Научная статья на тему 'Оценка издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования (комплаенса) хозяйствующими субъектами'

Оценка издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования (комплаенса) хозяйствующими субъектами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОМПЛАЕНС / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОЭСР / НОРМАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ИЗДЕРЖЕК / REGULATORY IMPACT ASSESSMENT / ENTREPRENEURSHIP / LEGISLATION / COMPLIANCE / CORPORATE GOVERNANCE / OECD / STANDARD COSTS / COSTS ESTIMATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунцевский Юрий Владимирович

Преодоление нестабильности законодательной базы в целях надежности российской деловой среды в немалой степени обеспечивается за счет оценки регулирующего воздействия (ОРВ), оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования в сфере корпоративного управления. На основе анализа рекомендаций Совета ОЭСР по вопросам регуляторной политики и государственного управления в статье сформулированы выводы, касающиеся использования результатов оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования при принятии решений о форме нового нормативного регулирования, а также при определении вариантов сокращения существующих нормативных издержек соответствия. В компании такая оценка может быть использована при разработке сметы предполагаемых расходов, связанных с принятием новых нормативных актов, прогнозных оценок в сфере управления. Комплаенс-расходы (затраты на труд, накладные расходы, затраты на оборудование, материальные затраты и расходы на внешние услуги) это затраты предприятий или других субъектов, необходимые для соблюдения нормативных требований. В статье описывается процесс оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования в компании, формулируются ключевые вопросы, которые должны быть выделены при анализе оценки стоимости соответствия в отношении бизнеса со стороны органа, уполномоченного оценивать ОРВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the Costs to Comply with Standards and Rules Regulating Corporate Governance

Overcoming the instability of the legislative base to secure the Russian business environment to a large extent is achieved through regulatory impact assessment, evaluation of costs of compliance with the regulatory standards and the rules of corporate governance. On the basis of the recommendations of the OECD Council on Regulatory Policy and Public Administration the article formulates conclusions regarding the use of the compliance standards and regulatory rules costs evaluation in deciding on the form of new regulatory decisions, as well as in identifying options to reduce existing regulatory compliance costs. Among such an assessment can be used to develop estimates of the evaluated costs associated with the adoption of new regulations and the forecast assessments in management. Compliance costs (labor costs, overheads, equipment costs, material costs and the cost of external services) are the costs incurred by companies or other entities required to comply with regulatory requirements. The article describes the process of estimating the costs to comply with the standards and regulatory rules in the company and formulated the key issues that need to be highlighted in the analysis of the cost of compliance assessment in relation to the business side of the body authorized to assess regulatory impact assessment.

Текст научной работы на тему «Оценка издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования (комплаенса) хозяйствующими субъектами»

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

Оценка издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования (комплаенса) хозяйствующими субъектами

ТРУНЦЕВСКИЙ Юрий Владимирович, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: trunzev@yandex.ru

Преодоление нестабильности законодательной базы в целях надежности российской деловой среды в немалой степени обеспечивается за счет оценки регулирующего воздействия (ОРВ), оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования в сфере корпоративного управления. На основе анализа рекомендаций Совета ОЭСР по вопросам регу-ляторной политики и государственного управления в статье сформулированы выводы, касающиеся использования результатов оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования при принятии решений о форме нового нормативного регулирования, а также при определении вариантов сокращения существующих нормативных издержек соответствия. В компании такая оценка может быть использована при разработке сметы предполагаемых расходов, связанных с принятием новых нормативных актов, прогнозных оценок в сфере управления. Комплаенс-расходы (затраты на труд, накладные расходы, затраты на оборудование, материальные затраты и расходы на внешние услуги) — это затраты предприятий или других субъектов, необходимые для соблюдения нормативных требований. В статье описывается процесс оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования в компании, формулируются ключевые вопросы, которые должны быть выделены при анализе оценки стоимости соответствия в отношении бизнеса со стороны органа, уполномоченного оценивать ОРВ.

