Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ'

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ИНВЕСТИЦИИ / КРЕДИТОР / АКЦИОНЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камышанов Т. А., Мартынова Т. А.

В данной статье рассматривается трактовка определения инвестиционной привлекательности компании различными авторами. Проводится сравнительная характеристика методик оценки инвестиционной привлекательности компаний. Данная тема актуальна и для предприятий аэрокосмической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF COMPANIES

This article discusses the interpretation of the definition of investment attractiveness of the company by various authors. The comparative characteristic of methods of assessment of investment attractiveness of the companies is carried out. This topic is also relevant for the aerospace industry.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ»

УДК 336.6

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ

Т.А. Камышанов, Т. А. Мартынова*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Е-шай: tatyana-mart@yandex.ru

В данной статье рассматривается трактовка определения инвестиционной привлекательности компании различными авторами. Проводится сравнительная характеристика методик оценки инвестиционной привлекательности компаний. Данная тема актуальна и для предприятий аэрокосмической отрасли.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, оценка инвестиционной привлекательности, инвестиции, кредитор, акционер.

EVALUATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF COMPANIES

A.M. Komyshanov, T. A. Martynova*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: tatyana-mart@yandex.ru

This article discusses the interpretation of the definition of investment attractiveness of the company by various authors. The comparative characteristic of methods of assessment of investment attractiveness of the companies is carried out. This topic is also relevant for the aerospace industry.

Keywords: investment attractiveness, evaluation of investment attractiveness, investments, creditor, stakeholder.

Для привлечения инвестиционных ресурсов компании необходимо не только обладать устойчивым положением на рынке и продвинутыми технологиями, но также важно найти и убедить сторонних инвесторов как в прибыльности, так и в надежности вложения инвестиций.

Высокий рейтинг привлекательности не только не облегчает доступ компании к различным ресурсам, но и обеспечивает надежду интересов компании во внешней среде, влияет на обоснованность принятия управленческих решений. Это обстоятельство обуславливает высокую актуальность оценки инвестиционной привлекательности компании.

Инвестиционная активность российских компаний предопределила интерес к понятию «инвестиционная привлекательность». Поэтому работы многих отечественных ученых посвящены инвестиционной привлекательности.

В своих работах Д.А. Ендовицкий, В. А. Бабушкин и Н.А. Батурина определяют инвестиционную привлекательность как состояние компании, при котором у потенциального собственника капитала возникает желание пойти на определенный риск и обеспечить приток инвестиций в монетарной и (или) немонетарной форме [1].

По мнению Т.В. Тепловой «инвестиционная привлекательность - характеристика актива, учитывающая удовлетворение интереса конкретного инвестора по соотношению «риск - отдача на вложенный капитал - горизонт владения активом».

Л.П. Белых определяет инвестиционную привлекательность как соотношение уровня риска и ставки доходности.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

Экономист А.И. Бланк под инвестиционной привлекательностью понимает интегральную характеристику отдельных компаний - объектов будущего инвестирования со следующих позиций: перспективность роста; объем и перспективы сбыта продукции; эффективность использования активов и их ликвидность; состояние платежеспособности и финансовой устойчивости.

Некоторые эксперты, например К.В. Щиборщ, вовсе считают, что для данного понятия не может существовать единого определения, так как цели оценки инвестиционной привлекательности различны для разных групп инвесторов. Например, для банков основным критерием инвестиционной привлекательности будет выступать платежеспособность, тогда как для акционеров это будет высокая эффективность ведения хозяйственной деятельности (рентабельность активов).

Таким образом, потенциальному инвестору, в свою очередь, для снижения инвестиционных рисков и наиболее оптимального вложения средств необходимо проанализировать как можно больший объем информации, определяющей стабильность компании, её значимость на рынке, качество управления и многое другое [2].

Основной проблемой при оценке инвестиционной привлекательности компании является поиск методики оценки. По причине недостаточной исследованности понятия «инвестиционная привлекательность компании» в настоящее время не существует и единой методики ее оценки, которая бы содержала конкретный список показателей, позволяющих однозначно интерпретировать полученные в ходе анализа результаты. Это связано с тем, что для потенциального кредитора и акционера понятие «инвестиционная привлекательность» имеет различный смысл.

