рои ориентирован на пользование программным обеспечением банка или предоставляемым Интернет-провайдером (подход Internet-based).
В-третьих, необходимо организовать защиту безопасности в сети при проведении банковских операций (идентификация продавца и покупателя, обеспечение конфиденциальности хранящейся или передаваемой электронным способом информации, сведение к минимуму возможных сбоев в сети).
В-четвертых, препятствием становится отсутствие должного опыта и квалифицированных кадров для осуществления бан-
ками интернет-операций и услуг. В процессе адаптации высоких технологий применительно к российскому банковскому бизнесу можно избежать многочисленных ошибок, сделанных западными странами, лидирующими в настоящее время в этой области.
Таким образом, рассмотренные тенденции определяют эволюцию банковского дела в современных условиях. Их влияние на развитие банковской системы зависит, в свою очередь, от целого спектра социально-экономических, политических и национальных факторов той или иной экономической системы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Банки и банковские операции : учебник / под ред. проф. Е. Ф. Жукова. М. : Банки и биржи, 1997. 471 с.
2. Банковский портфель — 1: (Книга банкира. Книга клиента. Книга инвестора) / отв. ред. Ю. И. Коробов, Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. М. : СОМИНТЭК, 1994. 746 с.
3. Банковский портфель — 2: (Книга банковского менеджера. Книга банковского финансиста. Книга банковского юриста) / отв. ред. Ю. И. Коробов, Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. М. : СОМИНТЭК, 1994. 748 с.
4. Масленников В. В. Зарубежные банковские системы / В. В. Масленников. М. : Элит-2000, 2001. 392 с.
5. Общая теория денег и кредита / под ред. Е. Ф. Жукова. М. : Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995. 304 с.
6. Ширинская Е. Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт / Е. Б. Ширинская. М. : Финансы и статистика, 1993. 144 с.
Поступила 12.08.04.
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА КАК ФАКТОРА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Н. Н. ЛОГИНОВА, кандидат географических наук, А. ЛОГИНОВА, студент
Мордовия является аграрно-индустри-альным регионом, что свидетельствует о приоритете агропромышленного комплекса в хозяйстве республики. Социально-экономическая политика, проводимая правительством, направлена на создание условий для устойчивого экономического роста, комплексного развития территорий и повышения на этой основе уровня и качества жизни населения [4].
Экономика РМ не в состоянии поддерживать ее жизнедеятельность в полной мере (например, обеспеченность бюджета собственными средствами в 2000 г. была равна 66 %). Регион имеет ярко выраженный дотационный характер и зависит от финансовой помощи центра. В частности, в 2000 г, из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ Мордовией было получено 1 879 млн руб. на
© Н. Н. Логинова, А. Логинова, 2005
реализацию различных программ и общее развитие [3, с. 66]. У Мордовии нет собственных топливно-энергетических ресурсов. Вся энергетика работает на привозном топливе. Действующие четыре ТЭЦ сведены в энергосистему, функционирующую в Единой энергосистеме России. Доля газа в топливно-энергетическом балансе республики — около 50 %. Собственные мощности позволяют покрыть потребности не более чем на 30 %. Проблема обеспечения энергией — одна из самых острых в экономической сфере [1, с. 123].
Ведущую роль в хозяйственном комплексе играют такие отрасли, как машиностроение, химическая (резинотехническая), строительная промышленность, а также пищевая, занятая переработкой сельскохозяйственной продукции. Кроме получения трансфертов Мордовия имеет прямые связи с 78 субъектами России: Москвой, Московской, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской, Белгородской, Тамбовской и Тюменской областями, Красноярским и Краснодарским краями, Республикой Татарстан и многими другими, а также экспортно-импортные связи со странами СНГ и дальнего зарубежья, например Болгарией, Великобританией, Германией, Ираном, Италией, Саудовской Аравией и др. В 2003 г. из РМ экспортировано товаров на 11 410 тыс. дол., а импортировано — на 34 754 тыс. дол. Внешнеторговую деятельность осуществляет свыше 200 предприятий и организаций, распространяя ее на
59 государств мира [5, с. 277 — 279].
За 2000 - 2002 гг. ВРП в республике увеличился на 28 %. По объему ВРП в расчете на душу населения она опередила такие регионы, как Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Пензенская, Кировская, Ульяновская и Саратовская области. В промышленности за тот же период прирост объемов производства составил 44 %, что более чем в 2,3 раза превысило среднероссийский уровень. Среди российских регионов по этому показателю РМ занимает 12-е место [5, с. 12 — 13].
