[гиена и санитария 2/2013
значением мясных и рыбных продуктов питания. При анализе факторных нагрузок отмечено, что при строгом соблюдении условий включения переменных в фактор (необходима корреляция исходных переменных и выделенных факторов на уровне более 0,7) фактор 2 СПП (СПП 2) будет образован только частотой потребления молочных продуктов и овощей, фруктов, соков. В то же время, если не придерживаться при формировании выделенных факторов критерия Кайзера, по которому рассматриваются только факторы, имеющие величину собственного значения фактора более 1, то фактором 4 может быть СПП, высоко коррелирующий с частотой потребления мясных и рыбных продуктов. Собственное значение данного фактора 4 в этом случае равно 0,99. На математико-статистическом аппарате кластерного анализа данные особенности обусловили выделение мясных и рыбных продуктов в отдельный кластер. Четыре первичных кластера образуют два вторичных (кластерное расстояние 17,7 и 19,6), которые в итоге объединяются на кластерном расстоянии 22,1.
В ходе дисперсионного анализа оценивали соответствие принадлежности выделенных СПП индивидуумов реальной частоте потребления продуктов питания, входящих в данный СПП, например, реально ли выше частота потребления круп и макаронных изделий среди преподавателей с «экономным» СПП (фактор 3). С этой целью для каждого индивида рассчитывали сумму баллов частоты потребления продуктов питания, входящих в каждый фактор:
- в фактор 1 - частоту потребления сахара и кондитерских изделий, хлеба и мучных изделий, макаронных изделий;
- в фактор 2 - частоту потребления мяса и мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, молока и молочных продуктов, овощей, фруктов, соков;
- в фактор 3 - частоту потребления круп, макаронных изделий.
Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о соответствии частоты потребления продуктов питания среди лиц, придерживающихся конкретного СПП (табл. 2). Так, преподаватели, придерживающиеся преимущественно СПП 1, а также СПП, сочетающих СПП 1 с другим фактором (СПП 1 + 2 и СПП 1 + 3), достоверно чаще (р < 0,05) употребляют продукты питания, входящие в данный СПП. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении частоты потребления продуктов питания среди лиц, придерживающихся СПП 2 (а также СПП 1 + 2 и СПП 2 + 3) и СПП 3 (а также СПП 2 + 3 и СПП 1 + 3).
В ы в о д ы. 1. Применение факторного анализа при изучении предпочтений в выборе продуктов питания различными группами населения позволяет выделить преимущественные СПП, характеризующие фактические особенности питания исследуемых групп. При этом выделенные с помощью факторного анализа СПП статистически обоснованы и позволяют, кроме всего прочего, определить отношение каждого индивида к конкретному СПП, т. е. фактически определить СПП индивида.
2. Кластерный анализ показал сходные результаты группировки данных, что свидетельствует об обоснованности применения факторного анализа при исследовании эмпирических данных о частоте потребления продуктов питания.
3. Результаты дисперсионного анализа свидетельствует о соответствии выделенных СПП реальной частоте потребления конкретных продуктов питания в исследуемой выборке. Это указывает на научную и практическую значимость использования факторного анализа в вопросах предпочтений в выборе продуктов питания группами населения.
Поступила 26.10.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.2:374]-057.875-054.64
Д.И. Кича, Л.В. Максименко, Н.А. Дрожжина, Н.Н. Федотова
ОЦЕНКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ О РАЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Российский университет дружбы народов, 117198, Москва
При организации санитарного просвещения студентов-иностранцев по вопросам рационального питания следует ориентироваться на позитивно воспринимаемые источники информации и формы просвещения. По нашим данным, ведущими являются университетские студенческие издания и санитарное просвещение, проводимое врачами поликлиники, предоставляющей медицинские услуги студентам вуза.