Ключевые слова: оценка регулирующего воздействия, предпринимательство, законодательство, комплаенс, корпоративное управление, ОЭСР, нормативные издержки, оценка стоимости издержек.

Evaluation of the Costs to Comply with Standards and Rules Regulating Corporate Governance

Yu. V. TRUNTSEVSKY, doctor of legal sciences, professor

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: trunzev@yandex.ru

Overcoming the instability of the legislative base to secure the Russian business environment to a large extent is achieved through regulatory impact assessment, evaluation of costs of compliance with the regulatory standards and the rules of corporate governance. On the basis of the recommendations of the OECD Council on Regulatory Policy and Public Administration the article formulates conclusions regarding the use of the compliance standards and regulatory rules costs evaluation in deciding on the form of new regulatory decisions, as well as in identifying options to reduce existing regulatory compliance costs. Among such an assessment can be used to develop estimates of the evaluated costs associated with the adoption of new regulations and the forecast assessments in management. Compliance costs (labor costs, overheads, equipment costs, material costs and the cost of external services) are the costs incurred by companies or other entities required to comply with regulatory

requirements. The article describes the process of estimating the costs to comply with the standards and regulatory rules in the company and formulated the key issues that need to be highlighted in the analysis of the cost of compliance assessment in relation to the business side of the body authorized to assess regulatory impact assessment.

Keywords: regulatory impact assessment, entrepreneurship, legislation, compliance, corporate governance, OECD, standard costs, costs estimating.

DOI: 10.12737/article 58e39ece7f8fd9.35876323

Экономическое развитие страны и благосостояние граждан в немалой степени определяется уровнем развития предпринимательства1. В свою очередь, наиболее значимой проблемой существующего российского нормативного правового поля, снижающей инвестиционную привлекательность России, является нестабильность законодательной базы, ее подверженность частым изменениям. Эта проблема считается более серьезной по сравнению с наличием высоких административных барьеров и коррупцией2. Особо затрудняют работу инвесторов частые изменения технического регулирования, трудового и административного законодательства.

Важным компонентом обеспечения стабильности законодательной базы, недопущения возникновения новых и снижения действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера выступает институт оценки регулирующего воздействия (далее — ОРВ).

1 См.: Интервью с председателем Следственного комитета РФ А. И. Бастрыки-ным // Российская газета. 2016. 13 янв.

2 Эти вопросы были подняты на панельной

сессии «Инвестиции: Россия и мир» Петер-

бургского международного экономического

форума (ПМЭФ-2016), который прошел 16—

18 июня и в котором приняли участие эксперты ТПП РФ во главе с президентом Палаты Сергеем Катыриным. Экспертную оценку проблеме инвестиций в России ТПП-Информ дал директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей

Вялкин. URL: http://gmpnews.ru/2016/05/ nestabilnost-zakonodatelnoj-bazy-snizhaet-investicionnuyu-privlekatelnost-rossii/ (дата обращения: 16.01.2016).

Применение ОРВ позволяет достичь следующих результатов3:

улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;

обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений;

сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования;

ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности;

снизить риски, связанные с введением нового регулирования;

повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.

Оценка издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования в сфере корпоративного управления является существенным элементом ОРВ как часть анализа последствий регулирующего воздействия.

Принцип ОРВ состоит в обосновании на основе оценки затрат и выгод необходимости введения или изменения разрешительного порядка осуществления соответствующей деятельности или использования объекта. На основе этого принципа должен проводиться анализ послед-

3 См.: Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы. URL: http://ar.gov.ru/regulation_02_ povishenie_02_ocenka/index.html (дата обращения: 16.01.2016).

ствий для соответствующей деятельности, в том числе предпринимательской4, «в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их вве-дению»5, а также на предмет оценки «возникновения необоснованных расходов предпринимателей»6.

