Научная статья на тему 'Оценка качества обслуживания перевозок лиц с ограниченными возможностями'

Оценка качества обслуживания перевозок лиц с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / качество / услуга / пассажиры / уровень обслуживания / перевозчики / transport / quality / service / passengers / level of service / cab companies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавыраа Чечек Деспи-Ооловна

В современном мире качество транспортного обслуживания является наиболее актуальным для системы автомобильного пассажирского транспорта, в первую очередь для развития конкурентной борьбы между перевозчиками всех форм собственности, что является двигателем для оказания своевременных, удобных для пассажиров, безопасных услуг. Но перевозчики обслуживают в большей части здоровое население. Никто не задумывается о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) тоже хотят участвовать в жизни города, выезжать на прогулки, получать медицинскую помощь в поликлинике и т.д. Руководителей организаций и предприятий обязывают строить пандусы для лиц ОВЗ, но никто не предоставляет им возможность приехать на специализированных транспортных средствах до места назначения. С каждым годом строятся новые здания, микрорайоны, дороги и другие инженерные сооружения. Вызов легкового такси обходится дорого, в часы – пик невозможно уехать из отдаленных микрорайонов города. Поэтому проблема обслуживания лиц с ОВЗ является важной и нужной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF QUALITY OF DISABLED PERSONS TRANSPORTATION SERVICE

In the modern world, the quality of transport services is the most relevant for the automobile passenger transport system, primarily for the development of competition between cab companies of all forms of ownership, which is the engine for providing timely, convenient and safe services. But cab companies serve mostly healthy populations. It is important to involve people with disabilities (HIA) to the city life, to let them go for walks and get medical care in hospitals and clinics, etc. Heads of organizations and enterprises are obliged to build wheelchair ramps for people with disabilities, but no one gives them the opportunity to travel by specialized vehicles to their destination. Every year new buildings, housing estates, roads and other engineering structures are being built. Calling a passenger taxi is expensive, during rush hours it is impossible to leave the remote microdistricts of the city. Therefore, the problem of servicing people with disabilities is important and relevant.

Текст научной работы на тему «Оценка качества обслуживания перевозок лиц с ограниченными возможностями»

УДК 656.072:364.04

doi 10.24411/2077-6896-2020-10028

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Шавыраа Ч.Д. Тувинский государственный университет, г. Кызыл

EVALUATION OF QUALITY OF DISABLED PERSONS TRANSPORTATION

SERVICE

Ch. D. Shavyraa Tuvan State University, Kyzyl

В современном мире качество транспортного обслуживания является наиболее актуальным для системы автомобильного пассажирского транспорта, в первую очередь для развития конкурентной борьбы между перевозчиками всех форм собственности, что является двигателем для оказания своевременных, удобных для пассажиров, безопасных услуг. Но перевозчики обслуживают в большей части здоровое население. Никто не задумывается о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) тоже хотят участвовать в жизни города, выезжать на прогулки, получать медицинскую помощь в поликлинике и т.д. Руководителей организаций и предприятий обязывают строить пандусы для лиц ОВЗ, но никто не предоставляет им возможность приехать на специализированных транспортных средствах до места назначения.

С каждым годом строятся новые здания, микрорайоны, дороги и другие инженерные сооружения. Вызов легкового такси обходится дорого, в часы - пик невозможно уехать из отдаленных микрорайонов города. Поэтому проблема обслуживания лиц с ОВЗ является важной и нужной.

Ключевые слова: транспорт; качество; услуга; пассажиры; уровень обслуживания; перевозчики

In the modern world, the quality of transport services is the most relevant for the automobile passenger transport system, primarily for the development of competition between cab companies of all forms of ownership, which is the engine for providing timely, convenient and safe services. But cab companies serve mostly healthy populations. It is important to involve people with disabilities (HIA) to the city life, to let them go for walks and get medical care in hospitals and clinics, etc. Heads of organizations and enterprises are obliged to build wheelchair ramps for people with disabilities, but no one gives them the opportunity to travel by specialized vehicles to their destination.