Однако республика не относится к числу территорий с развитой транспортной и рыночной инфраструктурой и не расположена в непосредственной близости от границы. Несмотря на то, что РМ соседствует с сильными индустриальными рай-
онами России, имеет достаточное количество квалифицированных трудовых ресурсов, значительную научно-исследовательскую и учебно-конструкторскую базу, она не является привлекательной для иностранных и российских инвесторов [6,
с. 140 - 145].
Известно, что капитал извне — это источник, способный оживить любой регион. Известно также и то, что капитальные вложения прямо пропорциональны росту ВВП. В России сейчас сохраняется положительная динамика поступления иностранных инвестиций. По данным Госкомстата, в 2003 г. в экономику РФ их направлено на сумму 29,7 млрд дол., что в
1.5 раза больше, чем в предыдущий год. В первом полугодии 2004 г. приток прямых иностранных инвестиций достиг
8.6 млрд дол. (3 — 3,5 % ВВП).
В Мордовии также проводится активная инвестиционная политика, обеспечивающая привлечение как инвестиций за счет собственных средств предприятий (53 % от общего объема), кредитных банковских ресурсов, так и прямых иностранных инвестиций, средств населения, бюджетных средств [5, с. 262].
Инвестиционную привлекательность региона определяют преимущественно две характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Первый критерий учитывает основные макроэкономические показатели — насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др. Риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них.
В настоящее время в РФ выросло число регионов «среднего» класса с пониженным потенциалом и умеренным риском. Их насчитывается 27. В 2004 г. интегральный индекс инвестиционного риска увеличился в 42 субъектах России. Минимальным он был в Ярославской и Новгородской областях и Санкт-Петербурге. С каждым годом сокращается количество так называемых маргинальных регионов — с чрезмерно высоким инвестиционным риском. Но сложнее всего национально-государственным субъектам. Они неспособны обеспечить должное снижение данного риска. Регионы с благоприятным инвестиционным климатом находятся в европей-
25
ской части страны: Северо-Западный, Центральный и Приволжский ФО. В них сконцентрировано до 1/3 инвестиционного потенциала России, а инвестиционный риск меньше среднероссийского [2,
с. 182 - 185; 7, с. 8].
Однако большинство экспертов считает, что привлечение капитала в регионы находится в «зачаточном» состоянии: его доля в промышленном секторе — всего 1,5 % ВВП. Например, в Китае приток инвестиций достигает более 50 млрд дол. в год.
Инвестиционный климат во многом зависит от стабильности региональной системы управления, то есть от устройства всей бюрократической машины и авторитета первого лица в регионе. Условия для инвестиций оказались связанными с вероятностью выбора главы субъектов на следующий срок. Среди них оказался и Н. И. Меркушкин, который получил 72,7 % голосов «за» при 68,8 % на предыдущих выборах [7, с. 8].
По информации рейтингового агентства «Эксперт-РА», инвестиционный риск республики имеет устойчивую тенденцию к снижению: если в 2001 г. РМ занимала 37-е место, то по результатам 2002 г. вышла на 27-ю позицию. По степени политического риска она находится на 3-м месте в РФ, а по оценке криминогенной ситуации — в десятке самых благополучных территорий.
Инвестиционную привлекательность регионов обусловливают следующие наиболее значимые параметры:
1) внушительные размеры российского рынка, готового принять большое число новых предложений, что позволяет потреблять почти всю производимую продукцию на месте;
2) квалифицированные кадры и дешевая рабочая сила:
3) результаты сотрудничества со стратегическими инвесторами. Например, в РМ работает ряд крупнейших российских и зарубежных компаний — «САН Интер-брю», АПК Система, светотехнический холдинг «В.А.ВС», холдинг «Ведо» и др. Сотрудничество с питерским холдингом «Ведо» позволило вложить в производство слабоалкогольных напитков более 150 млн руб. А привлечение дополнительных инве-26
стаций на дальнейшую модернизацию производства увеличит акцизные поступления в республиканский бюджет. Налоговые отчисления саранского завода составят порядка 100 млн руб. [7, с. 9];
4) коммуникационная инфраструктура региона. В РМ быстрыми темпами развиваются дорожное строительство и телефонизация. Действуют около 400 АТС общей мощностью более 110 тыс. номеров с программным управлением, внедрены современные поколения телефонной сети, электронные АТС, цифровые системы передачи информации, увеличивается число пользователей сети Интернет. После реализации республиканской программы плотность телефонной сети на селе составит 16 телефонов на 100 человек;
5) рост инвестиционной привлекательности конкретных предприятий. Правда, следует отметить, что большинство российских предприятий еще не готово к работе с инвесторами (в РМ инвестиционную привлекательность имеют только самые крупные — Саранская пивоваренная компания в составе холдинга «САН Ин-тербрю», вагоностроительная компания на базе ОАО «Рузхиммаш», ОАО «Висмут», ГУП «Саранский литейный завод», ООО «Лисма-Оптика», ЛАЛ, ОАО «Завод „ Сарансккабель" » ).