В сфере международной интеграции для учета интересов бизнеса также введена процедура ОРВ как часть внутренних процедур Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в отношении проектов ее решений7. Под воздействием понимается положительный или отрицательный эффект регулирования, включающий как эффекты, которые могут быть оценены в денежном выражении (например, сборы, издержки, расходы, затраты), так и эффекты, которые невозможно подвергнуть денежной оценке (в частности, запреты, ограничения, избыточные обязанности). Цель ОРВ направле-

4 См.: Разрешительная система в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / Л. Ю. Акимов, Л. В. Андриченко, Е. А. Артемьева и др.; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2015. С. 74—75.

5 Зюзин С. Ю., Юдина А. Б., Карташо-ва Ю. А, Гребенникова А. А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Н. И. Воробьева. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2014.

6 Штогрин С. КС не решился отменить торговый сбор // Практическая бухгалтерия. 2016. № 11. С. 12.

7 С 1 января 2015 г. проекты решений ЕЭК, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, должны приниматься с учетом результатов проведения ОРВ (часть первая п. 15 Положения о Комиссии (приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе)). URL: http://www.eurasiancommission.org.

на на выявление и устранение необоснованных ограничений для осуществления предпринимательской деятельности, создающих избыточные барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы по территории Евразийского экономического союза8.

По мнению специалистов, в России вне сферы ОРВ остаются многие вопросы предпринимательской деятельности, определяющие условия инвестиционного климата стра-ны9. Согласно Рекомендациям Совета ОЭСР по вопросам регуляторной политики и государственного управления от 2012 г. (С(2012)37)10 внедрение анализа последствий регулирующего воздействия на ранних стадиях политического процесса в разработку новых нормативных предложений и предварительных оценок нормативных затрат, выгод и рисков должно производиться везде, где возможно.

С 1 июля 2015 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» экономическая экспертиза стала распространяться на правовые акты корпоративного законодательства, а с 1 января 2016 г. получила новое название — оценка фактического воздействия11. «С точ-

8 См.: Невский А. Комментарий к отдельным положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс». 2015.

9 См.: Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / Т. С. Глазырин, Т. Л. Козлов, Н. М. Колосова и др.; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2016. С. 65—66.

10 См.: Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы. URL: http://ar.gov.ru.

11 См.: Дидикин А. Б. Оценка регулирующего воздействия как форма общественно-

ки зрения норм российского законодательства экономическая экспертиза представляет собой оценку регулирующего воздействия действующих правовых актов, цель которой состоит в выявлении негативных социальных и экономических последствий действия правового акта на практике»12 «на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических)»13, в частности, отмечается «первоочередной анализ экономических и социальных последствий принятия нормативных правовых актов для деятельности малых предприятий»14.

Результаты оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования в компании могут быть использованы при:

разработке сметы предполагаемых расходов, связанных с принятием новых нормативных предложений;

разработке ретроспективной оценки расходов, понесенных в настоящее время в соответствии с действующим положением;

прогнозных оценках в сфере управления15.

го контроля в сфере экономики // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 24.

12 Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / Е. Г. Азарова, А. А. Аюрова, М. К. Белобабченко и др.; отв. ред. А. В. Габов. М., 2015. С. 45.

13 Науменко А. М. Финансово-экономическое обоснование проекта закона как финансово-правовой акт // Финансовое право. 2016. № 6. С. 5.

14 См. п. 6 распоряжения Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» вместе с «Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

15 См.: Тихомиров Ю. А. Государство: мо-

нография. М., 2013. С. 215.

Отдельным из этих рассматриваемых показателей посвящен п. 11 формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия «Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений», а также п. 3.12 Методики оценки регулирующего воз-действия16.

Таким образом, оценка издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования может использоваться как в контексте принятия решений о форме нового нормативного регулирования, так и в определении вариантов сокращения существующих нормативных издержек соответствия.

Термин «нормативные издержки», используемый ОЭСР17, включает все расходы, относящиеся к принятию нормативных требований прямого или косвенного характера, которые несут бизнес, потребители, правительство и его соответствующие органы (т. е. налогоплательщики) или другие группы. Классификация нормативных издержек приведена на рисунке. Издержки каждой категории рассмотрены ниже.

