Научная статья на тему 'Особенности распространения экологического загрязнения вблизи автомобильных дорог (на примере г. Воронежа)'

Особенности распространения экологического загрязнения вблизи автомобильных дорог (на примере г. Воронежа) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
272
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автотранспорт / загрязняющие вещества / интенсивность выбросов / степень распространения / загруженность транспорта / motor transport / pollutants / emission intensity / degree of distribution / traffic congestion

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Г. В. Зибров, B. П. Закусилов, И. Е. Кузнецов, Н. Я. Мокшина, C. А. Куролап

В статье на примере г. Воронежа обсуждаются вопросы загрязнения окружающей среды, связанные с выбросами отработанных газов от различных видов транспортных средств. Приведен состав основных автомобильных топлив и их влияние на здоровье населения и особенно лиц, находящихся вблизи дорожного полотна. Исследован основной автотранспортный состав участников движения. Рассчитана эффективность использования транспортных ресурсов для грузовых и пассажирских перевозок. При различном составе транспортных средств исследована интенсивность выбросов загрязняющих веществ и характер их распространения от края дороги. Установлена зависимость интенсивности выбросов различных химических продуктов от количества автотранспортных средств. Осуществлен расчет параметров рассеивания загрязняющих веществ в горизонтальном и вертикальном направлениях с целью выявления зависимости их влияния от удаленности источника загрязнения и интенсивности движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Г. В. Зибров, B. П. Закусилов, И. Е. Кузнецов, Н. Я. Мокшина, C. А. Куролап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DISTRIBUTION OF ROADSIDE ECOLOGICAL POLLUTANTS: A CASE STUDY OF THE CITY OF VORONEZH

In the paper, in the case study of the city of Voronezh, the issues of environmental pollution associated with the emissions of exhaust gases from different types of vehicles and their impact on the people in the vicinity of the highways are discussed. The composition of the main automotive fuels and their impact on the health of the population and, especially, those near the roadway is given. The main rolling stock of traffic participants on the streets of Voronezh was investigated. The ineffectiveness of the use of transport resources for the transit of passengers and cargo, increasing the density of the traffic flow and additional air pollution, is considered. The intensity of pollutant emissions at different composition of vehicles and the nature of their distribution from the edge of the road in the horizontal and vertical directions are investigated. The dependence of the emission intensity of various chemical products on the number of vehicles has been established. The dispersion parameters of the pollutants in the horizontal and vertical directions were calculated in order to identify the dependence of their influence on the remoteness of the pollution source and the traffic intensity.

Текст научной работы на тему «Особенности распространения экологического загрязнения вблизи автомобильных дорог (на примере г. Воронежа)»

УДК 504.054

ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВБЛИЗИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОРОНЕЖА)

DOI: 10.24411/1816-1863-2019-14057

Г. В. Зибров, д. пед. н, профессор, начальник Военного учебно-научного центра Военно-воздушнъх сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия,

B. П. Закусилов, к. г. н, доцент Военного учебно-научного центра Военно-воздушнъх сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского

и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия, И. Е. Кузнецов, д. т. н, начальник кафедръ Военного учебно-научного центра Военно-воздушнъх сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия, Н. Я. Мокшина, д. хим. н., профессор Военного учебно-научного центра Военно-воздушнъх сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия,

C. А. Куролап, д. г. н., профессор, декан факультета географии, геоэкологии

и туризма Воронежского государственного университета, г. Воронеж, Россия

В статье на примере г. Воронежа обсуждаются вопросы загрязнения окружающей среды, связанные с выбросами отработанных газов от различных видов транспортных средств. Приведен состав основных автомобильных топлив и их влияние на здоровье населения и особенно лиц, находящихся вблизи дорожного полотна. Исследован основной автотранспортный состав участников движения. Рассчитана эффективность использования транспортных ресурсов для грузовых и пассажирских перевозок. При различном составе транспортных средств исследована интенсивность выбросов загрязняющих веществ и характер их распространения от края дороги. Установлена зависимость интенсивности выбросов различных химических продуктов от количества автотранспортных средств. Осуществлен расчет параметров рассеивания загрязняющих веществ в горизонтальном и вертикальном направлениях с целью выявления зависимости их влияния от удаленности источника загрязнения и интенсивности движения.