Every year new buildings, housing estates, roads and other engineering structures are being built. Calling a passenger taxi is expensive, during rush hours it is impossible to leave the remote

microdistricts of the city. Therefore, the problem of servicing people with disabilities is important and relevant.

Key words: transport; quality; service; passengers; level of service; cab companies

Для города Кызыл в настоящее время существует проблема обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями. Для пассажиров существуют маршрутные такси, автобусы, легковые такси. Но когда дело доходит до лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), родные и близкие не знают, куда обращаться, чтобы хотя бы элементарно доехать до поликлиники или больницы для получения медицинской помощи.

В странах Европы существуют службы, которые курируют данные лица и оказывают им посильную помощь. Представители администраций не задумываются над данной проблемой. До сих пор в г. Кызыл нет службы, которая помогала бы заказать специальный автомобиль для лежачих больных, инвалидов-колясочников и других лиц, которые не могут пользоваться общественным транспортом. Для создания доступной среды для всех слоев населения необходимо понимать, что существуют люди, нуждающиеся в неравнодушном отношении, проблемы которых могут и должны быть решены. Транспортная доступность довольно больной вопрос, если человек попадает в такую ситуацию впервые. В утренние часы-пик не только лица с ОВЗ, даже здоровое население не может получить соответствующее качественное обслуживание, т.к. автобусы особо малого класса не справляются с пассажиропотоками.

В настоящее время происходит пере-

ход от оценки отдельных видов движения (пешеходное перемещение, маршрутный транспорт, личный автомобиль) к их интегральной оценке [1]. Так как разные виды пользователей взаимодействуют в пространстве городской улицы, важно установить, каким образом изменение уровня обслуживания одного вида пользователей влияет на уровни обслуживания других.

Вопросы качества транспортного обслуживания являются наиболее актуальными для системы автомобильного пассажирского транспорта особенно в малых городах, т.к. обслуживая население, он существенно влияет на его деятельность, экономическую и социальную ситуацию в регионе [2].

Классификация показателей качества пассажирских автобусных перевозок с учетом требований ГОСТ Р 51004-961 приведена на рис. 1.1.

Порядок выбора номенклатуры показателей качества должен предусматривать учет следующих факторов:

Основные требования пассажиров, как потребителей к перевозочному процессу и условиям обслуживания для разных городов может быть неодинаковым. Но при этом следует учесть такие основные показатели как технический, эстетический, эксплуатационные уровни. Для лиц с ОВЗ требования к подвижному составу может

1 ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества. ГОССТАНДАРТ РОССИИ. М.: 1997. - 8 с.

Рис. 1.1. Классификация показателей качества пассажирских автобусных перевозок

быть иным. Для них важно иметь возможность заказать транспортное средство до «двери», и при этом транспортное средство должно быть платформой пониженной высоты.

Из классификационных показателей качества первую очередь внимание уделяется экономичности услуг. При вызове транспортных средств для лиц с ОВЗ должны быть учтены стоимость проезда, суммарные затраты на поездку в месяц.

Информационное обслуживание перевозок в г. Кызыл находится на низком уровне. Нет специальных сайтов для лиц ОВЗ. Проблематичной является вызов такси даже в ближайших поселках-спутниках города. Автомобили-такси перегружены в часы-пик, они работают по заранее состав-

ленному расписанию.

По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва на 1 января 2018 г. в федеральном регистре состояло 22885 инвалидов (в 2017 году - 22673 инвалидов, в 2018г. - 22797 инвалидов), что составило 7,2 процента от общего населения Республики. Из них инвалидов первой группы 2703 чел. (0,8 процента от всего населения или 1,3 процента от всего взрослого населения), в 2017 году инвалиды 1 группы 2658 человек. Инвалиды второй группы составили 8794 чел., что составило 2,9 процента от всего населения Республики или 4,6 процента от взрослого населения (в 2015 году 9194 человек). Инвалиды третьей группы 8853 чел., что от всего населения - 2,7 процента и от взрос-

лого населения - 4,3 процента (в 2017 г. - 8628 человек). Дети-инвалиды 2516 ребенка, что от всего населения Республики составило 0,7 процента и от всего детского населения 2,0 процента (в 2018 г. - 2311

чел.). По доле в общей инвалидности республики - количество инвалидов первой группы составило 11,6 процента, второй группы - 40,3 процента, третьей - 37,8 процента, детей-инвалидов - 10,2 процента.