На рисунке показана классификация основных видов затрат на обеспечение комплаенса18 в организации.

16 См. приложения ,№ 1 и 3 к приказу Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. № 290 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия».

17 OECD (2014), OECD Regulatory Compliance Cost Assessment Guidance, OECD Publishing.

18 Понятие «комплаенс» (compliance), или «соответствие нормам», означает соблюдение правовых предписаний, нормативных стандартов и других существенных

Классификация нормативных издержек

Административные накладные расходы

Независимые

комплаенс-расходы

Административные расходы и издержки правоприменения

Фундаментальным вопросом в оценке основных видов затрат на обеспечение комплаенса является выявление всех возможных издержек, которые ожидается понести при принятии нормативного документа. Приведем определения основных категорий издержек, обозначенных на рисунке, и особое внимание уделим основным комплаенс-расхо-дам, которые несут предприниматели и управление которыми нацелено на минимизацию и снижение общих нормативных издержек компании.

Комплаенс-расходы — это затраты предприятий или других субъектов, необходимые для соблюдения нормативных требований; это независимые расходы на соблюдение законодательства, включающие только прямые затраты, которые не-

требований участников правоотношений (stakeholders). См.: Карпович О. Г., Трунцев-ский Ю. В. Теория и современные практики комплаенса. Мировые модели противодействия криминальным угрозам: монография. М., 2016. С. 3—4. Подробнее о понятии

«комплаенс» см.: Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент: учеб. пособие для магистрантов / С. Г. Буянский, Ю. В. Трунцевский. М., 2016. С. 32—55.

сут лица, обязанные соблюдать ком-плаенс-обязательства. Независимые комплаенс-расходы содержат следующие основные категории: затраты на труд, накладные расходы, затраты на оборудование, материальные затраты и расходы на внешние услуги.

Прямые трудозатраты (затраты на труд) — это затраты рабочего времени сотрудников, предназначенного для осуществления мероприятий, необходимых для достижения соответствия нормативным требованиям. В расходы на персонал, непосредственно участвующий только в осуществлении этой деятельности, включаются расходы на административное управление и надзор за персоналом (накладные расходы).

Накладные расходы включают в себя расходы на аренду, офисное оборудование, коммунальные услуги и другие факторы производства, которые используются сотрудниками, занимающимися обеспечением комплаенса, а также корпоративные накладные расходы, такие как управленческие расходы, связанные с деятельностью по обеспечению комплаенса.

Затраты на оборудование. Компании вынуждены приобретать предметы капитального оборудования для соблюдения множества различных требований законодательства. Это может быть как оборудование (например, аппаратура для очистки выбросов производственного предприятия в целях соответствия новым стандартам по нормам выброса), так и программное обеспечение (в частности, программы, необходимые для проведения мониторинга фактических выбросов в режиме реального времени).

Там, где капитальное оборудование полностью или в значительной степени приобретено как часть стратегии фирмы по достижению должного уровня обеспечения комплаен-са, некоторые или даже все расходы на это оборудование следует включать в оценку основных видов затрат на обеспечение комплаенса.

В сфере, где большинство участников недавно обновляли свое ключевое оборудование для производства, оценки стоимости регулятивного положения, которые требуют дальнейших изменений, считались бы для большинства участников дополнительными расходами на соответствие нормативным требованиям. Например, некоторые австралийские штаты за последние годы приняли жесткие правила в отношении коммерческого использования средств для загара. Эти правила принудили многих производителей закупать новое оборудование. Однако дальнейшее регулирование привело к запрету коммерческих услуг соляриев и продажи ими средств для загара, и благодаря излишнему законодательству «балансовая стоимость» соляриев повысилась.

К тому же расходы на оборудование могут возникнуть опосредованно в том случае, если имеющееся оборудование нуждается в модификации из-за поправок в регулирующем законодательстве (к примеру, необходимость закупки новых катализаторов из-за изменений в составе вво-

димых химикатов, вызванных введением новых правил безопасности в работе с химикатами).