In the paper, in the case study of the city of Voronezh, the issues of environmental pollution associated with the emissions of exhaust gases from different types of vehicles and their impact on the people in the vicinity of the highways are discussed. The composition of the main automotive fuels and their impact on the health of the population and, especially, those near the roadway is given. The main rolling stock of traffic participants on the streets of Voronezh was investigated. The ineffectiveness of the use of transport resources for the transit of passengers and cargo, increasing the density of the traffic flow and additional air pollution, is considered. The intensity of pollutant emissions at different composition of vehicles and the nature of their distribution from the edge of the road in the horizontal and vertical directions are investigated. The dependence of the emission intensity of various chemical products on the number of vehicles has been established. The dispersion parameters of the pollutants in the horizontal and vertical directions were calculated in order to identify the dependence of their influence on the remoteness of the pollution source and the traffic intensity.

Ключевые слова: автотранспорт, загрязняющие вещества, интенсивность выбросов, степень распространения, загруженность транспорта.

Keywords: motor transport, pollutants, emission intensity, degree of distribution, traffic congestion.

О

О -1 X х

CD

Г)

О

б

CD ы

О ^

0 Г)

1

о

Г)

Г) -I

тз

о

-I

CD

О-

Г> -I 03

О

О ТЗ О Ш

Г)

О

X

о

ы ш

Г) -I

оз О

Автотранспортный комплекс в совре- среды и здоровье населения. Многочис-

менных городах — основной источник ленные региональные исследования ка-

загрязнения приземного слоя воздушной чества воздушной среды урбанизирован-

среды, влияющий на состояние городской ных территорий свидетельствуют о значи- 5 7

№4, 2019

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а

О ^

О

о

и

Ш

IX

О ^

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т

О

тельной экологическом нагрузке на атмосферу городов, достигающей опасных уровней воздействия вблизи крупных автодорог [3, 6, 8, 10].

Причем в последние годы автотранс -портная нагрузка на среду обитания крупных городов, в том числе и города Воронежа, нарастает. Так, по официальным данным в Воронежской области в 2001 году было зарегистрировано 204,4 тыс. автомобилей, в 2012 году — 270,2 тыс. автомобилей, а в 2016 году — 318,4 тыс. автомобилей. В 2017 году на каждую тысячу населения в городе Воронеже приходится 308 автомобилей, что уступает среди го-родов-миллионников только Самаре и Санкт-Петербургу [4].

Загрязнение воздушной среды автомобильными двигателями внутреннего сгорания (ДВС) происходит через выбросы вредных веществ вместе с отработанными газами и испарениями из топливной системы. Составными элементами автомобильного нефтяного топлива являются: углерод, водород и в небольших количествах — кислород, азот и сера [10]. При полном сгорании стехиометрической смеси — углеводородного топлива с воздухом — в продуктах сгорания должны присутствовать только N2, СО2 и Н2О. Однако в реальной обстановке отработанные газы ДВС включают в себя также такие продукты неполного сгорания, как окись углерода, углеводороды, твердые частицы углерода, альдегиды, пероксид-ные соединения, водород и избыточный кислород, оксиды азота, являющиеся продуктами термических реакций взаимодействия азота с кислородом. Кроме того, в выбросах присутствуют также некоторые неорганические соединения (сернистый ангидрид, соединения свинца и т. п.).

В целом в отработанных газах ДВС отмечено около 280 ингредиентов. По химическим свойствам и характеру воздействия на человеческий организм вещества, имеющие место в отработанных и картер-ных газах, подразделяются на группы [7]. Группа нетоксичных веществ включает азот, кислород, водяной пар, углекислый газ. Группа токсичных веществ состоит из монооксида углерода (СО), оксидов азота (N0^, многочисленной группы углеводородов (СпНт), которая включает парафины, олефины, геомаги и другие. Далее можно отметить альдегиды (ЯСНО), сажу.