Ключевые слова: студенты; санитарное просвещение по вопросам рационального питания; источники информации
D. I. Kicha, L. V. Maksimenko, N. A. Drozhzhina, N. N. Fedotova - ORIENTATION OF UNIVERSITY STUDENTS TO SOURCES OF INFORMATION ON RATIONAL NUTRITION
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Peoples' Friendship University of Russia", 117198, Moscow, Russian Federation,
In organization of sanitary education of students on issues of balanced diet it is necessary to be guided on positively perceived sources of information and forms of education. According to our data, the university student editions and health education carried out by doctors of policlinics, providing medical services to the students of the University are of most importance
Key words: students; health education on issues of rational nutrition; information sources
Кича Дмитрий Иванович (Kicha Dmitriy Ivanovich), e-mail: [email protected]
48
Студенчество представляет собой многочисленную группу молодых людей современной России и фактически первое поколение, родившееся и выросшее в постсоветской России. В 2009 г. в 145 вузах РФ очно обучались 7315 студентов из дальнего зарубежья, причем 1451 - в Российском университете дружбы народов* (РУДН). Рабочая нагрузка современного студента чрезвычайно высока, что позволяет отнести студентов к группе повышенного риска (по тяжести - к первой (легкий труд), по напряженности - к четвертой категории (очень напряженный труд)). Умственное переутомление на фоне сниженной мышечной нагрузки может привести к ухудшению работоспособности, снижению устойчивости к простудным заболеваниям, нарушениям со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, системы пищеварения [9, 10]. Абсолютное большинство иностранных студентов по приезде в Россию сталкиваются с множеством трудностей физиологического (привыкание к климату, питанию) и социально-психологического характера. Физическая и психологическая адаптация, а также адаптация к учебному процессу у иностранных студентов достоверно ниже, чем у российских иногородних студентов [1, 8, 12, 13]. На этом основании все острее ставится вопрос об активизации процессов санитарного просвещения и воспитания здорового образа жизни у студентов [17], особенно из дальнего зарубежья. Особую значимость у учащихся вузов приобретает адекватность питания как основного элемента здорового образа жизни [6]. Студенты подпадают под категорию «развивающихся организмов» (возраст 17-25 лет), что требует внимания к оптимальному набору пищевых веществ в ежедневном рационе [15]. Управление рисками для здоровья, обусловленными питанием, позволит говорить о развитии самосознания студентов в области здорового питания, повышении качества жизни и учебы, а также о снижении количества алиментарно-зависимых болезней [16]. В РУДН проводятся исследования состояния здоровья студентов и разрабатываются мероприятия, направленные на повышение их медико-социальной адаптации [2-5, 7, 11, 14, 18].
Формирование знаний о рациональном питании является одной из главных задач вуза в рамках воспитания здорового образа жизни студента, в основе которого адекватный выбор методов санитарного просвещения и источников информации. Особую актуальность представляет проблема воспитания здорового образа жизни у иностранных студентов, вышедших из различных культурно-социальных слоев общества разных стран и континентов и являющихся носителями еще недостаточно исследованных взглядов и поведенческих стереотипов по вопросам питания.
* Контингент иностранных граждан, получающих высшее образование в 2009 г. в вузах Федерального агентства по образованию // Образование России для иностранных граждан: Справочная информация: [сайт]. URL: http://www.russia.edu.ru/information/ analit/statis/inost_2009/dal/ (дата обращения 11.12.11).
Цель работы: изучение ориентации студентов, в том числе из дальнего зарубежья, на источники информации о рациональном питании.
Материалы и методы
Проведено одномоментное поперечное исследование питания студентов РУДН методом анкетирования (2009) с применением специально разработанной нами анкеты. Основными разделами анкеты явились характеристика выборки, в том числе по массе тела и уровню здоровья, выявление характерных элементов стиля жизни студентов и их питания. Особое внимание уделено вопросам, связанным с организацией питания студентов в условиях обучения в РУДН (их оценка студентами, предложения и пр.).
Статистическая обработка базы данных проведена по программе Statistica. Применены корреляция Спирмена, непараметрические критерии Вальда-Волфовица, c2.