Рис. 1.2. Диаграмма количества инвалидов в Республике Тыва

Как видим из диаграммы, количество лиц с ОВЗ не сокращается, а некоторых случаях даже увеличивается. Доступная городская среда остается актуальной не только для тех, кто сам может перемещаться в пространстве. Необходимо уделять внимание всем, кто не может пользоваться общественным транспортом. Обновление сайтов для заказа такси, контроль за перевозчиками, которые оказывают данную услугу, поддержка в виде дотаций и других выплат могут привнести положительный эффект для них.

Для малых городов возможно внедрение комплексной оценки уровня обслуживания пассажиров, при котором учитываются все факторы, начиная с пешеходной доступности остановок и заканчивая уровнем обслуживания отдельных пассажирских предприятий и компаний. На территории Республики Тыва зарегистрировано 273 хозяйствующих субъекта, осуществляющих

регулярные перевозки пассажиров [3].

В праздничные и выходные дни лица с ОВЗ некоторых микрорайонов не могут доехать до пункта назначения. Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась области деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг [4]. При перемещении пассажиров в городском транспорте показатель качества представляет собой количественную характеристику одного из свойств, составляющих качество пассажирских перевозок, рассматриваемую применительно к определенным условиям их организации и осуществления [5].

Пассажиры в основном обслуживаются микроавтобусами, которые не соответствуют нормам и правилам перевозки. Среди наиболее значимых проблем отмечается отсутствие пандусов и поручней, слишком

узкие двери, препятствующие возможности получить транспортную услугу лицам с нарушениями опорно-двигательной системы, большой клиренс автобуса. Также отсутствуют пандусы на остановочных пунктах. До сих пор остаётся загадкой, как лица с ОВЗ попадут в салон автобуса, если нет пандусов. Не продуман вопрос по обеспечению лиц с ОВЗ информацией, необходимой для обеспечения беспрепятственного пользования ТС.

Автобусы в «северном исполнении» стоят довольно дорого, т.к. используются более дорогие материалы для теплоизоляции, ставятся более мощные обогревающие устройства в салон автобуса. Стоимость утепленных автобусов с пониженной платформой с кондиционером колеблется от 2 млн. 500 тыс. руб. и выше [6]. Не каждый мелкий оператор сможет обновить свой подвижной состав, учитывая то, что город не компенсирует перевозку социально-незащищенных слоев населения.

Библиографический список

1. Горев, А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - Москва : Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с. - Текст : непосредственный.

2. Шавыраа, Ч. Д. Разработка методики организации обслуживания населения автобусным транспортом в малых городах : 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Шавыраа Чечек

ISSN 2077-6896

Перечисленные проблемы создают неудобства при пользовании лицами с ОВЗ услугами общественного пассажирского транспорта, что в целом делает данный вид перевозок не доступным для людей с ОВЗ [7]. Применение специализированного подвижного состава для обслуживания только лиц с ОВЗ, информирование граждан о такой услуге, четкое регулирование цены одной поездки, размещение контактов в сети интернет позволит решить многие проблемы. Не каждый может привезти или увезти своего родного человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы он получил необходимую помощь.

Власти города пытаются решать данные проблемы, но из-за нехватки финансовых ресурсов им приходится мириться с такими перевозчиками. Качество обслуживания пассажиров с ОВЗ находится на очень низком уровне, так как контроль со стороны Администрации города не производится.

Деспи-ооловна ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. - Санкт-Петербург, 2009. - 17 с. - Текст : непосредственный.

3. Хертек, Т. Р. Проблемы пассажирских перевозок в Республике Тыва / Т. Р. Хертек, Ч. Д. Шавыраа. - Текст : непосредственный // Техника и технология транспорта. - 2019. - № 5 (13). - С. 71.