Материальные затраты являются дополнительными затратами, которые возникают в процессе замены некоторых материальных ресурсов, используемых в производственном процессе, в целях обеспечения соблюдения нормативных требований (их еще иногда называют «производственные затраты»). Именно поэтому они относятся к текущим затратам. Примером материальных затрат будут служить дополнительные расходы на замену одинарного остекления окон двойным остеклением в новых жилых домах в целях соблюдения новых правил и повышенных требований к обеспечению энергоэффективности.

Лица, принимающие решения, часто хотят понять масштабы расходов на комплаенс по отношению к среднегодовым затратам затрагиваемого бизнеса19. В то же время нормативные требования в среднесрочной перспективе могут способствовать перемещению специального продукта в широкое использование. Это может означать, что его цена будет существенно падать, поскольку будет иметь место массовое производство, а инновации еще больше снизят производственные издержки. В приведенном выше примере энергосберегающие окна могут изначально быть значительно дороже, чем альтернативные окна с одинарным остеклением, но впоследствии могут упасть в цене, если спрос поднимается до точки, где они становятся продуктом широкого потребления из-за изменений в нормативной сфере.

Таким образом, при оценке возможных затрат на материалы следует учитывать потенциальную важность этих рыночных колебаний, а

19 cm.: UK Department for Innovation, Business & Skills (2013). Better Regulation Framework Manual: Practical Guidance for UK Government Officials.

также рассматривать вопрос о том, включать ли в анализ подобные корректировки рыночных цен.

Затраты на внешние услуги могут быть определены как расходы, связанные с перечислением денежных средств поставщикам за оказанную помощь в обеспечении комплаен-са. Например, столкнувшись с более строгим контролем выбросов, фирма может нанять инженеров-консультантов, консультирующих по вопросам, касающимся доступных средств достижения должного уровня соблюдения требований (комплаенса).

Поставщики услуг приглашаются тогда, когда достижение должного уровня комплаенса требует специфических технических знаний, которых может не быть у сотрудников фирмы. Чаще всего предприятия в состоянии обеспечить достоверную оценку этих затрат, поэтому многие из них предоставят на аутсорсинг различные технические услуги и, следовательно, ознакомятся как с рыночными ценами, так и с оценкой объема задач, подлежащих аутсорсингу. Оценить стоимость внешних услуг для бизнеса относительно просто, потому что они представляют собой определенные денежные затраты для предприятий, учитываемые как отдельный показатель, который не обязательно должен рассчитываться по отношению к внутренней функции комплаенса.

К составу нормативных издержек также относятся административные расходы и издержки правоприменения20, и они в отличие от ком-плаенс-расходов покрываются государственными учреждениями, а не

20 Эти расходы включают в себя затраты, связанные с распространением информации о новых нормативных актах, разработкой и внедрением новых систем лицензирования или регистрации, оценкой и утверждением приложений и обновлений. Они также включают создание контроля и (или) аудиторской системы, разработку и внедрение систем регулирующих санкций в ответ на несоблюдение нормативных требований.

предприятиями или другими группами, которые являются целью нормативных требований.

Общая стоимость нормативного регулирования складывается из комплаенс-расходов, речь о которых шла выше, а также из издержек, которые не попадают под определение комплаенс-расходов.

Другие нормативные издержки: финансовые затраты нормативного регулирования; косвенные затраты; альтернативные издержки.

Финансовые затраты нормативного регулирования — это стоимость капитала, связанного с соблюдением комплаенс-обязательств. То есть там, где инвестиции совершаются в целях соблюдения нормативных требований (например, приобретение оборудования), затраты для фирмы включают как стоимость покупки этих предметов, так и затраты на финансирование этой покупки — заемного или собственного капитала.

