Научная статья на тему 'Оценка качества экозащитных технологий очистки загрязненных металлических поверхностей железнодорожного транспорта'

Оценка качества экозащитных технологий очистки загрязненных металлических поверхностей железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЗАЩИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ТЕХНОЛОГИИ / ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТЕЙ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / МОЮЩИЕ СРЕДСТВА / УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОЮЩИХ РАСТВОРОВ / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Титова Т. С., Макарова Е. И.

Проведена оценка качества технологий очистки загрязненных металлических поверхностей с использованием моющих средств, разработанных на кафедре «Инженерная химия и естествознание» в сравнении с известными моющими средствами, применяемыми в настоящее время на железнодорожном транспорте. Оценка производилась с помощью индексов PQ (property quality), поскольку в этом случае можно, используя определенные математические операции, проанализировать различные аспекты: экологические, технологические и эксплуатационные; полученные данные затем суммируются; чем выше значение индекса PQ, тем выше качество технологического решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality assessment of environmentally protected technologies of cleaning the contaminated metal surfaces of railroad transport

The article provides the assessment of the quality of technology for cleaning contaminated metal surfaces using detergents, that were developed within department «Chemical engineering and natural science» in comparison with well-known, now used for railroad transport detergents. The quality assessment of cleaning technology was made using PQ (property quality) indexes, as in this case, it is possible to analyze (by using certain mathematical operations) different aspects such as environmental, technological and operational. The results obtained than summed up and the higher value of PQ indexes means the the higher quality of technological decision.

Текст научной работы на тему «Оценка качества экозащитных технологий очистки загрязненных металлических поверхностей железнодорожного транспорта»

Современные технологии - транспорту

117

обеспечить навигационную независимость страны.

Авторы выражают благодарность Министерству образования и науки Республики Ирак, а также сотрудникам посольства Республики Ирак за оказанную помощь и поддержку.

Библиографический список

1. Вариант рационального состава и размещения радиомаяков VOR/DME в Республике Ирак для обеспечения зональной навигации / Е. В. Соболев, Ал-Рубой Мудар, Е. А. Рубцов // Изв. Петербург. ун-та путей сообщения. - 2014. - Вып. 2 (39). - С. 111-117.

2. Организация радиотехнического обеспечения полетов. Ч. 1. Основные эксплуатационные требования к авиационным комплексам навигации, посадки, связи и наблюдения: учеб. пособие / Е. В. Соболев. - Санкт-Петербург : СПбГУ ГА, 2007. - 120 с.

3. Руководство по требуемым навигационным характеристикам (RNP). ИКАО документ 9613 AN-937, 1999. - 68 р.

4. Stellios, P. M. Error distributions and accuracy measures in navigation: an overview. Geodesy and geomatics engineering UNB, technical report N 113/Dep. of Surveying Engineering Univ. of New Brunswick. - Canada, 1985. - 160 p.

5. Руководство по навигации, основанной на характеристиках (PBN). ИКАО документ 9613 AN/937, 3-е изд., 2008. - 264 с.

УДК 504:656.2

Т. С. Титова, Е. И. Макарова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЭКОЗАЩИТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЧИСТКИ ЗАГРЯЗНЕННЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Проведена оценка качества технологий очистки загрязненных металлических поверхностей с использованием моющих средств, разработанных на кафедре «Инженерная химия и естествознание» в сравнении с известными моющими средствами, применяемыми в настоящее время на железнодорожном транспорте. Оценка производилась с помощью индексов PQ (property quality), поскольку в этом случае можно, используя определенные математические операции, проанализировать различные аспекты: экологические, технологические и эксплуатационные; полученные данные затем суммируются; чем выше значение индекса PQ, тем выше качество технологического решения.

экозащитная технология, качество технологии, очистка поверхностей, загрязнение, моющее средство, утилизация отработанных моющих растворов, защита окружающей среды, железнодорожный транспорт.

