Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шрайнер Ольга Викторовна

Представлен краткий обзор трансформации категории «качество» в социальных науках, рассмотрена социальная роль дошкольного образования в контексте других наук. На основе систематизации различных подходов к исследованию качества образования определены группы научных исследователей, представляющие различные особенности понятия «качество образования». Представлено интегральное понятие качества дошкольного образования с позиции социологического подхода. Образование рассматривается как социальный институт, который реализует в обществе важнейшие потребности социальных субъектов - образование и воспитание человека. В тексте статьи автор размышляет о социальной функции образования, которая состоит в воздействии на структуру общества и связана с социальными последствиями реализации воспитательного потенциала дошкольной образовательной организации города, региона, страны. Автор отмечает отличительную черту этой функции системы дошкольного образования, отмечающую сущность системы дошкольного образования как мощного и четко направленного канала социальной защиты и равенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY FOR EARLY CHILDHOOD EDUCATION AS A SOCIOLOGICAL PROBLEM

A brief overview of the transformation of the category “quality” in the social sciences is presented, the social role of preschool education in the context of other sciences is considered. Based on the systematization of various approaches to the study of the quality of education, groups of scientific researchers representing various features of the concept of “quality of education” have been identified. The integral concept of the quality of preschool education is presented from the standpoint of the sociological approach. Education is considered as a social institution that implements the most important needs of social subjects in society - human education and upbringing. In the text of the article, the author reflects on the social function of education, which consists in influencing the structure of society and is associated with the social consequences of realizing the educational potential of a preschool educational organization of a city, region, country. The author notes the distinctive feature of this function of the preschool education system, which marks the essence of the preschool education system as a powerful and clearly directed channel of social protection and equality.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Оценка качества дошкольного образования как социологическая проблема

Шрайнер Ольга Викторовна,

независимый исследователь, заместитель начальника отдела Управления внутренней политики Правительства Псковской области E-mail: [email protected]

Представлен краткий обзор трансформации категории «качество» в социальных науках, рассмотрена социальная роль дошкольного образования в контексте других наук. На основе систематизации различных подходов к исследованию качества образования определены группы научных исследователей, представляющие различные особенности понятия «качество образования». Представлено интегральное понятие качества дошкольного образования с позиции социологического подхода. Образование рассматривается как социальный институт, который реализует в обществе важнейшие потребности социальных субъектов - образование и воспитание человека. В тексте статьи автор размышляет о социальной функции образования, которая состоит в воздействии на структуру общества и связана с социальными последствиями реализации воспитательного потенциала дошкольной образовательной организации города, региона, страны. Автор отмечает отличительную черту этой функции системы дошкольного образования, отмечающую сущность системы дошкольного образования как мощного и четко направленного канала социальной защиты и равенства.

Ключевые слов: дошкольное образование, оценка качества, социальная компонента, социологический подход, управление качеством.

Вопросы качества образования являются основополагающими в современной образовательной политике и науке, так как ориентированы на решение целого комплекса задач по развитию личности с высокими моральными целями и мотивами, ее подготовку к жизни в постоянно меняющемся и противоречивом социуме. Стратегически важным в развитии всей отечественной системы образования остается вопрос и о повышении качества дошкольного образования, выполняющего как образовательную, так и воспитательную функции.

Категория «качество» в социальных науках претерпела весьма многоплановую трансформацию - от сугубо философского осмысления до прикладных трактовок в рамках менеджмента качества. Философское понятие «качество» было введено впервые Аристотелем в IV веке до н.э. как различие между предметами по определенному признаку «хороший - плохой». Гегель определил качество как тождественную с бытием определенность, то есть когда нечто перестает быть тем, что оно есть, если теряет свое качество. В современной действительности в мире наук понятие «качество» устойчиво определило место не только в философии (как категория, выражающая сущностную определенность объекта, благодаря которой он является именно таким, а не другим), но и в области других наук, в частности, социологии, психологии и педагогики, экономики и менеджмента.