Выборка (557 человек) носила случайный характер и представлена студентами из 55 стран, в том числе 73% европейцы (большинство из них россияне), 15% студенты из стран Юго-Восточной Азии, Средней Азии и арабского востока, 8% из Африки, 4% из Латинской Америки. Лица женского пола в выборке превалируют и составляют 62%. Возраст респондентов колеблется от 17 до 32 лет при медиане 20-21 год. Около половины (52%) респондентов проживают в общежитии.
Результаты и обсуждение
Большинство (83%) студентов отмечают изменение своего питания после поступления в вуз, причем изменения носят принципиальный характер у 38%, частичные изменения выявлены у 45% респондентов. Изменения касаются в первую очередь режима питания (43%). Около четверти (27%) указывают изменения набора продуктов питания, 18% - количества принимаемой пищи и 9% - ухудшения условий приготовления пищи. Изменения питания отрицают 17% респондентов.
Абсолютное большинство (95%) опрошенных студентов убеждены, что знают, как правильно питаться (48% знают полностью, 47% - частично), 5% студентов признают свое незнание по данному вопросу: из стран Азии и Ближнего Востока - 10%, Европы (Россия) - 2%, Африки - 2%, Латинской Америки - 0%.
Доля респондентов, ответивших на вопрос об источниках информации о правильном питании, составила 86% (496 из 557 человек). Среди источников информации чаще всего студенты используют популярные журналы и телевидение, т. е. доступные для них средства массовой информации (СМИ), советы родителей и рекомендации врачей поликлиники, предоставляющей медицинские услуги студентам (см. таблицу). Для студентов из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки приоритетом являются советы родителей; для европейцев (россиян) и студентов из Африки - СМИ (россияне и студенты из стран Азии и Ближнего Востока - скорректированный по Йетсу х2 = 3,87; р = 0,0491). В целом СМИ и советы родителей занимают первые два ранговых
49
[гиена и санитария 2/2013
Сопряженность источников информации о правильном питании с регионом происхождения студентов
Удельный вес студентов, %
Источник информации россияне и европейцы из стран Азии и Ближнего Востока из стран Африки из стран Латинской Америки Итого
Популярные журналы, телепрограммы 33,3 (121)* 26,4 (19)* 28,6 (12) 15,9 (3) 31,3 (155)
Советы родителей 18,5 (67)* 30,6 (22)* 21,4 (9) 26,3 (5) 20,8 (103)
Рекомендации врачей 16,5 (60) 18,1 (13) 9,5 (4) 15,8 (3) 16,1 (80)
Советы друзей 13,8 (50) 13,9 (10) 19,1 (8) 21,1 (4) 14,5 (72)
Научная медицинская литература 9,9 (36) 8,3 (6) 14,3 (6) 15,8 (3) 10,3 (51)
Преподаватели 1,4 (5) 1,4 (1) 0 (0) 0 (0) 1,2 (6)
Другое 6,6 (24) 1,4 (1) 7,1 (3) 5,3 (1) 5,9 (29)
Всего... 100 (363) 100(72) 100 (42) 100(19) 100 (496)
Примечание. * - p < 0,05; в скобках - количество человек.
места для студентов со всех континентов, кроме латиноамериканцев, для которых на первых позициях советы родителей и друзей. Количество студентов из России, стран Азии и Ближнего Востока, применяющих рекомендации врачей, на третьем месте; из стран Африки - на последнем.
Девушки (37%, 125 из 337 человек) используют информацию СМИ о питании на 17% чаще, чем юноши (20%, 40 из 205 человек) (х2 = 17,8; р = 0,0000). Юноши чаще, чем девушки обращаются к родителям (26% против 20%), врачам (19% против 14%) и друзьям (18% против 12%). По остальным источникам информации абсолютная разница среди юношей и девушек, выбравших данный источник, менее значима и не превышает 3%.