Введение

В процессе эксплуатации металлические гаются загрязнению, причины которого свя-детали подвижного состава неизбежно подвер- заны, прежде всего, с налипанием дорожной

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2014/3

118

Современные технологии - транспорту

пыли и копоти, остатков перевозимого груза и продуктов износа ходовых частей подвижного состава, с коррозией металлов и т. п. Загрязнения представляют собой многокомпонентные образования, обладающие разнообразными физико-механическими, адгезионными свойствами и химическим составом.

Удаление производственных и эксплуатационных загрязнений на железнодорожном транспорте необходимо, так как является залогом не только экологической безопасности объекта, но и его долговечности. Ежегодно объемы работ по очистке поверхности от загрязнений составляет до 50 млрд м 2. В настоящее время для удаления загрязнений с поверхностей применяют механический, термический, электрический, химический, электрохимический и комбинированный способы очистки. Наиболее эффективен химический метод, при котором используются моющие композиции.

Ежегодно в Российской Федерации производится до 100 тыс. т технических моющих средств, после использования которых образуется до 10 млн м3 отработанных моющих растворов, содержащих нефтепродукты, ионы тяжелых металлов, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители. Выбор технологии очистки и моющего средства обусловлены различными факторами (степенью загрязненности поверхности, составом загрязнения), а также экологической и экономической эффективностью. Таким образом, перед использованием технологий очистки возникает необходимость их комплексной оценки, которая может базироваться на сравнении различных аспектов.

В данной работе в соответствии с методикой [1] были проанализированы качества технологий очистки металлических поверхностей с использованием моющих средств, разработанных на кафедре «Инженерная химия и естествознание» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) [2-6] под руководством д. т. н. профессора Л. Б. Сватовской, и технологий очист-

ки металлических поверхностей с использованием моющего средства ОБИС, применяемого на железнодорожном транспорте.

Отличительные особенности этих моющих средств (ГЕЛЕС-1, ГЕЛЕС-2, ПКФ): 1) новые моющие средства не содержат ПАВ, что принципиально для защиты окружающей среды;

2) не требуют нагрева, а значит, их применение позволяет экономить электроэнергию;

3) их отработанные моющие растворы можно использовать при производстве фосфатных строительных материалов, а не вывозить на полигон для захоронения. Сравнительный анализ целесообразно проводить по нескольким параметрам: экологическому, технологическому и эксплуатационному. Сущность методики заключается в присвоении технологиям значений индекса качества PQ в диапазоне от 0 до 1. При этом чем выше значение индекса PQ, тем выше качество разработанной технологии.

1 Выбор объектов

исследования при оценке качества технологий очистки металлических поверхностей с использованием моющих средств

Новые технологии очистки загрязненных металлических поверхностей предлагается сравнивать с технологией, используемой в настоящее время на железнодорожном транспорте. В качестве n-го объекта исследования выбираем объекты:

• известная технология: очистки загрязненных металлических поверхностей с использованием моющего средства ОБИС (n = 1);

• новые технологии: очистки загрязненных металлических поверхностей с использованием моющего средства ГЕЛЕС-1 (n = 2); с использованием моющего средства ГЕЛЕС-2 (n = 3); с использованием моющего средства ПКФ (n = 4).

2014/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

119

2 Выбор аспектов сравнения объектов исследования и определение значимости аспектов

Выбираем аспекты сравнения объектов исследования. Определяем значимость аспектов исходя из процентного отношения каждого аспекта к другим и к сумме аспектов в целом. При этом сумма значимостей аспектов должна составлять 100 %.

В качестве у-го аспекта исследования выбирают экологический (у = 1), технологический (у = 2), эксплуатационный аспекты (у = 3).

Значимость аспектов исследования Z. принимаем равной:

Zx = 70 % - для экологического;

Z2 = 15 % - для технологического;

Z3 = 15 % - для эксплуатационного.

3 Выбор перечня свойств, описывающих исследуемые объекты

Для каждого аспекта сравнения объектов исследования выбираем перечень описывающих его свойств. Определяем значимость свойств каждого аспекта исходя из процентного отношения свойств друг к другу и к сумме свойств в целом. При этом сумма значимостей свойств каждого аспекта должна составлять 100 %.

