Научная статья на тему 'Оценка качества оказания стоматологической помощи по результатам медико-социологического опроса'

Оценка качества оказания стоматологической помощи по результатам медико-социологического опроса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
284
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артюхов И. П., Сенченко А. Ю., Морош А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества оказания стоматологической помощи по результатам медико-социологического опроса»

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования было опрошено 350 сельских жителей Назаровского района. Из них 36% составили мужчины и 64% - женщины. В опросе приняли участие жители в возрасте от 15 до 70 лет, средний возраст опрошенных составил 37,017 ± 0,648 года. В качестве группы сравнения было опрошено 488 жителей Советского района г. Красноярска. В опросе приняли участие жители в возрасте от 15 до 79 лет, средний возраст опрошенных составил 40,127 ± 0,845 года. Из них 35,7% составили мужчины и 64,3% -женщины.

Учитывая поставленные цель и задачи нашего исследования в вопросе изучения самооценки здоровья, нами было проведено изучение самооценки здоровья зубов, десен, слизистой оболочки полости рта респондентов. Эта оценка проводилась по следующим критериям:

1. Состояние плохое (есть хронические заболевания, они часто обостряются, из-за обострения часто приходится идти на «больничный», много неудаленных и нелеченных зубов);

2. Состояние удовлетворительное (есть хронические заболевания, периодические обострения которых иногда требуют лечения на «больничном», неудаленных и испеченных зубов мало);

3. Состояние хорошее (хронических заболеваний нет либо они не имели обострений более 2 лет, зубы, подлежащие удалению, отсутствуют, необходимо только лечение 1-2 зубов).

Результаты самооценки здоровья среди респондентов представлены в таблице 1.

Сравнение текущих оценок здоровья зубов, десен, слизистой оболочки полости рта жителями Назаровского района и Советского района г. Красноярска показало, что практически каждый четвертый житель Назаровского района отмечает плохое здоровье полости рта (27,75%), в то время как таких оценок у жителей Советского района значительно меньше (15,19%) (р < 0,05). В то же время стоит отметить, что число оценок «плохо» жителями Назаровского района за последние 5 лет возросло (р < 0,05), в то время как жители Советского района г. Красноярска изменений в самооценке здоровья зубов, десен, слизистой оболочки полости рта не отмечают.

Одним из факторов, косвенно определяющих отношение населения к организации стоматологической помощи, является поведение человека в случае заболевания полости рта (табл. 2).

Полученные данные показывают, что жители г. Красноярска чаще, чем жители Назаровского района, в случае заболевания полости рта обращаются в стоматологическую поликлинику (79,35% против 67,43%) (р < 0,05). Кроме того, жители Назаровского района в случае такого заболевания чаще занимаются самолечением - 18,29%, чем жители Советского района г. Красноярска - 5,12% (р < 0,001). Такие результаты стоит связывать, с одной стороны, с доступностью стоматологической помощи.

Опрошенные жители Назаровского района, как и Советского района г. Красноярска, обращаются за медицинской помощью в поликлинику от 1 до 5 раз, что на одного человека составило в среднем в Назаровском районе 1,14 ±

0,07 раза, в г. Красноярске - 1,4 ± 0,16 раза. Вообще не обращались за стоматологической помощью в Назаровском районе 41,38% опрошенных, а в Советском районе г. Красноярска - 32,27%. В стационаре по поводу стоматологического заболевания лечилось менее 1% респондентов.

Уровень качества стоматологической помощи определяется доступностью этого вида помощи, достаточной квалификацией персонала, наличием современных и качественных материалов, современного оборудования и работой смежных служб. Но, кроме того, качество медицинской помощи определяется еще и удовлетворенностью населением полученными услугами и уровнем обслуживания.

Проведение социологических опросов населения является существенным дополнением к стандартным механизмам оценки качества медицинской помощи (табл. 3).