Косвенные затраты, так называемые расходы второго уровня, — это затраты, основная цель которых заключается в регулировании. Косвенные затраты часто затрагивают интересы третьих сторон. Они могут возникнуть в результате поведенческих изменений, вызванных влиянием расходов первого уровня. Динамические издержки — затраты, связанные с негативными изменениями в рыночных условиях с течением времени, — могут быть включены в эту категорию. Например, если новый налог на выбросы заводов будет принят, то стоимость производства, а следовательно, и цена на товары, являющиеся источниками интенсивных выбросов, будет расти по сравнению с другими товарами.

Альтернативные издержки — это затраты, понесенные в результате отказа от предпочтительного использования (т. е. более продуктивного) в пользу расходов на соблюдение нормативных требований. Например: компания может оказаться не в состоянии осуще-

ствить запланированное увеличение производственных мощностей, поскольку ей необходимо будет модернизировать оборудование по контролю за выбросами в пределах существующих возможностей в целях соблюдения новых нормативных стандартов; персонал тратит время на комплаенс-деятель-ность вместо других видов производственной деятельности.

Альтернативные издержки тесно связаны с финансовыми затратами, о которых говорилось выше. Однако под альтернативными издержками понимается разница между доходом бизнеса (если такой имеется) от вложения средств в процессы, обеспечивающие соблюдение нормативных требований, и наилучшей из имеющихся альтернатив использования этих ресурсов (с самой высокой ожидаемой доходностью).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, альтернативные издержки определяются доходностью капитала, а финансовые затраты — стоимостью капитала. Это означает, что альтернативные издержки не являются отдельной категорией издержек, а скорее представляют собой другую точку зрения касательно измерения стоимости капитала, используемого для соблюдения нормативных требований; финансовые затраты в этом отношении отличаются.

Учет расходов на соблюдение законодательства по сценарному типу проводится на поэтапной основе: т. е. стоимость предполагаемого регулирования (или набора вариантов мер со стороны контролирующих органов) измеряется в противопоставлении с ожидаемым исходом текущей политической позиции. Это значит, что стоимость, которую необходимо оценить, не обязательно должна быть равна общей стоимости соблюдения регламента. Скорее всего дополнительные издержки — это разница между стоимостью поддержания существующей практики в данной области и стоимостью соблюдения нормативных требований.

Так, на примере оценки по базовому сценарию21, если новые требования повлекут для компаний увеличение требуемой частоты отчетности в государственный орган (с ежеквартальной на ежемесячную), базовый сценарий включит стоимость необходимой в настоящее время ежеквартальной отчетности. Таким образом, дополнительный расход — это расход на подготовку и подачу восьми дополнительных отчетов в год вместо 12 необходимых. Соответственно, если 1000 фирм затронули эти требования и стоимость каждого отчета составляет в среднем 200 долл. за отчет, то:

базовый вариант калькуляции: 200 долл. X 1000 X 4 отчета = 800 000 долл. в год;

стоимость соблюдения нормативных требований:

200 долл.X 1000 X 12 отчетов = 2 400 000 долл. в год;

дополнительные затраты на выполнение регуляторных норм:

2 400 000 долл. - 800 000 долл. = 1 600 000 долл. в год.

Таким образом, оценка стоимости соблюдения нормативных требований показывает, что дополнительные затраты на выполнение регулятор-ных норм составляют 1,6 млн долл. в год.

Временной горизонт, принятый для оценки комплаенс-издержек, как правило, должен быть достаточно продолжительным, позволяющим сделать точное представление о долгосрочных расходах, связанных с регулированием. Во-первых, большинство правил действует в течение многих лет; во-вторых, затраты на оборудование или другие «одноразовые» издержки предприятие часто несет, чтобы соответствовать регулированию.

Стандартная стоимость модели ^СМ)22 используется в большом количестве стран ОЭСР для оценки административного бремени и ос-

21 OIRA (2011). Regulatory Impact Analysis: A Primer.

22 Standard Cost Model.

новывается на подробной «восходящей» методологии, которая требует детального отображения нормативных требований и завершения разбивки их в отдельные обязательства по соблюдению. Время и затраты, необходимые для выполнения каждого обязательства, затем вычисляются, а результаты суммируются, чтобы рассчитать административную нагрузку.