В качестве к-го свойства (/ = 1), описывающего исследуемые объекты в экологическом аспекте, выбраны:

• содержание растворенных нефтепродуктов в отработанном моющем растворе (к = 1);

• присутствие ПАВ в моющем средстве

(к = 2).

Значимость к-го свойства (у = 1) в экологическом аспекте:

• Zn = 50 % - для содержания растворенных нефтепродуктов в отработанном моющем растворе;

• Z = 50 % - для присутствия ПАВ.

В качестве к-го свойства в технологическом аспекте (j = 2) выбраны качество очистки, %; температура очистки, °C.

Значимость к-го свойства (j = 2) в технологическом аспекте:

• Z21 = 50 % - для качества очистки;

• Z22 = 50 % - для температуры очистки.

В качестве к-го свойства, описывающего

исследуемые объекты в эксплуатационном аспекте (j = 3), выбраны:

• утилизация отработанного моющего раствора (к = 1);

• возможность очистки тяжелых фракций нефтепродуктов (мазута) при 20 °C (к = 2).

Значимость к-го свойства в эксплуатационном аспекте (j = 3):

• Z = 50 % - для утилизации отработанного моющего раствора;

• Z = 50 % - для очистки от мазута при 20 °С.’

4 Определение индекса PQ”k для каждого рассматриваемого свойства определенного аспекта для каждого объекта

Определяем индекс PQ для каждого свойства. Рассчитываем индекс PQ выбранных объектов исследования (n = 1, 2, 3, 4) для выбранных свойств каждого аспекта. Для каждого свойства находим интервал значений, лучшее значение для заданного интервала и разбиваем интервал на диапазоны (категории качества). Каждому диапазону присваиваем коэффициент падения качества (КПК). Для приведения свойства к диапазону от 0 до 1 необходимо задать интервал значений этого свойства для рассматриваемого аспекта, лучшее и худшее значения из заданного интервала и обосновать их. Далее лучшему значению присваивают нормированное значение 1, худшему - 0, а любому значению из интервала какое-то значение в открытом диапазоне от 0 до 1.

Например, для свойства «качество очистки» выбираем интервал значений от 100 до 0, считая, что 100 %-ная очистка является наилучшим значением, 0 % - наихудшее значение. Лучшему значению (100 %) присваивают

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2014/3

120

Современные технологии - транспорту

значение 1, худшему (0 %) - 0. Лучшее значение в данном случае совпадает с правой границей. Разбиваем заданный интервал между 0 и 100 % на четыре равных диапазона для более объективного отражения падения качества. Считается, что качество повышается к правой границе диапазона.

Присваиваем коэффициентам падения качества в каждом диапазоне значения 1, 2, 3, 4, соответственно. В результате получаем диапазоны со следующими характеристиками:

• 1-й диапазон - 100-75 % КПК3 = 1;

• 2-й диапазон - 75-50 % КПК2 = 2;

• 3-й диапазон -50-25 % КПК3 = 3;

• 4-й диапазон - 25-0 % КПК4 = 4.

Находим значения коэффициента нормирования интервала, коэффициенты нормирования каждого диапазона и индексы PQ правой границы диапазонов:

K, = У КПК.Ш - D )

d ^ i v прав./ лев./-7

Kd = 4 ■ (25 - 0) + 3 ■ (50 - 25) +

+ 2 ■ (75 - 50) + 1 ■ (100 - 75) = 250

К„ = КПК/K

1d d

Kid = 1/Kd = 1/250 = 0,004

PQ d = PQ d - (D . - D ) ■ Kd

^•лев. id ^прав. id v прав./ лев.г id

PQ1d = 1 - (100 - 75) ■ 0,004 = 0,9

K2d = 2/Kd = 2/250 = 0,008

PQ2d = 0,9 - (75 - 50) ■ 0,008 = 0,7

K3d = 3/Kd = 3/250 = 0,012

PQ3d = 0,7 - (50 - 25) ■ 0,012 = 0,4

K4d = 4/Kd = 4/250 = 0,016

PQ4d = 0,4 - (25 - 0) ■ 0,016 = 0

По результатам расчетов строим график падения качества свойства технологического аспекта «качество очистки» (см. рисунок).