Влияние возрастных особенностей изучалось в возрастных группах 17-20, 21-25 и 26-32 года. Установлено, что советам друзей отдают предпочтение 21—25летние (18,6% против 11,7% среди 17-20-летних, х2 = 4,6; р = 0,03 и против 6,7% среди 26-32 летних, х2 = 6,14; р = 0,046). Отмечена тенденция снижения количества студентов, ориентирующихся на СМИ, с 32 до 27% и роста их числа, ориентирующихся на рекомендации врачей, - с 16 до 30% и советы родителей- с 0,7 до 3% с увеличением возраста. Доля доверяющих советам родителей относительно питания в вузе наибольшая среди студентов I (28%), II (26%) и VI курсов обучения (21%) (в среднем 25,2 ± 3,4%). Кризис доверия родительским советам отмечен среди студентов III-V курсов обучения (16,8 ± 0,8%; р = 6,3 • 10-5 < 0,001).
Проживание в общежитии не повлияло на принципиальный выбор источников информации о питании, однако в большей степени СМИ используют студенты, проживающие в домашних условиях (32%), чем в общежитии (27%); советы родителей и рекомендации врачей важнее для студентов, проживающих в общежитии, по сравнению со студентами, проживающими в домашних условиях (24% против 20% и 18% против 15% соответственно).
Курят 27,1 ± 17,3% опрошенных студентов, 30% мужского пола и 18% женского (р = 0,053). Среди сту-
дентов из стран Латинской Америки курят 53%, среди европейцев и россиян - 22%, из стран Азии и Ближнего Востока - 19%, из стран Африки -14%. Корреляционная связь (Спирмена) выявлена для признаков курение-возраст (р = 0,003) и курение-масса тела (р = 0,005). Некурящие студенты используют СМИ как источник информации о правильном питании_в 1,7 раза чаще, чем курящие (33% против 22%, х2 = 5,43; р=0,0198), а курящие студенты в 1,6 раза чаще получают эту информацию от врачей, чем некурящие (23% против 14%, х2 = 4,96; р = 0,026). Курение в зависимости от пола различно повлияло на выбор источника информации о питании. Так, курящие юноши чаще обращаются за советом к друзьям (21% против 17% из числа некурящих), чем курящие девушки (7% против 13% из числа некурящих) (скорректированный по Йетсу х2 = 5,41; р = 0,02). Доля получающих информацию о питании из СМИ меньше среди курящих юношей (14% против 22% некурящих) и курящих девушек (30% против 39% некурящих). К врачам с вопросами о питании обращаются только 12% некурящих девушек, а доля курящих девушек, ориентирующихся на рекомендации врачей, в 2 раза выше (27%). Количество курящих и некурящих юношей, использующих рекомендации врачей как источник информации о правильном питании, одинаково (по 19% курящих и некурящих). Медицинскую литературу в качестве источника информации о правильном питании используют 10% курящих и 7% некурящих юношей, 8% курящих и 12% некурящих девушек. Курение на фоне дефицита массы тела привело к увеличению доли лиц, ориентирующихся на рекомендации врачей (50% курящих против 16% некурящих) и советы друзей (10% против 3,6%); к снижению количества студентов, ориентирующихся на СМИ (10% курящих против 44% некурящих) и на советы родителей (10% против 27%). Обращаемость к медицинской литературе практически не изменилась (10% курящих и 9% некурящих студентов). Курение на фоне избыточной массы тела способствует увеличению доли лиц, ориентирующихся на советы друзей (31,3 % курящих против 12,0% некурящих), на медицинскую литературу (12,5% против 4%); к снижению количества студентов, ориентирующихся на СМИ (6,3% курящих против 36,0% некурящих) и советы преподавателей (0% против 8%). Советы родителей как источник информации о питании указали 19% курящих и 16% некурящих студентов, имеющих избыточную массу тела. Курящие студенты с ожирением чаще стали выбирать в качестве источника информации о питании рекомендации врачей (50% курящих против 33% некурящих) и советы друзей (50% против 33%), полностью отказались от советов родителей (0% против 33%). К СМИ и преподавателям вуза не обращались лица с ожирением. Таким образом, курение как дополнительный фактор риска для здоровья
50
на фоне отклонений массы тела от нормы заставило студентов чаще прибегать к профессиональным рекомендациям врачей и медицинской литературе.