В самом общем плане, констатируют исследователи [3], анализ изменения категории «качество» в ряде социальных науках позволяет говорить о нескольких основных этапах в определении содержания данного понятия: «качество», определяемое как свойство объекта, «качество» как совокупность наиболее важных свойств объ-

347

екта и «качество» с позиции ценности или полезности исследуемого объекта, его потребительской стоимости. Содержание категории «качество» отражает определенную степень познания индивидом объективной картины мира.

Множество вариантов использования категории «качество», на наш взгляд, связано с тем, что каждая из наук использует эту емкую, сложную и универсальную категорию, для исследования различных аспектов жизнедеятельности человека и общества. Например, с экономической точки зрения качество определяется как результат потребления или потребительской стоимости объекта. Рассматривая через призму социальных наук, данная категория отражает отношение тех или иных субъектов или общества в целом к определенному объекту, например, представления и восприятие конкретных социальных групп к какому-либо классу услуг или соответствующей продукции. Вследствие этого, о качестве объекта возможно говорить по результатам оценки признаков и определении характеристики данного объекта, таким образом проявляется степень качества и значимости или ценности конкретного объекта для социальной личности. В таком случае признаками объекта служат некоторые показатели, приметы, относительно которых можно судить не только о существовании самого объекта, но в том числе о его функционировании, способах применения, действенности, а также воздействии на иные объекты. С позиции социологии определенная совокупность признаков, свойств, которые отражают уникальность явления, необходимо выражать в комплексе переменных, в отношении которых возможно измерение и наблюдение.

Следовательно, качество объекта будет являться для индивидуума некой «вещью в себе» до того момента, пока он сам не почувствует потребность в данном объекте, которая и будет являться для него ценностью в конкретный промежуток времени. Качество объекта на данном этапе проявляется

через его оценку субъектом. Именно такое понимание качества позволяет подвергнуть его измерению.

Образование как социальный институт реализует в обществе важнейшие потребности социальных субъектов - образование и воспитание человека. Импонирует позиция С.Е. Шишо-ва и В.А. Кальней, которые изучают качество образования с позиции социальной категории, которая описывает состояние и результативность процесса образования в социуме, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности[6].

Социальная функция образования заключается в его влиянии на структуру окружения и отражает социальный результат реализации воспитательного потенциала детских учреждений конкретной территории или страны в целом. Отличительная черта данной функции системы дошкольного образования раскрывается в том, что она представляет собой мощное и четко направленное средство социальной защиты и равенства.

С середины 90-х гг. наблюдается стойкое расширение масштабов системы дошкольного образования, привлечения к ней все большего контингента, и не только детей, но и взрослых. В том числе с законодательной точки зрения родители стали полноправными участниками образовательного процесса, что в том числе указывает на их право участия в оценке качества происходящих процессов.

Целью дошкольного образования должно быть воспитание, физическое, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребенка[1], в том числе первичная социализация ребенка. Но дошкольное образование не должно выполнять задания, входящие в образовательные программы начального образования, обеспечив лишь преемственность соответствующих ступеней образования. Необходимо обеспечить доступность дошкольного образова-

348

ния для каждого ребенка соответствующего возраста, особенно в части дополнительных образовательных услуг. Доступность дошкольного образования должна обеспечиваться через разнообразие форм образования, государственно-общественное партнерство.