По графику получаем показатели индекса PQi свойства для каждого объекта технологического аспекта (табл. 1).

5 Расчет индекса PQnjkпо выбранным аспектам и итоговый индекс PQ для каждой технологии

Рассчитываем индекс PQ для каждого аспекта сравнения объектов исследования как сумму произведений значимости свойства аспектов Z на значение индекса PQ свойств этого аспекта:

PQ = EZ/Q”.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PQ

Диапазон выбранного свойства

График падения качества технологии очистки загрязненных металлических поверхностей по технологическому аспекту, %

2014/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

121

ТАБЛИЦА 1. Данные расчета индекса PQ для технологического аспекта

Объект исследования Технологический аспект J = 2)

Качество очистки Z21 = 50 % Температура очистки Z22= 50 %

Индекс PQ Индекс PQ

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ОБИС PQ2,1 0,72 pQ2,2 0,8

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ГЕЛЕС-1 PQl 1 PQ22,2 1

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ГЕЛЕС-2 pQ32,1 1 PQ2,2 1

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ПКФ pQ42,1 1 PQ42,2 1

Аналогично определяем индексы PQ" для каждого из рассматриваемых свойств опреде-

Jk

ленного аспекта для всех объектов (табл. 2, 3).

ТАБЛИЦА 2. Данные расчета индекса PQ для экологического аспекта

Объект исследования Экологический аспект J = 1)

Содержание растворенных нефтепродуктов в отработанном моющем растворе Zu = 50 % Присутствие поверхностно- активных веществ Z12 = 50 %

Индекс PQ Индекс PQ

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ОБИС pQ1,1 0 PQ1,2 0

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ГЕЛЕС-1 PQ2,1 0,48 PQ212 1

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ГЕЛЕС-2 PQ3,1 0,49 pQ3,2 1

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ПКФ pQ4,1 0,5 pQ4,2 1

Рассчитав индекс PQ"k по различным объектам, получаем массив данных (табл. 4).

С учетом значимости аспектов суммируем данные и индекс PQ для каждой технологии:

PQ = EZ.PQ”.

Технология очистки с использованием моющего средства ОБИС:

PQ 1 = SZjPQ1 = 0,7 ■ 0 + 0,76 ■ 0,15 +

+ 0,28 ■ 0,15 = 0,16.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2014/3

122

Современные технологии - транспорту

ТАБЛИЦА 3. Данные расчета индекса PQ для эксплуатационного аспекта

Объект исследования Эксплуатационный аспект (j = 3)

Утилизация отработанного моющего раствора Z31 = 50 % Очистка от мазута при 20 °C Z3,2 = 50 %

Индекс PQ Индекс PQ

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ОБИС pQ3,i 0 PQ3,2 0,56

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ГЕЛЕС-1 pQ2,i 1 PQ2,2 1

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ГЕЛЕС-2 pQ33,i 1 PQ3,2 1

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ПКФ pQ4,i 1 PQ4,2 0,94

ТАБЛИЦА 4. Суммарные данные индекса PQ по выбранным аспектам

Объект исследования Аспект

Экологический j = 1) Т ехнологиче ский (j = 2) Эксплуатационный j = 3)

Расчет

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ОБИС pQ1 = ^, *pQ1, * = = 0,5 • 0 + 0,5 • 0 = 0 PQ2 = ^,*pQ1, * = = 0,5 • 0,72 + + 0,5 • 0,8 = 0,76 pQ3 = SVQ * = = 0,5 • 0 + + 0,5 • 0,56 = 0,28

