ТРАНСПОРТ. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ TRANSPORT. ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF TRAFFIC
УДК 656.132
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИОРИТЕ^ОГО ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
ПО УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ
Шавыраа Ч.Д.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
PUBLIC TRAFFIC PRIORITY PROGRAMMES FOR STREET AND ROAD NETWORK
Shavyraa Ch.D.
Tuvan State University, Kyzyl
Общественный транспорт является наиболее востребованным и привлекательным для многих горожан и гостей города, поэтому он должен занимать определенное положение не только в общественной жизни, но и иметь статус. Мировой опыт организации работы общественного транспорта позволит развить наиболее приемлемые для многих городов приоритетные направления при правильной и качественной организации их работы. В статье рассмотрены наиболее приемлемые для малых городов технические средства обеспечения организации и управления приоритетного движения.
Ключевые слова: транспорт, приоритет, меры, полоса, движение, мероприятия.
Public transport is the most popular and attractive to many city dwellers and guests of the city, so it should occupy a certain position not only in public life but also have a status. World experience of public transport will enable you to develop the most appropriate for many cities with proper priorities and better organization of their work.
In article are considered most appropriate for small cities technical means for the Organization and management of priority traffic.
Key words: transport, the priority measures, band, movement, activities.
В настоящее время для большинства российских городов повышение пропускной способности улично-дорожной сети является одной их важнейших задач. Особое место в этом вопросе занимают мероприятия по совершенствованию условий работы и организации движения наземного пассажирского транспорта, которые позволят повысить привлекательность наземного маршрутного транспорта общего пользования (НМТОП) для всех участников движения, независимо от вида транспорта. Задача повышения качества перевозочного процесса может быть решена путем обеспечения приоритетных условий движения для маршрутного пассажирского транспорта [1].
В результате реализации мероприятий по обеспечению приоритетного движения наземного пассажирского транспорта повышается не только эффективность
и качество работы общественного транспорта (сокращается время проезда по маршруту, увеличивается количество перевозимых пассажиров, повышается регулярность движения), но и возрастает скорость движения транспортных потоков. Повышение однородности потока способствует росту безопасности движения транспорта [1].
Мероприятия по обеспечению приоритетного движения общественного транспорта включают в себя следующий комплекс мер [1]:
- выделение приоритетных полос движения общественного транспорта на перегонах и перекрестках;
- оптимизацию разметки на маршрутах движения общественного транспорта;
- регулирование парковочных мест;
- установку аппаратуры вызывного приоритетного пропуска общественного транспорта.
На рис.1.1 показаны классификация мероприятий, обеспечивающих приоритетное движение наземного общественного транспорта (НОТ), техническими средствами организации дорожного движения.
Суть меры в выделении отдельной полосы для движения общественного транспорта на перегоне (не включая зоны перекрестка) состоит в запрещении занимать полосу для движения и парковки другим участникам движения.
Технические средства обеспечения организации и управления приоритетного движения
Дорожные знаки
Не
распространение на НОТ запрещающих знаков
Ограничение
движения немаршрутных
ТС на маршрутных НОТ
Разметка
Приоритетная
Перегон
Перекресток
Разметка в зоне перекрестка
Смещение стоп -
линии
Разделенная
стоп - линия
Перераспределение
очереди
Светофорное регулирование
Параметры регулирования
Режимы координации
Приоритетный
вызывной пропуск НОТ
Пассивный
Активный
Рис.1.1. Классификация мероприятий, обеспечивающих приоритетное движение НОТ, техническими средствами организации дорожного движения.
Существуют два основных подхода к планированию данного мероприятия, различающихся условиями и целью применения, а также способом оценки результатов.
1) Создание приоритетных условий движения для общественного транспорта на перегоне в условиях связанного транспортного потока.
На условия движения общественного транспорта существенное влияние оказывает транспортный поток. Подвижной состав пассажирского транспорта, двигаясь в потоке автомобилей с высокой плотностью, не может развить расчетную скорость движения на перегоне, что ведет к падению скорости сообщения, нарушению расписания, снижению качества транспортного обслуживания пассажиров. С другой стороны, общественный транспорт, двигаясь в потоке автомобилей с высокой плотностью в стесненных условиях, снижает скорость потока. Выделение отдельной полосы движения для общественного транспорта в этом случае исключает взаимодействие его с основным транспортным потоком. В качестве выделенной может быть использована правая полоса, занятая, как правило, припаркованными автомобилями.
2) Выделение приоритетных условий движения для общественного транспорта на перегоне в условиях свободного транспортного потока.
В условиях свободно движущегося транспортного потока фактором, ограничивающим скорость, оказывается наличие в нем подвижного состава общественного транспорта, имеющего меньшую скорость и выполняющего маневры разделения и слияния с транспортным потоком при подъезде к остановкам и отъезде от них. При выделении приоритетной полосы происходит разделение общественного транспорта с основным транспортным потоком, что положительно сказывается на условиях и безопасности движения, исключаются маневры разделения и слияния с транспортным потоком при подъезде к остановкам и отъезде от них. Как правило, в качестве приоритетной выделяется крайняя правая полоса движения. Однако в некоторых случаях, например, когда на перегоне отсутствуют остановки общественного транспорта, а на ближайшем по ходу движения перекрестке он поворачивает налево, имеет смысл рассмотреть вариант левосторонней приоритетной полосы.
Для города Кызыла характерно движение общественного транспорта по главным улицам, которые проходят через центральную часть города.