Дошкольное образование может приобретаться в государственных, муниципальных, частных образовательных организациях, а также в семье. Государство должно обеспечивать предоставление семьям, имеющим детей дошкольного возраста, методическую помощь по вопросам дошкольного воспитания и развития (типовые образовательные программы, методические советы, консультационные центры и т.д.) [2]. Благодаря национальному проекту «Образование» с 2019 года такая возможность появилась для всех родителей детей вне зависимости от места проживания. Консультационные услуги по наиболее актуальным вопросам воспитания детей (психолого-педагогическая, социальная помощь, поддержка взаимоотношений в семье и др.) оказываются на безвозмездной основе, как в очном, так и дистанционном формате на базе создаваемых Консультационных центров. За три последних года более 30 тысяч родителей детей Псковской области смогли получить ответы на свои вопросы, тем самым получая компетентную помощь от специалистов. Положительная оценка удовлетворенности от получаемой услуги (100%) указывает на актуальность данного формата взаимодействия субъектов образования, соответственно удовлетворяются потребности людей, их социальные и личностные ожидания. Таким образом, в вопросе обеспечения качества образования, дошкольного в частности, немаловажную роль играет и степень повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей. Расширение сети Консультационных центров в регионах помогает решать наиболее актуальные задачи в части повышения доступности и качества образования в дошколь-

ных учреждениях за счет психолого-педагогической поддержки, в том числе сопровождение родителей по выстраиванию индивидуальных траекторий развития детей. Родители должны знать, что они не одни и им всегда могут помочь.

Модернизация системы дошкольного образования должна осуществляться не только ради развития системы как таковой. В процессе модернизации дошкольного образования нужно не только декларировать признание права малыша на счастливое детство, но и создавать для этого реальные условия. Обеспечение качества и доступности дошкольного образования является приоритетом не только в деятельности государственной исполнительной власти, но и должно быть поддержано на качественном уровне на местах: в городах и селах.

Система образования и воспитания детей дошкольного возраста кК институт нравственной (духовной) культуры, в какой-то мере выполняет также критическую функцию, то есть является критиком общества. России сейчас крайне необходима активизация внутренней институциональной критической функции дошкольного образования, нужно развитие критического анализа деятельности дошкольной образовательной организации. Благодаря критическим суждениям ученых и специалистов в этой области, удастся предотвратить многочисленные ошибки при решении общественных проблем, в том числе и проблем, связанных с реформированием дошкольного образования на местах, то есть интеграции социальной политики в регионы[4]. Задача социологии в данном контексте состоит в изучении позиций, мнений, установок ученых, специалистов, родительской общественности, власти, педагогов.

Бесспорно, дошкольное образование как первичная составляющая непрерывного образования также требует изменений. Государственная политика дошкольного образования должна учитывать значительную роль и важное значение дошкольного образования

349

и создавать соответствующие условия для его развития в соответствии с требованиями развития человека новой информационной эпохи.

Исходя из гуманистической трактовки дошкольного образования, «оно предстает перед обществом как ценность сама по себе. В данной ситуации ценным для личности выступает результат воспитания, совершенствования развивающегося индивидуума, его успешность на пути социализации» [8].

Подобный подход к изменению направления развития дошкольного образования поможет государству и обществу совместными усилиями реализовать важную социальную задачу - воспитать качественно новое, творческое, здоровое и социально-активное молодое поколение на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Поколение, которое станет основой для построения нового государства, ведь это наше общее будущее. Качество дошкольного образования не только и не столько определяется его доступностью, а в большей степени отражает благополучие, успешную социализацию, всестороннее развитие и воспитание каждого ребенка. Это особенно становится актуально в свете происходящих событий, когда государство приняло решение отказаться от Болонской системы в высшем образовании, а значит трансформации в сторону субъект-ности и индивидуализации российского пути коснуться и системы дошкольного образования.

Особенностью дошкольного образования является то, что освоение образовательных программ не предполагает на завершающем или промежуточном этапах каких-либо контрольно-измерительных работ (аттестации). Согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования целевые ориентиры применяются к результатам освоения программы, которые содержат в себе согласованные ожидания социума в отношении задач и целей в дошкольном воспитании и образовании. Именно данный посыл стандартов заключает в себе актуальность

вопросов в отношении критериев оценки качества, процесса и результата образования.

При самом общем подходе к вопросу критериев можно согласиться с мнением Т.Б. Шараповой, которая подчеркивает, что категория «качество образования» содержит смыслы в следующих измерениях: общественный идеал образованности человека; результат его обучения; процессный подход к организации обучения и воспитания личности; оценка функционирования образовательной системы[5].

