Научная статья на тему 'Организационные преобразования в сфере городского пассажирского транспорта в малых городах'

Организационные преобразования в сфере городского пассажирского транспорта в малых городах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ГОРОД / ПАССАЖИР / ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕГИОН / TRANSPORT / CITY / PASSENGER / SERVICE / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавыраа Чечек Деспи-Ооловна

Перед многими городами остро встают проблемы организации пассажирских перевозок и не многие знают, как с ними справиться, т.к. имеется довольно большое количество частных перевозчиков, работающих на линии и имеющих лицензии на довольно долгий срок. Организация транспортных перевозок - это целый комплекс мероприятий, целью которых является создание условий для благоприятного передвижения населения и транспортировки грузов. Создание таких условий является жизненно важным для такого региона, как Республики Тыва. Решение проблемы пассажирских перевозок зависит от того, какую модель организации пассажирских перевозок выбирает тот или иной город. В свою очередь важно понимать суть моделей организации, его положительные и отрицательные стороны, применимость в том или ином городе. Поэтому важно разобраться в основных моделях организации пассажирских перевозок, применимость в малом городе, повышение качества перевозок за счет внедрения конкурсных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANYZING TRANSFORMATIONS OF PUBLIC TRANSPORTATION IN SMALL CITIES

Many cities are faced with the problem of organizing passenger transportation and not all of them manage to deal with them, because there is a fairly large number of private carriers operating on the line and having licenses for a rather long period. The organyzing transportation is a whole range of activities the purpose of which is to create conditions for the favorable movement of the population and the transportation of goods. Creating such conditions is vital for a region such as the Republic of Tuva. The solution to the problem of passenger traffic depends on what model of organization of passenger traffic a particular city chooses. Besides, it is important to understand the essence of organization models, its advantages and disadvantages, and applicability in a particular city. Therefore, it is important to understand the basic models of organizing passenger transportation, its implementation in a small city, improving the quality of transportation through the introduction of competitive procedures.

Текст научной работы на тему «Организационные преобразования в сфере городского пассажирского транспорта в малых городах»

УДК 656

doi 10.24411/2221-0458-2020-10035

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В МАЛЫХ ГОРОДАХ

Шавыраа Ч.Д.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

ORGANYZING TRANSFORMATIONS OF PUBLIC TRANSPORTATION IN

SMALL CITIES

Ch. D. Shavyraa Tuvan State University, Kyzyl

Перед многими городами остро встают проблемы организации пассажирских перевозок и не многие знают, как с ними справиться, т.к. имеется довольно большое количество частных перевозчиков, работающих на линии и имеющих лицензии на довольно долгий срок. Организация транспортных перевозок - это целый комплекс мероприятий, целью которых является создание условий для благоприятного передвижения населения и транспортировки грузов. Создание таких условий является жизненно важным для такого региона, как Республики Тыва. Решение проблемы пассажирских перевозок зависит от того, какую модель организации пассажирских перевозок выбирает тот или иной город. В свою очередь важно понимать суть моделей организации, его положительные и отрицательные стороны, применимость в том или ином городе. Поэтому важно разобраться в основных моделях организации пассажирских перевозок, применимость в малом городе, повышение качества перевозок за счет внедрения конкурсных процедур.

Ключевые слова: транспорт; город; пассажир; обслуживание; регион

Many cities are faced with the problem of organizing passenger transportation and not all of them manage to deal with them, because there is a fairly large number of private carriers operating on the line and having licenses for a rather long period. The organyzing transportation is a whole range of activities the purpose of which is to create conditions for the favorable movement of the population and the transportation of goods. Creating such conditions is vital for a region such as the Republic of Tuva. The solution to the problem of passenger traffic depends on what model of organization of passenger traffic a particular city chooses. Besides, it is important to understand the essence of organization models, its advantages and disadvantages, and applicability in a

particular city. Therefore, it is important to understand the basic models of organizing passenger transportation, its implementation in a small city, improving the quality of transportation through the introduction of competitive procedures.

Key words: transport; city; passenger; service; region

Транспортные проблемы

современных городов России имеют сложный спектр причин и разнообразные проявления [1]. Город Кызыл является столицей Республики Тыва. Население Кызыла составляет около 130 тысяч человек. Количество населения растет с каждым годом, так как происходит приток населения из районов республики. Приезжие в основном проживают в близлежащих от города дачах и поселках. Основной проблемой для них является в первую очередь доступ автобусного транспорта. В частности дачи до недавнего времени обслуживались только в определенное время года.