При сравнении оценок, которые были даны респондентами стоматологической помощи на их территориях, можно отметить, что в целом жители Советского района г. Красноярска дали более высокие оценки, чем жители Назаровского района. Интересно отметить, что оценка внешнего вида стоматологических кабинетов и отделений в г. Красноярске значительно выше, что в определенной степени связано с высоким уровнем развития платных стоматологических услуг, часть средств от которых идет на ремонт учреждений.

Работа врачей-стоматологов (терапевтов, хирургов и ортопедов) в Назаровском районе оценивается ниже, чем в Советском районе г. Красноярске.

Важно отметить, что внешний вид медицинских сестер и санитарок в Назаровском районе выше, чем в Советском районе г. Красноярска.

Оценка материально-технической базы стоматологических служб населением в Назаровском районе и Советском районе г. Красноярска практически одинакова.

При оценке уровня стоматологического обслуживания немаловажным является и выяснение тех факторов, которые способны оказать отрицательное влияние на оценку уровня медицинской помощи. При выяснении этих факторов нами было отмечено, что 19,43% жителей Назаровского района и только 4,92% жителей Советского района г. Красноярска указали на то, что в качестве медицинского обслуживания их все удовлетворяет (р < 0,001).

Причины неудовлетворения медицинской помощью указаны в таблице 4.

Таким образом, рассмотрев факторы, которые вызывают неудовлетворение качеством медицинской помощи,

стоит сказать, что большинство этих факторов можно отнести к категории управляемых и они могут быть либо устранены полностью, либо минимизированы.

Еще одним из факторов, позволяющим дать оценку доверию населения медицинских работников, является изучение вопроса выполнения пациентами назначений врача. Отметили факт своего выполнения назначений врача 65,71% жителей Назаровского района и 45,08% респондентов, проживающих в Советском районе г. Красноярска (р < 0,001). Причины невыполнения назначений врача указаны в таблице 5.

Все вышесказанное в определенной степени говорит о том, что степень доверия населения врачам в Назаровском районе значительно выше, чем в г. Красноярске.

Проблема приобретения необходимых лекарств не стоит для 44,38% жителей Назаровского района и 41,6% жителей Советского района г. Красноярска. Половина опрошенных (51,26% жителей Советского района г. Красноярска и 48,12% жителей Назаровского района) отмечают, что, несмотря на то что лекарства в аптеках есть, приобретение их проблематично в связи дороговизной.

Таким образом, можно говорить о том, что одним из способов повышения качества медицинского обслуживания могут быть названы дифференцированный подход к назначению лекарств с учетом финансовых возможностей жителей, а также обоснование необходимости назначения более дорогих препаратов.

Результаты опроса позволяют говорить, что в организации стоматологической помощи на изучаемых территориях есть как положительные стороны, так и недостатки. К сохранению положительных сторон и устранению недостатков необходимо подходить дифференцированно с учетом возможностей населения территории и медицинского учреждения.

По мнению респондентов из Назаровского района, для улучшения стоматологического обслуживания необходимо сделать следующее:

• повысить уровень оплаты труда врачей-стоматологов'- 33,14%;

• повысить уровень подготовки врачей-стоматологов - 29,14%;

• закупить современное оборудование - 53,71%;

• передать стоматологические учреждения в частные руки - 5,71%;

• оплачивать труд врачей-стоматологов по конечному результату - выздоровлению - 21,71%;

• внедрять передвижные стоматологические бригады для сельской местности - 47,43-

Таким образом, жители Назаровского района наиболее важным для улучшения качества стоматологической помощи считают приобретение современного оборудования и создание выездных стоматологических бригад, которые способствовали бы приближению стоматологической помощи к сельскому населению.