Таким образом, деятельность самой образовательной организации ха-рактеризирует совокупность определенных критериев (показателей) качествам образования: это и содержание, соучастие взрослых и ребенка, кадровый состав, материально-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса, и т.д., все то, что в совокупности оказывает влияние на полноценное развитие ребенка в образовательном учреждении. При этом каждый из перечисленных параметров имеет региональную специфику. Следовательно, государственный заказ преломляется через региональный уровень управления образованием в части удовлетворения запросов общества, учета интересов конкретных территорий и образовательных потребностей личности через призму конкретизации целей, разработку концепции развития образования, учитывая региональную специфику и традиции конкретного региона.

Качество образования, в том числе дошкольного, в большинстве своем изучается с точки зрения педагогики, психологии. Как относительная категория качество рассматривается экспертами в данных науках с двух сторон. С одной стороны - это совпадение с требованиями стандартов, с другой стороны - согласованность с потребностями и запросами общества. В первом случае зачастую это трактуется как «соответствие целям или применению». Такая трактовка качества используется как понятие относительное. Оно является

350

средством, с помощью которого выявляется соответствие результата стандарту.

С точки зрения другого подхода (соответствие запросам потребителей) качество образования традиционно рассматривается как сфера общественного производства, которой присущи все атрибуты социальных объектов. Такой подход к качеству образования декларирован в ФГОС дошкольного образования, которым регламентируется образовательная деятельность учреждений. Однако ярко выраженная социальная компонента крайне редко встречается в определениях качества образования. На это, в частности, указывает Р. Шмат-ков[7], который на основе систематизации различных подходов к исследованию качества образования определяет 5 основополагающих типов исследователей, которые представляют свою специфику понятия «качество образования». При этом преобладающая группа ученых и практиков в области образования солидарны в том, что вопрос повышения качества образования должен стать основополагающим при модернизации образования в целом. Соответственно в сегодняшних реалиях необходимо выработать единое понимание категории качества дошкольного образования со стороны каждого участника образовательных отношений, выработать четкое понимание критериев, способов и возможностей его повышения, что будет способствовать объединению усилий и позволит достичь максимально верного результата.

Эксперты первой группы выступают на стороне соответствия качества образования ожиданиям и запросам личности и социума в целом (С. Шишов, В. Кальней, А. Моисеев, Е. Яковлев). С этой позиции качество дошкольного образования видится нам как совокупность показателей результативности состояния и процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения в дошкольной образовательной организации, ее материально-техническая база, кадровый состав и т.п.).

Следующий тип исследователей ориентируется на определенный уровень знаний, умений, навыков и социально значимых качеств личности (Е. Бондаревский, Д. Редько, Л. Сан-кин и др.). Соответственно, нормами качества образования для данной группы экспертов выступают социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие). На наш взгляд, учитывая специфичность дошкольного образования, необходимо соблюдение также личностного вектора в социальном развитии ребенка.

Третья категория ученых акцептирует свое внимание на установлении соответствия комплекса свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандартизированным нормам, социальным принципам общества в целом, а также личности в частности (В. Байденко, В. Исаев, Н. Селезнева, А. Субетто и др.). В их понимании качество образования выступает целостной характеристикой, включающей в себя и процесс, и результат, и систему как таковую. Отметим, что, на наш взгляд, данный подход является наиболее перспективным в качестве базового для социологического исследования качества дошкольного образования в его региональном измерении, так как дает возможность сформировать (как количественно, так и качественно) переменные, характеризующие региональную модель оценки качества дошкольного образования.

Четвертая группа исследователей изучаемую категорию рассматривает с позиции соответствия результата целям образования, спроецированным в зону возможного развития личности (М. Поташник, В. Полонский, В. Пана-сюк, А. Крахмалев и др.). С этой точки зрения качество образования предстает как некая совокупность характеристик уровня просвещения учащихся. В проецировании на дошкольный уровень качество как результат может выступать как соответствие уровня подготовки и воспитанности выпускников дошкольной образовательной органи-

351

зации к продолжению образовательной траектории.