Кроме того, при сгорании сернистых топ-лив возникают неорганические газы — Б02 и Особый ряд составляют канцерогенные полициклические ароматические углеводороды, наиболее активным из которых является бенз(а)пирен — индикатор нахождения канцерогенов в выхлопных газах ДВС [5]. Процентное соотношение среднего состава отработанных газов двигателей грузовиков представлено в таблице 1.

Анализ данных, приведенных в таблице 1, свидетельствует о наибольшей токсичности выхлопов карбюраторных ДВС за счет большего количества выбросов оксида углерода, оксидов азота, углеводородов и др. Дизельные ДВС выбрасывают большее количество сажи, которая в ч истом виде не токсична. Однако, обладая высокой адсорбционной способностью, частицы сажи несут на своей поверхности токсичные вещества, в том числе и канцерогенные. Частицы сажи могут длительно находиться в воздухе во взвешенном состоянии, увеличивая продолжительность воздействия на человека токсичных веществ.

В Воронеже движущиеся автотранс -портные потоки ежегодно выбрасывают в атмосферу города более 66 тыс. т вредных газообразных веществ [10], в основном это СО2, N0х и СпНт. Основная доля токсичных примесей поступает в воздушную среду с отработанными газами ДВС. С кар-терными газами и парами топлива, на долю которых приходится 1—5 % вредных

Таблица 1

Средний состав отработанных газов двигателей грузовиков

Вещества и соединения Тип двигателя

карбюраторный дизельный

Азот 74—78 % 76—78 %

Кислород 0,3—8 % 2—18 %

Водяной пар 3—5 % 0,5—4 %

Углекислый газ 5—12 % 1—10 %

Оксид углерода 0,5—12 % 0,01—0,5 %

Оксиды азота 0,4—8 % 0—0,05 %

Углеводороды 0,2—3,0 % 0,01—0,05 %

Альдегиды 0—0,2 % 0—0,01 %

Сажа* 0—0,4 0,01—1,1

Бенз(а)пирен* <20 <10

* Единицы измерений: для сажи — г/м3 бенз(а)пирена — мкг/м3.

для

6—8 8—10 10—12 12—14 14—16

Время суток, часы

16—18

18—20

Рис. 1. Полнота загрузки легковых автомобилей в разное время суток в теплый период времени

выбросов, в воздушную среду поступает ~ 45 % углеводородов от их общего выброса. Поэтому население города испытывает вредное воздействие на свое здоровье от возрастающего загрязнения воздуха. При этом опасно то, что постоянное ежегодное загрязнение окружающей среды имеет тенденцию к накоплению, воздействуя на организм человека и его возможности к восстановлению утраченных показателей состояния здоровья [6, 8]. В особо неблагоприятных условиях находится контингент населения, по служебной необходимости подверженный непосредственному воздействию загрязненного воздуха от автотранспорта, в частности, персонал, обслуживающий дорогу, торговые точки, инспектора дорожно-патруль-ной службы.

В связи с этим актуальными являются следующие направления исследований: а) определить эффективность использования транспортных ресурсов по перемещению пассажиров и грузов; б) оценить интенсивность выбросов, загрязняющих атмосферу при различных видах транспорта и их количественном составе; в) выявить распространение загрязняющих веществ от края дороги.

Для оценки фактического присутствия различного вида автотранспорта на участках городской дорожной сети (УГДС) и степени его практического использования в Воронеже нами был проведен эксперимент путем опроса водителей и визуальных наблюдений с хронометражем. В эксперименте участвовали водители, постоянно выезжавшие на городские дороги в рабочие дни. Расчеты производились с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учетом 12-часового рабочего д ня. В анализ включен автотранспорт, находившийся на автодорогах в течение месяца не менее 70 % рабочего времени. В результате проведенного эксперимента выявлен процент рабочего времени, в течение которого автотранспортные средства (АТС) разных категорий находились на УДС города Воронежа: автобусы и такси — 85—90 %, автотранспорт, осуществляющий грузовые перевозки, — 40—45 %, личные легковые АТС —15—20 %.