Слабая привлекательность объясняется, в первую очередь, непредсказуемостью налогового законодательства, необеспеченностью прав собственников и кредиторов, трудностями таможенного регулирования, неустойчивостью макроэкономической ситуации, неразвитостью банковского сектора, неплатежами местных заказчиков, недисциплинированностью российских поставщиков, дефицитом управленческих кадров, преступностью. Интересно, что коррумпированность чиновников оказалась менее значимым фактором.
Государственные инвестиции в основной капитал невелики, так как инвестиционные возможности республиканского бюджета ограничены. Приоритетными направлениями являются транспорт, дорожное строительство, газификация, информатизация общества, развитие социальной инфраструктуры (табл. 1). За период реформ в Мордовии значительно сократился объем названных инвестиций. В начале
90-х гг. их уровень к ВРП был равен всего 37,0 % (табл. 2), что все же недостаточно 13,4 %, в 1997 г. — 15,7, в 2002 г. — для устойчивого развития производствен-20,7 % и только в 2003 г. увеличился до ного потенциала.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал в 2003 г., млн руб.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал в крупных отраслях экономики РМ, %
[5, с. 259]
Отрасль 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Промышленность 33 36 26 25 26
Сельское хозяйство 6 15 14 14 12
Строительство 3 4 5 10 15
Транспорт 28 15 24 21 18
Связь 2 2 2 3 4
Торговля и общественное питание 1 1 1 1 1
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 1 1 1 2 1
Жилищное хозяйство 10 9 6 6 7
Прочие 16 17 21 18 16
Регион Объем инвестиций % к 2002 г.
Республика Башкортостан 53 699,9 100,3
Республика Марий Эл 4034,3 122,0
Республика Мордовия 9 049,2 106,2
Республика Татарстан 66 388,1 102,2
Удмуртская Республика 13173,6 101,8
Чувашская Республика 10 549,1 113,6
Кировская область 6 970,7 114,6
Нижегородская область 33343,4 90,2
Оренбургская область 21 629,8 111,1
Пензенская область 8 530,2 109,8
Пермская область 42 098,5 95,6
Самарская область 4 643,2 105,1
Саратовская область 21 026,1 105,7
Ульяновская область 7 362,7 112,3
На рубеже XX — XXI вв. республике удалось сформировать имидж делового партнера. За 2001 — 2002 гг. в ее экономику было вложено более 11 млрд руб. За последние 3 года объем инвестиций в основной капитал предприятий повысился более чем в 1,7 раза. В 2003 г. этот
показатель составил более 9 млрд руб. 40 % из них — затраты на приобретение технологического оборудования, машин и специализированного инвентаря. Доля затрат на покупку импортного оборудования составила 11 % [5, с. 257 — 259] (рис.).
%
200,0 -180,0 -160,0 -140,0 -120,0 -
100,0
80,0 -60,0 -
40,0 -20,0 -
191,8
180,6
0,0
106,7
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
—i
2003 Годы
Рис. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал РМ
[5, с. 263]
Самыми привлекательными для инвестиций являются машиностроение (11,0 % от общего объема инвестиций в основной капитал), пищевая промышленность (7,2 %), сельское хозяйство (10,7 %). На отрасли, производящие промышленные и потребительские товары, приходится около 40,0 %, транспорт — 22,1, образование — 4,2 %.
Возросли и зарубежные инвестиции. В 2001 г. в экономику Мордовии вложено 13,7 млн дол., в 2002 г. — 19,0, в 2003 г. — более 23,0 млн дол. Объем накопленных в экономике иностранных инвестиций составил 51 млн дол. Вместе с тем вызывает опасения снижение доли прямых инвестиций: если в 2000 г. она превосходила 80 %, то в 2003 г. осталась в пределах 68 % [5, с. 264].