Во многих малых городах сокращение объемов услуг

муниципального транспорта было частично компенсировано ростом объемов перевозок, выполняемых мелкими частными операторами. Частные операторы используют для перевозок, как правило, транспортные средства малой вместимости, позволяющие ускорить доставку пассажиров и сократить интервалы движения. И, главное, они работают без субсидий. Частники сумели найти своего пассажира, хотя с точки

зрения муниципальных транспортных предприятий, они лишь «путаются у них под ногами». Особенно остро данная проблема ощущается в малых городах и поселках городского типа, где из-за ограниченных финансовых ресурсов муниципальных органов власти

общественный транспорт находится на грани исчезновения [2,3].

Однако с появлением частных перевозчиков возникли такие проблемы, как «гонка за пассажирами», выход на линию без лицензии, нет единой базы, где перевозчики могли бы провести технический осмотр (ТО) и текущий ремонт (ТР) подвижного состава (ПС), неисправность ПС приводит в свою очередь к дорожно-транспортным происшествиям.

Перечисленные проблемы не обошли стороной и город Кызыл. Появилось очень много частных перевозчиков, которые конкурируют друг с другом, выходят на линии в часы «пик», когда пассажиров много, а в остальное время предпочитают не выходить на работу, пытаются работать на прибыльных маршрутах, а убыточные маршруты не обслуживают, возросло число дорожно-транспортных

происшествий, нет расписания движения маршрутных такси.

Предприятие «Кызылское АТП» по городу выполняет 10-15% от всего объема перевозок, это отрицательно сказывается на бюджете многих горожан, у которых доходы ниже среднего. За последние годы автобусный парк «Пассажирского АТП» значительно обновлен, на линиях появились новые современные автобусы малой вместимости. А вот кадровое обеспечение не поспевает внедрять новые

технологии. Проблема усугубляется тем, что в 90-е годы почти перестала работать система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, от рабочих специальностей до управления высшего звена. Равноценной замены ей сегодня не создано. Необходимо создание целостной отраслевой регулируемой системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов

транспортного комплекса.

Администрация

Транспортное управление

\

Управление

\

Предприятие

Предприятие

Рис 1. Структура воздействия транспортной администрации и операторов при административной модели

Для того, чтобы решить данные проблемы Администрации г. Кызыла пришлось проводить проверки на линии, объявлять конкурс, ужесточать требования технического состояния ПС для частных перевозчиков, составлять расписание движения как для муниципального транспорта, так и для частных перевозчиков. Одной из главных проблем г. Кызыла является состояние дорожного

покрытия, как на главной магистрали, так и на второстепенных дорогах. Так, около 20% населения проживает в неблагоприятных транспортных условиях -вне нормативных зон транспортной доступности.

Вопрос обеспечения организации дорожного движения - многоплановый, и зависит от решения таких задач, как; организация дорожного движения,

реконструкция дорожной сети, завершения строительства некоторых дорог, ремонт и поддержание дорог в надлежащем виде, поддержание средств регулирования дорожного движения в надлежащем состоянии, дорожная разметка,

светофорные посты, дорожные знаки.

При существовавшей административной модели организация транспортного обслуживания населения осуществлялась силами муниципальных предприятий под жестким управлением местных органов власти. Частный сектор использовался исключительно как поставщик

транспортных средств, а иногда - в качестве субподрядчика по контракту с муниципальным предприятием. При этом муниципальное предприятие несет всю полноту ответственности за

предоставление транспортных услуг. Транспортное управление разрабатывала маршруты, контролировала выход и работу ПС на линии, содержала и поддерживала в надлежащем виде остановочные пункты, проводила опросы, обследования пассажиропотоков, устанавливала тарифы и т.д.

В середине 1990-х годов ситуация изменилась. Экономические трудности, сопровождавшие реформы, ограничили финансовые возможности государства и городских администраций по финансированию ГПТ. В результате парк ГПТ и объемы перевозок стали сокращаться. Появился неудовлетворенный спрос, вызвавший

недовольство населения. В этих условиях местные власти вынуждены были привлечь на рынок частных операторов, которые стали осуществляться перевозки без предоставления бюджетных субсидий и без предоставления льгот. Помимо

административной модели существуют модель свободного рынка и регулируемый рынок.