По мнению респондентов, проживающих в Советском районе г. Красноярска, для улучшения медицинского обслуживания необходимо:

• повысить уровень оплаты труда врачей-стоматологов - 25,82%;

• повысить уровень подготовки врачей-стоматологов -43,18%;

• закупить современное оборудование - 68,7%;

• передать стоматологические учреждения в частные руки - 10,61%;

• оплачивать труд врачей-стоматологов по конечному результату - выздоровлению - 24,69%;

- внедрять платные стоматологические услуги -

11,53%.

Т аким образом, для респондентов из Советского района г. Красноярска для улучшения качества стоматологической помощи важно приобретать современное оборудование и улучшить уровень подготовки врачей-стомато-логов.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования было опрошено 350 сельских жителей Назаровского района. Из них 36% составили мужчины и 64% - женщины. В опросе приняли участие жители в возрасте от 15 до 70 лет, средний возраст опрошенных составил 37,017 ± 0,648 года. В качестве группы сравнения было опрошено 488 жителей Советского района г. Красноярска. В опросе приняли участие жители в возрасте от 15 до 79 лет, средний возраст опрошенных составил 40,127 ± 0,845 года. Из них 35,7% составили мужчины и 64,3% -женщины.

Учитывая поставленные цель и задачи нашего исследования в вопросе изучения самооценки здоровья, нами было проведено изучение самооценки здоровья зубов, десен, слизистой оболочки полости рта респондентов. Эта оценка проводилась по следующим критериям:

1. Состояние плохое (есть хронические заболевания, они часто обостряются, из-за обострения часто приходится идти на «больничный», много неудаленных и нелеченных зубов);

2. Состояние удовлетворительное (есть хронические заболевания, периодические обострения которых иногда

требуют лечения на «больничном», неудаленных и испеченных зубов мало);

3. Состояние хорошее (хронических заболеваний нет либо они не имели обострений более 2 лет, зубы, подлежащие удалению, отсутствуют, необходимо только лечение 1-2 зубов).

Результаты самооценки здоровья среди респондентов представлены в таблице 1.

Сравнение текущих оценок здоровья зубов, десен, слизистой оболочки полости рта жителями Назаровского района и Советского района г. Красноярска показало, что практически каждый четвертый житель Назаровского района отмечает плохое здоровье полости рта (27,75%), в то время как таких оценок у жителей Советского района значительно меньше (15,19%) (р < 0,05). В то же время стоит отметить, что число оценок «плохо» жителями Назаровского района за последние 5 лет возросло (р < 0,05), в то время как жители Советского района г. Красноярска изменений в самооценке здоровья зубов, десен, слизистой оболочки полости рта не отмечают.

Одним из факторов, косвенно определяющих отношение населения к организации стоматологической помощи, является поведение человека в случае заболевания полости рта (табл. 2).

Полученные данные показывают, что жители г. Красноярска чаще, чем жители Назаровского района, в случае заболевания полости рта обращаются в стоматологическую поликлинику (79,35% против 67,43%) (р < 0,05). Кроме того, жители Назаровского района в случае такого заболевания чаще занимаются самолечением - 18,29%, чем жители Советского района г. Красноярска - 5,12% (р < 0,001). Такие результаты стоит связывать, с одной стороны, с доступностью стоматологической помощи.

Опрошенные жители Назаровского района, как и Советского района г. Красноярска, обращаются за медицинской помощью в поликлинику от 1 до 5 раз, что на одного человека составило в среднем в Назаровском районе 1,14 ± 0,07 раза, в г. Красноярске - 1,4 ± 0,16 раза. Вообще не обращались за стоматологической помощью в Назаровском районе 41,38% опрошенных, а в Советском районе г. Красноярска - 32,27%. В стационаре по поводу стоматологического заболевания лечилось менее 1% респондентов.

Уровень качества стоматологической помощи определяется доступностью этого вида помощи, достаточной квалификацией персонала, наличием современных и качественных материалов, современного оборудования и работой смежных служб. Но, кроме того, качество медицинской помощи определяется еще и удовлетворенностью населением полученными услугами и уровнем обслуживания.