Для оценки полноты занятости АТС дополнительно проведен эксперимент, где использовалась выборка, в которую ежедневно входило не менее 3000 автомобилей. Осмотр АТС был фронтальный и боковой. Учитывая зависимость степени выбросов компонентов отработанных газов (КОГ), а, следовательно, и экологической обстановки на дорогах от полноты загрузки автотранспорта, был проведен эксперимент по выявлению количества пассажиров, перевозимых легковыми автомобилями. Результаты приведены на рисунке 1. При анализе результатов принималось во внимание, что количество посадочных мест в машине, согласно паспортным данным, должно составлять пять человек.

С ростом парка автомобилей увеличивается потребление горюче-смазочных материалов, что негативно сказывается на состоянии городской воздушной среды, приводя к увеличению в ней выбросов загрязняющих веществ с отработанными газами автомобилей. Динамика увеличения количества АТС и соответствующее возрастание валового выброса загрязняю-

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I оз

а

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

щих веществ свидетельствует о росте нагрузки на воздушную среду города. При этом 95—99 % вредных выбросов в атмосферу приходится на отработанные газы, которые представляют собой аэрозоль сложного состава, зависящего от режима работы ДВС [6].

Известно, что общетоксическое действие присутствующих в выбросах автотранспорта тяжелых металлов на человеческий организм приводит к поражению или изменению деятельности центральной и периферической нервной системы, систем кроветворения, внутренней секреции. Загрязняющие вещества наряду с общетоксическим воздействием на важнейшие системы организма обладают специфическим влиянием на репродуктивную функцию, способствуют возникновению злокачественных новообразований, нарушению наследственного аппарата [8].

Следует отметить, что воздействие многих токсичных веществ обладает эффектом суммации, заключающимся в том, что их смеси, в сравнении с отдельными компонентами, оказывают на живые организмы более токсичное воздействие [3, 8]. Следует также различать максимальные разовые значения ПДК и среднесуточные. Эти различия особенно важны для таких вредных веществ, как бензин, пыль, сажа, сероводород, сероуглерод, серы диоксид, углерод оксид, углерод тетрахло-рид. В таблице 2 представлены основные контаминанты, которые находятся в выбросах от работы автомобильной техники, находящейся на оси дорожной трассы и

Таблица 2

ПДК некоторых технических соединений в воздухе, мг/м3

Техническое вещество ПДК

Бензин (пары):

буроугольный 1,0 (3)

нефтяной 5,0 (2)

малосернистый в пересчете на С 1,5 (3)

газовый 100 (1)

Керосин в пересчете на С (пары) 300 (1)

Лигроин в пересчете на С (пары) 300 (1)

Масла нефтяные 5 (1)

Сероводород в смеси 3 (1)

с углеводородами

Петролейные газы сжиженные 1800 (1)

распределяются по степени удаленности от дорожной сети и интенсивности движения, а также приведены ПДК при различных дозах получения токсического воздействия. Цифрами в скобках обозначены ПДК, рассчитанные для различных временных отрезков: 1 — ПДКрз (для рабочей зоны); 2 — ПДКмр (максимально разовые); 3 — ПДКсс (среднесуточные).

Вред здоровью, наносимый участникам дорожных служб в результате ухудшающейся экологической обстановки, связан со многими факторами. Прежде всего, уровень загрязнения от автотранспорта воздушной среды зависит от количества и вида автомобилей, находящихся на УГДС.

С учетом этого нами исследовалась эмиссия легких загрязнителей, содержащихся в окружающей среде. Эмиссия рассчитывалась отдельно для СО, N0х и СпНт, как функция вида и количества транспортных средств. Рассматривалось несколько вариантов состава и количества транспортных средств:

• вариант 1: 100 % легковых;

• вариант 2: 75 % — легковых, 20 % —

грузовых; 5 % — автобусов;

• вариант 3: 100 % — грузовых;

• вариант 4: 40 % — легковых, 50 % —

грузовых, 10 % — автобусов.