Модель свободного рынка. При

этой модели транспортное обслуживание осуществляется частными операторами, на которых не накладывается никакие ограничения, кроме обязанности соблюдения законодательства страны. Регулирование обычно ограничивается контролем за соблюдением требований по безопасности движения и охране окружающей среды.

Регулируемый рынок: транспортная администрация передает право на предоставление услуг по результатам конкурса. Эта модель позволяет сочетать услуги, предоставляемые частными и муниципальными операторами. Данной модели свойственна «конкуренция за рынок» - т.е. за право предоставлять транспортные услуги (как правило, эксклюзивно), в течение ограниченного периода времени.

На рис. 3 представлены положительные и отрицательные стороны моделей организации пассажирских перевозок. Стрелки над Административной моделью и моделью Свободного рынка говорит о

взаимно противоположных свойствах. Из трех базовых форм организации рынка ГПТ - монополия, регулируемая конкуренция и свободный доступ на рынок

- наиболее эффективными оказались лишь две последние.

Администрация —i—

Организатор перевозок

1

Заключение договоров и контроль выполнения

1

I

1

Перевозчик

Перевозчик

Перевозчик

Рис 2. Структура воздействия транспортной администрации и операторов при регулируемом рынке

-Большие затраты -Низкая эффективность

-Неуправляемость -рост тарифов -нет соц.маршрутов

Административная модель

Жесткое регулиров е

Регулируемый рынок

-Затраты Администр=0 -свободный доступ АТП на рынок -спрос диктует и предложения и цены.

-Жесткое регулирование; -доступ на рынок по конкурсу; -регулируются тарифы;

-обслуживаются не только доходные, но и социальные маршруты; -затраты Администрации уменьшаются.

Рис.3. Положительные и отрицательные стороны моделей организации пассажирских

перевозок

При перемещении пассажиров в городском транспорте показатель качества представляет собой количественную характеристику одного из свойств, составляющих качество пассажирских перевозок, рассматриваемую применитель-

но к определенным условиям их организации и осуществления [4, 5].

Город Кызыл прошел все этапы организации пассажирских перевозок, начиная с Административной модели с жесткой организацией и регулированием

работы автобусов на маршруте и заканчивая моделью свободного рынка. Население города почувствовало на себе все изменения, которые были при свободном рынке. Многие горожане не довольны, что маршруты могут поменять свое направление, отсутствуют социальные маршруты, перевозчики работают в выгодных для них маршрутах. Поэтому переход на регулируемый рынок приведет порядок работы на маршруте, особенно с внедрением диспетчерских автоматизированных систем.

Пассажирский автомобильный

транспорт общего пользования объединяет жителей республики, тем самым обеспечивая лучшую социальную интеграцию всех членов общества, независимо от их доходов и места жительства, улучшает благосостояние города, стимулирует население к ведению более здорового

Библиографический список

1. Болтенко, Ю. А. Проблемы и перспективы общественного пассажирского транспорта города Омска / Ю. А. Болтенко // Вестник СибАДИ : научный рецензируемый журнал. -2017. - № 2 (54). - С. 59-66. - URL: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2017-2(54)-59-66 (дата обращения: 25.05.2020). - Текст : электронный.

2. Шавыраа, Ч. Д. Разработка методики организации обслуживания населения автобусным транспортом в малых городах : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук : 05.22.10 / Шавыраа Чечек Деспи-ооловна ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. -Санкт-Петербург, 2009. - 17 с. - Текст : непосредственный.

образа жизни, дает возможность получения большего свободного времени, за счет снижения заторов на дорогах [6].

При регулируемом рынке

необходимо внедрение диспетчерских навигационных систем. Внедрение данных систем на транспорте позволит населению получать информацию по

обслуживающему предприятию,

местонахождение транспортных средств, контроль работы водителей, вызов службы спасения в случае аварий и непредвиденных ситуаций [7].

Таким образом, решение комплекса проблем, включающих вопросы организации дорожного движения, а также вопросы обеспечения населения городским пассажирским транспортом, может создать благоприятное условия для жизни в городе Кызыле и по всей республике.

3. Шавыраа, Ч. Д. Построение структуры управления перевозочной деятельностью по организации работы общественного транспорта в малых городах / Ч. Д. Шавыраа, С. Ч. Монгуш. - Текст : непосредственный // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета). - 2009. - № 2. -С. 68-71.