И последняя группа заинтересованных экспертов и ученых в понятие «качеством образования» вкладывает способность образовательной организации отвечать установленным потребностям прогнозируемым ожиданиям (Т. Шамова, П. Третьяков, А. Володина и др.). Данный подход включает весь спектр интересов потребителей образовательных услуг, является классическим для дошкольного образования и традиционно касается внутренней организации образовательного процесса.

По нашему мнению, именно комплексность должна быть положена в основу разработки региональной модели оценки и управления качеством дошкольного образования.

В конечном итоге социальная стандартизация образования выступает как элемент обсуждений, согласований и показатель достигнутых компромиссов заинтересованных сторон образовательных отношений. Система требований, относительно которых и договорились стороны образовательного процесса, будет способствовать достижению необходимого качества результата образовательной деятельности.

Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что качество дошкольного образования как социального процесса должно учитывать интересы каждого субъекта образовательного процесса (государства, детей, родителей, педагогов, руководителей). Качество дошкольного образования - целый комплекс признаков и свойств, в процессе реализации которых достигается цель разностороннего развития ребенка, здоровьесбережения, достигается успешная адаптация к следующему возрастному этапу, социализация личности. Обстоятельства внешней и внутренней системы в обществе будут оказывать воздействие на процессы повышения качества образования, однако, несмотря на это, необходимо четко следовать пути удовлетворения ожиданиям и потребностям общества, родителей, детей.

Изучение понятия «качество образования» свидетельствует о том, что оно представляет собой многообразный и разноплановый объект управления. И на каждом его уровне, будь то государственный, региональный или уровень муниципалитета происходит влияние собственных средств, методов и принципов. Специфичность и единое понимание категории качества дошкольного образования способствует осознанию проблем по его оценке, а также создает возможности для разработки стратегических программ по их решению. При этом само содержание понятия «качество» не универсально. Для каждого периода развития и трансформации общества, для конкретной образовательной организации, социума показатели качества всегда специфичны, так они соответствуют социокультурной ситуации на данный момент.

Анализируя различные подходы, мы придерживаемся мнения, что качество образования в рамках изучения социологических наук рационально представлять как конвенционный феномен, как результат согласованности мнений всех участников образовательных отношений, а также соответствие их ожиданий и запросов требованиям образовательных стандартов соответствующего уровня, социокультурным потребностям и специфики образовательной системы в обществе конкретного региона.

Таким образом, социологическая трактовка качества дошкольного образования, по нашему мнению, должна быть интегральной, то есть охватывать и его процессуальные, и результативные характеристики. Социологический анализ предполагает включение макро-, мезо- и микроуровня анализа системы образования; выявление уровня соответствия образования современным и будущим (прогнозируемым) потребностям всех субъектов образовательного пространства дошкольного образования - государства, общества и всех субъектов процесса. Такой подход предполагает исследовательский анализ взаимодействия различных со-

352

циальных сообществ (педагоги, родители, эксперты в области дошкольного образования и т.д.), привлеченных к процессу дошкольного образования, поскольку именно их успешное взаимодействие выступает важным условием обеспечения его качества, включая начальные звенья (конкретные учреждения дошкольного образования). То есть на уровне региона, качество дошкольного образования должно оцениваться на мезо-уровне как комплекс оценок микроуровня - уровня самих дошкольных образовательных организаций. На наш взгляд, именно в этом состоит основное направление формирования региональных моделей управления качеством дошкольного образования в русле социологического подхода.

Литература

1. Выроцкова В.В. Социально-психологические факторы развития детей дошкольного возраста // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4. № 1. - С. 10.