Мощность эмиссии для СО по приведенным вариантам состава средств передвижения с различным количеством АТС представлена на рисунке 2. Из рисунка следует, что с увеличением любого состава транспортных средств интенсивность выбросов СО увеличивается. При этом существенно меньше выбросов наблюдается при варианте 1. Почти в д ва раза увеличивается интенсивность выброса загрязняющих веществ при включении в движение даже небольшого количества грузовиков и автобусов. Еще в д ва раза увеличивается интенсивность выбросов, если в движении участвуют только грузовики, или в сочетании с автобусами, особенно при их количестве более 1500 единиц.

На рисунке 3 представлена интенсивность выбросов СН по тем же вариантам. При малом количестве (до 250 единиц) транспортных средств с любым сочетанием видов автомобилей различий в интенсивности выбросов СН практически не наблюдается (см. рис. 3). При увеличении количества единиц техники значительно меньше интенсивность выбросов от лег-

250

500

750

1000 1250 Количество АТС

1500

1750

2000

Рис. 2. Зависимость интенсивности выбросов CO-10-6 (г/ч - км2) от числа автотранспортных средств (АТС, ед./час) при разной комплектации состава участников движения

(варианты: 1, 2, 3, 4)

500 625

Количество АТС

Рис. 3. Зависимость интенсивности выбросов СН -10-6 (г/ч - км2) от числа автотранспортных средств (АТС, ед./час) при разной комплектации состава участников движения

(варианты: 1, 2, 3, 4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ковых автомобилей. При других вариантах количество выбросов увеличивается. Можно отметить максимум выбросов для четвертого варианта.

Интенсивность выбросов N02 при тех же вариантах представлена на рисунке 4. Из рисунка следует, что интенсивность выбросов незначительно зависит от неоднородности видов транспорта, но в значительной степени зависит от их количества. Так, при количестве автотранспорта до 500 единиц различий между рассматриваемыми вариантами состава автомобильного транспорта не наблюдается. С дальнейшим увеличением количества транс -порта различия по вариантам невелики,

но несколько больший вклад вносит четвертый вариант, когда наряду с грузовым транспортом в движение включается значительная доля автобусов.

Характер изменения величины приземной концентрации КОГ (%) от расстояния до источника загрязнения по оси дороги УДС представлен на рисунке 5. Данные рисунка свидетельствуют о понижении концентрации загрязняющих веществ по мере удаления от оси дороги УДС. Очень быстро, почти на 60 %, это происходит на удалении 15 м, далее снижение концентрации ЗВ замедляется. Почти нулевые значения отмечаются на удалении 50 м.

О

О -1 X х

CD

Г)

О

б

а>

ы

О ^

0 Г)

1

о

Г)

Г) -I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

О

О ТЗ О Ш

Г)

О

X

о

ы ш

Г) -I

оз О

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

500 625

Количество АТС

Рис. 4. Зависимость интенсивности N02 " 10-6 (г/ч - км2) от числа автотранспортных средств (АТС, ед./час) при разной комплектации состава участников движения (варианты: 1, 2, 3, 4)

15 20 25 30

Удаление от оси дороги, м

Рис. 5. Характер изменения приземной концентрации загрязняющих веществ (ЗВ) вдоль оси дороги от источника загрязнения

В данном случае приведенные данные о величине концентрации определялись без учета дополнительных факторов. Вместе с тем шлейф от источника загрязняющих веществ распространяется в горизонтальном стг и вертикальном а у направлениях. При этом рассеивание их происходит неодинаково. Для расстояний от 1 до 10 м была проведена аппроксимация параметров рассеивания в следующем виде [9]:

/ ч Ь

ау(х) = ах ;

а1 (х) = сх .