Потребление алкогольных напитков снижает долю тех, кто прислушивается к рекомендациям врачей и советам родителей. Для студентов, не употребляющих алкогольные напитки, относительно высок уровень ориентации на советы родителей и рекомендации врачей (26 и 19% соответственно). Иные источники информации использует всего 5% из них. Однако чем чаще потребление алкоголя, тем меньше слушают родителей и врачей вплоть до 0% среди выпивающих ежедневно (хотя всего 4 человека из выборки признали ежедневное потребление алкоголя), а роль неуказанных источников информации при этом возрастает до 25%.
Заключение
Россияне и студенты из европейских и африканских стран в вопросах информации о рациональном питании ориентируются в первую очередь на СМИ и советы родителей, из стран Азии и Ближнего Востока - на советы родителей и затем СМИ, из стран Латинской Америки -на советы родителей и друзей. Рекомендации врачей занимают третье ранговое место у всех студентов, кроме африканцев. Юноши в меньшей степени ориентируются на СМИ, но склонны воспринимать советы родителей, рекомендации врачей и друзей, причем с возрастом именно эти источники приобретают большее значение для обоих полов. Критическим является возраст 21-25 лет и обучение на III—V курсах, когда значимость родительских советов снижается, восполняясь советами друзей. Студенты, проживающие в общежитии, склонны чаще следовать советам родителей и рекомендациям врачей. Статус курения связан с повышением статуса рекомендаций врачей, особенно для девушек. Потребление алкогольных напитков снижает долю тех, кто прислушивается к рекомендациям врачей и советам родителей. Учитывая доступные для вуза способы информирования, целесообразно использовать как вариант СМИ университетские студенческие издания, например газету «Дружба» и Бюллетень по комплексной безопасности, издаваемые в РУДН. Учитывая ориентацию студентов из стран Латинской Америки на советы друзей, видимо, целесообразно сконцентрировать работу по санитарному просвещению данной категории студентов в землячествах. Работу врачей поликлиники, предоставляющей медицинские услуги студентам вуза, следует ориентировать на вопросы питания в первую очередь в отношении проживающих в общежитии студентов из стран Азии и Латинской Америки, особенно студентов младших курсов, а также имеющих вредные привычки (потребление алкоголя, курение) и отклонения по массе тела.
Литер атура
1. Барановский А.Ю. Болезни нарушенного питания. Лечение и профилактика: рекомендации профессора-гастроэнтеролога. М.: Наука и техника; 2007.
2. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2004; 6-7: 267-83.
3. Вялов И.С. Роль самосохранительного поведения в медико-
социальной адаптации иностранных студентов, обучающихся в вузе (на примере РУДН). Казанский социальногуманитарный вестник. 2010; 1: 32-5.
4. Вялов И.С. Формирование самосохранительного поведения у российских и иностранных студентов с факторами риска для здоровья. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2011;Д: 86-94.
5. Вялов С.С., Кузнецов В.И., Ходорович А.М. Новые возможности выявления скрытых заболеваний у студентов с помощью скрининговой диагностики в рамках программы «Здоровье»: внедрение и эффективность. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2010; 1: 106-11.
6. Сахарова О.Б., Кику П.Ф., Лапардин М.П., Гришанов А.В. Гигиеническая оценка состояния питания студентов Дальневосточного государственного университета. Здоровье населения и среда обитания. 2008; 5: 32-5.
7. Кича Д.И., Максименко Л.В., Фомина А.В., Каплан Б.М. Гигиенические основы здорового образа жизни: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН; 2003.
8. Григорович О.А., Минина С.М., Шумкова М.И. Питание и психофизиологические характеристики девушек в условиях экзаменационной сессии. В кн.: Материалы IX конгресса «Питание и здоровье». М.; 2007: 26.
9. Агаджанян Н.А., ред. Здоровье студентов: монография. М.: Изд-во РУДН; 1997.