Проведение социологических опросов населения является существенным дополнением к стандартным механизмам оценки качества медицинской помощи (табл. 3).

При сравнении оценок, которые были даны респондентами стоматологической помощи на их территориях, можно отметить, что в целом жители Советского района г. Красноярска дали более высокие оценки, чем жители Назаровского района. Интересно отметить, что оценка внешнего вида стоматологических кабинетов и отделений в г. Красноярске значительно выше, что в определенной степени связано с высоким уровнем развития платных стоматологических услуг, часть средств от которых идет на ремонт учреждений.

Работа врачей-стоматологов (терапевтов, хирургов и ортопедов) в Назаровском районе оценивается ниже, чем в Советском районе г. Красноярске.

Важно отметить, что внешний вид медицинских сестер и санитарок в Назаровском районе выше, чем в Советском районе г. Красноярска.

Оценка материально-технической базы стоматологических служб населением в Назаровском районе и Советском районе г. Красноярска практически одинакова.

При оценке уровня стоматологического обслуживания немаловажным является и выяснение тех факторов, которые способны оказать отрицательное влияние на оценку уровня медицинской помощи. При выяснении этих факторов нами было отмечено, что 19,43% жителей Назаровского района и только 4,92% жителей Советского района г. Красноярска указали на то, что в качестве медицинского обслуживания их все удовлетворяет (р < 0,001).

Причины неудовлетворения медицинской помощью указаны в таблице 4.

Таким образом, рассмотрев факторы, которые вызывают неудовлетворение качеством медицинской помощи, стоит сказать, что большинство этих факторов можно отнести к категории управляемых и они могут быть либо устранены полностью, либо минимизированы.

Еще одним из факторов, позволяющим дать оценку доверию населения медицинских работников, является изучение вопроса выполнения пациентами назначений врача. Отметили факт своего выполнения назначений врача 65,71% жителей Назаровского района и 45,08% респондентов, проживающих в Советском районе г. Красноярска (р < 0,001). Причины невыполнения назначений врача указаны в таблице 5.

Все вышесказанное в определенной степени говорит о том, что степень доверия населения врачам в Назаровском районе значительно выше, чем в г. Красноярске.

Проблема приобретения необходимых лекарств не стоит для 44,38% жителей Назаровского района и 41,6% жителей Советского района г. Красноярска. Половина опрошенных (51,26% жителей Советского района г. Красноярска и 48,12% жителей Назаровского района) отмечают, что, несмотря на то что лекарства в аптеках есть, приобретение их проблематично в связи дороговизной.

Таким образом, можно говорить о том, что одним из способов повышения качества медицинского обслуживания могут быть названы дифференцированный подход к назначению лекарств с учетом финансовых возможностей жителей, а также обоснование необходимости назначения более дорогих препаратов.

Результаты опроса позволяют говорить, что в организации стоматологической помощи на изучаемых территориях есть как положительные стороны, так и недостатки. К сохранению положительных сторон и устранению недостатков необходимо подходить дифференцированно с учетом возможностей населения территории и медицинского учреждения.

По мнению респондентов из Назаровского района, для улучшения стоматологического обслуживания необходимо сделать следующее:

• повысить уровень оплаты труда врачей-стоматологов'- 33,14%;

• повысить уровень подготовки врачей-стоматологов - 29,14%;

• закупить современное оборудование - 53,71%;

• передать стоматологические учреждения в частные руки - 5,71%;

• оплачивать труд врачей-стоматологов по конечному результату - выздоровлению - 21,71%;

• внедрять передвижные стоматологические бригады для сельской местности - 47,43-

Таким образом, жители Назаровского района наиболее важным для улучшения качества стоматологической помощи считают приобретение современного оборудования и создание выездных стоматологических бригад, которые способствовали бы приближению стоматологической помощи к сельскому населению.