(1)

где а, Ь, с и ё являются коэффициентами, которые рассчитывались отдельно для различных состояний атмосферы: (А) — очень нестабильное; (В) — нестабильное; (С) — слабо нестабильное; (Б) — ней-

тральное; (Е) — стабильное; (Б) — очень стабильное.

Рассчитанные значения этих параметров приведены в таблице 3. Их значения

Таблица 3 Значения коэффициентов для расчета параметров ст^ и стг

Состояние атмосферы Коэффициенты

а Ь с А

Очень (А) 0,52 0,84 0,26 0,80

нестабильное

Нестабильное (В) 0,39 0,88 0,24 0,86

Слабо (С) 0,24 0,91 0,23 0,81

нестабильное

Нейтральное (Б) 0,14 0,92 0,24 0,79

Стабильное (Е) 0,10 0,91 0,16 0,74

Очень (Б) 0,07 0,91 0,13 0,68

стабильное

3 4 5 6 7 8 9

Расстояние загрязнения от оси дороги, метры

Рис. 6. Зависимость параметра стг от удаленности до источников загрязнения

воздушной среды КОГ

3 4 5 6 7 8 9 Расстояние от источника загрязнения, м

Рис. 7. Зависимость сту от удаленности до источников загрязнения воздушной среды КОГ

О) ^

О

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I оз О

найдены для времени, осредненного за 10 мин; стг определялось для начального ¿0 = 0,3 м и к < 2,5 м.

Расчеты начальной концентрация С производились по формуле, предложенной Ф. Н. Семевским [9]:

^ = (10^0)

0,53х

0,22

(2)

Начальная концентрация С зависит от расстояния д о края проезжей части — х, в этом случае значения Сту и ст2 рассчитаны по формулам (3) и (4):

Сту = ^ • ахЬ,

Стг, = С^ • су?.

(3)

(4)

Расчеты значения шлейфа КОГ были проведены для наиболее неблагоприятных классов стабильности воздушной среды (по Паскуиллу) [1, 2]: (В) — нестабильного, (С) — слабо нестабильного и

(Б) — нейтрального. Данные для следующих классов: А — очень нестабильного, Е — стабильного и Б — очень стабильного имеют незначительное расхождение.

Расчетные данные параметров стг и Сту для классов стабильности (В), (С) и (Б) представлены на рисунках 6 и 7.

Из рисунка 6 видно, что в горизонтальном направлении величина рассеивания загрязняющих веществ с удалением от источника несущественно зависит от состояния атмосферы, особенно на расстоянии 3—4 м, в дальнейшем происходит увеличение величин рассеивания шлейфа КОГ при нестабильном состоянии атмосферы.

Из рисунка 7 видно, что на рассеивание загрязняющих веществ в вертикальном направлении существенное влияние оказывает состояние атмосферы. Наиболее высокие значения Сту обнаруживаются при нестабильном состоянии атмосферы.

Проведенные исследования показали, что дорожная сеть — это участки территорий, ранжируемых по степени загряз-

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

нения, в зависимости от удаленности источника загрязнения и интенсивности движения. В связи с этим сотрудники д о-рожно-постовых служб и другие лица, находящиеся вблизи дорожной полосы, принимают на себя основную долю постоянно присутствующих в воздухе загрязняющих веществ, подвергаясь действию КОГ от автотранспорта. Длительный период нахождения у края проезжей части независимо от времени суток и интенсивности движения обусловливает снижение защитных свойств организма.

При этом накопление рассматриваемых компонентов в различных органах и тканях человека происходит избирательно. Обычно они аккумулируются в органах с интенсивными биохимическими процессами: в печени, почках, эндокринных железах. Наибольшей опасностью представляется возможность проявления негативных воздействий на организм человека через десятилетия и даже в последующих поколениях [8]. Так, в результате загрязнения воздушной среды в районах городской территории с повышенной интенсивностью движения АТС по дорожной сети проявляются неспецифические био-

Библиографический список

реакции в виде увеличения заболеваемости и смертности, нарушения иммунной системы, морфологического состава крови, снижения средней продолжительности жизни [3].