Строительство и реконструкция дорог, которые проложены параллельно данной улице, могут разгрузить от потоков автомобилей.
Регулирование парковок. Положительное влияние на условия движения транспорта призваны оказать мероприятия, связанные с упорядочением системы парковок. В настоящее время эта система развивается хаотично, без учета условий движения. Отсутствие контроля приводит к тому, что водители оставляют автомобили на наиболее загруженных улицах, в зонах перекрестков и остановок общественного транспорта, затрудняя условия движения. В случаях, когда выделение полосы приоритетного движения для общественного транспорта невозможно ввиду высокой интенсивности транспортного потока либо иных обстоятельств, улучшению условий
его движения может способствовать запрещение парковки на перегоне. Это мероприятие приводит к снижению плотности транспортного потока и позволяет ему развивать более высокую скорость. В этом случае необходимо рассмотреть вариант выделения приоритетной полосы в определённое время, например в утренние и вечерние часы пик работы пассажирского транспорта, в остальное время возможно использование этой полосы для движения всех видов транспорта.
Сложность организации данного мероприятия в некоторых городах состоит в том, что на сегодняшний день отсутствует контроль мест, где парковка автомобилей запрещена.
После установки запрещающих знаков парковки и остановки транспортных средств по улице Ленина г. Кызыла, хаотичная парковка транспортных средств в непредусмотренном месте перестала быть проблемой для властей города. Также появилась возможность проезда общественного транспорта без снижения скоростей значительные расстояния.
Приоритетный вызывной пропуск общественного транспорта. Суть мероприятия состоит в более раннем, по сравнению с плановым, включением разрешающего сигнала или задержке выключения этого сигнала при приближении общественного транспорта к перекрестку, оборудованному светофорной сигнализацией. Для реализации активного приоритета городского пассажирского транспорта необходимо специальное оборудование, в состав которого входят дорожные контроллеры, считывающие датчики (детекторы), светофорные объекты перекрестка и средства связи.
Данные детекторов поступают по линиям связи в дорожный контроллер, и там обрабатывается с помощью алгоритмов адаптивного управления фазами цикла регулирования конкретного перекрёстка. Дорожный контроллер собирает информацию от детектора о текущем состоянии перекрестка, принимает решение об организации последовательности фаз цикла управления перекрестком в автономном режиме работы и управляет работой светофоров перекрестка [2].
Адаптивные алгоритмы управления перекрестком настраиваются на конкретный перекресток, учитывая геометрические особенности местности, значение перекрестка на магистралях. Соответствующее программное обеспечение реализуется в системном блоке дорожного контроллера [2].
Внедрение новых технологий при организации движения городского пассажирского транспорта позволит сделать данный вид транспорта наиболее привлекательным. Снижение потерь времени на передвижения, безопасность общественного транспорта, улучшение функционирования улично-дорожной сети, увеличение скорости движения ГПТ, повышения качества перевозочного процесса позволит пассажирским транспортным предприятиям поднять приоритет оказываемых услуг.
В последнее время перед администрациями многих городов стал вопрос по разгрузке центральных частей города от личного транспорта. Организация парковочных платных стоянок, запрет движения транспортных средств по
центральным улицам, запрет хаотичных парковок и контроль данных мероприятий позволит выделить полосу для общественного транспорта.
Библиографический список
1. Попова О. В. Повышение эффективности использования общественного транспорта за счет выделенных полос [текс] /О.В. Попова, А.Э. Горев. А.М. Филимонова - Москва . Автотранспортное предприятие. 2010
2. Антонова А.А., Михайлов А.Ю. Эффективность применения приоритетного пропуска городского пассажирского транспорта через регулируемые перекрестки [Текст]/ Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах. Сборник докладов девятой международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 2010г. Bibliograficheskij spisok
1. Popova O. V. Povyshenie ehffektivnosti ispol'zovaniya obshchestvennogo transporta za schet vydelennyh polos [teks] /O.V. Popova, A.EH. Gorev. A.M. Filimonova - Moskva . Avtotransportnoe predpriyatie. 2010
2. Antonova A.A., Mihajlov A.YU. EHffektivnost' primeneniya prioritetnogo propuska gorodskogo passazhirskogo transporta cherez reguliruemye perekrestki [Tekst]/ Organizaciya i bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya v krupnyh gorodah. Sbornik dokladov devyatoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg. 2010g.
Шавыраа Чечек Деспи-ооловна - кандидат технических наук, доцент кафедры транспортно-технологических средств Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Shavyraa Chechek - Ph.D. associate Professor of the Department of transportation and technological means of Tuvan State University, Kyzyl.
УДК 378.1: 629.07 (571.52)
О НЕОБХОДИМОСТИ ОТКРЫТИЯ АВТОШКОЛЫ НА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ТУВГУ
Тапышпан А.М., Сурун-оол А.В. Тувинский государственный университет, г. Кызыл
ON THE NEED OF OPENING A DRIVING SCHOOL AT ENGINEERING AND TECHNICAL
FACULTY OF TUVSU
Таpyshpan A.M., Surun-ool, A.V. Tuvan State University, Kyzyl
В статье обосновывается необходимость создания современной автошколы, в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГИБДД РФ, приведены примеры других автошкол, сделан анализ аварийности. Описаны условия открытия автошколы, предлагается гибкая система обучения.
Ключевые слова: автошкола, автомобиль, водитель, преподаватель, удостоверение, категория, специализированные классы, аварийность.