2. Замышляева А.В., Лихарева Т.В. Развивающие и воспитательные ресурсы семьи дошкольника: опыт и современное состояние вопроса // В сборнике: Инновационные стратегии развития прикладной и фундаментальной науки. Роль социально-экономических кризисов в развитии современного общества Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 21

3. Фрайман С.А. «Качество» как философская категория/ Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 9 (263). Экономика. Вып.37. С. 46

4. Шахбанова З.И. Региональные проблемы дошкольного образования // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 7 (96). - С. 412415.

5. Шарапова Т.Б. Управление качеством образовательного процесса: компоненты и технология // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ-

РАЗОВАНИЯ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции. -2015. - С. 472.

6. Шиян И.Б, Леван Т.Н, Шиян О.А., Зададаев С.А. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования Результаты Всероссийского исследования качества дошкольного образования 20162017 гг. //Вопросы образования/ Educational Studies Moscow. 2021. № 2. С. 82-106

7. Шматков Р.Н. Качество высшего профессионального образования: социально-философский анализ // Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2009. -С. 57-58.

8. Hannah Pickard, Francesca Happé, William Mandy. Navigating the social world: The role of social competence, peer victimisation and friendship quality in the development of social anxiety in childhood // Journal of Anxiety Disorders, Volume 60, December 2018. -Р. 1-10.

QUALITY FOR EARLY CHILDHOOD EDUCATION AS A SOCIOLOGICAL PROBLEM

Shrayner O.V.

Government of the Pskov region

A brief overview of the transformation of the category "quality" in the social sciences is presented, the social role of preschool education in the context of other sciences is considered. Based on the systematization of various approaches to the study of the quality of education, groups of scientific researchers representing various features of the concept of "quality of education" have been identified. The integral concept of the quality of preschool education is presented from the standpoint of the sociological approach. Education is considered as a social institution that implements the most important needs of social subjects in society - human education and upbringing. In the text of the article, the author re-

353

fleets on the social function of education, which consists in influencing the structure of society and is associated with the social consequences of realizing the educational potential of a preschool educational organization of a city, region, country. The author notes the distinctive feature of this function of the preschool education system, which marks the essence of the preschool education system as a powerful and clearly directed channel of social protection and equality.

Keywords: early childhood education, quality assessment and evaluation; social component, sociological approach, quality management.

References

1. Vyrotskova V.V. Socio-psychological factors in the development of preschool children // Modern foreign psychology. - 2015. - V. 4. No. 1. - P. 10.

2. Zamyshlyaeva A.V., Likhareva T.V. Developing and educational resources of a preschool child's family: experience and the current state of the issue // In the collection: Innovative strategies for the development of applied and fundamental science. The role of socio-economic crises in the development of modern society Proceedings of the international scientific-practical conference. - 2017. - S. 21

3. Fraiman S.A. "Quality" as a philosophical category / Bulletin of the Chelyabinsk State

University. 2012. No. 9 (263). Economy. Issue 37. p.46

4. Shakhbanova Z.I. Regional problems of preschool education // Economics and en-trepreneurship. - 2018. - No. 7 (96). - S. 412-415.

5. Sharapova T. B. Quality management of the educational process: components and technology // In the collection: PROBLEMS OF LIFELONG PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA: STATUS AND PERSPECTIVES Proceedings of the V All-Russian Scientific and Practical Conference. - 2015. - P. 472.

6. Shiyan I.B., Levan T.N., Shiyan O.A., Zada-daev S.A. Key problems in the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education Results of the All-Russian study of the quality of preschool education in 2016-2017 //Problems of Education/Educational Studies Moscow. 2021. № 2. pp. 82-106

7. Shmatkov R.N. The quality of higher professional education: socio-philosophical analysis // Federal Agency for Education, Novosibirsk State Pedagogical University. - Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2009. - S. 57-58.

8. Hannah Pickard, Francesca Happé, William Mandy. Navigating the social world: The role of social competence, peer victimization and friendship quality in the development of social anxiety in childhood // Journal of Anxiety Disorders, Volume 60, December 2018. -P. 1-10.

354

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.