Все это требует дальнейших исследований по выявлению сопутствующих факторов, ухудшающих состояние окружающей среды и здоровье лиц, находящихся вблизи дорожного полотна. Требуется разработка методов по снижению воздействия выбросов загрязняющих веществ путем совершенствования организации дорожного движения для улучшения экологической обстановки в городе Воронеже.

В связи с этим, возможно, необходим пересмотр регламента работ и сроков нахождения соответствующего контингента лиц вблизи дорожного полотна. Для детальной оценки фактического состояния концентраций загрязнения воздушной среды и их влияния на здоровье населения на рассматриваемой дорожной сети городской территории необходимо учитывать многие другие факторы, такие, например, как характер построек вблизи дороги, лесные насаждения, состояние дорог, метеорологические условия.

1. Аршинов М. Ю. Динамика вертикального распределения парниковых газов в атмосфере / М. Ю. Аршинов, Б. Д. Белан, Д. К. Давыдов // Оптика атмосферы и океана. — 2012. — Т. 25. — № 12. — С. 1051—1061.

2. Брюхань Ф. Ф. Оценка климатических условий атмосферной дисперсии при размещении промышленных и энергетических предприятий на основе критериев индивидуального и коллективного риска / Ф. Ф. Брюхань, О. А. Лугуева, О. Ю. Радипа // Инженерная защита окружающей среды. — М.: 2014. — С. 21—22.

3. Интегральная экологическая оценка состояния городской среды / С. А. Куролап, О. В. Клепиков, П. М. Виноградов и др. — Воронеж: Научная книга, 2015. — 232 с.

4. Куролап С. А. Оценка экологического риска от воздействия автотранспортного комплекса в крупных городах Центрального Черноземья / С. А. Куролап, А. Б. Якушев, П. М. Виноградов, А. П. Карпова // Экология и биоиндикация техногенных рисков территорий интенсивного антропогенного освоения. — Воронеж, 2018. — С. 6—40.

5. Ложкин В. Н. Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом. Автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей среды, проблемы и решения: справочно-методическое пособие. — СПб.: НПК «Атмосфера», 2001. — 131 с.

6. Луканин В. Н. Промышленно-транспортная экология / В. Н. Луканин. — М.: Высшая школа, 2003. — 273 с.

7. Орлов Д. С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: учебное пособие / Д. С. Орлов, Л. К. Садовникова, И. Н. Лозановская. — М.: Высшая школа, 2002. — 334 с.

8. Ревич Б. А. Экологическая эпидемиология / Б. А. Ревич, С. Л. Авалиани, Г. И. Тихонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.

9. Семевский Ф. Н. Математическое моделирование экологических процессов: учеб. пособие / Ф. Н. Семевский, С. М. Семенов. — Л.: Гидрометеоиздат, 1982. — 280 с.

10. Якушев А. Б. Экологическая оценка воздействия автотранспорта на воздушный бассейн городов Центрального Черноземья / А. Б. Якушев, С. А. Куролап, М. А. Карпович. — Воронеж: Научная книга, 2013. — 207 с.

FEATURES OF DISTRIBUTION OF ROADSIDE ECOLOGICAL POLLUTANTS: A CASE STUDY OF THE CITY OF VORONEZH p

G. V. Zibrov, Ph. D. (Pedagogy), Dr. Habil, Professor, Chief of Military Educational and Scientific Centre of the Air Force, "Air Force Academy named after professor N. E. Zhukovskiy

CD

and Y. A. Gagarin", Voronezh, Russia, p

V. P. Zakusilov, Ph. D. (Geography), Associate Professor of Military Educational and Scientific g

Centre of the Air Force, "Air Force Academy named after professor N. E. Zhukovskiy and Y. A. Gagarin ", Voronezh, Russia,