4. Шавыраа, Ч. Д. Эстетический уровень обслуживания пассажиров в городах России / Ч. Д. Шавыраа- Текст : непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. №3

Технические и физико-математические науки. - 2012. - № 3 (14). - С. 46-49.

5. Шавыраа, Ч. Д. Результаты обследований пассажиропотоков в городе Кызыле Республики Тыва / Ч. Д. Шавыраа.

- Текст : непосредственный // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - Омск. -2018. - Т. 15. № 5. - С. 718-724. 3.

6. Шавыраа, Ч. Д. Разработка алгоритмов обновления подвижного состава в малом городе (на примереПАТП) / Ч. Д. Шавыраа, С. В. Балзанай. - Текст : непосредственный //

7. Вестник Сибирского государственного 4. автомобильно-дорожного университета.

- 2019. - Т. 16. - № 1 (65). - С. 40-50.

8. Темякова, Т. В. Оказание услуг пассажирских перевозок общественным транспортом лицам с ОВЗ : региональный аспект / Т. В. Темякова. // Научно-методический электронный журнал 5. «Концепт». - 2017. - Т. 44. - С. 52-56. -URL: http://e-koncept.ru/2017/570142.htm (дата обращения: 26.03.2020). - Текст : электронный.

References

1. Gorev A.E. Organizacija avtomobil'nyh perevozok i bezopasnost' dorozhnogo dvizhenija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Organization of 6. road transport and road safety: Textbook. Allowance for students of higher educational institutions]. Moscow, Academia Publ., 2006, 256 p. (In Russian)

2. Shavyraa Ch.D. Razrabotka metodiki organizacii obsluzhivanija naselenija avtobusnym transportom v malyh gorodah: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj

stepeni kandidata tehnicheskih nauk [Development of the methodology for organizing the service of the population by bus transport in small cities: Diss. Cand.Tech.Sci.]. Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. Saint-Petersburg, 2009. (In Russian)

Khertek T.R, Shavyraa Ch.D. Problemy passazhirskih perevozok v Respublike Tyva [Problems of passenger traffic in the Republic of Tuva]. Technique and technology of transport. 2019, no. S (13), pp. 71. (In Russian)

Shavyraa Ch.D. Jesteticheskij uroven' obsluzhivanija passazhirov v gorodah Rossii [Aesthetic level of passenger service in Russian cities]. Vestnik of Tuvan State University, no.3. Technical Sciences. Physical and Mathematical Sciences. 2012, no. 3 (14), pp. 46-49. (In Russian) Shavyraa Ch.D. Rezul'taty obsledovanij passazhiropotokov v gorode Kyzyle Respubliki Tyva [Results of passenger traffic surveys in the city of Kyzyl, Republic of Tuva]. Vestnik Sibirskoj gosudarstvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii [Journal of the Siberian State Automobile and Highway Academy]. Omsk, 2018, vol. 15, no. 5, pp. 718-724. (In Russian) Temyakova T. V. Razrabotka algoritmov obnovlenija podvizhnogo sostava v malom gorode (na primere PATP) [Provision of public transport services for people with disabilities: a regional aspect]. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2017, vol. 44, pp. 52-56. Available at: http://e-koncept. ru/2017/570142.htm. (In Russian)

7. Shavyraa Ch.D., Balzanay S.V. Okazanie uslug passazhirskih perevozok obshhestvennym transportom licam s OVZ: regional'nyj aspect [Development of algorithms for updating rolling stock in a small city (for example, PATP)]. Nauchno-

metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept» [Journal of the Siberian State Automobile and Highway University], 2019, vol. 16, no. 1 (65), pp. 40-50. (In Russian)

Шавыраа Чечек Деспи-ооловна, кандидат технических наук, доцент кафедры Транс-портно-технологические средства Тувинского государственного университета, E-mail: Shavyraa@mail.ru

Chechek D. Shavyraa, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Transport and Technological Facilities, Tuvan State University, E-mail: Shavyraa@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию 13.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.