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ГЕЛЕС-1 PQ2 = ^, *pQ2, *= = 0,5 • 0,48 + + 0,5 • 1 = 0,74 pQ22 = ^,*pQ2, *= = 0,5 • 1 + 0,5 • 1 = 1 pQ23 = ZVQ * = = 0,5 • 1 + 0,5 • 1 = 1

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ГЕЛЕС-2 PQ3 = 2Z/Q3, * = = 0,5 • 0,49 + + 0,5 • 1 = 0,75 pQ32 = ^,*pQ3, * = = 0,5 • 1 + 0,5 • 1 = 1 pQ33 = ZVQ * = = 0,5 • 1 + 0,5 • 1 = 1

Технология очистки металлических поверхностей с использованием моющего средства ПКФ PQ4 = ^/Q4, * = = 0,5 • 0,5 + + 0,5 • 1 = 0,75 pQ42 = ^,*pQ4, * = = 0,5 • 1 + 0,5 • 1 = 1 pQ43 = ^/Q4, * = = 0,5 • 1 + + 0,5 • 0,94 = 0,97

2014/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

123

Технология очистки с использованием моющего средства ГЕЛЕС-1:

PQ 2 = SZjPQ 2 = 0,7 ■ 0,74 + 0,15 ■ 1 +

+ 0,15 ■ 1 = 0,82.

Технология очистки с использованием моющего средства ГЕЛЕС-2:

PQ 3 = SZjPQ 3 = 0,7 ■ 0,745 +

+ 0,15 ■ 1 + 0,15 ■ 1 = 0,82.

Технология очистки с использованием моющего средства ПКФ:

PQ4 = SZlPQ/; = 0,7 ■ 0,75 +

+ 0,15 ■ 1 + 0,15 ■ 0,97 = 0,82.

Выводы

Оценено качество технологий очистки металлических поверхностей с использованием моющих средств, разработанных на кафедре «Инженерная химия и естествознание», в сравнении с технологией очистки металлических поверхностей с использованием моющих средств, применяемых на железнодорожном транспорте. По результатам расчетов установлено, что технология очистки загрязненных металлических поверхностей с использованием моющего средства ОБИС имеет минимальное значение индекса PQ = 0,16, технологии очистки загрязненных металлических поверхностей с использованием моющих средств ГЕЛЕС-1, ГЕЛЕС-2 и ПКФ имеют индексы PQ = 0,82. По экологическому аспекту технология очистки загрязненных металлических

поверхностей с использованием моющего средства ОБИС имеет PQ = 0, а технология с использованием моющих средств ГЕЛЕС-2 и ПКФ - 0,75. Если учесть, что в данной методике значение индекса PQ = 1 считается лучшим значением, то полученный результат свидетельствуют о более высоком качестве разработанных технологий и перспективности их использования.

Библиографический список

1. Новые экозащитные технологии на железнодорожном транспорте / Л. Б. Сватовская, А. М. Сычева, Е. И. Макарова и др. - Москва : УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте, 2007. - 159 с.

2. Пат. № 2247770 Моющее средство для очистки металлической поверхности / Л. Б. Сватовская, Е. И. Макарова. Опубл. 10.03.2005 г. Бюл. № 7.

3. Пат. № 2272070 Моющее средство для очистки емкостей и металлических поверхностей / Л. Б. Сватовская, Е. И. Макарова. Опубл.

20.03.2006 г. Бюл. № 8.

4. Пат. № 2293110 Моющее средство для очистки емкостей и металлических поверхностей / Л. Б. Сватовская, Е. И. Макарова. Опубл.

10.02.2007 г. Бюл. № 4.

5. Использование гелеобразования в геоэкологии для утилизации отходов и обезвреживания нефтезагрязнений транспорта / Л. Б. Сватовская, Е. И. Макарова и др. // Экология урбанизированных территорий. - 2008. - № 3. - С. 90-94.

6. Естественно-научные основы создания технологий защиты окружающей среды на транспорте / Е. И. Макарова, А. А. Кондрашов // Естественные и технические науки. - 2011. - № 1 (51). - С. 55-58.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2014/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.