Как показал анализ, инвесторов интересуют разные показатели инвестиционной привлекательности компании. Методика анализа Сверюгиной Ю.В. рассматривает трехуровневую схему свойств модели инвестиционной привлекательности компании: финансовое состояние, рыночное окружение и оценка корпоративного управления компанией. Основное преимущество методики - системный подход к анализу, а также возможность методом средневзвешенного оценить три локальных и один интегральный показатель инвестиционной привлекательности компаний.

По мнению Тепловой Т.В. с позиции кредиторов необходимо анализировать направления платежеспособности и ликвидности компании. Анализ текущей эффективности с позиции кредиторов позволяет сопоставить текущие затраты ресурсов, выраженные в денежной форме, с получаемыми текущими выгодами. С позиции акционеров ликвидность капитала анализируется по генерированию компанией денежного потока, который может быть направлен для расчетов с кредиторами и собственниками [3]. Кроме этого, с позиции акционеров анализ текущей эффективности компании оценивается по уровню отдачи на вложенный капитал и платы по собственному капиталу как компенсация инвестиционного риска собственника.

Как показал анализ, многие авторы являются приверженцев традиционного подхода и рассматривают зависимость инвестиционной привлекательности компании от его финансового состояния, выраженного в ряде коэффициентов. М.Н. Крейнина является представителем данного подхода, интерес к которому возможен, в первую очередь, у инвестора, выступающего в роли кредитора. Основное преимущество данной методики перед другими заключается в использовании системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности предприятия, при котором учитываются также факторы инвестиционной привлекательности региона и отрасли.

Методика Шеремета А. Д., Сайфулина Р.С., Негашева Е.В. базируется на комплексной рейтинговой оценке финансового состояния и деловой активности компании. Для определения рейтинга компаний авторы предлагают использовать пять показателей, наиболее часто применяемых и наиболее полно характеризующих финансовое состояние: обеспеченность оборотных активов собственными оборотными средствами, которая характеризует наличие у компании собственных оборотных средств, необходимых для ее устойчивости; коэффициент текущей ликвидности (покрытия), который характеризуется степенью общего покрытия всеми оборотными средствами компании суммы срочных обязательств; интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризует объем реализованной продукции приходящийся на 1 руб. средств, вложенных в деятельность компании; коэффициент управления предприятием, который характеризуется соотношением величины операционной прибыли к величине выручки; а также прибыльность компании, которая характеризует объем прибыли, приходящийся на 1 руб. собственного капитала [4].

В методике анализа и оценки инвестиционной привлекательности компании Ендовицкий Д. А. сравнивает интегральные коэффициенты инвестиционной привлекательности предприятий-эмитентов. Чем выше коэффициент, тем выше его инвестиционная привлекательность. Но методика оценки предлагает лишь расчет интегрального показателя инвестиционной привлекательности вложений в долгосрочные долевые и долговые ценные бумаги, а по остальным видам вложений конкретных процедур расчета нет.

Таким образом, для оценки инвестиционной привлекательности компании необходимо использовать все возможные методики анализа, поскольку инвесторам и руководству компании необходимо иметь информацию не только о том, насколько рентабельна компания, но и насколько увеличится капитализация бизнеса в результате инвестиции, каков срок их окупаемости, какова внутренняя норма доходности инвестиции.

Библиографические ссылки

1. Лаврухина Н.В. Методы и модели оценки инвестиционной привлекательности предприятия / Н. В. Лаврухина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №8. - С. 113 - 117.

2. Мелай Е.А., Сергеева А.В. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности организации: сравнительный анализ // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2015. №1-1. С.80-93.

3. Теплова, Т.В. Корпоративные финансы: учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 655 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

4. Юхтаева Ю. А. Методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия и их сравнительная характеристика / Ю.А. // Молодой ученый. - 2016. - №9 (113). - С. 780 - 786.

© Камышанов Т. А., Мартынова Т. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.