Общая стоимость = себестоимость единицы продукции X количество затрагиваемых сторон X количество повторений.

Так, если стоимость соблюдения обязательств в среднем 100 долл. для пострадавших фирм, число фирм, необходимых для выполнения составляет 1000, частота, с которой обязательство должно быть завершено — ежеквартально, а также временной горизонт для анализа составляет 10 лет, общая стоимость выполнения для этого обязательства будет равна: 100 долл. (себестоимость единицы продукции) X 1000 (число затронутых сторон) X 40 (повторения) = 4 000 000 долл.

То есть 4 раза ежегодно в течение 10 лет = 40 повторений за период времени анализа.

Поскольку издержки соблюдения нормативных правовых документов (издержки на комплаенс) возникают в разное время, необходимо применять «ставку дисконтирования», чтобы было возможно сравнить затраты на эквивалентной основе.

Некоторые затраты считаются нематериальными по своей природе и их сложно или даже иногда невозможно определить количественно. Тем не менее эти расходы могут представлять важный элемент общего влияния стоимости нормативного предложения.

Процесс оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования в компании включает: ознакомление с нормативными требованиями;

идентификацию опции соответствия;

оценку опции (включая оценку преимущества (стоимости));

выбор опции и разработка стратегии соответствия;

обеспечение оборудованием в соответствии с требованиями;

подбор персонала и (или) обучение; закупку внешних услуг; изменение производства, складирование и (или) процессы дистрибуции;

информационное предоставление (например, для раскрытия базы регулирования);

контроль (аудит) соответствия; обзор производительности соответствия;

разработку и реализацию любых необходимых изменений стратегии соответствия.

Оценка стоимости соответствия помогает прояснить значение неопределенности в отношении различных переменных. Следовательно, необходимо соблюдать осторожность, чтобы гарантировать, что окончательный отчет об оценке ясен и хорошо структурирован. Даже высококачественная оценка затрат может иметь ограниченное влияние на регулирование результатов, если документ отчетности ее результатов не сможет эффективно повлиять на лиц, принимающих решения.

Ключевые вопросы, которые должны быть выделены при анализе оценки стоимости соответствия в отношении бизнеса со стороны органа, уполномоченного оценивать ОРВ, включают:

общую сумму расходов: какова общая ожидаемая стоимость наложенных регулирующих положений, обусловленная совокупными затратами в течение всего временного горизонта анализа (который должен быть определен). Разъяснение масштаба этих затрат со ссылкой на соответствующий эталон может также помочь в суждении о пропорциональности (например, путем масштабирования затрат против среднего оборота в отрасли или других крупных расходов, понесен-

ных пострадавшими предприятиями, либо путем ссылки на нормативную задачу);

сроки основных затрат: когда будут понесены основные затраты; каков относительный размер «разовых» расходов, как правило, понесенных в краткосрочной перспективе и текущих расходах;

основные источники затрат: какие элементы регулирующего предложения порождают наиболее существенные расходы; рассматривались ли методы для уменьшения этих расходов;

затраты для бизнеса (гражданина, другого субъекта): каков размер затрат, понесенных отдельными субъектами; существуют ли конкретные последствия, которые должны быть выделены, такие как воздействие на группы, несущие значительные расходы и (или) имеющие ограниченные возможности для оплаты (например, малого бизнеса, потребителей с низким уровнем дохода);

уровень стоимости: какие группы несут значительные издержки, связанные с правилами; в какой степени воздействия затрат различаются между различными группами? На этот вопрос следует ответить с точки зрения определения различий в воздействии на более мелкие или крупные предприятия, на разные отрасли промышленности;

надежность оценок: какая степень доверия может быть прикреплена к смете используемых расходов? Там, где анализ чувствительности был проведен, необходимо подвести итоги различных сценариев, опреде-

лить их вероятность и последствия для общих нормативных затрат;

основные области неопределенности: какие основные области неопределенности существуют относительно воздействия правил? Эта задача тесно связана с проведением анализа чувствительности и должна обеспечить понимание различных представленных сценариев.