I. E. Kuznetsov, Ph. D. (Engineering), Dr. Habil., Chief of Department of Military Educational and Scientific Centre of the Air Force, "Air Force Academy named after professor N. E. Zhukovskiy and Y. A. Gagarin", Voronezh, Russia, N. Ya. Mokshina, Ph. D. (Chemistry), Dr. Habil., Professor of Military Educational | Q

and Scientific Centre of the Air Force, 'Air Force Academy named after professor N. E. Zhukovskiy and Y. A. Gagarin', Voronezh, Russia, S. A. Kurolap, Ph. D. (Geography), Dr. Habil., Professor, Dean of the Department of Geography, Geoecology and Tourism,Voronezh State University, Voronezh, Russia e

References

gorodskoj sredy [Integrated environmental assessment of the urban environment]. Voronezh, Nauchnaya

4. Kurolap S. A., Yakushev A. B., Vinogradov P. M., Karpova A. P. Ekologiya i bioindikaciya tekhnogennyh riskov territorij intensivnogo antropogennogo osvoeniya. [Ecology and bioindication of technogenic risks of territories of intensive anthropogenic development]. Voronezh, 2018. P. 6—40 [in Russian].

5. Lozhkin V. N. Zagryaznenie atmosfery avtomobil'nym transportom. Avtomobil'nyj transport kak istochnik zagryazneniya okruzhayushchej sredy, pro-blemy i resheniya: spravochno-metodicheskoe posobie. [Air pollution by automobiles. Road transport as a source of environmental pollution, problems and solutions: reference and methodological manual]. Sankt-Peterburg: NPK "Atmosfera", 2001. 131 p. [in Russian].

6. Lukanin V. N. Promyshlenno-transportnaya ekologiya. [Industrial and transport ecology]. Moscow, Vysshaya shkola. 2003. 273 p. [in Russian].

7. Orlov D. S., Sadovnikova L. K., Lozanovskaya I. N. Ekologiya i ohrana biosfery pri himicheskom za-gryaznenii: uchebnoe posobie. [Ecology and conservation of the biosphere during chemical pollution: a training manual]. Moscow, Vysshaya shkola. 2002. 334 p. [in Russian].

8. Revich B. A., Avaliani S. L., Tikhonova G. I. Ekologicheskaya epidemiologiya. [Environmental epidemiology]. Moscow, Izdatel'skij centr "Akademiya". 2004. 384 p. [in Russian].

9. Semevskiy F. N., Semenov S. M. Matematicheskoe modelirovanie ekologicheskih processov: uchebnoe posobie. [Mathematical modeling of environmental processes: a training manual]. Leningrad, Gidrome-teoizdat, 1982. 280 p. [in Russian].

10. Yakushev A. B., Kurolap S. A., Karpovich M. A. Ekologicheskaya otsenka vozdeystviya avtotransporta na vozdushnyy basseyn gorodov Tsentral'nogo Chernozem'ya. [Environmental assessment of the impact of vehicles on the air basin of the cities of the Central Black Earth Region]. Voronezh, Nauchnaya kniga. 2013. 207 p. [in Russian].

n -i T3 O s

o

T3

1. Arshinov M. Yu., Belan B. D., Davydov D. K. Dinamika vertikal'nogo raspredeleniya parnikovyh gazov v atmosfere [The dynamics in vertical distribution of green-house gases in the atmosphere]. Atmospheric and Oceanic Optics. 2012. Vol. 25. No. 12. P. 1051—1061 [in Russian]. O

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bryukhan' F. F., Lugueva O. A., Radipa O. Yu. [Assessment of climatic conditions of atmospheric dis- C persion at the placement of industrial and power enterprises due to of the criteria of individual and col- 0 lective risk] Inzhenernaya zashchita okruzhayushchej sredy [Environmental engineering]. Moscow, 2014. ° P. 21—22 [in Russian].

X

Kurolap S. A., Klepikov O. V., Vinogradov P. M. Integral'naya ekologicheskaya otsenka sostoyaniya O kniga, 2015. 232 p. [in Russian]. n

B

3.

65

№4, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.