10. Агаджанян Н.А., Северин А.Е., Ермакова Н.В., Радыш И.В., Розанов В.В., Ходорович А.М. и др. Интенсификация обучения и здоровье студентов. Технологии живых систем. 2006; 3 (5-6): 31-40.
11. Кича Д.И., Даурова Ф.Ю., Цакоева А.А. Профилактика заболеваний пародонта у студентов РУДН из Юго-Восточной Азии. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2008; 2: 52-7.
12. Краснощеков В.В., Мамаева А.Н. Управление адаптацией американских студентов-краткосрочников. Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2007; 116: 125-33.
13. Кузнецов В.Н., Низовцева Т.Р. Особенности адаптации иностранных студентов в Северном государственном медицинском университете. Экология человека. 2007; 9: 39-41.
14. МаксименкоЛ.В. Об актуальности психолого-педагогической поддержки иностранных студентов. В кн.: Кудряшов Е.А., ред. Современные проблемы высшего профессионального образования: Материалы III Международной научнометодической конференции (14-15 апреля 2011 г, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск). Курск: Юго-Зап. Гос. Ун-т; 2011: 338-43.
15. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Якушевич О.О. Общая нутрициология. М.: МЕДпресс-инфом; 2005.
16. Онищенко Г.Г. О санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательных учреждений. Вопросы питания. 2008; 77 (2): 4-9.
17. Сорокин Д.Ю., Сорокина В.М. Педагогический механизм формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Современные проблемы науки и образования. 2010; 4: 66-9.
18. Цакоева А.А., Даурова Ф.Ю., Кича Д.И. Состояние пародон-та у студентов-медиков из Юго-Восточной Азии. Пародонтология. 2008; 3: 75-8.
References
1. Baranovskiy A.Yu. Diseases of the broken food. Treatment and prevention: recommendations of the professor-gastroenterologist. Moscow: Nauka i tekhnika; 2007. (in Russian).
2. Vitkovskaya M.I., Trotsuk I.V Adaptation of foreign students to living conditions and studies in Russia (on an example of Russian university of friendship of the people). Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Series: Sociology. 2004; 6-7: 267-83. (in Russian).
3. Vyalov I.S. Role of selfkeeping behavior in medico-social adaptation of the foreign students who are training in higher education institution (on an example Russian University of Friendship of the People). Kazanskiy sotsial’no-gumanitarnyy vestnik. 2010; 1: 32-5. (in Russian).
51
[гиена и санитария 2/2013
4. Vyalov I.S. Formation of selfkeeping behavior at the Russian and foreign students with risk factors for health. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Series: Sociology. 2011; 3: 86-94.
5. Vyalov S.S., Kuznetsov VI., Khodorovich A.M. New possibilities of identification of the latent diseases at students by means of screening diagnostics within the Health program: introduction and efficiency. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Series: Medicine. 2010; 1: 106-11. (in Russian).
6. Sakharova O.B., Kiku P.F., Lapardin M.P., Grishanov A.V Hygienic assessment of a condition of a food of students of Far East state university. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya. 2008; 5: 32-5.
7. Kicha D.I., Maksimenko L.V, Fomina A.V, Kaplan B.M. Hygienic bases of a healthy lifestyle: Manual. Moscow: Publishing house of Russian University of Friendship of the People; 2003.
8. Grigorovich O.A., Minina S.M., Shumkova M.I. A food and psychophysiological characteristics of girls in the conditions of examinations. In: Congress materials «Food and health». Moscow.; 2007: 26. (in Russian).
9. Agadzhanyan N.A. ed. Health of Students: Moscow : Publishing house of Russian University of Friendship of the People; 1997.
10. Agadzhanyan N.A., Severin A.E., Ermakova N.V., Radysh I.V., Rozanov V.V., KhodorovichA.M. et al. Intensification of training and health of students. Technologies of live systems. 2006; 3 (5-6): 31-40. (in Russian).
11. Kicha D.I., Daurova F.Yu., Tsakoeva A.A. Prevention of diseases of parodont at students of Russian University of Friendship of the
People from South East Asia. Messenger of the Russian university of friendship of the people. Series: Medicine. 2008; 2: 52-7.