Таким образом, преодоление нестабильности законодательной базы в целях надежности российской деловой среды обеспечивается за счет оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования в сфере корпоративного управления. Результаты оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования могут быть использованы при принятии решений о форме нового нормативного регулирования, а также при определении вариантов сокращения существующих нормативных издержек соответствия. Комплаенс-расходы — это затраты, понесенные предприятиями или другими сторонами, необходимые для соблюдения нормативных требований. В компании их оценка может быть использована при разработке сметы предполагаемых расходов, связанных с принятием новых нормативных актов, при прогнозных оценках в сфере управления. Процесс оценки издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования в компании включает в себя систему последовательных действий, заканчивающихся принятием соответствующими должностными лицами отчетного документа оценки результатов.

Библиографический список

Дидикин А. Б. Оценка регулирующего воздействия как форма общественного контроля в сфере экономики // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 2.

Зюзин С. Ю., Юдина А. Б., Карташова Ю. А., Гребенникова А. А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Н. И. Воробьева. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2014.

Интервью с председателем Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкиным // Российская газета. 2016. 13 янв.

Карпович О. Г., Трунцевский Ю. В. Теория и современные практики комплаенса. Мировые модели противодействия криминальным угрозам: монография. М., 2016.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / Т. С. Глазы-рин, Т. Л. Козлов, Н. М. Колосова и др.; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2016.

Науменко А. М. Финансово-экономическое обоснование проекта закона как финансово-правовой акт // Финансовое право. 2016. № 6.

Невский А. Комментарий к отдельным положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2015.

Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / Е. Г. Азарова, А. А. Аюрова, М. К. Белобабченко и др.; отв. ред. А. В. Габов. М., 2015.

Разрешительная система в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / Л. Ю. Акимов, Л. В. Андриченко, Е. А. Артемьева и др.; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2015.

Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы. URL: http://ar.gov.ru/regulation_02_povishenie_02_ocenka/index.html (дата обращения: 16.01.2016).

Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы. URL: http://ar.gov.ru.

Тихомиров Ю. А. Государство: монография. М., 2013.

Штогрин С. КС не решился отменить торговый сбор // Практическая бухгалтерия. 2016. № 11.

Толкование договора в соотношении со сделкой и обязательством

АНДРЕЕВ Владимир Константинович, заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69

E-mail: rajandreevvk@gmail.com

С учетом методологических подходов классика русского гражданского права и процесса Е. В. Васьковского автор исследует положения действующего Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности о соотношении договора, сделки и обязательства. По мнению автора, договор является центральным всеобъемлющим понятием гражданского и предпринимательского права и более общим к понятию сделки. Договор обладает емким содержанием, не подпадающим под общетеоретические обобщения, поскольку он может выступать в разных ипостасях, непосредственно закрепленных в ГК РФ и других законах как в виде отдельных видов договоров, соглашений, согласий, так и в форме договорных конструкций (договор присоединения, опционный договор, предварительный договор и т. д.). Также в статье исследуется вопрос соотношения договора и обязательства. Обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, представляет собой тип договора наряду с гражданско-правовым. Автор формулирует одно из ключевых понятий корпоративного права — корпоративные обязательства, а также выделяет признаки, позволяющие отделить их от иных обязательств. Критикуются позиции, согласно которым корпоративный договор приравнивается к гражданско-правовому: несмотря на то что к требованиям, возникающим из корпоративных отношений, применяются общие положения об обязательствах, корпоративный договор не становится гражданско-правовым.

Ключевые слова: обязательство, толкование, предпринимательский договор, обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, корпоративные отношения, корпоративный договор, корпорация, обязательства, корпоративные обязательства, договор, сделка, корпоративный договор, предпринимательский договор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.