4. Шавыраа, Ч. Д. Результаты обследований пассажиропотоков в городе Кызыле Республики Тыва / Ч. Д. Шавыраа. - Текст : непосредственный // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - Омск, 2018. - Т.15, №5. - С. 718724.

5. Шавыраа, Ч. Д. Организационные преобразования в сфере городского пассажирского транспорта в городе Кызыле Республики Тыва / Ч. Д. Шавыраа, А. Э.

Горев. - Текст : непосредственный // Автотранспортное предприятие. - 2009. - № 2. - С. 18-20.

6. Хертек, Т. Р. Проблемы пассажирских перевозок в Республике Тыва / Т. Р. Хертек, Ч. Д. Шавыраа // Техника и технология транспорта. - 2019. - № S13. - С. 71. - URL: http://transport-kgasu. ru/files/N 13-71RTS19.pdf (дата обращения: 25.05.2020). - Текст : электронный.

7. Шавыраа, Ч. Д. Использование навигационных систем как основы «Умных городов» / Ч. Д. Шавыраа // Техника и технология транспорта. - 2019. - № 4 (15). - С. 15. - URL: http://transport-kgasu.ru/files/N15-15ITS419.pdf (дата обращения: 25.05.2020). -Текст : электронный.

References

1. Boltenko Yu. A. Problemy i perspektivy obshhestvennogo passazhirskogo transporta goroda Omska [Problems and prospects of public passenger transport in Omsk]. Vestnik SibADI Scientific Journal. 2017, no. 2 (54), p. 59-66. Available at: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2017-2(54)-59-66 (access date: 25.05.2020). (in Russian)

2. Shavyraa Ch. D. Razrabotka metodiki organizacii obsluzhivanija naselenija avtobusnym transportom v malyh gorodah : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata tehnicheskih nauk [Development of methods for organizing public services by bus in small towns: Cand/Tech.Sci.Diss]. Saint-Petersburg State University of Architecture and Construction. Saint-Petesrburg, 2009, 17 p. (In Russian)

3. Shavyraa Ch. D., Mongush S. Ch. Postroenie struktury upravlenija perevozochnoj dejatel'nost'ju po organizacii raboty obshhestvennogo transporta v malyh gorodah

[Construction of a transportation management structure for the organization of public transport in small cities]. Vestnik Moskovskogo avtomobil'no-dorozhnogo instituta

(Gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta) [Journal of Moscow State Technical University]. 2009, no. 2, p. 68-71. (In Russian)

4. Shavyraa Ch. D. Rezul'taty obsledovanij passazhiropotokov v gorode Kyzyle Respubliki Tyva [Results of passenger traffic surveys in the city of Kyzyl, Republic of Tuva]. Vestnik Sibirskoj gosudarstvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii [Journal of Siberian State Transportation Academy]. Omsk, 2018, vol.15, no. 5, p. 718-724. (In Russian)

5. Shavyraa Ch. D., Gorev A. Ye. Organizacionnye preobrazovanija v sfere gorodskogo passazhirskogo transporta v gorode Kyzyle Respubliki Tyva [Organizational transformations in the field of urban passenger transport in the city of Kyzyl, Republic of Tuva]. Avtotransportnoe predprijatie [Transport Company]. 2009, no. 2, p. 18-20. (In Russian)

6. Khertek T. R., Shavyraa Ch. D. Problemy passazhirskih perevozok v Respublike Tyva [Problems in the passenger traffic in the Republic of Tuva]. Tehnika i tehnologija transporta [Technics and Technologies of transports]. 2019, no.13, p. 71. Available at: http://transport-kgasu. ru/files/N 13-71RTS19.pdf (access date: 25.05.2020). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Shavyraa Ch. D. Ispol'zovanie navigacionnyh sistem kak osnovy «Umnyh gorodov» [The Use of navigation systems as the foundation of Smart Cities Program]. Tehnika i tehnologija transporta [Technics and Technologies of transport]. 2019, p. 4 (15), p. 15. Available at: http://transport-kgasu.ru/files/N15-15ITS419.pdf (access date: 25.05.2020). (In Russian)

Шавыраа Чечек Деспи-ооловна - кандидат технических наук, доцент кафедры Транспортно-технологические средства, Тувинский государственный университета, Кызыл, e-mail: Shavyraa@mail.ru.

Chechek D. Shavyraa - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Transport and Technological Facilities, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: Shavyraa@mail.ru).

Статья поступила в редакцию 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.