12. Krasnoshchekov V.V., MamaevaA.N. Management of adaptation of the American students. Nauchnyy vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoy aviatsii. 2007; 116: 125-33. (in Russian).
13. Kuznetsov V.N., Nizovtseva T.R. Features of adaptation of foreign students at Northern state medical university. Ekologiya chelove-ka. 2007; 9: 39-41. (in Russian).
14. Maksimenko L.V. About relevance of psikhologo-pedagogical support of foreign students. In: Kudryashov E.A. ed. Modern problems of higher education: Materials III of the International scientific and methodical conference (on April 14-15, 2011 South Western State University, Kursk). Kursk: South Western State University; 2011: 338-43. (in Russian).
15. MartinchikA.N., Maev I.V., Yakushevich O.O. General nutritsi-ologiya. Moscow: MEDpress-infom; 2005. (in Russian).
16. Onishchenko G.G. About a sanitary and epidemiologic condition of educational institutions. Voprosy pitaniya. 2008; 77 (2): 4-9.
17. Sorokin D.Yu., Sorokina V.M. The pedagogical mechanism of formation at students of the relation to a healthy lifestyle as professional value. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2010; 4: 66-9. (in Russian).
18. TsakoevaA.A., DaurovaF.Yu., KichaD.I. Condition of parodont at medical students from South East Asia. Parodontologiya. 2008; 3: 75-8. (in Russian).
Поступила 09.01.12
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.2-057.874(571.1/.5)
Н.В. Куликова1, Н.Г. Самолюк1, А.С. Федотов1, Н.М. Кротенко2
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
1Томский государственный педагогический университет, 634061, Томск; 2Сибирский государственный медицинский университет, 634050, Томск
Рассмотрена проблема питания школьников как основной показатель состояния здоровья. Представлены рекомендации по реализации коррекции системы питания школьников в условиях Сибири.
Цель работы - на основе оценки результатов мониторинга жизнедеятельности и здоровья школьников разных возрастных групп из Сибири разработать методические рекомендации по рациональному сбалансированному питанию. Результаты исследований свидетельствуют о неадекватном рационе и режиме питания школьников. В Сибири наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся за годы обучения, часть заболеваний связана с несбалансированным питанием.
Мы предлагаем проект, в ходе реализации которого проводятся исследования в школах и разрабатываются научно обоснованные рекомендации по адекватному рациону и режиму питания для школьников разных возрастных групп из Сибири в холодное и теплое время года. Рекомендации будут внедрены в практику, в результате чего предполагаем общее оздоровление школьников и снижение обращаемости по заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; школьники; питание; Сибирь
N. V. Kulikova1, N. G. Samolyuk1, A. S. Fedotov1, N. M. Krotenko2 — RATIONAL BALANCED NUTRITION OF SCHOOLCHILDREN OF VARIOUS AGE GROUPS
1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Tomsk State Pedagogical University, 634061, Tomsk, Russian Federation; 2Federal State budgetary Institution of Higher professional education Siberian State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, 634050, Tomsk, Russian Federation
The problem of nutrition of schoolchildren as the main index of health status is considered. Recommendations for implementation of correction system of school feeding in conditions of Siberia will be presented The purpose of work: on the basis of the results of monitoring living activity and assessment of the health of schoolchildren of different age groups in Siberia to develop guidelines on the rational balanced nutrition.
Studies bear witness to inadequate diet and regimen offeeding of schoolchildren. In Siberia a progressive deterioration in the health of students during the years of learning is observed, part of diseases is associated with an unbalanced diet. We offer the project, in course of realization of which study in schools are carried out, scientifically grounded recommendations on appropriate diet and regimen of feeding for schoolchildren of different age groups in the Siberia in the cold and warm period of the year are developed. Implementation of recommendations will result in the general improvement of children health and reduction in medical aid appealability due to diseases of the gastrointestinal tract.
Key words: health saving technologies; schoolchildren; food technology; Sibiria
52