 93 с.

9. Санникова, Н. В. Обращение с отходами на территории юга Тюменской области / Н. В. Санникова, О. В. Шулепова. - Текст : непосредственный // АПК : инновационные технологии. - 2023. - № 1 (60). - С. 30-41. - DOI 10.35524/2687-0436_2023_01_30.

10. Сарсембаев, Б. К. Влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду / Б. К. Сарсембаев, С. М. Каримова. - Текст : непосредственный // International Scientific and Practical Conference World science. - 2018. - Т. 7. - № 3 (31). - С. 18-21.

11. Шатова, Ю. С. Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду / Ю. С. Шатова. - Текст : непосредственный // Международная научно-техническая конференция молодых ученых, Белгород, 25-27 мая 2020 года. - Белгород : Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова, 2020. - С. 3025-3029.

12. Тоцкий, А. Л. Определение объёмов образования отходов с учетом технологий сервисных работ / А. Л. Тоцкий, Е. В. Пухов, В. К. Астанин, В. И. Игнатов. - Текст : непосредственный // Технический сервис машин. - 2018. - Т. 133. - С. 70-74.

References

1. Akat'eva, T. G. Izuchenie perechnya i ob"emov obrazuyushchihsya othodov na AO «GMS Neftemash» g. Tyumeni / T. G. Akat'eva. - Tekst : neposredstvennyj // Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa. Materialy 2-j nacional'noj nauchno-prakt. konf., Tyumen', 18 oktyabrya 2019 goda. Tom 2. - Tyumen' : Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2019. - S. 219-226.

2. Akat'eva, T. G. Ocenka vozdejstviya proizvodstvennogo uchastka OOO «KVS Interneshnl» g. Noyabr'ska na kachestvo atmosfernogo vozduha / T. G. Akat'eva. - Tekst : neposredstvennyj // Aktual'nye problemy ekologii i prirodopol'zovaniya. Materialy IV vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii, Kurgan, 21 aprelya 2020 goda. - Kurgan : Kurganskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya imeni T. S. Mal'ceva, 2020. - S. 8-11.

3. Bazhenova, A. A. Analiz deyatel'nosti po obrashcheniyu s othodami na predpriyatii OOO «ESAB Tyumen'» / A. A. Bazhenova, N. G. Malyshkin. - Tekst :

neposredstvennyj // Aktual'nye voprosy nauki i hozyajstva : novye vyzovy i resheniya. Materialy LII mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tyumen', 15 marta 2018 goda. Tom 1. - Tyumen' : Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2018. - S. 7-11.

4. Bakirova, O. V. Ob organizacii kontrolya kachestva atmosfernogo vozduha naselyonnyh mest v Tverskoj oblasti / O. V. Bakirova. - Tekst : neposredstvennyj // Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala : problemy i puti ih resheniya. - 2022.

- T. 17. - № 1. - S. 71-76.

5. Drozdov, G. D. Vozdejstvie na cheloveka vrednyh vybrosov avtomobil'nogo transporta / G. D. Drozdov, V. G. Sergeeva. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Rossijskoj akademii estestvennyh nauk (Sankt-Peterburg). - 2013. - № 3. - S. 8-11.

6. Zhechev, A. I. Vliyanie vybrosov avtotransporta na okruzhayushchuyu sredu / A. I. Zhechev, A. O. Moskalev, A. A. Firsov, A. S. Butko. - Tekst : neposredstvennyj // Ohrana okruzhayushchej sredy i racional'noe ispol'zovanie prirodnyh resursov. Sbornik materialov HV mezhdunarodnoj konferencii aspirantov i obuchayushchihsya, Doneck, 13-15 aprelya 2021 g. - Doneck : Doneckij nacional'nyj tekhnicheskij universitet, 2021. - S. 331-333.

7. Iosifov, V. V. Regulirovanie negativnogo vozdejstviya avtotransporta na okruzhayushchuyu sredu s pomoshch'yu standartov motornogo topliva (na primere Krasnodarskogo kraya) / V. V. Iosifov, S. S. Dibrova, I. I. Podvorok. - Tekst : neposredstvennyj // Nacional'nye interesy : prioritety i bezopasnost'. - 2015. - T. 11.

- № 39 (324). - S. 48-60.

8. Mavrin, G. V. Obrashchenie s othodami na predpriyatiyah avtoservisa : uchebnoe posobie / G. V. Mavrin, V. G. Mavrin, I. A. Nasyrov. - Naberezhnye Chelny : NCHI KFU, 2018 - 93 s.

9. Sannikova, N. V. Obrashchenie s othodami na territorii yuga Tyumenskoj oblasti / N. V. Sannikova, O. V. Shulepova. - Tekst : neposredstvennyj // APK : innovacionnye tekhnologii. - 2023. - № 1 (60). - S. 30-41. - DOI 10.35524/2687-0436_2023_01_30.

10. Sarsembaev, B. K. Vliyanie vybrosov avtotransporta na okruzhayushchuyu sredu / B. K. Sarsembaev, S. M. Karimova. - Tekst : neposredstvennyj // International Scientific and Practical Conference World science. - 2018. - T. 7. - № 3 (31). - S. 18-21.

11. Shatova, Yu. S. Negativnoe vliyanie avtotransporta na okruzhayushchuyu sredu / Yu. S. Shatova. - Tekst : neposredstvennyj // Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya molodyh uchenyh, Belgorod, 25-27 maya 2020 goda.

- Belgorod : Belgorodskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet imeni V. G. SHuhova, 2020. - S. 3025-3029.

12. Tockij, A. L. Opredelenie ob"yomov obrazovaniya othodov s uchetom tekhnologij servisnyh rabot / A. L. Tockij, E. V. Puhov, V. K. Astanin, V. I. Ignatov. -Tekst : neposredstvennyj // Tekhnicheskij servis mashin. - 2018. - T. 133. - S. 70-74.

AKATYEVA Tatyana Grigorievna

Associate Professor of the Department of Ecology and Environmental Management, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: akatevatg@gausz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.