В настоящее время действует 40 крупных проектов, где объем инвестиционных затрат превышает несколько десятков миллиардов рублей. Приоритетными отраслями стали перерабатывающая промышленность и стройиндустрия. Созданы холдинги «Талина» (объединивший несколько мясоперерабатывающих заводов — Саранский, Атяшевский, Торбеевский), «Мордовце-мент», стройматериалов «Лато». Начиная с 1997 г. в РМ было подготовлено более 150 инвестиционных проектов, в том числе для таких предприятий, как ОАО «Мор-довспирт», ЗАО «Мордовский бекон»,
ОАО «Теплоизоляция», ГУП РМ «Развитие села» и др. Однако слабо развивается одно из самых современных и перспективных направлений — инвестиции в «человеческий капитал».
В настоящее время величина инвестиций в основной капитал не соответствует реальным потребностям обновления и модернизации экономики страны. Но Россия и ее регионы все же обладают инвестиционной привлекательностью. Надо отметить, что география инвестиций в последние десять лет почти не изменилась. По-прежнему ведущими поставщиками капитала остаются Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция; Нидерланды. На их долю приходится более 70 % иностранного капитала. Наиболее активна Германия — свыше 22 % всех накопленных в РФ иностранных инвестиций. Сейчас в стране действует более 2,5 тыс. фирм с участием немецкого капитала. 14 земель Германии имеют около 30 соглашений с 15 субъектами Российской Федерации. Особую роль в этом плане играет Ярославская область.
В целях привлечения иностранных инвестиций в экономику необходимо развитие различных форм международного сотрудничества, в том числе расширение участия Мордовии в программах правительственных организаций зарубежных стран, заключение новых соглашений, орга-
низация и проведение инвестиционных выставок, семинаров, конференций, круглых столов; формирование системы экономических стимулов для потенциальных инвесторов : создание современной инженерной инфраструктуры, урегулирование правовым путем инвестиционных споров, содействие частичному возмещению вложений, направленных на совершенствование коммунальной инфраструктуры.
Важной целью является обеспечение доступности долгосрочных инвестиционных ресурсов. Пока коммерческие банки удовлетворяют потребности экономики в краткосрочных ресурсах и не способны предоставлять ресурсы долгосрочного характера. В связи с этим нужны благоприятные условия для деятельности институциональных инвесторов, рынка ипотечных услуг, лизинга, которые помогут в
короткие сроки увеличить объемы долгосрочных инвестиций, а также ускорить развитие банковского сектора.
Следует шире осуществлять инвестиции за счет внутренних источников (амортизация, аренда неиспользованного оборудования, лизинг транспортных средств, повышение оплаты проданной продукции «живыми» деньгами, сокращение доли бартера, рост экспорта продукции и, наконец, совершенствование менеджмента). Эффективно управляющая команда, умеющая зарабатывать деньги, всегда вызывает интерес у инвесторов.
Для привлечения инвесторов в регионы России, в том числе и Мордовию, есть благоприятный климат — это улучшение макроэкономического фона. Через несколько лет он может вывести страну на уровень мировых держав.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бахлов И. В. Политическая элита современной России: региональный подход / И. В. Бахлов, О. В. Бахлова, Т. В. Еферина. Саранск : [6. и.], 2002. 180 с.
2. Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. В. Зубаревич. М. : Едиториал УРСС, 2003. 264 с.
3. Кормишкин Е. Д. Экономическая безопасность региона: теория, методология, практика / Е. Д. Кормишкин. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 144 с.
4. Логинова Н. Н. Социодемографическая ситуация в Республике Мордовия / Н. Н. Логинова // Интеллектуальные и информационные ресурсы и структуры для регионального развития. М.,
2002. С. 240 - 245.
5. Мордовия : стат. ежегодник / Госкомстат Респ. Мордовия. Саранск, 2004. 304 с.
6. Человек и общество: социально-экономические аспекты развития в интерпретациях историков : сб. науч. ст. по истории, демографии, экономике и соц. истории / отв. ред. Н. М. Арсентьев. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 308 с.
7. Шмырева Л. На что «западают» инвесторы? / Л. Шмырева // Вне конкуренции : деловой журн. Торгово-пром. палаты Респ. Мордовия. Саранск, 2004. Июль. С. 8 — 11.
Поступила 24.02.05.
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
С. Г. АЛЕХИНА, аспирант
В последнее время одной из самых острых проблем для отечественных предприятий стал недостаток инвестиционных ресурсов. Поэтому выявление всевозможных источников финансирования,
решение вопросов, связанных со способами их мобилизации, повышением эффективности использования, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость .
© С. Г. Алехина, 2005
29