По мнению респондентов, проживающих в Советском районе г. Красноярска, для улучшения медицинского обслуживания необходимо:

• повысить уровень оплаты труда врачей-стоматологов - 25,82%;

• повысить уровень подготовки врачей-стоматологов -43,18%;

• закупить современное оборудование - 68,7%;

• передать стоматологические учреждения в частные руки - 1G,61%;

• оплачивать труд врачей-стоматологов по конечному результату - выздоровлению - 24,69%;

• внедрять платные стоматологические услуги

11,53%.

Таким образом, для респондентов из Советского района г. Красноярска для улучшения качества стоматологической помощи важно приобретать современное оборудование и улучшить уровень подготовки врачей-стоматологов.

Таблица1. Самооценка здоровья респондентов, %

Самооценка здоровья 5 лет назад Текущая самооценка здоровья

Самооценка здоровья Назаровский район Советский район г. Красноярска Назаровский район Советский район г. Красноярска

Плохое 22,22 16,4 27,75 15,19

Удовлетворительное 55,56 56,8 49,71 56,96

Хорошее 22,22 26,8 22,54 27,85

Таблица2. Действия респондентов в случае заболевания полости рта,%

Действия Назаровский район Советский район г. Красноярска

Занимаются самолечением 18,29 5,12

Ничего не делают 10,86 10,33

Вызывают стоматолога на дом 1,71 0,56

Обращаются в стоматологическую поликлиник)' 67,43 79,35

Обращаются за советом к друзьям, соседям, родственникам 2.29 2.95

Другое 0,57 1,69

ТаблицаЗ. Оценка медицинской помощи (средний балл)

Оцениваемый признак Назаровский район Советский район г. Красноярска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоматологическое обслуживание в поликлинике 3,898 ±0,01 4,236 ± 0,03

Внешний вид стоматологического отделения 4,275 + 0,103 4,760 ±0,188

Работа регистратуры 3,862 ±0,105 3,667 ± 0,064

Работа врача кабинета терапевтической стоматологии 4,104 ±0,112 4,533 ±0,114

Работа врача кабинета хирургической стоматологии 4,226 ±0,116 4,602 ± 0,061

Работа врача кабинета ортопедической стоматологии (зубопротезного) 4,049 ±0,112 4,557 ± 0,068

Работа медицинских сестер стоматологических кабинетов 4,196 ±0,115 4,292 ±0,241

Работа физиотерапевтической службы 4,329 ±0,117 4.196 ±0,056

Внешний вид врачей 4,574 ±0,119 4.556 ±0,049

Внешний вид медсестер 4,5 ± 0,05 4.399 ± 0,048

Внешний вид санитарок 4,181 ±0,115 3,828 ±0,061

Оценка материально-технического оснащения поликлиники 4,611 ±0,112 4,645 ± 0,069

Таблица4. Причины неудовлетворения медицинской помощью, %

Причины Назаровский район Советский район г. Красноярска

Очереди на прием к врачу 38.29 39,1

Нехватка или отсутствие необходимых лекарств 13,14 14,67

Невнимательность медицинского персонала 8 15,0

Грубость работников регистратуры 7,43 11,89

Г рубость медицинских сестер 6,29 6,56

Плохой внешний вид медицинских учреждений (отсутствие ремонта, устаревшая мебель) 6,29 5,16

Г рубость врачей 5,71 8,61

Отсутствие специалистов 5,14 7,05

Невозможность проведения диагностического и лабораторного обследования 4 17,62

Низкий профессиональный уровень врачей 1.2") 12,39

Другое 6,29 2,46

Таблица5. Причины невыполнения назначений врача, %

Причины Назаровский район Советский район Красноярска

Дороговизна лекарств 18,29 26,87

Нехватка времени 10,29 46,27

Предпочитают лечиться своими средствами 7,43 3,73

«Врач назначает не то лечение» 0 11,19

Подобное лечение не помогло знакомым респондента 0 27,61

Другое причины 5,71 5,97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.